Что случилось с шариковым позже
Чем закончилась история с шариковым в повести»Собачье сердце»? Нужно пожалуйста
Добрейший профессор Филипп Филиппович Преображенский проводит эксперимент по омолаживанию человеческого организма, который неожиданно превращается в операцию по очеловечению милого пса Шарика. «Перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание, — записывает в своем дневнике Борменталь. «
Однако эксперимент оканчивается провалом. Шарик воспринимает только худшие черты своего донора, пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. Вместо доброго пса возникает зловещий, тупой и агрессивный Полиграф Полиграфович Шариков, который, тем не менее, великолепно вписывается в социалистическую действительность и даже делает завидную карьеру: от существа неопределенного социального статуса до начальника подотдела очистки Москвы от бродячих животных. Шариков становится общественно опасен, науськиваемый председателем домкома Швондером против своего создателя — профессора Преображенского, пишет доносы на него, а в конце даже грозит револьвером.
«. заняться прямым своим делом, тогда и разруха в головах исчезнет сама собой».
и,. сумев вовремя оценить масштабы и перспективы своего творения, решает вернуть все на круги своя, чтобы снова был лишь ласковый Шарик.
«. Серые гармонии труб играли. Шторы скрыли густую пречистенскую ночь с ее одинокою звездою. Высшее существо, важный песий благотворитель сидел в кресле, а пес Шарик, привалившись, лежал на ковре у кожаного дивана. От мартовского тумана пес по утрам страдал головными болями, которые мучали его кольцом по головному шву. Но от тепла к вечеру они проходили. И сейчас легчало, легчало, и мысли в голове у пса текли складные и теплые.
Прочти хотя бы эпилог-он короткий М. Булгаков «Собачье сердце»
М. А. Булгаков «Собачье сердце». Краткое содержание
«Собачье сердце» — повесть Булгакова, которую писатель опубликовал в 1925 году. В те годы в науке было популярным скрещивать разные виды животных, совершать разные медицинские манипуляции ради улучшений существования человека. Так, главный герой Булгакова, профессор Преображенский, внезапно совершает поражающее его открытие, пока познает тайны человеческого бессмертия. Он узнает способ, как животное при помощи операции сделать человеком.
Но полученный результат вовсе не тот, который хотел видеть профессор. Человеческий мозг плохо функционирует у собаки, чье сердце продолжает ощущать себя животным.
Образ профессора Преображенского
Фамилия доктора говорящая, как у большинства героев классических романов. Преображение – цель его деятельности. При этом структура фамилии напоминает о неком благородстве. И даже дворянском происхождении, которым не обладал герой. Он сын священнослужителя, как сам автор произведения. Это не единственная их общая черта.
Это мудрый, образованный, немолодой мужчина. Филипп Филиппович – светило мировой медицины. Стремится делать свое дело максимально хорошо, в этом видит смысл жизни каждого человека. Разделение труда – важная составляющая социума, по его мнению. Герой – истинный творец, нравственный, высокоморальный. Он резок в своих суждениях. Ненавидит пролетариат и другие плоды революции, что снова сближает его с писателем. Хотя прототипом профессора считается дядя Михаила Афанасьевича – доктор Н.М. Покровский, который жил и работал в столице.
Невозмутимый, рассудительный, в чем-то холодный. Он без жалости режет подопытных кроликов. Не испытывает страха перед смертью. Достаточно вслушаться в слова, когда он говорит о «подходящей смерти», чтобы кольнул легкий холодок ужаса.
Профессор посвятил свою жизнь медицине. Не только хорошее денежное поощрение стимулировало его к работе: ежедневной практике, научным открытиям, смелым экспериментам. Он стремился помогать людям в обретении здоровья и молодости. Опыты по омоложению доктор проделывал давно. И уже добился определенных результатов, появилось множество благодарных пациентов.
Идеализм доктора разбивается вдребезги, когда в доме взрастает Полиграф Полиграфович. Такие, как он понимают лишь язык силы. Либерализм, гуманизм, воспитанность, вежливость – для них слабость. Он, как сам Шарик, который не раз был бит и обварен кипятком. Но хватал за ноги, кусал лишь тех, кто сам его боялся, показывал слабость, был для него безвреден.
Полиграф Полиграфович Шариков
Этот герой вобрал в себя сразу два образа, переродившись в новую личность. Рожденный, посредством пересадки собаке человеческого гипофиза и семенных желез, гомункул.
Донор – Клим Чугункин был молодым человеком, не имеющим ни образования, ни цели в жизни. Его существование наполнялось кабаками, игрой на балалайке, алкоголем, пошлостью, нарушением закона. У героя несколько судимостей.
Шарик – дворовый пес. Все, что он видел это побои, унижения, голод, издевательства. Его обижали и калечили. Все, что слышал – это нецензурная брань, крики и различные звуки улиц Москвы. Чтобы прокормиться, он искал пищу по «сорным ящикам» и помойкам. Но и здесь находились те, кому было жалко отбросов, как повар столовой «нормального питания», который обварил ему бок кипятком. Чтобы выжить, Шарик даже научился читать. Начал с названия павильона «Главрыба», но читал наоборот. Ошибочна версия Борменталя, причина не в перекрещивании зрительных нервов собаки. А в том, что в начале надписи стоял полицейский и подбегать приходилось всегда с конца, опасаясь жестокости и побоев.
Что могло получиться при совмещении двух обездоленных и озлобленных существ? Шариков – злой, мелочный, похабник, пьяница, омерзительный тип. Его первые слова бранные, матерные. Это весь словарный запас Клима и пса на двоих. Человек, который готов служить каждому, кто покормит, как бездомный пес. Но благополучно готов предать за больший куш, как уголовник. Не испытывающий ни любви, ни жалости ни к кому, даже к таким же осиротевшим животным, каким был сам.
Доктор Борменталь
Молодой и талантливый ассистент профессора «с мировым именем». Человек воспитанный, интеллигентный, крайне порядочный. Достаточно эмоциональный, болеющий душой за науку. Искренне любит профессора как учителя, наставника, близкого человека.
Привлекателен внешне. Шарик в своих мыслях называл его «укушенным красавцем» или просто «тяпнутым», так как укусил его за ногу. Известно, что Дарья Петровна (кухарка) была в него влюблена, даже тайно похитила фотокарточку из альбома.
Юноша добрый и терпеливый. Из себя выходит только, когда оскорбляют Преображенского.
Швондер и его окружение
Для главы домкома важен не человек, а удостоверяющая бумага: «Документ — самая важная вещь на свете». Ему неважно каким путем явился в мир Полиграф Полиграфович, что представляет из себя, лишь бы был прописан и поставлен на воинский учет.
Автор умышленно не дает характеристику герою. Упоминается лишь, что у него были вьющиеся волосы, торчавшие в разные стороны.
Швондера окружает своеобразная свита. Такие же типичные, усредненные пролетарии. Выделяется из них образ Вяземской – руководитель культотдела дома. У нее нет имени, индивидуальных качеств и даже пола. Ничего личного, только общественное. Вяземскую можно сравнивать с образом комиссара Поляковой – матерью Искры в повести Б. Васильева «Завтра была война». У нее также не было пола, возраста, личной жизни, имени, а только гордое звание «комиссар».
Второстепенные герои
Собачье сердце: короткий обзор по главам
Глава первая
Бездомная собака по кличке «Шарик» страдает от холода в московском дворике. Пёс осмысленно рассуждает о своей жизни, тонко подмечая детали человеческого быта, типов людей. Особенно ему не нравятся швейцары и дворники. Тут Шарику протягивает колбасу статный, богато одетый мужчина. Он спокойно принимает угощение и идет за господином.
Глава вторая
Попав в теплое помещение, Шарик со страху мечется по квартире. Пса усыпляют, и лечат ему больную лапу. Затем собака, пробудившись, с интересом следит за тем, как принимают пациентов. К Преображенскому на приём приходят самые разные люди: и престарелая леди, мечтающая о партии с молодым красавцем; и пожилой дамский угодник. Все они требуют от чудо-доктора одного — омолодиться. А он и готов им помочь за круглую сумму.
Вечером к профессору заявляются Швондер и члены домкома. Они желают отобрать его семь комнат для других жильцов. Преображенский жалуется знакомому, требуя разрешить его проблему. Швондер и компания уходят ни с чем, обвинив профессора в ненависти к рабочему классу.
Глава третья
Обедая, профессор философствует о пролетарском классе, о нормах приличия. Он негодует, почему это восхваляемое нынче сословие настолько популярно, если они, рабочие, промышляют мелким воровством. При этом возвеличивают друг друга, называют себя патриотами. Преображенский справедливо полагает, что вместо пустых слов и гимнов, которые распевают пролетарии, нужно заниматься делом. И тогда в мире будет царить порядок, а не хаос, что сейчас вокруг. Профессор смотрит на Шарика и предполагает, когда можно изменить его судьбу. У Борменталя есть патологоанатомы, которые пообещали предоставить материал для пересадки.
Шарик пока оправляется от старых болячек, привыкает к квартире и обстановке. Но едва он расслабляется, как профессор, получив звонок, тут же бросается начать операцию.
Глава четвёртая и пятая
Шарика оперируют. От свежедоставленного трупа ему достаются гипофиз и семенники. Борменталь и Преображенский считают, что таким путём они добьются успехов и в омоложении людей. Профессор делает предположение, что собака перед ними не выживёт — очередной эксперимент может ни к чему не привести.
Однако Шарик выжил, и вся операция прошла удачно. Борменталь ведёт дневник, где описывает изменения в поведении бывшего пса. У Шарика меняется форма черепа, выпадают лишние волосы, происходит интенсивный рост когтей. Лай постепенно переходит на голос. Пёс когда-то выучился распознавать буквы на магазинных вывесках и теперь воспроизводит изученное. Молодой помощник поспешно подводит итог: они добились не омоложения, а полного превращения собаки в человека. Преображенский для него теперь сродни богу. Однако сам профессор понуро изучает анамнез того человека, чей мозг теперь принадлежит Шарику.
Глава шестая
Преображенский хочет переселить новоявленного Полиграфа Полиграфовича, но Швондер не позволяет ему прикупить комнату из-за недавнего идейного спорта.
В квартире профессора вскоре происходит бедствие: Шариков разгромил ванную, угнавшись за кошкой.
Глава седьмая и восьмая
Шариков, будто заядлый пропойца, употребляет на обед водки. Профессор, наблюдая за ним, делает вывод, что это из-за пагубного влияния того человека, чей мозг пересадили Шарику. Шариков желает развлечений, и Преображенский советует сходить в театр. Попытки дать ему образование он не оставляет и предлагает также книги для чтения.
Отправив Шарикова в сопровождении Борменталя в цирк, профессор размышляет, не сделать ли чего с оставшимся гипофизом собаки…
Шариков, науськанный Швондером, требует у профессора выдать ему вид на жительство. Преображенский угрожает Полиграфу тем, что лишит еды, а домоуправителя обещает пристрелить. Шариков отступает, но ненадолго. Он уже украл у доктора пару монет и попытался свалить вину на Зину. После чего ещё и напился, приведя в дом посторонних. Преображенский лишается любимых вещей.
Но Шариков преподносит своим докторам сюрприз: он устраивается на работу — заведующим отдела по избавлению города от бродячих животных. Полиграф приводит домой и невесту — коллегу со службы. Девушке тут же рассказывают о нём правду. Шариков пробует удержать её под угрозой увольнения. Борменталь встаёт на защиту барышни.
Глава девятая
Эпилог
В квартире профессора появляется милиция с ордером на обыск. Их вызвал Швондер, решивший, что доктора убили-таки Шарикова. Но Преображенский спокойно объясняет, что его экспериментальный человек теперь снова собака, что произошло по самым естественным причинам. Он показывает милиционеру создание, отдалённо напоминающее Полиграфа.
А на самом деле, псу вернули его гипофиз, и он, став обратно Шариком, продолжил жить в квартире профессора, полностью забыв о своём приключении в людском обличии.
В повести «Собачье сердце» Булгаков заложил и философские, и биологические мотивы на тему человеческого существования. Он затронул актуальную для того времени проблематику межклассовых различий, общей тенденции к необразованности населения. По мысли автора, человек должен быть, прежде всего, гуманным, мудрым, сострадающим. На фоне экономической разрухи одни превозносят себя и принижают других, тогда как те начинают огрызаться в ответ.
О чём же «Собачье сердце», если ответить коротко? О законах человеческой жизни. О том, что нельзя неестественным образом навязывать кому-то свои принципы, характер, расписывать за него судьбу наперёд. Природа создаёт и людей, и животных, чтобы те жили в содружестве. И каждый из её творений заслуживает счастья.
Таков краткий пересказ произведения Булгакова. Чтобы глубже проникнуться трогательной повестью «Собачье сердце», прочтите её целиком.
«Собачье сердце»: краткое содержание повести по главам
Повесть «Собачье сердце», краткое содержание которой будет интересно не только учащимся и студентам, но и любителям хорошей литературы, — одно из лучших произведений Михаила Булгакова. Воспользуйтесь пересказом, чтобы вспомнить или составить мнение об описанных событиях и героях.
Повесть «Собачье сердце», краткий пересказ которой пригодится тем, кто слышал об этом произведении или изучает его в школе, университете, М. Булгаков написал в период революционных открытий в науке и философии (1925 год). Ученые, вдохновленные революционной идеей кардинальных изменений общества, взялись за улучшение человеческой породы. Они проводят ряд экспериментов, результатом которых должна стать долговечность людей и проявление уникальных способностей.
Автор произведения создал пародию на потуги ученых изменить человека, на политическое устройство новой социалистической России. Операция профессора Преображенского и ее результаты воспринимаются как метафора изменений, которые произошли в обществе после революции, когда к власти пришли необразованные, малокультурные, но агрессивно настроенные люмпены.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Если нет возможности перечитать «Собачье сердце», то краткое содержание по главам поможет восстановить авторские посылы:
Глава 1
Бродячий пес воет в подворотне от боли: повар обварил ему кипятком левый бок. Пес с иронией и по-философски размышляет о московских обывателях, о милосердии и злости людей. Исходя из того, насколько обозлены на бродячих собак дворники и повара, насколько скудны выбрасываемые отходы, Шарик делает вывод о новых порядках, которые установились после революции.
Его внимание привлекает господин. Он вкусно пахнет и вызывает уважение (« умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей»). Такой точно не обидит собаку, потому что сам сыт. Господин кормит пса и забирает к себе в дом.
Глава 2
Шарик оказывается в богатой квартире. Горничная Зина пыталась отвести его в смотровую, где принимал больных профессор Преображенский — хозяин жилища. С испуга пес разгромил прихожую, но ассистент профессора Борменталь (молодой человек с острой бородкой) усыпил его хлороформом. Проснувшись, животное уже не чувствовало боли в боку (ему наложили повязку).
Он становится свидетелем приема у Преображенского. Его посетители (престарелый ловелас с зелеными волосами и в панталонах, расшитых черными кошками, молодящаяся дама, мужчина, совративший четырнадцатилетнюю девочку) жаждут омоложения. Они вызывают у пса омерзение. Он решает, что попал в похабную квартирку.
Завершается день визитом домкома. Комитет возглавляет Швондер. Пришедшие сообщают, что у Филиппа Филипповича будет отобрана комната в связи с уплотнением.
Преображенский, возмущенный их наглостью, звонит высокопоставленному чиновнику, чтобы сообщить о сложившейся ситуации. Домком удаляется, объявив профессора ненавистником пролетариата.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 3
Обед в доме Преображенского обставлен как культурное событие. Профессор размышляет о культуре приема пищи, дает рекомендации Борменталю и категорически не советует читать газет за обедом (особенно советских), иначе расстройство пищеварения гарантировано.
Пение членов домкома, которые собрались на очередное собрание, заставляет Преображенского высказаться относительно будущего, которое строит пролетариат. Он уверен, что наступит разруха, потому что никто не хочет работать, а только дискутировать и петь революционные песни.
После обеда Преображенский намерен отправиться в оперу, слушать «Аиду». Из туманных разговоров профессора и ассистента понятно, что Шарик станет частью какого-то научного эксперимента. Он начнется, как только Борменталь получит известие от патологоанатомов о наличии подходящего материала.
Глава 4
Пса не выгоняют из квартиры, и он решил, что вытащил собачий билет, размышляет о своей тайной родословной. Шарик ест вдоволь и раздирает сову. Филипп Филиппович не разрешает Зине его бить, утверждая, что только внушением следует воздействовать на человека и животное.
Внезапно судьба Шарика меняется: в квартире раздается звонок, профессор обедает раньше, пса оставляют голодным и запирают в ванной, потом отправляют в смотровую и дают наркоз.
Профессор и Борменталь проводят экспериментальную операцию: псу пересаживают семенники и гипофиз человека. Преображенский предполагает, что собака умрет (« ласковый пес был, но хитрый»), поскольку предыдущие опыты были неудачными.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 5
Дальнейшие события воссозданы по записям доктора Ивана Арнольдовича Борменталя. Это история эксперимента над Шариком. Из тетради узнаем, что пес выжил, у него начала выпадать шерсть, изменился тембр голоса, вместо лая появились членораздельные слоги, происходит удлинение костей, вес достигает 30 кг.
Вскоре собакочеловек стал подниматься с постели: он ходит и выговаривает «Абырвалг» — «Главрыба» наоборот и слово «пивная», обругал профессора матом. Преображенский после обморока поправляется, но приемы не ведет. Пациент меняется стремительно (теряет хвост, разговаривает).
По городу пошли слухи о марсианине из Обуховского переулка, и дом профессора Преображенского атакуют религиозные и революционные фанатики. Вскоре Филипп Филиппович признает ошибку: пересаженный гипофиз не омолодил, а очеловечил собаку.
Он приказывает купить одежду пациенту. Тот ведет себя дико: ругается матом, хамит. Чтобы понять, почему получился такой отвратительный тип из такой хорошей собаки, профессор изучает историю жизни Клима Чугункина, труп которого использовали для изъятия пересаженных материалов.
Глава 6
Жизнь в квартире Преображенского кардинально изменилась: Борменталь переехал к наставнику, в доме появились запреты на употребление семечек и игру на музыкальных инструментах по утрам (раньше их не было, поскольку все придерживались правил общежития).
Профессор обращается с этим вопросом к Швондеру. Документ получен. Шариков проявил животную агрессию по отношению к кошке и устроил потоп в квартире доктора. Филиппу Филипповичу приходится отвечать и расплачиваться с пострадавшими от неугомонной натуры и похабного поведения Полиграфа.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 7
Ученые берутся за воспитание Шарикова: учат правилам этикета. Оказывается, тот имеет пристрастие к водке, театру предпочитает цирк, знает слово «контрреволюция», читает переписку Каутского с Энгельсом. Полиграф — типичный люмпен: не образован, питает классовую ненависть (работать не хочет, но хочет жить хорошо, комфортно и зажиточно), сторонник экспроприации и социальной уравниловки.
Иван Арнольдович и профессор Преображенский быстро ставят его на место, указав на то, сколько он должен денег за кота и испорченный водопровод, за компенсацию соседям. В результате книгу, которую он читал, отправляют в печь.
Отправив жильца с ассистентом в цирк, профессор мрачно и решительно смотрит на гипофиз собаки, который остался после операции.
Глава 8
Успокоившись, ограничивается запретом подавать Полиграфу еду. Тот в отместку крадет деньги, напивается и приводит таких же, как и он, дружков. После их выдворения обнаруживается пропажа пепельницы из малахита, шапки из бобра и трости, которую любил профессор.
Пересадив собаке эту часть мозга, они создали гомункула — хама и алкоголика. Ученые размышляют над тем, во что превратится Полиграф под воздействием Швондера. Перспектива печальная.
Кадр из фильма «Собачье сердце»: UGC
Глава 9
Филипп Филиппович разгневан, он разговаривает с Полиграфом и выгоняет из дома. Но тот не сдается и угрожает профессору пистолетом. В результате схватки Шарикова связывают и усыпляют хлороформом.
Глава 10
Швондер донес на Преображенского в милицию, обвинив того в убийстве Полиграфа. На требование милиционеров предъявить Шарикова Филипп Филиппович выводит диковинное существо, которое внешне еще выглядит как человек, но повадки имеет собачьи. Профессор объяснил, что эксперимент не удался: созданный им человек деградировал в собаку.
Пес Шарик уже с возвращенным собственным животным гипофизом блаженствует в квартире Преображенского, но недоумевает, почему ему изрезали голову.
Философские размышления о важности для развития человека культуры и образования, о злоупотреблении властью и классовой ненависти, вмешательстве в природу живых существ — главные проблемы повести «Собачье сердце».
Краткое содержание для читательского дневника демонстрирует позицию автора в отношении этих вопросов. Воспользуйтесь представленной информацией, чтобы систематизировать знания о произведении Михаила Булгакова.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Замечательный разбор фильма «Собачье сердце»
Есть одно произведение, отношение к которому у меня поменялось более чем полностью. Гений Булгакова, написавшего «Собачье сердце», и Бортко, снявшего по нему фильм, засияли совершенно другими гранями. До сих пор многие считают этот фильм (речь будет прежде всего о нем) антисоветским, не видя за своими проекциями всей его глубины и многозначности. Бедный люмпен Шариков стал для многих зрителей олицетворением всего возможного зла, а интеллигентный профессор Преображенский — всего добра и мудрости. Как же это бесконечно далеко от того, что нам в действительности показывает автор!
С первых минут профессор Преображенский завоевывает зрительские симпатии. Ведь он демонстрирует самые лучшие человеческие качества — сочувствие к бродячему псу, заботу, стремление действовать «лаской — единственным способом обращения, которое возможно с живым существом», демонстрирует доброту и прощение к ошибкам пса. Профессор олицетворяет все лучшие качества интеллигенции, элиты «старого общества». Именно через это — первое — впечатление воспринимается весь остальной фильм. А зря.
В реальности профессор вовсе не так прост. Основой роскошной — по меркам времени — жизни профессора является доход от весьма скользкого «бизнеса» — лечения половых дисфункций, видимо, довольно прибыльного во все века. Даже псу это понятно: «похабная квартирка», — думает он. Но фильм и не о том, хорош или плох профессор.
О чем же это произведение? Первый намек на это появляется еще задолго до Шарикова, во время визита Швондера. Когда новое домуправление стоит напротив стола профессора и ведет с ним диалог. Который, по сути, и диалогом-то назвать нельзя. Ведь стороны говорят на совершенно разных языках.
За столом профессора мы видим элиту интеллигенции. Профессор живет в своей системе ценностей, в которой он всегда прав, и вовсе не намерен выходить за ее пределы. С порога он свободно делает новым соседям замечания, как детям, в отношении внешнего вида, не стесняется открыто поязвить в адрес нового домуправления («Боже, пропал дом. Что будет с паровым отоплением?»), быстро «показывает» домуправлению его место («говорите скорее, у меня обед»). Профессор хорошо знает и смело защищает свои права — по крайней мере то, что таковыми считает.
Швондер представляет собой часть совершенно иного мира. Советская власть, если помните, занималась расселением людей из производственных общежитий, где люди жили по 10 человек в комнате. Швондер с домуправлением решает вопрос не собственного комфорта — ему надо разместить людей. У него совершенно другие проблемы — у него жильцы паркет в печке жгут от холода! В его понятии права определяются не юридическими бумажками и не связями — а человеческими потребностями и социальными задачами, что в то время называлось правом революционным. В его представлении нет места комфорту одного человека, даже столь уважаемого, как профессор, и воспринимается им не как право — как блажь, как противостоящая враждебная сила, с которой надо бороться. При этом Швондер с порога ведет себя подчеркнуто вежливо и на колкости профессора не реагирует, считает необходимым подойти к профессору с убеждением.
Диалог профессора и Швондера заканчивается очень знаково — только так, как может закончится диалог без решения. Профессор прибегает к доброй старой…. коррупции. Позвонить вышестоящему начальнику, наврать, что его терроризируют револьверами, и шантажировать прекращением практики…
В этом столкновении — вся суть Собачьего сердца. Революция трагична не потому, что унижает интеллигента, а потому, что приводит к вынужденному столкновению разных миров, в обыденности почти не пересекающихся, и не способных понять друг друга. Ни профессор не считает нужным вникать в заботы Швондера, ни Швондер не готов сочувствовать профессору. Профессор возмущается, что люди, которые жили в нищете, не способны усвоить культурных норм богатого дома — ходить по коврам, оставлять калоши в парадной…
Но скоро в фильме появляется и третья сторона. Прооперированный пес — не просто символ целого слоя граждан. Он не только представляет совершенно новый, третий мир, одинаково далекий и от Швондера, и от профессора, — на отношении к нему проявляются все противоречия этой новой вселенной, где эти стороны вынуждены отныне сосуществовать.
Итак, Шариков. Он не воспитывается профессором с детских лет — он вводится внезапно уже целостной личностью, люмпеном, воспитанном улицей и кабаками, также как революция внезапно ввела целый пласт люмпенов в общественную жизнь. Но появляется он не в своей «родной» среде — а в совершенно новом мире, в квартире профессора. В мире, который он не может понять, потому что является культурным продуктом совершенно других условий. Он бесконечно далек от профессора: у него свои представления о культуре, он не понимает интеллигентного застолья, предпочитая тому веселую пьянку в кабаке. При всем при этом ему хочется быть человеком — выглядеть красиво (вспомним галстук и туфли), иметь документы, работу, ходить в цирк, иметь красивое имя и отчество. Даже некоторая традиционность ему не чужда (вспомним выбор фамилии). Конечно, его понятия о красоте и престиже низкие, вульгарные — те, которые он впитал «из прошлой жизни». И в этом новом мире он не может найти себе место — все ему кажется чуждым, нигде он не находит понимания. Квинтессенция внутренней трагедии Шарикова — сцена, когда он смотрится в зеркало со свечой, чувствуя свою чуждость тому миру, в котором оказался. Конечно, интеллигентному зрителю, как и профессору, Шариков противен, но он — продукт своих социальных условий, и ожидать от него другого было бы по меньшей мере неправильно.
Но Шариков интересен не сам по себе, а тем, как в отношениях к нему проявляется «подноготная» Швондера и профессора. Швондер является олицетворением новой власти, которая взяла на себя ответственность за народ, — и за Шарикова, как представителя люмпенов, в том числе. Посильна была эта ноша или нет, мог ли пролетариат справиться с самовоспитанием и воспитанием людей — вопрос тяжелый и сложный. Но Швондер честно пытается. Именно домуправление Швондера пытается «поднять» Шарикова до человека: подобрать тому имя и фамилию, оформить документы, дать права на жилплощадь, найти работу (пусть и неприятную, но соответствующую склонностям Шарикова — каждому по способностям…), поставить на воинский учет, объяснить происходящие социальные перемены. Швондер даже озабочен его культурным развитием — снабжает литературой (конечно, той, которую сам считает полезной — переписку Энгельса с Каутским).
Итог фильма очень трагичен, но неизбежен. Профессор, как интеллигенция уходящего века, не готов, не хочет, не желает сосуществовать бок-о-бок с теми людьми, которых он сам породил. Ведь Шариков — это детище своего времени, того, в котором главенствующая роль принадлежала как раз элите — Преображенскому, и недаром в фильме он тоже рвется называть профессора «папашей». Не зря ведь Булгаков не просто заставил Швондера подселить к профессору в комнату Клима Чугункина, а сделал Преображенского непосредственным создателем Шарикова. Шариков — вовсе не порождение Швондера; коммунисты лишь зажгли в прихожей яркий свет, который высветил всю накопившуюся «грязь». Но профессор не признает за ним право на человека: отворачиваясь в отвращении от обнаруженной грязи, профессор просит скорее выключить свет обратно. Интеллигенция не просто отказывается брать на себя ответственность за судьбы люмпенов в новом мире, она отказывает им вообще в праве… на человеческую жизнь. Ведь в глазах профессора всему есть свое место, даже непосредственное дело Швондера — «чистка сараев», а не устройство жизни людей. И для Шарикова у профессора есть такое место — теплое, сытное место домашнего питомца. Профессору проще признать Шарикова животным, отказать тому в праве на человечность, и потом снисходительно проявлять к нему свою доброту и ласку. Правы те, кто говорит, что идеализм неизбежно скатывается к фашизму: профессор уже считает Шарикова недочеловеком, испорченным существом, у которого «сердце человеческое — и самое дрянное». Из которого нельзя «сделать человека» принципиально, никому не удасться, и даже пытаться не стоит. И если фашисты предпочитали «недолюдей» сжигать в печах, то профессор более гуманен — он всего лишь превращает Шарикова обратно в животное, о котором можно заботиться. Такая вот либеральность, такое вот неприятие террора, который «никому еще не помогал».
Трагедия столкновения разных миров очень остро переживается всеми зрителями даже сегодня, почти через 100 лет после революции. Оказалось, тема Шарикова — этого «осадка» общества, порожденного существующим строем, и поднятого революцией «на поверхность», где он пытается всячески устроиться, не будучи готовым встроиться в чуждые ему культурные нормы, — стала снова близка нам, когда история в очередной раз повторилась в 91 году. Мы снова встречаемся с теми же героями: та же либеральная интеллигенция, которой так любим Преображенский, вся из себя гуманистическая и против террора, у которой «30 миллионов вымрут — не вписались в рынок». Вновь на глазах расцветает и сверхприбыльный бизнес по лечению половых дисфункций. И даже те же шариковы нашего времени, которых мы легко можем увидеть в «новых русских» — бандюках 90-х годов, которые вынесены буржуазным переворотом из своего бандитского слоя в международный бизнес, но не готовые к нему ни культурно, ни интеллектуально — а потому одевающиеся в малиновые пиджаки и разъезжающие в черных джипах.
Так что на мой взгляд, это фильм не о плохих неблагодарных шариковых, не о подлых швондерах или мудрых преображенских. Это о трагедии разных социальных слоев, которые вынуждены столкнуться — но не могут понять друг друга, не могут, потому что пользуются разными языками и разными системами ценностей. В состоянии постоянного кризиса и Швондер, и Шариков, и Преображенский пытаются приспособиться и используют те средства, которые имеют. Но только идеалист, делящий людей на человеков и недочеловеков, может увидеть в Шарикове зло, а в Швондере — сволочь, мешающую жить нормальным людям. Социалист, подходящий к обществу с материалистических позиций, вынужден видеть в Шарикове трагедию общества, в Швондере — силу, пытающуюся эту трагедию исправить через изменение общества, а в Преображенском — нашу любимуюинтеллигенцию, которая от этой трагедии умывает руки.
Оригинал взят у mira_the_red
LiveJournal