Что случилось с вратарем автомобилиста
Коварж — одна из главных проблем «Автомобилиста»: получает больше всех в команде, не терпит конкуренции и не выдерживает нагрузки
«Авто» очень зависим от Коваржа, на которого выпала запредельная нагрузка
«Автомобилист» горит синим пламенем: у команды Билла Питерса серия из восьми поражений подряд, каждое из которых отбрасывает ее все ниже в турнирной таблице Востока. В прошлом сезоне парни из Екатеринбурга пережили подобный отрезок, проиграв 12 матчей из 14. Тогда «Авто» буквально за месяц спикировал с первого места в конференции на последнее. Но в конечном счете Екатеринбург оттолкнулся от дна и достойно завершил регулярку.
Сейчас вряд ли стоит ждать повторения подобного сценария. Из кубковой зоны «Автомобилист» не вылетит. У команды Питерса хороший запас по очкам, а плохая серия рано или поздно прервется. Но есть один фактор, который должен напрягать тренерский состав и болельщиков «Автомобилиста».
Команда сильно зависит от игры вратаря — Якуба Коваржа, который к началу неудачной серии начинал в старте 21 матч сезона из 23-х. На этом отрезке по воротам чеха прилетело 670 бросков, то есть в среднем почти по 32 за игру. Это запредельная нагрузка для 32-летнего вратаря, который восемь месяцев назад перенес операцию.
У «Автомобилиста» нет второго вратаря
Что же в таком случае помешало Питерсу распределить игровое время между вратарями более равномерно? Ответ прост — отсутствие сильного бэкапа. В этой роли у «Авто» по ходу сезона использовались 22-летний Владислав Гросс, до этого сыгравший в КХЛ два полноценных матча, и талантливый выпускник местной академии Владимир Галкин. У него опыта чуть больше за счет концовки прошлого сезона, когда он заменял получившего травму Коваржа.
Галкину всего 20 лет, у него отличная статистика в ВХЛ, где он играет за фарм «Автомобилиста» — «Горняк» из Учалов (93,8% отраженных бросков, 1.80 коэффициент надежности в 17 матчах). Но опыта в главной лиге Европы катастрофически мало для того, чтобы полноценно заменить Коваржа в случае травмы или усталости. Галкина нужно плавно подводить к игре за главную команду, давая, например, один матч из пяти.
Но Питерсу было важно хорошо стартовать, чтобы зарекомендовать себя в глазах болельщиков, журналистов и руководства. Коварж — надежный кипер, который любит играть много. В последних трех сезонах за «Авто» он отдавал своим сменщикам не больше 15 матчей. Поэтому вроде тренерский штаб Екатеринбурга решил полностью довериться чеху.
Однако когда Коварж поплыл вместе с попавшей на спад командой, выдав два очень плохих матча против «Торпедо» и ЦСКА (оба по 1:5), выяснилось, что в команде просто нет вратаря, который может подтащить в стрессовой ситуации. Галкин не удержал победу в Челябинске, пропустив от Томаша Гики на последних секундах, а потом угодил под динамовский каток, заменив Коваржа при счете 0:3 (все закончилось полной катастрофой — 2:7).
Вопросов к молодому киперу быть не может. Он пока не готов играть в КХЛ, равно как и Гросс, который в системе «Авто» уже пять лет, но так и не добрался до роли полноценного бэкапа. Вопрос стоит адресовать менеджменту клуба из Екатеринбурга, который упорно ставит на Коваржа и дает ему зарплату 90 миллионов, делая самым высокооплачиваемым игроком команды.
Коварж не выносит конкуренции
Чех, бесспорно, классный вратарь, но ни разу не затаскивал команду в плей-офф дальше второго раунда. Пока все его геройства ограничиваются топовыми цифрами в регулярке, не влияющими на итоговый результат. Настоящие подвиги от вратаря требуются в кубковых матчах, к которым его надо подводить в оптимальном состоянии.
В прошлом сезоне «Автомобилист» вылетел по итогам первого раунда от «Сибири», у которой во всех пяти матчах серии на голове стоял Харри Сятери. По статистике к Коваржу вопросов нет, но в эпизодах с некоторыми голами соперника он мог бы сыграть получше.
Хотя, опять же, стоит напомнить, что Якуб в экстренном режиме восстанавливался после операции, чтобы успеть к матчам плей-офф. И травма, которую он получил, может быть обусловлена дикой нагрузкой. С учетом пропуска концовки регулярного сезона Коварж провел 47 матчей.
В вопросе, почему менеджмент «Авто» не берет сильного второго вратаря, есть определенные догадки. В Екатеринбурге помнят, чем закончилось сотрудничество Коваржа с главным тренером Андреем Разиным, который начал резать его игровое время. Дело было в сезоне 2015/16: когда чех устал и начал проигрывать один матч за другим, тренерский штаб «Автомобилиста» вывел на первый план Игоря Устинского.
С ним в рамке Екатеринбург вышел в плей-офф, а обиженный Коварж окончательно испортил отношения с Разиным. Хотя по факту он просто проиграл конкуренцию. Чех нервничал, много ошибался и скандалил на скамейке после замен. Слухи о громких конфликтах звездного вратаря и главного тренера доносились весь сезон, а закончилось все разрывом контракта и переходом Коваржа в «Северсталь», где он, кстати, выглядел очень бледно, но все равно выходил в старте в 55 матчах из 60.
Чех вернулся в Екатеринбург, когда команду возглавил Владимир Крикунов. Опытный коуч наладил оборону, а Коварж снова начал показывать отличную статистику, наработав на самый большой контракт в команде.
Менеджмент «Автомобилиста» предпринял попытку найти надежного сменщика по ходу сезона 2018/19, подписав зажигавшего за молодежную сборную Андрея Макарова, но ничего хорошего не вышло. Макаров сыграл три неполных матча и, мягко говоря, не впечатлил. Чтобы лучше представить масштаб деградации талантливого парня, скажем, что сейчас он играет в чемпионате Словакии.
А в Екатеринбурге под Коваржем с тех пор помимо Гросса и Галкина сидит Леонид Фомин, который ничего крутого не показывал даже в Вышке. Хотя всем очевидно, что для успеха в плей-офф нужно два хороших вратаря. Видимо, психологическое состояние самого дорогого игрока команды для менеджмента «Автомобилиста» важнее.
Очень странная история топ-вратаря. Якобы завершил карьеру в городе, где его боготворили, а теперь хочет вернуться в КХЛ
Статья опубликована в газете под заголовком: «Якуб Коварж завершил карьеру из-за травмы, но решил вернуться»
Пятничным вечером коллега Михаил Зислис выдал неожиданный инсайд. Экс-вратарь «Автомобилиста» Якуб Коварж, попрощавшийся с клубом в середине сентября из-за проблем со здоровьем, готов вернуться в КХЛ. Завершать карьеру чех не собирается. Голкипер получил добро от врачей, начал восстановление и рассчитывает найти команду до конца декабря. Получается, екатеринбургский клуб поторопился, расторгнув контракт с вратарем?
Пока вопросов в истории больше, чем ответов. По моей информации, травма Коваржа действительно была серьезной. Настолько, что под угрозу ставилась не только его дальнейшая карьера, но и обычная жизнь. Колени — одно из самых уязвимых мест вратарей. Суставы принимают приличную нагрузку, когда голкипер занимает основную стойку. Перемещение на щитках, реверс, движение на ногах — все базовые аспекты вратарской игры зависят от правильной работы коленей.
— На данный момент я ухожу из хоккея на какое-то время и буду заниматься своим здоровьем и справляться с болью, которая мне сейчас даже спать не дает. Надеюсь, что через какое-то время все это пройдет, и я снова смогу надеть коньки, вратарскую форму и выйти на лед, — говорил Якуб Коварж 19 сентября.
Прошлый плей-офф Якуб доигрывал с травмой. Вратарь выходил на лед с болями в колене, а в марте сделал операцию на мениске — и уже на второй неделе сборов проблемы со здоровьем вновь напомнили о себе. Пока «Автомобилист» готовился к сезону на Sochi Hockey Open, голкипер отправился в Чехию на плановый этап реабилитации после перенесенной операции. Сам Коварж позже объяснял, что проблемы накопились за всю карьеру, и они не связаны с мартовским лечением.
Якуб вернулся в команду на Кубке губернатора Челябинской области. Вышел на два решающих матча, отыграл ровно, без срывов и видимых намеков на болевые синдромы. Но уже в первом матче регулярки с «Магниткой» Коварж получил повреждение. С 3 сентября чех не выходил на лед, а через несколько дней «Автомобилист» поместил его в список травмированных до конца сезона. Зарплата вратаря не учитывалась в платежке. Тогда-то стало понятно, что у Коваржа все серьезно. Обойтись коротким курсом терапии не получится.
Уральцы расторгли соглашение с чехом и 19 сентября, перед домашним матчем с ЦСКА, провели трогательную прощальную церемонию. Отыгравший за «Автомобилист» 381 матч Коварж произнес сентиментальную речь, поблагодарил тренеров, партнеров, руководство и болельщиков, а завершил обращение проникновенной фразой.
— Екатеринбург стал для меня родной любимой семьей. И с семьями не прощаются, поэтому я скажу: «До встречи!» — сказал Коварж.
Неужели сейчас настал тот самый момент для новой встречи? Коварж начал восстановление и готовится вернуться в хоккей к декабрю. В ближайшее время Якуб приступит к полноценным ледовым тренировкам. За время в Екатеринбурге чех заработал достаточно и сейчас не будет гнаться за большими деньгами. Спрос на голкипера значительно снижает его история болезней, но в случае с Коваржем риск оправдан. Врачи разрешили вратарю тренироваться, значит, здоровье позволяет надеть экипировку и ловить шайбы.
Поразительно, что Якуб решил медицинские вопросы за короткий срок. В начале сентября появлялись небезосновательные слухи, что чех завершит карьеру. А сам Коварж признавался, что боль не дает ему даже спокойно спать. Ничего не предвещало, что спустя полтора месяца голкипер задумается о поиске новой команды. Или же все идет к тому, что чех вернется на Урал?
На Урале строят топ-клуб, но забыли о бэкапе. Сотрясение Коваржа могло погубить «Автомобилист»
Насколько важен надежный вратарь для хоккейной команды, говорить лишний раз не нужно. Подтверждений этой истине можно найти сотни, а то и тысячи. Пятьдесят ли это процентов успеха или больше — вопрос дискуссионный, но не первостепенный. Вот и в Екатеринбурге, пытаясь построить новый клуб, решили серьезно вложиться в голкипера. Если учитывать не только оклад, но и бонусную составляющую, Якуб Коварж — второй после Найджела Доуса в списке самых высокооплачиваемых игроков «Автомобилиста». Более того, во всей КХЛ только Илья Сорокин и, быть может, Василий Кошечкин зарабатывают больше чеха.
Вот только между расчетом на основного вратаря и зависимостью от него очень тонкая грань. Насколько это большая проблема для «Автомобилиста», уральцы смогут проверить в феврале. Велика вероятность, что последний матч регулярного чемпионата Коварж проведет на больничной койке. После того, как в матче с «Ак Барсом» чешского голкипера унесли на носилках, команда из Екатеринбурга осталась без своего первого номера. Предварительно сообщалось, что у Коваржа сотрясение мозга, но проведенное МРТ это не подтвердило.
Мы отметили, что в Екатеринбурге со всей серьезностью подошли к подбору вратаря, но это только половина правды. «Автомобилист» серьезно потратился на Коваржа, но легкомысленно отнесся к поиску его сменщика. То ли дело в экономии, то ли в том, что чех любит играть много и комфортнее себя чувствует без сильного конкурента. Так или иначе, за спиной у Коваржа нет не то чтобы равноценного вратаря, а хоть сколько-нибудь надежного бэкапа. Причем такая картина наблюдается все время, которое чех проводит в крупнейшем городе Урал.
Игорь Устинский, Владимир Сохатский, Андрей Макаров, Леонид Фомин и Владислав Гросс. На пятерых сменщики Коваржа за последние три сезона провели всего 42 матча. Причем далеко не всегда речь шла о полном матче или выходе в стартовом составе. Якуб был и остается безоговорочным первым номером. Это удобно для самого вратаря, который чувствует доверие и не теряет игрового тонуса. Подобное положение должно устраивать и полевых игроков. Им не надо привыкать к манере того или иного голкипера, все уже давно отточено для автоматизма. Да только подобная схема не предполагает ЧП вроде сотрясения мозга у основного вратаря.
«Автомобилисту» повезло. Коваржа уральский клуб потерял не три недели или месяц, как могло быть в случае с подтверждением сотрясения мозга. Какое-то время Якуб пропустит, но, скорее всего, речь идет о нескольких матчах. Но разве это не звоночек для руководства екатеринбургской команды? Уральцы, всерьез намеренные пройти дальше, чем второй раунд плей-офф, могли вступить в решающую стадию сезона с тандемом Фомин — Гросс, которым на двоих 45 лет и примерно ноль кубкового опыта. А так как трансферное окно уже месяц как закрыто, альтернативы у «Автомобилиста» нет.
Как бы ни закончился этот сезон для «Автомобилиста», начинать следующий сезон с Коваржем (его контракт длится до 2021 года) и молодыми необстрелянными сменщиками будет крайне самонадеянно. Одно неосторожное движение даже со стороны своего игрока может стоить слишком много. Поиск русского и уже поигравшего в КХЛ вратаря должен стать приоритетной задачей для менеджмента уральского клуба. Впрочем, учитывая, что Владислав Гросс приходится сыном спортивному директору «Автомобилиста», у этой истории может обнаружиться второе дно.
Басанаев Антон,photo.khl.ru
Привоз дня: вратарь «Автомобилиста» (кстати, у него контракт на 90 млн) не увидел шайбу, остановился – и подарил победу сопернику
Якуб Коварж – самый дорогой вратарь КХЛ. Его контракт – в топ-3 рейтинга зарплат КХЛ. Чех зарабатывает как Теему Хартикайнен, которого вполне можно назвать лучшим полевым легионером этого сезона, и больше Юхи Метсолы и Эдди Паскуале – элитных вратарей в рамках КХЛ.
В Екатеринбурге Коварж – главная звезда, он играет почти во всех матчах регулярного сезона. А еще он обладатель очень непростого характера (частая история для вратарей) – когда «Автомобилист» повалился в яму по ходу сезона, чех выдал резонансное интервью Sport24, в котором высказывался максимально жестко.
«Первые 15 игр мы провели против команд высшей лиги. Две игры с «Куньлунем» без иностранцев, потом Рига, Нижнекамск и Уфа с коронавирусом.
Мы просто разгромили эти команды, состоящие из игроков молодежки и Высшей лиги, забрасывали по 5-6 шайб. Все называли нас претендентами на Кубок Гагарина. Все в нашей команде думали так же. Кажется, я один понимал, что это все временно. Месяц назад у нас начались матчи с лучшими клубами лиги, и мы оказались вообще не готовы к этому.
У нас абсолютно не клеилась игра в обороне, не было никакой дисциплины и физподготовки. Мы проигрывали не в силу каких-то глупых ошибок, а просто потому, что наш уровень был намного ниже уровня соперников», – сказал Коварж.
Он тоже ошибался – у него были неудачные матчи (например, получил 4 шайбы от СКА за период, слабо играл против «Торпедо), а напряженность в отношениях с партнерами иногда прорывалась и на лед. Вот концовка матча с «Барысом», когда Никита Трямкин расстроился и напихал голкиперу сразу после свистка.
Однако у него очень приличный процент отраженных бросков (92,3) и коэффициент надежности, но Якуб остается заложником своего контракта и состава «Автомобилиста» – у команды нет серьезного бэкапа, чех хочет играть много, что в итоге приводит к чрезмерной нагрузке и спадам.
Сегодня он снова результативно ошибся – «Автомобилист» приехал в гости к «Амуру», довольно слабо отработал 60 минут и пошел в овертайм при счете 1:1 на табло.
Что случилось в этом эпизоде – загадка даже для комментатора.
При всей необычности ситуации, нужно отдать должное Михалу Йордану: прервал пас соперника в выходе 2 в 1, а потом сам забил победный гол! pic.twitter.com/CtrxVxpFDu
Самая очевидная версия, на которую наводит один из повторов – вратарь просто потерял шайбу из виду, и подумал, что защитник «Автомобилиста» перехватил пас. Этот фэйл в итоге стоил «Автомобилисту» победы в матче – команда теряет очки с соперником, которому уже ничего не нужно от сезона и на 90% завершит регулярку за пределами топ-4 Восточной конференции. Слабо для клуба, который хочет стать топом и платит вратарю 90 млн в год.
Российский вратарь «Далласа» выставлен на драфт отказов. Объясняем, почему он не приедет в КХЛ
Статья опубликована в газете под заголовком: ««Даллас» выставил Худобина на драфт отказов»
Выбор
«Автомобилист» долго искал вратаря, но нашел нового в КХЛ. Из Риги за денежную компенсацию выкупили Юхана Матссона. Всем кажется, что это не лучший выбор. И можно критиковать уральцев за это, но нужно войти в положение менеджеров. От многих в нынешнее время я слышу похожие слова. Говорят, что рынок совсем плохой, хороших мастеров не так много, а курс рубля и потолок зарплат существенно сокращают выбор. Плюс пандемийные ограничения, из-за которых очень непросто пригласить кого-то из Северной Америки. Богатые клубы готовы потратить деньги, но, например, ребята из АХЛ не слишком стремятся в Россию, дожидаясь до последнего вариантов в НХЛ. А те, кто свободен, просят огромные суммы.
«Автомобилист» выбирал между игроком рижского «Динамо» и каким-то чешским вратарем, но аргументы против последнего были очевидны. Кандидат играл в слабом чемпионате, никогда не сталкивался с перелетами и переездами, которые утомляют сильнее, чем иные тренировки, плюс есть мнение, что вратари из Чехии постоянно «получают травмы» и стараются вылечиться до конца. Даже если российские доктора не видят проблемы. Юхан хотя бы знает, что его ждет. Шведский голкипер, учитывая все составляющие, — не худший вариант. У Матссона были очень удачные матчи в этом сезоне. Сразу вспоминается, как вратарь в октябре переиграл московское «Динамо», отразив 31 бросок. Понравился легионер во встрече с «Сибирью». Были и провалы, но когда мы вспоминаем о них, то должны помнить, какой слабой является оборона у латышей. Так что выбор «Автомобилиста» понятен. Им был нужен кто-то сильнее Дмитрия Шикина, они его получили. Но нет времени искать лучшего кандидата. Был риск остаться вообще ни с чем.
Решение
«Даллас» выставил на драфт отказов российского вратаря Антона Худобина. Почему-то сразу его начали «отправлять» в КХЛ, но это вообще самый неправдоподобный вариант. У российского вратаря контракт еще на один сезон, а зарплата — 3,33 миллиона долларов. Напомню вам, что Артем Анисимов в прошлом сезоне трижды попадал на драфт отказов, но спокойно завершил сезон за «Оттаву», так как его контракт был на 4 миллиона. Рассуждать о каком-то возвращении Худобина можно лишь через год. Или если «Звезды» выкупят контракт, что им особо не принесет пользы.
Сейчас Худобина могут отправить в АХЛ, он будет играть в этой лиге, тем более для уроженца Красноярска это не будет потрясением. Антон там уже играл, он АХЛ не боится, тем более за такую зарплату. Важный фактор и в том, что фарм-клуб находится недалеко от основной команды — 300 километров между аренами. Конечно, это больше, чем между Бостоном и Провиденсом, а по этому пути Худобин ездил совсем недавно, но все равно терпимо.
О причинах решения «Далласа» мы уже говорили. В этом сезоне Антон стал главной жертвой неудачной игры команды, он в каких-то моментах не выручал, а Брэйден Холтби и Джейк Эттинджер смотрелись предпочтительнее. Клуб решил, что дальше они пойдут без Антона, никаких подводных камней искать не стоит, обычное решение в НХЛ. Не удивлюсь, если менеджеры «Далласа» даже сохраняют дружеские отношения с вратарем, тут дело в бизнесе. И даже владелец будет косо смотреть не на Худобина, а на тех, кто потратил столько денег на российского вратаря, подписал Бена Бишопа, а затем еще и Холтби. Сами запутались. Что будет дальше с Худобиным? При любом развитии событий Антон может быть спокоен за себя. Ему 35 лет, у него крутая карьера, свои 3,33 миллиона он заработал. Пусть в «Далласе» переживают, что делать дальше.
Наказание
Нападающий Петр Хохряков получил четыре матча дисквалификации за силовой прием на Дмитрии Воронкове. Возникла небольшая путаница по наказанию. Форвард уфимского клуба пропустит пять матчей, но за тот момент ему дали именно четыре. Пятый матч — автоматическая дисквалификация за второй большой штраф в сезоне. Но уже не первый раз вердикт СДК вызывает споры.
Я совсем недавно говорил с Андреем Николишиным, который ненавидит грязь в хоккее. И ветеран сильно возмущался, что хоккеисты, которые получают травмы, совершенно не готовы к тому, что против них могут сыграть жестко. И отмечал, что этому практически никто не учит, отсюда и тяжелые травмы. Случай в матче «Ак Барс» — «Салават Юлаев» — из таких.
СДК надо распускать или существенно менять их структуру. Пусть защищают свою позицию по нарушениям, спорят, аргументируют, а не предъявляют лишь свое решение. Веры в то, что они делают это честно, нет давно, никакого уважения к их решениям. Отмечу, что очень здорово проявили себя непосредственные участники конфликта. Я говорил с Хохряковым, он сильно переживает за Дмитрия. Петр сразу же извинился, а Воронков ему ответил, что никакого зла не держит. Но лучше всех себя показал генеральный менеджер «Ак Барса» Марат Валиуллин. Он поставил точку в споре, заявив, что в той ситуации был «игровой эпизод». А мог подлить бензина в костер.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter