Что случилось с наукой

Модуль «Наука» может вернуться на землю: эксперты проанализировали версии

В Роскосмосе рассказали о попытках наладить связь с аппаратом

Многофункциональный лабораторный модуль «Наука», стартовавший в среду, в 17.58 мск к Международной космической станции, не смог поднять свою орбиту до оптимальной высоты после нескольких включений двигателей. Спустя сутки после старта информации о причинах технических неполадок с топливной системой не поступило. Тем не менее, в официальном сообщении, которое озвучила в четверг вечером пресс-служба Роскосмоса, была надежда на благополучный исход дела и стыковку модуля с МКС в назначенную дату.

Что случилось с наукой. Смотреть фото Что случилось с наукой. Смотреть картинку Что случилось с наукой. Картинка про Что случилось с наукой. Фото Что случилось с наукой

Фото: Екатерина Павлущенко/wikipedia.org

К этому времени от неофициальных источников отрасли информации было куда больше.

Несмотря на то, что солнечные батареи и антенны модуля после старта раскрылись успешно, с двигателями коррекции и стабилизации возникли проблемы.

Что случилось с наукой. Смотреть фото Что случилось с наукой. Смотреть картинку Что случилось с наукой. Картинка про Что случилось с наукой. Фото Что случилось с наукой

Фото: Кадр из видео

По данным автора сайта RussianSpaceWeb Анатолия Зака, модулю осталось 30 витков (или менее 2-х суток) до того, как он начнет «цеплять» атмосферу. Проблема осложняется и тем, что у модуля пока не работают и датчики ориентации.

Днем специалисты подготовили и отправили на модуль телеметрическую команду с Земли на включение двигателей.

В качестве еще одной версии специалисты называют даже засор клапанов системы той самой стружкой, от которой в МЛМ долго избавлялись на Земле.

Вечером в четверг российским космонавтам Олегу Новицкому и Петру Дуброву поступила информация из Центра управления полетами о том, что подготовка к отстыковке российского модуля «Пирс» от служебного модуля «Звезда» (для освобождения места стыковки под МЛМ) отложена.

По нашим данным в ночь на пятницу запланирован очередной сеанс связи, в ходе которого на борт модуля будет передан пакет команд. Шансы сохранить модуль остаются.

Источник

Раскрыта обстановка на МКС после «бодания» с модулем «Наука»

Российские космонавты перейдут в американский отсек: этого требует режим ЧС

То, что для американцев – чрезвычайная ситуация на борту космической станции, для россиян – нелегкая работа. После бессонной ночи специалисты Центра управления полетами продолжают следить за обстановкой на борту МКС, пережившей нештатный запуск двигателей пристыкованного к российскому сегменту модуля «Наука». Он уже «успокоился», больше не наклоняет огромный космический дом, но космонавты и астронавты пока до конца не расслабились.

На время запланированной продувки магистральных труб «Науки» (чтобы уже точно нечему было там работать, включая «самовольное» включение двигателей) россияне перейдут на американскую сторону станции. Этого требует техника безопасности. Наш корреспондент узнал детали случившегося в ночь на 30 июля происшествия на орбите.

Что случилось с наукой. Смотреть фото Что случилось с наукой. Смотреть картинку Что случилось с наукой. Картинка про Что случилось с наукой. Фото Что случилось с наукой

Напомним, что в четверг в 19.45 по Москве, когда космонавты готовились осваивать пристыкованный модуль, командир нашего экипажа Олег Новицкий сообщил на Землю о незапланированном включении его двигателей.

Все еще пошутили, что «престарелый» наш модуль (он ждал своей отправки в космос около четверти века) «забыл», что уже пристыкован, и продолжал движение вперед. Пока его «движки» принудительно не отключили с Земли, он успел наклонить станцию массой более 400 тонн на 45 градусов, создав большой риск сделать ее неуправляемой.

О том, что это было, нам уже в пятницу рассказал источник в космической отрасли. Двигатели «Науки», по его словам, действительно включились ошибочно: скорее всего, был сбой в программном обеспечении. Речь идет о нескольких двигателях причаливания и стабилизации (ДПС), в которых оставалось немного топлива.

«Хорошо еще, что они не включились, когда модуль находился в режиме стыковки! – говорит эксперт. – В противном случае мы бы могли повторить 1997 год, когда неуправляемый корабль «Прогресс» врезался в модуль станции и привел к разгерметизации.

Нам несказанно повезло, что не включились в таком же вольном режиме основные двигатели коррекции и движения! Если ДПС отвернуты в сторону, эти «смотрят» прямо на наш сегмент».

Почему вообще в баках оставалось топливо? По словам специалиста, его было немного на случай неудачной стыковки – чтобы было на чем увести модуль в сторону от МКС.

К счастью, уже к утру ситуацию удалось стабилизировать. Оставалось только продуть все топливные магистрали – несмотря на то, что топливо, похоже, выгорело полностью, кое-где еще могли быть его остатки.

«Чтобы продуть магистрали гелием, а может, и вовсе запустить туда вакуум, чтобы он уже наверняка прочистил все трубы, надо открыть клапаны. После будет уверенность, что горючего там точно не останется», – сказал эксперт.

Перед этой процедурой россияне Олег Новицкий и Петр Дубров и перейдут на американский сегмент. Их визит к коллегам продлится недолго, может, несколько минут. Были случаи, когда и американцы к нам переходили – например, когда к станции впервые стыковались их новые автоматические корабли.

В общем, если разобраться, по большому счету никто из-за российской «Науки» особо не пострадал, если не считать дополнительного расхода топлива на нашем сегменте (для компенсации изменения угла наклона станции в четверг пришлось включать двигатели модуля «Звезда», а затем и пристыкованного к российскому сегменту грузового корабля «Прогресс МС-17»).

Да, сильно «тряхануло» американскую сторону: она приняла решение о введении ЧС, задраила все иллюминаторы, объявило 30 июля днем разбора «полетов», а точнее, проверки всех систем. Дело в том, что ввиду большого размаха солнечных батарей (около 100 метров) и радиаторов на американском сегменте, все они перед стыковкой устанавливаются в самое безопасное положение по нагрузке на поворотные узлы.

После стыковки, все системы электропитания и радиаторы системы терморегулирования возвращаются в рабочий режим для отслеживания солнца и сброса тепла.

Так вот, если предположить, что двигатели МЛМ начали работать, когда системы уже были возвращены в рабочий режим, могла возникнуть огромная вероятность поломки солнечных батарей и радиаторов. Возможно, тайм-аут NASA взяло как раз для их проверки. Хотелось бы надеяться, что без электричества астронавты не останутся.

Поначалу прошел слух, что из-за «выкрутасов» нашего МЛМ партнеры перенесли старт нового пилотируемого корабля Starliner от фирмы Boeing, который был запланирован на 30 июля. Однако потом NASA успокоило: в этом виновата только погода, про МЛМ в официальном сообщении – ни слова.

На МКС сейчас находится семь человек: российские космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров, а также американцы Марк Ванде Хай, Шейн Кимброу и Меган МакАртур, японец Акихико Хосидэ и француз Тома Песке.

Источник

Отправленный к МКС космический модуль «Наука» удалось реанимировать

Упрямый двигатель смогли запустить

Многофункциональный лабораторный модуль — МЛМ «Наука», отправившийся к МКС, спасен. В четверг, 22 июля, специалисты группы управления полётом модуля в подмосковном ЦУПе все-таки сумели «достучаться до небес», а точнее, передать принудительную команду на включение двигателя модуля, который по неизвестной пока причине не хотел работать по предписанной ему ранее программе. Как начиналась история поистине многострадального модуля, перенесут ли его стыковку с МКС в связи с нештатной задержкой на низкой орбите — об этом корреспондент «МК».

Что случилось с наукой. Смотреть фото Что случилось с наукой. Смотреть картинку Что случилось с наукой. Картинка про Что случилось с наукой. Фото Что случилось с наукой

Напомним, что модуль «Наука» стартовал к МКС в среду, 22 июля, в 17.58 по московскому времени, но не смог поднять свою орбиту до оптимальной высоты — у него не включились двигатели (всего таких включений за 8-дневный полет к станции должно быть четыре). Существовал риск того, что если модуль не начнет движение вверх, то долго на той эллиптической орбите, на которой он оказался после заброски в космос ракетой «Протон-М» (с перигеем в 195 и апогеем в 375 километров), он не продержится и плавно начнет снижение…

«Мы не можем этого допустить, — говорили нам не под запись ответственные лица. – С нас же головы снесут!»

Официальный Роскосмос хранил молчание до вечера четверга, объясняя это неоднозначностью ситуации: «Подождите немного, не нагнетайте! Дайте специалистам поработать в тишине!», — просили нас. И мы терпеливо ждали.

Неофициальные источники называли несколько причин «нештатки»: от сбоя в программе до технических неполадок с топливной системой.

Пока одни предполагали, профессионалы в ЦУПе делали свое дело, пытаясь вновь и вновь запустить упрямый двигатель. Первый маневр, по информации пресс-службы Роскосмоса, состоялся в четверг, в 18.07 по московскому времени, когда двигатели модуля были включены на 17.23 секунды. Второе включение двигателей состоялось в 20.19 и продлилось уже 250,04 секунды.

После этих спасительных сеансов связи обновились и параметры орбиты модуля: высота перигея: 230,43 км, апогея — 364,86 км. Нижняя граница оказалась выше первоначальных показателей, что не могло не порадовать. И самое главное: работоспособность двигательной установки модуля была восстановлена.

Несмотря на то что расстыковка и затопление модуля «Пирс» (он должен освободить место для стыковки МЛМ) перенесли с 23 июля на субботу, 24 июля, стыковку модуля с МКС специалисты планируют провести, как и предполагалось ранее — 29 июля. Что ж подождем, осталось уже меньше недели.

А пока вспомним историю «Науки». Модуль готовили к запуску больше четверти века. Его начали создавать в Центре им. Хруничева в далеком 1995 году как дублер функционально-грузового блока «Заря» (первого модуля МКС). Дублирование функций нештатных ситуаций на Земле позволяет лучше понять, как справляться с ними в космосе. К 2004 году никаких особых вопросов по «Заре» уже не оставалось, и руководство Роскосмоса решило отправить дублера в космос: включить его в состав МКС как дополнительный модуль российского сегмента. Планировалось сделать это не позднее 2007 года.

Однако сборка его была завершена только в 2012 году, после чего из Центра Хруничева изделие было перевезено в РКК «Энергия» для испытаний.

На нем уже начали отрабатывать будущие действия на орбите космонавты, но прогремел гром среди ясного неба: специалисты «Энергии» обнаружили в МЛМ большое количество. стружки в трубопроводах топливной системы (позже их обнаружат и в самих топливных баках). В общем, модуль снова вернули в Центр Хруничева, в противном случае запуск со стружкой в системе мог привести к поломке двигателя во время полета.

В общем, работы по устранению недостатков тянулись почти до наших дней.

Многие отговаривали нынешнего главу госкорпорации отправлять «Науку» в космос, ссылаясь на риск, связанный с вероятно оставшимся в баках металлическим порошком, на устаревшие резиновые элементы модуля.

Но решение было принято: «Наука» все-таки вольется в состав МКС. В феврале 2020 года гендиректор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил итог модернизации: специалистам пришлось заменить практически все оборудование, за исключением двигательной установки и топливных баков. Срок эксплуатации двигателя был продлен, а вот создать новые баки было уже некому — производивший их в 90-е завод «Серп и молот» приказал долго жить. Что касается забитых стружкой трубопроводов, чистка их оказалась невозможной, и предприятие заменило их на новые. Всего было заменено 576 трубопроводов. После такого апгрейда МЛМ получил литеру «У», что означало — «усовершенствованный».

Если дальше все пойдет по намеченному плану, «Наука» станет 17-м по счету модулем МКС, а также четвёртым научным модулем станции после американской лаборатории «Дестини», европейской «Коламбус» и японской «Кибо».

Источник

В «Роскосмосе» раскрыли истинную причину действий модуля «Наука»

Хотел отсоединиться от МКС

В настоящую карусель превратилась на время Международная космическая станция после стыковки к российскому сегменту МКС модуля МЛМ «Наука» 29 июля. «Роскосмос» ранее умолчал об этом: оказывается наш многострадальный и непокорный модуль, включив «несанкционированно» свои двигатели, закрутил станцию на 540 градусов в одну сторону, а затем еще на полкруга обратно. То есть МКС совершила кульбит вокруг своей оси. Сложно даже представить, что чувствовали при этом космонавты и астронавты!

Что случилось с наукой. Смотреть фото Что случилось с наукой. Смотреть картинку Что случилось с наукой. Картинка про Что случилось с наукой. Фото Что случилось с наукой

Однако радоваться удачной стыковке пришлось всего около трех часов. В 19.45 по московскому времени, когда космонавты готовились открыть люки прибывшего модуля, его двигатели (ДПС — двигатели причаливания и стабилизации), в которых оставалось еще немного топлива на случай неудачной стыковки и увода «Науки» от МКС, вдруг начали работать. По первоначальной информации, они наклонили станцию на 45 градусов.

Операция, которую глава отрасли обозначил, как «тут же компенсировалось двигателями», длилась три четверти часа. То есть после того, как находившийся «в эйфории» оператор заметил нештатную работу двигателя, его пытались отключить 45 минут!

Комментирующий СМИ ситуацию генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Соловьев, сказал, что модуль почему-то дал команду на увод модуля от станции. Не хотела «Наука» стыковаться и все тут.

А вечером 1 августа руководитель полетов NASA Зебулон Сковилл дополнил картину. Оказывается, сдвиг был не на 45 градусов (откуда взялась эта цифра, которую накануне по горячим следам выдавали в NASA, никто не может объяснить до сих пор), а на все 540!

Но американская сторона все равно заявила о введении ЧС. По имеющейся на сегодняшний день информации, в NASA задумались о сокращении срока службы солнечных батарей после этого инцидента. Требуется их тщательная проверка.

Кстати, в «Роскосмосе» официально комментарий по «кувыркам» станции не дают, изучают телеметрию. Есть предположение, что американцы могли немного прибавить градусов вращения. В общем, уточнения еще впереди.

Оборот МКС «через голову» после стыковки модуля «Наука» попал на видео

Смотрите видео по теме

В понедельник экипаж открыл люки модуля «Наука», начал его разгружать. Напомним, что модуль предназначен для расширения жилой и рабочей площади российского сегмента. В нем, как сообщил СМИ Дмитрий Рогозин, будет также сниматься фильм, съемочная группа вылетает 5 октября.

Источник

В NASA раскрыли детали вращения МКС из-за инцидента с «Наукой»

Что случилось с наукой. Смотреть фото Что случилось с наукой. Смотреть картинку Что случилось с наукой. Картинка про Что случилось с наукой. Фото Что случилось с наукой

Международная космическая станция (МКС) совершила почти полтора оборота во время инцидента с российским многоцелевым лабораторным модулем (МЛМ) «Наука». Об этом сообщил в Twitter руководитель полета американского сегмента МКС Зебулон Сковилль.

«Почти все вращение было по тангажу (угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. — РБК). Станция совершила почти 1,5 оборота, а затем пол-оборота, чтобы вернуться в исходное положение», — написал Сковилль в ответ на вопрос одного из пользователей.

Модуль «Наука» был запущен с космодрома Байконур 21 июля. Он пристыковался к МКС днем 29 июля. «Наука» встала на место модуля «Пирс», который за три дня до этого отстыковался от станции.

Что случилось с наукой. Смотреть фото Что случилось с наукой. Смотреть картинку Что случилось с наукой. Картинка про Что случилось с наукой. Фото Что случилось с наукой

После стыковки в NASA сообщили, что двигатели модуля «Наука» непреднамеренно и неожиданно начали работать в 12:45 по времени Восточного побережья США (19:45 мск). Сразу после инцидента в NASA уточнили, что, согласно предварительным оценкам, из-за неожиданного включения двигателей на модуле «Наука» МКС повернулась на 45 градусов. Для компенсации импульса пришлось задействовать двигатели модуля «Звезда» и грузового корабля «Прогресс».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *