Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах

Литературно-музыкальная композиция «Люди! Покуда сердца стучатся, помните. » (внеклассное мероприятие)

«Люди! Покуда сердца стучатся, помните. »

Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой
Сквозь время рвется. Год сорок пятый!
Рождался в суровых боях под Москвой!
Лютая стужа, сугробы по пояс
И молчаливая поступь солдат,
Отлитая в пули сыновья совесть,
И в сердце присяга: « Ни шагу назад!»
Ряды ополченья у стен Мавзолея,
Военный парад и последний приказ!
Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время
Вновь оживет о героях рассказ.

Звучат колокола, постепенно затихают и сменяются мелодией вальса

Исполняют под музыку

Пришел июнь – румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.

И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
(С. Щипачев)

Звучит вальс; юноши и девушки ходят по сцене

Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?!

Саша, о чем ты мечтаешь?

Я… Я хочу поступить в институт, а потом…, наверное, буду врачом. А ты?

А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

Средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются

Гул усиливается, музыка останавливается

Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер?
Неужели это – война?!

Звучат разрывы бомб

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Год 1941. 22 июня… от Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».

Звучит песня «Священная война»; муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача

Читают на фоне музыки

Не быть рабыней отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!

Отсюда наше бесстрашье
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!

Звучит песня «Эх, дороги»; муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина

Все уходят, на сцене остаются только ведущие

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А. Твардовский)

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.

Её я принять не могу.
Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

Сквозь смертную эту свирепость,
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость! (3 раза)
Потомок, ты слышишь меня?

И с болью, и с памятью вместе.
В солдата Победы глядишь,
Победу он выстрадал в Бресте,
Ему до земли поклонись.

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»; сл. М. Львова

30 сентября 1941 года началось наступление на Москву. Все встали на оборону. В том числе и девушки.

Появляются две девушки, звучит вальс

1ая:

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.

Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы –
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.
(Ю. Друнина)

Усаживаются на краю сцены, укутавшись в шинель

Инсценируют стихотворение Ю. Друниной «Зинка»

Звучит песня Б. Окуджавы « Мы за ценой не постоим »

Фашистами было взято в плен много советских людей, захвачено 1242 танка и 5412 орудий. Но благодаря сопротивлению окруженных частей было выиграно время для организации обороны Москвы, в которой к 4 декабря 1941 года «завязла» немецкая группа армии «Центр», а 5-6 декабря уже последовало мощное советское контрнаступление. Враг, бросая танки и автомашины, отошел от Москвы на 100-250 км.

Звучит песня « Моя Москва»; муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна

Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя!
За то, чтобы черемух пеной белой
Дымя – дымилась теплая земля,
Чтоб ликовали отчие пределы,
В отраде жили русские поля;
За то, чтоб солнце гасло на затоне
И звезды отражались бы в реке,
За то, чтоб мать глядела с-под ладони
На озаренном солнцем большаке;
За то, чтоб смолк повсюду рев орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоеванной земле!

Уже осенью 1941 года немецкое командование осознало, что план молниеносной войны – провалился, что война приобретает затяжной характер. Они увидели спасение в стратегии голода.

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2887000 человек.

В связи с истекающими запасами муки снижались нормы выдачи хлеба.

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
(О. Бергольц)

Когда блокадный Ленинград доедал хлеб, посеянный еще до войны, появилась книга «Использование в пищу ботвы и огородных растений», цена ее была 1 рубль.

Суп из ботвы брюквы с мукой:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь
Не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.

Особенно тяжело было выжить в блокадном Ленинграде детям. Что они чувствовали и переживали? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

«Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»

Танин дневник-это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
Вновь не должно это все повториться.

«Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада Ленинграда была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см. в ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»

Тамаре Бурцевой было 13 лет, когда началась война. Вспоминая жизнь в осажденном городе она плачет до сих пор. «Люди падали от голода прямо на улице – замерзали, умирали. Покойники были страшными: кости, обтянутые желтой кожей, незакрывающиеся рты. …самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и… мужчины.

В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали,
И только в сорок пятом –
Паспорта.
(Ю. Воронов)

В марте 1944 года советские войска вышли на границу, но у них за спиной оставались свидетельства чудовищных преступлений фашистов на оккупированных территориях. Вы уже слышали дневник Тани Савичевой, написанный в блокадном Ленинграде. Но не легче было и в немецком плену, о чем свидетельствует письмо Кати Сусаниной.

Ученик читает письмо Кати Сусаниной

Вскоре после освобождения белорусского города Лозно в1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов… был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В этом конверте оказалось письмо Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Доведенная до отчаяния, Катя в день своего 15-летия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала письмо отцу. На конверте стоял адрес. На другой стороне конверта карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик! Мой труп уже будет висеть на веревке!»

Номер полевой почты, написанный на конверте устарел, и письмо не могло попасть по адресу, но оно дошло до сердец советских людей.

Письмо было опубликовано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944 года.

Сражение под Сталинградом – начало коренного перелома в ходе ВОВ. 200 дней и ночей на огромной территории не затихали ожесточенные бои. За шесть месяцев наши войска разгромили четвертую часть всех вооруженных сил фашистского блока, действовавших на советско-германском фронте. В результате были подорваны военная мощь и престиж Германии.

2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск. Окруженная немецкая группировка в количестве 330000 солдат и офицеров была взята в плен.

Но самыми обездоленными были узники фашистских концлагерей. Германия вся была опутана колючей проволокой. 1100 концлагерей было на территории фашистского государства. Концлагерь – настоящая «фабрика смерти».

Звучит фрагмент песни «Поклонимся великим тем годам»; сл. М. Львова

Тысячи невинных людей разных национальностей были загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Самое лучшее, дорогое – Родина.
Горе твое – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.

Память о войне, о жертвах войны… она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Победа досталась дорогой ценой.

Пошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(Р. Рождественский)

Исполняется песня «Журавли»; муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их
(С. Щипачев «Павшим»)

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
Их голоса тоже когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.

Объявляется минута молчания

По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.

Салют и слава годовщине
Навеки памятного Дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня!
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.
Салют!

Участники лопают шары

Звучит песня «День Победы»; муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова

Источник

Школа АБВ

Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Смотреть фото Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Смотреть картинку Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Картинка про Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Фото Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах

Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Смотреть фото Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Смотреть картинку Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Картинка про Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах. Фото Что случилось скажи мне ветер что за боль у тебя в глазах

«Живет Победа в поколеньях»

Сценарий праздничного концерта, посвященного 70-летию Победы

Ведущий. Есть в истории нашей Родины события, которые даже по прошествии десятилетий останутся в памяти людей, а время с возрастающей силой подчеркивает их величие.

Ведущий. День Победы….- Великий праздник Великого народа Великой страны. Для нас он останется самым главным днем года.

Ведущий. 9 мая- особая дата в российском календаре. Она, пожалуй, единственная навеки останется великим праздником… и подвиг нашего народа действительно был подвигом во имя Родины, ее независимости и счастья будущих потомков.

Ведущий. 70 лет тому назад на нашей земле родился не просто праздник, отмеченный красной датой календаря. К этому празднику наш народ шел сквозь ожесточенные бои, через тягчайшие страдания и испытания.

Звучит Песня «С чего начинается Родина» (отрывок)

Ведущий:
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.

Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза.

Ведущий:
Что случилось, скажи мне, ветер
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так уж светит,
Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?

Объявление о начале войны (Левитан)

Ученик.
Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, –
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.

Ученик.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

Ученик.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.

Песня о войне.

Ведущий:
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья. (зажигаем свечи)

Ведущий: Прошу всех присутствующих почтить память погибших минутой молчания. Звучит метроном.

Ученик.
Не забывайте, прошу вас, того поколенья,
Тех, кто тогда воевал.
Кто насмерть с врагами в войну ту сражался,
Отчизну свою отстоял.

Ученик.
Помолчим над памятью друзей,
Тех, кого мы больше не увидим.
Не услышим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в мир грядущий вышел.

Ученик.
Помолчим, не потому, что нам
Нечего сказать об уходящих….
Мы их назовем по именам,
Как живых, живущих настоящим!

Ученик.
Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным, равнодушным словом,
Чтобы они воскресли хоть на миг
Всем звучаньем голоса живого.

Танец: Война.

Ведущий.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Ведущий: Сегодня великий праздник- День победы… день Вашей Победы! Вспомним всех, …услышим их голоса…. Оценим их слезы и ратный подвиг во имя нашей жизни.

( ветераны рассаживаются. Дети им вручают цветы)

Ведущий:
Спасибо вам за все, отцы и деды!
Тем, кто врага штыком и пулей брал.
И тем, кто приближая день Победы,
Неделями цеха не покидал.

Ведущий:
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах
Осиротевших сел и деревень.
Спасибо вам за праздник наш счастливый,
За этот трудный и прекрасный день!

Песня.

Ведущий:
Счастье Родины – мир и свобода
Нерушимы они как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит.

Ведущий:
Отгремели бои и до боли в ушах
Тишина, соловьиное пение.
Будет славен и памятен будет в веках
День 9 Мая- Победы весенней.

Сценка: Последний день войны.

Ведущий:
Помня, как не уставая,
Сквозь огонь вы пронесли
Вечный зов родного края,
Вечный зов родной земли.

Ведущий:

Пусть молодость прошла в бою,
Вы постарели. Стали седы.
Мы поздравляем вас, весну
С великим праздником Победы!

Стихотворение День Победы

День Победы – это праздник,
Это вечером салют,

Много флагов на параде.

Люди радостно поют.

Ветераны с орденами
Вспоминают о войне,

Разговаривают с нами

О победной той весне.

Все кричали: «МИР, ПОБЕДА!
Возвращаемся домой! »

Кому радость, кому беды,

Кто погиб, а кто живой.

Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
«Мир для нас всего дороже! »-
Так ребята говорят.

Знаем мы :совсем не просто
Он пришел к нам –День Победы!

Этот день завоевали

Наши папы, наши деды.

Ученик.
Пусть будет мир в каждой стране,
В каждом доме, и в каждой квартире!
Мир Земли начинается с наших сердец,
Каждый хочет любви и покоя,
Каждый сам для себя и слуга и творец,
Каждый хочет быть в мире с собою.

Ученик.
Птица Мира летает над каждым из нас,
Протяни к ней с любовью ладони.
Сохраним же наш мир здесь и сейчас,
И тогда война нас не тронет.

Ученик
Хотим под мирным небом жить,
И радоваться и дружить!
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!

Ученик
Нам светит солнышко Победы.
Мы знаем, в грозный, трудный час,
В боях жестоких наши деды
Завоевали мир для нас.

Мы будем храбрыми, как деды,
Родную землю защитим,
И наше солнышко Победы
Мы никому не отдадим!

Танец: Нет войне!

Сергушкина Антонина Михайловна, воспитатель
Козина Татьяна Васильевна, воспитатель
ГБС(К)ОУ РМ «Краснослободская коррекционная школа-интернат VIII вида»

Источник

Что случилось, скажи мне, ветер?

НазваниеЧто случилось, скажи мне, ветер?
Дата публикации05.11.2014
Размер171.66 Kb.
ТипВопрос

lit-yaz.ru > Военное дело > Вопрос

Сценарий литературно-музыкально-исторической композиции

«Не совместимы дети и война» 2012 год

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?
Объявление о начале ВОВ выступление Левитана
С.А 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно на­пали на советское государство.

Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родите­лями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянув­шейся на целых 4 долгих года.

Н.И Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих ки­ножурналах воскресное утро 1941 года.

С.А Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головоре­зов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, пер­вым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, кото­рую недавно подарили родители.

Н.И Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось.

С.А Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли – двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Что солнце погасил в кромешном гуле,

И сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.
Н.И Шаг за шагом вспоминаем,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

М.Ф Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Беспризорных детей число,

Чьи жизни в те черные ночи,

В те страшные дни унесло.

Что с них спросишь, боже мой?

Что им мать обезумевшая?

Наши села с бабьим воем?

Что им грады? Что им веси?

Сколько ж злобной надо спеси,

Чтоб детей швырять в огонь?

^ Презентация « Грегориан»
С.А – Фашизм. Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.

Н.И – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.

^ С.А – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту.
Таня:

Кто-то родом из детства. Я — из войны,

Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.
Н.И Сколько их – исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война в их детство и юность…

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!
Сценка ( беспризорники )

С.А Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».

^ Н.И Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.
С.А Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Н.И 1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».

Родился мальчик в дни войны,

Да не в отцовском доме,—

Под шум чужой морской волны

В бараке на соломе.

Еще он в мире не успел

Наделать шуму даже,

Он вскрикнуть только что посмел —

И был уже под стражей.

Уже в числе всех прочих он
Был там, на всякий случай,

И проволокой колючей.

И счетверенный пулемет

На вышке деревянной.

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.
^ С.А «Варварство» (музыка)
Н.И

Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.

Вот так новость: бабушка сказала,
Что она сражалась в партизанах!
Ты ж трусиха, милая бабуля.
У меня — пустяшная простуда,
У тебя — сейчас же с сердцем худо.
Если оцарапаюсь до крови,
Ты теряешь все свое здоровье.
А когда в кино палят из пушек,
Ты же сразу затыкаешь уши!

Аня:
Бабушка в ответ сказала тихо:
— Верно! Я тогда была трусиха.
И тогда при виде чьей-то крови
Начисто теряла я здоровье,
А когда с пригорка пушка била,
Мне за всю деревню страшно было!
Только за себя я не боялась.
Так вот и в отряде оказалась.

М. Борисова. «Бабушка-партизанка»

С.А Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена и в 21 веке сияют звёздами на мирном небе нашей Родины.

^ Н.И Слайд Коля Власов

С.А Слайд с памятником

Для борьбы с немецкими парашютистами, шпионами и диверсантами, для выполнения других боевых заданий были созданы истребительные специальные батальоны из подростков. «Истребители» были вооружены винтовками. В 43 – 44 годах эти отряды были единственными, кто мог помочь НКВД в борьбе со шпионами и диверсантами. В селе Теребрено Краснояружского района у школы установлен единственный в области памятник четырем погибшим 16-летним минерам.

Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел, назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «Нет!» —
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь — такой народ
Нельзя заковать в цепи.

С.А За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Слайд Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами.

^ Слайд Валентин Котик — 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

Слайд Лара Михеенко — 12 лет, юная партизанка расстреляна фашистами.

Слайд Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашис­тского пулемета.

^ Слайд Бондаренко Юта – 12 лет., погибла в неравном бою с фашистами.

Слайд Бородулин Саша – подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.

Слайд Галя Комлева – юная патриотка была расстреляна, за изготовление и распространение листовок.

Слайд Надя Богданова – её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

Ученик 1: Если бы они были живы, сколько доброю и светлого они могли бы совершить за свою жизнь!
Валера: (читает)
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы — напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.

Семен:
Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя, и за меня
Сражались, умирая слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой,
На их груди застыли автоматы, —
Они стоят, на лицах их покой, —
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди,
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти,
Ни каменным, ни бронзовым героям.

Миша:
Дорогой героев, дорогой отцов
Шагают бесстрашные люди,
И в час испытания каждый готов
Закрыть свою Родину грудью.

Кирилл:
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
Они легли на поле боя, —
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

^ Н.И Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли бы совершить за свою жизнь!

^ Презентация + песня «Дети войны»
Н.И Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

^ С.А Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи.

Н.И 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей.

С.А Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья. Но 27 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

С.А 2,5 тысячи километров – это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!

^ Н.И 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов!
Юля:

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо — ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь. » —
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого: я или
Родина.
Самое лучшее и дорогое —
Родина.
Горе твое — это наше горе,
Родина.
Правда твоя — это наша правда,
Родина.
Слава твоя — это наша слава,

Родина!
Р. Рождественский. «Реквием».

С.А 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде?

^ Презентация « 3 Дети войны» (Гверд.)

Н.И А когда-то в дни блокады

Ты о чем мечтала, Алла,

В тот судьбы недобрый час

Поднимая взор свой к небу?

Чтоб в кусок ржаного хлеба

Превратился тот фугас.

Чтоб померкнувшее солнце

Озарило вдруг оконца,

Где к «буржуйке» на рассвете

Жмутся зябнущие дети.

Помнишь — Ладога, дорога?

И заснеженная даль,

И не детская тревога,

И не детская печаль?

^ Н.И В городе не работала канализация и водопровод, не было света. За водой приходилось ходить с вёдрами на Неву.

Тысячи детей умирали от голода

Н.И Поздней осенью 1941 года по льду Ладожского озера была проложена «Дорога Жизни». Шли в город под обстрелами вражеских самолётов колонны автомобилей с провизией, а из города увозили детей, раненых, стариков.

(конец фильма)
С.А Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.

Н.И Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни. Это было невероятно трудно из-за бомбёжек, морозов и голода. Во время налётов ученики перебирались в бомбоубежища.

^ М.В Презентация «Я учился писать»

В. Астафьев Я УЧИЛСЯ ПИСАТЬ

Мимо школы — колонны, колонны

И впадали в невидимый фронт.

Не спеша, с нажимом, с наклоном.

И скрипело стальное

Защитного цвета перо,

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоевывая

И таскал я в карманах

Тяжелые рваные слитки,

Как горячие метеориты войны.

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму.

Изложения о Каштанке,

Над судьбою Герасима и Муму.

И хрустящие хлебные карточки

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою.

Н.И Наша страна мирно живет 67 лет. И хотелось бы сказать, уже выросло поколе­ние, не знающее, что такое война. Однако каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.

Я бы тоже отмолчаться мог

Но в такое время, видит бог,

Я на это не имею права!

Это право совесть отняла.

Вот опять тревожная газета.

Снова неотложные дела

Требуют вмешательства поэта.

Где-то вновь предвестником беды

Багровеет сумрачное небо.

Где-то людям не хватает хлеба.

Где-то умирают без воды.

Где-то кровью залиты поля,

Где-то кровли рушатся.

На захваленной планете,

С.А Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Н.И В память обо всех детях, погиб­ших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания. Прошу всех встать.

^ Звучит метроном. В это время идет презентация ( огонь)

Валера Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Юля Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Женя Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Таня Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Дима Пусть вкинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

Аня От гари, пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Все – Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Песня «Дети и война» + презентация

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *