Что случилось с родителями бориса в пьесе гроза
Борис — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Авторская характеристика образа Бориса заключена в его диалогах и монологах, что характерно для драматического произведения.
Личность Бориса
Борис Григорьевич — один из главных героев драмы. Этот молодой мужчина — племянник Савела Прокофьевича Дикóго, богатого купца, влиятельной личности в городе Калинове.
В этом городе герой оказался не по своей воле. Он жил в Москве со своими родителями и сестрой. Семья была дружной, дети получили хорошее образование: Борис учился в Коммерческой академии, а сестра — в пансионе. Но родители умерли во время эпидемии холеры.
Бабушка в завещании указала Бориса с сестрой наследниками определённой части, когда они достигнут совершеннолетия, но с условием почтительного отношения к дяде. Из этого Кулигин и Кудряш, которым рассказал свою историю племянник Дикого, сделали вывод, что наследства ему и его сестре никогда не видать. Уж больно жаден, груб и скандален был дядя Савел Прокофьевич.
Борис и сам осознаёт нелепость своего положения — Дикой постоянно издевается над ним даже в присутствии посторонних, гонит его и оскорбляет. Но он, по его словам, терпит обиды ради сестры — ехать ей сюда за наследством невозможно из-за сумасбродства дяди.
Характер
Чем же привлёк Катерину этот молодой человек? Ведь она фактически не знает его, видит всего несколько раз, да и то со стороны, никакого общения у них не было, и его человеческие качества ей не известны.
Скорее всего, это просто потребность настоящей любви. А Борис молод, красив, интеллигентен, образован, одет по европейской моде, совсем не так, как одеваются калиновцы. Он, как и Катерина, чужой в мире «тёмного царства», и она это чувствует.
Но, по сути, Борис ничем не отличается от Тихона. Он так же робок, безволен и не способен защитить ту, которая, по его словам, ему дороже жизни. В нём нет решительности, он зависим от дяди в такой же степени, как Тихон зависим от матери. Но зависимость от матери — это чувство другого рода, а зависимость от дяди — только материальная, и здесь Борис проигрывает Тихону в плане нравственности. Правда, он утверждает, что терпит дикие выходки и оскорбления дяди ради сестры, но в это слабо верится — не способен Борис к жертве ни по отношению к сестре, ни по отношению к Катерине. Если бы он действительно любил Катерину так, как говорил ей, то смог бы вырвать её из этого мира, в котором она задыхалась.
Во время первого их свидания Борис уверял Катерину, что никогда не погубит её, а в минуту последнего свидания трусливо говорит: «Не застали б нас!» В момент расставания Борис вообще выглядит чудовищно. Он думал: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»
В отношении к Катерине, признавшейся в своём грехе, Тихон выглядит более достойным и человечным, чем Борис. Тихон продолжает её любить и жалеет. У него хватает сил простить своего соперника и даже пожалеть его.
Самое большее, на что способен Борис, это посетовать на свою судьбу: «Эх, кабы сила!» Под словом «сила» он, вероятно, подразумевает деньги, за которые можно всё купить и всё устроить. Но ни средств, ни силы, ни воли у него нет. На просьбу взять её с собой он отвечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду…»
Вывод
Борис, как и Тихон, жертва «тёмного царства». Они оба подневольны, зависимы, слабовольны, не способны на решительные поступки.
Однако в финале пьесы Тихон оказывается нравственно выше Бориса. Он проявляет доброту, сочувствие и жалость к изменившей ему жене и прощает соперника. В его душе рождается протест. В душе Бориса — только жалость к себе.
Почему же Борис так зависим от Дикого? Дело здесь не только в материальной составляющей. Ведь сам молодой человек понимает, да и жители Калинова ему подсказывают, что Дикой ни под каким предлогом не отдаст ему полагающегося наследства, хоть и будет племянник почтителен к дядюшке.
Н. Добролюбов так характеризует образ Бориса: «… это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают». И далее он пишет о том, что об этом герое нечего особенно говорить, так как он относится к той же обстановке, в которую попала Катерина, и является одним из обстоятельств, которые привели к фатальному концу.
Когда его связь с Катериной становится известной, он не проявляет решительности, чтобы окончательно разрешить ситуацию. Вместо этого он «мечется и плачет», но ничего не предпринимает.
Критик считает, что Борис — это тот же Тихон, только образованный. Но образование не дало ему сил противиться всему дурному, что было вокруг. Наоборот, он подчиняется чужой воле, поэтому тоже становится виновником произошедшей трагедии.
Характеристика образа Бориса может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
3047. Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение Русский язык
Сочинение — Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Борис Григорьевич – это молодой человек, приехавший из Москвы в город Калинов, описанный Островским в его пьесе «Гроза». Он очень выделяется среди жителей городка, так как одевается совсем не так, как они, и общается тоже по-другому. Горожане даже называют его иностранцем. Он имеет совсем другие взгляды на мир и его окружение, а еще у него есть образование, что так же является его отличительной чертой.
В городок Калинов он приехал лишь для того, чтобы его дядька Дикий после смерти оставил ему наследство, потому что деньги являются для Бориса неотъемлемой частью его жизни. А так как по собственному желанию Дикой не собирался оставлять наследство своему племяннику, тот решил приехать и наладить отношения с дядей.
Волею судьбы Борис влюбляется в Катерину Кабанову, у которой уже есть любящий муж Тихон. Но душевное состояние девушки совсем не заботит Бориса. Он боится, что об их тайных свиданиях могут все узнать и даже просит Катерину никому ничего не рассказывать, однако, Катерина, наоборот, готова сбежать с любимым или рассказать всем об их чувствах. Борис просто не захотел брать на себя ответственность за их отношения с Катериной и за их тайные свидания.
Поведение Бориса показывает все его отрицательные черты характера, ведь при первых же трудностях он хочет уехать из города, а девушку он брать с собой отказывается, что говорит о том, что чувства его не были такими сильными, как казалось вначале. Трусость Бориса не дает ему разглядеть тяжелое душевное состояние Катерины при их последнем разговоре, хотя он и замечает, что с девушкой творится что-то неладное, он просто не спрашивает ее об этом и продолжает думать только о себе. Ведь пока у них с Катериной было все прекрасно, он был с ней и его все устраивало, но как только все пошло не по его сценарию и начались серьезные проблемы, Борис бросил девушку в трудную минуту.
Автор хорошо описал этого молодого юношу, в котором наравне со стильностью и образованностью уживаются меркантильность и мелочность, а любовь так и осталась для Бориса за гранью его личных интересов, хотя он прекрасно понимал, что девушка без него погибнет. Он просто не стал бороться за свою любовь, поддавшись трусости и своей безвольности.
Вариант 2
В пьесе «Гроза», написанной А. Н. Островским в 1859 году, племянник купца Дикого Борис является одним из центральных персонажей. Приятные манеры, воспитанность и обходительность заметно выделяют приехавшего из Москвы Бориса среди жителей провинциального городка Калинова.
Родился и жил Борис в Москве, приехать в Калинов его вынудили трагические обстоятельства — его родители умерли во время эпидемии холеры. Оставшись один, Борис принимает решение ехать в Калинов к своему дяде, богатому купцу Дикому, с целью получения наследства.
Однако то, что принадлежит Борису по праву рождения, Дикой ему отдавать не планирует. У Дикого есть свои родные дети, и он желает, чтобы все досталось им. Согласно завещанию родителей, Борис может рассчитывать на толику наследства лишь в том случае, если будет почтительно относиться к дяде. Но Дикий делает все, чтобы Борису ничего не досталось, потому что он жаден и довольно жесток к другим людям. Со временем Борис впадает в уныние и начинает терять надежду что-то получить, но у него из-за слабости характера не хватает духу уехать. Он продолжает жить в доме Дикого, и заискивать перед грубым и жестоким дядюшкой.
Островский характеризует Бориса, как самого слабохарактерного персонажа пьесы. Борису не нравится жить, по его словам, «в трущобе». Однако он даже после того, как осознает, что от дяди-самодура ничего не получит, продолжает жить в его доме и заискивать перед ним. Он не решается уехать и увезти свою возлюбленную Катерину, чем косвенно толкает ее к гибели. Он не может защитить ни Катерину, ни самого себя, ничего не способен предпринять, кроме как сотрясать воздух напрасными и бесполезными стенаниями, в которых вечно жалеет только себя, что говорит об эгоизме Бориса и неспособности его любить по-настоящему.
Борис не способен из-за собственного безволия, эгоизма и слабохарактерности понять всю глубину личности Катерины. Катерина же, в свою очередь, выделяет недостойного ее любви Бориса лишь из-за того, что его манеры слишком отличаются благородством и изысканностью от грубоватых манер знакомых ей провинциальных мужчин городка, в котором она живет.
Малодушный Борис — совсем неподходящая пара для Катерины. И даже появившиеся чувства к Катерине являются для Бориса поводом сокрушаться о том, что он несчастен и все у него не так, как надо — и молодость его в трущобе загублена, и женщину любимую видеть столько, сколько хочется — недоступно. Любовь к Катерине стала еще одним поводом для нытья — как это противно и эгоистично со стороны Бориса. Катерина в конце пьесы погибает, по сути, из-за малодушия и безволия Бориса, который так и не решился уехать и увезти ее с собой.
Сочинение про Бориса
А. Н. Островский в пьесе «Гроза» помещает своих героев в вымышленный приволжский город Калинов. Так как подобная история могла произойти в любом русском городе. В то время нравы везде царили одинаковые. Сами же персонажи носят собирательный характер.
Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы. Целью его пребывания в провинциальном городе стало наследство бабушки. Но условия его получения не так просты. Необходимо «уважительно относиться» к дяде Дикому, который отличается крутым нравом и лютой жадностью. Юноша в глубине души понимает, что денег он так и не увидит, но продолжает надеяться.
Борис представляется писателем как хорошо образованный, начитанный молодой человек, отличающийся модным стилем одежды и современным столичным нравом с оттенками снобизма. Еще в примечании к первому действию читателю сообщается, что «одеты все по-русски, кроме Бориса». На фоне других жителей Калинова он выглядит как заграничный франт. Его родители не смогли жить в провинциальном городе. Так как бабушка не взлюбила образованную и интеллигентную невестку, которую привел в дом сын. Мать и отец уделяли должное внимание воспитанию двух своих детей. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра получила воспитание пансиона. Но, к сожалению, родители умирают в эпидемию холеры. И дети остаются практически без средств к существованию.
Столичному кавалеру скучно и тоскливо в приволжском городке. Не с кем поговорить на равных. Образование здесь не в почете. А дядя постоянно его за что-то бранит, таков уж у него характер. Борис все сносит безропотно. Влюбленность юноши в Катерину Кабанову определяется ее недоступностью и тем, что она резко отличается от других девушек города. Она умна, красива, интересна, нежна и предана. У нее сильный и волевой характер. Сам же Борис этим качеством похвастаться не может. Молодой мужчина плывет по течению жизни.
Бориса Григорьевича можно обвинить в меркантильности. Ведь он исполняет волю дяди и уезжает из города, оставив возлюбленную в беде. Но, думаю это обвинение не будет правильным. Юноша добрый, он жалеет Катерину, понимая как тяжела ее участь. И надеется облегчить ее, если перестанет с ней видеться. Даже Тихон говорит о том, что Борис просил: «делайте со мной что угодно, только ее не мучьте». Жалко герою и свою сестру, ведь он не только за себя несет эту ношу. Нужно обеспечить сестру приданым.
Но силы душевной у героя нет. Он сам сокрушается: «Да кабы сила!» Борис окончательно губит Катерину тем, что не увозит ее с собой. И только, все понимая, желает ей скорейшей смерти как избавления от страданий.
Персонажи «Грозы» делятся на две части: темное царство и его жертвы. Кабаниха и Дикой правят этим царством. И я думаю, что жертвой полноправно можно считать только Катерину. Варвара и Кудряш – хорошие приспособленцы. А Тихон и Борис просто слабые морально люди, потакающие самодурству и тирании. Тем самым подпитывая темное царство, отчасти создавая его сами.
А. Н. Островский «Гроза». Краткое содержание
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, – очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. Отличительная особенность произведения заключается в том, что герои четко делятся на угнетателей и угнетенных. Развращенные сердцами эксплуататоры не только не видят ничего зазорного в грубом отношении к зависящим от них, но считают такое поведение нормальным, даже правильным. Впрочем, чтобы вникнуть в суть пьесы, нужно ознакомиться с её кратким содержанием.
Герои пьесы
Савел Прокофьевич Дикой – злобный, жадный и очень скандальный человек, купец, готовый обругать любого, кто позарится на его добро.
Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, властная и деспотичная женщина, которая держит в ежовых рукавицах не только своего сына Тихона, но и всю семью.
Тихон Кабанов – безвольный молодой человек, живущий по указке матери и не имеющий своего мнения. Он никак не может определиться, кто дороже – маменька, которую нужно слушаться беспрекословно, или жена.
Катерина – главная героиня пьесы, жена Тихона, страдающая от произвола свекрови, от поступков мужа, покорно подчиняющегося маменьке. Она тайно влюблена в племянника Дикого – Бориса, но до поры до времени боится признаться в своих чувствах.
Борис – племянник Дикого, испытывающий давление от своего дяди-тирана, который не желает оставлять ему положенное наследство и поэтому придирается к каждой мелочи.
Варвара – сестра Тихона, добрая девушка, еще незамужняя, сочувствующая Катерине и пытающаяся защитить её. Хотя обстоятельства и вынуждают её иногда прибегать к хитрости, Варя не становится плохой. Она, в отличие от брата, не боится гнева матери.
Кулигин – мещанин, человек, хорошо знающий семью Кабановых, механик-самоучка. Он отыскивает перпетуум-мобиле, старается быть полезным людям, воплощая в жизнь новые идеи. К большому сожалению, его мечтам не суждено сбыться.
Ваня Кудряш – конторщик Дикого, в которого влюблена Варвара. Он не боится купца, и, в отличие от других, может сказать правду ему в глаза. Однако, видно, что молодой человек, так же, как и его хозяин, во всем привык искать выгоду.
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Действие первое: знакомство с героями
Мещанин Кулигин, сидя на скамейке в общественном саду, смотрит на Волгу и поет. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» – обращается он к молодому человеку Ване Кудряшу. Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи. В разговор включается мещанин Шапкин, и теперь беседа проходит уже между ним и Кудряшом, который хвастается, что смог бы при удобном случае усмирить Дикого. Вдруг сердитый купец и Борис проходят мимо них. Кулигин снимает шапку, а Кудряш с Шапкиным предусмотрительно отходят в сторону.
Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди. Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника.
Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде.
Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.
«Трудно мне здесь» – жалуется Кулигину Борис. Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню.
Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей.
Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.
После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.
Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.
Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности.
Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.
Входит еще одна героиня пьесы – барыня с двумя лакеями – и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.
Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне.
Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется.
Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.
Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны – и все неправедно. Это очень странные речи.
Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним.
Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой.
Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки.
Кабанов целует руку матери
Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы – и от мамы, и от жены – и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.
Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами.
Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.
Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.
Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками.
Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?» Варя уходит.
Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса.
Действие третье: Катерина встречается с Борисом
На скамейке сидят Кабанова и Феклуша. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать.
Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.
Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых.
Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину.
Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день.
Действие четвертое: признание в грехе
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.
Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.
Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.
Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.
Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.
Действие пятое: Катерина бросается в реку
Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой – ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.
Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу.
Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.
Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину – теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» – зовет она.
Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.
Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона.
Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.
Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все – и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку.
Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась!» Кулигин с еще несколькими людьми убегает.
Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.
Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!» Кабанова грозится дома строго поговорить с сыном. Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно.