Что случилось со штирлицем после войны
Штирлиц. Народный герой (10 фото + 1 видео)
Макс О́тто фон Шти́рлиц (нем. Max Otto von Stierlitz; он же Макси́м Макси́мович Иса́ев, настоящее имя Все́волод Влади́мирович Влади́миров) — литературный персонаж, герой многих произведений русского советского писателя Юлиана Семёнова, штандартенфюрер СС, советский разведчик-нелегал, работавший в интересах СССР в нацистской Германии и некоторых других странах. Всесоюзную славу образу Штирлица принёс многосерийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» по одноимённому роману, где его роль сыграл Вячеслав Тихонов. Этот персонаж стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре.
Вопреки распространённому мнению, настоящее имя Штирлица — не Максим Максимович Исаев, как это можно предположить из «Семнадцати мгновений весны», а Всеволод Владимирович Владимиров. Фамилия Исаев представлена Юлианом Семёновым как оперативный псевдоним Всеволода Владимировича Владимирова уже в первом романе о нём — «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Родители:
Отец — русский, Владимир Александрович Владимиров, «профессор права Петербургского университета, уволенный за свободомыслие и близость к кругам социал-демократии». Привлечён в революционное движение Георгием Плехановым.
Мать — украинка, Олеся Остаповна Прокопчук, умерла от чахотки, когда сыну было пять лет.
Родители познакомились и поженились в ссылке. По окончании ссылки отец и сын вернулись в Петербург, а затем какое-то время провели в эмиграции, в Швейцарии, в городах Цюрихе и Берне. Здесь у Всеволода Владимировича проявилась любовь к литературному труду. В Берне он подрабатывал в газете. На Родину отец и сын вернулись в 1917 году.
Известно, что в 1911 году пути Владимирова-старшего и большевиков разошлись. Уже после революции, в 1921 году — в то время, как его сын находился в Эстонии — Владимир Владимиров был направлен в служебную командировку в Восточную Сибирь и там трагически погиб от рук белогвардейцев.
Родственники со стороны матери:
Дед — Остап Никитич Прокопчук, украинский революционный демократ, также сосланный в забайкальскую ссылку со своими детьми Олесей и Тарасом. После ссылки вернулся на Украину, а оттуда — в Краков. Погиб в 1915 году.
Дядя — Тарас Остапович Прокопчук. В Кракове женился на Ванде Крушанской. В 1918 году расстрелян.
Двоюродная сестра — Ганна Тарасовна Прокопчук. Двое детей. Профессиональная деятельность: архитектор. В 1941 году вся её семья погибла в нацистских концлагерях («Третья карта»). Умерла в концлагере Освенцим.
В 1920 году Всеволод Владимиров работает под именем ротмистра Максима Максимовича Исаева в пресс-службе колчаковского правительства.
В 1921 году он уже в Москве, «работает у Дзержинского» помощником начальника иностранного отдела ВЧК Глеба Бокого. Отсюда Всеволода Владимирова направляют в Эстонию («Бриллианты для диктатуры пролетариата»).
В 1922 году молодой чекист-подпольщик Всеволод Владимирович Владимиров по поручению руководства эвакуируется с белыми войсками из Владивостока в Японию, и оттуда переезжает в Харбин («Пароль не нужен», «Нежность»). В течение последующих 30 лет он постоянно находится на заграничной работе.
Тем временем на Родине у него остаётся его единственная на всю жизнь любовь и сын, родившийся в 1923 году. Сына звали Александр (оперативный псевдоним в разведке РККА — Коля Гришанчиков), его мать — Александра Николаевна («Майор Вихрь»), или Александра Романовна ( «Пароль не нужен») Гаврилина. О сыне Штирлиц впервые узнаёт в 1941 году от работника советского торгпредства в Токио, куда он выезжает для встречи с Рихардом Зорге. Осенью 1944 года штандартенфюрер СС фон Штирлиц случайно встречает своего сына в Кракове — тот находится здесь в составе разведывательно-диверсионной группы («Майор Вихрь»).
C 1924 по 1927 год Всеволод Владимиров живёт в Шанхае.
В связи с усилением национал-социалистической немецкой рабочей партии и обострением опасности прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии в 1927 году было решено направить Максима Максимовича Исаева с Дальнего Востока в Европу. Для этого была создана легенда о Максе Отто фон Штирлице, ограбленном в Шанхае немецком аристократе, ищущем защиты в немецком консульстве в Сиднее. В Австралии Штирлиц некоторое время проработал в отеле у немецкого хозяина, связанного с НСДАП, после чего был переведён в Нью-Йорк.
Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС
(VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»
В годы Второй мировой войны Штирлиц был сотрудником VI отдела РСХА, которым заведовал бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг. В оперативной работе в РСХА использовал псевдонимы «Брунн» и «Бользен». В 1938 году работал в Испании («Испанский вариант»), в марте—апреле 1941-го — в составе группы Эдмунда Веезенмайера в Югославии («Альтернатива»), а в июне — в Польше и на оккупированной территории Украины, где общался с Теодором Оберлендером, Степаном Бандерой и Андреем Мельником («Третья карта»).
В 1943 году побывал под Смоленском, где продемонстрировал исключительное мужество под советскими обстрелами.
В конце войны Иосиф Сталин поручил Штирлицу ответственное задание: сорвать сепаратные переговоры немцев с Западом. Начиная с лета 1943 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер через своих доверенных лиц начал осуществлять контакты с представителями западных спецслужб с целью заключения сепаратного мира. Благодаря мужеству и интеллекту Штирлица эти переговоры были сорваны («Семнадцать мгновений весны»). Из американцев, ведших закулисные переговоры с лидерами Третьего рейха, Юлиан Семёнов указывает на Аллена Даллеса, который возглавлял американскую штаб-квартиру в Берне, столице Швейцарии.
Начальником IV отдела РСХА был группенфюрер СС Генрих Мюллер, который разоблачил Штирлица в апреле 1945 года, однако стечение обстоятельств и хаос, творившийся при штурме Берлина, сорвали планы Мюллера по использованию Штирлица в игре против командования Красной Армии («Приказано выжить»).
Любимый напиток Штирлица — армянский коньяк, любимые сигареты — «Каро». Он водит машину марки «Хорьх». В отличие от Джеймса Бонда, к женщинам Штирлиц относится хладнокровно (что не исключает кратковременных постельных эпизодов, как в романе «Приказано выжить»). На зазывы проституток он обычно отвечает: «Нет, лучше кофе». Речевая характеристика, повторяющаяся из произведения в произведение: фразы часто заканчивает вопросом «Нет?» или «Не так ли?».
Перед окончанием войны Штирлицу было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Второй мировой войны Штирлиц в бессознательном состоянии, раненный советским солдатом, вывозится немцами в Испанию, откуда попадает в Южную Америку. Там он выявляет законспирированную сеть нацистов, сбежавших из Германии.
Во время и после Второй мировой войны работал под несколькими псевдонимами: Бользен, Брунн и другие. В качестве имени обычно использовал вариации имени «Максим»: Макс, Массимо («Экспансия»).
В Аргентине и Бразилии Штирлиц работает вместе с американцем Полом Роумэном. Здесь они выявляют конспиративную нацистскую организацию «ОДЕССА», которой руководит Мюллер, а затем осуществляют выявление агентурной сети и захват Мюллера. Понимая, что после речи Уинстона Черчилля в Фултоне и устроенной Гувером «охоты за ведьмами» Мюллер может избежать наказания за свои преступления, они решают выдать его советскому правительству. Штирлиц отправляется в советское посольство, где сообщает, кто он такой, а также информацию о местонахождении Мюллера. Сотрудники МГБ осуществляют арест Штирлица и на теплоходе переправляют в СССР. Исаев попадает в тюрьму («„Отчаяние“»). Там он встречается с Раулем Валленбергом и ведёт собственную игру. Тем временем его сына и жену расстреливают по распоряжению Сталина. После смерти Берии Штирлиц выходит на свободу.
Через месяц после награждения «Золотой Звездой» он начинает работать в Институте Истории по теме «Национал-социализм, неофашизм; модификации тоталитаризма». Ознакомившись с текстом диссертации, секретарь ЦК Михаил Суслов порекомендовал присвоить товарищу Владимирову учёную степень доктора наук без защиты, а рукопись изъять, передав в спецхран…
Ещё один раз он встретится со своими старыми знакомыми по РСХА, бывшими нацистами, в Западном Берлине в 1967 году («Бомба для председателя», 1970). На этот раз постаревшему, но не утратившему хватки Исаеву удалось предотвратить похищение ядерных технологий частной корпорацией и столкнуться с радикальной сектой из Юго-Восточной Азии…
Помимо звания Героя Советского Союза, присвоенного в 1945, по состоянию на 1940 был награждён ещё двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени («Майор Вихрь»). Также имел награды Франции, Польши, Югославии и Норвегии («Бомба для председателя»).
В 1984 году на радио «Маяк» была создана многосерийная радиопостановка «Приказано выжить» по одноимённому роману. Режиссёр — Эмиль Верник; автор инсценировки — Сергей Карлов. Постановка была задумана как радиопродолжение знаменитого телефильма «17 мгновений весны»: в ней звучала та же, что и в фильме, музыка Микаэла Таривердиева, а главные роли исполняли те же актёры: Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Леонид Броневой (Мюллер), Олег Табаков (Шелленберг). Текст от автора читал Михаил Глузский.
Штирлиц является персонажем одного из крупнейших циклов советских анекдотов, обычно они пародируют голос рассказчика, постоянно комментирующего мысли Штирлица или события фильма. В сериале «Семнадцать мгновений весны» это был голос актёра БДТ Ефима Копеляна. На этой почве Ефима Захаровича за глаза именовали Ефимом Закадровичем.
Выработалась традиция, что юмор многих анекдотов про Штирлица основан на использовании каламбуров — одних слов (или их словоформ или словосочетаний) в значении других звучащих так же слов (или их словоформ, словосочетаний). Например: «Штирлиц выстрелил в упор. Упор упал». Или «Штирлиц открыл окно — из окна дуло. Штирлиц закрыл окно — дуло исчезло».
Прототипы
Семёнов в одном из интервью журналу «Дон» признался, что создавая Штирлица, оттолкнулся от одного из самых первых советских разведчиков, которого Дзержинский, Постышев и Блюхер заслали в оккупированный японцами Владивосток. Но вобрал он и переплавил в себе лучшие черты и более поздних прославленных советских разведчиков, таких как Кузнецов, Зорге, Абель и другие. Как это охарактеризовал сам Семёнов:
« Если писатель хорошо узнал их всех и через них глубоко и полно прочувствовал своего героя — всем своим существом уверовал в него! — то, он, герой, хотя и вымышленный, собирательный, впитав живую душу и кровь автора, тоже становится живым, конкретным, индивидуальным.
Юлиан Семёнов »
Ниже приведены другие возможные прототипы, в той или иной степени повлиявшие на создание Штирлица:
Штирлиц
Штирлиц Stierlitz | |
---|---|
штандартенфюрер СС фон Штирлиц (в исполнении Вячеслава Тихонова) | |
Информация | |
Прозвище | Макс Отто фон Штирлиц |
Пол | мужской |
Дата рождения | 8 октября 1900 |
Род занятий | разведчик |
Звание | штандартенфюрер СС / полковник |
Создатель | Юлиан Семёнов |
Макс О́тто фон Шти́рлиц (нем. Max Otto von Stierlitz ; он же Макси́м Макси́мович Иса́ев, настоящее имя Все́волод Влади́мирович Влади́миров) — литературный персонаж, герой многих произведений русского советского писателя Юлиана Семёнова, штандартенфюрер СС, советский разведчик, работавший в интересах СССР в нацистской Германии и некоторых других странах. Всесоюзную славу образу Штирлица принёс многосерийный телефильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» по одноимённому роману, где его роль сыграл Вячеслав Тихонов. Этот персонаж стал самым знаменитым образом разведчика в советской и постсоветской культуре, сопоставимым с Джеймсом Бондом в западной культуре.
Содержание
Биография
Известно, что в 1911 году пути Владимирова-старшего и большевиков разошлись. Уже после революции, в 1921 году — в то время, как его сын находился в Эстонии — Владимир Владимиров был направлен в служебную командировку в Восточную Сибирь и там трагически погиб от рук белогвардейцев.
Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС
(VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»
Из американцев, ведших закулисные переговоры с лидерами Третьего рейха, Юлиан Семёнов указывает на Аллена Даллеса, который возглавлял американскую штаб-квартиру в Берне, столице Швейцарии.
Произведения Ю. Семёнова, где участвует
Радиопостановка
В 1984 году на радио «Маяк» была создана многосерийная радиопостановка «Приказано выжить» по одноимённому роману. Режиссёр — Эмиль Верник; автор инсценировки — Сергей Карлов. Постановка была задумана как радио-продолжение знаменитого телефильма «17 мгновений весны»: в ней звучала та же, что и в фильме, музыка Микаэла Таривердиева, а главные роли исполняли те же актёры: Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Леонид Броневой (Мюллер), Олег Табаков (Шелленберг). Текст от автора читал Михаил Глузский.
Анекдоты
Штирлиц является персонажем одного из крупнейших циклов советских анекдотов, обычно они пародируют голос рассказчика, постоянно комментирующий мысли Штирлица или события фильма. В сериале «Семнадцать мгновений весны» это был голос актёра БДТ Ефима Копеляна. На этой почве Ефима Захаровича за глаза именовали Ефимом Закадровичем.
Книги
Штирлиц в произведениях других авторов
Пародии
Интересные факты
Прототипы
Семёнов в одном из интервью журналу «Дон» признался, что создавая Штирлица, оттолкнулся от одного из самых первых советских разведчиков, которого Дзержинский, Постышев и Блюхер заслали в оккупированный японцами Владивосток. Но вобрал он и переплавил в себе лучшие черты и более поздних прославленных советских разведчиков, таких как Кузнецов, Зорге, Абель и другие. Как это охарактеризовал сам Семёнов [14] :
Если писатель хорошо узнал их всех и через них глубоко и полно прочувствовал своего героя — всем своим существом уверовал в него! — то, он, герой, хотя и вымышленный, собирательный, впитав живую душу и кровь автора, тоже становится живым, конкретным, индивидуальным. Ниже приведены другие возможные прототипы, в той или иной степени повлиявшие на создание Штирлица: ЭкранизацииЭкранизация одноименного романа. Главный герой в фильме — Вальтер Шульц Что случилось со штирлицем после войны
И самое интересное — что же случилось со Штирлицем после Второй мировой? (из русской википедии) Перед окончанием войны Штирлицу было присвоено звание Герой Советского Союза. После окончания войны Штирлиц в бессознательном состоянии (ранен советским солдатом) вывозится немцами в Испанию, откуда попадает в Южную Америку. Там он выявляет законспирированную сеть фашистов, сбежавших из Германии. Во время и после войны работал под несколькими псевдонимами: Эстилиц, Бользен, Брунн и др. В качестве имени обычно использовал вариации имени «Максим»: Макс, Массимо. В Аргентине и Бразилии работает вместе с америкацем Полом Роумэном. Здесь они выявляют конспиративную нацистскую организацию «ОДЕССА», руководство которой осуществляет Генрих Мюллер. Вместе с Полом Роуменом осуществляют выявление агентурной сети и осуществляют захват Генриха Мюллера. Понимая, что после речи Черчилля в Фултоне и устроенной Гувером «охоты за ведьмами» Мюллер может избежать наказания за свои преступления, они решают выдать его советскому правительству. Штирлиц отправляется в совесткое посольство, где сообщает кто он такой, а также информацию о местонахождении Мюллера. Сотрудники МГБ осуществляют арест Штирлица и на теплоходе переправляют в СССР. В 1947 на советском теплоходе прибывает в СССР и попадает в тюрьму («Отчаяние»). Там он встречается с Раулем Валленбергом и ведёт собственную игру. Тем временем его сына и жену расстреливают по распоряжению Сталина. После смерти Берии Штирлиц выходит на свободу. После этого он работает профессором истории в московском институте. Ещё один раз он встретится со своими старыми знакомыми по РСХА, бывшими нацистами, в Западном Берлине в 1967 году («Бомба для председателя»). Штирлиц умер в 1978 г. в Москве. Настоящее место захоронения неизвестно. Как сложилась судьба агента «Брайтенбаха» — реального прототипа ШтирлицаПрототип Штирлица был немцем. Конечно, образ разведчика, которым восхищались советские зрители, был собирательным. И все же «наш» человек, который реально настолько плотно влился в ряды Гестапо, что долгие годы не вызывал подозрений — реально существовал. Как сложилась судьба агента «Брайтенбаха» — реального прототипа Штирлица? Был равнодушен к коммунистам, но ненавидел нацистовЧто вынудило моряка Вилли Лемана работать на русскую разведку? Нет, он не был немецким коммунистом, и в политику попал случайно — через полицию. С русскими он познакомился, когда служил на флоте. Но стать агентом уже в 1929 году Лемана вынудила все же не любовь к России, а скорее ненависть к новой германской власти. Он ненавидел нацистов настолько, что когда уже занимал высокий пост в Гестапо, хотел уйти с него, потому что потерял связь с советскими «работодателями». После флота Леман пошел в полицию, а потом попал и в отдел контрразведки политической полиции. Позже, в 1933 году немец, ненавидящий нацистов, был вынужден вступить в СС и нацистскую партию. Иначе карьеру в Гестапо было не сделать. Леман очень много сделал для СССР — он не только сообщал ценную техническую информацию по вооружению, но и прикрывал советских агентов — знал, под кого «копают» и кого нужно выводить из игры. Что общего со ШтирлицемЛеман внешне нисколько не был похож на героя Ю. Семенова. Но он действительно внедрился в Гестапо, и к нему долгое время не было никаких претензий. Когда агента «Брайтенбаха» взяли — это факт скрыли даже от Гитлера, нацистам было стыдно, что они так долго не замечали русского агента у себя под носом. Штирлиц в фильме занимал более высокую должность, Леман был лишь капитаном. Но управление контрразведки, в котором работал реальный агент, было для СССР более полезным. Штирлиц вел свою деятельность во время войны и дожил до ее конца. Леман же работал в те годы, когда война только назревала, и нацисты набирали обороты. Леман был тем, кто сообщил не только точную дату, но даже время фашистского вторжения в СССР. Подвиг «Брайтенбаха», который не был признанВилли Леман имел доступ к военным заводам и секретным разработкам. Он лично присутствовал на испытаниях прообраза ракеты «Фау». Обо всех военных новшествах информировал советское правительство. Когда началась война, Леман уже занимал высокий пост в Гестапо. Но русские прервали связь с ним. Леман, рискуя жизнью, сам возобновил общение и продолжил работу на СССР. Но длилось это недолго. В 1942 году Вилли Лемана погубили те же русские агенты, которых забросили для связи с ним, но они были схвачены и не стали молчать. Вскоре взяли и Лемана — он просто исчез. До сих пор неизвестно, как именно он умер. Его жене сообщили, что Вилли погиб на службе фюреру. Когда Лемана уже после войны хотели наградить, этому воспротивились власти ГДР. По всем документам он был активным нацистом. Поэтому все, чем смогли отблагодарить Советы агента «Брайтенбаха» — это золотые часы, которые были подарены его жене. ШтирлицКогда же Юлиан Семёнов Второго Штирлица напишет? | » | |
— Илья Резник, из стихотворения про Тихонова |
« | Советский разведчик Ким Филби говорил, что с таким серьёзным выражением лица, как у Штирлица, не продержался бы и дня. | » |
— Рыцарь плаща и кинжала |
Макс Отто фон Штирлиц (aka Максим Максимович Исаев, он же господин Бользен, он же доктор Брунн, настоящее имя Всеволод Владимирович Владимиров) — самый знаменитый разведчик в советской и постсоветской культуре. Его образ создал Юлиан Семёнов в 1965 г., однако всенародную любовь Штирлиц снискал позже, после выхода экранизации романа «Семнадцать мгновений весны».
Это известнейший в нашей стране пример шпиона, действующего социальными методами (что более реалистично, чем погони и стрельба). К слову, такой фамилии не существует в немецкоязычных странах. Вероятно, она придумана под влиянием не особо редкой фамилии Штиглиц (Stieglitz — «щегол»).
Автор, описывая различные конфликты и место Штирлица в них, старается максимально объективно дать срез мотивов каждого персонажа, участвующего в событиях романов, вне зависимости от стороны, за которую он играет. Откровенно черными выведены члены ОУН-УПА в «Третьей карте» и усташи в «Альтернативе» — и далеко не без причин. Да и главному герою по профессии положено шантажировать, врать, устраивать диверсии во благо своей Родины. Что характерно, его основными противниками являются коллеги по цеху, в принципе схожие по мышлению и образу действий со Штирлицем.
Является одним из самых популярных именных героев русскоязычных анекдотов, наравне с Вовочкой, поручиком Ржевским и Василием Ивановичем Чапаевым. Реже встречается в других произведениях. Обычно показывается в паре с Мюллером.
Содержание
Канон [ править ]
Литература [ править ]
Театр [ править ]
— В Германии есть Гитлер, в СССР есть Сталин, И там и тут — спецслужбы и генералитет! — В Швейцарии есть деньги, — Продукты, — Электричество. — А самое полезное — там есть нейтралитет!
Кино [ править ]
Телесериалы [ править ]
Фанон [ править ]
Фольклор [ править ]
Идёт заседание, собралась вся верхушка Третьего рейха. Вдруг в кабинет заходит Штирлиц, идёт к сейфу, достаёт оттуда секретные документы, переснимает, потом ставит на стол вазу с апельсинами и уходит. Все в шоке. — Что это было? — Да это штандартенфюрер Отто фон Штирлиц, русский разведчик. — А чего ж не схватите? — Всё равно выкрутится — скажет, что апельсины приносил…
Приходит как-то Гитлер на совещание, а поперёк комнаты стоит огромный железный ящик. Гитлер спрашивает у Мюллера: — Это еще что такое? — А… это Штирлиц установил новейшее советское компьютерное миниатюрное подслушивающее устройство, — пояснил Мюллер. — А чего же вы его не вытащите отсюда, если уж обнаружили? — раскричался Гитлер. — Мы бы, мой фюрер, с удовольствием! Только его никто поднять не может.
Звонок Гитлера Сталину: «Сталин, Ваши люди не брали у меня из сейфа секретные документы?» — «Выясню». Звонок Сталина Штирлицу: «Штирлиц, вы брали у Гитлера из сейфа секретные документы?» — «Так точно, товарищ Сталин». — «Так положите на место, люди волнуются».
Заходит Мюллер в свой кабинет и видит Штирлица, роющегося у него в сейфе с секретными документами. — Что вы здесь делаете, Штирлиц? — спрашивает Мюллер. — Трамвая жду, — отвечает Штирлиц. — Трамваи здесь не ходят. — Они нигде не ходят, у трамваев нет ног, — парировал Штирлиц. Мюллер вышел из кабинета покурить и обдумать сложившуюся ситуацию. Когда он вернулся, Штирлица уже не было в кабинете. «Уехал», — подумал Мюллер.
Литература [ править ]
Телесериалы [ править ]
Телевидение [ править ]
Прочее [ править ]
Видеоигры [ править ]
Музыка [ править ]
Хоть похоже, но не он [ править ]
Новенький первый день в школе. — Как фамилия? — Штирлиц… — Чтоо?! Завтра в школу с родителями! Завтра: — Ваш сын сказал, что его фамилия — Штирлиц! — Мальчик стесняется… Мюллеры мы.
Семнадцать мгновений весны [ править ]
Замеченные опечатки. В VII том собрания сочинений Юлиана Семёнова (роман «Семнадцать мгновений весны») вкралась досадная опечатка. В шифровке на стр. 237, 7-я строка сверху, вместо 6354 8923 9042 следует читать 6354 8923 9043. Издательство приносит читателям свои извинения.
Название кодификатор получил по словам из песни [1] : «Семнадцать мгновений апреля, — транслировали по радио песенку Марики Рокк, — останутся в сердце твоем» [предпоследний абзац романа].
Действие происходит в марте 1945 г. Высшее руководство Рейха ведёт игры престолов, стараясь не только подсидеть коллег-конкурентов, но и подготовить надёжный запасной аэродром — удрать из Германии на ферму в тропиках, стать нужными западным Союзникам, а то и, чем чёрт не шутит — СССР. А У бедолаги Штирлица, кроме участия в этих интригах и выполнения разведзадания, возникает необходимость спасать свою радистку Кэт, попавшую в когти контрразведки…
Прототип Кэт — разведчица Анна Филоненко, долго работавшая с мужем на нелегальном положении. Когда рожала, кричать смогла-таки не по-русски.
Тропы в романе [ править ]
Шлаг: Странно, мне казалось, вы меня совсем не слушаете. Штирлиц: Нет, почему же, я вас очень внимательно слушаю.
— Геноссе Мюллера приветствует геноссе Шелленберг. Или вас больше устраивает «мистер»? — Меня больше всего устраивает обращение «Мюллер». Категорично, скромно и со вкусом.
В маленьком кафе сидели дети и ели мороженое. Видимо, их привела сюда учительница. «Я думаю категориями рейха, — улыбнулся про себя Плейшнер, заметив мужчину, сидевшего во главе стола. — Это только у нас учителями работают женщины, поскольку все мужчины, годные к несению строевой службы, сражаются на фронте. Вообще, в школах должны работать мужчины. Как в Спарте. Женщина может быть утешителем, но не воспитателем. Готовить к будущему обязан мужчина — это исключит ненужные иллюзии у детей, а нет ничего безжалостнее столкновения детских иллюзий с взрослой реальностью…» Дети смеялись шуткам своего преподавателя. Он говорил с ними как с равными, нисколько не подстраиваясь к ним, а, наоборот, ненавязчиво и тактично «подтягивал» их к себе. Плейшнер вспомнил школы рейха — с их муштрой, истеризмом, страхом перед учителем — и подумал: «Как же я могу желать победы Германии, если нацисты и сюда, в случае их победы, принесут свои обычаи и дети станут маленькими солдатами? Здесь вместо военных игр им предлагают спорт, а девочкам вместо уроков вышивания прививают любовь к музыке. А если бы сюда пришел Гитлер, они бы сидели за столом молчаливые и пожирали глазами своего наставника, а скорее всего, наставницу, и шли бы по улицам строем, а не стайкой, и приветствовали бы друг друга идиотскими криками „Хайль Гитлер“. Наверное, это очень страшно — желать поражения своему отечеству, но я все-таки желаю моему отечеству скорейшего поражения…»
Сериал [ править ]
« | Штирлиц толкнул дверь рукой. Дверь не открылась. Штирлиц толкнул дверь плечом. Дверь не открылась. Штирлиц разбежался и бросился на дверь всем телом. Но дверь не поддавалась. Голос Копеляна за кадром: «На себя, болван!» | » |
— Закадровый голос Копеляна попал в анекдот не от фонаря |
Культовый сериал (или, если угодно, телефильм) сняла в 1973 г. Татьяна Лиознова под личным контролем тогдашнего шефа КГБ Юрия Андропова, целью которого было улучшить имидж Конторы Глубинного Бурения. Впечатление и впрямь оказалось сильным. Леонид Брежнев даже задумывал наградить Штирлица звездой Героя Советского Союза.
Уровень связности серий — хотя серии можно смотреть подряд, как длинный телефильм, зачастую они оканчиваются довольно драматическими для неторопливого советского кино клиффхэнгерами. Самые памятные примеры: шеф гестапо загадочно говорит герою: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» — и на этом серия заканчивается. Или заводит героя в камеру и предлагает вспомнить, как его дактилоскопические отпечатки могли оказаться на чемоданчике русской радистки. Или эта самая русская радистка, уходя от погони, с двумя грудными детьми на руках залезает в канализационный люк — и опять серия заканчивается. Более того, зрители, не читавшие книгу, могут не подозревать о том, что он советский разведчик, до самого конца 1-й серии. Всю серию кажется, будто главный герой — обычный госслужащий фашистов, и когда в финале серии говорится, кто он на самом деле, и произносится его настоящее [3] имя, это оказывается мощным вотэтоповоротом.