Что случилось с ozon
Ozon не работает сегодня 2021
Сбой сервиса Ozon 15.12.2021г.
Сегодня 15 декабря 2021 наблюдаются перебои в работе приложения Ozon и веб-версии сайта ozon.ru.
Почему не работает Ozon? Что за сбой 15 декабря?
На большей части России сегодня 15 декабрь 2021 не работает Озон. Сбои зарегистрированы в следующих регионах страны:
Архангельская область (г. Архангельск) | Республика Татарстан (г. Казань) |
Новгородская область (г. Великий Новгород) | Республика Карелия (г. Петрозаводск) |
Хабаровский край (г. Хабаровск) | Сахалинская область (г. Южно-Сахалинск) |
Пермский край (г. Пермь) | Иркутская область (г. Иркутск) |
Кемеровская область (г. Кемерово) | Республика Коми (г. Сыктывкар) |
Ямало-Ненецкий автономный округ (г. Салехард) | Псковская область (г. Псков) |
Республика Мордовия (г. Саранск) | Нижегородская область (г. Нижний Новгород) |
Тамбовская область (г. Тамбов) | Рязанская область (г. Рязань) |
Краснодарский край (г. Краснодар) | Республика Бурятия (г. Улан-Удэ) |
Чукотский автономный округ (г. Анадырь) | Ярославская область (г. Ярославль) |
город Москва | Смоленская область (г. Смоленск) |
Брянская область (г. Брянск) | Астраханская область (г. Астрахань) |
Московская область (г. Москва) | Калужская область (г. Калуга) |
Курская область (г. Курск) | Республика Ингушетия (г. Магас) |
Тульская область (г. Тула) | Владимирская область (г. Владимир) |
Республика Адыгея (г. Майкоп) | Удмуртская республика (г. Ижевск) |
Воронежская область (г. Воронеж) | Республика Алтай (г. Горно-Алтайск) |
Ульяновская область (г. Ульяновск) | Республика Башкортостан (г. Уфа) |
Республика Тыва (г. Кызыл) | Чеченская Республика (г. Грозный) |
Республика Калмыкия (г. Элиста) | Омская область (г. Омск) |
Свердловская область (г. Екатеринбург) | Самарская область (г. Самара) |
Камчатский край (г. Петропавловск-Камчатский) | Кировская область (г. Киров) |
Тверская область (г. Тверь) | Приморский край (г. Владивосток) |
Почему не работает Ozon? Что за сбой 15 декабря?
По вопросам сбоя в работе приложения на Android или iOS вы можете обратиться по телефону горячей линии ozon.ru:
Или в ближайшее отделение интернет-магазина Озон:
Ozon взлетел на 109% после IPO, несмотря на рост убытков. Что дальше?
Стоимость бумаг 24 ноября 2020 года: ₽2272 за акцию
Стоимость 16 апреля 2021 года: ₽4760 за акцию
Динамика: +109,1%
Причина роста: хайп на рынке e-commerce, новое перспективное имя на российском рынке
Плюсы: низкая доля электронной коммерции в российской рознице — есть куда расти; создание собственной экосистемы
Риски: высокая конкуренция в секторе, значительные затраты
Ozon называют первопроходцем электронной коммерции в России, или «русским Amazon» — так именуют его в зарубежной прессе. Компания начала продавать товары онлайн еще в 1998 году и сейчас отстает только от лидера этого сегмента — Wildberries. Ozon торгует широким спектром потребительских товаров: ассортимент площадки превышает 11 млн товарных наименований.
Ozon развивает маркетплейс, где предлагает продавцам реализовывать товары, предоставляя сопутствующие услуги — от логистики, рекламы и работы с клиентами до финансовых услуг.
Ретейлер вышел на биржу NASDAQ в ноябре 2020 года и в тот же день начал торговаться на Мосбирже и Санкт-Петербургской бирже. По версии Bloomberg, дебют Ozon на бирже тогда стал лучшим для российских компаний с 2011 года.
Почему инвесторов не волнуют убытки
Ozon работает в интернет-торговле уже 22 года, однако до сих пор приносит убытки. По итогам 2020 года они составили ₽22,26 млрд — на 15% больше, чем в 2019 году. Для традиционной компании роста — а именно такой до сих пор является Ozon — это не проблема, так как все заработанные деньги она тратит на развитие.
В остальном Ozon демонстрирует сильную динамику. Основной показатель интернет-компаний — товарооборот — за последние пять лет рос в среднем на 75% в год. Только по итогам 2020 года он прибавил 144%, составив ₽197,4 млрд.
Товарооборот, или GMV (gross merchandise value) — это общая стоимость заказов, обработанных через платформу. В отчете Ozon приводит данные GMV в сочетании с выручкой от услуг.
Число активных пользователей за 2020 год выросло на 75%, достигнув 13,8 млн, а число заказов в Ozon составило 74 млн единиц — на 132% больше, чем годом ранее. В минувшем году ретейлер впервые показал положительный операционный денежный поток — ₽6,57 млрд, а по итогам четвертого квартала 2020 года впервые в истории в плюс вышел его свободный денежный поток (FCF) — ₽7,8 млрд.
IPO Ozon и одновременное частное размещение акций принесло ₽90,48 млрд. В результате наличность на счетах компании выросла в 34,5 раза — с ₽3 млрд до ₽103,7 млрд. Непосредственный краткосрочный и долгосрочный долг у компании — ₽25 млрд.
Что сыграет в плюс бизнесу компании
Быстрый рост электронной коммерции в России
Рынок электронной коммерции растет быстрыми темпами во всем мире. Толчок ускоренному переходу населения на покупки онлайн дала пандемия и вынужденная самоизоляция — люди избегали традиционных магазинов, предпочитая заказывать товары через интернет с доставкой на дом.
В России эта тенденция особенно актуальна. По данным Ozon, сейчас электронная коммерция охватывает только 9% розничного рынка в стране, в то время как в Китае — 27%, а в США — 24%. В компании отмечают, что причина такого отставания — недостаточное инвестирование в электронную коммерцию и слабая инфраструктура поставок.
Это значит, что значительная доля рынка еще не освоена и Ozon в ближайшие годы есть куда развиваться. Согласно прогнозу исследовательской компании Data Insight, к 2024 году доля электронной коммерции в российском розничном секторе достигнет 19%. Прирост в среднем будет превышать 30% в год.
В самом Ozon планируют по итогам 2021 года нарастить оборот не менее, чем на 90%.
Фокус на собственную экосистему
«Опыт предыдущих лет показал, что максимально эффективной компания становится, разрабатывая собственную экосистему, — создавая с нуля новые направления, а еще лучше — покупая эффективный готовый бизнес», — отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
В последнее время появились новости о том, что Ozon запустил маркетплейс услуг, на котором уже можно записаться на сдачу медицинских анализов, экскурсии, образовательные курсы, найти мастеров по ремонту и строительству.
«Финтех — это еще одна из ниш для монетизации трафика компании, так как компания может собирать много информации о своем потребителе и предлагать ему не только товары, но и финансовые услуги. Также, вероятно, у них получится снизить стоимость платежей», — полагает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. По мнению Павла Сигала, вложение Ozon в банк быстро окупится, учитывая быстрый рост популярности покупок онлайн.
Что играет против компании
Высокие затраты на развитие
Ozon в минувшем году израсходовал на операционную деятельность ₽121,67 млрд, что на 61,6% больше, чем годом ранее. Это больше, чем вся выручка компании, составившая ₽104,35 млрд.
Помимо расходов на текущую деятельность, Ozon также инвестирует в расширение инфраструктуры поставок, открытие дополнительных пунктов выдачи заказов в Москве и регионах. К капитальным затратам также относятся вложения в технологии и оплата складских помещений. В 2021 году руководство Ozon планирует нарастить капзатраты до ₽20–25 млрд. Это в 3–3,7 раз больше, чем в 2020 году, когда компания потратила ₽6,84 млрд.
Рост конкуренции
Пандемия и увеличение популярности онлайн-торговли побудили компании развивать интернет-направления и привлекли в сектор новых игроков.
Сейчас основной конкурент Ozon — это Wildberries. Годовой оборот этой компании больше, чем у Ozon, в два раза. Кроме того, ретейлеру приходится конкурировать с «российским» Aliexpress, «Яндекс.Маркет», «М.Видео — Эльдорадо», «Ситилинк» и многими другими компаниями.
«Если у экосистем получится привести на свои площадки больший трафик, Ozon и Wildberries окажутся в трудном положении, — процитировал The Bell топ-менеджера одного из маркетплейсов. — Но лично я меньше верю в успех [российского] Aliexpress и «Яндекс.Маркета», потому что это пока чисто онлайновые истории. Ozon и Wildberries с их пунктами выдачи заказов выглядят убедительнее».
Инвестиционный стратег «ВТБ Мои инвестиции » Виктория Махаффи отметила, что успех e-commerce компаний базируется на трех факторах: лучшее ценовое предложение, скорость доставки и клиентское обслуживание. «Если по двум из этих факторов предложение относительно однородно, то что касается скорости доставки — Ozon со своим сервисом доставки в течение одного рабочего дня выигрывает среди конкурентов», — сказала она.
Акции Ozon перегреты, но привлекательны на долгом сроке
Рост акций Ozon на 109% со дня IPO объясняется «общим хайпом на глобальном рынке IPO, где инвесторы, как горячие пирожки, разбирают практически все, что им предлагают», — описывает ситуацию ведущий аналитик QBF Олег Богданов: «Другое дело реальный бизнес». Сейчас результаты Ozon не впечатляют, так как компания пока генерирует убыток на акцию, но у нее есть перспективы, полагает эксперт.
Махаффи из ВТБ видит возможности для дальнейшего удорожания бумаги на долгосрочном горизонте. «Ozon находится в секторе с одним из самых больших потенциалов роста — e-commerce и является единственным игроком pure play на рынке», — считает она.
«Для долгосрочных инвесторов это очень привлекательный актив, — соглашается Харин из «Альфа-Капитала», — так как на горизонте пяти лет и более их бизнес будет оставаться одним из самых быстрорастущих среди российских бизнесов. Конечно, остается вопрос, насколько получится удержать лидерство в отрасли, но пока все их шаги были глобально правильные и не вызывают вопросов у инвесторов».
Ведущий стратег EXANTE Янис Кивкулис также уверен, что в долгосрочной перспективе эти акции имеют высокие шансы принести прибыль инвесторам. «Однако большой вопрос, не излишне ли перегрет этот сектор, — размышляет эксперт. — Вполне может оказаться, что опережающие сейчас секторы e-commerce многие годы будут расти «хуже рынка». Но, с другой стороны, по его мнению, «этот бум может развиваться годами и, не исключено, даже еще не достиг своего максимального ускорения», — заключает эксперт.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Роспотребнадзор: Ozon нарушил закон, аннулировав заказы по слишком низким ценам
Лента новостей
Все новости »
На сайте маркетплейса в ночь на 1 ноября ряд товаров продавался со скидкой более 90%. Однако после оформления заказа Ozon аннулировал его, мотивировав, что данных товаров нет на складе. Обязан ли магазин продавать товар по заявленной низкой цене, даже если это технический сбой?
Маркетплейс Ozon аннулировал дешевые заказы незаконно. Об этом во вторник 2 ноября заявил Роспотребнадзор.
В ночь на 1 ноября цена на некоторые товары упала на Ozon до рубля. А на многие другие скидка составила десятки процентов — до 90% и более. Сообщается, что некоторые технологичные товары по цене около 40 тысяч предлагались по две. Но те, кто оформил заказы, радовались недолго. Скоро им начали приходить сообщения, что заказы аннулированы, так как «товаров нет на складе». Рассказывает житель Москвы Кирилл:
«Я с Ozon регулярно заказываю сушеное манго, и в воскресенье вечером решили на неделю заказать пару упаковок манго. Захожу, смотрю, что на него скидка, в районе, может, 50%. И естественное, какая мысль? Наверное, это Хеллоуин, какие-то распродажи. Заказал пару упаковок, и вот моя жена тоже заказала несколько упаковок. Потом на утро приходит сообщение, что мне, что ей о том, что заказ аннулирован, так как заказа нет на складе. Заходим в приложение, заходим в этот товар, и написано, что он в наличии, просто на него уже нет скидки. Обращаюсь в службу поддержки, товар-то в наличии, почему его аннулировали? Они пишут о том, что товара нет на складе. Я им выслал скриншот, что товар есть на складе, вот же написано «в наличии». Они мне отвечают, извините, просто у нас цена была некорректная, мы просим извинения, мы аннулировали заказ, мы баллами вернем вам 100 рублей. Дальше я не стал разбираться, просто заказал еще раз, ну без скидки, так без скидки».
Ситуация сложилась неоднозначная. С одной стороны речь идет о договоре оферты, фактом заключения которого является платеж потребителя. У продавца, безусловно, есть право обратиться в суд с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключенным по закону продавец не может, заявили представители Роспотребнадзора информагентству ТАСС.
Если появятся иски, Ozon придется доказывать суду, что речь шла об ошибке, говорит партнер коллегии адвокатов «Титаренко, Руссков, Улымов» Максим Титаренко:
Максим Титаренко партнер коллегии адвокатов «Титаренко, Руссков, Улымов» «Компания, которая заключает публичные договоры, не может от них отказаться. Другое дело, пойдут ли эти потребители, которые приобрели эти товары, судиться, требовать выполнения этих сделок. Я думаю, что за 100 или 150 рублей они, наверное, судиться с Ozon не будут. Но если это сделка, имеющая достаточно высокую цену и люди пойдут в суд, безусловно, они могут добиться того, что суд понудит Ozon исполнить договор по той цене, по которой он был заключен, если только Ozon не оспорит эти сделки. В Гражданском кодексе есть основания для этого, в частности сделки, совершенные на заведомо невыгодных условиях в результате стечения тяжелых обстоятельств или обмана какого-либо. Если Ozon докажет, что такая сделка совершена на очевидно невыгодных условиях, Ozon может оспорить, но при этом компания должна доказать, что допустила очевидную оговорку, описку или опечатку, сторона заблуждается в отношении предмета сделки или цены. Это предполагает все-таки отдельный процесс, в котором Ozon должен доказать, что эта сделка является недействительной».
По мнению Роспотребнадзора, поскольку практика рекламных распродаж существует, потребитель совсем не обязан разбираться — идет ли речь о ней или о техническом сбое. Ранее в похожую ситуацию — и тоже с Ozon — попадал москвич Сергей. Ему удалось найти с компанией компромисс:
«На Ozon я как-то поймал акцию, когда контактные линзы одной очень известной марки стоили не 9 тысяч, как правило, за 180 штук, а они стоили всего лишь 1400. Я просто делаю заказ, оплачиваю его сразу же, а я заказал сразу три пачки, думаю: вот я себе на год вперед обеспечил запас этими линзами. По факту получаю три пачки, только по 30 линз. Мне на Ozon объясняют, что это была техническая ошибка продавца. Я стал разбираться и посмотрел, что это была явно не ошибка, а это был такой ход конем со стороны продавца, чтобы привлечь как-то покупателя, и просто так вот его обмануть и сказать, что вы извините, это была ошибка и прислать ему за эту цену обычные линзы по 30 штук. Я тогда указал на закон о защите прав потребителей и сказал, что извините, господа, но вы должны мне продать товар по той цене, по которой он был заявлен, и в том количестве, в котором он был заявлен. Я предложил два варианта выхода из проблемы: либо довезти мне недостающие линзы, либо компенсировать мне деньгами. И мне, собственно говоря, всю сумму вернули. Получилось так, что я приобрел действительно по замечательной цене, пачка 30 штук мне обошлась примерно в 500 рублей».
Можно вспомнить историю покупок по бросовым ценам дорогого фотооборудования на сайте мирового лидера интернет-торговли, компании Amazon, когда пользователи приобретали его со скидками до 95%. Компания тогда подтвердила, что отправит товар покупателю.
В том же, что касается нынешнего сбоя, согласно позиции Роспотребнадзора, по его наблюдениям, многие потребители в подобных ситуациях сами могут отказаться от сделки. Но им необходимо корректно объяснить причины, по которым она не может быть исполнена.
При этом по закону у потребителя остается право требовать исполнения договора оферты: либо передачи ему товара по цене заказа, либо возмещения убытков, отметили в ведомстве.
Что случилось с Ozon
Акции интернет-магазина Ozon почти безостановочно снижаются с пиковых значений конца апреля.
Менее чем за месяц бумаги потеряли свыше четверти стоимости. Негативный тренд можно связать как с глобальным снижением интереса на высокие технологии из-за боязни инфляции и роста кредитных ставок, так и с внутрикорпоративными событиями.
Фундаментальный кейс эмитента Ozon пока не может похвастаться прибыльностью деятельности. Трафик продаж через маркетплейс растет трехзначными темпами: стоимость товаров и услуг, реализованных через площадку, в 2021 г. выросла на 135% относительно I квартала 2020 г. При погодовом росте выручки показатель чистого денежного потока ухудшается на фоне высоких капитальных затрат. В I квартале 2021 г. компания отразила рост чистого убытка почти на 20%.
В таких показателях нет ничего удивительного: «компании роста» характеризуются наращением объемов, чтобы с течением времени количество переросло в качество, читай: прибыльность деятельности.
А раз финансовые результаты не были сюрпризом для рынка, то с чем связано опережающее падение акций, при том что бумаги не так давно были добавлены в состав MSCI Russia? По идее, это должно было привести к росту спроса на фоне ожидающегося притока наличности, исчисляемого сотней миллионов долларов, от пассивных фондов, которые ориентированы на индексного провайдера. Однако с 12 мая бумаги потеряли еще более 10%.
С технической точки зрения бумага пока ушла недалеко под поддержку, допуская спекулятивный возврат котировок. Однако учитывая распродажи американских фьючерсов, нисходящее движение вскоре может быть продолжено. Значимая поддержка — 3500 руб. Учитывая взрывную волатильность инструмента, даже такой масштаб амплитуды колебаний не вызовет удивления.
При этом оперативно проведенный анализ предела риска в бумагах Ozon по методу исторического моделирования показал, что с вероятностью 95% акции не опустятся ниже 2863 руб. в течение ближайшего месяца. Результаты расчетов представлены в таблице:
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Ход торгов. Российский рынок продолжает восстанавливаться после обвала
Сегодня на СПБ. Рынок пошел на посадку
Как быстро закроют дивидендный гэп акции Юнипро
Эксперимент. Портфели силы и слабости
Рынок недвижимости 2022: как на нем заработать
Evergrande. А хуже еще будет?
Акции Beyond Meat отталкиваются от дна. Что происходит
Самые доходные ETF этого года: на чем инвесторы хорошо заработали
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Цена 1 рубль: на OZON произошел крупный технический сбой
Крупный сбой у OZON. Ночью многие товары в интернет-магазине резко упали в цене. Некоторые вещи можно было приобрести всего за рубль. На бешеные скидки повелись десятки покупателей. Что было с заказами дальше?
Нет, это не была «черная пятница» с беспрецедентными скидками. И не наступление счастливой эпохи, когда каждый получает по потребностям. Это был крупный сбой в работе на сервере онлайн-магазина OZON. В полночь 1 ноября цена многих товаров снизилась на 98 процентов. Полуночники кинулись раскупать все подряд. Несколько складов опустели. Москвич Петр Михеев вывесил целую подборку таких товаров – тефлоновая сковородка стоит меньше 100 рублей.
«Личный кабинет бодро отрапортовал, что 2 ноября все можно забирать, часть товаров даже собрали. А в 5-7 утра заказы OZON-ище-позорище просто молча отменил. Алчность, безалаберность, тупость», – заявил Петр Михеев.
Некоторые сотрудники OZON зафиксировали этот сбой еще ночью.
«Мы остановили акцию, как только заметили сбой в проставлении скидок. Она была видна на маркетплейсе примерно час, это было ночью. Товаров по указанной сниженной стоимости нет на складах. Заказы были аннулированы», – говорит руководитель пресс-службы OZON Анастасия Самойлова.
Но, если факт продажи был, закон на стороне покупателя.
«Если факт продажи зафиксирован (есть, например, чек, или просто покупатель выразил желание купить товар), магазин должен отправить его», – объясняет юрист Дмитрий Дугин.
В этой ситуации много нюансов. OZON – это крупный продавец. Захотят ли покупатели судиться – вопрос.
«Если начинается сбой, магазин должен тут же, в ту же секунду остановить акцию. А эти продажи шли час», – отмечает президент Союза деловых людей, эксперт Торгово-промышленной палаты Илья Тимошин.
Люди, купившие товары, считают, что их обманули. Сотрудники OZON целый день объясняются с клиентами. В то же самое время пострадали и продавцы. Ольга Дьяченко с мужем продают детские игрушки. Их товары уходили ночью за цену втрое ниже. Урон серьезный, но еще хуже – потеря для имиджа.
«Наши товары сейчас заморожены, они не продаются. Мы подсчитали – на несколько миллионов», – говорит продавец Ольга Дьяченко.
Такие истории – не редкость. Британская компания Screwfix пережила такой сбой в 2014 году – тогда все товары вдруг стали стоить по 34 фунта. Юристы оправдали компанию. По британскому законодательству, в случае ошибочного ценообразования магазин может отменить заказ. В апреле 2014 года сбой в системе бронирования авиакомпании Emirates позволил покупать билеты за копейки на OZON Travel. Позже OZON Travel аннулировал бронь, а средства предложили потратить в магазине.