Что случилось в 1649 году в россии
Год 1649
События истории России за 1649 год
Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 1649
Соборное Уложение царя Алексея Михайловича.
26 (16) июля 1649 года царь и великий князь Алексей Михайлович распорядился о формировании нового свода законов, известного как Уложение его имени. Свод состоял из 967 статей, регулирующих как уголовные, так и гражданские правоотношения. Устанавливался бессрочный розыск беглых крестьян (был до 5 лет). Богохульников и церковных мятежников ждал костер.
В Соборном уложении 1649 есть глава “О проезжих грамотах в иные государства”. Такие грамоты выдавали по преимуществу купцам, которые везли свои товары за рубеж. “А будет кому случится ехать из Московского государства для торгового промыслу или иного какого своего дела в иное государство, с Московским государством мирное, тому на Москве бити челом государю; а в городах воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездить”. Потом появилась так называемая “опасная грамота”. Давали такую грамоту на время жизни и работы за рубежом. Грамота “опасала” (или оберегала) русских от любых недоразумений за границей.
Земля (поместье) давалась служилым людям как средство отбывать государеву службу; поэтому эволюция однодворческого землевладения находилась в некоторой зависимости от законов и распоряжений, относившихся к поместному землевладению вообще. Законы эти, однако, не всегда были самостоятельными, первичными факторами, влиявшими на развитие данной формы; они часто лишь узаконяли отношения, укоренившиеся фактически. Первоначально поместье давалось лишь в пожизненное владение; после смерти владельца его дети — тоже служилые люди — должны были просить об оставлении им отцовского поместья, в счет следуемого им по окладу. Правило это, однако, не всегда соблюдалось; дети сплошь и рядом оставались на отцовской земле, «не справив» ее за собой; в свою очередь правительство передавало освобождавшееся со смертью служилого человека поместье в новыеруки, что вызывало единоличные и коллективные жалобы и челобитья служилых людей об укреплении за ними их владений. Уже Михаил Федорович пошел навстречу этим пожеланиям, а Уложение 1649 г. подробно регулирует наследование поместий, назначая вдовам и дочерям умершего (смотря по тому, скончался ли служилый человек, дома, в походе или в бою) от 1/10 до 1/3 оклада вдове и вдвое меньше дочери и предписывая отдавать из отцовского поместья сыновьям, что следует по окладу, каким они были поверстаны; излишняя сверх этого земля предназначалась для беспоместных и малопоместных лиц того же рода.
В России до Алексея Михайловича тюрьмы имели лишь значение места подследственного задержания, которое отбывалось в подземельях, погребах и застенках. С соборного Уложения 1649 г. тюрьма начинает применяться как дополнительная мера к членовредительным наказаниям. Тюремные «сидельцы» брали с новоприбывающих «влазную деньгу». Государство ничего не отпускало для прокормления колодников, возлагая эту обязанность на людей, приведших их, и на их хозяев.
В 1649 г., во избежание посылки нескольких гонцов по одному и тому же направлению, как это нередко бывало, было постановлено, чтобы Приказы сносились друг с другом, прежде чем послать куда-нибудь гонца. Ответ на бумаги, присланные от воевод и не требовавшие скорого решения, посылался не с нарочным гонцом, а при случае. Точно так же и воеводы с приказными людьми не должны были отправлять неважные бумаги в Москву с нарочными гонцами, но ожидать гонцов из Москвы и через них уже передавать бумаги.
Заключение Зборовского договора (между Богданом Хмельницким и польским королём Яном Казимиром).
1 мая 1649 г. англичанам велено было «ехать за море, а торговать с московскими торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря, у Архангельского города; в Москву же и другие города с товарами и без товаров не ездить. Великому государю нашему ведомо учинилось, что англичане всею землею учинили злое дело: государя своего Карлуса-короля убили до смерти. За такое злое дело вам в Московском государстве быть не довелось». Несколько лет торговые сношения с Англией были прекращены. Посланник Кромвеля Придакс принят был в Москве с холодною учтивостью. Ни Кромвелю, ни королю Карлу II во все царствование Алексея Михайловича не удалось добиться возобновления прежних льгот английским торговцам.
При патр. Иосифе справщиками церковных книг при печатном дворе были Иван (в монашестве Иосиф) Наседка, черниговский протопоп Михаил Рогов, архимандрит Сильвестр и некоторые другие духовные и светские лица. В исправлении книг принимали участие, сверх того, разные влиятельные лица из духовенства, как духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иоанн Неронов, а также приезжие люди, слывшие ревнителями православия, — юрьевский протопоп Аввакум, романовский священник Лазарь, муромский протопоп Логгин и др. Исправляя книги, они, в свою очередь, внесли в них много ошибок, а главное, не исключили, а напротив, возвели на степень догматов или несомненных принадлежностей православной церкви ряд неправильных мнений и обычаев, возникших большей частью не раньше XV века и отчасти утвержденных Стоглавым собором. Таковы, напр., мнения об имени Иисус, будто оно должно быть произносимо Исус; о двуперстном знамении; об употреблении семи просфор при богослужении; о хождении посолонь; о чтении в символе веры о Сыне Божием: «его же царствию несть конца», а о св. Духе: «Господа истинного»; о небритии бороды и усов; о сугубой аллилуие. Поднят был вместе с тем целый ряд вопросов о церковном благочинии, церковном пении, иконописании, церковной проповеди и т. п. Новгородский митрополит Никон сделался самым ревностным проповедником последнего рода новшеств. Патриарх Иосиф испугался и стал сноситься с константинопольским патриархом. Среди духовенства поднялся ропот, стали поговаривать о появлении ереси: «заводится ересь новая, — говорили недовольные, — единогласное пение и людей в церкви учить, а преж сего людей в церкви никогда не учивали, учивали их втайне». В 1649 г. в Москву приехали иерусалимский патр. Паисий и грек Арсений, получивший образование в римской коллегии. Они указали на ошибки справщиков. Царь и патриарх отправили троицкого келаря Арсения Суханова на Восток для изучения греческих обрядов. В то время среди русских господствовало уже мнение о том, что вера греков не чистая, а испорченная. Арсений Суханов в своем статейном списке старался подтвердить это мнение. Кроме греков, обличителями ошибок справщиков явились и ученые монахи из Киева, которых вызвали в 1649 г. в Москву для исправления Библии: Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Феодосий Сафонович.
Сообщение отправлено: 8 мая 2006 11:44 ( Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 5 июля 2006 19:15
О наказании кнутом упоминает уже Судебник 1497 г., но особого распространения оно достигло в XVII в., в терминологии которого оно именовалось также «жестоким наказанием» и «торговой казнью». По Уложению 1649 г., большая часть преступных деяний, даже самых незначительных, влекло за собой К. или отдельно, или в соединении с другими наказаниями.
«Брокгауз и Ефрон»
Отрезать ухо
Уложение 1649 г. не упоминает о клеймах, но та же цель достигалась отрезанием ушей: за первую кражу добавочным наказанием служило отрезание левого уха, за вторую кражу отрезали правое ухо; если же попадался в краже человек, у которого обрезаны оба уха, то это служило доказательством, что он уже два раза был обвинен в татьбе, и тогда он предавался смертной казни. У осужденного за первый разбой отрезали правое ухо, а за второй разбой полагалась смертная казнь.
Последнее знамя от польского короля
Корогвы т. е. знамена, существовали у казаков еще до Стефана Батория. На одной стороне их часто писали лик Пресвятой Богородицы, на другой — крест с тростью и копьем, а вокруг — надпись о принадлежности знамени тому или другому полку, кем и когда устроено; также изображались лики святых покровителей казаков, ангелов и др. священные изображения. Рожинский установил особые К., наподобие тогдашних польских знамен, в каждом полку и сотне; вместо священных изображений на знаменах появляются орлы, львы, мечи, гербы поветовые и т. п. Стефан Баторий даровал малороссийским и запорожским казакам К. с вышитым на ней двуглавым серебряным орлом (польский герб). Знамя войсковое всегда находилось при гетмане и называлось «великой народной корогвой», знамя же гетманское — «малой корогвой». Последнее знамя от польского короля получил Богдан Хмельницкий (19 февраля 1649 г.). По принятии Хмельницким присяги на верность России ему вручена была боярином Василием Бутурлиным К., на которой с одной стороны был образ Всемилостивого Спаса, с другой — Пресвятой Богородицы. Следующие гетманы получали знамя, на котором, кроме изображений святых, имелся двуглавый орел — русский государственный герб. Запорожские войска получали знамена и от султана, с изображениями полумесяца, восьмиугольных звезд, мечей с лезвиями и пр. Запорожцы получали от царей (Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II) знамена, весьма схожие с знаменами гетманскими. Гетманская артиллерия и полковые города имели особенные знамена. Для хранения и выноса в торжественных случаях «народной К.» (большое царское знамя) учрежден был чин «Генерального Войскового Хорунжего»; в полках полковые знамена носились во время торжества и похода хорунжими полковыми, в сотнях — сотенными хорунжими; при генеральном войсковом хорунжем, кроме того, имелась еще особая конная команда — «команда у народной корогвы», которой Разумовский дал гусарские зеленые мундиры; впоследствии команда была обращена в губернскую новгород-северскую штатную роту. На Запорожье и на Дону царскую хоругвь во время торжеств носил войсковой старшина, также называвшийся хорунжим.
Автор фото, Public domain
Уложение обсуждали и принимали представители всех сословий, кроме крепостных крестьян (картина «Земский собор», художник Сергей Иванов, 1908 год).
8 февраля 1649 года вступило в силу Соборное уложение царя Алексея Михайловича.
Это был первый на Руси и один из первых в мире всеобъемлющий сборник нормативных актов, охватывающих как уголовное, так и гражданское право. Из более ранних документов такого рода с ним можно сравнить только византийский Кодекс Юстиниана.
Уложение называлось соборным, потому что было принято специально созванным Земским собором. Народные представители не только проголосовали за предложенный им проект, но и внесли в него существенные поправки.
С изменениями и дополнениями Уложение действовало более 180 лет.
Читать собрание законов, по которым жили россияне четыре века назад, интересно и утешительно: хорошо, что на дворе другое время!
Любопытные факты:
В наши дни такое законотворчество назвали бы «взбесившимся принтером». Царские указы, выпущенные по конкретным поводам, противоречили друг другу, при этом многие сферы жизни оставались совсем неохваченными.
Этот свод законов можно считать уступкой бунтующему народу: инициатива обновления и систематизации законодательства исходила не от власти, а от подданных. Принятие нового Уложения являлось одним из требований московского Соляного бунта в июне 1648 года. В решении Боярской думы от 16 июля о начале работы над проектом так и говорилось: «Боязни ради междоусобия от всех черных людей…».
Автор фото, Public domain
Первая страница Соборного уложения
Огромную работу примерно за полгода выполнили пять человек: князья Никита Одоевский, Федор Волконский и Семен Прозоровский и дьяки Федор Грибоедов и Гаврила Леонтьев.
Для судов и приказов изготовили 2400 копий в виде книг.
Особо тяжкие
Автор фото, Darya Ivanova/TASS
Для судов и приказов изготовили 2400 копий Соборного уложения
Спустя век в стране перестали применяться изуверские способы умерщвления. Последний же смертный приговор в истории России был приведен в исполнение 2 сентября 1996 года.
Женщин-мужеубийц закапывали по шею в землю и оставляли так, пока не умрет. Особо оговаривалось, что их следует «казнить без всякия пощады», даже если за виновную станут просить дети. Мужчине за убийство жены давали всего год тюрьмы. Вопреки распространенному мнению, жестокий обычай отменил не Петр I, а его старший брат Федор.
Автор фото, Public domain
Уложение закрепляло власть мужчин над женщинами и старших членов семьи над младшими
Уложение установило брачный возраст в 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин.
Вопрос, как сказали бы теперь, борьбы с экстремизмом в XVII столетии решался кратко и радикально: «А которые воры чинят в людех смуту и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейные дела, и таких воров за такое их воровство казнити смертию».
Денег на прокорм заключенных из казны не выделялось, их должны были содержать родственники. Одиноких водили под конвоем просить милостыню.
Выехал за границу? Получи кнута
Человека, пересекшего границу без проезжей грамоты от воеводы, по возвращении наказывали кнутом. Зато жители приграничных областей получили право путешествовать без бумаг и волокиты «для того что они с порубежными людми живут смежно». Сегодня такая практика называется упрощенным визовым режимом для приграничных территорий.
Уложение предусматривало суровую кару за клевету и лжесвидетельство: «А буде кто на кого доводил [доносил], и сыщется, что он такое дело затеял напрасно, и тому изветчику то же учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил».
По тому же принципу «око за око» предписывалось за преднамеренное членовредительство причинить виновнику аналогичное увечье плюс оштрафовать его на 50 рублей.
Автор фото, Public domain
Царь Алексей Михайлович проводил реформы, воевал, подавлял восстания и по характеру был вспыльчивым холериком, но остался в истории с прозвищем Тишайший
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Убийство пойманного на месте преступления вора не наказывалось.
Следствие по уголовным делам поручалось выборным губным (волостным) старостам, не отличавшимся от английских шерифов: «А ведати в городех розбойные и убийственые и татиные дела губным старостам, а воеводам в городех таких дел ничем не ведать. А быти губным старостам в городех по выбору дворян и всяких чинов людей. В губных старостах быти дворянам добрым и прожиточным [обеспеченным], а которые грамоте не умеют и тех в губныя старосты не выбирать».
Уложение отменило так называемые «15 урочных лет», разрешив помещикам разыскивать и возвращать беглых крепостных без срока давности.
Уложение несколько смягчило институт холопства: отныне продать в кабалу за долги или от беспросветной бедности человек мог только самого себя, его родившиеся и еще не родившиеся дети оставались свободными.
Курение опасно для здоровья
За торговлю табаком полагалась смертная казнь, за курение порка, а на другой раз вырывание ноздрей.
В литературе можно найти упоминания о том, что в допетровской Руси под страхом жестоких кар запрещалось, например, играть с собаками, разглядывать полную луну или купаться во время грозы. Возможно, на сей счет существовали неписаные обычаи, но в Соборном уложении таких статей нет.
Соборное уложение 1649 года
Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе
В данной статье мы рассмотрим Соборное уложение 1649 года кратко, как одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси. В 1649 году, впервые в истории России была осуществлена кодификация государственного права: Земский Собор разработал Соборное уложение. В этом нормативном документе впервые не просто были собраны основные законы государства, они были классифицированы по отраслям. Это существенно упрощало систему российского законодательства, обеспечивало ее стабильность. В данной статье описываются основные причины принятияСоборного Уложения 1649 года, его основной смысл и краткая характеристика, а также анализируются основные последствия принятия закона на развитие российской государственности.
Причины принятия Соборного уложения 1649 года
В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.
Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.
Источники Уложения и работа по его созданию
Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:
Характеристика Уложений по отраслям
В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:
Государственное право
Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.
Уголовное право
Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:
Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:
Гражданское право
Кроме того, Соборное уложение 1649 года кратко, но окончательно завершило закрепощение крестьян: помещик имел право спустя любой срок после побега искать беглых крестьян. Таким образом, крестьяне окончательно «прикреплялись» к земле, становясь собственностью помещика.
Семейное право
Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).
Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:
Дополнения к закону в 17 веке
На протяжении второй половины 17 века были приняты дополнительные законы, которые вносили изменения или дополнения в Уложение. Например, в 1669 году был принят закон об увеличении наказаний для преступников. Он был связан увеличением преступности в России в этот период. В 1675-1677 были приняты дополнения о статусе вотчины. Это было связано с увеличением количества споров относительно права на землю. В 1667 году был принят «Новоторговый устав», который был призван поддержать российского производителя в борьбе с иностранными товарами.
Историческое значение
Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:
Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.
Царь Алексей Михайлович год за годом 1649
1 января 1649 года — республиканец по взглядам, пьяница и бабник по жизни Генри Мартен внес в Палату Общин от имени «подготовительного комитета» проект ордонанса, гласившего: «. Карл Стюарт, теперешний король Англии, задался целью полностью уничтожить древние и основополагающие законы и права этой нации и ввести вместо них произвольное и тираническое правление. На страх всем будущим правителям, которые могут пытаться предпринять нечто подобное, король должен быть привлечен к ответу перед специальной судебной палатой, состоящей из 150 членов, назначенных настоящим парламентом, под председательством двух верховных судей».
Это в высшей степени важный и весьма любопытный исторический документ. Прежде всего в нем четко и недвусмысленно осуждался абсолютизм как политическая (государственная) система, вместе с тем в нем не осуждалась королевская власть как таковая. Англия и впредь мыслилась монархией. Карл I привлекался к суду за злоупотребления королевской властью, но и на скамье подсудимых он оставался королем, более того, именно в качестве злоупотребившего властью короля он должен был предстать перед судом.
2-3 января 1649 года — Палата Лордов (на то время в ней числилось 16 пэров) единодушно отвергла предложенный Палатой Общин ордонанс о привлечении Карла I к суду. Вслед за этим лорды объявили о недельном перерыве в заседаниях и поспешно покинули столицу. Судебный процесс оказался на грани срыва.
4 января 1649 г. — Палата общин, «очищенная» полковником Прайдом, провозгласила Парламент Англии носителем верховной власти в стране. Назначен Верховный суд в составе 135 человек.
19 января 1649 года, Карл I был перевезен из Виндзора в Лондон. А на следующий день начался суд, который заседал всего 5 дней. Сначала зачитали парламентский акт, утвердивший полномочия суда. Потом ввели обвиняемого. Карл вошел и, не снимая шляпы, направился к предназначенному ему креслу, подчеркивая этим, что не признает правомочий суда.
Королю зачитали обвинительный акт. Его обвиняли в государственной измене, стремлении присвоить себе неограниченную и тираническую власть, уничтожить права и привилегии народа, развязать гражданскую войну, подготовить иноземное вторжение в Англию. Короля объявили ответственным «за все измены, убийства, насилия, пожары, грабежи, убытки. причиненные нации» во время войны. Его объявили «тираном, изменником, публичным и беспощадным врагом английского народа».
Карл несколько раз безуспешно пытался прервать чтение. Председатель суда Бредшоу предложил королю прокомментировать предъявленные обвинения. Однако тот, по-прежнему не признавая законности суда, потребовал от судей объяснений. Его интересовало, какая законная власть призвала его в этот зал.
Суд ответа не дал. Пылкая речь короля, которую он заготовил, была прервана в самом начале. Под крики солдат «Правосудие, правосудие!» Карл был удален из зала.
Судьи попали в крайне затруднительное положение. Отказ короля отвечать на предъявленные обвинения не давал возможности провести судебный процесс и, в первую очередь, заслушать свидетелей и речь обвинителя. Без этого невозможно было вынесение смертного приговора, а это и было основной целью парламентариев. Процедуру суда следовало продолжать любой ценой.
Карла предупредили: его молчание суд будет расценивать как признание вины. Однако король продолжал занимать прежнюю позицию: он не признавал законности суда над ним. Тогда обвинитель предложил заслушать свидетелей без объяснений подсудимого. По его мнению, вина короля была слишком очевидна, чтобы соблюдать принятые нормы.
В течение двух дней были допрошены 33 свидетеля. Их показания были заслушаны на публичном заседании суда при огромном стечении народа.
Большинство свидетелей говорило об участии Карла в сражениях против собственных подданных. Лондонский ткач Ричард Бломфилд засвидетельствовал, что солдаты короля грабили захваченных в плен в присутствии Карла. Другой свидетель, крестьянин из Рэтленда, рассказал о резне защитников города Лейстера. По его свидетельству, король в ответ на протест одного из офицеров своей армии сказал: «Меня мало беспокоит, если их будет вырезано в три раза больше — они мои враги».
Затем выступил судья Бредшоу. Он заявил: «Существует договор, заключенный между королем и его народом, и обязательства, из него вытекающие, обоюдосторонние. Обязанность суверена защищать свой народ, обязанность народа — верность суверену. Если король однажды нарушил свою клятву и свои обязательства, он уничтожил свой суверенитет». Итак, по его твердому убеждению, судьи творили великое дело справедливости.
В заключение был зачитан приговор. Он гласил: «Упомянутый Карл Стюарт, как тиран, изменник, убийца и публичный враг, присуждается к смертной казни через отсечение головы от туловища». Под документом стояли только 59 подписей. Вожди революции сочли, что и этого количества хватит для верификации акта справедливого возмездия.
Казнь была назначена на 30 января 1649 года. В два часа пополудни одетый во все черное Карл I появился на площади, где был построен эшафот. Его окружали несколько шеренг кавалерии, которые отделяли толпу от места казни. Зрители заполняли не только площадь. Многие наблюдали за происходящим с балконов, крыш домов и уличных фонарей.
На помосте в одежде моряков, с наклеенными бородами и усами, в масках находились палач и его помощник. Карл взошел на эшафот, достал из кармана сложенный листок бумаги и зачитал прощальное слово. Никто кроме охраны его не услышал. А через минуту помощник палача, исполняя свои обязанности, поднял за волосы отрубленную голову казненного и показал ее толпе.
После казни тело короля положили в гроб. По преданию Кромвель решил лично убедиться в смерти политического противника. Открыв крышку гроба и увидев то, как ловко голова Карла была приставлена к телу, Кромвель изрёк: «А хорошо сложен наш король. Жить бы ему да жить!» На его лице не было удовлетворения, поскольку Карлу он симпатизировал, и понимал, что среди его настоящих и будущих противников уже не будет столь благородного человека.
Да здравствует Король!
Карла Стюарта казнили как короля, однако и после этого Англия еще оставалась монархией. Республика провозглашена не была. Тем самым существовала юридическая возможность для сторонников Стюартов немедленно провозгласить королём наследника, находившегося в изгнании, принца Уэльского — будущего Карла II. Парламент буквально в день казни Карла I спохватился и наскоро одобрил билль, запрещавший реставрацию монархии под страхом сурового наказания. Лорд-мэр столицы, известный своими роялистскими симпатиями, отказался его провозгласить. Заминка позволила сторонникам династии возвести на престол законного наследника.
5 февраля 1649 г. — Принц Уэльский, сын казненного короля, был провозглашен в Эдинбурге королем — причем, не только Шотландии, но и Англии и Ирландии.
Ученик материалиста Гоббса, Карл II был почти равнодушен к религии, но, как политик, отдавал преимущество католицизму. Беспринципный король не скрывал своего циничного отношения к окружающим, откровенно заявляя, что он не верит ни в целомудрие женщин, ни в добродетель мужчин и не ожидает ни от одного человека истинной верности или приверженности.
Удивительно, но шокирующая откровенность монарха в большей степени располагала к нему людей, чем, наоборот, отталкивала.
Завершение гражданской войны и провозглашение Республики.
Между тем тучи на политическом горизонте вновь стали сгущаться. Невиданная дерзость англичан — публичная казнь помазанника божия — вызвала ужас и возмущение монархической Европы. Дипломатические отношения с новоявленной республикой были порваны. Франция, Испания, Австрия выразили республике «цареубийц» официальный протест. Постоянно приходили сведения о готовящейся интервенции французских или испанских войск. В Шотландии принц Уэльский был провозглашен королем. Это был открытый вызов. В самой Англии еще держался неприступной твердыней Понтефракт — последний оплот кавалеров. Из северных и западных графств приходили известия о роялистских беспорядках, в Эксетере какие-то люди порвали на глазах у всех акт о запрещении провозглашать кого-либо королем.
У Кромвеля появляется возможность усмирить католическую Ирландию, в которой он видел один из главных очагов «папизма», злейшего врага «протестантской религии».
Апрель 1649 г. — Весть о предстоящей отправке армии в Ирландию вызвала протест среди вождей левеллеров. Они подбили сотни ветеранов гражданской войны на демарш, сопровождаемый требованиями «верховенства народа», всеобщего избирательного права для мужчин и ежегодных выборов в парламент. Хуже всего, что часть радикалов требовала отмены частной собственности.
Кромвель лично направился в мятежные полки и беспощадно расправился с беспредельщиками. Особо буйных приказал расстрелять, сочувствующих уволил в отставку, а остальным пригрозил карами земными и небесными за нарушение клятвы защищать Англию. Руководителей бунтовщиков (Лильберна, Уолвина, Овертона и Прайса) Кромвель пощадил, отправив их в Тауэр. Он боялся, что их гибель погрузит страну в пучину массовых беспорядков. Накануне планируемой кампании в Ирландии, такой поворот событий обернулся бы катастрофой.
19 мая 1649 г. — Англию провозгласили республикой. Исполнительная власть была вручена избранному парламентом Государственному совету из 41 человека.
15 августа 1649 г. — громадный флот Английской республики, своего рода «новая великая Армада» в количестве 130 судов с 10 тысячами солдат, большим количеством пушек, запасом пороха и продовольствия благополучно достиг берегов Ирландии.
Этой объединённой, дисциплинированной, хорошо подготовленной в техническом отношении армии, во главе которой стоял прославленный многими победами полководец, противостояли многочисленные, но весьма слабо организованные, раздробленные, не доверявшие друг другу ирландские, англо-ирландские и шотландско-ирландские военные, преимущественно нерегулярные силы.
3 сентября 1649 года, после нескольких безуспешных призывов сдаться Кромвель приказал бить по стенам Дрогеды из пушек. Когда возникли бреши, его войска устремились на штурм. Две атаки были отбиты, а третья (10 сентября 1649 года), которую Кромвель возглавил сам, принесла успех. За взятием города последовала резня, причем столь жестокая и беспощадная, что потрясла воображение современников.
4 октября 1649 г. — англичане предприняли штурм крепости Уэксфорд к югу от Дублина. Здесь уже после того, как сопротивление прекратилось, было вырезано не менее 2 тысяч человек, а город был также предан повальному разграблению.
Жестокая поступь английской армии не сломила дух свободолюбивых ирландцев. Повсюду их врагов ждало упорное сопротивление. К концу осени «железнобокие» остановились и даже попятились назад.
Оккупантов добила сырая осенняя погода, которая обрушила на них волну эпидемий. Солдаты Кромвеля болели малярией, дизентерией и особой местной тяжёлой, злокачественной лихорадкой. Английские полки начали таять от болезней.
Царь под «революционеров» не прогнулся.
Весна 1649 года — Кромвель отправляет посольства в Россию и другие страны с известием о переходе власти под контроль парламента. Эти посольства приняты были везде с великою честью: все боялись богатой и сильной Англии, у которой давно уже был самый лучший флот и самая значительная торговля. Как только царь Алексей Михайлович узнал, что англичане приехали в Архангельск, он послал им повеление не ехать далее и тотчас оставить его царство. Вот какими словами он приказал объявить им это повеление: «…что когда они своему королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то царь русский никакого сообщения с ними иметь не хочет».
Лето 1649 года — Презирая бунтовщиков, Алексей Михайлович отменил все торговые преимущества Англии, какие даны ей были в России царями Иоанном Васильевичем и Феодором Иоанновичем.
Царь Алексей Михайлович отправил послов в Копенгаген к изгнанному из отечества принцу Карлу, наследнику престола Англии. Они изъявили ему свое участие, вручили большую сумму денег и предложили помощь войсками против мятежников.
Когда в Париже и зимой жарко.
Тридцатилетняя война закончилась и правительство Франции получило возможность использовать высвободившиеся войска против внутренней оппозиции.
К концу 1648 года армия принца Конде из Фландрии переместилась в окрестности Парижа. Находившаяся в Германии армия Тюренна с наступлением мира отошла на Рейн, поближе к границам Франции.
В ночь с 5 на 6 января 1649 года королевский двор бежал из столицы в Сен-Жермен, откуда Анна Австрийская письменно уведомила городского мэра, что король покинул Париж из-за угрожающей жизни смуты членов парламента. Благодаря печати листовок, новость о враждебном поведении двора стала достоянием парижан. Тысячи вооруженных горожан вышли на улицы столицы, продемонстрировав солидарность с Парламентом.
Королева и ее двор отвечали на этот указ презрительным смехом, который, вскоре, едва не обернулся для них плачем. Часть аристократов (герцог д’Эльбеф, принц Конти, герцог Буйон и герцогиня де Лонгвилль), неудовлетворенных своим положением при дворе, перешла на сторону взбунтовавшихся судей. Фронда получила ощутимое подкрепление со стороны частных феодальных армий и готовилась дать бой королевским войскам. Впрочем, речь шла не о свержении монарха. Участники политической борьбы боролись за право опекать Людовика до его совершеннолетия, рассчитывая подчинить государственные интересы выгоде отдельных кланов.
Анну Австрийскую спасало, то, что фрондёры постоянно интриговали друг против друга. Выигравшие гнобили проигравших. Последние, не добившись правды, вступали в сговор с королевой.
Некоторое время,парижские фрондёры еще рассчитывали на помощь, втайне обещанную им Тюренном (маршал был гугенотом и не был лоялен к католичке королеве и к её фавориту Мазарини). Однако, армия отказалась вслед за полководцем перейти на сторону мятежников-горожан, и Тюренну пришлось бежать заграницу. Пришедшее в феврале из Англии, известие о казни короля Карла I окончательно убедило судейскую аристократию и принцев в необходимости искать компромисс с правительством короля, пока и во Франции в оппозиционном движении не возобладали радикальные элементы и оно не вышло из-под контроля парламента. Анна Австрийская и Мазарини, не имея возможности силой подавить оппозицию, также проявили готовность к уступкам, поскольку с началом весны испанцы возобновили боевые действия.
13 марта 1649 года был подписан мир между Парижем и королевским правительством на следующих условиях: 1) Военные действия с обеих сторон прекращаются; 2) Указы парламента, обнародованные им по убытии короля из столицы, теряют свою силу; 3) Указы короля, изданные в течение недавних событий, остаются во всей силе; 4) Народное ополчение распускается; 5) королевские войска очищают занимаемые ими местности около Парижа; 6) Все жители столицы сложат оружие; 7) Все предводители восстания остаются при прежних должностях, которые они занимали на королевской службе; 8) Король возвратится в столицу, лишь только ему дозволят государственные дела.
Принимая эти условия, парламент выторговал у правительства награды всем предводителям народного ополчения. Эти награды мятежникам из королевской же казны в общем итоге составили несколько миллионов. Правительство согласилось на все, и 5 апреля заключение мира между королем и его подданными было отпраздновано торжественным богослужением в соборе Парижской Богоматери.
18 августа 1649 года королева торжественно въехала в Париж. Мазарини истратил до ста тысяч ливров на подкуп крикунов, приветствовавших Анну Австрийскую восторженным «Виват!». Вечером в Пале-Рояле королева принимала своих недавних врагов. Она и принцы обменивались любезностями, источая оптимизм в отношении будущего, но все они осознавали, что огонь вражды ещё не погас.
Урок мирного сосуществования за пиршеским столом.
25 сентября 1649 г.— После 30-летней войны в Нюрнберге состоялась мировая трапеза, на которой конфликтующие стороны несколько дней праздновали заключение мира.
Гости наверняка ели знаменитые колбаски, которые писатель Жан Поль назвал «прекрасными незабудками из Нюрнберга.»
Главный секрет сосисок – майоран, входящий в свиной фарш. Именно эта приправа делает вкус и аромат таким особенным и таким немецким. Настоящая сосиска также должна иметь размер от 7 до 9 см и вес от 20 до 25 грамм. С размером мясного лакомства связана масса легенд, и любой житель Нюрнберга расскажет вам свою собственную. Вот лишь некоторые из них: «. колбаски делались такими «пальчиковыми», чтобы продавцы могли продавать их уже после закрытия лавок, путем просовывания сосисок в замочную скважину. Якобы, такой метод ведения торговли избавлял их от налогов. Непонятным остается то, как покупателям удавалось просовывать в замочную скважину гульдены».
Укрепление государства через законодательную деятельность.
30 апреля 1649 года — Алексей Михайлович издал «Наказ о Градском благочинии», предписывавший, дабы: «…в ведренные, в жаркие дни, изб и мылен никто не топил, и в вечеру поздно с огнем не сидели… и учинить у изб и у мылен печати. …А во дворах, по всем хоромам …для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и с помелы, и с веники». Нарушителям «оного наказа» была определена однозначная санкция: «А то им всяких чинов людем сказать именно, только чьим небереженьем от кого учиниться пожар: и тому от Государя быть казнену смертию». Этот день стал праздником огнеборцев России.
Ворота в Тихий океан.
Впервые русские люди на берегу Охотского моря появились летом 1639 года. После трудного, занявшего много месяцев пути с берегов реки Лены три десятка казаков под началом атамана Ивана Москвитина вышли, как тогда говорили, «на большое мере окиян, по тынгускому языку на Ламу».
В то время на берегах моря, которое вскоре назовут Охотским, жили немногочисленные племена эвенов, о которых один из казаков Москвитина позднее так рассказывал начальству для доклада в страшно далёкую Москву: «А бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало, и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорами…»
Роды эвенков жили ещё в каменном веке, русские первопроходцы называли их «тунгусами-ламутами», то есть «приморскими тунгусами», от эвенкского слова «ламу» — «море». Поэтому первое русское название этих солёных вод звучало как «Ламское море». Продвигаясь вдоль морского побережья, казаки достигли берегов полноводной реки, которая поразила их изобилием рыбы и множеством обитающих рядом зверей. Промысловое место было названо «река Охота», а потом и море стали звать «Охотским», что для русского уха было привычнее.
Про случившееся открытие в Якутске узнали аж через семь лет, поскольку нарочный гонец о прямых дорогах к Ленским берегам не ведал. Местный воевода Василий Пушкин заинтересовался «скаской»от людей Москвитина, так как описанные богатства, сулили казне прибыль, а ему продвижение по службе.
Местным тунгусам было доведено, что отныне эти земли являются владениями Русского царя, и за проживание на них нужно платить ему ясак соболями и прочей мягкой рухлядью. Новость язычникам не понравилась и они предприняли ряд набегов с целью выжить непрошенных гостей. Однако, казаки выдержали их натиск и убедили вождей, что «худой мир лучше доброй ссоры».
Охотское зимовье стало базой для дальнейшего освоения берегов «Ламского моря-окияна». Летом, следующего, 1648 года отправленный Шелковниковым из Охотска отряд под началом Алексея Филипова и Ермила Васильева, двигаясь на северо-восток, достиг побережья Тауйской губы (район современного города Магадан). Там они обнаружили лежбища тысяч моржей, «где зверь морж ложится» — моржовые клыки, или «рыбья кость», как их тогда называли, ценились не меньше, чем самые драгоценные меха. За пару моржовых клыков, привезённых с берегов Охотского моря, в XVII веке в Москве можно было купить целый дом.
Но доставались такие богатства нелегко!
К 1649 году, когда в устье Охоты был построен «косой острожек», укреплённый частокол из заострённых бревен, почти треть отряда Шелковникова погибла в боях с эвенами или умерла от голода и лишений. Скончался и сам Шелковников, ему на смену с берегов реки Лены вместе с подкреплениями прибыл «служилый человек, приказный Якутского зимовья» Семён Епишев, ставший вторым главой Охотска. Весной 1651 года Епишев обнаружил в острожке лишь «чуть живых двадцать человек».
Весной 1652 года, когда большая часть охотских казаков разъехалась собирать меховую дань с окрестных племён, «острожек» осадили восставшие «ламуты». Небольшой русский гарнизон, около 30 казаков, пробился из окружения и отступил южнее — к реке Улье. Постройки и укрепления первого Охотского острога «ламуты»-эвены сожгли.[Рассказ основан на материалах статьи Алексея Волынца «Первый на дальневосточном берегу. Забытая история бывшего портового города Охотска» на сайте dv.land].
Как казаки Амур под государеву руку прибрали.
Открытие новых земель – дело рискованное и непростое. Путь за Урал пришлось прокладывать не одно десятилетие – без карт и проторённых троп, наощупь. Первыми о богатых землях дауров на берегах Амура, узнали казаки, отправившиеся из Томска к реке Алдан в 1636 году. Они поехали туда, чтобы получить ясак, но вернулись ни с чем.
Через несколько лет к новому якутскому воеводе Дмитрию Францбекову обратился Ерофей Хабаров с инициативой отправиться в неведомые земли. Начальство препятствий чинить не стало, поскольку промысловую артель атаман вызвался снарядить за свой счёт. Возникли трудности с набором отряда. Многие казаки помнили о случившихся ранее неудачах и предпочитали отлеживаться на печах. В конце концов, удалось подбить на затеянное предприятие 70 человек и весной 1649 года отправиться вниз по реке Лене к устью Олёкмы.
Путешествие по порожистой реке оказалось сложным, как описывал его сам Хабаров в донесении начальству: «. в порогах снасти рвало, слонцы (корма и руль судна) ломало, людей ушибало; но Божиею помощью и государевым счастьем всё кончилось благополучно».
Речной путь завершился аккурат к зиме. Дальше пришлось идти пешком, чтобы найти переход через Становой хребет. Перевалив через горы, отряд Хабарова вышел к Амуру неподалёку от поселений местного князя Лавкая, которого они должны были «объясачить».
Хабаров обнаружил пять «крепостиц» на расстоянии полутора дней друг от друга, однако людей в них не было. Судя по всему, население ушло из городищ незадолго до прихода казаков.
Долго гадать о том, куда делись жители, не пришлось – дойдя до третьей из «крепостиц», казаки повстречали небольшой отряд самого Лавкая, который лично решил разобраться с северными гостями.
Хабаров решил не принуждать дауров, оказавшихся между двух огней, к уплате податей. «Он повёл людей своих назад в первую Лавкаеву крепость. Она была укреплена лучше других и предоставляла ту выгоду, что через волок стояла всех ближе к Тугиру, оставляя тыл Русских, в случае нужды, свободным. Здесь найдены были ямы, в которых вероятно было множество хлеба. В Амуре было очень много рыбы, осетров и калуг, из которых последние бывали до трёх сажен длиною и толщиною с дородного человека. Для земледелия нельзя было желать страны выгоднее и плодороднее. В разных местах росли густые леса, в которых водились лучшие соболи и разные ценные звери». [Пётр Шумахер, «Первые русские поселения», Русский архив. Историко-литературный сборник. 1879 г.- электронная версия]
В мае 1650 года Хабаров вернулся в Якутск с докладом, а уже осенью отправился обратно на Амур. Из похода он привёз «Чертёж реке Амуру», на основе которых позже были созданы первые схематичные карты даурских земель.
2 января 1649 года — козачье войско, возглавляемое Хмельницким, возвращается в Киев после похода на Западную Малую Русь. Тысячи киевлян, собравшись у Золотых ворот, приветствовали козаков как избавителей от иноземного ига. Учащиеся Киевского коллегиума прославляли гетмана в речах и стихах на русском и латинском языках. Среди встречавших находилось киевское духовенство и иерусалимский патриарх Паисий. Как глава православной церкви, Паисий наградил гетмана почетным титулом «светлейшего князя».
Начало 1649 года — Польские войска захватили Туров, Мозырь и Бобруйск.
Январь 1649 года — Богдан согласился с предложением патриарха Паисия начать переговоры с русским царём о вхождении Малороссии в Русское царство. Он отправил с патриархом в Москву полковника Мужиловского как своего посла.
4 февраля 1649 года — царь с обычными церемониями принял гетманского посла в присутствии Паисия. Полковник положил к ногам государя письмо, в котором гетман просил о царской помощи для защиты православной христианской веры. Челобитье изложено было в неопределенных выражениях и противоречило тому, что говорил Паисий, т.е. хитрый козацкий вождь не просился под опеку Москвы. Мужиловского задержали, а к гетману послали особого гонца за разъяснениями.
Начало февраля 1649 года — между гетманом Богданом Хмельницким и Оттоманской империей был заключен договор о дружбе. Султан обещал поддержать козаков мощью татарской конницы.
Конец февраля 1649 года — Неудачная попытка поляков склонить Хмельницкого на свою сторону. Возобновление войны.
Март 1649 года — Богдан направляет новую грамоту Алексею Михайловичу о том, что козаки желают иметь его царское величество над собой государем православным и вновь просят военной помощи.
Апрель 1649 года — назначенные Царём для переговоров, боярин Пушкин и думный дьяк Волошенинов, объявили Мужиловскому, что с поляками у России заключен вечный мир и потому послать ратных людей нельзя. Вместе с тем, они посоветовали козакам просить у польского короля согласия на переход запорожского войска в царское подданство. Очевидно, в Москве еще не пришли ни к какому положительному решению относительно вмешательства в дела Малороссии и выжидали, что скажут дальнейшие события, потому и давали подобные невозможные для исполнения советы.
В конце мая 1649 года — крестьянско-козацкая армия Богдана Хмельницкого двинулась в поход против польско-шляхетских войск, сконцентрировавшихся на Волыни вокруг крепости Збараж.
5–6 августа 1649 года — вблизи города Зборова произошла битва, в которой польско-шляхетские войска понесли большие потери и оказались на грани разгрома. Но в это время крымский хан, тайно сговорившись с королем, прекратил бой и потребовал от гетмана немедленно начать переговоры о мире.
8 августа 1649 года — Хмельницкий и Король подписали Зборовский договор, которым подтверждались «привилегии» козацкого войска и старшины, устанавливался 40-тысячный реестр козаков, а территория, подвластная гетману и старшине, ограничивалась Киевщиной, Брацлавщиной и Черниговщиной.
Северная Америка — Английские колонии.
Камень в фундамент веротерпимости.
21 апреля 1649 г.— в Мэриленде был издан «Акт веротерпимости», который, по мнению многих историков, стал прологом утверждению свободы вероисповедания в США. Все христиане, признававшие Троицу, получали свободу исповедания, которая не распространялась на приверженцев иудаизма и других религий.
Этот шаг стал возможным под давлением представительного собрания, учрежденного наместником Мэриленда в 1637 г. и в годы Английской революции действовавшего отдельно от губернатора и колониального совета.
Можно быть пьяницей, если в стране порядок.
Персидский Шах Аббас II слыл пьяницей и безвольным монархом. В правлении государством он слишком доверялся прихоти придворной знати. Однако при этом экономика страны процветала и даже были одержаны военные победы.
Наука побеждать для самураев.
Книга «Солдатские истории», написанная Набуоки Мацудайра в 1649 году способствовала развитию профессиональной армии Сёгуна. В ней он даёт практические советы по применению пехотинцев асигару (крестьянских ополченцев) в бою.
Это произведение базировалось на опыте, который Мацудайра получил в ходе подавления восстания в княжестве Симабара в 1638 году. Командуя войсками сёгуна в ходе этой кампании, он смог извлечь множество полезных уроков. Особенностью этого произведения считается то, что оно не зациклено на доблести одних лишь самураев, а описывает все аспекты военной жизни и может служить пособием для командиров асигару, а, следовательно, признаёт их как полноценных участников самурайских войн.
«Маньчжурский реванш» китайскими руками.
Благодаря организаторским и военным талантам регента Цинской империи Доргоня, маньчжуры быстро преодолели кризис и перешли в контрнаступление.
В 1649 году, Дорогонь лично повел стотысячное маньчжурское войско в Шаньси и умело подавил восстание мятежного военачальника Цзян Сяна. Сконцентрировав в своих руках власть верховного правителя и главнокомандующего, регент мог своевременно принимать ответственные решения и быстро перебрасывать войска с одного фронта на другой. Это дало Доргоню возможность остановить всеобщее наступление китайских патриотов и сторонников династии Мин 1648—1649 гг., а затем начать контрнаступление на их позиции.
Дорогнь завоевал Китай руками самих же китайцев. Всячески оберегая «драгоценную» маньчжурскую кровь, регент гнал на убой войска бывших минских военачальников, перешедших на службу к династии Цин.
Центральная Америка — Мексика — Испанские колонии.
Триумф «освобождения» от нечистой силы.
Понедельник 11 марта 1649 г. — из помещения Святой палаты инквизиции в Мехико появилась процессия, которая следовала под грохот литавр и гудение труб. Во всех присутственных местах было объявлено, что чрезвычайный акт веры (аутодафе) состоится через месяц.
10 апреля 1649 года— Мехико заполнили более 20 000 человек, чтобы наблюдать за «процессией зеленого креста» (который считался символом аутодафе). Уже наступило семь часов вечера. На город опустилась ночь, но горело столько свечей, что вся арена оказалась освещенной, словно ясным днем.
Из дворца инквизиции двух исповедников направили к пятнадцати осужденным, приговоренным к смерти за тайное исповедование иудаизма, хотя в свое время они и были окрещены. Их приговорили к так называемому «освобождению». Таков термин, употребляемый инквизицией по отношению к тем, кого передавали светским властям и приговаривали к смерти.
11 апреля 1649 года — В четыре часа утра начали звонить в колокола собора, напоминая населению: аутодафе является земным воплощением Страшного Суда. В дополнение к пятнадцати «освобожденным» инквизиторы создали изображения шестидесяти семи скончавшихся человек, подлежащих искупительному сожжению.
Процессия приговорённых вышла из Святой палаты на рассвете. «Освобожденным» вручили зеленые кресты. У некоторых во рту был кляп.
Каждого «освобожденного» сопровождали два исповедника, не прекращающих проповедовать осужденным, призывая их к раскаянию. Многие исповедники плакали на ходу, а на глазах зрителей выступали обильные слезы, когда они увидели, какое милосердие проявляли служители. Но приговоренные не проявляли почти никакого интереса.
За заключенными верхом на лошадях следовали служители инквизиции, а за ними шел мул, который вез сундук с судебными делами и вынесенными приговорами. Голову мула украшали серебряные пластинки с золотыми гравюрами, к шее крепились серебряные и золотые колокольчики.
От вида этого немыслимого действа праздная публика замерла на месте. Зрители висели на заборах, на трибунах, на экипажах, собирались на балконах. Народ занял все 16 000 мест перед эшафотом, охваченный скорбью и завороженный видом заключенных.