Что случилось в армении 27 сентября
Азербайджан начал наступление в Нагорном Карабахе Армения объявила военное положение и всеобщую мобилизацию
Президент Арцаха Араик Арутюнян объявил всеобщую мобилизацию мужчин старше 18 лет и ввел в республике военное положение. Пресс-секретарь президента Ваграм Погосян сообщил, что артиллерия Азербайджана обстреливает населенные пункты, в том числе и столицу республики — город Степанакерт. Известно, что в одном из поселков возле линии соприкосновения погибли женщина и ребенок, десятки человек пострадали.
Еще до того, как Азербайджан объявил о масштабной военной операции, премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что ВВС Баку напали на Арцах. Армянские силы в непризнанной республике сбили два вертолета и три беспилотника противника. Нападение с воздуха сопровождалось ракетным ударом. Версию Азербайджана о том, что причиной нападения стали действия армянских военных в НКР, в Ереване отвергают.
Пашинян также объявил всеобщую мобилизацию военнообязанных и ввел в стране военное положение. Telegram-канал «Sputnik Ближнее Зарубежье» опубликовал видеозапись с одной из центральных площадей Еревана, где уже собрались десятки добровольцев, готовых отправиться в Арцах.
Москва обратилась к участникам вооруженного конфликта с требованием прекратить боевые действия и сесть за стол переговоров, говорится на сайте российского МИД. Россия, наряду с Францией и США, является страной-посредником на переговорах по урегулированию Карабахского конфликта еще с момента подписания Бишкекского протокола о прекращении огня в этом районе в 1994 году. Министр иностранных дел Сергей Лавров уже созвонился со своим армянским коллегой Зограбом Мнацаканяном, готовится разговор с МИД Азербайджана.
На момент начала боевых действий в Армении шли учения «Кавказ-2020» с участием российских военных, постоянно дислоцированных на военной базе на территории республики. В полдень 27 сентября пресс-служба Южного военного округа России, к которому относится объект, объявила, что служащие Минобороны России прекратили учения и вернулись на место размещения.
Алгоритм поражения: Армения провалила испытание войной
К первой годовщине начала войны в Карабахе, продлившейся осенью прошлого года 44 дня, Армения подошла далеко не в лучшей военно-политической форме. За крайне чувствительным поражением последовали новые вызовы в виде эскалации практически по всей протяжëнности границы с Азербайджаном. Итоги боевых действий вывели войска соседней республики впритык к озеру Севан, стратегическим Капану и Мегри в Сюникской области. Еревану пришлось срочно «латать дыры» на увеличившейся до 520 километров линии соприкосновения с противником, что до сих пор удаëтся ему с большим трудом. Дело дошло до кратковременной, но чувствительной для армян блокады со стороны азербайджанских войск двух участков межгосударственной трассы М-2 (Армения — Иран) в Сюнике.
Кстати, о ней. Предыдущие власти Армении совершили массу ошибок и не решились сделать шаги на карабахском направлении, которые или обещали, или требовались от них в конкретной ситуации. Одной из фундаментальных ошибок, лëгшей в основу будущего поражения в Карабахе, стал предпринятый командой Сержа Саргсяна переход к парламентской системе правления. Находившаяся к тому моменту уже более 20 лет в состоянии ни войны, ни мира страна позволила себе на отрезке 2015−2016 годов такую «роскошь». Третий президент Армении дважды обманул свой народ. Первый раз, когда обещал не занимать премьерское кресло по результатам инициированной им конституционной реформы, заточенной на его воспроизводство у руля государства. Второй — в апреле 2016 года, когда в Карабахе разразилась четырëхдневная война. Задолго до неë Серж Саргсян не раз предупреждал своего азербайджанского коллегу о том, что если тот предпримет новую агрессию против Нагорного Карабаха, Ереван незамедлительно признает независимость второй армянской республики. Ничего подобного не произошло. Более того, бывший армянский лидер не решился даже на усечëнную форму признания НКР в виде подписания между Ереваном и Степанакертом большого договора, который бы включал положения о гарантиях безопасности и взаимной помощи. В тактических вопросах Серж Саргсян также оказался, мягко говоря, нерасторопным. К примеру, в запуске гражданского авиасообщения между Арменией и карабахской столицей, хотя во всеуслышание обещал стать первым пассажиром рейса Ереван — Степанакерт.
Армения имела четверть века, чтобы сделать из Нагорного Карабаха неприступную в военном отношении крепость, официально признать или его независимость, или пойти путëм воссоединения двух республик. Винить в этом только нынешние власти в Ереване, безусловно, нельзя. Но именно они показали «чудеса» провоцирования Баку на конфликт танцами в Шуши и заявлениями в Степанакерте о том, что «Карабах — это Армения, и точка!». Премьер-министр Никол Пашинян предпринял крайне неудачную попытку «обнулить» длившийся два десятилетия переговорный процесс по карабахскому урегулированию, вместе с тем переняв у бывших властей тезис о том, что отказ от переговоров означает неминуемую войну. На поверку же оказалось, что Армения сама дала азербайджано-турецкому тандему множество поводов решиться на развязывание войны, находясь при этом в неподготовленном к ней состоянии. При огромных демографических проблемах, остром дефиците боеспособного мобилизационного резерва, крайней скудности финансовых возможностей, проблем со стабильным транспортным сообщением с внешним миром всем своим видом демонстрировать «неминуемый» разгром вооружëнного до зубов и сильно мотивированного на реванш Азербайджана, нельзя воспринимать иначе, как безрассудство.
Неспособность рассчитывать последствия своих шагов стала для нынешнего правительства Армении одним из определяющих элементов в общем алгоритме поражения в войне. Ни до, ни во время 44-дневного противостояния Ереван не продемонстрировал условный код самосохранения на карабахском направлении, которым отличались предыдущие власти республики. Двадцатилетний период правления Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна был нацелен на сохранение статус-кво в зоне конфликта, и им с переменным успехом, но удавалось сводить к минимуму риск возобновления войны, не утрачивая при этом позиции в переговорном процессе. После войны Пашинян оправдывался тем, что она была неизбежна. Вполне возможно, но именно при его нахождении у власти в Баку вселилась близкая к уверенности надежда, что военная кампания имеет высокие шансы оказаться успешной. Возбуждение уголовного дела против действующего генсека Организации Договора о коллективной безопасности, рейды армянских правоохранителей в офис «дочки» РЖД в Ереване, довоенные заявления о том, что России следует «адаптироваться» к новой ситуации в Армении, где свершилась «бархатная революция», а также куча других совершенно неуместных действий явно не способствовали общему укреплению позиций республики в регионе в целом и на карабахском треке в частности. Сложная среда безопасности при заведомо неблагоприятных для Армении стартовых экономических и демографических факторах не то место, где можно поддаваться «революционной» эйфории и давать противнику веские основания предположить охлаждение отношений с Россией.
Результаты досрочных парламентских выборов 20 июня придали алгоритму поражения Армении в войне фактически завершëнный вид. Воспроизводство власти, при которой произошло то, что произошло, сродни отказу армянского народа не только от военного реванша, но и от самой «карабахской идеи». Это означает, что случившееся не было воспринято в качестве национальной катастрофы. Имеет право на жизнь и другое объяснение сохранения «революционного» правительства у власти: люди напуганы войной и не в состоянии принимать рациональные решения. А для возвращения в лоно такой рациональности нужно время, в котором при нынешней сверхдинамичной ситуации в мире и вокруг Южного Кавказа армянский народ также ограничен.
Поражение — не означает разгром. Даже при худшем сценарии, если вдруг Армении придëтся окончательно потерять Карабах, еë государственность сильно пошатнëтся, но не перестанет существовать. Концом государственного суверенитета станет невосстанавливаемость боеспособности армянской армии хотя бы до предвоенного уровня, в то время как Ереван обречëн ставить перед собой более амбициозные цели в вопросе военного строительства. Это глубокая модернизация вооружëнных сил, возвращение им репутации наиболее подготовленных в регионе.
Армения фактически продолжает находиться в состоянии войны, пройдя осенью прошлого года лишь еë горячую фазу. Азербайджан несколько ослабил свою хватку в регионе, но не отказался от достижения максималистских целей. Если в предшествовавший 44-дневной войне период максимализм Баку имел большей частью теоретический характер, выражаясь за столом переговоров условной формулой «не более широкой автономии для Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской Республики», то после удачной для него военной кампании он нашëл своë практическое воплощение. Причëм с задействованием того же военного инструментария давления на ослабленного соседа. «Перерезать» Армению по Сюнику, достигнув прямой сухопутной связью с Турцией единства тюркского мира от Стамбула до Бишкека и китайского Синьцзяна, — нынешняя задача-максимум, свидетелями поступательного решения которой совместными усилиями Баку и Анкары мы являемся. Обе столицы, которые уже не первое десятилетие строят «два государства для одной нации», развернули далеко идущий процесс склонения Еревана, с одной стороны, к мирному договору на условиях Баку, с другой — к похожей фиксации и дальнейшего открытия с позиции силы нынешних границ на западном направлении путëм армяно-турецкой нормализации. Как резонно опасаются политики и эксперты в армянской столице, результатом взятия республики в тиски азербайджано-турецкого тандема может стать повторение грузинского сценария поглощения «промежуточной страны» турецким капиталом с сильным азербайджанским нефтегазовым «привкусом».
Залогом успешного противостояния этим далеко идущим вызовам для Армении является консолидация внутренних сил на прочной основе национального единения. К сожалению, этого не происходит. Напротив, страна продолжает сползать к глубокой поляризации общества, досрочные выборы 20 июня не стали решением политического кризиса, а скорее лишь временно снизили его накал.
Рациональный коллективный разум требует построения такой армянской государственности, когда решению судьбоносных задач подчинены все прослойки общества и государственные институты. Нечто вроде системы реагирования во времена Британской империи, когда, начиная от последнего портового грузчика в Ливерпуле до королевы, действовал отлаженный механизм госуправления. Сохранение того, что осталось от Нагорного Карабаха, и защита Сюника не оставляют армянам иного пути, как только всеобщим напряжением сил восстановить репутацию своей армии и государственности.
За счет чего Азербайджан победил Армению в прошлом году
Боевые действия в Нагорном Карабахе, 27 сентября 2020 года
Анализ боевых действий в ходе 44-дневной войны между вооруженными силами Азербайджана и армянскими формированиями обычно начинают с перебора тактико-технических характеристик турецких беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа Bayraktar TB2 и барражирующих боеприпасов израильского производства типа IAI Harop. Чаще всего этим дело и заканчивается. Однако успех любого вооруженного противоборства зависит далеко не только от боевого применения инновационных образцов вооружения.
Победу Азербайджану принесли не столько Bayraktar TB2, сколько грамотно выстроенная линия поведения высшего военно-политического руководства страны. Причем задолго до начала конфликта.
Злая шутка первой победы
В годы существования Советского Союза военная служба была не популярна среди представителей Азербайджанской ССР. Количество азербайджанцев среди старших офицеров и генералов в кадровом составе советской армии было минимальным по сравнению со многими другими национальностями. Показательный пример: до 1991 года Военную академию Генерального штаба СССР закончил всего-навсего один азербайджанец — Валех Баршадлы, ставший первым министром обороны Азербайджана.
Поэтому после обретения независимости в 1991 году даже руководящие должности в Минобороны Азербайджана часто занимали лица с очень экзотическими и невоенными биографиями. Квалифицированных кадров, чтобы укомплектовать Минобороны и Генеральный штаб Азербайджана, катастрофически не хватало. Опыта военного строительства и оперативно-стратегического планирования у новых выдвиженцев быть по определению не могло.
У Еревана, напротив, бывшие советские кадровые военные были в избытке. Достаточно сказать, что главой армянской армии стал знаменитый военачальник генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц — один из руководителей афганской военной кампании СССР.
Победа окрылила армянские вооруженные формирования, но в дальнейшем сыграла с ними откровенно злую шутку. Военно-политическое руководство Армении и НКР решило, что отныне так будет всегда и «проспало» последующее рождение в Азербайджане современной и боеспособной армии.
Ильхам Алиев против Никола Пашиняна
Президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал две важных вещи для будущей победы. Во-первых, он создал действенный инструмент для реализации своих политических целей — собственно вооруженные силы Азербайджана. Это стоило огромных усилий и ресурсов. Во-вторых, Алиев заручился поддержкой Турции. Без всякого преувеличения, Анкара сегодня — региональный лидер.
Похоже, никто не задумался в Ереване и над тем, что надо формировать стратегические резервы, создавать необходимые запасы материальных средств, прорабатывать, как восстанавливать их (а также вооружение и технику) в ходе войны. Очень было мало сделано армянской стороной и в плане подготовки территории региона в интересах вооруженных сил (оперативного оборудования театра военных действий), в первую очередь в сфере защиты войск, важных военных и тыловых объектов от ударов противника.
А без боеспособных вооруженных сил любые политические заявления ничего не стоят. Рассчитывать же на чью-то бескорыстную помощь Еревану, по всей видимости, не стоит. Запад от Армении далеко и ничего кроме озабоченности не генерирует. России же ввязываться в эту историю по полной программе и целиком на стороне Еревана — совершенно не с руки. Москва много раз заявляла, что для нее партнерами являются одновременно и Армения, и Азербайджан.
Ереван без военной авиации
Азербайджанская армия в ходе Второй карабахской войны почувствовала вкус победы. Значение этого факта трудно переоценить. Теперь в Баку не намерены обсуждать вопрос о статусе Нагорного Карабаха. Более того, Ильхам Алиев заявил, что «вопрос статуса вообще должен быть исключен из повестки дня».
А это означает, что точка в карабахском конфликте пока не поставлена. На пути очередного обострения обстановки в Нагорном Карабахе пока стоят две тысячи российских миротворцев. Срок пребывания миротворческого контингента Москвы в зоне конфликта – пять лет с возможностью автоматического продления на следующую пятилетку при отсутствии возражений какой-либо из трех сторон (России, Азербайджана, Армении). Сколько миссия продлится на самом деле – сегодня не может сказать пока никто.
В целом ситуация для Еревана пока складывается откровенно неблагоприятно. Страна с весьма небольшим (причем к тому же еще убывающим) населением и ограниченными финансовыми ресурсами просто не может создать функционально законченной современной армии.
Большая печаль Еревана – создание национальных военно-воздушных сил. К примеру, более или менее готовыми к боевому применению в условиях этого театра войны считались бы ВВС Армении, насчитывающие примерно 100 боевых самолетов.
Что касается Азербайджана, то его военно-экономический потенциал значительно превосходит соответствующий армянский и этот разрыв продолжает стремительно возрастать. И чем больше он возрастает, тем больше у Баку соблазна прибегнуть к силе. В этом смысле третья война в Карабахе неизбежна. Вопрос только в сроках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).
Конфликт Армении с Азербайджаном. Что важно знать
Главное к 18:50 9 ноября
Азербайджанская армия продолжает наступление с юга Нагорного Карабаха, постепенно приближаясь к столице непризнанной НКР Степанакерту.
Днем 9 ноября власти НКР признали полную утрату контроля над городом Шуши (Шуша). Днем ранее о его занятии заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Со взятием Шуши азербайджанские власти поздравил президент Турции Реджеп Эрдоган.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что «бои за Шуши продолжаются».
Падение города позволило азербайджанским частям выйти на дорогу, связывающую Степанакерт с Арменией (так называемый лачинский коридор).
Как возобновился конфликт
Как отреагировало международное сообщество
Конфликт между двумя странами обострился в июле 2020 года, когда военные начали обстреливать позиции друг друга на границе. Армения и Азербайджан выдвинули взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня. На протяжении следующих двух недель конфликт интенсифицировался: стороны обменивались ударами с применением тяжелого вооружения. Потери были с обеих сторон.
Противостояние из-за Нагорного Карабаха длится между Ереваном и Баку почти 30 лет. Этот регион, чье население составляют преимущественно армяне, провозгласил независимость от Азербайджана в 1991-м. С 1992 по 1994 год тот пытался вернуть его под свой контроль, однако в итоге страны договорились о прекращении огня.
К этому моменту армянские формирования контролировали в том числе несколько районов Азербайджана, которые до начала конфликта не входили в Нагорно-Карабахскую АО и отделяли регион от территории самой Армении: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский и Зангеланский — полностью, Агдамский и Физулинский — частично. Под контролем Баку осталось около 15% территории на северо-западе Нагорного Карабаха.
Осеннее обострение: в Карабахе начались боевые действия
Новая волна конфликта началась рано утром 27 сентября в Карабахе, в районе так называемой линии соприкосновения в районе границы между Азербайджаном и Арменией. Стороны обвинили друг друга в начале боевых действий, по последним данным, есть погибшие и раненые. Из-за событий в регионе правительство Армении и власти непризнанной Нагорно-Карабахской Республики объявили военное положение и всеобщую мобилизацию.
Что случилось в Нагорном Карабахе?
«Среди мирного населения имеются убитые и раненые. Объектам гражданской инфраструктуры был нанесен серьезный урон», — сообщили в военном ведомстве, добавив, что передовые подразделения азербайджанской армии принимают ответные меры.
Артиллерия вооруженных сил Азербайджана
Премьер-министр Армении Никол Пашинян также обвинил Азербайджан в атаке. «Противник начал нападение на Арцах. Армия обороны успешно противостоит нападению. Ситуация находится в состоянии оперативного развития», — отметил Пашинян.
Что заявляют стороны о своих потерях и потерях противника
Армянская сторона утверждает, что сбила два вертолета и три беспилотника ВС Азербайджана. «Сегодня противник начал ракетную и воздушную атаку на Арцах. Армянская сторона сбила два вертолета и три беспилотника противника. Бои продолжаются», — заявила пресс-секретарь минобороны Армении Шушан Степанян. В Нагорном Карабахе также сообщили о двух погибших в Мартунинском районе — это женщина и ребенок, а также еще о двух пострадавших.
Уничтожение азрбайджанских танков вооруженными силами Армении
В свою очередь в пресс-службе минобороны непризнанной республики сообщили об уничтожении, «по подтвержденным данным», двух вертолетов, 14 беспилотников и бронетехники ВС Азербайджана, сообщает «Интерфакс». «Противник предпринимает атаки по различным направлениям линии соприкосновения с использованием военной авиации, беспилотников, бронетехники и артиллерии. Подразделения Армии обороны Карабаха успешно отражают атаки», — утверждают в ведомстве.
Власти НКР ввели военное положение. По информации армянских новостных каналов, об этом в Степанакерте заявил глава непризнанной республики Араик Арутюнян, передает ТАСС. «Мы начали мобилизацию всех граждан с 18 лет. В стране объявляется военное положение», — отметил Арутюнян.
В чем стороны обвиняют друг друга
Минобороны Армении считает, что заявления Азербайджана о начале контрнаступления могут указывать на «заранее спланированные действия». «Любой военный, имеющий элементарные знания, засвидетельствует, что планирование контрнаступательной операции длится неделями. Спустя минуты после официального сообщения об эскалации азербайджанские и турецкие СМИ вели репортажи с передовой, что свидетельствует, что провокация Азербайджана была заранее спланирована», — написала пресс-секретарь ведомства в Facebook.
В армянском МИДе осудили агрессию военно-политического руководства Азербайджана в отношении Республики Арцах (Карабаха. — Ред.). Ереван будет «предпринимать решительные действия с применением всего потенциала, чтобы обеспечить безопасность» Карабаха и «дать соразмерный политический и военный ответ».
Военнослужащий вооруженных сил Армении на боевом дежурстве
Армянская сторона проинформировала ОБСЕ о ситуации в Нагорном Карабахе и находится на связи с Минской группой ОБСЕ. Эта структура была создана в 1992 году для мирного урегулирования карабахского конфликта. Сопредседателями Минской группы являются США, Россия и Франция.
В Баку же возложили ответственность за обострение на линии соприкосновения на Ереван. «Азербайджан неоднократно информировал мировую общественность о том, что Армения готовится к новому акту агрессии и войне против Азербайджана. Вся вина за текущую ситуацию и последующие процессы лежит на военно-политическом руководстве Армении», — говорится в заявлении помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева.
Как в мире отреагировали на обострение
Пока на боевые действия на границе Азербайджана и Армении отреагировали только Москва и Анкара. В российском МИДе призвали стороны конфликта «немедленно прекратить огонь и приступить к переговорам в целях стабилизации ситуации». Как заявил в воскресенье официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын, Анкара в карабахском конфликте поддерживает Баку и осуждает последние действия Армении.
На сайте Минской группы ОБСЕ по состоянию на 10:30 мск 27 сентября каких-либо сообщений, касающихся нынешнего обострения конфликта, не было. Официальные представители государств – сопредседателей группы к этому часу также с какими-то заявлениями по событиям в Нагорном Карабахе не выступали.
Конфликт в Карабахе начался в феврале 1988 года, когда автономная область Нагорный Карабах объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. В ходе вооруженного конфликта 1992–1994 годов Баку потерял контроль над регионом. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ.
Предыдущие столкновения на армяно-азербайджанской границе продолжались несколько недель в июле в Товузском и Тавушском районах, находящихся в нескольких сотнях километров от Нагорного Карабаха. В Баку говорили, что затем конфликт распространился на линию соприкосновения в Карабахе, однако в Ереване сообщали только о перестрелках на северном участке границы, в сотнях километров от Карабаха и у Нахичеванской АР.
По информации Баку, в результате конфликта на границе погибли 12 азербайджанских военных, включая генерала. Армянская сторона заявила о гибели шести военных, а также о ранении девяти военных и одного мирного жителя.
Азербайджан и Армения возложили ответственность за произошедшее друг на друга. Некоторые зарубежные государства призвали стороны к диалогу, а Россия заявила о готовности выступить посредником для стабилизации ситуации.