Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Волгоградский тракторный завод сегодня: существует ли он?

Деловая репутация – это то, что приходится нарабатывать порой не один десяток лет. Громкое имя нередко становится лучшей рекламой и уже сам имидж компании работает и приносит пользу. Предприятия, которые достигли таких высот в разное время заслуживают уважения вне зависимости от того, действуют они сейчас или нет. Однако нередки случаи недобросовестной конкуренции, когда доброе имя эксплуатируют конкуренты, пытаясь таким образом отвоевать позиции на рынке. Именно происходит и с названием предприятия «Волгоградский тракторный завод». Что же это за компания и существует ли она вообще? Разберемся во всем по порядку.

Славная история

ВгТЗ стал первым заводом по производству тракторов в Советском Союзе. Год его открытия – 1930, место – Сталинград (Волгоград), название «Сталинградский тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского», сокращенно СТЗ. Он имел не только важное промышленно-хозяйственное значение, но и стал первой ласточкой стремительного развития сельскохозяйственного машиностроения в СССР. И. В. Сталин в своей телеграмме по случаю открытия завода сравнивал каждый выпущенный трактор со снарядом, направленным в стан классового врага – капиталистического лагеря.

Плановой мощностью завода на момент начала эксплуатации было 50 000 тракторов в год. Этот парк был призван обеспечивать стремительно развивающееся народное хозяйство, в частности аграрный сектор. Возведенный завод носил имя Ф. Э. Дзержинского, которому спустя 2 года после открытия был установлен памятник. В тот же период завод вышел на проектную мощность и производит по 144 единицы техники в сутки. Даже сегодня эти цифры кажутся весьма впечатляющими.

Любопытно, что к строительству ВгТЗ очень активно привлекались специалисты из Соединенных Штатов Америки. Такое дружественное отношение и техническое сотрудничество было характерно для периода после Первой Мировой войны. Привлечение лучших умов и стало прочной основой для дальнейшего славного функционирования.

Ближе к Великой Отечественной войне завод стремительно развивался, вводил новые модели. Именно здесь была запущена первая в СССР автоматизированная конвейерная линия. В годы самой войны завод до последнего своего рабочего дня трудился ради победы, производя танки и другую технику, а также запчасти. Приостановилось производство только когда бои развернулись непосредственно на территории ВгТЗ и при первой же возможности работу начали возобновлять.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Свое нынешнее имя «Волгоградский тракторный завод» он получил уже в 1962 году, когда была проведена не только идейная, но и инженерно-техническая реорганизация. Разработанные и выпущенные впервые именно этим заводом модели тракторов до сих пор занимают немалую долю в производстве сельхозтехники.

После Советского Союза

Перестройка экономики и дальнейшее формирование отдельных государств сказалось как на их экономике в целом, так и на крупных промышленных объектов. Несмотря на смену конъюнктуры рынка, сложнопрогнозируемые колебания спроса, работа шла, внедрялись новые модели. В 1992 году была проведена приватизация предприятия, и ВгТЗ еще некоторое время работал как единая компания.

Спустя 10 лет, в 2002 году Волгоградский тракторный завод разделился на 4 отдельных фирмы промышленной машиностроительной направленности. Они располагались в
отдельных подразделениях завода, часть из которых функционирует и сейчас. Эти фирмы были объединены в группу предприятий с привычным всем названием «Волгоградский тракторный завод». Отдельно функционировало пятое подразделение, направленное на производство военной техники. Сегодня оно входит в государственную корпорацию «Ростех».

Сам ВгТЗ прекратил свое существование в 2007 году после того, как в 2005 был объявлен банкротом решением арбитражного суда. Важное примечание: правопреемников у компании не было, поэтому Волгоградский тракторный завод сегодня просто не существует!

Кто эксплуатирует имя гиганта?

Согласитесь, такая славная история гиганта и передовика производства и накопленный за полвека опыт управления компанией – это серьезное конкурентное преимущество. Многие компании, пытающиеся пробиться по головам и несмотря ни на что, не стесняются присваивать себе чужую славу.

Источник

Судьба «Волгоградского Тракторного»: Пережил Сталинградскую битву, уничтожен при Путине

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

То, что осталось от исторического Волгоградского Тракторного завода в апреле 2019 года. Фото: https://v1.ru

В Волгограде снесены последние цеха исторического «Волгоградского тракторного завода» (до 1961 года – Сталинградский тракторный) на их месте структуры Чемезова построят торгово-развлекательный центр.

В то время, как нам из-года в год, на парадах показывают “надувные” путинские Арматы, в реальности процесс деиндустриализации уже давно достиг точки невозврата. Россия сегодня — это никакая не сверхдержава; наша страна превратилась в страну Третьего мира. Именно это можно считать главным итогом 20 лет пребывания Путина у власти заключается в том, что у России уже нет ни кадров, ни производственных мощностей, ни технологий для того, чтобы хотя бы по формальным признакам иметь основания относить себя к развитым странам.

Несмотря на постоянные заявления властей о росте экономических показателей и ВВП, количество промышленных предприятий в стране стремительно уменьшается.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

По состоянию с 2005 по 2017 год было закрыто около 35 тысяч предприятий. Стоит отметить, что, не учитывая мелкие предприятия, не ведущие реальной деятельности, закрывалось в среднем по 9 предприятий ежедневно – это ужасающая цифра, которая не сравнится даже с темпами уничтожения промышленных мощностей во время войны с нацистами. Большинство из заводов остаются в руинах и ждут «предприимчивых лиц», желающих выкупить площади и возвести на них или же жилые комплексы, или же развлекательные центры, но о массовой модернизации и переходе на современные методы производства не может идти и речи.

Деиндустриализация России на примере уничтожения Волгоградского тракторного завода.

На месте исторического завода появится новый торгово-развлекательный центр. В этом контексте очень показательна ситуация с Волгоградским Тракторным заводом. До 2000 года его дела были шли относительно неплохо – даже создавались новые модели продукции, но в 2002 он разделился на 4 отдельных предприятия, а в 2015 крупнейшее из них было признано банкротом и передано в управление государственной корпорации Ростех, которой управляет Сергей Чемезов, близкий друг Путина, для «финансового оздоровления предприятия».

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Напомним, что в ходе Сталинградской битвы: с 17 июля по 13 сентября 1942 года заводские рабочие под непрерывными бомбежками и обстрелами, не останавливаясь ни на секунду, продолжали выпуск танков и артиллерийских тягачей. Выпуск продукции продолжался вплоть до того момента, как бои завязались уже на территории самого завода. Осенью-зимой 1942/1943 годов завод был полностью разрушен в результате ожесточенных боев. Но уже 12 июня 1943 года, всего через 3 месяца после освобождения города, Сталинградский тракторный уже отправляет первые отремонтированные танки на фронт. После войны тракторный завод Сталинграда был полностью восстановлен. Но пережить режим «эффективных менеджеров» историческому предприятию было не суждено.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Проходная: единственное уцелевшее здание Волгоградского тракторного

В результате на сегодняшний день от огромного завода осталась только музейная составляющая: проходные и 2 памятника. Здание заводоуправления уже достаточно давно сдаётся в аренду под офисы, а вот цехам, которые до передачи в собственность Ростеха, просто простаивали, нашли “лучшее” применение: их просто снесли, чтобы отдать освободившиеся площади под строительство торгово-развлекательного центра. Новый торговый центр, предположительно, будет носить название «Орион». Его владельцам позволили увеличить площадь застройки до 14 гектаров, добавили место под парковку и даже сократить озеленение с 15% до 8%.В одном из зданий на территории бывшего завода уже есть гипермаркет, а возведением нового развлекательного центра займётся ООО «Строительная компания будущего». Примечательно, что она была создана ровно за месяц до того, как строительство самого центра одобрили – похоже, её владельцы были уверены в положительном ответе на их просьбы.

После этого остаётся всего лишь один вопрос: каким образом снос цехов и постройка торгового центра на территории завода поможет оптимизировать его финансовые показатели? Наивные люди предполагали, что мол, средства, вырученные Ростехом от продажи территорий, будут инвестироваться в модернизацию производственных мощностей, однако, в реальности уже известно, что на месте заводских цехов, которые были снесены под чистую скоро появятся торговые центры и жилые дома.

По состоянию на 2019 год функционирует только Военная часть тракторного завода, цеха северной площадки были снесены и теперь на их месте появится новый торговый центр, площадью 14 гектаров. Стоит отметить, что коренные жители Волгограда, как и те, кто руководил заводом в последние годы, часто упоминают, что судьба исторического завода была абсолютно неинтересна ни местным ни центральным властям. Впрочем, как мы уже писали выше – для путинской Российской Федерации, в которой за годы правления Путина были закрыты десятки тысяч промышленных предприятий, – это норма: достаточно вспомнить, например, судьбу, которая постигла московский “Завод имени Хруничева”, на месте цехов, в которых собирались космические корабли “Прогресс” – Собянин и Рогозин намерены построить офисное здание в виде ракеты.

Источник

Волгоградский тракторный завод: разрушен, но не сдан

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

12 июня 1943 г. Первая колонна отремонтированных танков отправляется на фронт

Волгоград – город-миллионник, город-герой, на протяжении всей своей истории связанный с обороной России. Основанный в XVI веке как военная крепость Царицын, сначала он защищал юго-восточные рубежи Русского царства. Затем в период Гражданской войны город стал местом ожесточенных сражений. В Великую Отечественную войну победа Красной армии в Сталинградской битве прогремела на весь мир беспримерным мужеством и небывалой стойкостью солдат и простых жителей города.

Сражение за Сталинград переломило ход войны и воодушевило все народы на разгром фашизма. Ключевую роль в одной из самых кровопролитных битв XX века сыграли рабочие Сталинградского (ныне Волгоградского) тракторного завода.

Танки вместо тракторов

Сталинградский завод стал первым тракторным заводом советской России. Построен он был в 1930 году при участии американских специалистов и в первую очередь известного архитектора Альберта Кана. Параллельно с производством тракторной техники на заводе был налажен выпуск танков. Первой моделью стал легкий Т-26 – наиболее массовый довоенный танк, к началу Великой Отечественной войны, однако, сильно устаревший по своим броневым и скоростным характеристикам.

К серийному изготовлению танков следующего поколения, модели Т-34, на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) приступили летом 1941 года. За короткое время коллектив завода смог выйти на показатель в 300 единиц бронетехники в месяц. Столько же техники в то время выпускала вся остальная танковая промышленность СССР. По мере продвижения гитлеровцев на восток завод терял поставщиков. В спешном порядке приходилось решать вопросы по производству комплектующих в своем городе.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводомАвгуст 1942 года. Танки и артиллерийские тягачи СТЗ готовы к бою. До вступления немцев в Сталинград осталось несколько дней

12 августа 1942 года Военный совет фронта поставил заводу нелегкую задачу: в ближайшие 8-10 дней удвоить выпуск танков. Был разработан ежедневный график, предусматривающий использование всего ремонтного фонда танков фронтовых частей. К вечеру 20 августа с конвейера сошли последние машины в счет месячного задания. Было выпущено 390 танков, 80 из них – сверх плана.

Сталинградский тракторный производил и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. О том, в каких условиях протекала эта работа, можно судить по отчету заводского корпуса № 5 за период с 23 августа по 12 сентября 1942 года:

«С момента подхода фашистских банд к заводу, бомбежек и обстрелов заводской территории корпусом № 5 проделана следующая работа:

выпущено новых танков – 68 штук,

отремонтировано танков – 23.

Кроме того, оказана помощь Красной Армии в ремонте путем посылки высококвалифицированных рабочих в ремонтные бригады, а также выдачи запасных частей и различного оборудования.

В едином строю

В первые дни войны на СТЗ началось формирование народного ополчения. Запись проводили на собраниях и митингах, проходивших в цехах и отделах завода. В течение двух дней в ряды народного ополчения вступили 6000 добровольцев. В их числе – командиры производства, передовики труда, рационализаторы. Одновременно заводчане начали создавать истребительный батальон для борьбы с вражескими диверсантами и десантниками, а также для охраны важнейших промышленных объектов, транспортных узлов и населенных пунктов.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом
1942 год. В пятом танковом корпусе завода завершается сборка очередной партии танков для фронта

Был сформирован и танковый батальон. Его командиром назначен начальник тракторного цеха капитан запаса А. Лебедев, комиссаром – А. Степанов, заведующий военным отделом Тракторозаводского райкома партии, капитан запаса. В 1942 году подразделение было реорганизовано в танковую бригаду имени сталинградского пролетариата. В бригаду вступили 1500 заводчан. Были созданы штабы МПВО, организованы медико-санитарные отряды. Более 3000 рабочих завода оказывали помощь в строительстве оборонительных рубежей.

«Тракторного первенца пятилетки – врагу не сдадим»

23 августа 1942 года стал самым мрачным днем для сталинградцев. Фашистская авиация непрерывно бомбила город. Зажигательные бомбы сыпались в неисчислимом количестве. Горело все – земля, дома, даже вода. В руины превращались здания, а с потемневшего неба продолжали сыпаться бомбы.

В ночь на 24 августа 1942 года тракторозаводцы выставили для защиты подступов к заводу дополнительно к истребительному батальону сводный отряд двух учебных танковых батальонов. Из числа добровольцев был собран отряд танкистов, автоматчиков, минометчиков, пулеметчиков и стрелков численностью в 300 человек. Он полностью состоял из рабочих завода. Главная задача – удержать немецкие части, прорвавшиеся со стороны села Орловка.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом
Май 1943 года. На фото ученик первого ремесленного училища Сталинграда: пока цеха завода не восстановлены после бомбежек, ремонт танков ведется прямо на улице

Из воспоминаний маршала Александра Василевского:
«В эти тяжелые для города дни мне пришлось побывать на тракторном заводе. Вот та незабываемая обстановка, которую мне довелось наблюдать там. Противник находился от завода в полутора километрах, подвергая его ожесточенному артиллерийскому и минометному обстрелу. В этих условиях завод продолжал усиленно производить новые и ремонтировать выбывшие из строя танки. Многие рабочие завода, собиравшие танки, на этих же машинах следовали в район боев и там пополняли ряды наших защитников, героически сражавшихся за город».

Из цеха – прямо в бой

Ремонтники становились танкистами. В военную историю завода вписано имя Петра Корчагина. В цех М-15 был доставлен до неузнаваемости изуродованный Т-34. Казалось – только на переплавку. Но Петр трое суток не отходил от танка и по существу вновь его создал. Он полностью обеспечил боевую машину вооружением, боеприпасами, организовал экипаж. А когда немцы приблизились к территории завода, сам повел танк в бой. И это не единичный факт. Из цехов СТЗ шли в бой грозные Т-34. Их вели экипажи ополченцев, вели те, кто их строил. За танками шли вооруженные рабочие.

57 бессмертных

Немецкий генерал Дёрр в своей книге «Поход на Сталинград» так описывал наступление на Сталинградский тракторный завод:
«В середине октября началась самая большая в то время операция: наступление нескольких дивизий, в том числе танковых, на Сталинградский тракторный завод. Со всех концов фронта к нам в Сталинград стягивались подкрепления. Пять саперных батальонов по воздуху были переброшены в район боев из Германии. Наступление поддерживал в полном составе 8-й авиакорпус. Наступавшие войска продвинулись на два километра, однако не смогли полностью преодолеть сопротивления трех дивизий русских, оборонявших завод, и овладеть отвесным берегом Волги. Если нашим войскам удавалось днем на некоторых участках фронта выйти к берегу, ночью они вынуждены были снова отходить, так как засевшие в оврагах русские отрезали их от тыла».

Следует уточнить, что Сталинградский тракторный завод обороняли не три дивизии, как считает генерал Дёрр, а одна – 37-я гвардейская. Под конец здесь осталось 57 советских солдат.

Среди них был Алексей Очкин, командир группы «57 бессмертных». Он рассказывал:
«Фашисты пошли в решающее наступление на тракторный, и командарм нас перебросил туда. 14 октября началось самое памятное сражение великой битвы. Мы обороняли площадь Дзержинского. Сто танков устремились на нас, истребителей. Орудие Коли Смородина было разбито, сам он уцелел чудом и вел огонь из бронебойки. Горели развалины, асфальт, земля… Погибло больше половины наших, враг потерял два десятка танков и не смог сломить сопротивление горстки наших бойцов, обогнул завод с тыла.

Мы прорвались в горящие цеха и снова вели бой с танками. И вот тогда 57 раненых, обгоревших, объединились и заняли оборону по самой кромке волжской кручи. Под обрывом, у Волги, весь запас боеприпасов, здесь и был последний смертный рубеж. Николай Смородин и три бойца с автоматами брали с собой мешок гранат и устраивали переполох в расположении фашистских частей. Те в панике отходили, а мы ночью минировали свой последний край у кромки обрыва. …Когда нас стало шестеро, Смородин подбил три танка, целился в четвертый, но тут его оглушило снарядом… Коля цеплялся за край обрыва, ослабевшее тело сползало… Это последнее, что я увидел, потому что и меня тяжело ранило».

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводомАртиллерийский тягач «Комсомолец». На эти машины устанавливались знаменитые «Катюши». На заводе их было выпущено около 9 тысяч единиц

Тракторный не был сдан. В него ворвались захватчики, но он сражался. В нем еще были бойцы. И как потом выяснилось, в цехах завода гитлеровцев подстерегали дерзкие ночные вылазки мелких штурмовых групп и одиночных гранатометчиков. В подвалах и туннелях, под станками и в люках у них были надежные укрытия.

Восставший из пепла

За 21 неделю ожесточенных боев, бушевавших на территории завода, на каждый квадратный километр территории СТЗ обрушилось 2000 авиабомб, десятки тысяч снарядов и мин. Иностранные корреспонденты, побывавшие после освобождения города в Сталинграде, писали, что восстановить красавец завод невозможно. Однако тракторозаводцы решили иначе. 17 июня 1944 года принято считать вторым рождением завода – с восстановленного конвейера сошел первый трактор.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом
1943 год. Расчищенный от завалов и мусора жилой квартал Тракторозаводского района Сталинграда. Работники завода по 12 часов ремонтировали танки, а после трудовой смены шли на уборку города, восстанавливали разрушенные здания

В феврале 1945 года руководство завода, района отправило рапорт на имя председателя Государственного комитета обороны: «…Сегодня мы рады доложить, что Сталинградский тракторный завод снова вступил в строй действующих предприятий страны. Уже восстановлено 176 тысяч квадратных метров производственных площадей, ТЭЦ. Вместе с заводом восстанавливается и наш заводской поселок. Всего восстановлено 67 тыс. кв. метров жилой площади». «…Уже в 1943 году коллектив завода отремонтировал и передал фронту танков на 4 танковые бригады и дизелей на 5 танковых бригад». «С июля 1944 года началось серийное производство гусеничных тракторов, … изготовлено свыше 500 единиц».

В послевоенные годы завод успешно производил гражданскую и военную технику. Самым массовым трактором в СССР стал гусеничный сельскохозяйственный ДТ-75. За 50 лет на Сталинградском, а с 1961 года – на Волгоградском тракторном заводе было выпущено более 2,5 миллионов машин.

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом
Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1»

События, связанные с этим

ММП им. Чернышева: первый дизель для авианалета на Берлин

Источник

Завод, переживший Сталинградскую битву, не пережил мирное время

Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Смотреть картинку Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Картинка про Что случилось с волгоградским тракторным заводом. Фото Что случилось с волгоградским тракторным заводом

Этот завод один из тысяч предприятий, ставших руинами в современной России. Все они, как говорил один деятель, «не вписались в рынок». Но героическая история завода не должна быть забыта.

В строительстве Сталинградского тракторного завода принимали участие специалисты из западных стран, в первую очередь американцы. Сооруженный в США завод был размонтирован, перевезён в СССР и в рекордные сроки, за 6 месяцев, собран под наблюдением американских инженеров.

В строй действующих предприятий СТЗ был введён в 1930 году. 17 июня 1930 года с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история советского танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

11 января 1936 года на заводе были проведены стахановские сутки. Большой конвейер за 6 часов 50 минут собрал 210 тракторов при норме 150 тракторов. Тракторы сходили с конвейера через каждые две минуты.

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года. В годы Великой Отечественной Войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно.

В ходе Сталинградской битвы: с 17 июля по 13 сентября 1942 года заводские рабочие под непрерывными бомбежками и обстрелами, не останавливаясь ни на секунду, продолжали выпуск танков и артиллерийских тягачей.

Причем, 23 августа 1942 года, попытка немецких войск захвата города «сходу» ударом вдоль реки

с севера была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова.

Выпуск продукции продолжался вплоть до того момента, как бои завязались уже на территории самого завода. Осенью-зимой 1942/1943 годов завод был полностью разрушен в результате ожесточенных боев. Но уже 12 июня 1943 года, всего через 3 месяца после освобождения города, Сталинградский тракторный уже отправлял первые отремонтированные танки на фронт. После войны тракторный завод Сталинграда был полностью восстановлен.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л. с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодняшнего дня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 — ДТ-75/ДТ-75Н являлись значительным по объёму объектом производства.

В 1992 году Волгоградский тракторный завод приватизирован в частное акционерное общество.

С 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л. с. и различных модификаций на его базе.

В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемников у ОАО «ВГТЗ» нет. Начинаются предсмертные судороги, но спасти завод еще можно.

В 2017 году для финансового оздоровления предприятия принято решение о вхождении военной составляющей концерна в госкорпорацию «Ростех». С этого момента можно признать завод мертвым.

В настоящее время полным ходом идет демонтаж заводских цехов, а на их месте возведут торговый центр, остальную часть отдадут под жилищную застройку.

В результате на сегодняшний день от огромного завода осталась только музейная составляющая: проходные и 2 памятника.

Здание заводоуправления уже достаточно давно сдаётся в аренду под офисы, а вот цехам, которые до передачи в собственность Ростеха, просто простаивали, нашли «лучшее» применение: их просто снесли, чтобы отдать освободившиеся площади под строительство торгово-развлекательного центра. В одном из зданий на территории бывшего завода уже есть гипермаркет, а возведением нового развлекательного центра займётся ООО «Строительная компания будущего».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *