Что случилось с сальери

Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Сальери скончался в клинике для душевнобольных, терзаемый обвинениями в убийстве Моцарта. В 1997 г. в Милане прошел суд над Сальери. Его оправдали, к сожалению посмертно.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Вена, 1823 год. Газетное сообщение, спустя несколько дней:

«После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился и он пытался перерезать себе горло.

Попытка первого императорского капельмейстера покончить с собой не удалась; по приказу императора, его поместили в дом умалишенных».

Ноябрь 1823 года. Бетховенские разговорные тетради.

Бетховен написал в ответ: «Я по-прежнему не отказываюсь именовать себя „учеником Сальери“.»

Иоганн Шикль ответил в разговорной тетради: «Пусть так, но могу побиться об заклад, что Сальери сказал правду. Почти все в Вене со мной согласны. Обстоятельства смерти Моцарта служат подтверждением признания Сальери».

Бетховен сердито ответил: «Пустая болтовня! Сальери я обязан больше, чем кому бы то ни было».

Иоганн Шикль продолжал: «Больше чем Моцарту?»

Бетховен ответил: «Когда я в нем нуждался, Моцарта уже не было в живых».

Извещение императорского двора от 14 июня 1824 года несколькими месяцами позже гласило:

«Его императорское величество милостиво разрешает Антонио Сальери после пятидесяти лет верной службы престолу уйти в отставку с сохранением полного жалованья».

На следующий день Бетховен с торжеством заявил племяннику: «Я оказался прав. Сальери оправдан. Он просто нездоров».

Бетховен ответил на это взрывом негодования, но через несколько минут спросил своего друга Антона Шиндлера, как чувствует себя Сальери.

Антон Шиндлер написал: «Здоровье Сальери снова ухудшилось. Он совсем невменяем. В бреду он продолжает твердить, что виновен в смерти Моцарта. Видимо, это сущая правда, раз он хочет исповедоваться в своем грехе. Да, видно, каждому уготовано возмездие».

Осень 1824 года. «Альгемайне музикалише цейтунг»:

«К Сальери никого не допускают; двое служителей дежурят при нем днем и ночью».

Бетховенские разговорные тетради. Запись, сделанная в тот же день.

Когда Бетховена попросили написать что-нибудь по случаю годовщины смерти Моцарта, он поинтересовался состоянием здоровья Сальери.

Карл ван Бетховен записал в разговорной тетради своего дяди:

«Людей, которые упорно утверждают, что Сальери – убийца Моцарта, становится все больше».

Его дядя закричал: «Глупец, я спрашиваю о здоровье моего учителя!»

Антон Шиндлер записал в разговорной тетради: «Он сошел с ума. Единственно о чем он твердит, это о Моцарте. Он полон отчаяния».

Апрель 1825 года. «Альгемайне музикалише цейтунг»: «Нашему многоуважаемому Сальери, сколь это ни печально, никак не удается умереть. Его тело подвержено всем старческим немощам и разум покинул его. Говорят даже, что в бреду больного воображения он винит себя в преждевременной кончине Моцарта; в этот вымысел не верит никто, кроме разве самого несчастного больного старика. К сожалению, современникам Моцарта слишком хорошо известно, что непосильная работа и беспорядочная жизнь в компании плохих друзей – вот что сократило его драгоценную жизнь!» Вена. 1 мая 1825 года. Газетное сообщение: «Говорят, что исповедь Сальери хранится в венском церковном архиве».

Вена. Газетное сообщение на следующий день: «Церковь отрицает, что такая исповедь вообще существует».

Вена. 7 мая 1825 года, газетное сообщение: «Сальери скончался. Отдавая дань заслугам маэстро Сальери перед престолом, император распорядился отменить на время траура все музыкальные представления в императорских театрах».

Читайте также

Убил ли Сальери Моцарта?

Убил ли Сальери Моцарта? Всякая встреча с Юрием Николаевичем Тыняновым была по-особому интересной и обогащающей. Я думаю, так обстояло дело не только со мной, но со всяким, кому посчастливилось встречаться с ним.Его не очень гладкая живая речь являлась как бы думанием

Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери <69>У Пушкина немало произведений объективных, как «Борис Годунов» или «Капитанская дочка»; но лучшие его вещи глубоко автобиографичны, то есть зачаты им в страстных думах о его собственной судьбе, когда его личное недоумение, созрев, открывалось ему как

Моцарт и Сальери[2] Прелюдии

Моцарт и Сальери[2] Прелюдии Мандельштам был отчаянным спорщиком, но клевал не на всякую удочку. Он любил сцепиться с марксистом, хотя эти споры всегда шли впустую. «У них на все есть готовый ответ», — жаловался он, потратив время на пустой разговор и убедившись, что

Сальери двадцатых годов

Сальери двадцатых годов Мандельштам отмежевался от Моцарта и безоговорочно стал на сторону Сальери в двух статьях 1922 года. Он признал их равноправие лишь через двенадцать лет, уже после того, как был написан «Разговор о Данте». У Ахматовой есть замечательные строчки: «А

Версия первая («классическая»): отравление, Сальери

Версия первая («классическая»): отравление, Сальери Моцарт неожиданно умер в возрасте тридцати пяти лет после недолгой болезни. Каких свидетелей его смерти мы имеем? Софи Гейбль, младшая сестра Констанцы (жены Моцарта), много-много лет спустя излагала свои воспоминания об

Моцарт и Сальери Марка Гиршина

Моцарт и Сальери Марка Гиршина Как-то, приехав на пару недель в Нью-Йорк, мы с Сашей пригласили к себе писателя Марка Гиршина, незадолго до того приславшего нам рукопись своего романа «Брайтон Бич». К тому времени мы не только выпускали в свет журнал «22», но порой даже на

24. Бетховен и Сальери

24. Бетховен и Сальери Взволнованный своим рассказом, Бетховен замолчал «Дорогой господин Бетховен, что же произошло потом?» – спросила Дебора.– Я никогда его больше не видел Мне пришлось вернуться домой. Моя матушка тяжело заболела и вскоре умерла. А когда я перебрался

39. Сальери

39. Сальери Джэсон все еще размышлял над последними словами Анны Готлиб, когда Дебора обнаружила, что их карета исчезла. Джэсон глазам своим не поверил, ведь он строго наказал Гансу ждать, однако кучера не было на месте. Михаэлерплац опустела, кафе на Кольмаркт закрылись.

«Моцарт и Сальери» в «Маскараде»

«Моцарт и Сальери» в «Маскараде» Бесчисленными и порой трудноуловимыми нитями было связано творчество Лермонтова с наследием Пушкина.В свое время связи эти определялись одним словом: «влияние». От этого понятия отказались уже давно, ибо диапазон связей оказывался

2 Сильвио и Сальери

2 Сильвио и Сальери Нам уже приходилось писать о связи этих двух психологических типов. Движущей чертой обоих оказывается «зависть» — не в элементарном, но в широком, даже философском понимании, расширяющаяся до протеста против несправедливости Природы, своенравно

4 Арбенин и Сальери

4 Арбенин и Сальери Трагедия Пушкина была опубликована впервые в «Северных цветах на 1832 год» и затем вошла в третью часть «Стихотворений» Пушкина, вышедших в свет также в 1832 году. К моменту работы над «Маскарадом» (1835), таким образом, Лермонтов, несомненно, был знаком с

Антонио Сальери Семь смертных грехов

Антонио Сальери Семь смертных грехов Ты, Моцарт, бог, — и сам того не знаешь. Я знаю… (приписывается Антонио Сальери) 18 августа 1750 года в итальянском городе Леньяго родились одновременно два персонажа: один из реальной истории музыки, а другой — из маленькой трагедии

У каждого Моцарта свой Сальери

У каждого Моцарта свой Сальери Шестидесятые — начало семидесятых — период бурного творческого успеха. В год выходили 1–2 книги, путешествия, многочисленные выступления. Сегодняшним «властителям дум» трудно себе представить, что творилось на его выступлениях. Залы были

Источник

Антонио Сальери: Подлинная жизнь «убийцы Моцарта»

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Имя Антонио Сальери благодаря стараниям некоторых деятелей искусства (в том числе А.С.Пушкина) стало почти синонимом «иуды», ибо вошло в историю как имя предателя и угрюмого убийцы, из зависти отравившего своего гениального коллегу Моцарта. Concepture пытается нарисовать реальный образ виднейшего композитора и педагога своего времени.

То, что имя Сальери стало ассоциироваться с завистью к таланту, можно назвать всего лишь досадным недоразумением, ведь речь идет о самом успешном и влиятельном композиторе своего времени, почитаемом учителе музыки, любимце венской публики. Однако это недоразумение загадочным образом выросло до масштабов такого живучего мифа, что фигура снедаемого тяжким пороком Сальери затмила реального Сальери – открытого, отзывчивого и веселого человека. Жизненный и творческий путь Сальери говорит о том, что посмертная слава композитора должна была стать совсем другой. В этой заметке мы приведем некоторые факты, касающиеся биографии и творчества композитора, которые помогут «оживить» настоящего Сальери и разрушить мрачный образ, созданный драматургией, беллетристикой и кинематографом XIX, XX и XXI веков.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Антонио Сальери, родившийся 18 августа 1750 года недалеко от Венеции, был обычным ребенком, в чьей внешности не угадывалось ничего демонического. Сохранилось такое описание юного Антонио: «Он был невелик ростом, ни толстый, ни тонкий, смуглый, с ярко-черными глазами и волосами. Одевался он модно, но избегал излишеств, очень любил конфеты и варенье, но при этом не любил вино и пил только воду. Он был щедр со всеми, очень религиозен и весел. Его хобби составляли литература и долгие прогулки в одиночестве, которые, возможно, помогали ему медитировать». Мальчик имел музыкальные способности, прекрасно пел, поэтому и был послан получать музыкальное образование, как и его брат. Антонио оказался необычайно усердным учеником и достиг больших успехов в освоении музыкального искусства. Уже в детстве Антонио Сальери узнал, что значит подарок судьбы, когда оставшись полным сиротой, познакомился с Гассманом, крупным композитором из Вены. Гассман был поражен талантом Антонио и забрал его с собой в Вену, чтобы завершить его образование. Так юный итальянец получил путевку в жизнь и разумно воспользовался ей, став ярчайшим представителем австрийской музыки.

Вторым покровителем молодого композитора, высоко оценившим его первые работы, стал непревзойденный мэтр Кристоф Виллибальд Глюк. Как видно, талант и трудолюбие Сальери буквально сразу открыли ему ворота в музыкальную элиту Австрии, а о большем нельзя было и мечтать. Мотив зависти в свете этих фактов теряет всяческую достоверность, ведь мастерство Сальери признал сам император Иосиф II. Итогом головокружительной карьеры Сальери стало его назначение придворным капельмейстером камерной музыки вместо умершего Гассмана. Так, в 24 года Сальери занимает один из самых важных музыкальных постов в Европе! Причем одним из тех, кто не принимает успех Сальери, является ни кто иной, как Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея Моцарта, которого Сальери якобы убьет в конце своей жизни. И связано это скорее с завистью со стороны Моцартов, ведь отцу до сих пор не удалось получить выгодную при дворе должность для себя или продвинуть своего сына. Австрийский музыковед Леопольд Кантнер пишет: «В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? К примеру, он пишет, что в глазах императора Сальери имел большой вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось».

Многие биографы обращают внимание на то, что Сальери был очень дружелюбным и открытым к общению человеком, имевшим множество друзей. Да и Моцарта, безусловно, он считал гением и всегда по-дружески вел себя с ним. Конечно, определенное соперничество существовало между всеми композиторами уровня Сальери и Моцарта, но оно не выходило за рамки сцены и тем более не могло дойти до убийства. Тем более заслуги Сальери перед австрийским обществом всегда поощрялись, удостаивались благодарности множества людей. Музыкальная и общественная деятельность Сальери давала вполне ожидаемый результат, что подтверждают полученные им титулы: член Шведской академии наук, почетный член Миланской консерватории, кавалер высшей награды Франции – ордена Почетного легиона, член Королевской Академии изящных искусств.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

В пользу Сальери говорит и то, что он был набожным человеком, который думал не только о достижении материальных благ. Его можно смело назвать деятельным христианином, о чем свидетельствует множество фактов. Например, он устраивал благотворительные концерты, давал бесплатные уроки и занимался делами вдов и сирот музыкантов. Сальери оказывал материальную помощь одаренным детям, семьям своих учителей. К тому же Сальери не акцентировал на этом особого внимания, не относился болезненно к своей персоне, считал себя простым человеком со своими слабостями, о которых не стеснялся говорить. На одной из партитур Сальери написано его рукой: «Маленький Реквием, сочиненный мною, ничтожнейшим из созданий, Ант. Сальери». А в одном из последних писем он клятвенно заверял, что никогда не желал плохого Моцарту и что не подумал бы скрывать правду сейчас, перед лицом смерти.

Сальери оставил большое музыкальное наследие: 35 опер, множество месс, симфоний, кантат, концертов и других произведений. По количеству опер он опередил самого Моцарта, и нельзя сказать, что по качеству без всяких сомнений оперы австрийского вундеркинда выигрывают. Многие произведения Сальери не уступают по качеству лучшим в истории композиторам, поэтому и пользуются до сих пор успехом у публики. При этом Сальери вовсе не «поверял алгеброй гармонию», его работы отличаются новаторскими решениями, некоторые из которых перенял и Моцарт. Сухим математиком в музыке Сальери точно не был. Биографы упоминают, что вдохновение он искал на оживленных улицах, среди живого общения, а вовсе не сидел в кабинете за книгами.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Немаловажно, что на музыкальной арене Вены Сальери никогда не терпел поражение от Моцарта, а вот Моцарт довольно часто проигрывал подобные поединки. Так, своеобразный поединок между Сальери и Моцартом состоялся 7 февраля 1786 года в Шёнбруннском дворце, где в один вечер были представлены их небольшие комические музыкальные произведения. В итоге Сальери одержал безоговорочную победу над соперником, и рассудили композиторов вовсе не интриги, а искушенная венская публика. Нечто подобное происходило между ними и ранее, и опять победителем выходил Сальери: постановка его оперы «Пещера Трофонио» заставила отложить премьеру оперы Моцарта «Волшебная флейта».

В 1816 году вся Вена отмечала 50-летие творческой деятельности маэстро Сальери. Праздником руководил сам император, который наградил композитора золотой медалью. Сальери, который и в 66 лет сохранил удивительную работоспособность и плодотворность, представлял свои новые произведения, которые исполняли его прославленные в будущем ученики.

О педагогическом таланте Сальери свидетельствует ярчайшая плеяда композиторов, которых он воспитал и способности которых мог вовремя увидеть. Среди его учеников – известные ныне всему миру Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Ян Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Иозеф Вайгль, Петер фон Винтер и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт. Ученики Сальери всегда питали к нему самые лучшие чувства, ценили за то, что в кругу учеников учитель поощрял все самое «ясное и святое». Как писал Шуберт, Сальери «сумел подняться над неестественным бредом нашего времени». Творчество знаменитых учеников маэстро, впитавшее самое лучшее из творчества самого Сальери, тоже можно назвать огромным вкладом в мировую культуру.

XX век стал периодом возрождения интереса к творчеству Сальери. Многие театры вновь ввели его оперы в свой репертуар, а в Леньяго (в родном городе Сальери), открылся «Театр Сальери». Оказалось, что и сегодня музыка Сальери звучит современно и способна заинтересовать слушателя нашего времени. Конечно, легенда никуда не ушла, никакое опровержение скорее всего не сможет пересилить миф, настолько уж он оказался очаровательным.

P.S. В 1997 году Миланская консерватория инициировала процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. Заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также специалистов-медиков), суд вынес композитору оправдательный приговор «за отсутствием состава преступления».

Рекомендуем прочесть:

1) М.Брион – «Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта».

2) Б.С.Штейнпресс – «Антонио Сальери в легенде и действительности».

Источник

«Моцарт и Сальери» — пьеса-трагедия А.С. Пушкина

Пьеса «Моцарт и Сальери» написана Александром Пушкиным в 1830 году. Впервые опубликована в 1831 году.

Замысел пьесы «Моцарт и Сальери»

Согласно дневниковым записям Александра Пушкина и его переписке с друзьями, идея создания этой пьесы зародилась у поэта еще в 1826 году. Уже тогда он обдумывал содержание нескольких драматических произведений, которые позднее получат название «маленькие трагедии». Сам же Пушкин для этого жанра чаще использовал названия «драматические сцены» и «опыты драматических изучений». Но в какой степени поэт реализовал свою задумку тогда, в 1826 году, остается неясным Достоверно известно лишь то, что окончательный текст пьесы появился в 1830 году.

Болдинская осень

В жизни самого поэта в тот момент происходили важные события. В 1830 году Александр Пушкин, наконец, получил согласие от родителей Натальи Гончаровой в ответ на его предложение руки и сердца. Поэт счастлив, воодушевлен, готовится к свадьбе и уезжает в свое нижегородское имение Большое Болдино, чтобы привести дела в порядок. Но там его застает эпидемия холеры, разразившаяся в округе, и Александр Сергеевич вынужденно проводит в Болдино три осенних месяца. И это время стало одним из самых плодотворных периодов в творчестве поэта! Душевный подъем, обилие творческих замыслов и уединение подарили миру прекрасные сочинения литературного гения. Именно тогда была написана и пьеса «Моцарт и Сальери».

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальериБолдино. Усадебный дом

Исторический контекст

Так как пьеса «Моцарт и Сальери» получила очень неоднозначную оценку в обществе (особенно при жизни Александра Пушкина), следует отдельно остановиться на тех настроениях, которые витали в обществе в конце 20-х годов XIX века.

Вольфганг Амадей Моцарт умер за восемь лет до рождения Пушкина – в 1791 году, в возрасте 35 лет. А его учитель Антонио Сальери покинул наш мир уже при жизни Александра Сергеевича – в мае 1825 года, в возрасте 74 лет.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальериЛеопольд Моцарт. Портрет работы Пьетро Антонио Лоренцони

То есть история жизни двух этих, без сомнения, одаренных композиторов, была на слуху у всего мира и будоражила умы многих любителей музыки, а что уж говорить о любителях сплетен! Более того, в 20-е годы XIX века в России возник настоящий «культ Моцарта», и одним из распространителей его в нашей стране был музыкальный критик и музыкант-любитель Александр Улыбышев, близко знакомый с Пушкиным. Сам Александр Сергеевич был довольно далек от музыки, и многие сведения об австрийском композиторе и его учителе почерпнул как раз из статей Улыбышева, а также из французской и немецкой прессы. Все эти источники превозносили Вольфганга Амадея как величайшего гения всех времен, который «сумел постигнуть самую сущность искусства». А его манера творить представлялась легкой игрой, не стоившей автору почти никаких усилий.

Реальный Моцарт

Но нужно сказать, что такой образ Моцарта не вполне соответствовал реальности. К тому времени, когда Пушкин взялся за свою пьесу, во всем мире уже укоренилось некое общее представление об австрийском композиторе как о светлом гении, который абсолютно лишен гордыни и тщеславия, равнодушен к славе и титулам, живет одной лишь музыкой, сочиняет также легко, как дышит и сам даже не подозревает о степени своего таланта.

Однако анализ переписки Моцарта с друзьями и официальными лицами при дворе, а также воспоминания современников, открывшиеся нам в XX веке, рисуют несколько иной портрет гения: реальному Вольфгангу Амадею были вовсе не чужды стремления к славе и почестям, поиски солидных должностей, зависть и обсуждение коллег по музыкальному цеху, муки творчества и бесшабашные гуляния. Безусловно, все эти черты, свойственные любому смертному человеку, ничуть не умfляют достоинств прекрасной музыки талантливого композитора, а лишь развеивают миф о нем, как о «невинном гении музыки». Но во времена Пушкина всего этого еще не знали.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальериПортрет Моцарта работы Дорис Шток. Дрезден, 1789 год

Реальный Сальери

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальериБюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы; скульптор Л. Ф. Шабо

Если брать жизнь этого итало-австрийского композитора, то ее вполне можно назвать успешной.

Он был признан одним из самых известных композиторов своего времени; талантливым педагогом – выпустил плеяду ярких учеников, среди которых были Амадей Моцарт, Лювиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист; сделал блестящую карьеру, дослужившись до поста придворного капельмейстера и прослужив на этой должности 36 лет; наконец, он был прекрасным семьянином и любящим супругом. Кстати, всю жизнь Сальери восхищался талантом вовсе не своего ученика Моцарта, а своего учителя композитора Кристофа Глюка. Таким образом, реальный Антонио Сальери сильно отличается от художественного образа, созданного Пушкином в своей пьесе. Кстати, состоявшийся в Милане в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти Моцарта. Однако, подчеркнем, что это случилось спустя 160 лет после смерти Пушкина.

«Моцарт и Сальери» — краткое содержание

Сцена первая

Первая сцена пьесы открывается рассказом о Сальери. Еще маленьким мальчиком будущий композитор услышал звуки органа, и с тех пор музыка пленила его навсегда. Он старательно «препарировал» ее, пытаясь разобраться, из каких же частей состоит красивая мелодия. Сальери долго и старательно трудился, отбросив в сторону всякую праздность. В итоге он добился высокого положения в обществе и всеобщего уважения. Так он жил мирно и счастливо, наслаждаясь достигнутым успехом, пока однажды не поймал себя на том, что жутко завидует молодому композитору Моцарту. Тот был откровенным разгильдяем, к музыке относился как к легкому приятному занятию и сочинял ее также легко, как птицы поют свои песни. И при этом музыка его была столь прекрасной, что даже сам Сальери делал сравнение не в свою пользу.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальериИллюстрация Михаила Врубеля. 1884 год

Сцена вторая

Во время ужина Моцарт делится с Сальери новостью о том, что пару недель назад к нему пришел странный гость в черных одеждах и попросил сочинить для него Requiem (траурное музыкальное произведение). И вот композитор уже написал музыку, а гость так и не возвращается. Но Моцарт даже был рад этому, потому как теперь уже мечтал оставить эту мелодию себе.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальери

Тема пьесы «Моцарт и Сальери»

Основной темой своей трагедии Пушкин вывел сравнение двух противоположных начал: рационалистического, стремящегося все упорядочить, разложить «по полочкам», выверить с математической точностью и творческого, которое существует исключительно в режиме вдохновения и не терпит никакого насилия над собой! Пушкинский выдуманный Сальери не просто завидовал Моцарту, но всерьез боялся, что из-за таких гениев, которые творят по божественному проведению, нисколько не напрягаясь, такие трудяги, как он, будут миру не нужны.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальериВозможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

Критика пьесы

Еще при жизни Пушкина на него обрушился шквал критики из-за того, что он в искаженном свете преподнес образы исторических персонажей. Отчасти эта критика была обоснована, так как «маленькая трагедия» русского поэта, разлетевшаяся по миру, способствовала повсеместному распространению мифа об отравлении Моцарта Сальери.

Что случилось с сальери. Смотреть фото Что случилось с сальери. Смотреть картинку Что случилось с сальери. Картинка про Что случилось с сальери. Фото Что случилось с сальериАнтонио Сальери, портрет работы Ф. Реберга, 1821 год

Правда многие почитатели таланта Пушкина считали, что русский гений взял имена двух музыкантов лишь как пример и художественный образ извечной борьбы добра и зла, и никогда не настаивал на том, что его трагедия исторически верна.

«Моцарт и Сальери» в музыке

По пьесе Александра Пушкина композитор Н. А. Римский-Корсаков в 1897 году создал оперу «Моцарт и Сальери». В 1962 году режиссер Владимир Горрикер поставил и снял фильм-оперу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *