Что случилось с владельцем натура сиберика
Что будет с бизнесом Андрея Трубникова — основателя брендов Natura Siberica и «Бабушка Агафья»?
Лента новостей
Все новости »
Предприниматель умер 7 января, причины до сих пор неизвестны. Случилось ли это внезапно или стало следствием болезни, оставил ли 62-летний бизнесмен завещание или не успел? От этого может зависеть дальнейшая судьба производителя популярной косметики
Natura Siberica и вторая торговая сеть Андрея Трубникова Organic Shop — это 96 магазинов, 13 из них — за рубежом. Но косметику, которую производил бизнесмен, можно встретить и в других сетях — как недорогих, так и премиальных.
Головная структура Natura Siberica — компания «Первое решение». По данным СПАРК, доля самого Трубникова — 62%, 23% у бывшей жены бизнесмена Ирины, которая осталась его деловым партнером, еще 15% — у сына Дмитрия. То есть все состояние здесь, никакие офшоры не упоминаются.
Правда, в прошлом году бизнесмен перерегистрировал свои основные бренды в Эстонии. Но это скорее связано с очень крупными претензиями, которые к компании Трубникова возникли у структуры En+ Олега Дерипаски. В последнем интервью Forbes, которое Трубников дал 29 декабря, он говорил, что не стал бы оставлять состояние детям — пусть зарабатывают сами (у него помимо сына еще две дочери).
Но дело не только в том, кому достанутся активы предпринимателя. Судьба Natura Siberica и «Агафьи» будет зависеть от того, кому перейдет управление. Трубников от руководства не отходил и не собирался, он был ядром, локомотивом своего бизнеса. Продолжает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова.
Татьяна Пучкова председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации «Трудно оценить, насколько у компании сейчас хватит сил для того, чтобы быстро поддержать тот уровень, который Андрей задавал на рынке. С моей точки зрения, именно такие компании, где человек был сутью бизнеса, достаточно сложно продаваемы. Потому что нужно раскручивать, создавать что-то новое. Кто будет создавать? Какая-то новая команда. Кто будет создавать эту команду? Для этого тоже нужны какие-то яркие личности. Судить о том, насколько этот бизнес семья будет готова кому-то передавать или будет пытаться его развивать, мне кажется, пока еще рано».
Сам Андрей Трубников оценивал свой бизнес в полмиллиарда долларов (в рублях — примерно 35 млрд). Общая выручка всех юрлиц Natura Siberica в 2019 году превысила 10 млрд рублей. И примерно такие же стабильные показатели были и в предыдущие годы. И все, с кем беседовала Business FM, говорят, что основная заслуга в этом самого Андрея Вадимовича.
Как бизнесмен рассказывал РБК, три года назад он передал управление компанией стороннему менеджеру. И продажи, по словам предпринимателя, упали в шесть раз. Потому что наемный управленец подошел к бизнесу слишком формализованно. И вообще, Трубников, судя по его интервью, не жаловал самовлюбленных менеджеров с дипломами MBA. По ощущениям — обычный человек с советским бэкграундом. Не употреблял умных слов вроде «консолидация» и «диверсификация». Зато говорил: «Если сдохну, значит, я этого достоин». И оценивал докризисное поведение российских бизнесменов, в том числе самого себя, как «зажрались». И он был человеком, к которому тянулись, рассказывает автор книги об Андрее Трубникове журналист Алексей Беляков.
Алексей Беляков журналист, автор книги об Андрее Трубникове «Он конфликтный, тяжелый, самодур. «Я хочу так — и все». Ему говорят: «Андрей Вадимович, вы же вчера сказали иначе». — «Нет, сегодня я решил так, и будет так». Преданные старые сотрудники от него несколько раз уходили: «Все, нет сил, достал, нахамил». И возвращались. Невозможно вырваться из его магической орбиты. И снова ссорились, снова скандалили».
Трубников никогда не был ретроградом, что и приносило ему успех раз за разом: что в 1990-х, когда он, разорившись, на последние пять тысяч долларов купил формулу моющего средства, что сейчас. Он, конечно, говорил, что несколько отстал от современных реалий, но скорее лукавил.
Я сам не так давно покупал в подарок кремы, которые Трубников и его команда создали в коллаборации с инстаблогерами. И я обзванивал магазины, потому что новые линейки уходили моментально. Или идея продавать шампуни в так называемых дой-паках — мягких упаковках с крышками, в подобных продается майонез. Людям понравилось, и это решение в том числе помогло Трубникову справиться с прошлым кризисом.
А текущий кризис предприниматель назвал самым тяжелым. Но верится, что он все-таки довел бы стоимость своего бизнеса, как и планировал, до 3 млрд долларов. Он говорил, что продает не продукты, а сказки. Сказки о натуральной сибирской косметике, рассказанные доброй бабушкой Агафьей. Эти сказки, конечно, останутся. Вопрос — найдется ли кто-то, кто вместо Андрея Трубникова придумает новые.
«Травы настоящие, иногда боюсь их»: Андрей Трубников о бизнесе и клиентах
8 января стало известно о смерти создателя брендов Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» Андрея Трубникова. Бизнесмен открыто говорил о том, что его бизнес построен на «создании сказки», отвергал телевизионную рекламу и сам занимался вопросами оформления магазинов и продуктов. Что рассказывал Трубников о создании брендов, команде и потребителях — в обзоре РБК
«Преемника у меня нет: сын в другом бизнесе, одна дочь в Японии, другой 13 лет. Я ее уговаривал школу бросить и к нам пойти работать, но мама против».
«Мы придумываем сказку, а потом продаем ее женщинам. Потому что вся косметика, в общем-то, одинаковая. Я ходил на одну лекцию, там выступал коммерческий директор Nivea. И он рассказал, что, когда пришел устраиваться в компанию, ему показали банку их крема и банку Creme de la Mer. И сказали: «Видишь, первая банка стоит €1, а вторая — €300. Но содержимое у них одинаковое». Просто Creme de la Mer придумал сказку, что один космонавт летел-летел, упал на землю и так обжегся, что десять лет не мог залечить ожоги. Потом он придумал бульон из 700 трав, обмазался им, и все шрамы прошли. И якобы этот отвар — в упаковке Creme de la Mer. Под этой сказкой они продают крем за €300. А у Nivea нет сказки, у них просто хороший крем. Поэтому лучше придумать сказку. Но только осторожно. Один бренд придумал сказку о том, что некий доктор нашел волшебный гриб в горах Китая, этот гриб помогает остановить старение. Как он это делает? По легенде, клетки организма знают, когда им начать стареть, но если намазать гриб на лицо, то они забудут об этом. Но кремом из китайского гриба нужно пользоваться постоянно, иначе клетки все вспомнят. За эту сказку автору три года дали за мошенничество. Что касается «Бабушки Агафьи», то не скрываю, что я ее придумал. «Бабушка Агафья» — плод работы пятерых человек. Но это честные сказки — без всяких грибов».
«Я один раз тут пил водку, а потом три дня отходил и, чтобы это время как-то занять, решил посмотреть телевизор. Обычно я его не смотрю. Так там было жуткое количество самой одурманивающей, глупой рекламы, которая рассчитана не знаю на кого. Каждые две минуты мне рассказывали одно и то же, одно и то же. И мне даже сначала захотелось что-то купить, но это быстро прошло. Я считаю — оскорбительно слушать рекламу. Я уважаю наших клиентов и не хочу их оскорблять этим долбежом: «Покупайте наш крем, он самый лучший».
«Чтобы нащупать такие бренды, как «Бабушка Агафья», нужно много выпускать брендов. Потому что ты не знаешь, они стрельнут или нет. Ты выпускаешь сто или десять брендов, а один окажется «Бабушкой Агафьей», если тебе повезет».
«Однажды уволил весь магазин, от управляющего до кассира. Зашел туда, осмотрелся — и сразу уволил. Там на витрине лежали мандарины, рекламирующие органическую косметику, и они были сильно плесневелые. Хорошая реклама, да? И всем сотрудникам плевать. Это было под Новый год, я понес убытки из-за перерыва в работе магазина, но иначе не мог».
«У меня есть средство от «Бабушки Агафьи», которым можно и полы мыть, и посуду, и бриться, и т.д. Всего 36 рекомендаций, как его можно использовать. Но в более дорогом сегменте универсальные продукты, которые помогают от всего, всегда вызывают подозрения. Людям нужно разнообразие. Видимо, о них мама плохо заботилась и они хотят, чтобы какая-то компания продолжала о них заботиться и готовила особую продукцию: для правого уха, для левого глаза, для носа — все отдельно».
«Происходит стремительное разделение народа на бедных и богатых. Я это замечаю даже по спросу. Многие люди берут самую дорогую Natura Siberica, другие — самую дешевую «Бабушку Агафью». Меня это пугает — средней прослойки нет».
«Все формулы давно открыты. Я знаю многие корпорации, которые работают на формулах 1954 года. Когда они говорят об инновациях, они добавляют в продукт сок лимона или апельсина — две чайные ложки на тонну… Дело в том, что никто ничего нового в косметике не произвел. Но лаборатории нужны скорее для того, чтобы делать продукт особенным. Например, я прошу технологов сделать крем более упругим, почти подпрыгивающим — и они этим занимаются. Конкуренция идет на тактильных ощущениях. Это на самом деле очень важно — женщине нравится чувствовать продукт. Например, она не любит жидкие средства — женщине кажется, что ей что-то не то дали, что-то недоделали. Для этого, например, в жидкость для мытья посуды сыпят соль, чтобы она стала густая.
«У нас нет расписанного бюджета. На этапе стартапов это нормально. Natura Siberica больше не стартап в России. Но стартап по всему миру. Я делю всех людей на две части: биороботы и космонавты. Биороботы — это люди, которые участвуют в уже устоявшихся брендах, а космонавты — в стартапах. Они могут взлететь в космос и не вернуться, а на землю их стаскивают биороботы. У биоробота бюджет, планирование, производство, продажи».
«У нас было три повара, и ни один не сделал нормальных пельменей. У первого был один свиной жир, приходилось все время пить креон. Я его уволил. Потом пришел второй. Он все время хотел чего-то сибирского напихать, например пельмени с кислой клюквой. Ужасно было, честно говоря. Третий был грузин. Я ему объяснил концепцию, что это маленькое производство, потом оно вырастет и мы пойдем в большие сети, в «Ашаны». Через полгода я туда приехал, а там была какая-то канава посреди цеха. Я говорю: «Это что за канава?» Он отвечает: «Здесь будет стекать кровь животных, которых мы будем тут резать». Пришлось мне уволить этого грузина. И тут я понял, что бог мне сказал: «Не надо тебе никаких пельменей».
«Сначала я думал, что с Natura Siberica надо идти в Скандинавию, потому что «они северяне, они нас поймут». Но оказалось, что больше всего наша продукция имеет успех в Греции, Испании, Португалии. А скандинавы и так сыты по горло своим северным климатом. Им нужны банановые скрабы и ананасовые кремы. К каждому рынку нужен свой подход».
«Я стал иначе смотреть на молодежь: вот они поют странные песни, носят кроссовки, мажутся как зря. Но я смотрю на них и понимаю, что нужно стараться быть похожим на них. Я завел TikTok и нанял команду для рабочей группы по разработке новых брендов, им по 18–20 лет. С другой стороны, конечно, коронавирус и самоизоляция привели к тому, что я разленился и немного отупел — сижу дома, работаю только в WhatsApp, и в дальнейшем придется болезненно как-то перестраиваться. Да и люди вокруг медленнее соображают, у них стиль жизни стал самоизолированный, не хотят ходить на работу и мечтают, чтобы Собянин закрыл все предприятия. Пандемия привела к тому, что из-за экономической ситуации традиционные бренды — люксовые и из среднего ценового сегмента — будут терять свои позиции. Массовый потребитель идет в низкий сегмент. Наши магазины сейчас делают только 70% выручки от докоронавирусного уровня».
Сын основателя Natura Siberica дал свою версию конфликта из-за наследства
Дмитрий Трубников, сын создателя бренда «Рецепты бабушки Агафьи» и косметической сети Natura Siberica Андрея Трубникова, прокомментировал РБК появившуюся в СМИ информацию о судебных исках, которые родственники покойного подали к компаниям, долями в которых владел Трубников-старший.
Известно, что у предпринимателя есть по крайней мере четверо наследников первой очереди: дети от первого брака Дмитрий и Екатерина, дочь Елизавета от второго брака и вдова Анастасия Трубникова. Информации в открытых источниках о том, оставил ли Трубников завещание, нет.
Чем владел Андрей Трубников
Предприниматель Андрей Трубников умер в возрасте 61 года 7 января 2021 года. При жизни он владел самыми крупными долями в юрлицах, связанных с брендами Natura Siberica, Organic Shop, а также в ООО «Первое решение», которое выпускает косметическую продукцию, в том числе под брендом «Рецепты бабушки Агафьи». В розничную сеть Natura Siberica на начало 2021 года входили 55 магазинов в России и за рубежом, в Organic Shop — 40 точек.
В своем последнем интервью российскому Forbes, которое Трубников дал 29 декабря 2020 года, он говорил, что не стал бы оставлять свое состояние детям. «Детям точно, если бы было состояние, не дал бы ничего. Пусть сами зарабатывают. Зачем детей своих портить?» — говорил он.
В апреле 2021 года, как сообщило издание «Генеральный директор», в российские суды поступили иски от родственников покойного к юрлицам, которые образуют созданную Трубниковым группу компаний. Истцами выступают первая жена бизнесмена Ирина Трубникова (совладелец нескольких компаний: в частности, ей принадлежит 40% ООО «Первое решение»), сын от первого брака Дмитрий (15% ООО «Первое решение», доли Ирины и Дмитрия переданы в доверительное управление АО «Корпорация АГ») и вторая жена Оксана Трубникова в интересах несовершеннолетней дочери Елизаветы.
Родственники бизнесмена требовали признать недействительными решения внеочередных собраний участников компаний, проведенных в апреле 2021 года, то есть уже после смерти Андрея Трубникова, а также принять обеспечительные меры в виде запрета вносить изменения в учредительные документы и сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. В двух случаях суды применили обеспечительные меры (к ООО «Камчатка мама» и ООО «Черная скала»), а в восьми случаях отказали в таком ходатайстве.
Недовольство истцов вызвали действия доверительных управляющих Бориса Любошица и принадлежащего ему ООО «Юридическое агентство «Сезар консалтинг», которое также выступает доверительным управляющим долями Андрея Трубникова, следует, в частности, из определения Арбитражного суда Москвы и Арбитражного суда Камчатского края в рамках дел по искам Ирины Трубниковой (претензии других истцов сходны по сути).
Доверительный управляющий, по мнению Трубниковой (она процитирована в документах), преследует цель захватить корпоративный контроль над компанией, в частности, над ООО «Первое решение».
Доверительного управляющего долями покойного привлекла нотариус Айгуль Карнаухова, которая ведет наследственное дело, — к ней обратилась вдова Трубникова, пояснил юрист группы компаний Андрея Трубникова Кирилл Попов.
После смерти наследодателя вопросом определения судьбы наследственной массы занимается нотариус, поясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Все наследники, желающие вступить в наследство, обязаны обратиться к нему и подать заявление о вступлении в наследство.
По итогам производства нотариус распределяет соответствующие доли, аккумулирует сведения об имуществе, собирает необходимые документы для оформления правообладания.
Нотариус должен заключить договор доверительного управления наследством только в том случае, если в составе наследства имеется имущество, требующее управления, и с инициативой о заключении такого договора обратились надлежащие лица.
Что не устраивает часть наследников
Как следует из ответа Дмитрия Трубникова, привлечь стороннего управляющего было личным решением нотариуса, поскольку наследники предложили разные кандидатуры. Трое из четырех наследников — дети от двух первых браков — хотели, чтобы управление долями покойного перешло первой жене Ирине, тогда как вдова Анастасия предложила свою кандидатуру. Обе готовы были осуществлять функции на безвозмездной основе, уточнил Дмитрий Трубников.
Доверительный управляющий полагает, что единственный способ управления долей — назначение им своего менеджмента, продолжает Трубников-младший. Но при этом, по его версии, управляющий не обладает никакой информацией о состоянии дел в компаниях: он не запрашивал информацию у Ирины Трубниковой и не проводил аудит компаний.
О проведении внеочередных собраний участников обществ другие учредители узнали из телеграмм, полученных за день до собраний, отмечает Трубников-младший. «Не нужно быть специалистом, чтобы понимать, что такое уведомление не может быть законным и даже разумным, такие методы обычно используются только при захвате компаний», — убежден сын основателя Natura Siberica. Сам же Борис Любошиц утверждает, что о собраниях наследники были оповещены в достаточный срок, кроме того, от них были получены телеграммы, свидетельствующие о том, что они уведомлены о проведении собраний.
В ходе апрельских внеочередных собраний участников обществ были приняты решения о назначении ООО «Юридическое агентство «Сезар консалтинг» управляющим всеми компаниями холдинга.
Попытки доверительного управляющего взять компании именно под свой контроль непонятны наследникам, констатирует Трубников-младший. Он объяснил, что основные решения на внеочередных собраниях заключались в смене единоличного исполнительного органа — ранее этот статус был у умершего Андрея Трубникова.
«Практика смены менеджмента — единственная возможность пресечь потенциально возможный незаконный вывод денег, что часто происходит при смерти лица, единолично управлявшего бизнесом», — говорит Борис Любошиц. Он отметил, что задача доверительного управляющего лишь сохранить и приумножить стоимость доли. Доверительный управляющий уточнил, что аудит компаний Трубникова фактически сейчас не проводится. «Запросы на получение документов были направлены, но мы полагаем, что менеджмент компании или лица, принимающие за него решения, блокируют возможность проведения аудиторской проверки, обязанность которой возложена на доверительных управляющих, не предоставляя документы», — говорит Любошиц.
Нотариус Айгуль Карнаухова отказалась от комментариев, сославшись на нотариальную тайну. РБК обратился за комментарием ко второй жене покойного Оксане Трубниковой (представляет интересы несовершеннолетней дочери Елизаветы) На момент публикации связаться с вдовой Анастасией Трубниковой не удалось.
В переговорах о покупке доли в Natura Siberica появился новый участник
АФК «Система» Владимира Евтушенкова, структуры Олега Дерипаски и генеральный директор золотодобывающей компании «Полюс» Павел Грачев договариваются о распределении долей в компании Natura Siberica, рассказал Forbes источник, знакомый с ходом переговоров. По его словам, Грачев и АФК «Система» хотят поделить доли в компании между собой и «выкупают Дерипаску». Другой источник Forbes, близкий к одной из сторон переговоров, подтвердил, что в обсуждении распределения долей сейчас участвуют АФК «Система», структуры Дерипаски и Грачев.
Ранее было известно только о двух интересантах покупки долей в Natura Siberica — АФК «Система» и En+ Group. АФК «Система» вела переговоры о покупке долей первой жены основателя косметической компании Андрея Трубникова Ирины и ее детей, Дмитрия и Екатерины, писал The Bell. Затем третья жена Трубникова Анастасия тоже смогла договориться о продаже доли, которую она должна получить при распределении наследства, говорил ранее источник Forbes, близкий к одной из групп наследников. Тогда собеседник Forbes, знакомый с ходом переговоров, утверждал, что сначала покупателем доли Анастасии Трубниковой выступала Proxima Capital Group Владимира Татарчука, но затем она «отдала свою позицию» компании АФК «Система». Представитель АФК «Система» заявлял Forbes, что компания не вела и не ведет никаких переговоров с Proxima Capital Group.
Председатель совета директоров Proxima Capital Group Владимир Татарчук сообщил Forbes, что не в курсе происходящего в Natura Siberica. Представитель АФК «Система» отказался от комментариев, касающихся раздела долей в Natura Siberica и участников переговоров. Представитель Олега Дерипаски посоветовал обратиться в En+ Group. На запрос Forbes в En+ Group на момент публикации не ответили.
Представитель «Полюса» сообщил, что ни сама компания, ни ее дочерние структуры не участвуют в переговорах о разделе долей в Natura Siberica. «Информация о том, что компания покупает непрофильные для ее основного вида деятельности активы, является спекуляцией», — говорит он. В переговорах о разделе контроля над Natura Siberica Грачев участвует не от имени «Полюса», а от себя лично, утверждает источник Forbes, знакомый с их ходом. По его словам, покупка доли в косметической компании станет личной инвестицией Грачева. Сам Грачев отказался комментировать Forbes вопросы, касающиеся Natura Siberica.
Чем закончится многомиллиардное дело из-за пожара на Дмитровском заводе
Наследственный процесс развивается на фоне многомиллиардного иска к основному юрлицу Natura Siberica, ООО «Первое решение». Он связан с ущербом от пожара на Дмитровском опытном заводе алюминиевой и комбинированной ленты (ДОЗАКЛ), где Natura Siberica арендовала помещения. В мае 2020 года в суд подала компания «Эн+ Рециклинг», на которую были оформлены энергоснабжающие активы завода. Еще одним истцом стало ООО «ДОЗАКЛ». Впоследствии «Эн+ Рециклинг» на месте истца сменила компания «Ингосстрах» (страховщик сгоревшего завода).
В сентябре 2021 года Арбитражный суд Московский области удовлетворил иск ДОЗАКЛа и «Ингосстраха» и постановил взыскать с Natura Siberica суммарно 2,9 млрд рублей (1,36 млрд в пользу ДОЗАКЛа и 1,49 млрд в пользу «Ингосстраха»). Затем, по данным картотеки арбитражных дел, ДОЗАКЛ и «Первое решение» подали апелляционные жалобы (есть у Forbes). ДОЗАКЛ в жалобе просит увеличить сумму взыскания в свою пользу с 1,36 млрд до почти 2,7 млрд рублей, а «Первое решение» — отменить решение суда. Заседание по апелляции назначено на 24 ноября.
И «Эн+ Рециклинг», и ДОЗАКЛ, и «Ингосстрах» связаны с Олегом Дерипаской, писал The Bell. Структуры Евтушенкова и Дерипаски ведут переговоры о разделе будущего контрольного пакета в Natura Siberica как раз в рамках урегулирования многомиллиардного иска, говорил ранее источник Forbes, знакомый с ходом переговоров.
Если суд откажет «Первому решению» в удовлетворении апелляционной жалобы, ДОЗАКЛ сможет инициировать процедуру банкротства Natura Siberica и назначить в компании своего арбитражного управляющего, утверждает старший партнер юридической компании «Бубликов и партнеры» Валентин Чунин. По его словам, обычно во время или до введения процедуры банкротства происходят сделки по выкупу токсичных активов. Он считает, что многочисленные конфликты между наследниками Андрея Трубникова, судебные процессы и смена доверительных управляющих позволят инвесторам выкупить доли наследников по цене существенно ниже рынка.
Что известно о Павле Грачеве
Грачев — выпускник Санкт-Петербургского государственного университета и университета Триеста в Италии по специальности «юриспруденция», говорится на сайте «Полюса». Он рассказывал, что приходом в корпоративный мир обязан своей работе в российском отделении итальянской юридической компании Pavia e Ansaldo. В числе клиентов этой фирмы был владелец футбольного клуба Romа, покупку которого рассматривала «Нафта-Москва». В результате Грачева пригласили на работу в «Нафту», позже он возглавил «Уралкалий».
Топ-менеджер также входил в советы директоров строительной компании ПИК и золотодобывающей «Полиметалл». С 2013 года он возглавляет «Полюс», контрольным пакетом которого владеет Саид Керимов, сын Сулеймана Керимова. С начала работы Грачева в «Полюсе» выручка компании выросла с 74,3 млрд рублей в 2013 году до 364,2 млрд рублей в 2020-м.
В январе 2021 года стало известно, что Грачев и старший вице-президент по финансам и стратегии «Полюса» Михаил Стискин станут крупнейшими владельцами фонда Gulf Investments Limited, которому принадлежит 25% акций ПАО «Детский мир». До сентября 2020 года основными владельцами «Детского мира» были АФК «Система» и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ).
Представитель Грачева в феврале 2021 года говорил Forbes, что топ-менеджер видит в «Детском мире» перспективы роста, на покупку пакета он направил свои и заемные средства. В марте 2021 года Грачев и Стискин вошли в совет директоров ретейлера.