Что случилось с рейсом а321

Катастрофа А321 над Синаем: что известно спустя четыре года?

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

31 октября 2019 года исполняется четыре года с момента катастрофы самолета A321 над Синайским полуостровом, которая унесла 224 жизни и была признана тeрактом. В траурный день родные и близкие жертв вспоминают, как в последний раз разговаривали с пассажирами рейса из Шарм-эш-Шейха в Москву. Виновные в трагедии до сих пор не найдены.

Прерванный полет

Лайнер вылетел в 06:51 по Москве и спустя 23 минуты пропал с экранов радаров. Перед этим он резко потерял высоту, сообщили в управлении гражданской авиации Египта. Началась поисковая операция, в ходе которой обломки самолета обнаружили в горах на Синайском полуострове. Оба бортовых самописца воздушного судна были найдены. Речевой, как потом оказалось, зафиксировал посторонний шум.

Никто из находившихся на борту людей не выжил. Обломки лайнера разметало на километры вокруг места падения.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Виноватых так и не нашли?

Вскоре после катастрофы ответственность за нее взяла на себя группировка, подконтрольная ИГИЛ* (Исламское государство*, запрещенная в РФ экстремистская организация). Тем не менее Следственный комитет РФ изначально возбудил дело по статье о нарушении правил полетов и выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

При этом официально до сих пор нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта, пишет «Прайм». Хотя еще в феврале 2016 года президент Египта признал случившееся терактом, местные власти так и не возбудили уголовное дело по статье «терроризм». Расследование проходит как по обычной авиакатастрофе, что позволяет не выплачивать компенсации семьям жертв.

В 2018 году суд Каира отклонил первый иск родственников россиян, потерявших близких в катастрофе. Ответчиками по нему были власти Египта. Суд пришел к выводу, что в случае с обеспечением безопасности А321 в аэропорту Шарм-эш-Шейха документально не подтверждено «совершение непосредственных личных ошибок» чиновников, которые стали бы причиной катастрофы. После взлета лайнер был технически исправен, но потерпел крушение из-за «незаконных действий» третьих лиц.

Память о жертвах и «главный пассажир»

Накануне память жертв катастрофы А321 почтили фанаты питерского «Зенита» во время матча с «Томью» в рамках ⅛ финала Кубка России. Болельщики вывесили баннер с надписью: «Рейс 9268 – помним…»

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

На Серафимовском кладбище возложили цветы к мемориалу «Сложенные крылья».

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Мама девочки Татьяна Громова сделала фотографию перед вылетом семьи в отпуск. Женщина выложила фото в ВК и подписала: «Главный пассажир». Тогда никто не думал, что фотография станет последней.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321Фото предоставлено КП из личного архива Громовых

* «Исламское государство» в РФ признано террористической организацией

Источник

«Все забыто, никого и ничего не найдено». Пять лет авиакатастрофе над Синаем

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Лайнер Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа» летел в Петербург из Шарм-эль-Шейха в Египте с 217 пассажирами и семью членами экипажа. На борту находились жители Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей и Карелии, в том числе 25 детей. Бортовой самописец прекратил запись в 07:14 по московскому времени, через 23 минуты после взлета, когда судно еще продолжало набор высоты. До этого момента полёт проходил в штатном режиме. После потери радиосвязи самолет какое-то время продолжал движение – обломки лайнера позже нашли на участке местности длиной более 13 км. Судно буквально развалилось в воздухе.

«Убрал детское кресло»

Петербургский бизнесмен Олег Винник потерял в авиакатастрофе пятерых членов семьи. В самолете были его жена Марианна, двое маленьких детей Александра и Дмитрий, мать и бабушка супруги. Утром 31 октября 2015 года Олегу позвонил тесть и сообщил, что самолет рейса 9268 пропал с радаров.

– Я убрал детское кресло в другую машину и все. Дальше помню очень смутно все, что происходило со мной в тот день. За мной заехал мой лучший друг, отвез в аэропорт собирать информацию. Я был в состоянии полного неадеквата, – вспоминает Олег Винник. После обнародования списков погибших в аэропорту Пулково Олег убеждал психологов, что его близкие еще живы, просил не хоронить его семью раньше времени.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Некоторые родные погибших узнавали о крушении самолета из новостей по телевизору. Сестра погибшего в катастрофе жителя Ленинградской области Анатолия Киселёва Любовь Муравьёва рассказала Север.Реалии, что о катастрофе услышала в новостях. Она говорит, что брат не хотел ехать в отпуск в Египет. Его уговорили подруги детства – Анна Зорькина и Наталья Кузнецова. Они росли в одном дворе и попросили съездить с ними, чтобы не отдыхать одним.

– Он говорил: «Приеду, денег заработаю, найду девушку и женюсь». Я забеременела перед отъездом. Он обещал купить мне тунику для беременных после отпуска. Он так радовался, что дядькой станет, – вспоминает Любовь Муравьёва.

К полудню в аэропорт «Пулково» начали съезжаться родственники пассажиров, летевших из Египта, пытаясь получить информацию о неприбывшем рейсе. Власти Египта тогда сообщили, что в центральной части Синайского полуострова обнаружены обломки российского самолета, на место происшествия направлены машины скорой помощи и выживших скорее всего нет. Для работы с потерпевшими в аэропорту был организован оперативный штаб из сотрудников авиакомпаний и МЧС: родственников встречали и автобусами перевозили в гостиницу, где с ними беседовали психологи.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

– Есть такая компания «Трансаэросервис» – они были представителями «Когалымавиа» и непосредственно принимали участие во всем: встречали людей, организовывали автобусы. Основная задача оперативного штаба была успокоить родственников, он же занимался перевозкой сюда «грузов 200» (погибших. – СР). Спустя сутки МЧС начали самолетам Ил-76 их вывозить оттуда, – рассказал Север.Реалии один из сотрудников оперативного штаба по работе с родными разбившегося лайнера.

Те же трупы

Руководитель созданного после катастрофы благотворительного фонда «Рейс 9268» Ирина Захарова помнит, как в тот день ехала вместе с мужем в аэропорт встречать дочь Эльвиру с отдыха. Новость о крушении самолета, летевшего из Египта, ей сообщил брат по телефону. Родители 28-летней Эльвиры Воскресенской не обнаружили дочь в списках погибших. Для опознания тела им необходимо было сдать анализы ДНК, результатов ждали больше месяца.

– Информации не было вообще никакой. Один единственный раз в «Плазе» людей собрали 31 числа, когда всем было уже понятно, что произошла трагедия, – рассказывает Ирина Захарова.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Эльвира Воскресенская родилась и выросла в Петербурге, с детства мечтала стать криминалистом, служить и помогать людям.

– Мы ее отговорили с отцом, потому что быть криминалистом очень сложно. Она по специальности инженер-программист, но все равно пошла в эти структуры: устроилась в районную инспекцию МЧС, занималась дознанием, изучала причины и следствия пожаров. Она нам сказала: «Вы меня не пустили в криминалистику, чтобы у меня был нормальный образ жизни, как у женщины, не связанный с преступностью и трупами. Так у меня те же трупы, только после пожара», – вспоминает она.

На службе Эльвира познакомилась с будущем мужем, который работал в той же части пожарным. Бывало, что молодожены встречались на пожарах. У супругов не совпали даты отпусков, поэтому в последнюю поездку Эльвира отправилась не с ним, а с подругой.

Неопознанные останки

Тела погибших привозили в Петербург в первые дни после авиакатастрофы. Следователи приглашали родных на опознание в крематорий. В декабре 2015 года удалось идентифицировать только 58 тел, похоронить – 47. Родственники жертв авиакатастрофы тогда выступили с открытым письмом с жалобой о недостатке информации о расследовании аварии, а также о том, что им не отдают тела родных. Неопознанные останки погибших захоронили только спустя два года после катастрофы.

– Нам наших детей отдавали частями по мере того, как были проведены исследования по ДНК. Кто-то опознавал близких визуально в первые дни — у кого были целые тела, а основная часть людей ждала очень долго, как и мы. Это отдельная тема, потому что захоронение проходило в несколько этапов. Мы ждали анализы ДНК, и только через 40 дней выдавали. А потом еще была одна экспертиза, выдавали в колбах, потом была третья экспертиза и третье захоронение было. Конечным захоронением были неопознанные останки, которые не подлежали уже экспертизе. 715 неопознанных частей останков захоронены сейчас на Серафимовском кладбище в общей могиле, там памятник стоит, – рассказывает Ирина Захарова.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Месть за сирийскую войну?

Сразу после крушения самолёта Следственный комитет России возбудил два уголовных дела по статьям, не связанным с терактом: из-за оказания услуг, не отвечающим требованиям безопасности, и нарушения правил безопасности воздушного транспорта. Спустя полгода СК начал работу по статье «Терроризм». Как проходит расследование дел, неизвестно. Родственники погибших рассказывают, что им постоянно приходят отписки о продлении уголовного дела. По словам Ирины Захаровой, «на сегодняшний день никаких результатов нет», а в ответах из СК говорится, что «работа ведётся, но со стороны Египта не предоставляется никаких сведений». В администрации Петербурга признают, что к расследованию есть вопросы. Петербургские власти тоже обратились в Москву с просьбой, чтобы СК ускорил расследование.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Адвокаты пострадавших направляют запросы в СК, но они остаются без ответов. По мнению защитников, российская сторона не сможет завершить расследование дела без отчета Египта о катастрофе. Редакция Север.Реалии попросила СК прокомментировать расследование, но пока ответа нет.

В марте этого года источник в силовых структурах «Коммерсанта» рассказал, что пассивность в расследовании дела с египетской стороны может быть связана с их нежеланием признавать произошедшее терактом. В декабре 2015 года Министерство гражданской авиации Египта объявило о завершении предварительного отчета расследования катастрофы. Эксперты заявили, что не нашли доказательств, которые указывали бы на террористические действия и получения доступа к самолету посторонних лиц.

«Правды нет»

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

– До конца никто ничего не знает, и правды нет. Единственная версия у родственников, которая изначально была – что это месть за сирийскую войну. Мы вторглись на территорию Сирии, нам показали наше место. Практически у всех родственников единое мнение по этому вопросу. А кто это сделал, мы уже не знаем, – добавила она.

По мнению адвоката россиян Михаила Загайнова, который вместе с коллегой Давидом Кухалашвили представляют интересы семей пострадавших в судах Египта, промедление с расследованием крушения самолета над Синайским полуостровом может иметь «политический момент».

Пропавшие жертвы

В марте 2020 года Олег Винник разместил на сайте Change.org петицию от имени родственников погибших рейса N9268 с просьбой к российским властям повлиять на правительство Египта, которое не признает случившееся терактом. Обращение собрало более 85 тысяч подписей, однако никаких результатов не принесло.

– Единственное, чего мы добились, лично мне позвонила Мария Захарова (официальный представитель МИД РФ. – СР). Она обещала, что в этом вопросе мне посодействует, но, к сожалению, этот вопрос не закрыт, прошло уже полгода, а результатов нет. Ссылаются, конечно, на пандемию, но мы же все понимаем прекрасно, что это все вопрос переговоров, и они не всегда должны проводиться лично, можно же письмами обмениваться, – рассуждает Олег Винник.

В конце 2015 года компания «Ингосстрах» выплатила потерпевшим в авиакатастрофе родственникам примерно по 700 тысяч рублей на одного погибшего. Еще по 1 млн рублей они получили от государства и по 150 тысяч – от авиакомпании. Адвокат Анатолий Кучерена тогда назвал страховые выплаты мизерными.

Во всем отказать

Елена Куркаедова – одна из потерпевших, чьи иски о возмещении морального вреда до сих пор находятся в египетском суде. В авиакатастрофе над Синайским полуостровом погибла ее мать Ирина Куркаедова, которая поехала на море справлять 60-летний юбилей.

– Моя мама родилась и выросла в обычной семье. По профессии была инженером судостроения. В 90-х годах ее сократили, и мама стала предпринимателем. В жизни была очень искренним, добрым и по-детски наивным человеком. В Египте первый раз мама побывала в 2013 году и влюбилась в Красное море, очень любила плавать. В 2014 году у неё родилась долгожданная внучка и в этот год ей не удалось съездить. А в 2015 году попалась путёвка недорогая на октябрь, и она уговорила подружку с дачи Таню Соловьеву полететь с ней, та летела первый раз. Итог вы все знаете, – говорит дочь погибшей.

Весной 2020 года суд Северного Каира отказался привлечь правительство Египта в качестве ответчика, так как не увидел ошибок в действиях конкретных чиновников. При этом суд признал, что в полет незаконно вмешались неустановленные третьи лица. В компенсации морального вреда россиянам отказали, так как египетская сторона не нашла доказательств нахождения погибших на борту самолета. На решение суда подали апелляцию.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

– Они просто по-хамски усомнились в том, что в этом самолете были российские граждане – наши родственники. Наши требования прежде всего о признании гибели наших родных на территории Египта, о том, чтобы Египет принес извинения, и чтобы была выплачена достойная компенсация за гибель людей. Во всем этом было отказано, – подчеркивает Ирина Захарова.

Семья Анатолия Киселёва подавала иск в суд. Его сестра уже не особо верит в то, что виновных в трагедии найдут и привлекут к ответственности.

Все иски, которые рассматривают суды Египта, находятся на стадии рассмотрения. При этом Апелляционный суд Египта в 2020 году оштрафовал родственников погибших при крушении самолета А321 за отсутствие отчёта следственных органов страны о причинах катастрофы.

– Можно сказать, что эта ситуация выглядит комично, потому что этого отчета нет. Следственные органы Египта не закончили расследование. Египетский суд оштрафовал нас фактически за то, что следственные органы Египта не закончили расследование, – говорит Михаил Загайнов.

Бывший член Верховного Конституционного суда Египта Тахани аль-Габали объясняла ранее, что семьи погибших должны обращаться в суд после окончания официального расследования причин катастрофы, когда будут установлены все причастные к трагедии. Но родственники вряд ли обратились бы в суд за компенсацией после многолетнего расследования со стороны властей Египта из-за сроков давности, отмечает Загайнов: в России по подобным уголовным делам нет срока давности, а в Египте он составляет два года.

Дневник памяти

Спустя почти пять лет после авиакатастрофы Олег Винник женился второй раз. Бизнесмен ведет виртуальный дневник памяти погибшей семьи. На все торжественные даты он выкладывает в Instagram фото бывшей супруги и детей.

– Я при этом чувствую все то же самое, что и на кладбище. Мемориал в виде камня и мемориал в виде фотографии для меня несет абсолютно один и тот же смысл, – говорит он.

В память о 224 жертвах авиакатастрофы над Синайским полуостровом на юге Петербурга возводится храм, частью которого станет социальный центр для жертв катастроф. Курирует работы священник Троице-Измайловского собора Сергей Кубышкин, который потерял в авиакатастрофе близкого друга.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Храм, который получил имя великомученика Дмитрия Солунского, строится на берегу Матисова канала на территории жилого комплекса «Балтийская жемчужина». Место с панорамным видом на лесопарк выбирал лично главный архитектор Петербурга, решение административных вопросов курировал глава МИД Сергей Лавров. «Без катастрофы такой помощи, наверное, не было бы», – предполагает священник.

Здание площадью две тысячи квадратных метров, которое начали строить в начале 2020 года, планируется сдать к шестой годовщине трагедии в Египте. Здесь предполагается создать хоровой класс, изостудию, кабинет психологической помощи и трапезную. Предусмотрен лифт для доступа маломобильных групп граждан на второй этаж.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

– Храм 21-го века, по моему глубокому убеждению – это не просто храм. Он должен быть центром притяжения всего района. Здесь должна осуществляться миссия образовательная, катехизаторская, служение людям, ну и молитва в том числе, – говорит Кубышкин. – Памяти погибших лучше творить добрые дела, нежели возводить мертвые памятники.

Источник

Был только миг: как пилоты обледеневшего A321 спасли 200 жизней

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

В четверг, 2 декабря, самолет авиакомпании S7, выполнявший рейс Магадан–Новосибирск, экстренно приземлился в аэропорту Иркутска. На борту находились 199 пассажиров и пять членов экипажа. Как заявил перевозчик, из-за обледенения борта отключился автопилот. По информации источника «Известий», обледенели оба двигателя, самолет стал крениться и быстро терять высоту. О том, как развивалась ситуация в небе и сколько времени было у пилотов, чтобы избежать катастрофы, — в материале «Известий».

«Жутко страшно»

Airbus 321 вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени. Четыре с небольшим часа спустя он аварийно приземлился в аэропорту Иркутска, и 205 человек теперь с полным правом могут праздновать второй день рождения. Как рассказала «Известиям» одна из пассажирок, рейс с самого начала не был спокойным.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — поделилась Екатерина.

По ее словам, сильная качка продолжалась около часа, пассажиры ощущали, что самолет резко потерял высоту.

— Мне казалось, что еще чуть-чуть — и мы ударимся о землю, — отметила Екатерина.

Пилот объявил, что будет техническая посадке в Якутске, но она не состоялась, и борт пошел на Иркутск, рассказала девушка. После этого ситуация, казалось, нормализовалась, пассажирам разрешили вставать.

Андрей Никитин, также летевший этим рейсом, говорит, что пассажиры сразу почувствовали — ситуация нештатная. В течение полутора часов самолет то проваливался вниз, то поднимался.

— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.

Взгляд из кабины

«5220, Mayday, Mayday, Mayday. Unreal board speed, research airport», — прозвучал международный сигнал бедствия из кабины пилотов. В Telegram-каналах появилась аудиозапись переговоров, во время которых пилот сообщил диспетчеру о «сильнейшем обледенении» и запросил посадку в ближайшем аэропорту. Сначала его направили на Якутск, но борт не смог зайти там на посадку.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

О том, как развивалась ситуация, «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию. По его словам, примерно через 15 минут после взлета вышла из строя система автопилота, предположительно, из-за обледенения. Управление самолетом перешло в ручной режим. Само по себе это не катастрофа: все пилоты тщательно отрабатывают эту ситуацию на тренажерах, а те, что поопытнее, оттачивали ручное управление и на самолетах. Однако борт бросало вверх-вниз, были проблемы с поддержанием скорости.

Уже после запроса экстренной посадки, на подлете к Якутску, пилот доложил, что экипаж не может стабилизировать самолет.

— Сибирь 5220, если есть возможность, набирайте 170-й эшелон для стабилизации.

— Пока ничего не можем, справиться со взлетом…

Обледенение не позволило самолету набрать нужную высоту, и вскоре борт начал заваливаться, самолет перешел на так называемый голландский шаг.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолет начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолет теряет высоту, задрать нос. После того как самолет с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолет в какой-то момент потеряет управляемость, — рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Система подала сигнал «опасность сваливания», а также уведомила об обледенении первого и второго двигателей, рассказал источник. Примерно за 10 секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. По мнению собеседника «Известий», если бы такая ситуация продлилась еще секунд восемь-десять, катастрофа была бы неизбежна.

Однако пилот смог взять управление под контроль и благополучно приземлиться в аэропорту Иркутска.

В Telegram-каналах появилось интервью с командиром воздушного судна Михаилом Кулагиным. Он подтвердил, что проблемы начались сразу после взлета.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

— Буквально через две минуты после взлета заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — рассказал он.

Пилот добавил, что в Якутской зоне экипаж дал отбой сигналу «Мэйдэй» и начал набор высоты.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Вина, ошибка или героизм

В авиакомпании S7 подтвердили, что сильное обледенение привело к отключению автопилота.

S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле, — сказано в пресс-релизе компании.

В нем уточнено, что были потеряны «некоторые сигналы», и судно попало в «сложное пространственное положение». Также в компании отметили, что из-за обледенения показатели скорости, а также некоторые другие, в том числе крена и тангажа, могли быть недостоверны.

— Есть стандарты, как надо обрабатывать [самолет]. И крылья обрабатывают, и фюзеляж, чтобы там не было наледи и снега. Всё это прописано. Это же всё исторически на крови написано, как и все авиационные правила, — отметил исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель.

Он вспомнил случаи, когда самолеты, которым не провели антигололедную обработку или провели ее неправильно, падали и разбивались. Так произошло с Як-40, который потерпел крушение при взлете в Шереметьево в 2000 году. Тогда погибли девять человек. Так вышло с АTR-72 авиакомпании «ЮТэйр», который рухнул 2 апреля 2012 года сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало обледенение самолета во время стоянки. Перед взлетом лайнер не был обработан противообледенительной жидкостью.

Однако есть видеозаписи, подтверждающие, что самолет S7 в аэропорту Магадана был обработан. Правда, пользователи соцсетей задаются вопросом, чем именно. Некоторые предполагают, что обледенение произошло из-за того, что вместо необходимых реагентов борт обработали автомобильной «незамерзайкой».

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Пилот самолета заявил, что крыло у этой модели вынесено далеко назад, в связи с чем из кабины не видно, как происходила обработка. Он пояснил, что всё делается на доверии к обслуживающей компании.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Источник «Известий» уточнил: на самом деле неважно, чем именно обработают самолет, хоть горячей водой. Главная задача — полностью смыть лед. Это подтвердил бывший командир воздушного судна Александр Романов. Он пояснил, что двигатели защищает от льда специальная электроника.

— Надо более тщательно разбираться, потому что при проектировании двигателей такие вещи предусмотрены. Есть входные направляющие аппараты, которые нагреваются. Двигатели сделаны таким образом, что лед с них должен сбрасываться. Есть и электрический обогрев, и наддувы. Поэтому здесь что-то странное произошло, скорее всего, отказ противообледенительной системы, — считает он.

Иркутский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального СУТ СК России сообщил на своем сайте о том, что проводит доследственную проверку по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

На грани катастрофы

Источник «Известий» также рассказал о вероятных причинах того, что самолет стало резко кренить из стороны в сторону. По его словам, технические особенности А321 не позволяют двум пилотам одновременно управлять бортом, так как суммируются передаваемые ими сигналы. Предположительно, после отключения автопилота управление вел второй пилот, потом его взял командир воздушного судна. Затем второй пилот тоже вмешался в управление и из-за одновременных сигналов судно начало раскачивать, сказал собеседник издания. Он уточнил, что такое действие можно охарактеризовать как ошибку, за которой обычно следует выговор. По данным источника издания, второй пилот уже опрошен следствием и его ждет отработка ручного управления на тренажере.

В то же время заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил «Известиям», что пилоты проявили редкое мастерство пилотирования, справившись с критической ситуацией, когда счет шел на секунды.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

— Просто удивительные летчики. Хватило у них мужества, хватило умения управлять этим самолетом с полным обледенением. Это редкий случай, когда на электрическом самолете ребята справились. Они просто молодцы. Это настоящие герои. (…) Сделали они всё правильно. Очень было сложно, потому что при обледенении самолет легко мог полностью потерять управление и упасть, — сказал он. — Если бы они потеряли скорость ниже критической, они бы не спаслись. Замечательный командир корабля и экипаж, второй пилот. Не растерялись в такой сложной ситуации. Крены достигали 90 градусов, по тангажу доходило до 40 градусов плюс-минус и перегрузки [были] мощнейшие.

Иного мнения придерживается заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.

Что случилось с рейсом а321. Смотреть фото Что случилось с рейсом а321. Смотреть картинку Что случилось с рейсом а321. Картинка про Что случилось с рейсом а321. Фото Что случилось с рейсом а321

Самолет попал в зону интенсивного обледенения, в результате чего начали отказывать приборы, которые показывают скорость. Экипаж это своевременно не заметил и обнаружил только тогда, когда самолет несколько раз свалился в штопор, — предположил он. — По тем показателям, которые мы имеем, самолет был на грани катастрофы.

Магаданская транспортная прокуратура проводит проверку соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов, уделяя внимание и наземному обслуживанию самолетов в аэропорту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *