Что случилось с уральскими авиалиниями сегодня
«Уральские авиалинии» массово задерживают рейсы. Пассажиры начали отказываться от их услуг
Пассажиры авиакомпании «Уральские авиалинии» жалуются на частые задержки рейсов перевозчика. Только из аэропорта Кольцово Екатеринбурга за прошлую неделю с 14 по 21 июня перевозчик задержал 30 вылетов. Если сложить задержки, время которых составило от 30 минут, получится, что авиакомпания заставила пассажиров ждать больше 82 часов. О том, что происходит в «Уральских авиалиниях» и как пассажирам можно минимизировать потери, — в материале Znak.com.
Прошлая неделя выдалась неудачной для пассажиров авиакомпании «Уральские авиалинии» — самолеты перевозчика, вылетающие из екатеринбургского аэропорта Кольцово, в период с 14 по 21 июня задерживались почти ежедневно. Единственным исключением стало 15 июня, если брать в расчет задержи от 30 минут и больше.
На основе данных сервиса Flightradar24 и онлайн-табло Кольцово, удалось подсчитать, что было задержано 30 вылетов, общее время отставания от расписания составило 82 часа.
Ситуация достигла апогея 20 и 21 июня. В каждый из этих дней из Кольцово не смогли вовремя улететь пассажиры 13 и 14 рейсов соответственно. Хуже всего пришлось пассажирам рейса Екатеринбург — Благовещенск 20 июня. Их рейс был задержан больше чем на 7 часов. На следующий день самолет, вернувшийся из Благовещенска с пятичасовым опозданием, отправился из Екатеринбурга в Москву. Задерживались также вылеты в Пекин, Ереван, Сочи, Симферополь, Прагу, Санкт-Петербург, Бишкек, Анталью, Калининград и так далее.
В пресс-службе «Уральских авиалиний» не выделяют какой-то одной причины, из-за которой случился коллапс. В комментарии перевозчика, поступившем в Znak.com, поясняется, что «задержки вылетов могут быть из-за множества причин: из-за метеоусловий, не явившихся пассажиров, снятия их багажа, регламента аэропорта, ожидания трансферных пассажиров, технических причин и так далее». Ранее на прошлой неделе «Уральские авиалинии» комментировали задержки вылетов в Прагу, Санкт-Петербург и Москву, и у каждого случая был свой повод: техническая неполадка, плохая погода, ожидание пассажиров.
Но все же было и общее объяснение — вылеты задержались из-за позднего прибытия самолетов и их подготовки к дальнейшему вылету. То есть задержка одного рейса по цепочке приводит к перебоям на других направлениях, куда в дальнейшем летит данный борт.
«Летом объем перевозок достигает своего пика — расписание очень плотное, количество пассажиров и рейсов по сравнению с зимним сезоном увеличивается более чем в два раза», — говорят в «Уральских авиалиниях».
Росавиация ведет свою статистику задержек авиакомпаний. Данные прошлого года демонстрируют, что летом количество задержек увеличивается, равно как и общее число вылетов. Самый неблагополучный месяц — август. В августе прошлого года «Уральские авиалинии» выполнили 6237 вылетов и почти 7% из них (432 вылета) задержали.
Между тем, если сравнивать статистику прошлого года и этого, то в 2019 году с пунктуальностью в «Уральских авиалиниях» стало еще хуже. Так, если в апреле прошлого года авиакомпания задержала 86 рейсов (1,87%), то в апреле этого года — 131 рейс (или 2,85%) при сопоставимом количестве вылетов.
Участники рынка объясняют, что задержки можно было бы сократить при наличии в авиакомпании свободных бортов. В тех случаях, когда речь идет о поломке самолета, по маршруту можно было бы отправить резервный борт. Источник Znak.com поделился неподтвержденными данными о том, что в мае «Уральские авиалинии» рассчитывали получить два самолета Airbus A321neo, но авиалайнеры прибудут позднее. Он предположил, что расписание авиакомпании на летний сезон могло быть составлено с учетом двух новых самолетов. Однако в «Уральских авиалиниях» эту информацию опровергли. «Расписание полетов всегда планируется исходя из имеющегося парка воздушных судов и резерва. Первоначальный срок поставки A321neo был запланирован на август 2019 года. Расписание на эти самолеты не планировалось», — прокомментировали в «Уральских авиалиниях».
Сегодня утром «Уральские авиалинии» задержали 4 рейса из Кольцово, в том числе в Прагу
Несмотря на задержки, «Уральские авиалинии» не являются лидерами рейтингов по этому показателю — ни по абсолютному количеству задержек, ни по процентному соотношению.
Вместе с тем ситуация в авиакомпании возмущает пассажиров. Концертный директор одной из музыкальных групп Артем Зверев рассказал, что 21 июня рейс Москва — Екатеринбург «Уральских авиалиний», на котором группа летела в столицу Среднего Урала, прибыл с опозданием на 1 час 20 минут. При этом выяснить, что произошло с самолетом, не было никакой возможности. Дозвониться в колл-центр авиакомпании было нереально, на табло в Кольцово не было никаких данных о том, что с самолетом. Только уточнив время вылета из Москвы, Артем Зверев понял, что произошла задержка и борт прибудет с опозданием.
«Для группы задержка рейса в полтора — два часа может быть катастрофичной. Не всегда артисты прилетают к выступлению заранее, так как для организаторов это влечет большие расходы на гостиницу. Поэтому теперь мы пропишем в райдере, что „Уральскими авиалиниями“ больше не летаем», — рассказал Артем Зверев Znak.com. По его словам, это уже вторая авиакомпания, от услуг которой отказывается группа.
Рейс «Уральских авиалиний» задержали в Нижневартовске из-за выпущенного надувного трапа
Екатеринбургский адвокат Андрей Бельянский говорит, что случаи обращения с исками в суд против авиакомпаний от пассажиров, чей рейс был задержан, единичны. По его мнению, люди не будут массово судиться, когда речь идет о 5-10 тыс. рублей. Он считает, что авиакомпании должны выплачивать компенсации пассажирам самостоятельно, без судебных процедур — для этого в России надо создавать специальный, слаженно работающий механизм.
Еще один вариант получения компенсации при задержке рейса — это оформление страховки, которая стоит от 130 до 300 рублей. Однако, по отзывам пассажиров, и в этом случае не всегда удается получить средства от страховщика. Так, компании требуют от пострадавшего пассажира официальную справку от перевозчика о задержке рейса, чеки, подтверждающие покупку еды и аренду гостиницы.
Добавим, что по указу президента России Владимира Путина с 8 июля российским авиакомпаниями запрещено летать из РФ в Грузию. У «Уральских авиалиний» было несколько рейсов в Грузию из разных городов. Однако в авиакомпании не стали отвечать на вопрос, сколько самолетов было задействовано на этом направлении и поможет ли высвобождение бортов нормализовать ситуацию с другими вылетами.
Опоздания, потери, спящие сотрудники: за что критикуют «Уральские авиалинии»
Авиакомпания «Уральские авиалинии» оказалась в центре скандала: 10-летний мальчик-инвалид был вынужден лететь из Симферополя в Екатеринбург на коленях у матери. Как признал перевозчик, свердловчанка должна была запросить специальное сиденье, но найти об этом информацию при покупке билетов на официальном сайте было непросто. «ФедералПресс» узнал, на что еще жалуются пассажиры одной из основных российских авиакомпаний.
Задержки рейсов
Задержки рейсов «Уральских авиалиний» стали притчей во языцех: аналитики признали авиакомпанию самым непунктуальным среди крупнейших российских перевозчиков. Недавно самолет, вылетавший из Казани в Анталью, задержали на 9 часов – в аэропорт лично приезжал и. о. транспортного прокурора Татарстана. Практически все опрошенные корреспондентом «ФедералПресс» екатеринбуржцы вспомнили хотя бы один случай опоздания самолетов. Множество жалоб можно найти и в соцсетях.
«Уральские авиалинии» названы самой непунктуальной компанией
«Сегодня в Москве (и не только) задержали десятки рейсов UA, и, как выяснилось, эта свистопляска продолжается уже несколько дней. Авиаперевозчик хранит молчание, никто ничего не знает, абонент не отвечает. Персонал хамит. Домодедово забито под завязку», – возмущалась в июне металлург из Заречного.
В пресс-службе компании тогда объясняли массовые задержки закрытием аэропортов в Геленджике и Симферополе, из-за которого возник сбой в расписании. Впрочем, и в других ситуациях самолеты не всегда отправлялись вовремя.
«Вылет в 16:10, но по приезду в аэропорт выясняется, что он отменен! Никаких СМС, сообщений на почту – ничего! Кое-как узнали, что нас пересадили на рейс 280 (вылет в 18:10), ладно, с кем не бывает. Но после регистрации выясняется, что нас снова пересадили на рейс 458 (вылет в 19:15). По факту вылетели в 20:05!» – писал в июле отставной сотрудник МЧС из Подмосковья.
Потеря багажа
Еще одна весьма раздражающая ситуация – потеря багажа. «В аэропорту Симферополя началась жара люди стали ругаться, нервничать, и соответственно весь табун страждущих стал ждать свое драгоценное. Багаж из Москвы был отправлен тремя разными рейсами, и слава богам, через 5 часов я получила свой чемодан», – писала на днях на своей странице в Instagram пассажирка из Екатеринбурга (орфография и пунктуация сохранена).
«Уральские авиалинии» оправдались за полет инвалида на коленях у матери
Красноречивый пост недавно опубликовала и журналистка из Омска Анна Третьякова, прилетевшая «Уральскими авиалиниями» в Сочи. Тогда багажа не смогли вовремя дождаться десятки людей, в том числе планировавшие отпуск в Абхазии. По словам Третьяковой, «Уральские авиалинии» отказались извиняться, переложив вину на аэропорт Домодедово.
Судя по всему, именно московский авиаузел стал Бермудским треугольником, в котором пропадает багаж уральцев и сибиряков. «В Краснодаре трансферный багаж не получил никто. Трансфер через Домодедово. Звоню в «Уральские авиалинии» уже почти сутки – линия перегружена!» – возмущалась в июне на Facebook жительница Томска.
Снятие с рейсов
Громкий скандал совсем недавно произошел в Чите: там «Уральские авиалинии» не пустили на самолет 25 пассажиров, так как прислали в аэропорт воздушное судно меньшей вместимости, чем было запланировано изначально. Транспортная прокуратура тогда начала проверку, пообещав принять меры.
Еще об одном случае писали СМИ в Омске: там на самолет не пустили пожилую пару, сославшись на нехватку мест. По данным журналистов, причиной стал так называемый овербукинг: компания могла изначально продать билеты большему количеству пассажиров, чем вмещает самолет, рассчитывая, что некоторые путешественники опоздают.
Прокуратура проверяет «Уральские авиалинии» после скандала с инвалидом
Наконец, курьезный случай подробно описал на одном из интернет-порталов житель Екатеринбурга. Если верить этой истории, негативную репутацию «Уральских авиалиний» во многом создают работники, ответственные за общение с клиентами. Как пишет автор отзыва, операторы компании по ошибке удалили оплаченную бронь на билеты, перепутав пассажиров с тезками. Представители «Уральских авиалиний» в аэропорту «Кольцово» якобы отказались помогать клиентам. Екатеринбуржцам пришлось ехать в головной офис, где им бесплатно оформили билеты на другой рейс. Правда, вместо Краснодара они оказались в Геленджике, потратив дополнительное время и деньги на проезд.
В заключение горе-путешественник призвал авиакомпанию обратить внимание на сотрудников в кольцовском офисе: по его словам, они не только «ничего не хотят делать», но и «спят на рабочем месте».
«ФедералПресс» направил запрос в пресс-службу «Уральских авиалиний», чтобы выяснить, насколько правдив этот рассказ.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Глава «Уральских авиалиний» — РБК: «Живьем на растерзание не дадимся»
«Люди устали сидеть в квартирах, поэтому повезли детей отдыхать»
— Из-за роста числа заболевших коронавирусом с 28 октября были введены нерабочие дни, в некоторых регионах этот режим продлили. Как это отразилось на вашей компании?
— Те службы авиакомпании, которые необходимы для ее круглосуточной деятельности и полетов, работали. А, к примеру, финансовая служба и ряд других отдыхали.
— Вы замечаете, что люди, вместо того чтобы сидеть дома, напротив, полетели на курорты?
— Это правда. Мы наблюдаем рост спроса по всем направлениям. Особенно это касается Крыма, Сочи, Минвод. Люди устали сидеть в квартирах, поэтому повезли детей отдыхать. На наших самолетах сейчас занятость пассажирских кресел составляет более 80% и в нерабочие дни загрузка осталась на этом же уровне. За девять месяцев [2021 года] мы увеличили объем перевозок по российским трассам на 33% [к аналогичному периоду 2019 года]. Я говорю о 2019 годе, а не о 2020-м, потому что прошлый год в истории авиации вымаран черной краской. Сравнивать с ним текущие показатели, демонстрируя дикие проценты [роста], бессмысленно. В 2019 году была реальная экономика.
— Какая часть персонала авиакомпании вакцинирована от COVID-19?
— У нас 82% численности авиакомпании привиты. Я лично привился и «Спутником V», и вакциной Pfizer. У меня много командировок, и мне просто необходимо быть примером. Обе вакцины перенес без каких-то проблем.
— Ограничиваете свои контакты?
— Конечно. У нас в офисе никто не ходит без маски, это запрещено законом. Шаг в сторону — и расстрел (смеется). Это жестко все поставлено, поэтому из коллектива в 3,6 тыс. человек у нас периодически болеют только восемь-девять человек.
— Вы сталкивались с ростом больничных у авиационного персонала? Например, у Utair была такая проблема летом.
— Максимальное количество зараженных в летний период у нас составило 29 человек. Мы в самой авиакомпании сделали кабинет для вакцинирования, и люди идут постоянно прививаться. Если кто-то болеет, отслеживаем каждого — очень трепетно относимся к членам нашего коллектива, бережем их здоровье.
— А как антипрививочников убеждаете?
— По голове не глажу. Я иногда бываю жестким (смеется).
— В самолетах пассажиры скандалят из-за масок?
— Поначалу [скандалили], но сейчас все привыкли. Стюардессы требовательно к этому подходят. Cистема вентиляции в самолетах несколько раз в минуту меняет весь воздух. Там можно заразиться, [только] если рядом с тобой сидит человек и чихает весь полет. Самолет — это одно из самых безопасных мест на планете от COVID-19, поэтому летайте самолетами и ни о чем не думайте.
Что известно об «Уральских авиалиниях»
Авиакомпания «Уральские авиалинии» появилась на основе Свердловского авиаотряда, созданного в 1943 году с базовым аэропортом Кольцово. Под существующим брендом работает с 1993-го.
Изначально рейсы выполнялись только на самолетах российского производства: Ан-24, Ту-134, Ту-154 и Ил-86. Но в 2006 году перевозчик начал обновлять парк, заказав лайнеры Airbus A320. Сейчас у компании 51 самолет.
«Уральские авиалинии», которые осуществляют полеты внутри России, в страны СНГ, Европы и Азии, входят в пятерку крупнейших российских перевозчиков (после «Аэрофлота», S7, «Победы» и «России»). За январь—сентябрь 2021 года компания перевезла 7,19 млн человек.
По данным СПАРК, Сергею Скуратову принадлежит 90,47% компании. Еще 1,66% — у «дочки» «Уральских авиалиний» «Крылья Урала». Остальные акции у 20 физлиц, включая сына Скуратова, Кирилла (0,0006%), занимающего пост первого заместителя гендиректора и коммерческого директора.
— До пандемии вы развивались в четырех основных аэропортах — Кольцово (Екатеринбург), Домодедово, Пулково (Санкт-Петербург) и Жуковском. Какие изменения в эту вашу модель внесла пандемия?
— Мы сохранили все четыре точки базирования, так как в них у нас есть свои центры по техническому обслуживанию самолетов. Это позволяет поддерживать их исправность на высоком уровне, и налет каждого воздушного судна остается высоким даже в зимний период.
— «Уральские авиалинии» — единственная авиакомпания из топ-10, которая базируется в Жуковском. Кто вас об этом попросил?
— Жуковский — это «Ростех», а «Ростех» — солидная организация. Вероятно, после анализа российских авиакомпаний они предложили базировку нам как лучшему перевозчику. Нескромно, да? (улыбается).
— Какие у вас преференции в Жуковском?
— Их нет. Как и любая другая компания, летающая из Жуковского, мы работаем на стандартных условиях. Мы довольны базировкой в этом аэропорту — это дополнительный рынок.
— Вы сказали, что в каждом из аэропортов базирования у вас есть центр технического обслуживания, но при этом в Жуковском вы так и не реализовали проект по строительству собственного ангара. Почему?
«Из-за задержек мы потеряли 100 млн руб.»
— 2021 год для «Уральских авиалиний» плохой с точки зрения регулярности полетов. Во сколько обошлись задержки рейсов, компенсации пассажирам и оплата гостиниц для них?
— Порой в прессе преподносятся не те задержки, которые фиксируются Росавиацией. У регулятора есть определенная методология расчета. К примеру, 15–20 минут, которые требуются на руление [воздушного судна], — это нормальное явление. И время, которое стоит в билете, — это не время взлета, это время закрытия дверей [самолета]. Проблема с регулярностью была у всех в этом году, кроме «Аэрофлота». Он молодец, как часы работает.
— Из-за чего были задержки?
— Причин много. К примеру, мы не получили вовремя четыре самолета Airbus, а билеты на них продали. Машины пришли с опозданием на два—четыре месяца. Но мы же не могли бросить пассажиров, а если были задержки, то кормили, поили, селили в гостиницы.
Другая причина — аэропорты. В пандемийной ситуации они были вынуждены сократить персонал и уволили много специалистов. Когда по России перевозки достигли пика, численность различных служб аэропортов оказалась недостаточной. Известны случаи, когда работников стали спешно искать и нанимать по объявлениям в газетах, а это, к сожалению, не тот уровень специалистов. К примеру, катастрофически не хватало работников, чтобы загрузить питание на борт, убрать самолет, разместить грузы. Подобные сбои системно происходили и в Кольцово, и во многих других аэропортах, просто об этом как-то молчат и обвиняют в задержках исключительно авиакомпании. В итоге из-за задержек мы потеряли 100 млн руб. Тем не менее мы преодолели эту ситуацию, провели очень большую организационную работу, изменили технологию подготовки рейсов и технического обслуживания, скорректировали расписание. Сегодня регулярность полетов в авиакомпании составляет 98%.
— Как это повлияло на лояльность к «Уральским авиалиниям»?
— Мы, конечно же, проводили опросы, и было горько слышать различные мнения людей, хотя процент разочарованных пассажиров не считали. Мы понимали, что приносим неудобства пассажирам, извинялись и отвечали на все письма, делали компенсации и пытались наладить диалог. В конечном итоге все получилось.
«Нам бы хотелось иметь больше возможностей летать за рубеж»
— Ваша авиакомпания выполняет субсидированные рейсы в Калининград, Симферополь и на Дальний Восток. Сколько средств из бюджета получите за свою работу по этим программам в 2021 году?
— Около 3 млрд руб., что существенно. Все эти субсидированные перелеты — очень важная вещь. Это позволяет, к примеру, соединить удаленные территории, такие как Калининград, Благовещенск с европейской частью России. Здесь нужны льготные билеты, государство помогает в этом, что методологически совершенно правильно.
— В 2022-м будете наращивать программу субсидированных полетов?
— Мы сделали заявку более чем на 3 млрд руб. Если бы это зависело от меня, то мы бы нарастили объем в два раза. Но есть проблемы с субсидированными перелетами из Екатеринбурга во Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский. Их просто нет в программе. Рейсы с Дальнего Востока субсидируются только на Москву. А почему только на Москву? Из Екатеринбурга мы бы также развезли дальневосточников и на юг, и за границу, ведь у нас очень широкая география полетов из Кольцово. Если мы ведем речь о том, что нужно сократить объем перевозок через Москву, тогда надо дать субсидии Екатеринбургу — тем самым будет решено много задач. Мы обращались с этой инициативой в Минтранс, но пока понимания не нашли. Видимо, бюджет самой программы ограничен, поэтому все средства достаются столице.
— Что происходит с вашими полетами в СНГ?
— Наши объемы восстановились полностью. Плюс 5% [к показателям 2019 года].
— Вас устраивает текущее распределение допусков на международные авиалинии?
— Нам бы хотелось иметь больше возможностей летать за рубеж. К сожалению, большинство допусков, которые нам дают, из-за решений оперштаба в настоящее время мы использовать не можем.
Главная задача России сегодня — признание вакцины «Спутник V». Как только ее признают, полетят туристы. А пока сложилась ситуация, что допуск на полеты есть, а лететь не можем. Очень мало разрешено полетов в дальнее зарубежье на среднемагистральных самолетах. Для «Аэрофлота», может, есть Доминикана и другие страны, но это не наш рынок. Для нас первое и самое главное — это Европа: Италия, Испания, Германия и так далее. Тот факт, что россияне практически не могут попасть туда, — это проблема.
— До пандемии, наверное, самым значимым рынком дальнего зарубежья для вас был Китай. Ему удалось найти замену?
— Найти замену этому большому и серьезному рынку просто невозможно. Теперь для пассажирских перевозок его не существует. Мы пытаемся заниматься грузовым авиасообщением, 29 октября был выполнен первый рейс из Уханя в Лейпциг, мы отвезли медицинские тесты. Однако такого количества рейсов, как в 2020 году, когда на этом рынке работали 15 наших самолетов, уже не будет. В 2021 году в лучшем случае ведем речь о двух-трех машинах для перевозки грузов. Сейчас Китай из-за пандемии ограничивает полеты к себе и грузовых рейсов в том числе.
— Сколько средств вы потеряли из-за Китая?
— Мы потеряли 1 млрд руб. Такие перевозки поддерживали нас в наиболее острые периоды пиковых нагрузок.
«Хватит бороться за количество пассажиров, это никому ничего не дает»
— В августе авиакомпания сообщала, что операционные показатели приближаются к докризисному 2019 году, а основные финансовые показатели и вовсе имеют выраженную положительную динамику. Компания преодолела кризис?
— С финансовой точки зрения да. За девять месяцев 2021 года наша выручка увеличилась на 11%, прибыль до налогообложения выросла на 5 млрд руб., составив 8,4 млрд руб. Чистая прибыль — на 4 млрд руб., мы получили чистую прибыль после налогообложения около 7 млрд руб. Но мы не добираем 3% пассажиров до [уровня] 2019 года.
— Принято считать, что четвертый квартал для пассажирской авиации очень плохой. Он вас не утянет вниз? Как планируете закончить весь 2021 год?
— Конечно, утянет. Мы предполагаем, что по году прибыль будет около 5 млрд руб. при нормальном развитии событий (компания получила 2,09 млрд руб. чистой прибыли по итогам 2019 года, в 2020-м — убыток на 5,85 млрд руб. — РБК). Если будут введены новые локдауны, прогноз может быть скорректирован.
— Но внутрироссийские авиаперевозки, как считается, могут генерировать только убытки.
— Внутренние линии эффективны по самому минимуму или в ноль. В четвертом квартале значительная часть внутренних линий будет убыточна. Но у нас есть своя методология, как решать эту проблему, есть точка отсечения по стоимости летного часа. Если эффективность рейса падает меньше этой точки, мы рейсы закрываем. Мы считаем, что в четвертом и первом кварталах убыточные рейсы надо закрывать. Хватит бороться за количество пассажиров, это никому ничего не дает. Пассажиры в любом случае улетят.
— Поставите воздушные суда на прикол?
— На прикол ничего ставить не будем. Есть расчетная величина необходимых самолетов для зимнего расписания. Ненужные для его выполнения машины мы уже традиционно отправляем в наш технический центр для проведения глубоких форм техобслуживания. В ангарном комплексе зимой постоянно находится четыре-пять самолетов. Конечно, налет на каждый самолет сокращается, но он вполне разумный. И летчиков отпускаем в отпуск, бортпроводников отпускаем. Остальные все загружены и получают достойную зарплату.
— Какой налет у ваших самолетов летом и зимой?
— Летом налет доходит до 500 часов в месяц на самолет на Airbus A320 neo. А321 neo летают чуть меньше, но также очень много, где-то по 470 часов. Самолеты семейства A320 ceo летают около 400 часов. По всему же парку зимой средний налет будет около 360 часов на самолет.
— Некоторые топ-менеджеры авиакомпаний утверждают, что в Турцию и Египет полетело меньше пассажиров, чем они надеялись.
— Это уже не супер-супернаправления, которые были пять лет назад. Там достаточный тариф, много пассажиров, но, конечно, мы ожидали большего. Это связано со многими факторами. Прежде всего к ним относятся негативные ожидания самих пассажиров, которые вынуждены переживать — полетят они или нет, а если не полетят, как сдавать билеты. Поэтому пассажиры очень осторожно отнеслись к этим направлениям. Ведь Сочи, Анапа, Симферополь всегда открыты. Исходя из надежности, большинство предпочли наши курорты.
Пять фактов про Сергея Скуратова
Сергей Скуратов родился в 1950 году в Свердловске. Окончил Бугурусланское летное училище, выпускник Академии гражданской авиации по специальности «инженер-пилот».
В 1970 году стал вторым пилотом на самолете Ан-2 во 2-м Свердловском объединенном авиаотряде.
С 1975 года работал в Свердловском авиаотряде, прошел путь от пилота до командира отряда.
В 1984 году был назначен начальником инспекции по безопасности полетов Уральского управления гражданской авиации.
С 1993-го — бессменный руководитель «Уральских авиалиний».
«Мы имеем возможность сегодня погасить все кредиты»
— Какой сейчас долг у компании? И кто ваши кредиторы, кроме «Сбера»?
— Мы сократили на 66% все заимствования в 2021 году. У нас сегодня осталось минимальное количество кредитных ресурсов — 1,24 млрд руб. Мы легко с ними справляемся.
— За счет чего сокращали? Как расплачивались?
— Конечно, только за счет повышения эффективности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Получаешь прибыль — сокращаешь кредитные ресурсы. Так экономика построена по крайней мере в рынке. Мы имеем возможность сегодня погасить все кредиты.
— Вам это не нужно?
— Пока нет, но мы к этому придем. Не сейчас, может быть, через два-три года, когда кредитные ресурсы авиакомпания будет использовать только при инвестиционных проектах. В нормальной жизни надо научиться жить по собственным средствам без кредитов. Это мое убеждение.
— Вы продолжаете программу сокращения издержек?
— Конечно. Есть две программы — повышение доходов и снижение расходов. Они порой не стыкуются вообще. Мы всегда выбираем оптимальное решение. Обе программы очень детально проработаны, мы провели мозговую атаку «по-взрослому», и у нас получилось.
— Можете привести пример, что получилось?
— В нашем центре техобслуживания в целом работают около 600 человек, и он не увеличился с 2019 по 2021 год, даже чуть сократившись в 2020 году. Но все годы до начала пандемии мы часть работ в Домодедово передавали S7 Technics, думая, что сами не справимся. В итоге справились и в 2020-м, и в 2021-м, и все объемы по ТО в Домодедово мы делаем сами, за счет чего мы сэкономили огромное количество финансовых ресурсов.
— На пассажирах экономили?
— Пассажиру мы отдаем все, что положено, без всяких вопросов. Никогда не спорим, пассажир абсолютно всегда прав. Мы экономим только на собственном персонале и оптимизируем внутренние бизнес-процессы.
— Сохраняются ли сейчас возможности продолжить сокращение издержек?
— Я думаю, что 20 ноября будут подписаны две новые программы по доходам и по расходам. Но я не буду раскрывать их основные положения, ведь у нас должны оставаться хоть какие-то коммерческие тайны (смеется).
«Мы живьем на растерзание не дадимся»
— До пандемии вы говорили, что только «Уральские авиалинии» и S7 Airlines работают по рыночным законам. Ваша позиция изменилась?
— Нет. Я по-прежнему считаю, что это так.
— Правильно ли было для рыночной конкуренции предоставлять особую поддержку «Аэрофлоту» в 2020 году — за счет допэмиссии авиакомпания привлекла более 80 млрд руб.?
— В той критической ситуации это было правильное решение государства. Была вероятность, что без господдержки «Аэрофлот» просто схлопнется. «Аэрофлот» — базовая компания страны, выполняет 50% авиаперевозок, такая поддержка обоснованна. Правда, хотелось бы, чтобы такая трепетная любовь была и ко второй половине гражданской авиации. Один «Аэрофлот», к сожалению, не справится с Россией. У нас слишком большая страна.
— На выставке «Иннопром-2021» вы говорили, что «Сбер» — это не только ваш кредитор, но и помощник в реализации смелых идей. Вы проговаривали с этим банком возможность поддержки вашей компании в случае критической ситуации?
— У нас со «Сбером» разумные взаимоотношения. Они очень тщательно и детально просчитывают авиакомпанию. Это, пожалуй, лучшие аналитики. Сейчас со «Сбером» у нас подписана хорошая кредитная линия. Мы ее используем чуть-чуть на самое-самое, но у нас всегда есть возможность взять кредитные ресурсы.
— Сколько вы можете выбрать в случае необходимости?
— У нас подписана кредитная линия на 3 млрд руб. Плюс у авиакомпании еще есть определенные депозиты (на счетах авиакомпании по состоянию на 1 ноября — 4,2 млрд руб.). Если локдаунов не будет, нам хватит.
— Есть мнение, что в случае плохой ситуации на рынке «Уральским авиалиниям» может потребоваться санация. За «Аэрофлотом» стоит государство. S7 реализует лоукост-проект Citrus при поддержке министра транспорта Виталия Савельева. За Utair стоят структуры «Сургутнефтегаза» и банка «Россия».
— Работая в рынке, мы понимаем все его опасности — и политические, и экономические, — и стараемся строить свою деятельность с учетом этих реперных точек. Есть, конечно, такая японская пословица «торчащий гвоздь будет вбит», но мы все равно поборемся. А что касается министра транспорта, я совершенно уверен, что господин Савельев заинтересован, чтобы в России были эффективные авиакомпании. Он же отвечает за всю страну, а не только за «Аэрофлот», как раньше. Поэтому к высказанному вами мнению я отношусь философски. Мы трезво оцениваем свои возможности, понимаем, что все может быть, но живьем на растерзание не дадимся.
— Вы, как основной владелец «Уральских авиалиний», допускаете вхождение в капитал компании партнера или полную продажу своего пакета акций?
— Сегодня в авиакомпании 1,5 тыс. акционеров — это большой коллектив, и мы с уважением относимся к каждому из них. Да, достаточно большой пакет у меня, но это хорошо, это управляемость. Дальнейшее расширение числа акционеров, наверное, теоретически возможно. Но ради чего это делать? Если ради каких-то больших структурных проектов, то возможно. А просто так — не вижу необходимости.
— Любой бизнес продается. Сколько сегодня стоят «Уральские авиалинии»?
— Подобную оценку мы делали года три назад. Оценили в неплохую сумму, которую я оставлю за скобками, так как компания не продается.
— Вам идеологически какой подход ближе — разместить часть пакета на бирже или продать акции стратегическому партнеру?
— И тот, и тот. Но продажа возможна, когда остро необходимы финансовые ресурсы, которые тебе не дают банки. Тогда идет продажа, и получаются деньги на житье. У нас хватает финансовых ресурсов. Реализации огромных проектов, к примеру, по приобретению 20 широкофюзеляжных машин перед нами сейчас тоже не стоит. Такие проекты теоретически есть, но рассуждать о них в условиях пандемии, падения мировой авиации — просто мальчишество.
«Если будет необходимость, займемся лоукост-перевозками»
— По словам гендиректора S7 Group Татьяны Филевой, с июля 2022 года Citrus планирует перевозить пассажиров на межрегиональных рейсах, минуя Москву и Санкт-Петербург. Насколько такая концепция вам кажется здравой?
— Мы таким не занимаемся. Экономика проекта может сложиться так, что все закончится государственными дотациями.
— Как будете отвечать новому лоукостеру?
— Мы подумаем. Насколько я знаю, там ожидается не такое огромное количество самолетов. Желаю этому проекту только добра. Вперед, вперед, вперед!
— Согласны с мнением главы авиакомпании «Победа» Андрея Калмыкова, что в России сейчас работает только один лоукостер?
— Я уважаю Калмыкова, он создал фантастическую авиакомпанию. Действительно, лоукост в России сегодня один, это аксиома. Другой вопрос: можно ли создать еще? Наверное, можно.
Мы попробовали в 2020 году сделать модель лоукост-перевозок на части рейсов по России из Жуковского, и у нас получилось. У нас три-четыре машины летали в таком режиме. Но пока мы не будем этим заниматься, мы сторонники строить авиакомпанию, которая будет удобным средством передвижения для пассажиров любых категорий, от бизнес- до экономкласса. Если будет необходимость, мы передадим часть флота под лоукост, это легко.
— То есть сейчас вы реализуете гибридную модель?
— Конечно. Как и «Аэрофлот», который, по сути, работает в гибридном варианте. У него есть эконом, бизнес-класс и так далее. А «Победа» выделена для лоукоста.
— «Уральские авиалинии» сообщали, что доступность полетов на внутрироссийских рейсах авиакомпании в первой половине 2021 года повысилась за счет снижения тарифа в среднем на 400 руб. относительно аналогичного периода 2019 года. Что стало основной причиной снижения цен на билеты?
— За девять месяцев снижение тарифа составило 500 руб. к 2019 году. Мы снизили тарифы за счет двух программ, которые обсудили ранее. Одна из них — снижение расходов. Тут ничего иного придумать невозможно.
— Но перевозчикам надо повышать стоимость билетов, чтобы поднять доходы, а это невозможно, так как на рынке избыток провозных емкостей. Как быть дальше?
— Избыток емкостей есть, самолеты никуда не деть. Некоторые авиакомпании, включая «Уральские авиалинии», получают еще новые самолеты. Поэтому в рынке с избытком емкостей, наверное, будем работать и в 2022 году. Если международные полеты будут открываться, а «Спутник V» признают в Европе, все быстро полетит и все восстановится.
Мы будем увеличивать флот. В ноябре-декабре получим четыре самолета A321neo на 240 пассажиров каждый. У этих машин отличная экономия топлива. В конце года вернем лизингодателям две машины из действующего парка. То есть в 2022 году наш флот вырастет на два самолета, таким образом, будем летать на 53 машинах. И все они, уверяю, будут интенсивно летать. В этом и заключается суть нашей эффективности.
— А кресел бизнес-класса у вас много остается? Каким спросом они пользуются в пандемию?
— У нас всегда было ограниченное количество кресел бизнес-класса в самолете. В каждом из них от восьми до двенадцати, а всего их чуть более трехсот. Занятость в бизнес-классе — 80%. Это достаточно эффективный сегмент бизнеса. Больше кресел мы делать не будем.
«Устанавливать дикую зарплату для пилотов Superjet — это плохо»
— С осени 2020 года в Кольцово базируется Red Wings с самолетами Superjet. Как вам такое соседство?
— В Red Wings хорошие ребята, которые эксплуатируют самолеты, получая на них хорошие дотации. Они летают на других трассах, на которых мы не летали и летать не будем.
— По информации РБК, они переманивают ваш персонал хорошими зарплатами.
— Наша позиция такова — каждый готовит для себя летчиков сам. А устанавливать благодаря субсидиям дикую зарплату для пилотов Superjet — выше, чем на Airbus, — это плохо. Деньги нужно зарабатывать трудом, тогда будешь их ценить. В логике мировой гражданской авиации всегда было так — чем больше пассажировместимость самолета, тем больше получают его пилоты, а не наоборот.
— Вам все еще интересны самолеты Boeing 737MAX?
— Мы планируем получить их в операционный лизинг у «Сберлизинга». Мы полтора года бились с Boeing по заключению договора и получили хорошие условия. Но самолет пока не сертифицирован в России. Будет сертификация, будут самолеты. Самолеты очень неплохие, летают на час дальше, чем Airbus, поэтому с этими самолетами при полной загрузке сможем летать из Москвы на юг Китая и в Индию. Благодаря эксплуатации самолетов двух производителей мы сможем получать по ним еще более конкурентные цены.
— Раньше у вас были планы по широкому фюзеляжу, интересовались самолетами Airbus A330. От этой идеи отказались?
— Идея есть, но для ее реализации не наступило время. Вернемся к ней, когда победим пандемию.
«Новый локдаун для гражданской авиации близок к катастрофе»
— Для повышения устойчивости на фоне падения перевозок из-за пандемии COVID-19 в 2020 году правительство выделило авиакомпаниям 20,95 млрд руб. Сколько из этой суммы получили «Уральские авиалинии» и нужна ли сейчас отрасли господдержка?
— Мы получили 1,834 млрд руб. Пока подобная господдержка больше не нужна. Но, если она будет, ее надо распределять по всем авиакомпаниям без ограничений.
— «Уральские авиалинии» активно летали в Грузию, но после закрытия этого рынка в 2019 году компенсаций так и не получили. Это уже закрытый вопрос?
— Обещание было, но денег не получили. И, наверное, уже не получим. В нашем случае речь идет о 2 млрд руб.
— Во второй половине 2021 года экспортные цены на авиакеросин превысили уровень 53,25 тыс. руб. за тонну, и российские авиакомпании впервые с момента запуска демпфирующей надбавки на керосин в 2019 году могут получить от государства компенсацию за дорогое топливо. Какую компенсацию планируете получить, подав налоговую декларацию?
— Это пока такие игрушки. Конечно, декларацию мы подали и получим за сентябрь 22 млн руб. Это копейки, и сейчас не может идти речь ни о каком удержании стоимости билета. Попробуйте отгадать, где самая высокая цена керосина в России?
— Залив Креста, Петропавловск-Камчатский, Кольцово…
— Из всех аэропортов, откуда мы очень активно летаем, одна из самых высоких цен керосина — в Симферополе. Она в среднем на четверть выше московской. Удивил?
— Такая высокая цена связана с риском санкций из-за работы в Крыму?
— Скорее всего. Там работает лишь один оператор топливообеспечения, и в этом есть определенные проблемы. Наверное, это исправится когда-нибудь. Мы даем скидки детям, инвалидам, талантливым детям, музыкантам, танцорам, спортсменам, которые летят в Симферополь. При этом цена керосина самая высокая. Может быть, это не совсем верно?
— Если пандемия будет развиваться по плохому сценарию и объявят новый локдаун, который затронет транспорт, что будете делать?
— Будет очень трудно, даже если одна Москва введет локдаун. Для транспорта и гражданской авиации это близко к катастрофе. Поэтому, если будут локдауны, помощь государства жизненно необходима, если мы не хотим угробить гражданскую авиацию.
«Основное условие для энергоперехода — сближение стоимости разных видов топлива»
— Вы работаете в гражданской авиации с 1970-х годов. Сейчас отрасль более политизирована, чем тогда?
— Тогда все управлялось по линии КПСС и делалось по приказу. Я, будучи командиром [Свердловского] объединенного авиаотряда, без разрешения Министерства гражданской авиации не мог построить общественный туалет на улице. Я три месяца ездил, уговаривал замминистра, чтобы дали денег. Хотя Свердловский объединенный авиаотряд всегда был донором, но так распределялись финансовые ресурсы.
— Ностальгии по плановой экономике для гражданской авиации у вас нет?
— Ни в коем случае. Мы смотрим только вперед. «Уральские авиалинии» работают на уровне любой западной авиакомпании, мы интегрированы в мировую экономику и способны в ней выживать.
— 10 ноября 2020 года министром транспорта стал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Спустя год вы чувствуете какие-то изменения, произошедшие в подходах Минтранса к управлению гражданской авиацией?
— Все изменения положительные. Более энергичная работа, [решаются] более конкретные задачи, и все стало поживее. Так что с его приходом в Минтранс и опытом работы в «Аэрофлоте» все пошло только на пользу.
— Как вы относитесь к инициативе российских властей по использованию в отрасли преимущественно российского программного обеспечения?
— Есть постановление правительства, государство делает все абсолютно правильно. Хранить данные надо в России, в этом нет сомнений. Другой вопрос, что есть необходимый набор услуг, который может оказать авиакомпании та или иная система [бронирования билетов]. Мы летаем очень много за рубеж, и для нас важно, чтобы система продаж работала в любой стране мира. При использовании российской системы могут возникнуть рассогласования. Но, думаю, все решится, время еще есть [до октября 2022 года].
Пока не знаю, как мы будем действовать дальше — перейдем на российскую систему или останемся с Amadeus, который перестроился и выполнил практически все требования властей. «Аэрофлот» и «Сибирь» (S7) остаются в западных системах, потому что они участники глобальных альянсов.
— «Уральским авиалиниям» тоже поступало несколько лет назад предложение войти в глобальный альянс. Почему вы отказались?
— Возможно, мы вернемся к этому, но при абсолютном покое мировой гражданской авиации. Сегодня турбулентность. Вопрос очень открытый, когда европейская авиация восстановится до уровней 2019 года.
— Что думаете про обязательную регистрацию самолетов в российском реестре начиная с 2023 года?
— Все европейские страны имеют свой реестр, и России это нужно сделать. Есть определенные недоработки и нюансы, но они преодолимы, Росавиация с этим справится. Для нас по большому счету все равно, будет [страной регистрации] Ирландия, Бермуды или Россия. Если нужно в нашей стране регистрировать самолеты, мы будем это делать.
— Но лизингодателям не все равно.
— С лизингодателями нужно работать, и это должна делать Росавиация. Пока мы не прогнозируем, что для перевозчиков будут дополнительные издержки. Я думаю, что нужно отработать с лизингодателями все тонкости и они согласятся на регистрацию в российском реестре. Ничего страшного в этом нет.
— Вы ставите для своей компании задачи по углеродной нейтральности (равенство вредных выбросов, выделяемых в атмосферу и извлекаемых оттуда)?
— Мы пытаемся это отрабатывать. Но сейчас цена биотоплива в несколько раз выше, чем авиакеросина, поэтому пока не очень понятно, как быть с экономикой авиакомпании. Но я согласен с тем, что нужно стремиться к меньшему выбросов углерода. Будем участвовать в этом процессе, это более или менее реально в ближайшие годы.
Для водородного же топлива нужны новые двигатели, это серьезная глобальная проблема. Будут водородные двигатели, водородное топливо, будем летать на водороде. Но энергопереход [в авиации], который может оформиться на горизонте 10–15 лет, — это катастрофический рост расходов. Основное условие для энергоперехода — сближение стоимости разных видов топлива.