Что случилось с первой женой ивана грозного
Царица Анастасия Романовна — единственная любовь Ивана Грозного
Она была выбрана в жены царю из полутора тысяч красавиц, присланных со всех концов России. Она любила его, будущего кровавого Иоанна Грозного, смиренно и терпеливо, а он изменял ей с сотнями девиц, затравил голодным зверям ближайшего родственника Анастасии, называя саму царицу «девкою Настькой». Но царице Анастасии суждено стать единственной настоящей страстью в жизни Ивана Грозного, усмирив его буйный нрав, она стала самой любимой государыней России, а ее отчество «Романова» — царской фамилией на последующие 300 лет.
Царица Анастасия. Жена Ивана Грозного
… В 1547 году в московском Кремле проходил своеобразный конкурс красоты. Со всей страны собрались самые привлекательные девушки от 14 лет. Наместники царя заранее отсеяли большую часть претенденток на главный приз. Из полутора тысяч человек ко двору были допущены только 30 красавиц.
17-летний только что венчанный на царство государь Иван IV уже успел прославиться крутым нравом. Он широкими шагами проследовал вдоль шеренги напуганных девиц. К нему с 13 лет водили женщин для увеселения, но сегодня царь выбирал себе жену. «Ну-ка скажи, — обращается он к крошечной девице в массивном кокошнике, — хочешь ли стать царицей?» Та молчит — ни жива, ни мертва. «Робка больно, — заключает юный царь, — уведите».
Неожиданно взгляд Ивана падает на статную девушку в шубке, расшитой бисером. Длинная коса спускается из-под шапочки. Иван вспоминает, что видел ее уже не раз на богослужении и всегда она была красивее всех девиц в церкви. Так Анастасия Захарьина была выбрана в жены царю Ивану — будущему Иоанну Грозному.
Анастасия родилась в 1530-м году в семье окольничего Романа Юрьевича Захарьева-Кошки, не успевшего чем-либо прославиться из-за ранней смерти. Девочку воспитали мать и дедушка, ведавший при дворе царя внешней политикой. Ульяна — мать Анастасии, оставшись вдовой с двумя маленькими дочерьми, пошла за утешением к преподобному Геннадию Любимскому и Костромскому. Старец внимательно посмотрел на заплаканную женщину и сказал: «Не печалься, ведь быть твоей дочери царицей в Москве».
Пророчество
Бабушка Ивана Грозного — Анна Якшич прослышала об этом предсказании и навела справки об Анастасии. Оказалось, что дядя Анастасии приглядывал за будущим царем Иваном Грозным, когда тот был ребенком. Убедившись в хорошем происхождении девушки, Анна Якшич лично привела ее на смотр невест. Николай Карамзин пишет:
«Не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность,чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты».
Пророчество сбылось и род Захарьиных-Юрьевых возвысился.
Бояре из окружения царя не приняли его брак с Анастасией, считая ее не достаточно знатной. Но простые жители Москвы, по утверждению летописцев, сразу полюбили царицу. Она была хороша собой и очень добра со всеми. Из своих средств она всегда помогала бедным. Не желая отходить от своих привычек, царь Иван IV изменяет ей с целым гаремом любовниц и пугает ее кровавыми забавами с дикими зверями. «Ты никакая царица — ты была девкой Настькой и ею осталась!», — кричал Иван на свою испуганную жену.
По легенде, как-то раз Анастасия попросила мужа взять во дворец своего родственника на работу. Иван Грозный взял его к себе придворным шутом и в тот же день затравил медведям.
Но мудрая царица Анастасия нашла способ утихомирить мужа, используя его суеверные и религиозные страхи. Под влиянием Анастасии Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, который помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоем они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключенных и больше не травит людей голодными зверями.
«Эта царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом», так писал английский путешественник Дорсет, побывавший в гостях у московского царя. Но к решению политических вопросов царица Анастасия не была допущена. Как пишет польский историк Вальшевский: «…влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране».
Царица организовала мастерскую, в которой под ее руководством изготавливали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать — Ульяна большая мастерица по вышиванию жемчугом. Образцы работ из мастерской Анастасии уцелели, на них сохранились даты и описания важнейших исторических событий. В музеях России хранятся: портрет преподобного Никиты, столпника, плащеница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат «Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь. Несколько произведений украшают храмы Афона. Афонские старцы получили их в дар в 1555 году.
У Анастасии родилось шесть детей. Первенец Дмитрий погиб. Его уронила в воду нерадивая нянька. Ходили слухи, что она была заслана врагами Ивана Грозного. Трое детей умерли от болезней. В то время любое недомогание лечили ртутью и прочими отравляющими веществами, что приводило к смерти пациентов. Взрослого возраста достигли только сыновья Федор и Иван. Несмотря на плохое здоровье и некоторую умственную отсталость Федора, царь возлагал на обоих сыновей большие надежды. В случае своей смерти он решил организовать опекунский совет при несовершеннолетних царевичах. В этот совет входили большей частью родственники царицы Анастасии.
По одной из версий царица Анастасия заболела во время великого московского пожара. Он оказал пагубное действие на ее психическое состояние, поскольку предыдущий пожар спровоцировал восстание в Москве, когда Анастасия была свидетельницей многочисленных убийств. Даже сам Иван Грозный боялся московских пожаров и считал их небесной карой. «Государь сам тушил огонь, подвергаясь великой опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвнение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду», — пишет Карамзин.
В смутное время в 1612 году, когда после правления бездетного царя Федора прервалась ветвь Рюриковичей, бояре выбрали на царство последнего потомка царицы Анастасии. Первый царь из Дома Романовых — Михаил Федорович является ее внучатым племянником. Так отчество жены Ивана Грозного — Анастасии Романовны стало царской фамилией на 300 последующих лет.
В 2010-ом году глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна Романова учредила в честь царицы Анастасии орден для награждения верных дочерей Отечества, отличившихся на полезных государству поприщах.
«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного
Добродетельная: Анастасия Захарьина-Юрьева
Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Всем боярам разослали грамоты с требованием представить наместникам дочерей и прочих девиц-родственников. Самых лучших отправили в Москву, и из толпы собранных красавиц Иван выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву.
Анастасия была дочерью окольничего Романа Кошкина-Захарьева-Юрьева, а дядя девушки состоял при малолетнем Иване IV опекуном. Может быть, это сыграло свою роль, но уверенно сказать об этом нельзя: невеста была на редкость хороша собой. Миниатюрная, темноволосая и темноглазая, она вмещала в себе все добродетели того времени: целомудрие, скромность, набожность и красоту.
Бояре Анастасию сразу невзлюбили: они считали унизительным службу «своей сестре» — женщине равного им положения. А вот сам Иван жену обожал и прислушивался к ее мнению. «Предобрая Анастасия», сообщали летописцы того времени, «наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели».
Царица не управляла через мужа страной: юная жена лишь сглаживала своей добротой вспыльчивый характер Грозного. Под ее влиянием он отменял смертные приговоры, посещал монастыри, отпускал заключенных и отказался от кровавых забав — перестал травить шутов медведями и собаками.
Досуг Анастасия проводила за вышиванием: из ее мастерской вышли десятки произведений, которые отличала не только роскошь материалов, но и удивительное мастерство и тонкий вкус. Царица родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве. До взрослого возраста дожили только двое ее сыновей: Иван (тот самый, которого мы знаем по картине Репина) и Федор, ставший в 1584 году царем.
Умерла царица после продолжительной болезни в 1560 году в возрасте 30 лет. На похороны Анастасии собралась огромная толпа людей, а бедняки отказывались от похоронной милостыни: свою любимицу они оплакивали искренне, а не за деньги. Сам Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах.
После смерти Анастасии царь ожесточился, стал подозрительным и гневливым. «Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели», — писал историк Николай Карамзин. Тогда-то на смену ангелу и пришла демоница: черкешенка Мария Темрюковна.
Злонравная: Мария Темрюковна
Разговоры о необходимости снова жениться бояре завели уже через восемь дней после гибели Анастасии. Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи.
Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом. Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой. После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины.
Увы, никакого сходства с тезкой у черкешенки не было. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях. В отличие от Анастасии Мария не пыталась укротить буйный нрав мужа — наоборот, только разжигала его жестокость и подозрительность. «На злые дела падущая», — так говорил о ней один из летописцев.
Автор «Записок о Московии» Генрих Штаден утверждает, что именно Мария Темрюковна придумала опричнину: «Она-то и подала великому князю совет, чтобы отобрал он для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днем, и ночью они ездили за ним и охраняли его».
Единственный ребенок Марии, царевич Василий, умер в двухмесячном возрасте. Сама царица скончалась в 1569 году. Бояре, дворяне и простой люд оплакали женщину, «показывая горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна». Грозный привычно объявил, что его жену сжили со свету, но в этот раз, по словам Карамзина, лишь для того, чтобы подготовить Россию к «ужаснейшим исступлениям своей ярости».
Быстро ушедшая: Марфа Собакина
Марфу Собакину, которую вся страна запомнила благодаря легендарной фразе из фильма Гайдая: «Марфа Васильевна я», — Иван Грозный и женой-то не считал. Причины для этого у него действительно были: его супругой Собакина пробыла лишь 15 дней.
В 1571 году царь устроил второй смотр невест. Всего собрали две тысячи девушек, из них выбрали 24, потом отсеяли половину, оставив 12 претенденток. Иван «долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину».
Семья Марфы была счастлива: ее отцу Василию пожаловали боярский сан, дядя Василий стал окольничим, брат Семен — царским стольником, двоюродный брат Каллист — царским кравчим. Знай они, что их ожидает, то вряд ли радовались бы — скорее, бежали из столицы со всех ног.
Марфа Собакина сразу после помолвки захворала: девушка «сохла» без видимых причин, у нее начались припадки. Это было крайне странно: ведь остальных претенденток она обошла не только красотой, но и здоровьем. «Финалисток» тщательно осматривали медики, брали даже пробы мочи. Иван от невесты не отказался и сыграл свадьбу: «Положа на Бога упование, любо исцелеет».
Исследование останков Марфы, проведенное в 1990-х годах, не показало наличия ядовитых металлов или других устойчивых веществ. Однако если отрава была растительной, то за 360 лет ее следы исчезли, так что версию насильственной смерти анализ не опровергает. А еще есть легенда, что тело Марфы было не тронуто тлением, словно она умерла только что. И лишь через несколько минут после вскрытия гроба останки почернели и превратились в прах.
Сосланная: Анна Колтовская
После смерти Марфы Иван Грозный созвал в Москве собор. На нем он объявил, что после гибели трех жен собирался «посвятить себя житию иноческому», однако «дерзнул на четвертый брак», видя «государство в бедствиях». Четвертый раз венчаться было запрещено, однако царь заверил всех, что Собакина никогда не была ему настоящей женой: из-за болезни он так и «не разрешил» ее девства.
Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу. Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина. На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз! Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств!
Брак с Анной продлился всего полгода, после чего Грозный насильно постриг ее в монахини. О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки. Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя. Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился.
Забытая: Мария Долгорукая
До сих пор не ясно, существовала ли Мария Долгорукая, или она — выдумка, которую сочинили только в XIX веке. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную (ведь венчаться четвертый раз было нельзя), но и недостойную.
Супругой царя Мария стала «по молитве» — то есть без совершения брачного обряда — и погибла уже на следующий день. «Женившись на ней 1573 года ноября 11, он узнал, что она еще прежде потеряла свое девство, и на другой день после свадьбы приказал затиснуть ее в колымагу, повезти на борзых конях и опрокинуть его в воду», — так рассказывал о судьбе княжны Долгорукой историк Николай Костомаров в 1866 году.
Незаконная: Анна Васильчикова
В пятый раз Иван IV даже не пытался получить разрешение на брак у церкви: он просто взял и обвенчался с дочерью боярина Григория Васильчикова. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного.
Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы.
Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла.
Похороненная заживо: Василиса Мелентьева
Василиса — еще одна царица Шредингера. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному.
Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы. Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью. Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов. После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного.
Царь выполнял все капризы Василисы: например, изгнал из дворца женщин, которые пришлись ей не по вкусу. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее. Семейная жизнь Ивана Васильевича с бойкой вдовой продолжалась два года, пока он не застал ее в постели с другим мужчиной. Закопали Василису и ее любовника в одной яме, Мелентьеву — живой.
Последняя: Мария Нагая
Дочь окольничего Федора была красавицей: высокая, статная, с огромными глазами и косой ниже пояса. Замуж за царя, которому уже исполнилось 50, идти не хотела, да только кто ее спрашивал. Свадьбу провели в «узком кругу»: посаженным был царевич Федор, «тысяцким» — наследник престола, Иван.
С женами царевичей отношения у Марии не заладились: она требовала от них покорности и уважения, считая себя старшей. Те возмущались: где это видано, чтобы царевнами управляла «женище» — невенчанная супруга, обычная наложница? Иван, раздраженный женскими сварами, как-то пообещал скормить Марию псам, и после этого девушка присмирела.
В 1582 году у Нагой родился сын Дмитрий, а спустя два года Иван Грозный скончался. Женщину с ребенком сослали в Углич, а когда Дмитрию исполнилось девять лет, он погиб. Историки до сих пор не смогли разобраться, что произошло: то ли мальчика убили, то ли он сам во время приступа эпилепсии ударил себя в горло сваей — тяжелым четырехгранным гвоздем для игры в тычку.
В 1605 году Мария Нагая признала Лжедмитрия своим сыном, а еще через год, в 1606-м, отказалась от него: «Было б меня спрашивать, когда он был жив; а теперь, как вы убили его, уже он не мой!» Скончалась женщина в 1611 году, пережив своего супруга на 27 лет.
Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева
Первая жена Ивана Грозного, Анастасия Романовна, происходила из рода Захарьиных-Юрьевых. Впоследствии они стали зваться Романовыми и положили начало новой царской династии. Точной даты рождения Анастасии не известно. По предположению историков, она могла появиться на свет 2 октября 1530 или 1532 года.
Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.
Происхождение
Мать Анастасии — Ульяна Федоровна. Её последним приютом стал Вознесенский монастырь Московского Кремля. При постриге, дата которого неизвестна, она взяла себе имя умершей дочери, которую пережила на 17 лет.
Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а в 1598 году, после пресечения московской линии Рюриковичей, близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.
Знакомство и смотрины
Будущий царь с малых лет был дружен с братьями Анастасии, которую увидел только, когда ей исполнилось четырнадцать лет. Девушка славилась не только привлекательной внешностью, но добродетелью и умом и приглянулась юному наследнику престола.
Иван был коронован в 1547 году в шестнадцатилетнем возрасте, и по традиции того времени должен был жениться. По обычаю, устроили смотр всех девушек, подходящих по возрасту. Невест свозили со всех уголков Московского царства.
Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблён при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву. — Сергей Нечаев. Иван Грозный. Жёны и наложницы «Синей Бороды»
«Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»
Семейная жизнь
Венчание состоялось в том же году, 13 февраля, и благотворно повлияло на эгоистичного и вспыльчивого Ивана. Мудрая не по годам, кроткая Анастасия Романовна умела направлять неуемную энергию супруга в правильное русло.
«Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». — английский дипломат Джером Гарсей
Однако, заслужив любовь народа, царица обрела при дворе немало недоброжелателей, которым было не по душе ее влияние на императора. Хотя, она редко вмешивалась в дела Ивана IV, а показывала пример собственным смирением и скромностью. Многим боярам претило служение женщине, равной им по положению. Особенно роптал духовник государя, протопоп Сильвестр, тщетно пытавшийся посеять раздор между супругами. Случалось, что Иван выходил из себя и возвращался к прежней, разгульной жизни, но не надолго. Политика не интересовала царицу, она любила обустраивать быт и заниматься детьми.
>Мастерская Анастасии Романовны
Рачительная хозяйка обустроила на чердаке терема мастерскую, где работала и сама, наравне с другими рукодельницами. Из под ее рук вышло немало плащаниц, пелен, покровцев. Некоторые из них сохранились до наших дней:
Смерть и последствия
Всего 13 лет супружества было отведено Анастасии и Ивану. И без того слабое здоровье царицы было подорвано частыми родами и чахоткой, поразившей ее во время путешествия в Можайск на Николин день в 1559 году. Не сумев оправиться, двадцативосьмилетняя императрица преставилась 7 августа 1560 года в Коломенском, где жила с сыновьями после пожара в Москве.
К этой версии склонялся и Иван IV. Во время болезни царицы у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, сo своей стороны, считали Захарьиных главной причиной своего падения. Посему, вслед за похоронами Анастасии последовали преследования бояр и приближенных. Недаром, в послании государя к Курбскому были такие слова:
«…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».
Со смертью же царицы Анастасии царь стал гневлив и весьма блудлив: «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело».