Что случилось с простаковой в конце комедии недоросль
Краткое содержание «Недоросль» по действиям: пересказ по главам
Пьеса «Недоросль» является выдающимся драматическим произведением русской литературы XVIII века.
В этой статье представлено краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизина по действиям (по главам): краткий пересказ основных событий и фактов из произведения.
Смотрите:
— Краткое содержание (более сжатое)
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизина по действиям (пересказ по главам)
Действие пьесы «Недоросль» происходит в имении Простаковых в глубинке России в конце XVIII века.
Внезапно выясняется, что к Софье из Сибири едет ее дядюшка Стародум. Он назначает Софью наследницей своего приличного состояния. Услышав это, Простакова решает женить Митрофана на Софье, чтобы заполучить ее наследство.
В это время через деревню Простаковых приходят солдаты и встают здесь на отдых. Солдатов ведет офицер Милон.
Милон узнает, что Простаковы хотят силой выдать Софью замуж за Митрофанушку. Софья надеется, что дядя Стародум успеет ее спасти из лап Простаковых.
В комнату входит Скотинин и заявляет, что он женится на Софье. Когда входит Митрофан, Скотинин нападает на него. Скотинин видит в недоросле-племяннике соперника в борьбе за Софью. Дядю и племянника тут же разнимают.
Действие 3
После обеда к Простаковым приезжает старик Стародум. Софья радуется встрече с дядей. Старик сообщает, что теперь у него есть деньги, чтобы выдать племянницу Софью замуж за достойного, хотя и бедного человека.
Действие 4
Софья и ее дядя Стародум беседуют наедине в доме Простаковых. В это время Стародум получает письмо, в котором его знакомый рекомендует в мужья Софье одного офицера. Оказывается, что речь идет о Милоне, возлюбленном Софьи.
Входит Милон и представляется Стародуму. Молодой офицер нравится старику, и тот тут же дает согласие на брак. Софья и Милон счастливы. Старик объявляет всем в доме, что Софья помолвлена.
Тем временем в доме слышится крик: Простаковы пытаются похитить Софью, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. Милон успевает помешать Простаковым похитить Софью.
После этого скандала Правдин объявляет Простаковым, что лишает их права управлять имением и что имение берется под опеку государства. Митрофанушку тут же забирают служить. Так госпожа Простакова остается без любимого сына и без безграничной власти над крестьянами.
Это было краткое содержание комедии «Недоросль» Фонвизина по действиям (по главам): краткий пересказ основных событий и фактов.
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».
Краткое содержание «Недоросль»
Всего получено оценок: 23375.
О произведении
Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых.
Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями». Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».
Место и время действия
Действие пьесы происходит на протяжении суток в начале 1780-х годов в России, в деревне Простаковых.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие 1
Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, Тришка оправдывается тем, что он не портной. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо, и Тришку прогоняют вон из комнаты.
Заходит разговор о Митрофане: наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал, всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца, а Митрофану так жалко её было: устала ведь. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение, и Митрофан убегает на голубятню.
Скотинин, Простакова и Простаков говорят, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный близкий родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.
Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.
Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Простакова уводит Софью. Забегает слуга и сообщает, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.
Действие 2
Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.
По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она прочит Софью за Митрофана. Скотинин выходит из себя.
Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин с Митрофаном ссорятся по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.
Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Простаковак отправляет сначала Софью, а вслед за ней и Митрофана посмотреть приготовленную для Стародума комнату. Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.
Действие 3
Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Софье. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показывает ему, что горячность не всегда хороша, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.
Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это очень удивляет дядю Софьи.
Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Простакова рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает сестру, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.
Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.
Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Под диктовку Кутейкина Митрофан пишет о себе, что он не человек, а “поношенье человека”, но сам Митрофан даже не понимает, что он пишет. Появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.
Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.
Действие 4
Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том, как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга, но любовь эта должна быть дружеской.
Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью, – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и Милона.
Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Простакова снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.
Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума: кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.
Действие 5
Правдин и Стародум обсуждают, что скоро все узнают: без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные, образованные, воспитанные люди.
Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает: зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям, и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.
Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана: он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.
Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Простакова бросилась обнимать сына: “Один ты у меня остался!” Но Митрофан отталкивает мать: “Отвяжись ты!” Отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить, и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».
Заключение
Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.
Тест по комедии «Недоросль»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
Сочинение: Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?
В чем смысл финала комедии «Недоросль»?
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Комедия Фонвизина «Недоросль» обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.
Поистине возмездие пороку в его свойствах.
Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной.
Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям. Ее же натура ее и погубила.
Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается «достойным» отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову.
Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат.
Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: «Вот злонравия жестокие плоды». Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.
Тема, проблема, идея и значение произведения
Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.
Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.
Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.
Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.
«Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.
В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.
Стародум. Характеристика
Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дядя Софьи. Отец Стародума служил при дворе Петра Великого, воспитан был в петровских правилах и, хотя тогда «к научению мало было способов», дал своему сыну хорошее образование и «наилучшее» воспитание. Стародум говорит Правдину: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».
Стародум в молодости был горяч и несдержан, поступал подчас безрассудно. Так, из военной службы, не раз отличившись в военных сражениях, Стародум уходит в отставку только потому, что не он, а его сверстник, отказавшийся идти на войну, в обход Стародума получил высший чин, хотя, по разумению Стародума, долг дворянина, несмотря ни на что, служить отечеству. Далее по «слепому случаю» Стародум попал ко двору, где его также постигло величайшее разочарование.
Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.
Софья с послушанием и восторгом воспринимает наставления своего дядюшки. Стародум учит ее добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы. Подробно излагает Стародум и правила семейных отношений: муж и жена должны идти путем добродетели, быть искренними и снисходительными друг к другу, кроткими и чистосердечными. Мужа и жену должна в первую очередь связывать не любовь, а «дружба», которая в то же время «на любовь бы походила». «Надобно… чтоб муж повиновался рассудку», а жена — мужу, это обеспечит благополучие в семье. Рассуждая об ответственности родителей перед детьми, Стародум говорит: «И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?»
Знатность человека, по Стародуму, определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных для отечества («без знатных дел знатное состояние ничто»), и богатство измеряется не накопленными деньгами, но помощью, оказанной нуждающимся.
Стародум, как его аттестует Правдин, — человек прямой, честный, заслуживающий полного уважения, хотя с виду несколько угрюмый и резкий. Себя Стародум называет «другом честных людей», и потому его дружба лестна Правдину.
Речь Стародума — это речь просвещенного человека. Она бывает афористичной («Последуя природе, никогда не будешь беден. Последуя людским мнениям, никогда богат не будешь». «Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван — все болван»), в ней встречаются архаизмы, характеризующие Стародума как человека петровской эпохи. В беседах с близкими ему по духу людьми (Правдин, Софья, Милон) речь Стародума сближается со слогом журнальной публицистики его эпохи.
Словарь литературных персонажей: Русская литература: XVIII — середина XIX вв. — М.: Московский лицей, 1997. Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.
Пьеса и ее герои
События повествования развиваются в имении господина и госпожи Простаковых.
Пьеса состоит из пяти действий:
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Ниже изложено более подробное содержание произведения по действиям и можно познакомиться с его основными персонажами.
Обратите внимание! Три основные темы, раскрытые в содержании пьесы «Недоросль»: воспитание, осуждение деспотичного режима самодержавия, тягость крепостного права.
Смысл книги Недоросль — Денис Иванович Фонвизин
Важное произведение классической русской литературы «Недоросль» имеет очень любопытный смысл, каждую часть которого разложим по полочкам.
Смысл названия комедии Недоросль
Первое, на что сразу обращаешь внимание — название книги. Денис Иванович Фонвизин долго думал над ним и решил выбрать именно недоросль. 300 лет назад так называли молодого богатого человека, который получил образование. Но при этому бумаги, на которой это удостоверено у него нет. Всё бы не было так плохо, если бы без неё он смог бы жениться или пойти служить. Но без неё дворянин ничего этого не в состоянии сделать из-за закона.
В комедии рассказывается о поместье Простаковых. Госпоже не нравится, как портной пошил кафтан её сыну. Но при этом портной даже не получил должного образования, поэтому шьёт как попало. Госпожа не хочет слушать, она желает для своего сына только лучшей одежды. Как раз сын этой женщины и является недорослем.
Отец подростка полностью потакает жене, но дядя недоросля думает, что кафтан хороший. Также в доме живёт Софья, которую Простаковы взяли к себе ради денег. Дядя подростка хочет взять её в жёны. Но тут объявляется родственник Софьи, поэтому госпожа не может принимать решение выйдет ли Софья за дядю её сына.
Софье приходит письмо, что родственник оставляет ей большое наследство. Теперь Госпожа Простакова хочет выдать Софью замуж за своего сына. Но при этом Софья влюблена в совершенно другого человека — Милона.
При этом у дяди и недоросля разгорается на этой почве конфликт. Последний совершенно не желает поддаваться учению.
В поместье Простаковых приезжает родственник Софьи, с намерением увести девушку к себе в Сибирь. Но он беседует с Милоном, последний просит руки Софьи и получает согласие. Другие кандидаты в женихи пока ничего не знают, поэтому до сих пор пытаются заполучить девушку.
Госпожа Простакова не отпускает из своей деревни Софью и её близкого родственника. Она тащит девушку насильно в карету, чтобы поехать в церковь и обвенчаться с недорослем. Но её остановили.
Позже у Простаковых отобрал имение Правдин, поэтому семья была вынуждена покинуть поместье. Родственник Софьи, видя, что госпожа Простакова упала в обморок, смотрит на неё и говорит: «Вот злонравия достойные плоды».
Смысл комедии Недоросль
Давайте разбёремся в смысле произведения. Если коротко, то недоросль живёт по принципу «не хочу учится, а хочу жениться». Родители ему всячески в этом потакают, особенно мать, отцу вообще всё равно. Фонвизин хотел показать также с помощью образа Софьи, что люди готовы пойти на что угодно, чтобы заполучить побольше денег. С помощью говорящих фамилий( Циферкин, Правдин, Простаков, Стародум и др.) Денису Ивановичу удалось передать суть каждого из персонажей.
Смысл финала комедии состоит в том, что нужно правильно воспитывать детей. То, как это делали Простаковы — абсурд. Кидать ребёнка на произвол судьбы, а потом жаловаться, что с ним что-то не так — ужасно. Смысл произведения и состоит в этом — нужно воспитывать человека согласно моральным и нравственным идеалам. Именно тогда он станет достойным членом общества. А судьбы недоросля ему удастся избежать.