Что случилось в 1492 году на руси
Что происходило в России в то время, когда Колумб открывал Америку
Открытие итальянским мореплавателем на испанской службе Христофором Колумбом в 1492 году Нового Света считается началом Новой эпохи всемирной истории. До 1504 году Колумб совершил к берегам Америки четыре плавания, хотя и не подозревал, что обнаружил ещё один континент: он думал, что плавал к берегам Восточной Азии. Но ещё при его жизни многие мореплаватели и учёные поняли его ошибку.
А отразилось ли начало Новой истории на России? Заметили ли здесь наступление иной эпохи? Что вообще происходило в то время на Руси?
Страхи перед концом света
1 сентября 1492 года – как раз в это время корабли Колумба плыли на запад к неведомым землям – по православному календарю должен был наступить новый 7001-й год. Заканчивалось седьмое тысячелетие от «сотворения мира», а вместе с тем, по убеждению многих, должен был закончиться и этот мир, земля содрогнулась бы от труб ангельских, и мёртвые восстали бы из могил для Страшного суда. Это ожидание распространилось по Руси задолго до 7000 года и стало причиной распространения многих еретических учений.
Дело в том, что пасхалии – таблицы, определявшие дату православной Пасхи для каждого года – сделанные ещё в Византии, заканчивались как раз 7000-м годом.
Русские церковные и светские власти поздно спохватились, чтобы пресечь эти вредные толки составлением новых таблиц. Дело осложнялось тем, что сведущих в математике и астрономии людей среди русских священнослужителей не было (таковых пришлось приглашать из Греции), а очень многие даже разделяли апокалипсические настроения своей паствы. Когда же обещанный «конец света» не наступил, для многих это было соблазном к отступлению от самой веры.
Ересь жидовствующих
Так возникла почва для еретических учений, самым мощным из которых стала ересь так называемых жидовствующих. Их прозвали так, вероятно, за то, что они отрицали троичность божества и признавали только единого ветхозаветного Бога. Вероятно, с этим соединялось празднование ими субботы вместо воскресенья. Вероучение «жидовствующих» в точности неизвестно. Но довольно быстро эта ересь проникла в высшие круги Московского государства. Даже сам великий князь Иван III одно время покровительствовал еретикам.
Казни еретиков жидовствующих в 1504 году
Как обычно, религия стала символом политических и даже династических разногласий. «Жидовствующие» группировались вокруг невестки Ивана III Елены Волошанки и её сына (внука великого князя) Дмитрия. В 1498 году Иван III даже венчал своего внука как своего наследника на царство. Но постепенно возобладала «православная» партия, консолидировавшаяся вокруг второй жены великого князя гречанки Софьи Палеолог. Иван III лишил прав на престол своего внука от старшего сына, сделал наследником Василия – своего сына от Софьи, а в 1504 году, по настоянию церковного Собора, предал сожжению живьём нескольких наиболее высокопоставленных «еретиков». Это было как раз, когда Колумб совершал своё последнее плавание.
Кадр из сериала «София»
Любопытно, что в России знали об Испании. Только первые сведения об этой стране у нас были связаны не с её успехами в мореплавании, а с деяниями «святейшей» инквизиции. Преподобный Иосиф Волоцкий писал своему единомышленнику в борьбе с ересью архиепископу новгородскому Геннадию о том, как «король шпанский» огненными казнями вывел ересь в своём государстве, и призывал брать с него пример.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Русь в ожидании конца света
Ожидание скорого конца света – характерная черта любого средневекового общества. На Руси эсхатологические настроения особенно усилились накануне 1492 года, когда, как считалось, прошло 7000 лет от сотворения мира. Если духовенство видело признаки апокалипсиса в хронологических вычислениях, то простое население больше всего боялось всевозможных стихийных бедствий, свидетельствами о которых полны летописи XV века. В то столетие в Москве даже произошло землетрясение.
Идею о конце света с истечением седьмой тысячи лет богословы обосновывали библейскими текстами. Считалось, что тогда же произойдет Второе пришествие Христа. Об этом писали Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и другие Отцы Церкви. Похожие ожидания имели место в Византии, которая прекратила существование в 1453 году.
В XV веке на Руси распространились астрономические сборники и таблицы с эсхатологическими комментариями. Замечания о скором конце времен попадаются во многих летописях того времени. Одна из пасхалий на 1457 — 1461 гг. содержала сообщение: «В лето 6967 будет Рождество Антихристово. И будет плач велик тогда по всей земли вселеньской. Увы, увы, будет нам, грешным, тогда горе, беда велика в ты дни в лета сия». О приближении апокалипсиса упоминали митрополит Киприан и митрополит Фотий. Грамотные и знакомые с обширной литературой высшие церковные иерархи боялись бедствий и катастроф все правление Ивана III. Одним из ярких образов конца света был серп. Митрополит Филипп в 1471 году обращался к новгородцам: «И вы Божия гнева убойтесь и его страшного серпа».
Второе пришествие на фреске новгородского собора святой Софии. Изображение: Wikimedia Commons
В 1477-м великая княгиня Мария Ярославна (мать Ивана III) отправила в Кирилло-Белозерский монастырь 495 рублей — гигантскую сумму. Деньги распределили таким образом, что монастырь должен был растратить их к 1492 году. Тогда же увеличилось количество желающих постричься в иноки. Ожидая конца света, люди стремились найти спасение в монастырских стенах. В связи с этим в 1470-е гг. изменилась вековая традиция имянаречения. Если раньше монашеское имя давали по памяти святого в день пострижения, то теперь его стали определять по первой букве мирского имени.
Для простых крестьян главным знаком приближения апокалипсиса традиционно были стихийные бедствия. Летописи XV века полны описаниями всевозможных катаклизмов: затмений, метеоритных дождей, ураганов. В 1460 году на Москву обрушилась разрушительная буря, которую жители приняли за божественное знамение. А еще в 1445-м там же произошло вообще небывалое событие — землетрясение. Вот какое его описание встречается в «Истории государства Российского» Николая Карамзина: «В шестом часу ночи поколебался весь город, Кремль и посад, домы и церкви; но движение было тихо и непродолжительно: многие спали и не чувствовали оного; другие обеспамятели от страха, думая, что земля отверзает недра свои для поглощения Москвы».
Московский Кремль при Иване III в конце XV века. Картина А. Васнецова. Изображение: Wikimedia Commons
Что же касается древнерусских представлений о времени, то в повседневной жизни они отличались крайней расплывчатостью. В XIV — XV вв. даже сосуществовали две годовые система — мартовская и сентябрьская. В летописях зимними месяцами могли называться март или ноябрь. Не имея представления о точном времени суток и дате, крестьяне следили за природой, а их календарь состоял из памятных дней, названных именами святых.
Никакого конца света в 1492 году так и не произошло. Позднее апокалипсис ждали в Смутное время и при проведении никоновских реформ.
Источники:
Алексеев А. И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV — начала XVI вв
Борисов Н. С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света
Год 1492
События истории России за 1492 год
Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Развернутая хронология » 1492
В 1492 г. Иоанн III при посредстве крымского хана Менгли-Гирея переправил Баязету II грамоту, в которой жаловался на притеснения турками русских. Султан Т. в ответ послал было к московск. царю своего посла, но он был задержан в литовских пределах и по распоряжению вел. князя литовского Александра возвращен обратно в Турцию.
Иоанн III, в союзе с крымским ханом Менгли-Гиреем, вторгся в 1492 г. в Литву: литовцы сопротивлялись слабо и русским удалось овладеть многими городами. Перемирие заключили в 1494 г.
Государь порешил выстроить себе дворец в Москве, тоже кирпичный, на белокаменном основании; постройка его началась с 1492 г., но большие приемные полаты дворца сооружались еще прежде, в 1489—1491 гг. Казалось бы, что с этого времени каменные, или, как их стали называть, полатные постройки должны были распространиться по городу в значительной степени; но это дело подвигалось очень туго и деревянное коснение охватывало весь город по-прежнему. Доморощенные строители, недалекие в познаниях и опытности по этой части, сооружали толстые стены, тяжелые своды, иногда с железными связями, и такое помещение походило больше на тюрьму или на погреб, чем на жилье. Поэтому москвичи если и строили подобные полаты, то с одною только целью — чтобы на каменном основании выстроить более высокие деревянные хоромы, употребляя это основание как подклетный этаж, для разных служебных помещений своего хозяйства. Так поступали и в государевом дворце.
Основание Ивангорода. Началась добыча серебра на реке Цыльме.
Сообщение отправлено: 20 мая 2006 16:59 ( Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 3 июля 2007 11:00
Размышления о 1492 годе и XVI столетии
Данная статья должна рассматриваться читателем как гипотеза
Этот пост является комментарием к посту уважаемого well_p
Известно, что, согласно действующей хронологии, 1492 год есть 7000 год от сотворения мира. В это год ожидался конец света.
Конец света не наступил, пасхальных таблиц нет, собирается собор и утверждаются новые таблицы, а заодно, новый год переносится на 1-е сентября.
А теперь присмотримся к 7000 году ( 1492 год ), поставим себя на место живших тогда людей и предположим о чем они думали. Ожидается конец света. Почему? Да за грехи наши и прочая. Но конец света не наступил. Почему?
Если предположение о страстях, смерти и чудесном Воскресениии Христа именно в 1492 верно, то, может быть, именно эти события и породили тектонические сдвиги в 16 веке? Из старой веры, до 7000 (5508) года ( 1492 год ) родилась Новая вера, Новый завет. Вполне возможно, что возникло противостояние «старой веры» с «новой верой», что породило и реформацию, и расколы, и инквизицию, и религиозные войны, и возникновение идеи божественного происхождения царской власти.
Пройдемся вкратце по 16-му веку и рассмотрим основные исторические события:
В Западной Европе реформация церкви началась именно в начале 16 века, выступлением в 1517 году Мартина Лютера, которого «В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира.»
Симони́я — продажа и покупка церковных должностей, духовного санa, церковных таинств и священнодействий (причастие, исповедь, отпевание), священных реликвий и т. д. В широком смысле симония — продажа благодати Святого Духа.
В католической церкви симония процветала в конце 15. начале 16 веков.
«Католическая симония считается важнейшей и непосредственной предпосылкой возникновения протестного движения в христианстве XVI в. — протестантизма.» ( via )
Иосиф Волоцкий Святой Русской Православной церкви «Ревнуя исполнить эту священную волю своего наставника, Иосиф, посвященный в сан пресвитера и игумена митрополитом Геронтием (1477), немедленно думал ввести в своей обители самое строгое общежитие, которое дотоле не вполне в ней соблюдалось. Но, встретив несогласие со стороны старцев, за исключением семерых, он, едва прошел год его игуменства, решился оставить свой монастырь, облекся в худые, нищенские одежды и в качестве послушника – ученика одного из единомысленных ему старцев, Герасима Черного, – отправился обозреть и изучить устройство других общежительных монастырей.» ( via ) (выделено мной)
В 16-же веке достигает своего апогея Святая инквизиция в Западной Европе (можно предположит, что не достигает апогея, а возникает как средство борьбы с инакомыслием)! И кого отправляли на костер? Еретиков, инакомыслящих, ведьм, колдунов. Сжигались книги. Можно предположить, что или новая религия боролась со старой, или наоборот.
Григорий XIII «издал папскую буллу Inter gravissimas, обнародованную 24 февраля 1582 года. »
«Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.» ( via )
Но, иподволь, с конца 15 века назревали изменения. Поэтому, вероятно, Христос с его идеями реформы церкви был не одинок и он выразил запросы, которые начали формироваться в обществе.
И в 16 веке все по-другому. 16 век буквально пронизан религиозными переменами, там и реформация церквей, и контрреформация, и религиозные войны, и охота на ведьм, и соборы церквей, где решались вопросы богослужения, веры, где боролись с иконоборчеством, и анафемы в адрес другой церкви.
Арсений ведет полемику с представителям греческой церкви, но ведь именно «со второй половины XVII века правку книг было решено производить с помощью греческих книг. Для этой цели при патриархе Иосифе в 1649 году из Киева были приглашены киевские монахи, во главе с Епифанием Славинецким— знавшим греческий язык; к ним присоединился толмач Арсений Грек. Работа справщиков продолжалась непрерывно и при патриархе Никоне.» ( via ). (выделено мной). Т.е., по факту, спор Арсения с греками есть спор и противостояние реформам патриарха Никона.
Вполне возможно, что основной раскол Православия произошел из-за дат рождения Христа. По Арсению в 1650 году был 158 год от Рождества Христова, а у греков и, соответственно на Руси, после реформы патриарха Никона, 1650 год от рождества Христова.
И еще. «Русская Православная Старообрядческая Церковь не принимала участие во всемирных торжествах по поводу 2000-летия Рожества Христова, которые во всём мире отмечались в 2000 году, потому, что в действительности этот юбилей состоялся 25 декабря 1991 года по старому стилю (7 января 1992 году по новому стилю).» ( выделено мной ) ( via ). Старообрядческая церковь придерживается мнения, что юбилей был в 1992 году. Если Христос родился/Воскрес в 1492 году, то в 1992 году так же имел место юбилей, но только не 2000 лет, а 500 лет. Вполне вероятно, что факт празднования старообрядцами юбилея Христа в 1992 году может косвенно подтверждать его воскресение в 1492 г.
Если верна гипотеза о том, что Христос воскрес в 1492 году, то, возможно, когда произошло удревнение даты рождения Христа ( 5508 год ( 1492 год ) от Сотворения мира стал 7000 годом от Сотворения мира, а 5508 год «уехал» в древность ) вслед за Христом автоматически удревнилась и античность! Т.е. за датой рождения Спасителя на полторы тысячи лет назад отправились и Древний Рим, и Греция. А они потянули за собой Египет, Ближний и Средний восток и прочие события, которые так или иначе исторически предшествовали Рождеству и Воскресению.
Если предположить, что гипотеза о воскресении Христа в 1492 году верна, то все вышеизложенное позволяет по новому взглянуть и получить совершенно новые объяснения и чередам всевозможных ересей, и реформациям, и расколам, и инквизиции, и религиозным войнам, и возникновению идеи божественного происхождения царской власти. Чудесное Воскресение Христа породило новую веру, привело к кардинальным изменениям в 16. 18 веках в мире. Легенды же и предания, которые было невозможно объяснить в рамках традиционной истории, становятся реальной историей.
Все бы хорошо, вот только не понятно как и почему произошел этот сдвиг. Почему, с какой стати Рождение Христа оказалось отброшено на почти полторы тысячи лет назад? И почему мы должны верить словам Арсения? Вполне возможно, что переписчики документа, где приводятся слова монаха, просто ошиблись, бывает. Опять же, гипотеза о том, что античность это не начало нашей эры, а позднее средневековье не находит своего подтверждения в датах и календарях. Как, например, соотнести, I Никейский собор, который состоялся в 325 году нашей эры, призвание Рюрика в 862 году, крещение Руси в 988 году, основание Рима в 753 году до н.э., раскол Церкви в 1054 году, принятие Юлием Цезарем юлианского календаря в 45 г. до н.э. и предполагаемое Рождество/Воскресение Христово в 1492 году?
Что случилось в 1492 году на руси
Эта книга – пожалуй, самый радикальный пересмотр мировой истории. И дело не в самой короткой хронологии, а в том, что обосновывается другой, по сравнению с общепринятым, порядок возникновения государства и глобальных торговых сетей, а также рабовладения, крепостничества и капитализма. Автор полагает, что реальная история начинается в «загадочном», с точки зрения традиционной истории, 14 веке нашей эры, когда во всех сферах своей деятельности человечество стартует практически с нуля, далее развиваясь непрерывно и поступательно, и никогда ничего не забывая. Источник этого развития – торговля в широком смысле слова, то есть обмен материалами, товарами, идеями, знаниями, технологиями. Первоначальная, вышедшая за пределы человеческого стада, общественная структура – это торговая сеть, охватившая постепенно Средиземноморье, а затем и почти всю Евразию. Центрами этой сети были первые металлургические регионы – Иберийский полуостров и среднее течение Дуная. Выделилась группа или сословие, осуществлявшая торгово-промышленную деятельность и владевшая знаниями (в том числе письменностью) и технологиями. Эта торгово-промышленная сеть представляла собой расположенную на торговых путях систему факторий-храмов. Примером подобной структуры является Немецкий орден. Власть в этой системе была выборной, религией было общее первоначальное единобожие, сопровождавшееся культом Диониса. Для удобства мы используем применительно к членам этой структуры термин «купцы-меркурианцы». Коран и Ветхий Завет называют их Сынами Израилевыми. Впоследствии, в период их изоляции в ряде стран, это сословие трансформировалось в этнические группы, называемые ныне евреями. Изначально же Сыны Израилевы не являлись этнической группой или народом в современном смысле. Для общения между купцами – представителями различных регионов использовался искусственно созданный арабский язык. Расположенные в центре европейских городов гетто были торгово-промышленными факториями, о чем свидетельствует само название, означающее в переводе с итальянского литейный или пушечный двор.
Представители глобальной торгово-промышленной сети, в ходе своей деятельности вступая в контакт с окружающим населением, неизбежно развивали это население и создавали среди него ответные структуры с племенными вождями во главе, которые отвечали за процесс товарообмена между «местными» и самими купцами-меркурианцами. При полном начальном доминировании обладавших знаниями и технологиями купцов-меркурианцев неизбежным становился конфликт между ними и представителями «местного» населения. Возможность преодолеть гегемонию купцов-меркурианцев возникла с Великой Огнестрельной революцией, открывшей путь для создания массовых армий. Изгнание купцов-меркурианцев из Испании в 1492 году и стало первым зафиксированным историческим событием. Это событие одновременно означало начало формирования современных государств, суть которых – в создании барьеров в виде границ и таможен на пути глобальных торговых потоков для того, чтобы поставить их под свой контроль. На смену выборной власти приходили абсолютистские династии. Так в 1525 году Немецкий орден был преобразован в Прусское герцогство.
Для содержания массовых армий требовались запасы продовольствия, в первую очередь, зерна. Поэтому свободное население, взаимодействовавшее ранее с купцами-меркурианцами на основе товарно-денежных отношений, было в той или иной степени закрепощено в абсолютистских государствах с целью получения зерна и рекрутов для армии. В ряде стран – Российской империи и США – было введено настоящее рабство.
Наш взгляд на характер экономических и политических процессов противоречит теории смены общественно-экономических формаций от рабовладения к капитализму, но перекликается с идеями Фернана Броделя, который писал о складывающемся в Средиземноморье, начиная с 11 в.н.э., капитализме, основанном, прежде всего, на торговле. Бродель также писал об «эпидемии свободы» в Европе 16 в. н. э., на смену которой пришло крепостничество. В 17 веке в Англии был изобретен сгон крестьян с земли и превращение их в армию пролетариев. Этот процесс индустриализации крестьян с целью извлечения сверхприбыли, направляемой на достижение глобального доминирования (в том числе за счет технологического превосходства), и есть основной мотор эпохи Нового Времени, которая подходит к своему завершению на наших глазах.
Это первое историческое событие – изгнание евреев из Испании – было отражено в Коране и Ветхом Завете как Исход Сынов Израилевых во главе с Моисеем из Мицраима (под которым сейчас совершенно безосновательно подразумевают Египет). Священные книги потому и священные, что рассказывают не о похождениях никому более не известных персонажей в захолустных областях планеты, а о событиях, которые сотрясали Евразию: об изгнании Сынов Израилевых из Испании, их Исходе в Константинополь-Иерусалим, о религиозных войнах 15–16 в.н.э. в Европе (суть которых – конфликт зарождающегося абсолютизма с купцами-меркурианцами), об образовании Османской империи, генуэзско-венецианском соперничестве на Босфоре. В ходе религиозных войн и противостояния Габсбургской и Османской империй в Европе в 16 в.н.э был написан Новый Завет, призывавший отомстить за распятие Сынами Израилевыми в Константинополе Иисуса-Исы – великого пророка первоначального общего единобожия. Период ожесточенных религиозных войн затем сменился эпохой компромиссов: между Габсбургами и протестантами (они же прежние купцы-меркурианцы), между Габсбургами и Османской империей. В результате этих компромиссов часть европейских купцов-меркурианцев вступила в тесный союз с Габсбургами, преобразовав свои структуры в институт римских пап, орден иезуитов и другие католические ордена. Также в единый канон были объединены антагонистические тексты – повествующий об избиениях Сынами Израилевыми католиков-идолопоклонников Ветхий Завет и призывающий к мести Сынам Израилевым за Иисуса Новый Завет. Было решено считать кровавые события Священных книг далеким прошлым, а под подлежавшим уничтожению Иерусалимом понимать не османскую столицу Константинополь, а город Эль-Кудс в пустынной Палестине.
Но если Киевской Руси на Днепре не существовало, откуда же «пошла земля русская»? Становым хребтом Московии и затем России был Волжский торговый путь. Первоначально его – с выходом в Балтику – контролировали ганзейские (немецкие) купцы. При Иване Грозном их вытеснили англичане, открывшие мореплавание через стоящий на Белом море Архангельск. Именно Московская торговля позволяла Англии вести борьбу за мировое господство с Испанской империей Габсбургов. Для нейтрализации соперника – Англии – была организована австрийско-польская интервенция 1605–1618 гг., в результате которой в Московии пришла к власти проавстрийская династия Романовых (фамилия, вероятно, означает Римские, то есть относящиеся к Священной Римской империи Габсбургов), а английская Московская компания прекратила свое существование. Романовы разгромили существовавшую до них на Волжском пути монастырскую систему, о которой писали многие русские историки. До разгрома это была структура с выборной властью, занимавшаяся торговлей и промышленным производством. С окружающим населением она взаимодействовала на основе товарно-денежных отношений. (Сохранились многочисленные свидетельства, что т. н. древнерусские храмы осуществляли торговую и финансовую деятельность. Для аналогичной деятельности храмы в то время использовались по всему миру). Никакой другой объединявшей страну структуры в то время не существовало. Нет никаких материальных доказательств существования в Московии светских правителей-князей, в том числе остатков княжеских дворцов. Эта монастырская структура была однотипна и с Немецким орденом, и с восточными халифатами. До появления абсолютистских династий торгово-промышленная сеть, состоящая их укрепленных факторий-монастырей-храмов охватывала все известные тогда территории и являлась на них доминирующей. Суть эпохи Реформации состояла в создании на до той поры свободных торговых путях таможенных и государственных границ. Одновременно резко ограничивалась экономическая свобода человека, у него были отняты политические, религиозные и личные свободы.