Что случилось с опелем в россии
Возвращение Opel. Кому составит конкуренцию не самый породистый «немец»
Автомобили «Опель» очень любили в России. Они были недорогими и выглядели гораздо лучше конкурентов. Однако из-за американских санкций GM «забрал» бренд у российских клиентов, а теперь немцы готовы ко второму раунду.
Фото © ТАСС / Slavko Midzor / PIXSELL / PA Images
Ответ на этот вопрос достаточно прост. Американские санкции, вводимые в основном против российских компаний, коснулись и GM. Автомобильный концерн принудили уйти из России, хотя с продажами у Chevrolet и Opel всё было хорошо. Недорогие Cruze, Aveo, Astra и Corsa расходились на ура, их обслуживание стоило копейки, и в целом автовладельцы их очень любили и берегли. General Motors вывозил из России серьёзный объём прибыли и уходить до конца не хотел — права на часть моделей перепродала китайцам, а узбекам, например, достались малолитражки под брендом Ravon.
А в 2015 году GM приказал Opel и Chevrolet свернуть продажи в дилерских центрах. Новые автомобили перестали отгружать на склады «официалов», и дело, казалось, закрывается насовсем. Но, как оказалось, американцы считают деньги, даже вводя санкции. Когда на рынок потоком хлынули корейские автомобили и стало очевидно, какой объём продаж на самом деле упускает компания, в GM стали экстренно думать, как вернуться в Россию, не возвращаясь официально.
Но никаких доступных вариантов для камбэка не было, и этим обстоятельством воспользовались в Groupe PSA (Peugeot Citroën), умело выхватив из цепких лап GM сразу два бренда — Opel и Vauxhall (тот же Opel, но для других рынков). И тут понеслось.
Первыми автомобилями, которые PSA будет собирать в Калужской области на современном заводе, будут Opel Zafira Life и Opel Vivaro, но про настоящий хит продаж тоже никто не забывал. Самыми продаваемыми автомобилями Opel в России были седаны, универсалы и хетчбэки Astra, компактные малолитражки Corsa и бизнес-седаны Insignia. Этих автомобилей стало очень не хватать. Особенно с учётом того, что все японские конкуренты — Nissan Teana и Honda Accord — благополучно откатились в сторону и тихо умерли. Сейчас в нишу доступных седанов активно зашли корейцы, и составить нормальную конкуренцию им никто не может — нет ни сил, ни условий.
А вот Opel Astra уже перезагрузили официально. Автомобиль нового поколения разработан и создан на платформе PSA, и технологий GM в нём, разумеется, будет минимум. Производитель уже успел ответить на критику модели за сходство с Peugeot 308. Отмечается, что машина будет самобытной, а её технологичность позволит конкурировать с Volkswagen Golf. KIA тоже стоит напрячься — с ценниками на самую популярную модель Rio стоит задуматься, что новый Opel начнёт отгрызать клиентов. Но это, к несчастью для KIA, только начало.
Убивать KIA, Volkswagen, Toyota и вообще всех, кто попадётся под руку, Opel будет с помощью нового кроссовера Grandland X, который поставляется российским дилерам не с местного завода, а с предприятия в Эйзенахе. Новый кроссовер уже доступен в трёх комплектациях — Enjoy, Innovation и Cosmo — по цене от 1 миллиона 799 тысяч рублей до 2 миллионов 199 тысяч рублей. На европейском рынке Grandland X будет продаваться как с французскими, так и с немецкими двигателями. Топовая версия будет дизельной — 2 литра + турбина мощностью 210 л.с. с восьмидиапазонным автоматом. До России топовые силовые агрегаты доедут не сразу.
Поначалу Grandland X будет комплектоваться бензиновым турбомотором 1,2 литра на 130 л.с. и дизельным 1,6 литра на 120 лошадок. 1,6-литровый турбодизель мощностью 120 л.с. будет поставляться с шестидиапазонной автоматической трансмиссией. Никакого страшного сна фанатов Opel в виде роботизированных КПП больше не будет, и слава богу.
Держитесь за болты и гайки
Фото © ТАСС/dpa / picture-alliance
Один из самых хитовых автомобилей Opel — хетчбэк Astra — до России пока не добрался. Но это лишь вопрос времени. Запрос на недорогие, красивые и надёжные автомобили по-прежнему сохраняется, и Opel может стать своеобразном инфлюенсером автомобильной моды. Опять. Точно так же, как это уже было пять-десять лет назад.
С учётом того что постепенно и кроссоверы Grandland X, и очень красивая Astra доберутся до калужского завода и начнут производиться по полному производственному циклу (благо PSA вкладывает в производство двигателей и КПП большие деньги), KIA, Volkswagen, Nissan и всем остальным придётся затянуть пояса. При этом очевидно, что пользоваться наибольшим спросом будут именно первые комплектации, потому что в них будет отсутствовать разве что кожаный салон и пара ассистентов вождения, остальное станет доступно. Примерно такой же философии придерживается Volvo, которая в условиях падения авторынка умудрилась нарастить продажи своих автомобилей в России.
При этом все истерики относительно дороговизны кроссовера не стоит воспринимать всерьёз. Ну не может современная, безопасная и красивая машина стоить дёшево. Это в принципе невозможно. К 2021 году PSA с помощью своих маркетинговых департаментов и инженерного центра решит проблему создания недорогих городских автомобилей, так необходимых в России в условиях подорожания топлива. Примерно в этот временной промежуток и начнётся настоящая борьба, в ходе которой станет ясно, кто к чему готов.
Разгром и капитуляция. Почему Opel и Chevrolet сбежали из России?
История развивается циклично — General Motors не впервые уходит из России. Вспомним теперь уже далёкий 1996 год, когда определённый класс быстро разбогатевших россиян начинает интересоваться иномарками, и американцы принимают решение. построить здесь свой автозавод. В Татарстане, на территории свободной экономической зоны, создаётся российско-американское предприятие «ЕлАЗ-GM», которое наладит выпуск автомобилей Chevrolet Blazer «отвёрточным» способом.
Потом будет крупноузловая сборка Opel Vectra (это не считая планов самого «Опеля» заняться совместной сборкой машин на. газовских мощностях), а потом — громкий «развод». Американская сторона заявит, что власти не предоставили обещанных налоговых льгот. Наши чиновники ответят, что рассчитывали не на гаражные технологии, а на полноценный современный завод и 50 000 ежегодно выпускаемых автомобилей. Громко хлопнув дверью, GM свернёт свою деятельность (но только производственную) и покинет Россию. Правда, на словах — обещанное прекращение поставок не состоится.
После, разумеется, случится возвращение. Притом частью этого возвращения станет весьма эффектный переход под американское крыло проекта ВАЗ-2123 — «Нивы» второго поколения, которая долгое время считалась главным символом грядущего вазовского ренессанса! К нелепому названию Chevrolet Niva (Chevrolet — нечто манящее, заграничное, Niva — напротив, простое и родное) народ быстро привыкнет и начнёт охотно покупать внедорожник, спроектированный нашими и доведённый иностранными спецами.
Вторым успешным «крестовым походом» следует признать перезапуск Daewoo Nubira второго поколения под именем Lacetti и маркой Chevrolet. Как только на решётке радиатора заблестел золочёный крест Chevrolet, публика сразу оценила просторный корейский автомобиль за небольшие деньги — машина мгновенно стала бестселлером сегмента «С». Потом появятся небольшие и тоже недорогие Aveo и Lanos (их сладят по аналогичной технологии, нацепив модную эмблему на дешёвых «корейцев»), а популярность марки взлетит до небес, однозначно подсказывая: всё будет хорошо.
В 2007 и 2008 годах марка по результатам продаж занимала второе место после «Лады», ежегодно продавая по 170–180 тысяч машин! Первым звоночком для «золотого креста» стал кризис 2008-2009 годов: продажи упали на 56%, притом Lacetti растерял аж 64% поклонников. Потому что очень резко подорожал. И уже тогда стоило понять — машины россияне покупают не столько за совокупность качеств, сколько за приятный глазу и кошельку ценник. Но этого менеджеры Chevrolet не поняли, выведя на смену поистине народному «Лачетти» куда более дорогой Cruze и избавившись от невероятно доступного «Ланоса».
А что Opel? На волне «кредитного бума» конца нулевых немецкие машины нашли своего покупателя. В кризис же 2009 года «Опель» пережил падение покруче «шевролетовского» — минус 66%! Хотя, формируя посткризисную линейку, немцы поступили крайне осторожно — выводя новое поколение модели, сохраняли и старое: дескать, если хватает денег, выбирай новинку, а нет — прежняя генерация тоже вполне ничего. Такими парами стали Astra и Astra Family, Zafira Tourer и Zafira Family.
Ситуация оставалась сравнительно стабильной до прошлого года. А потом. В прошлом году Chevrolet, будучи недавним лидером среди иностранных марок, скатился на восьмое место — спрос упал почти на треть, до 123 тысяч проданных машин! На 19% просели продажи «Нивы», на 46% — «Круза», на 30% — «Авео». Увы, но призванный прийти на смену Lacetti бюджетный Cobalt не смог заполучить приставку «народный», а остальные модели и вовсе продавались сильно хуже своих одноклассников-конкурентов.
Opel падал вслед за Chevrolet. Хотя падение казалось менее болезненным (-20% по итогам прошлого года). Вот только вполне оптимистичная цифра проданных машин скрывала за собой настоящую катастрофу: на плаву марку удерживал только кроссовер Mokka (+67%), тогда как «Астры» обоих поколений стремительно теряли популярность (спрос на Astra J, на которую делалась основная ставка, рухнул на 42%). Остальные модели также не смогли обеспечить должной поддержки.
Но почему от некогда популярных моделей вдруг отвернулись поклонники? Поначалу сказывалась общая стагнация рынка и отсутствие откровенно «народных», недорогих и популярных, моделей, а потом по обеим маркам резко, наотмашь ударило падение рубля. Корейская вона подорожала на 85% (машинокомплекты для Cruze и Aveo поставлялись из Кореи), евро взлетел на 65%. В общем, в конце прошлого года базовый Chevrolet Cruze вместо 556 тысяч рублей стал стоить немыслимые 913 тысяч, Opel Astra — 800 тысяч. Сохранить прежние ценники не помогла даже «российская прописка» многих машин.
Между прочим, именно General Motors активнее других хвастался тем, что большинство представленных на нашем рынке моделей имеют шильдик «Made in Russia»! Однако в этих заявлениях оказалось немало лукавства: по-настоящему отечественной была только Niva со степенью локализации около 90%. А чем тогда занимались многочисленные сборочные площадки? Ведь машины концерна собирались на мощностях — загибайте пальцы — калининградского «Автотора», Горьковского автозавода и, конечно, на собственном заводе GM под Санкт-Петербургом.
Смотрите. «Автотор», пользуясь таможенными льготами особой экономической зоны, собирал универсалы Cruze и Orlando марки Chevrolet, а также целую россыпь «Опелей» (универсалы и трёхдверки Astra, плюс Antara, Insignia, Meriva, Mokka, Zafira Tourer) и некоторые модели Cadillac. Вот только производственный процесс правильнее называть «досборкой», так как выпуск осуществлялся «отвёрточным методом» при фактически нулевом уровне локализации, и стоимость автомобилей из Калининграда взлетела вслед за «чистокровными европейцами».
В ГАЗ американцы вложились не слишком основательно, потратив всего 29 млн долларов. Заняв площади, где раньше сваривалась Volga Siber, концерн сделал ставку на высокую долю ручного труда (на производстве трудились лишь 43 сварочных робота) и изначально не планировал применять отечественные комплектующие. Отсюда и низкий уровень локализации седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo нижегородской сборки — не больше 15% (с учётом затрат на сварку, окраску и сборку). А потому неудивительно, что «Авео» внезапно подорожал до 575, а потом — аж до 668 тысяч!
Спасением не стала и питерская площадка — самая дорогая и хорошо оснащённая. По полному циклу там собирались лишь Cruze и Astra. И уровень локализации опять подвёл — всего 25%. При таких показателях зависимость от иностранных комплектующих оказалась слишком высокой, потому «Астра» и «Круз» подорожали сильнее «более обрусевших» одноклассников. Для справки: в прошлом году из 247 рабочих дней загруженный только наполовину завод простаивал 87 суток! И количество рабочего персонала пришлось сократить на четверть, а это — 500 человек.
Здесь стоит сделать важное отступление. На протяжении всего прошлого года тольяттинский завод GM-АвтоВАЗ переживал модернизацию производства: были построены новый штамповочный и кузовной цеха, куда даже успели завезти и смонтировать новое оборудование. Началось строительство моторного завода, а предсерийные «Нивы» вовсю накатывали первые километры. К середине года (по традиции — к московскому автосалону) должно было официально дебютировать второе поколение Chevrolet Niva.
Рассчитанный на 98 тысяч машин завод под Питером планировали «разогнать» до 230 тысяч выпускаемых автомобилей — для этого требовалось лишь запустить фактически готовую вторую очередь. Также GM собирался полностью отказаться от сборки на «Автоторе», переведя «отвёртку» на свои мощности. Таким образом, боссы концерна были уверены, что отечественный рынок сможет ежегодно потреблять около четверти миллиона автомобилей марок Cadillac, Chevrolet и Opel.
Но. По итогам первых двух месяцев Chevrolet продал на 71% машин меньше, чем годом ранее, а Opel — аж на 82%. Получился замкнутый круг: чтобы повысить степень локализации, нужны деньги, а чтобы заработать деньги, нужно продавать больше машин, которые слишком дороги из-за низкой степени локализации. И американцы решили сдаться. До конца года марка Opel полностью покинет российский рынок, а из многочисленных моделей Chevrolet на нашем рынке останутся только Niva и дорогие «американцы» вроде Camaro, Corvette и Tahoe.
Что будет дальше? Разработка нового поколения «Шнивы» заморожена. Но, зная, что новый завод фактически построен (двигатели можно закупать на стороне, например, вазовские 16-клапанники), а машина — готова, американцы наверняка не бросят столь прибыльный проект, учитывая, что нынешняя Niva, несмотря на почтенный возраст и слабенький мотор, продолжает пользоваться уверенным спросом. Наш прогноз — года через четыре внедорожник второго поколения станет серийным.
Около 300 дилеров (у каждой марки их примерно по 150) будут перепрофилированы, хотя, конечно, часть навсегда закроется. Что касается владельцев уже купленных машин, то GM заверяет, что все гарантийные обязательства на проданные автомобили дилерами будут выполняться. Не прекратится и поставка запчастей. Для настоящих и будущих владельцев Cadillac вообще ничего не изменится — этот бренд полностью сохраняет присутствие на рынке.
Opel снова в России: что пошло не так?
Компания Opel, перешедшая под крыло концерна PSA, объявила о возвращении на российский рынок в феврале 2019 года. Старт продаж был намечен на четвертый квартал, и формально он состоялся по расписанию: цены на кроссоверы Opel Grandland X и микроавтобусы Opel Zafira Life объявили 16 декабря. Однако новые Опели до сих пор не встречаются на российских дорогах. По данным АЕБ, в первой половине 2020 года у нас продано лишь 59 автомобилей Opel. Меньше смогли реализовать только Foton, Chrysler и уходящий с российского рынка smart. Провал или фальстарт?
В компании Opel небезосновательно связывают столь скромный результат с пандемией: были остановлены заводы, закрыты дилерские центры, покупательская активность упала до нуля. Но это далеко не единственная причина. Относительно вовремя (в начале 2020 года) в продаже появились только микроавтобусы Opel Zafira Life калужского производства, и то лишь в самой богатой комплектации Cosmo за 3,0—3,1 млн рублей. Более простые варианты (от 2,6 млн) подоспели только к концу весны, но даже сейчас Zafira предлагается в России лишь с «автоматом», тогда как родственные модели Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer бывают и с механической коробкой передач.
Другие модели Opel должны были выйти на наш рынок в середине весны, но помешала пандемия. Производство фургонов Opel Vivaro в Калуге началось в марте, то есть прямо перед закрытием завода на карантин. Тогда же было выдано Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на кроссовер Opel Grandland X, но поставки машин из Германии пришлось отложить. В итоге, по информации продавцов, и Vivaro (от 1,67 млн рублей), и Grandland X (от 1,95 млн рублей) начали поступать в дилерскую сеть только в июле и пока появились далеко не во всех шоурумах (самыми расторопными оказались автосалоны Санкт-Петербурга).
Да и сама дилерская сеть у Опеля в России пока очень слабая: судя по официальному сайту — всего десять автосалонов в семи городах. До конца года в компании планируют иметь 13 дилерских центров. Но даже в Москве все три действующих шоурума — мультибрендовые, где Опели стоят под одной крышей с автомобилями других марок. Опрошенные нами продавцы рассказали, что держат в наличии минимальный набор машин. В основном их привозят с центрального склада на заказ, срок поставки — около десяти рабочих дней. Так что желающим купить Opel стоит запастись терпением.
Обнародовать дальнейший план работы на российском рынке в компании Opel пока не готовы. Ясно лишь, что нынешние модели Opel Astra и Insignia у нас не появятся: все права на них принадлежат концерну General Motors, который запретил продажу этих машин на «новых рынках». Из новой гаммы, созданной уже под патронажем PSA, на европейском рынке у Опеля есть хэтчбек Corsa, паркетники Crossland X и Mokka, а также «каблучок» Combo. Не исключено, что какие-то из этих моделей мы увидим в России.
Почему вернувшийся в Россию Opel ждет провал
К чему это мы? А к тому, что судя по стратегическим планам, озвученным франц. нет, извините, все-таки немецкой компанией, в обозримом будущем, во-первых, не планируется локализовывать потенциальный локомотив продаж, компактный кроссовер Grandland X. Такие кроссоверы будут поставляться в нашу страну с конвейера завода в Эйзенахе, Германия.
В Европе, правда, для обеих моделей доступны гибридные модификации, где за подключение задней оси отвечает электромотор, но все это, как говорится, дорого и нескоро. За начальный же Grandland X сегодня в России просят 1 799 000 рублей, а топовая модификация потянет и вовсе на 2 199 000 рублей.
К тому же Zafira Life с безальтернативной агрегатной связкой (2-литровый 150-сильный турбодизель, 6-диапазонный «автомат», передний привод) дороже французских аналогов примерно на 100 тысяч рублей, правда, при чуть более щедром базовом оснащении. Как видно, в PSA решили позиционировать опелевский вариант LCV как более престижный, но фактически же концерн лишь ограничил свободу выбора покупателей.
Идем дальше. Opel делает очевидную ошибку, развивая дилерскую инфраструктуру вялыми темпами. Как ранее писала «РГ», на данный момент сформирована сеть из одиннадцати дилерских центров в восьми городах России, которые открыли прием заказов на кроссоверы Opel Grandland X и микроавтобусы Opel Zafira Life. Компания пообещала удвоить свою дилерскую сеть в ближайший год-два, но этого мало.
Почему французы не хотят хотя бы временно реализовывать автомобили Opel в дилерских центрах Peugeot и Citroen, равно как в мультибрендовых центрах, чтобы удовлетворить спрос в российских регионах, не вполне понятно. Как видно, прав наш эксперт, главный редактор журнала «Движок» Илья Огородников, говоря о том, что «немецкая марка однозначно попадает в разряд нишевых автомобилей для фанатов бренда».
Старые-добрые «Опели», базирующиеся на «джиэмовских» платформах на российский рынок при этом к нам точно не вернутся. О том, почему дела обстоят именно так, «РГ» подробно писала.
Просто в рамках сделки о продажи Opel французам в 2017 году PSA запрещалось реализовывать в России и ряде других стран автомобили на платформах, разработанных силами General Motors, так что Astra, Corsa, Mokka и Insignia джиэмовской эпохи до нас не доберутся. Но мы будем ждать машин новых поколений, базирующихся уже на «тележках» PSA.
Между тем, по данным агентства «Автостат» на июль 2019 года, по дорогам России колесит 881 000 автомобилей Opel, причем 871 800 из этого количества составляют легковушки, остальные 9 200 экземпляров относятся к коммерческому сегменту (LCV). Большинство «Опелей» зарегистрированы в Москве и Подмосковье: 98 600 и 79 800 единиц соответственно, в Санкт-Петербурге насчитывается 59 400 автомобилей с молнией на эмблеме. Еще 50 300 и 36 300 машин находятся на учете в Ростовской области.
В то, что в 11 новых дилерских центрах хватит мощностей для обслуживания всего этого парка, верится с трудом. Вероятнее всего, старенькие «Опели» продолжат ездить на сервис в мультибрендовые центры и в гараж к дяде Ване, и это не скажется на имидже возрождающегося немецкого бренда наилучшим образом.
Совершенно очевидно, что модельный ассортимент Opel в обозримом будущем будет скуден. При благоприятном раскладе можно рассчитывать на вывод на наш рынок Opel Crossland X производства завода в испанской Сарагосе. Речь о младшем брате Grandland X, базирующемся на «тележке» Peugeot 2008.
Вот только о том, когда может состояться российский дебют субкомпактной модели и состоится ли он вообще, можно только гадать. Анонсирован также выпуск в Калуге фургонов Opel Vivaro, грузовой версии вышеупомянутого микроавтобуса Opel Zafira Life. Ожидается, что машины калужской сборки появятся на российском рынке в начале 2020 года. Но все это в будущем, в 2020 году немецкой марке же вряд ли получится догнать по продажам и Citroen, и Peugeot.
Эксперт Игорь Моржаретто в интервью радио Sputnik также уверен, что у Opel не будет широкого коммерческого успеха в отсутствие недорогой модели, производство которой было бы локализовано в России.
Opel впервые официально пришел в нашу страну в сентябре 2007 года, когда на площадях, арендованных у завода «Арсенал» в Санкт-Петербурге, началась сборка из SKD-комплектов кроссовера Opel Antara. С февраля 2008 года на новом заводе General Motors в городе Шушары начался выпуск автомобилей семейства Opel Astra и кроссовера Opel Antara. С февраля 2009 года сборка на заводе «Арсенал» прекращается, а работники переводятся на завод в Шушарах.
В то же время с 2009 года на калининградском заводе «Автотор» началась крупноузловая сборка автомобилей Opel Astra, Zafira, Meriva, Mokka, Antara и Insignia. В том же 2009-ом году сборка кроссовера Antara переносится с калининградского предприятия на новый завод в поселке Шушары Ленинградской области.
В марте 2015 года концерн General Motors закрыл производство автомобилей в Санкт-Петербурге на фоне падения продаж.
Выпуск моделей Opel на калининградском «Автоторе» был закончен в феврале 2015 года. Наконец, в декабре того же года компания Opel объявила о прекращении реализации своих автомобилей в России. В марте 2017 года было объявлено о продаже бренда Opel французскому концерну PSA. Продажа Opel французам стала результатом сотрудничества GM и PSA с 2012 года. Цена сделки составила 2,2 миллиарда евро. До этого на бренд Opel претендовали многие финансовые группы.
Отметим, что в 2012-2013 годы на нашем рынке немцы продали 162 тыс. машин. Сейчас о таких цифрах компании Opel приходится только мечтать.