Что случилось с теплоходом
«Мясорубка на Волге». Крупнейшая катастрофа на речном флоте СССР
Круизный теплоход «Александр Суворов» врезался в железнодорожный мост, по которому в тот момент шёл грузовой состав. Металл давил и разрывал людей. Официально заявили о 170 погибших, однако жертв было больше. Никто до сих пор точно не знает, сколько всего людей было на борту. Власти скрывали правду, засекретив материалы о катастрофе.
Эту катастрофу прозвали «мясорубкой на Волге», потому что последствия её были ужасны: по официальным данным, в ней погибло 170 пассажиров, шесть членов экипажа, 49 человек были ранены. Однако настоящее количество жертв в СССР скрывалось — по неофициальным данным, только раненых было больше ста человека, а тела погибших вылавливали из Волги-матушки целый месяц.
На роскошный лайнер были распроданы все билеты
Жарким летом 1983 года катастрофу на Волге ничего не предвещало. Пассажиры, которые купили билеты на речной круиз Ростов-на-Дону — Москва, были совершенно уверены в безопасности путешествия. Ещё бы — идти вверх по Волге им предстояло на огромном белоснежном красавце — круизном судне «Александр Суворов», принадлежавшем Волго-Донскому пароходству.
Теплоход «Климент Ворошилов», один из девяти аналогичных судов серии «Валериан Куйбышев». Фото © chanych-85.livejournal.com
Теплоход был новенький, только что со стапелей чехословацкой компании Národný Podnik Škoda Komárno, его длина составляла больше 135 метров, ширина — 17 метров, водоизмещение — около 4 тыс. тонн, а общая мощность двигателей — 3 тыс. лошадиных сил. Речной лайнер мог вместить 336 пассажиров.
Но это не всё: «Александр Суворов» был по-настоящему роскошным лайнером с богатой отделкой, с прекрасной кухней, баром и двумя ресторанами, танцзалом, солярием, библиотекой и кинотеатром в надстройке верхней палубы — просто мечта советского отпускника! Поэтому не стоило удивляться, что в рейс теплоход пошёл с перегрузом, взяв на борт 330 пассажиров, 55 членов экипажа и 35 человек обслуги — горничных, кухработниц и массовиков-затейников. Были на борту и зайцы — родственники членов экипажа, которым нужно было попасть в Москву. Предположительно, всего на лайнере находилось 438 человек.
Путешествие было весёлым и беспечным вплоть до воскресного вечера 5 июля, когда пароход подошёл к Ульяновску. После 22:00 веселье переместилось из ресторанов на верхние палубы — там скопилось около 250 человек. Гремела музыка в диско-зале, около ста человек в кинотеатре смотрели знаменитый советский детектив «Возвращение «Святого Луки», многие поднялись наверх подышать воздухом и полюбоваться вечерним Ульяновском — хотя уже наступали сумерки, видимость была отличной.
Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов». Фото © chanych-85.livejournal.com
Тем более невероятной оказалась катастрофа: по какой-то причине рулевой направил круизный лайнер в непроходимую шестую секцию железнодорожного ульяновского моста вместо того, чтобы провести теплоход через третью секцию, под которой «Александр Суворов» без происшествий проходил уже 17-й раз! Ничего не понимавшие пассажиры ещё успели заметить, как на мост въехал железнодорожный состав, замелькали вагоны.
«Александр Суворов» во время следственного эксперимента после катастрофы. Фото © chanych-85.livejournal.com
Из-за врезавшегося в мост теплохода были разрушены железнодорожные пути, несколько товарных вагонов сошли с рельсов и обрушили вниз на теплоход зерно и брёвна. Каким-то чудом у перил моста задержалась огромная цистерна с горючим. Если бы она упала на теплоход — не выжил бы никто.
После удара о мост «Александр Суворов» по инерции прошёл ещё около трёхсот метров и только потом остановился. Машинист поезда, дававший позже показания о катастрофе, говорил, что сверху лайнер казался «накрытым красной скатертью» — из-за крови людей, залившей палубы. Внизу был ад.
Это роковое мгновение разлучило людей — кого на время, кого навсегда. Двое мужчин остались в каюте — выпить водки и поговорить, а их жёны отправились потанцевать. Больше женщин никто не видел. Молодожёны пошли наверх танцевать, но молодой человек забыл внизу сигареты и вернулся за ними. Когда он вышел на палубу, катастрофа уже произошла. Он начал звать жену по имени. Она отозвалась из воды. Тогда мужчина бросился в Волгу и поддерживал израненную жену на поверхности воды, пока не пришла помощь.
Как любовь советских красоток сгубила лётчиков ВВС США
Пассажир Владимир П. позже рассказал, как потерял жену: она пошла посмотреть на Ульяновск, а ему вдруг стало лень. После удара он сразу же метнулся наверх и увидел, как по ступеням трапа стекает кровь. Первое, что он увидел, выбравшись на палубу, — это умирающую девушку с оторванными ногами и груды железа вперемешку с обломками дерева и частями человеческих тел. Жену он нашёл, но было поздно — она умерла у него на руках. Кто-то из пассажиров в отчаянии размахивал рядом с ним пиджаком — пытался привлечь внимание людей на берегу.
Помощь пришла только через 40 минут. Ульяновск буквально содрогнулся от ужаса. Всю ночь с теплохода снимали пассажиров — уцелевших и раненых, вывозили изуродованные тела. Больницы и морги вдруг оказались забиты до отказа, хирурги не справлялись с потоком тяжелораненых — почти все, кто выжил той страшной ночью, остались инвалидами на всю жизнь.
Расследование причин катастрофы началось быстро — той же ночью к месту происшествия прибыли следователи, а через несколько дней была создана правительственная комиссия, которую возглавил член ЦК КПССС Гейдар Алиев. Но помимо этой власти приступили ещё к одной операции — по сокрытию информации о катастрофе от населения. Все материалы следствия были тотчас же засекречены. В газетах по факту случившегося было лишь скупое сообщение, в котором произошедшее называлось «аварией», а Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражали «глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».
Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард
Уже на следующий день город был закрыт, прилетавших родственников в аэропорту встречали сотрудники КГБ и отвозили в штаб, а затем в гостиницу, персоналу которой было запрещено разговаривать с людьми о произошедшем. Из-за отсутствия достоверных сведений город наполнился слухами. Одни шёпотом говорили, что экипаж лайнера отмечал чей-то день рождения и был пьян, другие муссировали версию о захвате теплохода террористами.
Погибших людей собирали буквально по кускам. Работы на теплоходе велись месяц. Однажды туда привезли «суточников» — тех, кого осудили на трое или 15 суток. Так, один из них, увидев покорёженный металл, смешанный с частями человеческих тел, прыгнул за борт.
Репетиция второй мировой. Кто ликвидировал самого влиятельного генсека ООН
Виноватых не найти?
Следователи быстро выяснили, что капитан судна Владимир Клейменов на мостике отсутствовал — он отдыхал в каюте перед ночной вахтой, на что имел полное право. После столкновения корабля с мостом он якобы сразу оказался в воде, помог какому-то тонущему пассажиру выбраться на берег, но позже даже не принимал участия в ликвидации катастрофы и действиями экипажа не руководил «из-за ранений». На суде будут говорить, что серьёзных травм у капитана не было, но позже выяснится, что у него была травма селезёнки и «оторвана» почка.
На мостике оставались двое — первый штурман Евгений Митенков и рулевой Уваров. Причём Митенков, по свидетельствам заходивших в рубку пассажиров, читал книжку, — какой-то детектив, а рулевой Уваров был новичком и не обладал достаточным опытом. Были и другие нарушения: железнодорожный мост был по каким-то причинам не освещён — то есть достаточной сигнализации не было, путевой обходчик не включил огни. В сумерках рулевой, скорее всего, принял железнодорожную будку над шестой секцией моста за квадратный сигнальный щит проходного пролёта и по ошибке направил лайнер туда. Спросить вину с него или со штурмана уже было невозможно — и Митенков, и Уваров погибли в катастрофе. Экспертиза показала, что в момент гибели оба были совершенно трезвые.
Однако всё это не объясняло случившегося: видимость тем вечером была отличной, и заметить, под какой пролёт необходимо вести теплоход, экипаж мог за три километра до моста. Получалось, что виноваты все и никто — железнодорожников к суду по какой-то причине не привлекли. Тогда следствие вцепилось в капитана Клейменова, обвинив его в халатности, в неспособности наладить удовлетворительную работу экипажа и в самоустранении от спасения людей. Суд состоялся уже 10 сентября. Точное количество погибших так и не узнали — Клейменов не знал точно, сколько человек находилось на борту теплохода.
Сокровище царского дворца. Какие следы знаменитой Янтарной комнаты обнаружили в Калининграде
Капитан «Александра Суворова» Владимир Клейменов был приговорён к 10 годам лишения свободы, но освободился через шесть лет и умер через год — не выдержало сердце. Через 25 лет после трагедии у ульяновского моста был открыт памятник погибшим. Он представляет собой кусок фермы с того самого пролёта и православный крест. Теплоход «Александр Суворов» был отремонтирован и передан в Волжское пароходство, а позже куплен частной компанией.
«Члены экипажа вели себя, как пассажиры» – и чем теперь живут выжившие и потерявшие родных на «Булгарии»
Двухпалубный теплоход погрузился в воду стремительно, по подсчетам следователей, всего за три минуты. Крушение произошло во время грозы на Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 километрах от берега. На борту судна, рассчитанного на 120 человек, находился 201 пассажир и член экипажа, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
По данным следствия, причиной затопления «Булгарии» стало несколько факторов. В их числе негодность судна к плаванию, низкий уровень подготовки экипажа, несоблюдение правил безопасности и неисполнение своих обязанностей судовладельцем, экипажем и специалистами контролирующих органов.
Спасательная операция длилась 16 суток. Последние тела были доставлены на поверхность 25 июля.
Экипаж так и не принес извинений, но мы получили поддержку от обычных людей
Павел Кочнев, на теплоходе «Булгария» погибли его мама, тетя и двое племянников
Если бы все были живы и здоровы, мы жили бы не то чтобы лучше или хуже – просто по-другому. Нашим семьям пришлось перестраиваться под случившееся.
Моей маме и ее сестре-близнецу, моей тете, 11 июля 2011 года исполнилось бы 55 лет. На юбилей должны были приехать гости. К этой дате мы купили им в подарок путевку на речной круиз. Пригласили племянников из Самары, близнецов Никиту и Данила. Все они погибли. Это сыновья моего двоюродного брата, у них с женой потом родилась дочка, ей сейчас пять лет будет.
Слева направо Людмила Сабирова, Никита, Даниил Сабировы, Татьяна Кочнева. Фото из личного архива Павла Кочнева
10 июля мы обычно встречаемся только своей семьей. Приезжаем на кладбище, в кафе рядом с ним заказываем поминальный обед. Собираемся небольшим кругом человек 15 из Казани, из пригорода, из Самары.
У нас большая дружная семья, и мы внутри нее стараемся друг друга поддерживать. Поэтому с другими пострадавшими только в первый год общались, а дальше не чувствовали потребности. Но я понимаю, что тем людям, у кого семья маленькая, вероятно, поддержка со стороны других потерпевших нужна.
Никто из экипажа, из тех, кто подвергся уголовному преследованию, не принес нам извинений. Они не были произнесены ни в зале суда, ни отдельно. Такого не было. По результатам суда потерпевшим должны выплатить материальный ущерб до миллиона. Никто из нас не получил ни копейки.
Я считаю непосредственными виновниками крушения Инякину и старпома Хаметова (директор компании – субарендатора теплохода и главная обвиняемая по делу о крушении Светлана Инякина и первый помощник капитана Рамиль Хаметов – прим. ред.). Я в курсе, что они попали под амнистию, и считаю, что это неправильно. Инспекторы, вероятно, тоже косвенно виновны, но эти двое – основные виновные.
Павел Кочнев в суде. Фото: Александр Гавриленко / business-gazeta.ru
С осужденными и экипажем после трагедии мы не общались, кроме как в зале суда. Была попытка поговорить со старпомом, он находился под домашним арестом и приезжал на судебные заседания чуть раньше. Но когда люди пытались с ним разговаривать, причем спокойно, с его стороны не было никаких комментариев. Он не хотел говорить.
Но от простых людей, даже незнакомых, мы получили большую поддержку. В морге, где проходило опознание, было много родственников погибших. Из домов поблизости приходили люди и предлагали пойти к ним домой – отдохнуть, поспать часок, предлагали перекусить. Люди пытались чем-то помочь, писали в соцсети, очень переживали.
В Татарстане эту трагедию помнят все. Только выводы не все сделали, мне так кажется. Настороженно относились к водным перевозкам первые два года, а теперь халатность вернулась.
Я отстегнул семь плотов и последним покинул судно, но все равно чувствую вину
Ринат Габидинов, успел отработать радистом на «Булгарии» 50 дней
Со временем все забывается и успокаивается, а первые несколько лет было очень тяжело, на моих глазах столько людей погибло! Так просто это не проходит, несколько лет как будто и не жил.
Сейчас полегче стало. Я на пенсии, занимаюсь техникой, на судах давно не работаю. Я же речником никогда не был, после мореходного училища в советские годы работал в морях, был радистом. Лет 20 прошло, Островский (капитан «Булгарии» Александр Островский – прим. ред.) был другом моего родного брата, он предложил должность радиста на «Булгарии». Я и решил вспомнить былое. Вспомнил по полной программе…
На речном флоте после «Булгарии» никакого желания работать нет. Но и страха воды не появилось. В прошлом году с другом взял путевку Казань – Самара – Казань, специально, чтобы 10 июля пройти мимо того места, где «Булгария» затонула. Мы проходили это место, и я видел, что на берегу, где установлен памятник, люди собирались. Сам я не хожу на встречи, посвященные той трагедии. Думаете, приятно ощущать на себе осуждающие взгляды – как на преступника?
Ринат Габидинов. Фото: РИА Новости
Я опытный моряк, бывал на тонувших суднах. Но в тот день на «Булгарии» я был в шоке, потому что очень быстро все происходило. Я был в каюте, когда начался дождь, закрыл иллюминатор. Когда услышал дикий крик капитана «Всем на левый борт!», пробрался в радиорубку, чтобы продублировать его слова, но электричества уже не было.
Все было очень быстро, сначала я не понимал, что судно может затонуть, потому что в морях и не такие крены были, и все равно пароход как «ванька-встанька» возвращался на место.
Но я доволен хотя бы тем, что понял, что от меня требуется. Меня учили не покидать судно, пока все спасательные плоты не будут на воде. И я отстегнул семь плотов, остальные ушли под воду.
По большому счету, команды на «Булгарии» не было. Сами посмотрите, имеющих стаж работы, опыт, образование было всего семь человек, четверо из них утонули. А остальные члены экипажа вели себя как пассажиры. Кроме того, судно стремительно тонуло, и спасательные работы невозможно было организовать, даже комиссия потом это подтвердила.
Флотский закон такой – что бы ни случилось на судне, капитан всегда виноват, но нельзя только его обвинять. Один фактор никогда не приведет к такому крушению, сошлось много обстоятельств. Судно было на ходу, хотя там не работал левый дизель. Старший механик не закрыл иллюминаторы в машинном отделении. А это большой пузырь внутри судна. Если бы они были закрыты, судно еще долгое время было бы на воде и люди успели бы прийти в себя. Капитан вел судно на мель, до нее оставалось всего 40 метров. Но старший механик самовольно остановил двигатель.
Я был последним живым человеком на «Булгарии», и это подтвердило следствие. После того, как я покинул судно, оно через 20 секунд затонуло. И все же я как член экипажа чувствую вину. За судно кто отвечает? Экипаж виноват, как ни крути и ни оправдывайся. И нам не оправдаться перед людьми за происшедшее, это уже на всю жизнь. Что толку от моих извинений. Надо было выполнять обязанности, а не извиняться, когда уже поздно.
Каждое утро я просыпалась и вспоминала своих преподавателей
Ольга Бравина, на «Булгарии» утонула ее преподаватель
Мне было очень жутко, когда я узнала про «Булгарию». Первое время каждое утро просыпалась и вспоминала преподавателей. Все были в шоке от случившегося.
Людмила Олеговна Буторина вела у моей группы в университете полтора года 2 предмета. Она была талантливым преподавателем, работала завкафедрой культуры и отечественной истории в Ульяновской государственной сельхозакадемии. Погибла она вместе с мужем Алексеем Игоревичем Стеценко, он был преподавателем в нашем университете. Это была настоящая интеллигентная пара, люди мудрые, интересные!
Людмила Олеговна интересно читала лекции по социальной философии. На своих занятиях она создавала дискуссии, чтобы мы могли с ней поспорить, доказывая свою точку зрения. Благодаря ее занятиям мы изучали социальную философию в проблемном методе, то есть любая тема анализировалась через различные точки зрения.
Людмила Буторина и Алексей Стеценко. Фото: ulsu.ru
Семь человек признали виновными
Пять человек по факту крушения «Булгарии» оказались на скамье подсудимых. 7 июля 2014 года им огласили приговоры.
Директор компании-субарендатора теплохода ООО «АргоРечТур» и главная обвиняемая по делу о крушении Светлана Инякина приговорена к 11 годам колонии общего режима. Суд признал ее виновной по статьям 238 («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и 143 («нарушение правил охраны труда») УК РФ. Изначально гособвинение просило назначить ей 14,5 лет лишения свободы.
В 2015 году Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, и срок ее заключения был сокращен до 9,5 лет. Адвокат Константин Габелев, представлявший ее интересы в суде, заявил «Правмиру», что давно не сотрудничает с Инякиной, и отказался от комментариев. Ранее в интервью она упоминала, что у нее есть маленький сын и взрослая дочь.
Инякина не признала вину, хотя и приносила извинения потерпевшим в зале суда. Она заявляла о несправедливости судебного процесса и говорила о планах написать документальную книгу о подлинной истории крушения теплохода.
Первого помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова суд приговорил к 6,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Он признан виновным по статье 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»). Пока шло следствие, Хакимов был единственным из пятерых обвиняемых, кто находился не под стражей, а под подпиской о невыезде. В 2015 году он, как и Светлана Инякина, попал под амнистию. В колонии первый помощник капитана «Булгарии» проведет на два года меньше назначенного срока.
Бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили шесть и пять лет колонии общего режима соответственно. Их признали виновными по статье 285 (злоупотребление должностными полномочиями). Старший эксперт пермского участка камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов осужден на пять лет.
Светлана Инякина, Яков Ивашов, Владислав Семенов и Ирек Тимергазиев (слева направо) во время заседания суда. Фото: ИТАР-ТАСС
В день крушения мимо плотов с людьми, которым удалось спастись, прошли три судна. Сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66» не остановились, в отношении их капитанов возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). Капитан «Арбата» Юрий Тучин признал свою вину и был приговорен к штрафу в 130 тысяч рублей.
Капитан буксира «Дунайский-66» Александр Егоров настаивал, что любой его маневр мог больше повредить утопающим, чем способствовать их спасению. Некоторые потерпевшие в суде дали показания, свидетельствующие в его пользу. И все же суд признал Егорова виновным и назначил штраф в размере 190 тысяч рублей.
Уцелевших после крушения «Булгарии» людей спас экипаж теплохода «Арабелла» во главе с капитаном Романом Лизалиным. После случившегося он был награжден ведомственной медалью МЧС «За содружество во имя спасения» и орденом Мужества. Сейчас капитан возглавляет компанию ООО «ВолгаТатСудоремонт». Кроме того, он занялся политикой и общественной деятельностью. Лизалин состоит в Центральном штабе Общероссийского народного фронта. В 2016 году был участником праймериз «Единой России» на выборы в Госдуму от Республики Татарстан.
Крупнейшая катастрофа в истории речного пароходства. Ульяновск, 1983 г.
Тридцать лет назад, 5 июня 1983 года, недалеко от Ульяновска пассажирский теплоход «Александр Суворов» врезался в железнодорожный мост через Волгу, по которому шел грузовой состав. В результате погибли 176 человек.
Теплоход «Александр Суворов» был построен по проекту 92-016. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, водоизмещением 3935 т, длина составляла 135,80 м. Всего было построено 9 теплоходов данного проекта.
Ближайшие «родственники» Александра Суворова: Семён Будённый, Георгий Жуков, Мстислав Ростропович, Михаил Фрунзе, Фёдор Шаляпин, Сергей Кучкин, Феликс Дзержинский и Валериан Куйбышев.
(На фото «зимуют» красавцы Михаил Фрунзе, Александр Суворов, Семен Буденный).
Четырёхпалубный теплоход «Александр Суворов» отправился в круиз из Горького (сейчас это Нижний Новгород) 1 июня 1983 года. Как сообщает большинство источников, на судне находилось 439 человек, из которых 343 – туристы. Путёвками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу коллективы предприятий, и в этом плавании на «Суворове» в основном отдыхали шахтёры Донбасса. По злой иронии судьбы, в момент катастрофы по злополучному мосту проходил поезд, гружёный углём. Тонны угольной пыли обрушатся на умирающих от страшных ран людей.
Также на судне были шесть работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана и экипаж из 55 человек под командованием капитана Владимира Клейменова.
(Теплоход «Александр Суворов». Ростовская набережная. Весна 1983 года. Фото А. Чеботарёва.)
Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар, и люди отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» приближался к Ульяновску.
Во время ужина по радио поздравили с днём рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. После этого большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где были танцы, и в кинозал теплохода, в котором показывали отечественный детектив «Похищение «Святого Луки».
В 20:00 на вахту заступил старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков. Теплоход приближался к мосту через Волгу с почти максимальной скоростью – 25 километров в час. В это время к тому же мосту подходил товарный состав.
Митенков перед самым приближением к мосту запросил у диспетчера габарит пролёта, на что получил ответ: «13,8». Запросив повторно, он получил тот же ответ и сказал: «Совсем плохо!» Штурман визуально понял, что габарит меньше и что теплоход идёт не в судоходный пролёт. Но, получив от диспетчера правильную цифру габарита пролёта в 13,8 метров, при котором теплоход проходит, продолжил движение. То, что теплоход идёт не в свой пролёт, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание вахтенных звуками выстрелов, но это оказалось бесполезным.
В 21:40 «Александр Суворов» на полном ходу рубкой врезался в перекрытие несудоходного пролёта моста. Верхнюю палубу срезало, как ножом.
За несколько минут до столкновения на мост со скоростью 70 км/ч заехал товарный поезд из 53 вагонов. От удара железнодорожное полотно сместилось на 40 сантиметров, и 11 вагонов сошли с рельсов. Груз поезда — зерно, уголь и бревна — посыпался на изувеченных пассажиров. Одна из цистерн с 93-м бензином сорвалась с рельсов, но чудом застряла в перекрытиях моста. Если хотя бы одно ведро горючего пролилось на теплоход, то он превратился бы в факел и выгорел за 15-20 минут. Не спасся бы никто.
Теплоход остановился не сразу, по инерции проплыв еще около трехсот метров. Верхней палубы просто не стало. Повсюду были только изуродованные и покалеченные люди.
. Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим – сидим как тараканы. ” Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.
Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива. ” И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой.
Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов, и люди, никогда прежде не предполагавшие, что когда-нибудь придется гробы сколачивать, брались за работу. Хирурги работали как в полевом госпитале. Непрерывно резали и штопали людей. Невероятная сложность в работе в том заключалась, что были только рваные раны. Безумно сложно было их промывать, обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна, которыми раны присыпало, окрашенные кровью, делались невидимыми. “Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь. ”.
На место катастрофы срочно отправили правительственную комиссию, а также психологов, водолазов и мостовиков.
«Мясорубка, конечно, была страшная. Людей просто перемалывало, отрывались руки, ноги, головы. Когда я появился на судне, палубу уже вымыли, но в воздухе ощущался сильный запах разлагающегося мяса. Трупы вылавливали потом в течение месяца, даже под Куйбышевом. Поднятые останки складывали в рефрижераторы, стоявшие на станции «Ульяновск-I». Там родственники погибших находили своих. «.
В 1983 году, эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:
— халатность первого штурмана;
— отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
— на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.
И еще. Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. Вина железнодорожников в аварии была тоже. Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это погубило 176 человек. Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили.
Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам.
В заключении капитан “Суворова” пробыл около шести лет, потом был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.
В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на «Александре Суворове» был установлен крест. В 2006 году восьмой пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.
По материалам открытых источников:
Поднимались по лестнице не спешно, до моста через ж/д пути, справа, был большой луг на склоне на котором росло много дикой клубники. И мы решили проверить много ли цветов и есть ли уже завязь, чтобы в следующий раз знать когда можно будет попастись ягодами. Все знают, как большие компании для одного простого дела, требуют намного больше времени, из-за того что разбредаются сами по себе, со своими мыслями в головах, и собраться назад вместе быстро не получается.
Где-то в это время, пока вся наша ватага шарилась по склону, заиграла «Прощание Славянки». И музыка привычная, на слуху (в телике из фильмов про войну), и отчаливание рядовое – ничего необычного, но периодически кто-нибудь, да взглянет как теплоход вдоль волнолома выходит из порта к мосту. Или развернётся лихо напротив городского пляжа на 180° на Куйбышев.
Звуки выстрелов все услышали и разом обернулись в тот момент когда все собрались и поднялись на переходной мост. Обернувшись на порт, мы увидели висящие в небе над Волгой красные ракеты. Все заулыбались, ведь такой салют можно было увидеть только на Новый Год, а тут – летом! Праздник почти, получается. Все остановились и начали рассуждать и придумывать, по какому же это поводу такое действо, извлекая даты событий из памяти и наперебой предлагали свой, несомненно, самый лучший вариант. Но когда следующие ракетницы полетели не вверх, а опустившись, строго в напрвлении корабля – все опешили! Долететь до него они уже не могли, и по параболе падали в районе волнолома, поскольку судно было уже за ним, напротив пляжа. И по кильваторному следу было понятно, что теплоход не свернул налево в обычный 3-й пролёт, и не разворачивался направо вниз по реке к Куйбышеву. Он шёл ПАРАЛЛЕЛЬНО мосту в 10-12 размеров своей длины корпуса.
В разные моменты по времени начали зажигаться прожектора с кораблей на стоянке и искать уходящий теплоход. Раздался длинный вой сирен, в который вклинился длиннющий гудок тепловоза, не попадавший ни в один из штатных сигналов. Вот тут и сработал защитный инстинкт организма.
Грохота не было ещё слышно, но белая верхняя часть теплохода моргнула светом в окнах и поползла в мост. Прожектор тепловоза вздрогнул попав в небо, опустился, осветив две ниточки пути, завизжал тормозными колодками, так, что холодело где-то в трусах до острой боли и прокатившись два пролёта замер. Корабль тем временем продолжал скрываться по мостом, а сверху, в самой ферме моста, как муравейник, начала расти груда наскакивавших один на другой вагонов. Крытые, полувагоны, цистерны. И из этого пролёта что-то вываливалось на скрывающийся под мостом теплоход. Он окутался пылью, свет на верхнем видимом ряде потух, хотя внизу две палубы ещё горели. Очень громкий скрежет металла секунд 15-20, и всё стихло.
Только вой сирены воздушной тревоги из порта и не многие автомобили, в свете уличных фонарей, остановились перед мостом возле поста охраны. Весь корабль уже был под мостом, насколько он вышел с другой стороны, с нашего ракурса видно не было, как и не было видно кормы за быками. Видно было что одна цистерна по центу пролёта висела на автосцепке, вылетевшего более чем наполовину из раскосов фермы моста, крытого вагона, и, почти касалась воды.
Всё действо произошло за 5-6 минут, начиная от начала фейерверков и завершилось за 30 секунд, собравшимся составом в горку в этом пролёте.
Процедуры там военные, в НОД, да как и в любом отделении дороги, при крушениях или каких ещё катастрофах, первые допросы – всегда выявляют истинную картину причин случившегося.