Что случилось с сетью
«Мегафон» назвал причину массового сбоя в сети
Причина проблем со связью у одного из крупнейших российских мобильных операторов установлена.
Как сообщил «Мегафон» в своем канале в Telegram, произошла авария пострадал один из элементов сетевого оборудования. В компании заверили, что неполадки со связью не имеют никакого отношения к вирусу WannaCry, с помощью которого недавно была осуществлена масштабная хакерская атака по всему миру.
«Мегафон»: «За последние 20 минут поступили вопросы от СМИ о возможной связи технического сбоя на сети „Мегафона“ с вирусной атакой WannaCry. Отвечаем у нас нет оснований связывать два этих события. Произошла авария на одном из элементов сетевого оборудования».
По данным «Ведомостей», авария затронула базу данных HLR, которая регистрирует абонентов в сети. Сейчас базовые станции не могут найти абонента. Компания распределяет нагрузку по резервному оборудованию и обещает восстановить голосовую связь в ближайшие часы.
Напомним, масштабная кибератака вируса WannaCry 12 мая затронула и сети «Мегафона». Но в компании вскоре отчитались о ликвидации последствий атаки вредоносной программы.
Проблемы со связью у «Мегафона» появились сегодня утром. Абоненты жаловались, что на телефонах появился значок «нет сети», звонки и сообщения не проходят, при этом мобильный Интернет работает.
В компании признали, что «успешность дозвона снизилась на 30%». Неполадки зафиксированы в Москве и Подмосковье, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Рязани и других регионах. О проблемах сбоя в сети «Мегафона» также сообщили сервисы заказа такси Gett, Uber и «Яндекс.Такси».
Аналогичные проблемы возникли у оператора Yota он работает на сетях «Мегафона». Позднее появились сообщения о проблемах у «Билайна», но оператор заявил, что неполадки локальные только на одной базовой станции. В Сетях сообщали о проблемах также у МТС и Tele2, но эта информация не подтвердилась.
Масштабный сбой в работе «Мегафона» привел к появлению нового хештега в соцсетях #МегафонЖиви.
Я думаю актуально сегодня#МегафонЖиви
Ребят,я с вами сегодня без связи 😩
Россиянам раскрыли причины постоянных сбоев в сети
Фото: Joan Gamell / Unsplash
Сбои в сети могут быть вызваны неисправностями на программном и сетевом уровне, однако статистика за последние полгода говорит, что чаще всего они возникают из-за человеческого фактора. О том, что становится причиной технических проблем, эксперты по кибербезопасности рассказали «Коммерсанту».
Руководитель группы сопровождения клиентов «КРОК Облачные сервисы» Ренат Сайфутдинов отметил, что в большинстве случаев недоступность сервисов возникает из-за неисправностей на программном или сетевом уровне. «По статистике сбоев за последние полгода, наиболее масштабные инциденты связаны с человеческим фактором», — раскрыл россиянам причину постоянных неполадок эксперт.
Как отметил директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Сергей Андронов, в большинстве компаний существуют механизмы автоматического восстановления, которые быстро предотвращают сбой. «Угроза появляется, когда формируется набор событий: сбой в информационной безопасности, технологические ошибки, человеческий фактор», — заявил эксперт. По его словам, в таком случае глобальный сбой конкретного сервиса неизбежен. Он отметил, что вероятность технических проблем пропорционально растет с количеством участников в сети.
Главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов объяснил, что причинами наиболее резонансных сбоев за последние месяцы чаще всего становились неполадки в работе глобальных провайдеров. В пример он привел сбой самой распространенной в мире облачной платформы AWS в ноябре 2020 года, что привело к сбоям у многих других сервисов. Голованов отметил, что технические проблемы также могут быть вызваны техногенными происшествиями: в 2018 году жители Сеула на два дня лишились доступа к интернету из-за пожара в аппаратной одного из крупнейших операторов страны.
По словам IT-специалиста, не существует единого решения, которое гарантировало бы бесперебойную работу всего интернета. «Кроме того, несмотря на автоматизированность большинства процессов, свою, пусть и небольшую, долю в них сохраняет человеческий фактор», — объяснил специалист. «Главное, что могут и должны сделать компании в современных условиях,— обеспечить безопасность данных на случай подобных сбоев», — добавил он.
Ранее пользователи Telegram в очередной раз сообщили о сбоях в работе мессенджера. Со сбоем столкнулись жители мегаполисов России, а также Украины и Белоруссии. Кроме того, на неполадки пожаловались пользователи из ряда европейских стран.
В работе WhatsApp, Facebook и Instagram произошел глобальный сбой. Что известно о его причинах?
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Вечером в понедельник, 4 октября, тысячи пользователей социальной сети Facebook, а также принадлежащих ей Instagram и WhatsApp пожаловались на сбои в работе сервисов. Сообщения о неполадках начали появляться на портале Downdetector около 18:30 по московскому времени. Многие пользователи не смогли загрузить сайты соцсетей, отправить сообщения, подключиться к системе или зайти в мессенджер.
Масштабы сбоя оказались глобальными: о проблемах с работой Facebook написали 126 тысяч человек, WhatsApp — более 35 тысяч пользователей, а Instagram — около 100 тысяч юзеров. Речь идет только о тех, кто сообщил о сбоях на портале Downdetector: в реальности число тех, кто не смог воспользоваться сервисами компании, больше.
Позже сбой назвали крупнейшим в истории Facebook за последние 13 лет. С более продолжительными неполадками компания сталкивалась в 2008 году: тогда ее сервисы были недоступны на протяжении суток.
В Facebook сообщили в Twitter, что знают о проблеме. «Мы работаем над тем, чтобы как можно скорее вернуться к норме, и приносим извинения за неудобства», — написали представители социальной сети.
В компании пока не назвали точную причину сбоя. Тем не менее некоторые специалисты предполагают, что к проблемам могли привести неполадки в работе DNS-серверов, которые использует Facebook.
Фото: Dado Ruvic / Reuters
Проблема могла заключаться в том, что записи DNS, с помощью которых система находила Facebook.com и Instagram.com, могли быть удалены из таблиц глобальной маршрутизации, объяснил директор по интернет-анализу компании Kentik Inc. Даг Мадори (Doug Madori). «Если записи DNS Facebook исчезли, никто не сможет найти его», — приводит слова специалиста NPR.
Эксперт инжинирингового центра SafeNet НТИ Игорь Бедеров также посчитал, что причиной проблемы стала неисправность, связанная с DNS. «Он используется для того, чтобы вместо некрасивого IP-адреса сайта пользователи вводили адрес текстовой ссылки. Сейчас переход по IP-работает, а по доменному имени — нет», — сказал Бедеров. Когда работа площадок начала восстанавливаться, причиной сбоя в работе сервисом назвали обновления протокола динамической маршрутизации.
Вскоре после новости о том, что Facebook, WhatsApp и Instagram перестали работать, начали появляться сообщения о неполадках в работе других сервисов, не принадлежащих компании Марка Цукерберга.
Некоторые пользователи написали о сбоях в работе Twitter, Google и Amazon. Однако несмотря на эти сведения, представители Twitter пошутили в официальном аккаунте соцсети о проблемах конкурентов. «Привет, абсолютно все», — написали они после того, как сервисы Facebook перестали работать. В комментариях к посту многие пользователи поиронизировали над тем, что не знают, чем занять себя, пока соцсети не работают.
Другие юзеры пожаловались на неполадки в работе TikTok. Кроме того, появились сообщения о проблемах с работой социальной сети «ВКонтакте» — правда, в пресс-службе соцсети вскоре заявили, что не фиксируют сбоев.
Во время сбоя оставшиеся без привычных каналов коммуникации пользователи начали переходить в Telegram. По словам основателя мессенджера Павла Дурова, Telegram столкнулся с беспрецедентным количеством регистраций: за один день у мессенджера появилось 70 миллионов новых пользователей.
Наплыв юзеров на время замедлил работу Telegram. «Сегодня к Telegram присоединилось так много пользователей, что ситуация стала неустойчивой. Команда пытается держать все в порядке. Держитесь!» — писали представители мессенджера.
Однако на следующий день, 5 октября, Дуров отчитался о том, что команда мессенджера успешно справилась с возросшей нагрузкой. «Я горжусь тем, что наша команда смогла справиться с беспрецедентным ростом, потому что Telegram продолжал безупречно работать для подавляющего большинства наших пользователей», — подчеркнул основатель мессенджера в своем блоге.
После сообщений о глобальном сбое в работе сервисов основатель и глава Facebook Марк Цукерберг лишился 6,6 миллиарда долларов. По состоянию на 22:00 по московскому времени акции Facebook упали почти на 20 долларов (5,63 процента). Миллиардер опустился на шестое место в списке богатейших людей планеты.
Цукерберг отреагировал на масштабный сбой в работе сервисов уже после того, как их работа была восстановлена. «Facebook, Instagram, WhatsApp и Messenger теперь снова работают. Приносим извинения за сегодняшний сбой. Я знаю, насколько вы полагаетесь на наши сервисы, чтобы оставаться на связи с близкими вам людьми», — написал он.
Проблемы с сетью и хакеры: что известно о глобальном сбое Facebook
Уже четыре часа (к 23:30 мск) социальные сети Facebook, Instagram и мессенджер Whatsapp остаются недоступными для пользователей. В работе сервисов произошел глобальный сбой. О сбоях в работе Facebook на Downdetector сообщили вечером 4 октября больше 80 000 пользователей, о проблемах Instagram — почти 70 000, на работу WhatsApp пожаловались больше 22 000 человек из разных стран мира.
Что происходит
Журналист The New York Times Райан Марк со ссылкой на источники сообщил у себя в Twitter, что не работают не только сервисы и приложения Facebook, но и внутренние инструменты и коммуникационные платформы компании. «Несколько человек, с которыми я разговаривал, сказали, что это эквивалент «снежной бури» в компании», — пишет Марк.
Репортер The New York Times Шира Френкель со ссылкой на источник в компании пишет, что сотрудники Facebook физически не могут попасть в офис, так как у них не срабатывают электронные пропуска.
Причина сбоя
Точная причина сбоев неизвестна. Представитель Facebook Энди Стоун принес пользователям извинения за неудобства, однако не рассказал о причине неполадки. «Мы знаем, что у некоторых людей возникают проблемы с доступом к нашим приложениям и продуктам. Мы работаем над тем, чтобы как можно быстрее вернуть все в норму», — заявил он.
Аналогично поступили представители Instagram и Whatsapp. На страницах сервисов в Twitter появились извинения. «Instagram и компания сейчас переживают непростое время — у вас могут возникнуть проблемы с использованием социальных сетей. Потерпите немного, мы в деле!» — указано на странице Instagram.
Около 23:30 The New York Times со ссылкой на представителя компании сообщила, что Facebook направил команду в один из своих центров обработки данных в Калифорнии, чтобы попытаться вручную перезапустить серверы.
Сбой в системе доменных имен
По одной из версий, причина сбоя работы компаний может быть в том, что записи о компаниях в системе доменных имен (DNS — Domain Name System) были удалены из таблиц глобальной маршрутизации. Это не позволяет системам найти домены facebook.com и instagram.com. В частности, о такой версии пишет журналист The Independent Брайан Кребс.
DNS — это часть глубинной инфраструктуры интернета, про которую обычные пользователи редко слышат, но фактически пользуются ее сервисами по несколько сотен тысяч раз в день, объясняет основатель и генеральный директор Qrator Labs Александр Лямин. Эта служба преобразовывает имя сайта в IP-адрес и обратно. Если эта служба недоступна, то складывается впечатление, будто не работают и сами сайты, добавляет эксперт.
Нужно понимать, что Facebook — это чуть больше, чем просто социальная сеть и рекламный механизм, объясняет эксперт в области интернет-регистраторов Алексей Семеняка. Например, многие мобильные приложения используют библиотеки от Facebook для обработки данных о пользователях, приводит пример эксперт. «Все эти приложения сейчас пытаются непрерывно «достучаться» до сервиса, обращаясь к DNS-серверам провайдеров, которые в результате испытывают аномальную нагрузку», — объясняет он.
По словам создателя сайта usher2.club, который отслеживает блокировки Роскомнадзора, Филиппа Кулина, сбой в Facebook выглядит так, будто сеть компании просто отключили вместе с основными и вспомогательными сервисами. Он отметил, что это могло произойти как из-за внутренних работ на сети, так и из-за внешнего вмешательства в работу компании. Ситуация может затянуться надолго. «Похоже, в Facebook построили централизованное управление сетью и ошиблись именно там», — считает Кулин.
Сейчас нет возможности с уверенностью назвать причину сбоя, однако есть предположение, что это могло произойти из-за BGP-маршрутизации (англ. Border Gateway Protocol) — протокола, отвечающего за маршрутизацию данных в глобальной сети, рассказал менеджер по развитию бизнеса центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Максим Данилин.
На это косвенно могут указывать сообщения на различных форумах, которые говорят, что до сбоя DNS-системы Facebook было зафиксировано перестроение таблиц BGP, а также сообщения о сбоях в работе некоторых интернет-провайдеров, аргументирует Данилин.
Причиной сбоя также могло стать неудачное обновление связующего программного обеспечения, говорит генеральный директор «АВ Софт» Антон Чухнов.
Одновременно со сбоем в Telegram-каналах появилась информация, что на хакерском форуме продается база с данными более 1,5 млрд пользователей Facebook. Однако основатель сервиса анализа утечек данных DLBI Ашот Оганесян рассказал Forbes, что данные в базе старые и собраны не из-за утечки, а с помощью веб-скреппинга — технологии, которая в автоматическом режиме собирает открытую информацию с интернет-страниц.
По словам Семеняки, пока нет оснований считать причиной сбоя хакерскую атаку. Однако хотя на 100% этот вариант невозможно исключить, эксперт склоняется к версии ошибки при конфигурировании сети.
Подобной версии придерживаются опрошенные Reuters эксперты. По их мнению, неполадка могла быть результатом внутренней ошибки, хотя теоретически возможен саботаж со стороны сотрудников компании.
По версии Reuters, вероятность взлома крайне маловероятна. Хакеры нередко используют атаки типа DDoS или нарушения работоспособности инфраструктуры для сокрытия следов более изощренной атаки — например, кражи чувствительных данных, объясняет директор центра противодействия кибератакам Solar JSOC компании «Ростелеком-Солар» Владимир Дрюков. Однако исходя из характера нынешнего сбоя и его фактического влияния на сеть интернет, версия взаимосвязи происходящего с кражей данных кажется маловероятной, считает эксперт.
Лямин называет нынешний сбой в компании самым длинным из всех отказов Facebook, которые когда-либо фиксировались. Журналисты CNBC сообщают, что последний подобный по масштабу сбой был у компании 13 лет назад, в 2008 году. Тогда соцсеть была недоступна в течение дня и в ней было зарегистрировано 80 000 пользователей. Сейчас у Facebook 3 млрд пользователей.
Последняя крупнейшая авария с участием DNS была намного более значимой, вспоминает Лямин. Это было почти 5 лет назад — 21 октября 2016 года, когда из-за DDoS-атаки вышли из строя серверы компании Dyn, услугами которых пользовались Twitter, CNN и множество других крупных компаний. Произошедший инцидент воспринимался тогда как полный интернет-апокалипсис в США, считает эксперт.
Глобальный сбой в интернете. Главное
Что произошло
4 октября в работе крупнейших социальных сетей и мессенджеров произошел сбой. Пользователи по всему миру, в том числе в России, сообщали о проблемах с доступом в Facebook и принадлежащих ему WhatsApp и Instagram.
Сообщения о неполадках начали появляться на портале Downdetector около 18:30 по московскому времени. На несколько часов соцсети перестали работать. Большинство жалоб были связаны с работой их приложений. Некоторые пользователи не могли загрузить сайты соцсетей, отправить сообщение или войти в мессенджер, часть пользователей жаловались на отсутствие соединений с сервером.
По данным Downdetector на 1:26 мск, о проблемах с работой Facebook сообщили более 126 000 человек, Instagram — около 100 000, а WhatsApp — более 35 000 пользователей. Позже в Facebook сообщили, что доступ к приложениям и сервисам компании восстановлен.
Корреспондент The New York Times Шири Френкель написала в Twitter, что сотрудники Facebook не могли пройти в здание компании для того, чтобы оценить масштаб сбоя в работе соцсети, потому что у них перестали работать электронные пропуска. Также, по ее словам, известно о сбое в работе платформы Facebook Workplace, которую сотрудники компании используют для корпоративных коммуникаций.
Какие еще сервисы столкнулись с проблемами
Пользователи также жаловались на проблемы с Twitter, Telegram, TikTok, Facebook Messenger и сервисов компаний Google и Amazon. По информации Downdetector, жалобы на неполадки в их работе начали поступать примерно в то же время, что и жалобы на работу сервисов Facebook. Сбой в работе наблюдался и в Telegram, в компании сообщили, что «мессенджер работает медленно, но держится». Сообщалось также и о сбое в работе социальной сети «ВКонтакте», однако пресс-служба соцсети опровергла эту информацию.
Причины сбоя
Сбой связан с изменениями конфигурации магистральных маршрутизаторов. Об этом компания сообщила в блоге своей инженерной группы. Согласно сообщению, их инженеры неудачно изменили конфигурацию роутеров, распределяющих трафик между центрами обработки данных Facebook, что привело к разрыву связи, который «эффектом домино нарушил связь между дата-центрами». Также у компании нет информации об утечке данных пользователей в результате сбоя.
Основатель Facebook Марк Цукерберг извинился перед пользователями за сбои в работе социальной сети и принадлежащих ей сервисов. «Facebook, Instagram, WhatsApp и Messenger снова начинают работать онлайн. Приношу извинения за сегодняшний сбой: я знаю, как сильно вы полагаетесь на наши услуги, чтобы оставаться на связи с близкими вам людьми», — написал он.
Реакция рынка
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных