Что случилось с салонами евросеть
Конец легенды: Бренд «Евросеть» закрывается
«Евросеть» превращается в «Связной»
Объединенная компания «Евросети» и «Связного» представила стратегию своего развития. Компания будет развиваться под брендом «Связной».
Объединенную компанию возглавил Александр Малис, который до этого был президентом «Евросети». Бренд «Евросеть» в течении года прекратит свое существование.
Салоны «Евросети» будут переведены под бренд «Связной» либо под некий новый бренд, пояснил CNews Александр Малис. Решение о создании нового бренда еще не принято.
В объединенной сети будет 5,5 тыс. салонов в 1,3 тыс. российских городов. В них работает 30 тыс. человек. Ежедневно в данные магазины заходит 2 млн покупателей.
«Связной» хочет открыть новые салоны и готов работать с любыми сотовыми операторами
Число салонов не будет сокращаться. Наоборот, как говорит Малис, есть порядка 400 мест в России, где объединенная компания хотела бы открыть свои магазины. Соответственно, число сотрудников также не будет сокращаться.
Ранее было много мест, где салоны «Евросети» находились рядом с салонами «Связного». Но после состоявшего в прошлом году разделения «Евросети» между «Вымпелкомом» (торговая марка «Билайн») и «Мегафоном» таких мест практически не осталось, говорит Малис.
Объединенная компания «Евросети» и «Связного» не намерена фокусироваться на продаже SIM-карт только лишь «Мегафона», акционера объединенной компании. Сейчас в этих сетях продаются SIM-карты и других крупных сотовых операторов, «Вымпелком», Tele2, но не МТС.
Малис заявил, что теперь объединенная компания стала еще более независимой от «Мегафона», поэтому она готова к сотрудничеству и с другими сотовыми операторами.
Сами салоны будут позиционироваться как «место об актуализации знаний о возможностях цифрового мира».
Кроме того, в рамках объединения компаний была представлена новая концепция развития, согласно которой «Связной» ожидает ребрендинг, а также внедрение нового подхода к продажам и взаимодействию с покупателями.
По словам Олега Малиса, основателя группы SLV, контролирующего акционера объединенной компании, «Связной» в рамках выбранной концепции развития откроет до 500 салонов нового формата. В каждый магазин под новым брендом будет инвестировано порядка 1,5 млн руб.
Новый визуальный образ «Связного» создало агентство Ctzn. При его разработке использовался фирменный шрифт Svyaznoy Sans с характерными знаками (альтернейтами).
При разработке нового формата магазинов использовались подробные карты User Experience (пользовательского поведения) клиентов. В магазинах товары, услуги и контент будут разделены на разлчиные зоны: «Дом», «Семья», «Здоровье», «Работа», «Развеления» и др.
Клиент сможет получить максимальный набор нужных ему решений: например, от подписок на фитнесс-тренировки до «умных» кроссовок. Первые три магазина в новом формате были открыты в конце прошлого года.
В трех московских салонах ритейлера покупателям стали доступны не только привычные смартфоны и планшеты с аксессуарами для них, но и шлемы виртуальной реальности, проекторы, устройства для системы «умного» дома, квадрокоптеры и прочие.
Помимо этого, в торговых точках были организованы специальные зоны с диванами для более пристального и комфортного знакомства с товарами.
Краткая история «Евросети» и «Связного»
«Евросеть» была основана предпринимателями Евгением Чичваркиным и Тимуром Артемьевым. После кризиса 2008 г. компания была продана Александру Мамуту, который сразу перепродал 49,9% акций компании «Вымпелкому». Через некоторое время компанию возглавил Александр Малис.
У «Вымпелкома» был опцион на выкуп контрольного пакета акций «Евросети», но оператор этим не воспользовался. Вместо этого в 2012 г. компания была на паритетных началах разделена между, с одной стороны «Вымпелкомом», с другой стороны «Мегафоном» и его крупнейшим акционером, холдингом USM (впоследствии «Мегафон» выкупил долю USM).
В 2017 г. было принято решение о разделе «Евросети». «Мегафон» сохранил за собой юридическое лицо сети и примерно половину из 4 тыс. салонов. «Вымпелком» забрал себе другую половину салонов и выплатил «Мегафону» 1,25 млрд руб.
«Связной» создавался предпринимателем Максимом Ноготковым. После кризиса 2014 г. Ноготков столкнулся в невозможностью обслуживать долги перед различными кредиторами. Долги группы Trellas, объединявшей активы Ноготкова, выкупила группа Solvers Олега Малиса, брата Александра Малиса.
Через некоторое время Олег Малис установил контроль над «Связным», решив проблемы с остальными кредиторами. В 2017 г. сразу после появления информации о разделе «Евросети» между «Вымпелкомом» и «Мегафоном» начались переговоры о будущем объединении «Евросети» и «Связного».
Соответствующая сделка была заключена в апреле 2018 г.. По ней «Мегафон» получил 25,1% акций объединенной компании. Оставшаяся доля принадлежит структурам Олега Малиса.
Бренд «Евросеть» навсегда прекратил свое существование
Из-за сложной экономической ситуации в России многие компании вынуждены закрываться или объединяться с другими, потому как иначе выжить им попросту не удастся. Это одна из причин того, почему совсем недавно ритейлер «Связной» поглотил своего главного конкурента в лице сети магазинов «Евросеть». Как удалось выяснить сегодня, данный бренд вскоре прекратит свое существование, потому как поделить между собой права на его использование компании «МегаФон» и «Вымпелком» («Билайн») так и не смогли.
Как передает издание РБК, бывшие владельцы сети магазинов «Евросеть» в лице «МегаФона» и «Вымпелкома» объявили о намерении отказаться от бренда известного ритейлера, потому как им не удалось достигнуть никакого соглашения по части прав на него. В итоге, по обоюдному согласию, его было решено заморозить. Это единственный существующий в России механизм юридической защиты бренда, когда права на него не удается поделить двум и более лицам.
В рамках заключенного соглашения получится так, что бренд «Евросеть» окажется заморожен, в результате чего использовать его «Вымпелком» и «МегаФон» не смогут, также как и любые другие лица на территории России. Такая ситуация произошла из-за того, что в 2017 году обеим компаниям принадлежало по 50% от сети данных магазинов, которые в конечном итоге разделили бренд пополам, а ФАС в начале 2018 года одобрила данную сделку.
Спор остался только насчет бренда «Евросеть», будущее которого сегодня, 21 июня 2018 года, и удалось решить. Данный торговый знак решили заморозить, потому как достичь договоренности по части его использования не удалось. Обе компании имеют равные на него права, а платить деньги за его выкуп у другого владельца никто не захотел. Ожидается, что уже к лету 2019 года от бренда и магазинов «Евросеть» по всей России не останется и следа.
Сам же данный товарный знак сегодня официально прекратил свое существование, по крайне мере с юридической стороны. Подписанное соглашение не имеет срока давности, поэтому оно будет действовать вечно. Все торговые точки закроются и подвергнутся ребрендингу, превратившись в обновленные магазины «Связной».
Ранее магазины «Связной» и «Евросеть» объявили о запуске крупнейшей в мире сети магазинов под единым брендом.
«Евросеть» уходит на покой. История бренда — от провокаций и голых конкурсов до уголовных дел
Через год бренд «Евросеть» прекратит существование. В конце апреля его владелец «Мегафон» и компания «Связной» объявили о слиянии. Изменения, по их словам, коснутся как ассортимента, так и самого подхода к организации работы магазинов. «360» рассказывает о расцвете и закате, а также причинах падения этого гиганта мобильной розничной торговли.
Слияние сетей
В конце апреля владелец «Евросети» — сотовый оператор «Мегафон» — объявил о слиянии со «Связным». Компания передала свои акции «Евросети» в обмен на 25% плюс одну акцию объединенной компании, сообщил РБК. Также сотовый оператор получил два места в правлении. Основным же акционером объединения стала группа Solvers Олега Малиса, контролирующая сотового ритейлера «Связной».
По словам Малиса, бренд «Евросеть» перестанет существовать в течение года, все его магазины перейдут в ведение «Связного». Их число достигнет пяти тысяч. Окончательно же ребрендинг завершится через два года. Еще одно изменение коснется концепции продаж. Как пояснил Малис, главная задача объединенной компании — предоставить покупателю любую требуемую технологию. Для этого «Связной» существенно изменит ассортимент продаваемых товаров. Например, появятся подписки на тренировки или «умные» кроссовки. Продукцию объединят в системы: «Дом», «Работа», «Спорт», «Здоровье», «Развлечения» и другие. Также поменяется принцип организации магазинов.
Перемены начались с логотипа ритейлера, разработанного агентством Сtzn: пастельные цвета сменились на яркие с акцентом на фиолетовый. Тестирование нового формата в начале года провели в трех магазинах столицы. В каждом из них был свой вариант логотипа, а кроме смартфонов или планшетов покупатели могли приобрести шлемы виртуальной реальности, гаджеты для создания «умного» дома или квадрокоптеры.
По словам источника издания, ликвидация бренда связана с условием «ВымпелКома» при продаже доли «Евросети». Получить комментарий в «Связном» не удалось. Вице-президент по внешним коммуникациям «ВымпелКома» Андрей Быкасов также отказался прокомментировать «360» новость о ликвидации «Евросети».
«Что здесь комментировать? Все вопросы нужно задавать владельцам „Евросети“, к тому, что от нее осталось. Это не относится к нашей компании, наша сделка была закрыта. После этого все, что происходит — дело „Евросети“, „Связного“ и акционеров», — сказал он.
«Корову доили, но не кормили»
Бывший генеральный директор «Евросети» Евгений Чичваркин в интервью «360» сказал, что «скоро все это, так или иначе, будет ликвидировано». «Связному» удалось продержаться дольше «Евросети», но и его не станет в ближайшие четыре года.
«„Связной» со своими настоящими владельцами продержался на несколько лет дольше. Бренд еще не настолько уничтожен в глазах потребителей. Года три-четыре — и они его «прикончат»», — сказал он.
Число лояльных покупателей «Евросети», добавил бизнесмен, стало в разы меньше из-за того, что сеть не предоставляла сервисные услуги. Ситуацию с компанией он описал так: «Корову доили, но не кормили». По мнению Чичваркина, «Связной» ждет та же участь.
«Эти „санитары леса“ не умеют ничего создавать, выдоят все. Мне, честно говоря, совершенно все равно. Я не отношусь к людям, которые любят панихиды. Если что-то умерло, то для меня это не является больше тем, чем это было. Поэтому закопают труп или порежут на куски — мне все равно», — заявил Чичваркин.
Былое противостояние «Евросети» и «Связного» было выгодно покупателям: их зазывали большими скидками и интересными предложениями. По мнению Чичваркина, в те времена была «система, близкая к нормальному капитализму». Сейчас же все монополизируется как в государстве, так и в частном бизнесе. И ничего хорошего из-за этого ни для потребителя, ни для развития бизнеса и технологий не будет.
«Пока страна не будет открыта для западных технологий, к конкуренции с иностранными компаниями, пока будет держатся курс на изоляцию, качество товаров и услуг 100% будет падать. Качество розничных услуги и продаж может улучшаться только в условиях жесткой конкуренции», — отметил бизнесмен.
По мнению Чичваркина, в ближайшие годы продажи гаджетов и цифровых технологий заберут себе сотовые операторы, а частным компаниям придется уйти. Не исключено, добавил он, что в скором времени на рынке кредитования возникнут проблемы из-за санкций, поэтому развитие рынка замедлится на несколько лет.
«Разденься за телефон» и «руби бабло»
Компанию «Евросеть» создали бизнесмены Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев. Первый магазин по продаже мобильных телефонов открылся на Ленинском проспекте в Москве. Первые годы сеть отличалась достаточно эпатажным имиджем. Особенно кричащими и провокационными были рекламные слоганы: «Цены просто о…ть», «Ни… себе, все — людям!», «Если скажут, где-то есть дешевле, не надо мне пи…ть. Моя любимая цена — только Евросеть».
Источник фото: соцсети
Отличались и акции с конкурсами: «Разденься за телефон», «Мисс грудь» или «Эротическая фотография». В 2005 году журнал Just Business опубликовал в статье «Эпатажная мотивация» несколько писем Чичваркина, адресованных сотрудникам. Похожая публикация появилась в 2007 году в публикации «Чичваркин выбрал МТС» в «Ведомостях».
В них глава компании напоминал о необходимости «задвинуть на дальние полки телефоны Samsung», запрещал сотрудникам пользоваться телефонами Nokia на работе или со словами «Читай внимательно письмо и руби бабло, пока не утекло» рекомендовал бросить все силы на продажу контрактов МТС.
И, разумеется, знаменитое неофициальное послание продавцам, взорвавшее интернет. Причем, сам Чичваркин признал существование таких писем, но от дальнейших комментариев отказался.
Источник фото: соцсети
Контрабанда телефонов
К середине 2000-х компания разрослась до огромной структуры, подавлявшей конкурентов. Тогда же в прессе замелькали слухи, что нестандартные методы ведения бизнеса — не единственная причина успеха. «Евросеть» подозревали в неуплате или занижении таможенных пошлин при ввозе мобильных телефонов в РФ.
В 2005 году, писал «Коммерсант», правоохранители начали операцию по борьбе с контрабандой мобильных телефонов и задержали около 300 тонн гаджетов. Отмечалось, что часть продукции предназначалась для «Евросети».
А 29 марта 2006 года тогда еще милиция изъяла на Шереметьевской таможне 167,5 тысячи телефонов Motorola на 530 миллионов рублей, принадлежащих торговой сети. «Евросеть» сразу сообщила, что ввезла технику по всем требованиям законодательства. Однако контролирующие органы сначала объявили телефоны контрабандными, а затем — контрафактными. Motorola и «Евросеть» предоставили документы, подтверждающие подлинность телефонов. После этого технику объявили вредной для здоровья потребителей. Однако затем и этот довод был разбит, и в августе уголовное дело закрыли, а 117,5 тысячи телефонов вернули владельцу.
Конец эпохи Чичваркина
2 сентября 2008 года в центральном офисе «Евросети» прошли обыски из-за уголовного дела о похищении в 2003 году бывшего экспедитора компании Андрея Власкина, пойманного службой безопасности на кражах сотовых телефонов. В то время Чичваркин называл следственные мероприятия рейдерской атакой управления «К» МВД РФ. Кроме того, он упоминал имена причастных к этому правоохранителей. В отношении Чичваркина возбудили уголовное дело и допросили в СК. После этого бизнесмен спешно скрылся в Лондоне. Его объявили в международный розыск.
22 сентября 2008 года Чичваркин и Артемьев продали «Евросеть» инвестиционной компании ANN Александра Мамута. 24 октября «ВымпелКом» выкупил 50% минус одну акцию. Чичваркин окончательно попрощался с компанией 20 ноября, покинув должность председателя совета директоров. Некоторые журналисты высказывали мнение, что Чичваркин расстался с «Евросетью» из-за давления силовиков.
3 апреля 2010 года, в 13-ю годовщину основания компании, домработница обнаружила мертвой 60-летнюю мать Чичваркина. В заключении судмедэкспертизы говорилось, что женщина упала, ударилась виском от кухонный стол и скончалась от потери крови. В МВД заявили, что причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Летом 2011 года генералов милиции Константина Мачабели и Бориса Мирошникова, которых Чичваркин обвинял в преследовании, уволили из органов, а побывавшие под стражей топ-менеджеры «Евросети» отсудили у Минфина многомиллионные компенсации. В январе 2012 года дело против «Евросети» и Чичваркина закрыли из-за декриминализации контрабанды товаров.
Что происходило после ухода Чичваркина
— в феврале 2010 года Мамут продал за миллион долларов менее 0,1% акций Ксении Собчак;
— с декабря 2010 по январь 2014 года креативным директором «Евросети» был священник, актер и режиссер Иван Охлобыстин;
— 10 марта 2011 года новым символом компании стал желтый терьер;
— осенью компания поглотила сеть по продаже электроники «Альт Телеком»;
— в апреле 2012 года «Евросеть» пыталась публично разместить акции на Лондонской фондовой бирже, но переоценила свою значимость. Книга заявок оказалась заполненной лишь на 15%, и «Евросеть» отказалась от идеи;
— в сентябре 2012 Мамут продал свою долю в «Евросети» компании «МегаФон»;
— в июле 2017 года «ВымпелКом» и «МегаФон» договорились о разделе сети пополам при сохранении «Евросети» как полноценной компании. После этого «Мегафон» довел свою долю до 100%, а «ВымпелКом» переформатировал 50% салонов под свой бренд.
— 25 февраля 2018 года «МегаФон» выкупил оставшуюся часть акций «Евросети» у компании Veon и стал 100% владельцем сети;
— в конце апреля «МегаФон» и сеть «Связной» объявили о слиянии двух розничных сетей.
«Связной» ликвидирует бренд «Евросеть» в течение года
Объединенная компания «Связной» и «Евросеть» перейдет на новую концепцию и единый бренд — «Связной», передает корреспондент РБК с ее мероприятия в Москве. Бренд «Евросеть» прекратит свое существование в течение года. В «Связном» не пояснили, почему решили отказаться от него. Источник, близкий к компании, сообщил, что таким было условие «ВымпелКома» при продаже доли в «Евросети». Представитель «ВымпелКома» отказался прокомментировать это утверждение.
По словам главы «Связного» Александра Малиса, перед компанией стоит задача, чтобы в магазинах сети покупатель мог получить любую технологию, которая ему нужна. Поэтому «Связной» будет расширять ассортимент представленной продукции, добавил он.
Как шло объединение
В конце апреля сотовый оператор «МегаФон», владеющий 100% «Евросети», и группа «Связной» объявили о слиянии розничных сетей. «МегаФон» должен был передать 100% акций компании Euroset N.V. (владеет операционными компаниями «Евросети») кипрской DTSRetail LTD (сейчас занимается операционным бизнесом «Связного»). Взамен «МегаФон» получил 25% плюс одну акцию объединенной компании и два места в совете директоров. Сделка была закрыта в конце мая. Основным акционером объединенной компании является группа SLV Олега Малиса, миноритарная доля принадлежит НПФ «Благосостояние».
Новый логотип для «Связного» разработало агентство Ctzn. Фирменная гамма изменилась с пастельных цветов на яркие с базовым фиолетовым. Расширится ассортимент магазинов, а также изменится принцип их организации. Теперь устройства, услуги и контент будут объединены в основные экосистемы: «Спорт», «Развлечения», «Дом», «Здоровье», «Работа» и др. В ассортименте появятся, например, «умные» кроссовки и подписка на фитнес-тренировку.
По словам главы «Связного» Александра Малиса, инвестиции в ребрендинг составили чуть больше 1 млн руб. в одну точку, то есть общая сумма может превысить 5 млрд руб.
Реквием по «Евросети». Почему компания не стала технологичным брендом
После объявления «Связного» о намерении отказаться от бренда «Евросеть», многие вздохнули: еще один великий бренд похоронили. Хотя в 2000-х в России сложилась нехарактерная для мирового рынка ситуация, когда на фоне бурного развития сотовой связи вырос огромный по числу салонов независимый ретейл. При этом в основе бизнес-модели ретейлеров была не продажа телефонов, а вознаграждение от операторов. В Европе и Америке почти вся розница с самого начала была операторской, телеком-компании сделали ставку на дотирование телефонов: абонент заключает контракт на услуги связи с фиксированным ежемесячным платежом на год-два и получает трубку за символическую сумму.
Консолидация — естественный процесс в ретейле при росте конкуренции, снижении рентабельности и замедлении темпов роста. У крупной компании больше возможностей по привлечению финансирования и управлению долгом, масштаб позволяет получать более выгодные условия от поставщиков, а единая распределенная сеть — управлять складскими остатками и эффективностью магазинов. В России консолидация служит и укреплению влияния, причем идет давно и повсеместно. В продуктовом ретейле Х5 Retail Group объединила сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель» еще 10 лет назад. В секторе бытовой техники и электроники крупнейшие активы консолидировала группа «Сафмар» Михаила Гуцериева. Объединенная компания «М.Видео» и «Эльдорадо» уже контролирует 25% рынка и рассчитывает нарастить свою долю.
Объединение «Связного» и «Евросети» в этом контексте — шаг ожидаемый и, наверное, позитивный. Если не считать того факта, что сотовый ретейл в том виде, в котором мы его знаем, давно умер. Объективно операторам не нужна ни мультибрендовая розница, ни такая большая сеть. В прошлом году большой тройке пришлось признать, что количество салонов связи в стране «гипертрофировано», и начать сокращение собственной розницы. Потребность в салонах связи с каждым годом будет сокращаться. Ведь не только продажа гаджетов, платежи и дополнительные услуги, но и продажа контрактов уже перетекают в интернет.
Салоны связи были центрами распространения самой доступной «высокой технологии» — мобильной связи, но технологическими хабами они так и не стали. Основатель «Связного» Максим Ноготков давно понял: чтобы развиваться, нужно изменить бизнес-модель, в которой основной доход приносит продажа сим-карт. Ноготков начал сокращать зависимость от операторов и диверсифицировать бизнес. Открыл банк, запустил интернет-магазин Enter, стал активно инвестировать в диджитал. Но не рассчитал силы, совершил много ошибок и потерял компанию.
«Евросеть» развивалась более консервативно. В 2009 году «Евросеть» взялась за разработку интернет-магазина, на протяжении пяти лет проектом занималась наша команда. В начале онлайн-продажи были незначительными, автоматизация процессов — в зачаточном состоянии, большая часть заказов в интернет-магазин поступала по телефону. Создав новую цифровую витрину, компания перенесла интернет-магазин на профессиональную платформу «1С-Битрикс», появилась система штрих-кодирования для автоматизации работы склада и трекинга заказов, система распределения заказов по курьерам в привязке к районам города и многое другое. Но несмотря на растущие продажи, «Евросеть» не воспринимала свой онлайн-магазин всерьез: тогда это все еще были считаные проценты в общей выручке компании. Cтратегические инвестиции в электронную коммерцию компания делать не торопилась.
В топ-100 интернет-магазинов «Евросеть» сегодня занимает лишь 55-е место. За год компания упала в рейтинге более чем на 20 строчек. Те ретейлеры, которые вовремя сделали ставку на развитие цифрового бизнеса, получили ожидаемый рост. Тот же «Связной» занимает в рейтинге 10-е место, а «М.Видео» — четвертое. По итогам первого квартала 2018 года «М.Видео» нарастила онлайн-продажи на 82,4% год к году, а доля онлайна в общих продажах компании достигла 19%. Не случайно e-commerce-директора «М.Видео» Михаил Морозова недавно нанял крупнейший продуктовый онлайн-ретейлер «Утконос».
Одна из немногих независимых от операторов сетей в Европе — британская Carphone Warehouse — пережила непростую историю трансформаций. Кроме собственно торгового бизнеса компания развивала услуги широкополосного доступа, вместе с Virgin Group создала крупнейшего во Франции виртуального оператора Virgin Mobile France и даже пыталась развивать Best Buy в Британии и Best Buy Mobile в Соединенных Штатах. В 2014 году Carphone Warehouse объединилась с сетью бытовой техники Dixons Retail. По итогам 2017 года годовая выручка объединенной Dixons Carphone превысила £10,5 млрд, а операционная прибыль составила £418 млн.
Интересен пример крупнейшего американского ретейлера электроники Best Buy, который за последние годы превратился из офлайнового продавца в технологичную омниканальную компанию, выдерживающую конкуренцию с Amazon. В 2015 году компания представила новый поисковый движок и рекомендательную систему своего интернет-магазина, пообещав инвесторам стать «Netflix для рынка потребительской электроники». За несколько лет компании удалось увеличить долю онлайна в общих продажах до 20% и занять десятую строчку в рейтинге американских онлайн-ретейлеров. Сегодня компания делает ставку на новые высокодоходные сервисы: технологические консультации на дому (In-Home Advisor) и программу техподдержки (Total Tech Support), а также открывает новые склады для быстрой доставки онлайн-заказов. В апреле этого года Best Buy анонсировала неожиданное партнерство с Amazon. Первым продуктом этого тандема стали смарт-телевизоры Toshiba, в которые встроена приставка Amazon Fire TV с голосовым помощником Alexa для доступа к потоковым сервисам, таким как Netflix и Hulu. Новые телевизоры будут продаваться как в магазинах сети Best Buy, так и на BestBuy.com и Amazon.com.
Netflix начинала с проката видеокассет, но через десять лет, в 2007 году, запустила сервис потокового вещания, а еще через шесть стала производить свои фильмы. Western Union больше ста лет предоставляла услуги телеграфа, но в 80-х годах прошлого века сумела перестроиться в ответ на стремительное развитие технологий и сфокусировалась на более рентабельных денежных переводах. Хотя такие примеры скорее исключение из правила. Большим компаниям редко удается кардинально изменить бизнес. Так, легендарная Eastman Kodak пыталась развивать технологии цифрового фото, но не выдержав конкуренции, прекратила самостоятельное производство фотокамер и знаменитой пленки, продала пакет патентов и в 2012 году обанкротилась.