Что случилось в татарстане вчера
Казань взбунтовалась из-за QR-кодов. Москва на очереди?
Народ с трудом понимает необходимость жестких ограничений
В Казани суд арестовал на пять суток и оштрафовал на 2 тысячи рублей пассажира, который ударил кондуктора автобуса и распылил ему в лицо газовый баллончик, сообщает ТАСС. Пассажир напал на кондуктора, за просьбу предъявить QR-код для проезда в транспорте. Соответствующее постановление местного правительства действует с 22 ноября.
Точечное наказание бунтаря власти дополнят системными мерами против тех, кто из-за отсутствия QR-кода задерживает общественный транспорт. По данным «Метроэлектротранс», один из пассажиров в утренний час пик отказался покидать салон трамвая. Полиция вывела скандалиста, однако скопление 10 трамваев нанесло ущерб в 6407 рублей. Теперь ему и другим придется платить.
О других случаях на транспорте, вызванных требованием QR-кода, президент Татарстана Рустам Минниханов смог узнать непосредственно от граждан. В ответ на его традиционное приветствие в Инстаграм на русском и татарском языке «Доброе утро! Хэерле иртэ!» люди выразили свое отношение к новациям в родном городе.
«Какое может быть утро добрым, если ваш народ не может добраться до садика, до школы, до работы», жалуется kiseleva_liliya64. «Остановите безобразие с цифровыми кодами! Это издевательство над людьми! Такое недопустимо!», восклицает yozhikv2mane. «Требуем отмены сегрегации!», призывает suok92. «Страшно вы далеки от народа», резюмирует zharkov_photo.
Однако мэрии Казани все как с гуся вода. «Проверка QR-кодов не повлияла на работу общественного транспорта», — утверждают чиновники. Хотя в первый день проверки QR-кодов 2,2 тысячи человек не были допущены внутрь транспорта, до 1 тысячи пассажиров было выведено из салона, 11 раз пришлось вызывать полицию. Многие просто не поехали.
Характерно, что жители Казани не смирились с ситуацией и объединились в группы помощи людям без QR-кодов. Их подвозят бесплатно или недорого. За первые сутки в соответствующих чатах набралось уже 9 тысяч человек. Они выработали свою систему сигналов. Для опознания водителем не имеющий QR-кода гражданин должен ожидать на обочине дороги с пакетом красного цвета.
За первые сутки перевозчики потеряли около 30% пассажиров в метро и 26% трамвайных и троллейбусных маршрутов. Кто будет оплачивать простои, компенсировать людям недополученную зарплату? Крайними оказались не только пассажиры, но и водители, и кондукторы. Многим неприятно выполнять полицейскую, по сути, работу проверки QR-кодов и они отказываются.
Ранее гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев объяснил «СП», что Кремль намеренно делегировал право вводить локдаун и другие ограничения региональным властям, чтобы те «бодались» с местным бизнесом, балансируя между его интересами и нуждами борьбы с пандемией, и сняли таким образом политическую ответственность с центра.
Интересно, что сняв с себя ответственность, Кремль фактически поощряет в регионах любые, самые крайние меры. Так, Дмитрий Песков назвал драки из-за введения QR-кодов в общественном транспорте Казани «проблемами начального этапа». «Все это послужит делу обеспечения безопасности здоровья людей», — заверил пресс-секретарь президента.
Глядя на реакцию Кремля задумались о введении QR-кодов и в других регионах: в Рязани, Удмуртии, на Камчатке. А вот в Свердловской области решили ослабить ограничения, связанные с кодами. Видимо, испугались того, что творится в Казани. В Ростовской области и вовсе поспешили заверить граждан, что вводить QR-коды не планируется.
В столицах пока осторожничают. «Московская система QR-кодов отрабатывается с федеральными ведомствами», — заявил вечером 23 ноября Сергей Собянин. Резонно. Здесь это вопрос федерального значения. Не дай бог повторятся казанские события. В Петербурге вводить QR-коды если и будут, то после Нового года. «Чтобы не испортить праздник», — объясняют чиновники.
Поддержка QR-кодов, как меры борьбы с пандемией, среди россиян весьма скромная. Согласно опросу, жесткий «казанский» вариант (QR-коды на городском общественном транспорте) поддерживают лишь 15% населения. Еще 2% готова смириться с ними в магазинах. Однако, 68% выступили против QR-кодов в принципе.
— Стремление властей Татарстана к массовой вакцинации населения все-таки продиктовано желанием снизить темпы заболевания коронавирусом, которые в регионе пока сохраняют рост, — говорит политолог, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, сам живущий в Казани. — Привычные формы агитации и просвещения объективно мало работают: это ведь проблема не только Татарстана, но и всей страны.
Видимо, исчерпав любые возможности к добровольному призыву, в регионе пошли по пути создания максимальных неудобств тем, кто по-прежнему не желает вакцинироваться. Но ограничение на посещение торговых центров, спортивных учреждений и заведений общественного питания не привело на практике к массовому росту вакцинации. Все-таки широкие слои населения либо до этого не имели финансовых возможностей для их посещения, либо в состоянии обойтись без них.
Исчерпав все возможности побудить людей к вакцинации, власти Татарстана пошли на столь непопулярный социальный эксперимент — запрет на пользование общественным транспортом тем, кто не имеет QR-кодов, свидетельствующих о прохождении ими вакцинации. То, что это вызвало всеобщее возмущение, было предсказуемым, и власти шли на эти меры осознанно. Дадут ли они тот результат, на который рассчитывают в Казанском Кремле, трудно сказать.
В прошлом году мэр Москвы Сергей Собянин ввел нечто подобное в российской столице, ограничив доступ в метро, однако вскоре от этой затеи быстро отказался. В Татарстане настрой у властей может оказаться более настойчивым, чем у московского руководства. Но популярности татарстанским властям и лично Рустаму Минниханову в глазах населения региона это явно не добавляет.
«СП»: — А может это месть центру за попытку низвести республику до уровня рядового субъекта федерации, отобрав у главы наименование «президент»?
— Я не склонен считать, что существует какой-то хитрый план, задуманный кем-то в федеральном центре: дескать, пусть в Татарстане, чья элита так активно противится смене названия должности главы региона, население будет возмущено своим руководством, и это в свою очередь позволит безболезненно надавить на руководство Татарстана, растерявшего от QR-ограничений свой рейтинг, согласиться отказаться от названия «президент» для первого лица республики. Это актуально в большинстве своем для элиты и национально ориентированной интеллигенции, но остальная часть населения пассивна в этом вопросе.
На какие-то акции протеста, тем более массовые, в поддержку сохранения наименования должности руководителя Татарстана объективно не станут выходить широкие слои населения, да и любая уличная протестная активность в регионе отсутствует. По той же самой причине: из-за ковид-ограничений. Да и сама элита Татарстана не решится на то, чтобы через какие-нибудь общественно-политические организации инициировать какой-нибудь митинг в поддержку президента Татарстана. Тут же последует звонок из федеральном центре: вы чего там делаете? И что отвечать тогда Казани?
Да и нелогично будет: тут в торговый центр не пускают, а вот на митинг можно. Так не будет никто делать.
«СП»: — Но все-таки некий самостийный задор в действиях местных властей чувствуется…
— На столь непопулярные ограничения руководство Татарстана пошло потому что во-первых, объективно продолжает сохраняться рост числа заболевших коронавирусом. Манипулировать статистикой, заниматься очковтирательством уже никак не получается. Скрыть или минимизировать реальное количество заболевших и умерших в отчетах себе дороже. Ведь федеральный центр начинает спрашивать: почему у вас в Татарстане столько заболевших и так мало привитых вакциной?
И что на это отвечать?
Во-вторых, есть имидж у Татарстана как региона, который стремится справиться с трудностями. Пандемия коронавируса — реальная трудность, а единственным ее решением является массовая вакцинация. Объявлять полный локдаун, как это было весной 2020 года, никто не решится: негативный экономический эффект перевешивает все существующие ограничения. Поэтому власти Татарстана и идут на столь непопулярные меры, лишь бы отчитаться перед федеральным центром: вот, видите, мы справились. Да, население было недовольно, но мы справились.
Это позволит заработать какие-то очки и бонусы от федерального центра, в том числе и экономического плана. Тут, видимо, желание держать марку: политический девиз Татарстана звучит как «Булдырабыз!» (в переводе с татарского «Мы можем!»).
— Все сделано так, чтобы людям жизнь медом не казалась, — отмечает социальный психолог Алексей Рощин. — Это не просто какое-то неудобство. Когда людей лишают возможности ездить на транспорте на работу, это похоже на объявление войны. Антиваксеров решили всерьез укоротить и фактически выкручивают им руки.
В Татарстане произошло крушение самолета с группой парашютистов на борту
Начинаем с трагедии этого дня. В Татарстане сегодня разбился самолет, в котором находились 20 парашютистов и два члена экипажа. Как рассказывают очевидцы, он рухнул вскоре после взлета. Погибли 16 человек, шестерым удалось выжить. В республике понедельник объявлен днем траура.
От носовой части самолета практически ничего не осталось. Здесь находились погибшие пассажиры. А вот хвостовая часть уцелела. Видите отверстие, его сделали сотрудники МЧС, чтобы извлечь уцелевших парашютистов.
Из 22 человек, находившихся на борту, 16 погибли. Из них два члена экипажа. Остальные – инструкторы и спортсмены. Шестерых выживших пассажиров доставили в больницу Набережных Челнов, одного мужчину вертолетом в Казань.
Марат Мухамадеев, главный врач больницы скорой медицинской помощи г. Набережные Челны: «По результатам обследования выявлены многочисленные травмы костного скелета, травмы, ушибы легкого, пневмоторокс. Ни у кого из поступивших к нам пяти человек нет повреждений головного мозга, нет повреждения шейного отдела позвоночника. То есть мы сейчас говорим о том, что функция рук и ног полностью сохранена».
Пострадавших посетил глава Татарстана. Большинство из них из соседних регионов, Башкирии, Удмуртии и Кировской области.
– Он перевернулся вот так, да? Ударился?
– Ну, в это время я по салону летал, поэтому еще нет.
— В это время я по салону летал.
– А, то есть, вы непристегнутые были? Или?
– Там лавки боковые стоят, там не пристегиваются. Высота где-то до 100 метров.
– Ну вы в задней части сидели?
Среди пассажиров самолета как опытные парашютисты, так и те, кто собирался совершить свой первый прыжок. Для кого-то это был подарок на день рожденья. Погода идеальная. Безветренная с отличной видимостью.
После взлета самолет успел пролететь всего пару километров. Вот за деревьями находится аэроклуб. Через несколько минут после взлета на борту начались неполадки. Куда же сажать машину. Здесь деревня, здесь дома. Крупный жилой массив. В результате самолет приземлился на территорию строительной базы.
Очевидцы слышали громкий хлопок. Местные жители первыми оказались на месте крушения и пытались вызволить выживших пассажиров из обломков самолета.
За штурвалом L-410 были опытные летчики Александр Зыков и Михаил Беляев.
Галина Беляева, вдова пилота Михаила Беляева: «Он всегда очень к инструкциям относился, как сказать, внимательно. Он всегда говорил, что они написаны кровью. Надо всегда соблюдать инструкции, и я не могу поверить, значит, просто это уже было не в его силах что-то предотвратить».
Пилоты всеми силами пытались увести самолет от жилого массива. И им это удалось. При посадке самолет не загорелся, но она оказалась слишком жесткая. Версий случившегося несколько. Это ошибка пилотирования, перегруз воздушного судна, отказ одного из двигателей.
Рустам Минниханов, глава Татарстана: «Самолет взлетел, на высоте 70 метров пилоты доложили, что один левый двигатель отказал, и попросили вынужденную посадку. Я указом принял решение, создан штаб, который будет отвечать во главе с премьер-министром. Будет оказана и материальная помощь и в доставке, и в похоронах. Мы, республика, окажем все, что можем, для этих семей».
Самолет принадлежат Мензелинскому клубу ДОСААФ. В 2010 году здесь даже проводили Чемпионат мира по парашютному спорту. Сейчас на территории клуба работают следователи. Уже возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатация воздушного судна».
Александр Салапов, руководитель 384-го военно-следственного отдела Следственного комитета РФ: «В настоящее время изымается предполетная документация, допрашиваются очевидцы произошедшего, назначены и проводятся экспертизы, расследование Уголовного дела продолжается».
Также на место крушения сегодня прибыл Александр Чуприян, врио министра МЧС. Он осмотрел место происшествия и провел совещание.
К зданию аэроклуба приходят родственники и друзья погибших. Они до сих пор не могут поверить в случившееся.
Следователи будут работать на месте крушения всю ночь. Завтрашний день в Татарстане объявлен днем траура.
Что случилось в татарстане вчера
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Все права защищены
13 декабря 2021
10 декабря 2021
9 декабря 2021
8 декабря 2021
7 декабря 2021
6 декабря 2021
3 декабря 2021
30 ноября 2021
26 ноября 2021
24 ноября 2021
23 ноября 2021
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Стрельба в гимназии в Казани — трагедия, которая потрясла всех
«У нас был урок математики, и вдруг директор объявил новость: сидеть тихо», — вспоминает ученик 175-й гимназии Марсель.
«Тревожный голос Амины Салимовны дал всем понять, что происходит что-то страшное», — говорит учитель английского языка Гульнара Рузиева.
«Потом были какие-то взрывы, мы легли под парты, так как этот звук становился все громче и громче», — рассказывает ученица 175-й гимназии Аделя.
«Взрыв прямо рядом с нами. В итоге мы все на пол легли», — рассказал Раиль Сагдеев.
11 мая, начало десятого утра. В гимназии 175, где в этот день находятся 784 человека, большинство из них дети, начинается второй урок. Все сидят в кабинетах, часть школьников в столовой, у третьего класса физкультура на улице. В это время 19-летний Ильназ Галявиев с ружьем направляется к школе.
Первой на улице встречает девушку. Она стоит на крыльце, смотрит в телефон и не обращает внимания на вооруженного человека. Галявиев трижды стреляет в нее, но промахивается. Через несколько секунд из школы выходит плотник Мулланур Мустафин.
«Он начал выходить, и в это время с улицы появился молодой человек в черной маске, в черном одеянии, с черной винтовкой и выстрелил на него. Мулланур абый начал падать. И сразу от увиденного в голову пришло: надо нажимать на кнопку тревожную, спасать детей, всем объявить, как-то оградить всех», — вспоминает вахтер Тазкира Ахмадуллина.
Мулланур Мустафин серьезно ранен, но еще жив. Преступник замечает это, возвращается и стреляет второй раз, в голову. Промахивается. Дальше Галявиев выстрелом выбивает стеклянные двери и заходит в школу.
В тот день у директора был выходной — день рождения, но коллеги захотели поздравить руководителя. Поэтому вся администрация на месте. После первых выстрелов стало понятно — в школе вооруженный преступник.
«Первое решение было сразу дать объявление по школе. Была дана команда закрыть кабинеты, забаррикадироваться, не открывать никому двери и разместить детей как можно ниже на полу», — рассказала директор 175-й гимназии Амина Валеева.
«Наша учительница по математике не растерялась, она закрыла класс и собрала нас», — говорит Марсель.
На первом этаже была убита учительница начальных классов Венера Айзатова. У нее не было урока, но после сообщения об опасности она вышла из кабинета, чтобы помочь детям. Дальше преступник поднимается на третий этаж, пытается войти в классы, но двери заперты. Одна открыта — там 8 «А» класс.
«Мы не успели, мы первый класс со стороны лестницы. Никто ничего не смог ему сказать, потому что он просто начал расстреливать всех», — рассказывает Ахмад.
«Своим телом попыталась прикрыть детей, и теперь в тяжелом состоянии, мы молимся, чтобы она выкарабкалась», — сказал Рустам Хазрат Халиуллин.
В классе Галявиев убивает несколько детей, но патроны заканчиваются, и преступник выходит в коридор. Как потом окажется, он еще вернется. У детей начинается паника.
«Она выпрыгнула из окна. Дождалась момента, когда у него закончились патроны, он вышел перезагружать или что-то. Она увидела, что окно открытое, и с мальчиком, который сидел с ней рядом, выпрыгнула сама», — рассказала мама одного из учеников Альфия Гумерова.
«Видимо, шла закрывать дверь, а в этот момент он уже ворвался. И получилось, что она закрыла собой ребенка, он выстрелил в нее в упор», — говорит Жанна Мухаметшина.
«Рану я завязал футболкой, футболка у меня была вся в крови, кровь стекала. Я сам дошел. Сначала боль не чувствовал, потом, когда приехал в больницу, уже начало болеть», — говорит Расул.
В это время в школе идет эвакуация. На первом этаже малыши. Они четко выполняют указания классного руководителя — прыгать в окно.
«Я им сказала прыгать. Выдавила улыбку и сказала: детишки, прыгаем», — говорит учитель начальных классов Эндже Гаязова.
«Если бы не первый этаж, было бы нам плохо, мы бы сразу и не выпрыгнули бы, он бы и до нас дошел», — сказал Никита Хевронин.
«Я не знаю, мы побежали просто туда, где хлопнуло, к окнам в школе. Знаете, я даже о своем ребенке не вспомнила, понимаете? Мне только потом коллеги сказали: «А Ленька твой как?» Мне плохо стало. Мне навстречу мальчик шел с окровавленной щекой, проводила. И когда мы увидели, что дети с этажа прыгают, я уже не помню, я побежала, но там мужчины были, они встать пытались, они их на руки взяли. Я побежала обратно, вдоль этого же забора, в скорую, потому что гудело все», — вспоминает учитель биологии Алла Пономарева.
«А Ленька-то как?» — спрашивает корреспондент.
«Слава богу, он не с этой стороны был, видимо, класс другой, вывели его», — говорит Алла Пономарева.
«Учителя большие молодцы! Закрылись, забаррикадировались, сказали детям лечь на пол, чтобы все сидели тихо. Они очень большие молодцы, они наших детей подбадривали, что все будет хорошо», — говорит мама пострадавшего Алсу Сунгатулина.
От рук Галявиева погибли девять человек — семь детей и двое учителей. Преступник, увидев в окно полицию, сдался сам. На допросе вел себя неадекватно. Называл себя богом, отказывался от родителей и призывал к убийствам.
Преступник ранил больше 20 человек. У многих школьников огромная потеря крови. У одного мальчика остановилось сердце, но врачам удалось его реанимировать. Медики работали одновременно в шести операционных.
«Поступили все в очень выраженном стрессе, стрессовой ситуации. Даже те ребята, которые пытались держаться, вот как Расул, например, у них дрожали руки, у них тряслось все тело», — рассказала заместитель главного врача Лилия Басанова.
Травматологи, торакальные хирурги — над одним ребенком одновременно работали несколько медиков. Вот рентгеновский снимок одного из пострадавших, а эту картечь извлекали из груди 14-летнего мальчика. Дети, кто был в сознании, вели себя максимально мужественно, почти не плакали и старались помочь другим.
«Арслан. Его ранили в грудную клетку. Дышать он практически не мог. Постепенно он терял сознание. Говорил ему: все будет хорошо, не волнуйся», — вспоминает Расул.
«Говорили, что у меня все хорошо. Вот тому мальчику хуже, вот у него, допустим, раны открытые, пожалуйста, сначала ему помогите. То есть даже такие были. Я хочу отметить, что наши дети, мы их считаем все время маленькими, но они на самом деле настолько взрослые, настолько они сильные», — говорит заместитель главного врача Лилия Басанова.
К центру крови в Казани выстроились огромные очереди из доноров. Обычные горожане искренне хотели помочь пострадавшим.
В больницу в день трагедии прибыли министр здравоохранения Михаил Мурашко и министр просвещения Сергей Кравцов. Вместе с Рустамом Миннихановым они навестили раненых.
Самых тяжелых пациентов транспортировали бортом МЧС в Москву. Двое детей до сих пор в крайне тяжелом состоянии. В детской республиканской больнице остаются 15 пациентов. Многие с родителями. Это, конечно, очень помогает. Неравнодушные казанцы присылают игрушки, подарки и трогательные записки.
«Благодарность нашим врачам, всему коллективу. Мало того, что была такая паника, все в слезах, они пытались с каждым родителем поговорить, успокоить. Огромное спасибо им за их нелегкую работу», — благодарит врачей Фатима Вараева, мама Расула.
К зданию школы тысячи казанцев несли цветы. Очередь растянулась на целый квартал.
В эти дни город прощался с погибшими школьниками и учителями. Преподаватель английского Эльвира Игнатьева. Ей было всего 26.
«Эльвиры Николаевны не стало, нашей классной мамы. Сейчас все дети, получается, осиротели. В одночасье человека не стало», — говорит Жанна Мухаметшина.
Венера Айзатова — опытный педагог и тоже классная мама. Ее запомнят как доброго и заботливого учителя.
«Я не поверил. Я до сих пор не верю в это. Моя первая учительница. Хорошая. Всегда после уроков со мной занималась. Всегда тепло отзывалась. Всегда ходил к ней в гости. Мы были соседями», — рассказывает молодой человек.
Коллектив учителей собрался вместе лишь через несколько дней после трагедии. В коридорах стойкий запах валерьянки и уже тихие бесконечные слезы.
«И этот коллектив сегодня достоин высоких благодарственных слов. Именно благодаря их самоотверженности, героизму были спасены жизни. Мы будем стараться вернуть наших детей в образовательный процесс, обязательно проведем вручение аттестатов по окончанию 9 и 11 классов. И будем стараться делать еще больше в память о тех, кто ушел», — сказала директор школы №175 Амина Валеева.
Вот так выглядит 175 гимназия сейчас. Следы от взрыва и стрельбы. В стенах следы от пуль, на перилах лестницы кровь. Весь пол вестибюля усыпан битым стеклом. В здании продолжают работать следователи. Сейчас решается вопрос о проведении капитального ремонта. Педагогический состав уже высказался против этой идеи. Школа не должна менять свой облик, трагедию не стереть никакими красками. Преподаватели попросили сделать в гимназии мемориал в память о погибших детях и учителях.
Катастрофа L-410 в Татарстане. Погибли 16 человек
Лента новостей
Все новости »
Самолет принадлежал аэроклубу. По словам президента Татарстана Рустама Минниханова, после взлета пилоты доложили об отказе одного из двигателей
В Татарстане разбился самолет L-410 с парашютистами на борту. Это произошло в десятом часу утра близ города Мензелинска. 16 человек погибли, в том числе оба пилота, сообщили в местном Минздраве.
Как рассказал прибывший на место крушения президент Татарстана Рустам Минниханов, на высоте 70 метров пилоты доложили об отказе одного из двигателей и запросили экстренную посадку. По его словам, на расстоянии километра от аэродрома борт зацепил крылом припаркованный автомобиль «Газель», после чего упал. От удара самолет разорвало пополам.
По словам очевидцев, самолет летел низко над деревьями, причем нос был задран, а хвост опущен вниз. Затем стал разворачиваться над болотами, еще сильнее снижаться и в итоге упал, причем, судя по опубликованным видео, на бревна.
L-410 вмещает до 19 пассажиров и двух пилотов, на борту разбившегося борта было на одного человека больше. Сам самолет 1987 года выпуска. Что могло стать причиной трагедии? Рассуждает заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский:
— Если самолет идет с задранным носом, на малой скорости, и если он будет брать на себя для того, чтобы уйти от земли и набрать высоту, то в этом случае будет только усугублять положение — фактически увеличится вертикальная скорость. А если будешь отдавать, рядом земля, куда ее отдать. То есть надо просто выдержать этот момент, чтобы уйти на большую скорость, тогда он полетит уже нормально. Здесь просто времени у них уже не было, потому что все рядом было. Перегруз в принципе не такой значительный, даже если там один человек лишний. Тут другое. Дело в том, что парашютистам вообще достаточно сложно, потому что ребята все, будем так говорить, «упакованы» — у них есть основные и запасные парашюты, то есть дополнительное оборудование, которое используется. И мало того, они уже потихонечку группируются для того, чтобы выполнить прыжок с высоты 4 тысячи метров. И я считаю, что здесь, скорее всего, не перегруз повлиял, а центровка, потому что если они все собрались в хвосте, то просто рулей в начале не хватало, потом он вышел на большие углы, и, судя по описанию, как это все происходило, похоже, что просто действительно он был на больших углах атаки, скорость не набирал, то есть второй режим, то есть фактически произошло сваливание и даже падение самолета. Если бы отказал двигатель, то он вообще бы просто рухнул и завернулся куда-нибудь. А если была бы ровная поверхность, может быть, он и каким-то образом примостился, но мне кажется, он уже был фактически неуправляем. Все было выбрано для того, чтобы удерживать его в горизонтальном полете и уйти на большую скорость. А это не позволяло, потому что он несколько на других режимах полета находился. Не знаю, как этот самолет оборудован, но, вообще, специально делают расширенный выход такой, и сдвижная дверь, она убирается вверх, специально для парашютистов, для того чтобы подготовиться как можно скорее группе покинуть самолет, поэтому в хвостовой части достаточно широкий выход, наверное, метра полтора.
— Сообщается, что самолет использовался с 1987 года. Много ли это для самолета?
— Это не играет роли, важно только, что он исправен был сам по себе, то есть выполнялись регламенты по двигателю, по самолету, по оборудованию. Если это все сделано, то фактически, значит, тогда все указывает на ошибку пилотирования, и не то что ошибка, а вообще распределение груза. Этот момент очень критичный для этого самолета.
Как рассказали СМИ в аэроклубе, пилотам было по 60 лет, они были опытные — больше 10 тысяч часов налета у каждого.
Упавший самолет принадлежал мензелинскому филиалу Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ). В организации сообщили о приостановке полетов всех самолетов L-410 до выяснения причин произошедшего.
Могла ли быть причиной крушения техническая неисправность? Комментирует летный директор аэроклуба «Аист-М» Вячеслав Маркалов:
— ДОСААФ относится к государственной авиации, у них свои требования к нормам летной годности, больше как по гражданской авиации. У нас очень жесткий контроль. Я не знаю, как там в госавиации, наверное, что-то подобное тоже есть, вряд ли самолет неисправный был допущен к полету. Но отказы случаются, к сожалению, это электронная техника, сложная достаточно, поэтому отказы могут быть в любой момент. Жаль, что так происходит, с гибелью людей.
— L-410 на хорошем счету? В вашем аэроклубе он есть?
— Нет, у нас был, мы эксплуатировали его шесть лет, очень хороший самолет. Но есть свои недостатки, там небольшая дальность, тихоходная машина, но для парашютистов это идеальный самолет, почти все клубы Московской области используют L-410.
После трагедии источники ТАСС сообщили, что глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин распорядился приостановить сотрудничество Центра Гагарина с Мензелинским филиалом ДОСААФ. Business FM дозвонилась до его руководителя Равиля Нурмехаметова. Он не смог долго говорить, поскольку в филиал прилетел президент Минниханов, но только от Business FM узнал о решении «Роскосмоса»:
— Куда летели?
— Никуда не летели. Это парашютный клуб.
— Парашютный клуб мензелинский именно?
— То, что ЦПК имени Гагарина разрывает с вами контракт, вы уже слышали?
— Они каким образом с вами сотрудничали?
— Специальная парашютная подготовка. В течение десяти лет работали каждый год. Всегда довольны были нашей работой. Но, к сожалению, сейчас все может быть.
— А парашютисты были татарстанские или со всей России?
— Основная часть — Татарстан, ну и ближайшие города — Уфа, Ижевск. В основном мы.
— А направлялись куда, Равиль Мирзанурович?
— В воздух на прыжки, на высоту 4 километра.
Спасательные работы на месте крушения самолета завершили через несколько часов после случившегося. По данным МЧС, шесть человек выжили. Доставать людей из-под обломков спасателям помогали очевидцы. Свидетели трагедии публикуют видео с места ЧП:
— По дороге в Мензелинск самолет упал, загорелся, вроде все живы, все хорошо. Выходили на своих ногах, но кто-то еще лежит. Пожарная подъехала.
— Что там, все живые, все хорошо?
— Его вот так вот, в лепешку, как в консервной банке, рука чуть шевелится и все, и керосин бежит. Керосин прямо ручьем бежит. Не дай бог, он не горит, он взрывается, пахнет так, что ой-ой-ой.
— Давайте, поехали, не будем терять время.
Своим видением произошедшего поделился с Business FM близкий друг погибших, парашютист-инструктор Андрей Яруткин. Он неоднократно летал на том самом L-410:
— Мы с друзьями были, с Сергеем Кузенко я дружу с 2000 года, когда в 16 лет пришел прыгать на аэродром в Магнитогорске. Он был моим первым тренером. С тех пор мы плотно общались.
— В самом Мензелинске вы как давно прыгали, сколько раз?
— Весной приезжал, прыгал, все хорошо. Это очень прославленный аэроклуб, техника там очень надежная. В комментариях «диванные эксперты» пишут всякую ерунду, техника там абсолютно исправная и очень хорошая. И в этом я лично убеждался много раз. Этот аэроклуб воспитал очень много выдающихся спортсменов, которые сейчас стали мастерами спорта, а кто-то чемпионами России, Европы, мира. То, что случилось, — несчастный случай.
— Самолет легкомоторный, на котором их перевозили, L-410, он вам знаком?
— Да, L-410 591 был, я на нем тоже летал. Очень хороший самолет, высоту набирает очень быстро, скороподъемность у него хорошая, двигатели работают отлично. Авиатехнический состав там тоже на высшем уровне, туда простого автослесаря, допустим, никто не возьмет.
— Сегодня встречались комментарии о том, что попросту перегруз произошел, 22 человека на борту, что якобы это могло привести к трагедии.
— Это допустимо. L-410 бывает двух модификаций, бывает трехлопастной двигатель стоит, бывает — пятилопастной. Как раз-таки в Мензелинске стоят пятилопастные. На трехлопастные двигатели разрешается количество людей 16 человек. На пятилопастные уже можно 20, 22 — не предел.
Ранее сообщалось, что в самолете было 23 человека. Позже спасатели уточнили, что за пассажира приняли родственника одного из парашютистов — он оказался на месте крушения, из-за сильного стресса ему стало плохо, его госпитализировали вместе с другими пострадавшими.
Как выяснилось позже, речь шла о жене одного из парашютистов, она хотела его поддержать и встретить на земле. Сегодня ее муж Ильнар должен был совершить свой первый прыжок. Сертификат ему подарили на день рождения.
Он выбрал Мензелинский клуб, потому что он хорошо известен в Татарстане и находится недалеко от его дома. Жена стала очевидцем падения самолета, сейчас она в больнице, о смерти мужа ей пока не сообщили.
11 октября в Татарстане объявлен днем траура.