Что случилось в британии с бензином
Британию охватил хаос из-за нехватки бензина: километровые очереди, драки
Десятки тысяч британцев не смогли даже добраться до работы
Если на протяжении недели закупки бензина британцами впрок не носили массового характера, то к вечеру пятницы водители начали массово скупать горючее. Формальным поводом стало закрытие нескольких десятков АЗС, на которых топливо просто закончилось: весть быстро разошлась по стране, породив «цепную реакцию».
В понедельник десятки тысяч британцев остались работать из дома – из-за нехватки топлива. Что еще хуже, в результате кризиса остался без бензина персонал национальной службы здравоохранения, включая врачей и медсестер. Британская медицинская ассоциация призвала обеспечить медикам приоритетный доступ к топливу, предупредив, что, поскольку запасы иссякают, существует реальный риск того, что сотрудники системы здравоохранения не смогут выполнять свой долг. И многие школы планируют вернуться к онлайн-обучению, поскольку учителя не могут заправить машины, чтобы добраться до работы.
Daily Mail приводит слова 31-летнего электрика Роланда Маккиббина из Бекенхэма, на юго-востоке Лондона, рассказавшего, что он не смог добраться до работы в понедельник — объехал четыре бензоколонки и так и не смог заправиться.
«В общем, устраивающие панику идиоты лишили меня дохода и прямо вырвали со стола еду для моей жены и пятилетнего сына, потому что, к сожалению, я не могу дистанционно подключать провода к домам людей. Я потратил топливо, проехав около 15 миль в поисках заправки — в конце концов пришлось повернуть назад».
«Вчера я проехала 30 миль в поисках дизеля, но горючего не было», — рассказала 55-летняя директор образовательного благотворительного центра Каренза Пассмор из Лэнгли-парка в графстве Дарем.
А управляющий автозаправочной станцией возле аэропорта Хитроу говорит, что персонал был вынужден закрыть туалеты, чтобы клиенты не отсиживались там в ожидании, пока снова появится горючее.
Версии произошедшего
Автовладельцы вполне решили, что причина прекращения работы заправок — в истощении запасов в хранилищах. Однако британские власти официально заявили — топлива у государства достаточно.
«У нас в стране нет нехватки бензина, — отметил, в частности, министр транспорта Великобритании Грант Шаппс в воскресном телеэфире. — Нам просто надо сделать так, чтобы люди заправлялись тогда, когда им это правда нужно».
Великобритания имеет в своем распоряжении шесть нефтеперерабатывающих заводов с 47 хранилищами, и, по словам главы транспортного ведомства, ни одно из них не опустошено.
Вместе с тем и компании-операторы АЗС, и британские власти, и работники транспортной сферы признают — основная причина нехватки топлива кроется в уменьшении количества водителей бензовозов. Раньше во многих случаях на эту работу устраивались граждане Евросоюза из континентальной Европы. Но после «Брекзита» — выхода Великобритании из ЕС — они не имеют права трудиться на британской территории, как раньше.
Если в разгар пандемии, когда большая часть населения сидела по домам, а машины простаивали в гаражах, проблема нехватки бензовозов не ощущалась, то по мере возвращения к привычной жизни вопрос отсутствия иностранных трудящихся встал как никогда остро.
Эксперты по вопросам энергетики заявили, что они ожидают рост цен на сумму от 3 до 10 пенсов за литр бензина к концу текущей недели (за предыдущие семь дней стоимость выросла почти на 2 пенса). А разъяренные водители уже обвиняют АЗС в искусственной накрутке цен и обманных схемах. По словам многих очевидцев, ряд станций перестали отображать на табло стоимость топлива, пока оно не будет залито в бак, и автовладельцу приходится независимо от его желания заплатить требуемую сумму.
При этом заправки, которые честно стараются держать прежний уровень цен, своей политикой тоже косвенно способствуют нарастанию напряжения: информация о них мигом разносится по интернету, создавая очереди и пробки поблизости.
Пути выхода из кризиса
Обычные водители голосуют фунтом за хоть немного предсказуемое будущее, что уже привело к закрытию более трех тысяч автозаправок (из 5,5 тыс.). Те же АЗС, которые пока работают, вводят строгие квоты на покупку топлива, хотя и это далеко не всегда помогает. Даже при ограничении объема продажи бензина «в одни руки», само количество желающих приобрести его заставляет заправочные станции прекращать работу.
А британские власти тем временем пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, признав наконец потребность в иностранных рабочих, но — лишь частичную. Так, по словам министра Шаппса, правительство решило выдать пять тысяч рабочих виз водителям из государств Евросоюза. При этом, отметил глава транспортного ведомства, срок действия этих разрешений на работу будет ограничен максимум тремя месяцами — только с целью избежать коллапса к Рождеству. После этого иностранцы должны будут вернуться восвояси, а британцы дальше смогут справиться сами.
Логика подобных рассуждений уже вызвала критику со стороны местной Ассоциации грузовых перевозчиков, где отметили: даже для временного решения возникшего кризиса нужно как минимум 90 тысяч водителей, причем прямо сейчас, без всяких бумажных проволочек.
В противном случае на горизонте уже маячит сценарий замкнутого круга, когда бензовозам самим не будет хватать топлива для того, чтобы доставить горючее до АЗС.
Обсуждаются и другие варианты. Например, «переброска» на бензовозы водителей с продовольственных фур. Но тогда не ясно, кто же будет возить продукты (а опасения, связанные с пустыми полками продовольственных магазинов, в Британии в последнее время растут как на дрожжах).
Возможно, подмога придет со стороны военных. Правительство Бориса Джонсона оказалось перед перспективой привлечь сотни солдат для доставки топлива на иссякшие АЗС. Однако для полной реализации этого плана понадобится до трех недель. Вместе с тем, по словам министра транспорта, этот сценарий и вовсе вряд ли будет осуществлен. При этом некоторые станции уже стали объектами усиленной охраны — во избежание конфликтов.
«Это похоже на конец света»
План привлечь военных состоит не только в использовании их в качестве водителей, но и как охрану для бензовозов. И хотя трудно представить, что британские трассы станут простором для дорожных «пиратов», паника приобретает уже совсем абсурдный и оттого опасный характер.
Так, например, один из пользователей Twitter написал о том, что его шурина, который как раз работает водителем бензовоза, на трассе буквально преследовали несколько легковых автомобилей. По словам британца, ему в какой-то момент даже стало страшно за родственника.
На заправке в пригороде Лондона мужчина на джипе сбил сотрудницу кафетерия, объяснив это нервным срывом. Водителя, впрочем, быстро скрутила местная охрана, а девушка отделалась легкими травмами — к счастью, разогнаться в очереди машине было негде.
Вереницы автомобилей тянутся в некоторых местах почти на два километра, и водители проводят в ожидании порой по четыре часа, пока опередившие их «счастливчики» наполняют все имеющиеся в наличии резервуары — в ход идут любые емкости больших объемов, а не только специальные канистры.
Очень часто тем, кто даже долго отстоял в очереди, в итоге ничего не достается, и это, конечно, лишь добавляет агрессивности поведению людей: на нескольких АЗС уже были зафиксированы драки. И пока британцы становятся все злее, тают и надежды на помощь с континента. В частности, представители Союза водителей грузовиков ЕС уже заявили: они не вернутся в Англию, чтобы помогать ей выбираться из кризиса, ею же и созданного.
Британцы продолжают активно делиться в социальных сетях рассказами о своих поездках на работу.
Многие из тех, кто привык передвигаться на автомобиле, вынуждены были в кои-то веки воспользоваться общественным транспортом, что существенно увеличило их время в пути и ощутимо ударило по карману в сравнении с использованием машины.
Те, кто живет в предместьях британской столицы, опасаются, что уже на следующей неделе не смогут попасть на свои рабочие места.
Мэр Лондона Садик Хан, в свою очередь, сообщил, что сотни таксистов, работники медицинских учреждений и т.д. в понедельник, 27 сентября, не вышли на работу — из-за невозможности заправить баки. А некоторые вынуждены были бросать автомобили прямо на дорогах, проехав лишь часть пути. Когда они смогут вернуться за ними и сколько за это время штрафов за неправильную парковку получат, как грустно шутят в соцсетях британцы, — не ясно.
Сообщения о возможной нехватке продуктов вкупе с увеличением тарифов на газ и так ослабили позиции правящей партии и премьера Джонсона. Добавившийся топливный кризис наверняка лишь усугубит тенденцию. И, возможно, породит среди британцев еще больше сомнений в том, что «Брекзит» был адекватным решением.
– Все свидетельства в интернете об обстановке на АЗС правдивы, это не фейки, конечно, — рассказал житель Шеффилда, автовладелец Дэвид Блинкенсопп, отвечая на вопрос «МК». — Мне благодаря работе выезжать куда-то приходится не часто, но подобных очередей я не видел никогда. Вокруг моего дома из трех ближайших заправок закрылись уже две. В Лондоне все пытаются списать на пандемию коронавируса, но мы задаемся вопросом — почему даже в странах, которые беднее нашей, таких проблем не возникает? Brexit.
Ни газа, ни бензина, ни еды. Великобритании грозит новый кризис
«Хорошее время, чтобы пересесть на общественный транспорт». Так жители Великобритании реагируют на новый кризис. Сначала в Королевстве резко подскочили цены на газ. Теперь стал исчезать бензин.
Паникующие британцы сегодня утром выстроились в очереди на заправках. Их напугало сообщение нефтяной компании ВР, которая объявила о временном закрытии нескольких заправочных станций. Ассоциация продавцов топлива призвала водителей следить за тем, чтобы запас горючего в машинах не был меньше четверти бака на случай, если заправки будут массово закрываться. Результат не заставил себя долго ждать, и в первой половине дня кое-где действительно закончился бензин.
Причина, по которой началась паника, с запасами топлива никак не связана. Горючего в Великобритании достаточно. Проблема в том, что его некому развозить. В стране нет необходимого количества водителей грузовиков. По уже стандартной формуле здесь быстро найдены виноватые – Brexit и COVID-19.
Всего не хватает около 100 тысяч профессиональных водителей. Раньше их легко нанимали на континенте, но из-за Brexit с этим стало намного сложнее. В Англии срочно упрощают процедуру выдачи лицензии на управление грузовиками. Транспортные компании повышают зарплату: одна из молочных фирм предложила водителям 78 тысяч фунтов стерлингов в год. Примерно столько здесь получают депутаты парламента. В учебных центрах уже отмечают наплыв желающих овладеть водительским мастерством.
Для того, чтобы найти достаточное количество профессионалов или обучить новичков, необходимо время, а его уже нет. Так что паникеры спешно запасаются дизелем и бензином, чтобы министр транспорта им при этом не говорил.
Точно также британские министры успокаивали всех на прошлой неделе, когда из-за высоких цен на газ в стране закрывались производящие удобрения фабрики. Потом выяснилось, что остановленные заводы являются крупнейшими поставщиками углекислого газа, без которого невозможно забивать скот, производить сухой лед и газированные напитки. Уже тогда обозначилась перспектива пустых прилавков. Транспортная проблема ничего хорошего тоже не сулит.
«За время пандемии мы не закрыли ни одного магазина, не пропустили ни одной поставки, но сейчас мы недополучаем по 20 поставок в день в наши магазины. Это действительно проблема», – говорит представитель сети супермаркетов Ричард Уокер.
McDonald’s временно отказался от молочных коктейлей из-за периодических срывов с поставками молока. Председатель правления сети супермаркетов Tesco не исключил, что если все так пойдет и дальше, то цены на продукты могут вырасти в этом году на 5%.
«Это почти невозможно предсказать. Я думаю, нас ждет общий рост цен до 5%, что значительно выше показателей предыдущих лет», – утверждает председатель компании Tesco Джон Аллен.
Президент Бразилии Больсанаро заявил, что во время встречи в Нью-Йорке премьер-министр Джонсон просил срочно заключить договор о поставках продовольствия, потому что к концу осени Британию ждет дефицит. В Лондоне говорят, что не помнят, чтобы премьер говорил нечто подобное. В британском правительстве действуют по принципу: не можешь решить проблему, измени к ней отношение. Например, здесь считают нормальной ситуацию, когда из-за скакнувшей цены на газ, одна за другой банкротятся энергетические компании.
В правительстве обещают, что британцы не будут голодать и мерзнуть на Рождество, оставляя за скобками вопрос о том, сколько в итоге им придется платить за газ и свет. Вместо этого министр Квартег пожелал всем теплой осени, заявив, что расходы на отопление напрямую зависят от погоды. Получается, что в Соединенном Королевстве теперь все зависит от милости природы, на которую, возможно, к счастью, не имеет влияния британский кабинет.
Великобритания оказалась на грани топливного хаоса из-за отсутствия бензина на АЗС
На автозаправках бесконечные очереди, доходит до драк за последний галлон. Военных привели в повышенную готовность. Кажется, что ситуация как в кино про страшное будущее, где в мире закончился бензин. Странно то, что бензина в британских хранилищах, по официальным данным, предостаточно. Так что же заставило англичан плакать горючими слезами?
— Я был на шести заправках в разных местах. Бензина нет нигде.
На АЗС ввели ограничение: заправиться можно только на 35 фунтов. Это около 22 литров.
— Я должен был быть на работе. Это ужасно, я пытался приехать сюда прошлой ночью, но тут и ночью стояла очередь.
В очередях британцы стоят с пятницы. Именно тогда стало известно что у топливных компаний не хватает водителей для перевозки бензина. Власти попытались успокоить население: Не паникуйте, заявили министры, топливо есть.
Эффект получился обратным. Британцы ринулись на заправки. Кто мог, наполнял не только свои бензобаки, но и многочисленные канистры, и пластиковые бутылки из-под воды, хотя это запрещено. Таких водителей в правительстве называют паникерами и обвиняют их в этом кризисе.
Однако, эксперты другого мнения. Как написала Daily Mirror, Бориса Джонсона еще в июне предупреждали о возможном сбое. Причина столь острой нехватки водителей — Brexit. После выхода из ЕС королевство покинула целая армия рабочих. Не хватает медсестер, официантов, сборщиков овощей и водителей.
«Это полное отсутствие планирования. Мы приняли решение выйти из ЕС в 2016 году. У нас было пять лет, чтобы правительство просчитало последствия. И вот мы оказываемся в ситуации, когда в воскресное утро заправки закрыты или там огромные очереди», — заявляет лидер лейбористской партии Кир Стармер.
Чтобы понять, насколько все серьезно, журналисты тоже решили заправить нашу машину и заодно проверить, сколько времени на это уйдет. Объехать очередь сложно. Дороги узкие. Поэтому образовалась пробка. Мотоциклисты пытаются заправиться вне очереди. Их прогоняют другие водители. Уступать никто не хочет. Итого получилось — стояли в очереди 51 минуту.
Ажиотажный спрос уже привел к рекордному подорожанию бензина. Цены на топливо на самом высоком уровне за последние восемь лет. Страдают не только автомобилисты: доставщики продуктов не могут доехать до клиентов, 22 футбольных клуба, играющих в любительской лиге, отменили матчи. Общественный транспорт ходит с опозданием, некоторые маршруты временно закрыты. Тысячи британцев опаздывают на работу. Среди них врачи и медсестры. Директора больниц требуют заправлять машины медработников вне очереди.
«Люди здесь умирают. Они не просто остаются без чашки кофе, а именно умирают. Пациенты ждут болеутоляющих лекарств и не получают, а все из-за этой паники с бензином», — говорит директор хосписа Джо Митчелл.
Власти вынуждены идти на крайние меры. Для перевозки бензина планируют привлечь военных. Отменен запрет на коротко-срочные визы для низкоквалифицированных рабочих. Британия ждет пять тысяч дальнобойщиков из ЕС. Правда, их пускают в королевство лишь на три месяца.
«Водители не хотят ехать. Они помнят, что произошло в прошлое рождество, когда они застряли на переправе в Дувре без воды и еды. Вдобавок к этому в Британии плохие условия труда, поэтому я не думаю, что водители согласятся», — полагает руководитель отдела исследований и правоприменения Федерации голландских профсоюзов Эдвин Атама.
В королевстве не хватает более 100 тысяч водителей. Из-за чего проблемы возникли и с доставкой продуктов. Британские СМИ все чаще публикуют кадры с пустыми полками супермаркетов. Владельцы торговых сетей предупреждают, что если не предпринять экстренных мер, то к рождеству полки будут пустыми по всему королевству.
Энергетический тупик: драки на заправках в Англии и цинизм Штатов
В Британии дорогущий газ останавливает заводы.
То, что мы делаем сейчас, – по нынешним временам, наверное, преступление. Вот так вот бездумно жечь газ при нынешних ценах… При том, что ценник совершенно точно будет расти – с октября его поднимают на 12%, и это еще не предел. При том, что газ и электроэнергия здесь стоят кратно дороже того, к чему мы привыкли в России.
К энергетическому кризису в Британии добавился топливный кризис. На заправках кончились бензин и дизель. Там, где горючее есть, – огромные очереди. Британцы в прямом смысле дерутся за то, чтобы заполнить свой бак.
С запасами топлива нет проблем, но развозить его некому. Из-за Brexit катастрофически не хватает водителей грузовиков. Раньше их набирали на континенте. Возникла реальная перспектива пустых прилавков в магазинах. Настоящая паника началась, когда из-за высоких цен на газ в Англии приостановили работу производители удобрений. Оказалось, что от них зависит многое, потому что побочный продукт этого производства – углекислый газ. Без СО2 невозможно охлаждение реакторов на атомных станциях, он нужен для газированных напитков, в том числе и для некоторых сортов любимого здесь пива, и, что имеет особое значение, этот газ применяют для забоя скота. Производители мяса и птицы предупредили, что страну ждут перебои с поставками курятины и свинины.
Взобравшись на трибуну ООН, премьер-министр Джонсон напрочь забыл о том, какие проблемы у него в стране. Отправив себя в путешествие по Штатам, обменявшись любезностями и посмотрев на Белый дом, расслабленный Борис Джонсон предстал во всей красе. Но вдруг неприятности повалили со всех сторон. Премьер-министр вернулся домой и понял, что нынешняя осень день ото дня все проблемнее.
Борей Джонсон дует явно не туда – британские ветряки в этом году почти застыли. Безветрие по всей Европе, плюс холодная зима и жаркое лето. Вместо зеленой энергетики приходится возвращаться к старым методам – в Великобритании вновь запустили законсервированную угольную электростанцию West Burton. А ведь начиная с 2012-го, здесь на 97% сократили потребление угля.
Британцы взрывали угольные электростанции под разговоры о переходе на экологически чистые возобновляемые источники энергии. Теперь государству приходится тратить деньги, чтобы эту отрасль реанимировать. Выяснилось, что поторопились отказываться от угля.
«Много раз говорили, что зеленая энергетика – одно из слабых мест – заключается в непредсказуемости, в необходимости наличия резервной мощности. Это очевидные вещи, которые инженеры пять тысяч раз говорили, это было ясно. Но политики европейские говорили: нет, все это ерунда. Ну, давайте еще усилим, давайте взорвите все свои угольные станции, закройте атомные станции, газовые станции и удивляйтесь потом погодным явлениям и тому, что у вас электричество бьет исторические рекорды. К вопросу, кстати, о том, что я уже лет десять слышу о том, что возобновляемая энергетика стала очень дешевой», – сказал Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергобезопасности.
В энергетический тупик ведет себя Германия, решив полностью отказаться от атомной энергетики. Атомные электростанции там должны прекратить работу уже в следующем году. Но у Германии хотя бы есть долгосрочные контракты с «Газпромом», и, несмотря на давление Штатов, все-таки построен «Северный поток-2», а Евросоюз в целом загнал себя в угол, заигравшись с либерализацией газового рынка. Отказались от долгосрочных контрактов по фиксированным ценам. Думали, что газ будет дешеветь и его хватит всем. Оказалось наоборот, и запасов нет. США Европу кинули, развернув свои танкеры со сжиженным газом в Азию, где более высокие цены.
«Европейцы прибежали на биржу, а на бирже газа нет. А почему его там нет? А потому что поставщики, прежде всего СПГ, не имеют своих контрактов, обязательств по поставке газа. Если ты собственник, у тебя есть танкер, то ты этот танкер поставишь туда, где сегодня выше цены. И в этом плане особый цинизм Соединенных Штатов, которые писали письма о том, что «Газпром» должен увеличить прокачку через Украину, заключается в том, что Соединенные Штаты сами являются крупными поставщиками газа на европейский рынок, но они почему-то не увеличивают поставки, а их только сокращают», – отметил Симонов.
Европейцы необучаемы – теперь тянут с запуском «Северного потока-2», хотя известно, что как только он заработает, будут решены многие нынешние проблемы. Одно только заявление «Газпрома» о том, что он готов закачать до 6 миллиардов кубов до конца этого года, обвалило цены, но Еврокомиссия ухитрилась их поднять, сказав, что сертификация «Северного потока-2» займет четыре месяца.
Зато судьбу проекта теперь будет решать в том числе нефтяная и газовая компания Польши – она добилась своего участия в сертификации. При том, что поляки сами не могут отряхнуться от угольной пыли: по решению Европейского суда они обязаны ежедневно выплачивать по полмиллиона евро – за экологический ущерб от работы шахты Туров на границе с Чехией. Вот уж где точно проект зеленой энергетики чернеет на глазах.
Через полтора месяца в Шотландии должна открыться очередная конференция ООН по изменению климата. Среди ожидаемых деклараций – призывы отказаться от использования угля и ускоренный переход на электромобили. Стоя в очереди на заправку, с последним пунктом, наверное, легко согласиться, в то же время – вопрос, сколько будет стоить электричество, и о нем тоже забывать нельзя.
Британия испытывает крупнейший топливный кризис
На островах есть бензин, но из-за увеличившегося спроса его некому везти на заправки. Население Великобритании винит в произошедшем топливном кризисе текущую политику властей, но, судя по всему, предпосылки катастрофы были заложены задолго до сегодняшних событий.
Речь идет о том, что Великобритания потеряла массу важных рабочих компетенций, которые бездумно замещались за счет интенсивного притока мигрантов извне — как из континентальной Европы, так и из бедных стран Африки и Азии. А два последовательных события — пандемия COVID-19 и брекзит, выход Великобритании из Еврозоны — в значительной степени истощили этот поток чужой рабочей силы.
Буря в стакане бензина
Еще утром в пятницу, 24 сентября, паникующие британцы выстроились в очереди на заправках. Английских обывателей напугало сообщение британской нефтяной компании ВР, которая объявила о временном закрытии нескольких заправочных станций. Одновременно с этим национальная ассоциация продавцов топлива призвала водителей следить за тем, чтобы запас горючего в машинах не был меньше четверти бака на случай, если заправки будут массово закрываться.
Ну и, наконец, масла в огонь подлило правительство Бориса Джонсона, объявив, что причин для паники нет, а Великобритания имеет достаточные запасы бензина и дизельного топлива. Однако население островов почему-то не поверило своему премьер-министру, ответив на заверения о том, что «в Багдаде все спокойно», массовыми набегами на автозаправочные станции в попытке залить полный бак, прихватив с собой еще и пару канистр. Такое поведение неудивительно: Великобританию за последние месяцы сотрясает кризис за кризисом, а цены на продукты, товары первой необходимости и топливо бьют ценовые рекорды один за другим.
Причинами такой всеобщей паники, пожалуй, впоследствии займутся психологи, однако результат таких действий автомобилистов не заставил себя долго ждать: уже в первой половине дня кое-где на заправках действительно закончился бензин. Это вызвало следующий виток истерии — и на заправки поехали даже те, кто в исчезновение топлива просто не верил. После чего топливо закончилось уже почти по всей стране.
А это высветило уже системную проблему не только топливной отрасли Великобритании, но и всей экономики страны. Оказалось, что дополнительные объемы топлива по заправкам просто некому развозить: в стране нет необходимого количества водителей грузовиков. Общий дефицит работников этой достаточно простой профессии сегодня оценивается по всей Великобритании в без малого 100 тысяч человек. Поэтому «прорвалось там, где тонко»: достаточно небольшое превышение спроса на топливо, которое бы в нормальной экономике было благом для продавцов, в Великобритании привело к картинам апокалипсиса и стихийного бедствия.
Так куда же подевались британские водители грузовиков?
Брекзит и COVID-19
Официальные виновники «бензинового апокалипсиса» нашлись практически сразу. Вплоть до последнего времени водителей грузовиков легко нанимали на континенте, в других странах Евросоюза. Однако после выхода Великобритании из ЕС процедура получения разрешений на работу значительно усложнилась, равно как и процедура выдачи лицензии на управление грузовиками. Вторым фактором стала пандемия COVID-19, которая закрыла доступ в Великобританию большому количеству работников из бедных стран Африки и Азии. На сегодняшний день большинство из них находится в красной зоне, в них бушует эпидемия коронавируса, а население не имеет возможности получить прививки. Как следствие, для Великобритании иссяк и этот источник дешевой рабочей силы.
Ответные меры британских правительства и бизнеса явно запаздывают — сейчас в стране оперативно упрощают процедуру получения разрешений на работу и водительских лицензий.
Транспортные компании срочно повышают зарплату: выяснилось, что одна из молочных фирм уже предложила водителям 78 тысяч фунтов стерлингов в год — на уровне доходов депутатов британского парламента. Такой перекос в оплате труда водителей уже вызвал наплыв желающих получить права на управление грузовым автомобилем. Но таковых все равно немного по сравнению с громадным дефицитом работников, а права они получат только через несколько месяцев. Было предложено даже посадить за баранку британских военных, но с этим произошел другой казус — водительские права в армии имеют всего 70 000 человек, а дефицит водителей в стране — в полтора раза выше.
Таким образом, «кризис с шоферами» медленно заползает в другие отрасли британской экономики. Так, сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s в Великобритании уже временно отказалась от молочных коктейлей из-за периодических срывов с поставками молока. А председатель правления крупнейшей сети супермаркетов Tesco заявил, что продолжение кризисных явлений может вызвать подорожание продуктов первой необходимости на 5% еще до конца этого года.
Настоящие причины британского кризиса
Конечно, говорить о том, что брекзит или пандемия COVID-19 были единственными виновниками нынешнего кризиса — это буквально валить с больной головы на здоровую.
Главной причиной происходящего на наших глазах, конечно же, является политика правительства Великобритании, которое отдало многие ключевые отрасли экономики на откуп бизнесу и позволило ему бездумно опираться на завозную рабочую силу. При этом коренное население страны одновременно было подсажено на различные программы социальной помощи, которая часто назначалась без всякой меры и лишь демотивировала людей искать работу.
В результате сегодня в Великобритании сложился нынешний парадокс: в стране полно безработных и получателей социальной помощи, а на достаточно простых работах, не требующих серьезной квалификации, работать некому. Так что брекзит забудется, а COVID-19 уйдет, но проблему с собственными трудовыми ресурсами Великобритании все равно придется решать.
Ну а нам стоит учесть простую истину: если страна не может дать работу своим собственным гражданам — она будет крайне уязвима и зависима от мигрантов и доступности их труда для национальной экономики.