Что случилось с обломовым в конце романа
Кратко «Обломов» И. А. Гончаров
Основная проблема романа: «обломовщина» – это застой для России или ее «золотой век». Проблемы, поднятые в романе, волновали российскую интеллигенцию и через 100 лет.
Роман является второй книгой трилогии, в которую вошли еще «Обыкновенная история» и «Обрыв».
Очень краткий пересказ романа «Обломов»
Илья Ильич Обломов, помещик, живет в Петербурге на доходы с имения. Он почти не выходит из дома. Андрей Иванович Штольц, друг детства, пытается вытащить его из этого полусонного существования, которое он называет «обломовщиной». Перед отъездом за границу он знакомит Обломова с Ольгой Ильинской и уговаривает ее «тормошить» друга, чтобы изменить его образ жизни. У Ольги и Обломова неожиданно начинается роман. Но девушке не удается победить «обломовщину».
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание романа «Обломов» подробно по главам
Часть 1
Глава I
Илья Ильич Обломов живет в Санкт-Петербурге, где снимает квартиру. В ней грязно и неуютно.
Глава II
К Обломову постоянно приходят гости. Но он отказывается покинуть квартиру. Его устраивает та жизнь, которую он ведет.
Глава III
К Обломову приходит земляк Михей Андреевич Тарантьев. Это человек хитрый и бойкий, но непрактичный и грубый.
Обломов с нетерпением ждет приезда друга детства Штольца.
Глава IV
Илья Ильич жалуется Тарантьеву на необходимость искать другое жилье и плохое состояние дел в имении. Тарантьев предлагает ему снять комнату у своей кумы. Обломов уговаривает Тарантьева съездить в деревню, чтобы уладить дела.
Глава V
В этой главе описывается петербургская жизнь Обломова. В столице он жил 12 лет. Пытался служить, но служба наводила страх и тоску. Женщин Илья Ильич боялся, его любовные интриги не перерастали в романы. Он осел дома, перестал одеваться в парадную одежду, ходить на приемы. Выезжал из дома иногда, под влиянием Штольца.
Глава VI
В Петербург Обломова послали родители получить образование. Но серьезное чтение его не привлекало. Он любил только поэзию.
Когда родителей не стало, Илье пришлось заняться управлением имением. Дела там становились все хуже, но ехать разбираться Обломову было лень. Все его дни проходили в пустых мечтах.
Глава VII
Описывается жизнь Захара, такая же бессмысленная и пустая, как у его барина, перед которым он внутренне благоговел.
Глава VIII
Глава IX
Сон Обломова. Он вспоминает детство, давно умерших родителей, которых очень любил. Главной заботой были кухня и обед, а затем послеобеденный сон. На всю жизнь мальчик запомнил сказки няни.
Его учителем в пансионе был немец Штольц, отец Андрея. Илья Обломов и Андрей Штольц подружились. Но Штольцу-старшему не удалось переломить сонное обаяние Обломовки.
Глава X
Пока Обломов спит, Захар идет во двор. Сначала он жалуется на своего барина, но потом начинает хвалить его и себя.
Глава XI
Захар приходит домой и начинает будить Обломова. Между ними начинается перепалка, за которой наблюдает приехавший Штольц и начинает хохотать.
Часть 2
Глава I
Посвящена описанию жизни Штольца. Отец-немец воспитывал его в строгости и приучал к труду. Такое воспитание не нравилось матери, бывшей гувернантке, которая была русской. Она мечтала, чтобы сын стал барином. Когда Андрей окончил университет, отец дал ему 100 рублей и отослал в Петербург. Мать Штольца к тому времени уже умерла.
Глава II
Описывается характер Штольца, главной чертой которого была настойчивость в достижении целей. Штольц представлял собой полную противоположность Обломову. Тем не менее они подружились на всю жизнь.
Глава III
Обломов и Штольц обсуждают дела в Обломовке. Штольц решает непременно изменить образ жизни Обломова.
Глава IV
Обломов не принимает светскую жизнь, в которую его вовлекает Штольц. Он мечтает уехать в деревню, жениться и вести жизнь барина. Описывая прелести сельской жизни, он начинает петь «Casta diva». Штольц решает познакомить приятеля с Ольгой Ильинской, которая прекрасно поет эту арию. Идеал жизни Ильи Ильича он называет «обломовщиной» (после появления романа это слово стало нарицательным). Для Штольца обломовщина – символ праздной и бессмысленной жизни.
Штольц предлагает Обломову ехать с ним за границу.
Глава V
Штольц уезжает. Обломов обещал приехать к нему в Париж. Но он никуда не поехал.
Тем не менее жизнь Ильи Ильича изменилась. Он переехал на новую квартиру к Агафье Матвеевне Пшенициной, куме Тарантьева. После знакомства с Ольгой Сергеевной Ильинской, Обломов снял дачу по соседству. Они с Ольгой стали часто видеться. Обломов чувствует, что он влюблен в Ольгу. Под действием музыки у него вырывается признание.
Глава VI
Ольге Обломов тоже нравится. С ним она чувствовала себя спокойнее и проще, чем со Штольцем. Они встречаются в парке. Обломов говорит, что слова любви вырвались у него по ошибке.
Глава VII
Обломов счастлив, поскольку чувствует, что Ольга тоже его любит.
Глава VIII
Обломов несколько дней не бывал у Ольги и стал понемногу возвращаться к прежней жизни. Случайно встретив Захара, Ольга приглашает через него Обломова на прогулку в парк.
Глава IX
Ольга и Обломов признаются друг другу в любви.
Глава X
Обломов начинает сомневаться в себе и Ольге и пишет ей прощальное письмо. Но увидев в парке, как она плачет, раскаивается в своем поступке.
Глава XI
Обломов получает письмо от Штольца. Тот зовет его приехать за границу или поехать в деревню, чтобы привести дела в порядок. Но Обломов не хочет. Они с Ольгой встречаются ежедневно. Илья Ильич чувствует, что должен сделать ей предложение.
Глава XII
Обломов во время прогулки в парке просит Ольгу выйти за него замуж.
Часть 3
Глава I
Приезжает Тарантьев и требует от Обломова заплатить за снятую квартиру.
Глава II
Обломов хочет все рассказать тете Ольги. Но девушка считает, что сначала нужно уладить дела с Обломовкой.
В городе Илья Ильич посещает снятую квартиру и знакомится с Пшенициной.
Глава III
Наступил конец августа. Обломов и Ильинские возвратились в город. Илья Ильич хочет найти другую квартиру. Мухояров требует, чтобы он заплатил большую сумму денег.
Глава IV
Жизнь у Пшенициной напоминает Илье Ильичу Обломовку.
Обломов узнает, что среди слуг ходят слухи о его скорой свадьбе.
Глава V
Ольга тайком встречается с Обломовым в Летнем саду. Его это беспокоит. Ольга предлагает рассказать все тете. Но Обломов хочет сначала дождаться письма из имения.
Глава VI
Обломов решает реже бывать у Ильинских.
Глава VII
Ольга навещает Обломова, который все еще ждет известий из имения.
Глава VIII
Обломов получает письмо от своего поверенного, деревенского соседа. Тот пишет, что имение сильно запущено и жить в доме невозможно.
Глава IX
Брат хозяйки рекомендует своего сослуживца Затертого, чтобы тот уладил дела в Обломовке.
Глава X
Иван Матвеевич и Тарантьев радуются, что смогут неплохо нажиться. Иван Матвеевич говорит Тарантьеву, что Обломов засматривается на Пшеницину.
Глава XI
Обломов предлагает Ольге на год отложить свадьбу. Девушке становится дурно. Она понимает, что Обломов ничего не сделает и через год, и решает с ним расстаться.
Глава XI
Обломов возвращается домой. Там у него начинается горячка.
Часть 4
Глава I
Прошел год. Илья Ильич выздоровел. В имение он не поехал, довольствуясь отчетом Затертого. Он предложил Пшенициной взять на себя заботы о продовольствии. Пшеницина полюбила Обломова.
Глава II
Приезжает Штольц. Он все знает об отношениях Обломова и Ольги. Услышав об отчетах из имения, Штольц понимает, что Обломова ограбили. Он заставляет Обломова переписать доверенность на свое имя.
Глава III
Иван Матвеевич и Тарантьев замышляют провернуть сделку, чтобы им досталась Обломовка.
Глава IV
Описываются события годичной давности о встрече Штольца с Ольгой за границей. Он понимает, что влюблен в девушку и делает Ольге предложение.
Глава V
Обломов остался без денег из-за махинаций Тарантьева и Ивана Матвеевича. Пшеницина начинает продавать свои вещи, чтобы содержать Обломова.
Глава VI
Штольц сообщает Обломову о женитьбе на Ольге. Обломов счастлив. Он проговаривается Штольцу о своем «долге» Ивану Матвеевичу.
Глава VII
Штольц пресекает аферу и освобождает Обломова от долгов.
Глава VIII
Штольц счастливо живет с Ольгой.
Глава IX
Глава X
После очередного удара Обломов умирает.
Глава XI
Штольц встречает Захара, который собирает милостыню. Его жена Анисья умерла. Он отказывается ехать со Штольцем, так как хочет посещать могилу Обломова.
Андрюшу Обломова забирают на воспитание Ольга и Штольц.
История создания произведения «Обломов»
Роман «Обломов» был напечатан в 1859 г. Сначала писатель предполагал издать его в журнале «Современник», но в конце концов выбрал «Отечественные записки».
Идея романа возникла у И. Гончарова в 1847 г. Через два года был опубликован отрывок под названием «Сон Обломова».
Работал писатель трудно и медленно. В 1849 г. он посетил свой родной город Симбирск, который своей патриархальностью и неторопливым купеческим укладом напоминал описанную в произведении Обломовку. После Симбирска И. Гончаров сделал перерыв на 7 лет. В это время он участвовал в кругосветном путешествии.
В 1857 г. Гончаров отправился на лечение в Мариенбад, где в течение месяца закончил роман.
Проблемы, поднятые в романе, и через столетия важны для российской интеллигенции. В 1979 г. режиссер Никита Михалков снял по мотивам произведения фильм «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова».
Чем закончился роман Обломов?
Штольц выручил Обломовку от мошеннических долгов. Мухояров и Тарантьев удалились из жизни Обломова, а с ними всё враждебное герою. Он, оставшись в доме на Выборгской у Агафьи Матвеевны Пшеницыной, оказался в “золотой раме жизни”, где были только любящие лица.
Дом – полная чаша; белые, как снег, подушки, шёлковые одеяла; обильный обед, вкусный кофе и дорогие сигары – всё делается, чтобы угодить Илье Иьичу. Ему оставалось только лежать и смотреть, как снуют в работе белые локти хозяйки, ставшей ему женой. Иногда герою становилось совестно и он плакал от сознания утраченных надежд, но всё реже. Он убедил себя, что его предназначение – выразить возможность идеального покоя бытия.
Через год у Обломова повторился приступ. Он стал молчалив, мало ел и редко выходил в сад. Умер он тихо, во сне, будто остановились незаведенные часы. Его жена очень горевала и протоптала тропинку к могиле мужа. После его ухода она поняла, что и её жизнь была не напрасна, если в ней была такая любовь. Она обожает сына Андрюшу, которого навещает в семье Штольца. В своём же доме она вынуждена вести не радующее её хозяйство: на неё переложил заботы своего семейства возвратившийся брат.
Штольц встретил среди нищих, просящих милостыню у церкви, Захара. Старый слуга почти ослеп и рассказал, что часто ходит на могилу своего барина.
Чем закончился роман И. А. Гончарова «Обломов»?
КОНЦОВКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ».
Главный герой романа — Илья Ильич женился на Агафье Петровне Матвеевне, хозяйке квартиры в деревушке, в которую он некогда переехал от назревших в городе проблем и суматох.
Вскоре, после помолвки, появился на свет первенец. Богатыря назвали Андрей.
После расставания с барином слуга Захар сильно запил.
Позже умер Илья Ильич Обломов. Жизнь для него потеряла всякий смысл, поэтому оставаться на этом свете он не желал.
Агафья Петровна сильно переживала кончину Ильи Ильича и не могла смириться с его уходом из жизни.
Маленького Андрея Штольцы взяли к себе на воспитание и считали его родным.
Роман имеет логический конец, каким и должен был быть. В конце романа главный герой просто умер. Илья вел неподобающий образ жизни, он ни к чему не стремился, в его судьбе и жизни не было никакого развития, все по накатанному поесть и поспать.
Хотя он считал, что нашел счастье в лице Агафьи, на которой он женился, а потом у него родился ребенок- сын.Ну главный герой настолько был ленивым и ко всему равнодушным, что это его окончательно разорило, а сначала у него было хозяйство, но за ним ведь нужно приглядывать. А тут как тут мошенники рядом объявились, которые обобрали его и обманули. Если бы были живы его родители, его судьба могла бы быть другой.
Роман заканчивается своеобразным эпилогом, в котором Захар рассказывает историю своего неустроенного бытия: отовсюду его выгнали, поскольку в новое время господам было нужно гораздо меньше прислуги, да и с обязанностями своими он не справлялся: то выпивши на рабочем месте, то дорогую богемскую посуду раскрошит, то иные проступки разной степени неприемлемости совершит. Закончил нищим, выпрашивающим копеечку. Штольц пообещал ему угол при условии, что Захар не будет пьянствовать.
О судьбе героев речь идёт в предпоследней главе. Илья Ильич умер от удара,
Его вдова Агафья Матвеевна была, конечно, женщиной иного плана, чем Ольга, но любила мужа искренне, потому что после его кончины
Её хозяйство прибрал братец с супругой, у которых она фактически в прислугах, поскольку
Сынишку Андрюшу она отдала на воспитание Штольцам. Тем самым автор даёт читателю надежду на то, что обломовщина не распространится дальше, и маленький Обломов не повторит судьбу своего отца, в здоровом равновесии его русской души и полунемецкого воспитания.
Роман «Обломов» заканчивается тем, что Илья Обломов умирает( от постоянной лени и лежания у Обломова появилось много болезней)
Ольга же вышла замуж за Штольца. Они взяли на воспитание сына Ильи Обломова( сын появился от связи Обломова с простой женщиной)
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» заканчивается очень просто и можно так сказать по сценарию.
Что ни говори, а главный герой романа Обломов стал любимым и более близким по духу героем для многих читателей, несмотря на то, что роман был написан более 100 лет назад. Поэтому данный роман можно перечитывать бесконечно много раз, и каждый раз открывать для себя что-то новое.
Великий не побоюсь этого слова Роман! Всем советую прочитать, любовная линия Обломова и Ольги ни чем не закончилась, так как она осталась с другом Обломова Штольцем, у Обломовародился ребенок от женщины, которая ухаживала в его доме по хозяйству. В целом Обломов ни достиг ни каких вершин, ни со своим хозяйством, ни с Ольгой, да ни с чем не смог решить свои дела, ему всегда было лень, да и обмануть его было легко
В названии романа и лежит весь сюжет и сценарий полный ОБЛОМ. Человек, который подавал надежды, был умен, красив, под конец утратил весь свой потенциал и умер почти в нищете в маленькой избушке с женщиной, которая за ним убирала и стирала от которой и сын появился, но которого Штольц с Ольгой забрали себе на воспитание. Как говорится если ты талантлив, то талантлив во всем, а если ленив, то рано или поздно тебя настигнет крах, только и останется что говорить такова судьба моя.
Илья Ильич Обломов умер в конце этого произведения, что, на мой взгляд, как нельзя лучше показывает неправильность его жизни, его существования. Человек, который ведет бессмысленную жизнь, не видит в ней смысла, поэтому умирает.
Роман «Обломов» закончился не для всех героев счастливо.
Сам Обломов женился на Агафье, правда назвать этот брак счастливым очень сложно, у них родился сынишка, которого нарекли Андреем.
Правда, Обломов стал банкротом, из-за своей лени и нерешительности, мошенники обобрали его до ниточки, не имея смысла в жизни Илья Ильич умирает, оставляя свою супругу и ребенка без копейки в кармане.
Малыша забирают себе на воспитание друг Обломова Штольц и его бывшая девушка Ольга, эта семейная пара воспитывает Андрея.
Составим синквейн по роману «Обломов» с главными героями
1) Синквейн на тему Обломов
Лежит, томится, беспокоится
Снится детство, видит Обломовку
Любит, ухаживает, меняется
Предлагает Ольге выйти замуж
Болеет, обессиливает, опускается
Нашел в Агафье последнюю радость
4) Синквейн Ольга Обломов
Влюбляется, поет, наставляет
Хочет вернуть Обломова к жизни
Опекает, заботится, помогает
Всегда рад видеться с Обломовым
6) Обломов синквейн Захар
Разбивает, ворчит, оговаривается
Останется сам по себе без барина
Воспитывает, порицает, наставляет
Нельзя поддаваться «обломовщине» бессильно
Думаю, что не нужно что-то домысливать в поиске причины названия 9-й главы, ведь Гончаровым её название напрямую связано с содержание – сном.
В этой главе автор повествует о сне Обломова, в которой читатель узнает о детстве главного героя. Сначала это был семилетний Илюша, потом, уже подросток в 14-ть лет. Это те годы, когда в ребенке формируется характер, взгляды на жизнь, взаимоотношения.
Вообще «Сон Обломова» является кульминационной главой, которая раскрывает сущность всего произведения.
По сути, эту главу можно выделить в отдельный рассказ, где с взрослением, меняются взгляды, восприятие окружающего мира. Доверчивый, добрый, восхищающийся всем ребенок:
превращается в холеного обывателя, нравственным калекой.
Обломовщина – это сущность тех, кто сломался под натиском жесткой действительности и изменил своему прежнему мировосприятию.
Когда Илья только приехал в Питер, ему было лет 20, он был полон светлых надежд, возможно чем-то напоминал Сашу Адуева («Обыкновенная история»). До этого он учился в университете, любил поэзию, достаточно много читал.
Ну ходил на службу, скучал, писал. Наверное и в свете немного вертелся. А потом отправил важную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Испугался, конечно. Прислал, как говорят сейчас, справку от врача. А потом и вовсе уволился.
Но Илья еще продолжал делать визиты, наверное еще и танцевать, лошади там у него какие-то были, я помню.
Но и в свете он разочаровался. Постепенно круг знакомых, которых он посещал, становился все уже и уже. Илья задумался о возвращении в родной дом, как раз начал писать план устройства имения. Как то само собой выходило, что он все реже покидал спальню, и так дошел до той точки, на которой мы его застаем в начале романа. Полумрак и пыль в комнате, духота. Как кажется здесь можно жить? А вот жил, и даже не скучал, занимаясь мечтами. А вот денег было все меньше.
А потом резкий всплеск: Ольга, любовь. Дача, сирень, музыка. Стал ездить, снова читать, быть в курсе происходящего в мире.
Но с осенью стало затихать и это. Потом они расстались.
Вот как-то так менялась его жизнь с момента переезда в Питер.
Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»
В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: ». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату. »; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.
Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».
В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:
– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!
– Отчего же? Какая причина?
– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.
– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?
– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»
Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.
Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломова» – любого, которое Вы держите в руках. Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора. Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова».
Критики единодушны в восхищении образом Ольги. Но если Добролюбов видит в ней новую героиню, главного борца с обломовщиной, Дружинин видит в ней воплощение вечной женственности: «Нельзя не увлечься этим светлым, чистым созданием, так разумно выработавшим в себе все лучшие, истинные начала женщины…»
Разногласия между ними начинаются с оценки Обломова. Добролюбов полемизирует с самим автором романа, доказывая, что Обломов – ленивое, испорченное, никчемное существо: «Он (Обломов) не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один. Так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый. Иван Матвеич – брр! какая отвратительная гадость начинается около Обломова».
Истоки характера Обломова критик проницательно угадывает в его детстве. У обломовщины он усматривает в первую очередь социальные корни: «…Он (Обломов) с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение». Приводит в пример символический эпизод с натягиванием чулок. Он рассматривает и Обломова как социальный тип. Это барин, владелец «трехсот Захаров», который «рисуя идеал своего блаженства, … не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники… и с какой стати будет он ими пользоваться?»
И все же психологический анализ персонажа и значения всего романа не так интересен критику. Он постоянно прерывается «более общими соображениями» об обломовщине. В герое Гончарова критик прежде всего сложившийся литературный тип, генеалогию его критик проводит от Онегина, Печорина, Рудина. В литературной науке его принято называть типом лишнего человека. В отличие от Гончарова, Добролюбов сосредоточивается на его отрицательных чертах: «Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней…»
Добролюбов прозорливо угадывает, что причиной непробудного сна Обломова стало отсутствие высокой, по настоящему благородной цели. Эпиграфом избрал слова Гоголя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово “вперед. ”»
Посмотрим теперь статью Дружинина. Будем откровенны: читать его намного труднее. Едва мы развернем страницы, имена философов и поэтов, Карлейля и Лонгфелло, Гамлета и художников фламандской школы так и запестрят у нас перед глазами. Интеллектуал высочайшего кругозора, знаток английской словесности, Дружинин и в своих критических работах не снисходит до среднего уровня, но ищет равного себе читателя. Между прочим, так и можно проверить степень собственной культуры – спросить себя, какие из упоминаемых имен, картин, книг мне знакомы?
Вслед за Добролюбовым, он уделяет много внимания «Сну. » и видит в нем «шаг к уяснению Обломова с его обломовщиной». Но, в отличие от него, сосредоточивается на лирическом содержании главы. Дружинин увидел поэзию даже в «заспанном челядинце», и поставил в высшую заслугу Гончарову то, что он «опоэтизировал жизнь своего родного края». Таким образом, критик слегка коснулся национального содержания обломовщины. Защищая любимого своего героя, критик призывает: «Окиньте роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц, преданных Илье Ильичу и даже обожающих его…» Ведь это неспроста!
«Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец. » Чтобы подчеркнуть нравственную ценность героя, Дружинин задается вопросом: кто в конечном счете полезнее для человечества? Наивное дитя или усердный чиновник, «подписывающий бумагу за бумагой»? И отвечает: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич … оставил за собой чистоту и простоту ребенка – качества, драгоценные во взрослом человеке». Люди «не от мира сего» так же необходимы, поскольку «посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше… целой толпы дельцов, его окружающих». Критик уверен в том, что Обломов – тип общечеловеческий, и восклицает: «Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова!»
В отличие от Добролюбова, не забывает он и про Агафью Матвеевну. Дружининым сделано тонкое наблюдение о месте Пшеницыной в судьбе Обломова: она поневоле была «злым гением» Ильи Ильича, «но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила». Критик увлечен тонким лиризмом сцен, рисующих горестные переживания вдовы. В противоположность ей, критик показывает эгоизм четы Штольцев по отношению к Обломову в сценах, где «ни житейский порядок, ни житейская правда… нарушены не были».
Вместе с тем в его рецензии можно найти ряд спорных суждений. Критик избегает разговора о том, почему гибнет Илья Ильич. Отчаяние Штольца при виде опустившегося друга вызвано, по его мнению, только тем, что Обломов женился на простолюдинке.
Как и Добролюбов, Дружинин выходит за рамки рассмотрения романа. Он рассуждает об особенностях таланта Гончарова, сопоставляет его с голландскими живописцами. Подобно нидерландским пейзажистам и создателям жанровых сценок, детали быта под его пером обретают бытийный масштаб и «творческий дух его отражался во всякой подробности… как солнце отражается в малой капле воды…»
Мы увидели, что два критика в суждениях про Обломова и роман в целом спорят и отрицают один другого. Так кому же из них верить? На этот вопрос дал ответ И. Анненский, заметив, что ошибочно «останавливаться на вопросе, какой тип Обломов. Отрицательный или положительный? Этот вопрос вообще относится к числу школьно-рыночных…» И подсказывает, что «самый естественный путь в каждом разборе типа – начинать с разбора своих впечатлений, по возможности их углубив». Для этого «углубления» и нужна критика. Чтобы донести реакцию современников, дополнить самостоятельные выводы, а не заменять свои впечатления. Вообще-то Гончаров верил в своего читателя, и на замечания, что его герой непонятен, парировал: «А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве Печорины, Онегины… досказаны до мелочей? Задача автора – господствующий элемент характера, а остальное – дело читателя».
► Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»: