Что случилось в 313 году
Медиоланский Эдикт 313 года даровал «светлое будущее» всем христианам Рима
В 313 году произошло значимое событие в истории всей Римской империи. Оно означало провозглашение абсолютно новой эпохи, которая впоследствии, дала дорогу развития Папства. Медиоланский эдикт – это особое соглашение между двумя римскими императорами Константином и Лицинием, провозглашавшее религиозную терпимость по всей территории империи. Эдикт, принятый двумя августейшими особами в Медиолане (будущем Милане), являлся одним из главных путей превращения христианской религии в официальную Римскую. До нынешних дней текст не сохранился, но сведения о постулатах этого договора не раз цитировались древними историками.
Но если Никомедийский эдикт легализовал христианство по всей Римской империи, то Медиоланский, принятый Константином и Лицинием, уравнивал в правах все религии в целом. Гонения на христианство или другие вероисповедания полностью прекращались. Согласно хронике богослова Евсевия Кесарийского, «Константин и Лициний, почитая Бога дарователем всех благ, издали превосходный закон для христиан. Они послали его Максимину, который ещё правил на востоке и заискивал перед ними». Римское язычество («юпитерианство») окончательно теряло свой статус официальной религии. Христиане же получали обратно утерянную собственность, которая была отнята у них гонителями. Те представители империи, кто в своё время отнимали собственность у христианских общин, были обязаны немедленно вернуть им её.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
313 год
Эта статья — о годе. См. также статью о числе 313.
Годы |
---|
309 · 310 · 311 · 312 — 313 — 314 · 315 · 316 · 317 |
Десятилетия |
290-е · 300-е — 310-е — 320-е · 330-е |
Века |
III век — IV век — V век |
1-е тысячелетие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II век — III век — IV век — V век — VI век | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хронологическая таблица |
313 год нашей эры — невисокосный год, начинавшийся в четверг.
Содержание
События
Родились
Скончались
См. также
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
Полезное
Смотреть что такое «313 год» в других словарях:
313 год до н. э. — Годы 317 до н. э. · 316 до н. э. · 315 до н. э. · 314 до н. э. 313 до н. э. 312 до н. э. · 311 до н. э. · 310 до н. э. · 309 до н. э. Десятилетия 330 е… … Википедия
313 (число) — 313 триста тринадцать 310 · 311 · 312 · 313 · 314 · 315 · 316 Факторизация: простое Римская запись: CCCXIII Двоичное: 100111001 Восьмеричное: 471 Шестнадцатеричное: 139 … Википедия
ГОД ЦЕРКОВНЫЙ — система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни Церкви. Посвящен воспоминанию событий Свящ. истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на нек… … Православная энциклопедия
1313 год — Годы 1309 · 1310 · 1311 · 1312 1313 1314 · 1315 · 1316 · 1317 Десятилетия 1290 е · 1300 е 1310 е 1320 е · … Википедия
312 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 312. Годы 308 · 309 · 310 · 311 312 313 · 314 · 315 · 316 Десятилетия 290 е · 300 е 310 е … Википедия
395 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 395. Годы 391 · 392 · 393 · 394 395 396 · 397 · 398 · 399 Десятилетия 370 е · 380 е 390 е … Википедия
317 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 317. Годы 313 · 314 · 315 · 316 317 318 · 319 · 320 · 321 Десятилетия 290 е · 300 е 310 е … Википедия
316 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 316. Годы 312 · 313 · 314 · 315 316 317 · 318 · 319 · 320 Десятилетия 290 е · 300 е 310 е … Википедия
315 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 315. Годы 311 · 312 · 313 · 314 315 316 · 317 · 318 · 319 Десятилетия 290 е · 300 е 310 е … Википедия
314 год — Эта статья о годе. См. также статью о числе 314. Годы 310 · 311 · 312 · 313 314 315 · 316 · 317 · 318 Десятилетия 290 е · 300 е 310 е … Википедия
Императором Константином Великим издан (в начале 313 года) Миланский эдикт о веротерпимости, ознаменовавший победу христианства над язычеством и начало христианизации Римской империи
1700-летие Миланского эдикта
Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.
«В 2013 г. исполняется 1700 лет со времени издания в г. Медиолане (Милане) равноапостольным Императором Константином Великим, носившим в то время титул Августа Западной префектуры Римской империи, и его соправителем, Августом Восточной префектуры, Лицинием, эдикта (закона), получившего в истории название «Миланский эдикт 313 г.».
Точная дата опубликования Миланского эдикта, к сожалению, не известна, так как датированный и подписанный текст его не сохранился ни в подлиннике, ни в точных списках. Его нет и в наиболее близком к нему по времени сборнике римских законов Кодексе Феодосия Великого (Codex Theodosianus 438 г.). Он сохранился лишь в указе Лициция, данном Никомидийскому президу (столичному градоначальнику Восточной префектуры) 13 июня, поэтому некоторые историки датируют эдикт именно этим числом. У «отца церковной истории», Евсевия Кесарийского в серии документов, переведенных с латинского на греческий, помещающейся в середине 10 книги его Церковной Истории как «копия императорских постановлений, переведенных с римского языка», также содержится указ, написанный от имени Константина и Лициния. На основании анализа этого текста и других источников, русский церковный историк А.П. Лебедев доказал, что издание эдикта относится ко времени не позднее середины марта 313 г. Эта датировка на сегодняшний день признана наиболее достоверной». – Архимандрит Никон (Лысенко).
Миланский эдикт о свободе вероисповедания от 313 г. не только завершил длинный период гонений на христианство в Римской Империи, но также и открыл новую историческую эпоху в истории человечества.
Последние страшные гонения на христиан в Римской Империи совпали с крупными административными перестройками императора Диоклециана. Этот император, несомненно, был весьма одаренным государственным деятелем, но он всё же не понял, что Римское государство нуждалось не только в административных реформах, но также и в нравственных.
Для этого было абсолютно необходимо восстановить согласие (по-римски «конкордию», т. е. «со-сердечие») между политической конституцией государства и народными верованиями этого государства. Нужно было вдохнуть новый дух в застойное и упадочное государство, чего никакая перестройка сама по себе сделать не может.
Однако народные верования к этому моменту, т. е. концу третьего века, уже не были однородными в Римской Империи. Если еще до конца первого века подавляющее большинство населения Империи были язычниками (хотя и разного происхождения: римского, греческого, египетского, сирийско-финикийского и т. д.), то, через двести лет, христиане стали весьма важной частью римского населения. Сколько точно было тогда христиан в Римской Империи сегодня трудно установить, но, обыкновенно, их число оценивается в 15–20 процентов, то есть христиане были приблизительно пятой частью всего населения. Однако среди христиан, наряду с простым народом, было много воинов и вообще выдающихся людей. Кроме того, христиане в своем большинстве населяли самые важные территории империи с геополитическо-экономической точки зрения.
Диоклециан считал, что христиане вносят разлад и раскол в старые римские религиозные и государственные верования, ослабляя этим государство, которое, к тому же, сильно страдало от инфляции и от прочих беспорядков. Посему, он запретил инфляцию и христианские верования, под угрозой смертной казни.
Кроме того, для улучшения имперской администрации он установил четверовластие (тетрархию), поделив всю империю на четыре административных округа. На самом деле, это было разделение Империи на две половины, во главе каждой из которых стоял один император с титулом «августа». Затем каждая половина в свою очередь была разделена тоже надвое. Во главе второй половины (то есть четвертой части) стоял император низшего ранга с титулом «кесаря». Одним из таких кесарей был Констанций Хлор, отец будущего Императора Константина, со столицей в Трире, в Германии. После этих реформ, сам император Диоклециан, назначив четырех «тетрархов», удалился на покой, в родную Далмацию, в Сплит, где до сих пор сохранилась значительная часть его дворца.
Вскоре, после ухода Диоклециана, между тетрархами начались разлады, в конечном итоге превратившиеся в гражданскую войну. Констанций Хлор скончался, и тогда на его место вступил его сын, будущий Константин Великий. Все хорошо знают историю победы Императора Константина у мильвийского моста над императором Магенцием в 312 году, под символом Креста, с надписью «сим победиши» (toutoi nika). С тех пор, римские, византийские и русские военные стяги и знамёна имеют изображение Креста.
Император Константин Великий практически отменил все основные меропрития Диоклециана: вместо запрета инфляции он ввёл солидную золотую монету, под названием солидум, которая просуществовала в Византии и в Европе около восьми веков; вместо четверовластия вернулся к единоначалию монархии; вместо гонений на христиан, запретил вообще все гонения.
Однако, несмотря на установление христианской символики в войсках и в государстве (например, на монетах), Император Константин не мог сразу возвести христианство в единственную государственную религию, ибо оно было лишь одним из существующих в государстве верований. Он установил принцип религиозной терпимости (толерантности). В одном императорском послании восточным провинциям Империи, император Константин указал, что не надо преследовать сторонников язычества и что не надо их насильно переводить в христианство. Константин Великий указал, что в вопросах веры «каждый должен придерживаться того, чего просит его сердце».
В феврале 313 г. императоры Константин и Ликиний встретились в городе Милане, чтобы обсудить новое создавшееся политическое положение в империи. Среди прочего был достигнут договор по религиозным вопросам. Во многих древних текстах отмечается, что императоры желали разрешить религиозные вопросы в смысле полной религиозной терпимости. Христианам были возвращены все отнятые у них храмы и кладбища. Христианские общины получили право юридических лиц. Считается, что результатом этой встречи и был Миланский эдикт.
В этот период было много разных императорских указов и посланий на эту тему, начиная с 311 года. Например, в 315 г. последовал царский указ, что нельзя уродовать лица каторжникам, ибо все человеческие лица «отражают небесную красоту». Однако, в истории принято считать, что все эти решения приняли окончательную форму в Миланском эдикте от 313 года.
Затем, в 324 г. было окончательно утверждено имперское военное знамя «лабарум», на основании видения Креста в 312 году. В 325 г. Император Константин созвал (за счёт государства) всех христианских епископов на Первый Вселенский Собор в городе Никее (в Малой Азии, напротив будущего Константинополя), на котором была окончательно оформлена первая часть христианского Символа веры. Сам Константин открыл официально этот Собор, а затем удалился, ибо он не был епископом. Однако, когда Собор закончился, его призвали засвидетельствовать своей подписью решения Собора. Так, православный царь стал нотариусом Церкви.
И. Андрушкевич
(«Кадетская перекличка» № 79, июнь 2008 г.)
www.kadetpereklichka.org
Главное значение этого постановления, обессмертившего имя Императора Константина, заключается в победе христианства над язычеством в Римской империи, которая тогда, в IV веке, заключала в своих границах почти весь цивилизованный мир.
Классик церковной историографии, профессор Московского Императорского Университета, доктор богословия А.П. Лебедев писал: «Все лучшие императоры римские, начиная с Августа, понимали, какое значение имеет религия в отношении к благосостоянию государства… Они понимали, что религия составляет основание благоденствия государства. Все эти императоры заботились о том, чтобы утвердить и укрепить религиозное начало в сердцах подданных, но они трудились понапрасну, потому что верили в возможность оживления и поддержания языческих культов, не понимая того, что язычество отжило свой век, стало мертвым трупом, который следовало предать погребению, а не гальванизировать его искусственно… …Константин первый понял то, чего не понимали его предшественники, даже те из них, которые в душе были благосклонны к христианству. Обладая прозрением гения, Константин, ко благу цивилизации и к выгоде для государственного благосостояния, смело и могуче порвал…с язычеством… Этот шаг Константина настолько значителен, что решительно все историки считают его гигантским…Главное, что поражает…при взгляде на Константина, как первого христианского императора, это то, что он стал на стороне христианства и христиан в такое время, когда число христиан по сравнению с язычниками представляло меньшинство. Мы понимаем, когда какой-либо император из политических расчетов принимает сторону той религии, которая имеет наиболее приверженцев; но Константин принимает сторону меньшинства… Для того чтобы позволить себе этот шаг, нужно было обладать гениальной проницательностью, какой, без сомнения, Константин и обладал».
Миланский эдикт представляет собой грандиозный переворот в истории человечества. Главное содержание Миланского эдикта – вопросы религии, причем, не как «частного дела граждан», а как важнейшего начала в жизни общества. Константином в Милане дана толерантность всем религиям в Римской империи, за исключением христианства. Христианство изучаемым актом не помещено в ряду с прочими бесчисленными религиями, существовавшими в Империи, а поставлено выше всех их, провозглашено единственной религией, особое значение которой признается теперь государством.
Из текста Миланского эдикта следует, что законодатель дает права христианской религии и не отказывает в подобных же правах другим религиям. «Мы заблагорассудили объявить о нашей воле, предоставляющей христианам полное и неограниченное право совершать свое богослужение…Если же это мы разрешили христианам, то вместе с этим дается право и другим соблюдать свои обычаи и веру».
Важнейшая и существеннейшая черта, характеризующая Миланский эдикт, с точки зрения церковно-исторической, заключается в следующем. До Константина Рим знал и признавал только религии национальные и освященные древностью. Языческое представление о религиозной реальности сводилось к тому, что каждый народ имеет своих богов и обязан воздавать им поклонение. Но Миланский эдикт смело отбрасывает это «первобытное» представление. Точка зрения на религию радикально меняется. Константин далеко выходит за те пределы, в которых заключена была мысль человека древнего мира. Он ясно провозгласил, что христианство не есть принадлежность какого-либо определенного народа, а есть универсальная религия, религия всего человечества! Если прежде считалось, что известная религия принадлежит известному народу – и потому она священна, неприкосновенна, – то теперь Константин провозглашает новый принцип: священна и неприкосновенна и та религия, которая не принадлежит ни одному народу, а принадлежит всем народам, всем людям – христианство.
Константин нашел надлежащий термин для обозначения нового понятия, обогатив этим термином римский юридический язык. В Миланском эдикте эта религия, не принадлежащая ни одному народу, а принадлежащая всем народам, получила наименование corpuschristianorum, «общество христианское» – это все члены христианской религии, к какой бы они народности не принадлежали; это Церковь Христова, не привязанная ни к одной национальности, где «несть еллин, ни иудей»… (Колос. 3, 11), но высящаяся над ними; это духовный союз всех последователей Христа.
В отличие от языческого культа с его обожествлением кесаря, христианство в этот период акцентировало внимание на разделенности сфер Божественной и царской (кесаревой), подчеркивая при этом верховенство закона Царя Небесного над человеческим.
Основным содержанием сначала примирения, а затем союза Церкви и Империи, открывающегося Миланским эдиктом, сутью этого союза стало христианское вероучение, ортодоксия, отчетливо формулированная система догматов веры. Причина такого идеологического характера союза заложена была в самой природе римской государственности, природе, которая и в языческую эпоху по своим религиозным корням была теократической. Если действительной причиной конфликта между империей и христианством было освящение государства и государственности верой ложной, то и основным признаком и содержанием христианской империи стало блюдение «правой веры». И, хотя осознан и теоретически формулирован этот освященный союз был не сразу, им, тем не менее, подсознательно определилась церковная политика империи, начиная с Константина. Можно считать, что ко времени Юстиниана Великого он уже существует не только как факт, но и как теория, хотя окончательную формулировку его следует искать в поздней, после-иконоборческой Византии. Основной здесь является мысль об одинаковом непосредственно-религиозном, божественном происхождении и Церкви, и Царства. Эта мысль со всей силой высказана уже в знаменитой шестой новелле Юстиниана.
После победы над Лицинием в 323 г. Константин входит в свою роль преобразователя Империи на началах христианских. В своих указах «К правителям Востока» (323 год) и «К жителям Востока» (324 или 325 г.) он открыто заявляет, что потому оказывает свое покровительство христианству, что желанием его было объединить народы в религиозном отношении, утвердить в сердцах всех единую веру – христианскую. Свою миссию Константин видит в том, «чтобы род человеческий призвать к служению священнейшему закону (христианству) и под руководством Высочайшего Существа возрастить блаженнейшую веру».
До Константина «тысячелетнее государство и трехсотлетняя церковь стояли друг перед другом чуждые, не желавшие и не искавшие друг друга. Константин, как государственный человек и ученик христиан, умел, однако, понять, что эти две силы не только могут соединиться, но что соединение им обеим одинаково нужно. В этом и состоит его великая идея, показывающая в Константине одного из тех немногих исторических гениев, которые умеют открыть человечеству новую линию движения и строения…Таким образом, при более глубоком анализе взаимных нужд, казалось, Церковь и империя могли протянуть взаимно руку…Константин и решился это сделать».
Христианство было вполне право, ища свободы не иначе, как путем постановки государственной власти под свое религиозное влияние посредством союза с государством. Стоит отметить, что нет на свете ни одной не только религии, но и политической философии, которая не стремилась бы сделать государство орудием осуществления своей идеи, своей воли. Все антирелигиозные философии точно так же, в борьбе против христианства и религий вообще, никогда не ограничивались одним словесным состязанием и проповедью, но всегда стремились взять в свои руки государство, чтобы его законы и политику направить в помощь ведущейся ими борьбы, стараясь вытеснить религиозные влияния из жизни и даже отнять у них всякое свободное существование. Таким образом, Церковь показала лишь понимание всей сложности человеческого общежития, когда, увидев благоприятные для того условия, заключила союз с государством. То «тихое и бзмолвное житие во всяком благочестии и чистоте», которое этим было обеспечено, дало возможность создать то, что называется духом христианского человечества, в котором были выработаны и общественные добродетели и развилась величайшая в мире культура, которая справедливо должна называться христианской культурой, которой благотворным влиянием доселе живет все человечество.
Мы живем в XXI в. в эпоху завершения апостасии – отступничества христианского мiра от Христа и попущенного Богом устроения царства еврейского мошиаха-антихриста, который будет побежден Христом в Его славном Втором пришествии. Этот конец истории предсказан в Священном Писании, а первым прообразом антихристианского отступничества стал в 361–363 гг. уже племянник и преемник Константина Великого – нечестивый император Юлиан Отступник. Ныне весь «цивилизованный мiр», еще недавно христианский, ныне идет путем Юлиана Отступника. Христиане в нем снова становятся притесняемым меньшинством, а насаждаемая веротерпимость и толерантность выливается в легализацию греха и сатанизма.
Что случилось в 313 году
Представьте себе, что Вы в поликлинике, и заходите в кабинет врача.
Первый же вопрос, который Вам задаёт врач: «Расскажите, что у Вас болит».
Ваш ответ: «О, я вчера что-то не то съел, и сегодня у меня сильно болит живот».
А теперь представьте, что Ваше болезненное состояние не имеет явных симптомов, и Вы с этим от рождения.
А ещё представьте себе, что Вам эта болезнь передалась от отца, а у его отца тоже было такое же состояние и т.д. Если бы врач спросил Вас, где болит, то Вы ничего не смогли бы ему ответить, хотя определённая проблема чётко видна на Вашем рентгеновском снимке. Думаю, в какой-то мере эта небольшая иллюстрация хорошо описывает сегодняшнюю церковь, более 2000 лет спустя после её отправной точки. Мы не примечаем никаких болезненных ощущений (т.е. симптомов) и таким образом невозможно поставить точный диагноз нашему состоянию.
В настоящем письме предлагается вместе рассмотреть идею того, что Новозаветнее христианство умерло в 313 году н.э. в том же самом году император Константин (Константин Великий) выдал Миланский указ (эдикт), тем самым признав христианство законной религией. Большой трагедией является то, что большинство из нас не осознают насколько это событие повлияло на церковь Иисуса Христа по всему миру за последние 1700 лет.
33 г. н.э. первая церковь на земле
Несмотря на все её недостатки первая церковь была движением, развивающимся со взрывообразной силой! С момента первого схождения Святого Духа в день Пятидесятницы в Иерусалиме и до последних слов Павла в римской тюрьме около тридцати лет после того книга Деяний постоянно представляет нам свидетельства того, что церковь «сильно умножалась» при помощи людей, которые «переворачивали мир вверх ногами». Не углубляясь далеко в исследования мы можем сосчитать численность Иерусалимской церкви три или четыре года спустя после дня Пятидесятницы. Она составляла 30000 человек. Сосчитайте сами!
В день Пятидесятницы «. присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. «
«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деяния 2:41, 47). 3120+ человек.
Немного после этого «Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деяния 4:4). 8000 человек. (См. Матфея 14:21 для указания на то, что считались только мужчины).
«Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин. Сходились же в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все». (Деяния 5:14, 16). 15000+ человек.
«Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим. » (Деяния 5:28).
«И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. В эти дни, когда умножились ученики. » (Деяния 5:42-6:1) 20000+ человек.
«И Слово Божье росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере». (Деяния 6:7). 30000+ человек.
Что было ключом к их росту? Был ли их духовных прорыв результатом молитвы и поста и стратегической борьбы? Или же это было великолепное руководство и видение? Работа силы Святого Духа? Прекрасная организация? Можно ли сегодня ожидать подобные результаты? Читайте дальше!
Кто такой Константин Великий?
Следующий биографический очерк представляется вам для лучшего понимания жизни и времени императора Константина:
Следуя примеру своего отца и императоров, правивших ранее в третьем веке, Константин в ранние годы своей жизни был генотеистом (верование или поклонение одному божеству без отрицания существования других божеств). Он верил, что римский бог солнца Сол был видимым проявлением невидимого «Всевышнего Бога», который и был владыкой всей вселенной. Этот бог считался компаньоном императора Рима.
Свидетельством того, что Константин был приверженцем этой религии, следует из его утверждений в 310 году о том, что Гале он видел видение бога солнца. Говорят, что в 312 году накануне битвы со своим итальянским противником Максентиусом к Константину во сне явился Христос, говоря написать первые две буквы Его имени (греческие буквы ХР) на щитах его воинов. Говорится, что на следующий день он увидел крест затмевающий солнце и слова «этим знаком будешь ты победителем». В результате Константин поверг Максентиуса в Битве под Мильвийским Мостом недалеко от Рима.
Сенат приветствовал победителя, как спасителя Римского народа. Таким образом Константин, служитель одного языческого божества, обратился теперь к христианскому Божеству, которое принёсло победу. Было прекращено преследование христиан. И соратник Константина Лисиниус присоединился к исполнению Миланского Эдикта (указа) (313 г.), который предписывал терпимость к христианам в Римской Империи. Как хранитель предпочитаемой императором Константином религии церковь приобрела законный статус и значительные финансовые привилегии. (Альманах).
Джеймс Х. Рутз, однако, описал ещё один феномен этой эры: «Шёл 323 год н.э., почти триста лет после рождения церкви. Христиане впервые собрались в месте, которое сейчас мы бы назвали «зданием церкви». Все предыдущие триста лет церковь встречалась в гостиных по домам! За время с 323 по 327 г.г. Константин построил здания для собраний не только в Константинополе, но также в Риме, Иерусалиме и многих частях Италии! Это подтолкнуло развитие «моды» на строительство церквей в больших городах по всей Империи». (Открытая Церковь).
Незаконченная реформация
Многие в наше время указывают на Реформацию как на возрождение христианства: освобождение церкви от захвата немногими сильными и влиятельными людьми и предоставление доступа простому человеку. Однако, прямо говоря, Реформация не закончила свою работу! Постоянный призыв Швейцарского Братства к реформаторам состоял в том, что последние остановились, не дойдя до конца в своей работе по возвращению к ясно указанной в Новом Завете модели церкви и стилю жизни! Их аргументом являлось: «Основание свободной церкви, состоящей из добровольных верующих!» К сожалению, за это они поплатились своей жизнью, и голос их был придушен.
Однозначно: трудно переоценить влияние Лютера на церковь. Но нам необходимо понять, что Лютер поменял богословие церкви, но не её форму, не её структуру. Сам Лютер представлял себе церковь свободную от учрежденческой власти, но добиться этого не смог. Лютер высказывал убеждение о «церкви третьего типа» (прямая цитата) то, что мы сегодня назвали бы ячеечной церковью. Это собрание истинных христиан по «модели внутренней церкви».
В своей книге Церковь Пилигрима автор И.Х. Бродбэнд описывает следующую дилемму: «Лютер видел Божью схему собраний церкви. И не без внутренней борьбы, под давлением внешних обстоятельств пришлось ему оставить Новозаветнее учение о независимых собраниях истинно верующих в пользу Национальной или Государственной Церковной системы».
В своём видении «Божественного Образца» мы можем точно предположить, что Лютер отделял церковь от системы государства, и в её структуре делался уклон на возвращении к преумножающейся небольшой общине посвящённых людей, где лидерами являются простые люди. Много и с усердием высказывался на эту тему доктор Ральф Нэйбор, один из пионеров ячеечной церкви: «Проблема в структуре. И точка. Американская церковь нездорова, потому что её структура противоречит Библии. Отрицание проблемы «экклесиологии», жизнь в иллюзии того, что не в этом основная проблема церкви, является показателем хронической болезни».
Но есть надежда. На горизонте виднеется облако размером с ладонь. Некоторые уже слышат звук приближающегося дождя на протяжении нескольких лет. Кто-то только начинает разбирать эти признаки. Время садиться в колесницу и спешить к горе, ибо начался дождь! «. небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошёл большой дождь». (3 Царств 18:45).