Что случилось с мусульманами
Эксперт спрогнозировал возможные сценарии развития мусульманских протестов в Москве
«У нас есть много спящих ячеек, террористов, которых инициирует к действиям некая скандальная история»
Заявление Макрона о «кризисном состоянии ислама» и поддержка публикации карикатур на пророка Мухаммеда возмутила весь мусульмансий мир. Протестные настроения докатились до Москвы. 29 и 30 октября несколько десятков человек вышли к посольству Франции с плакатами «Пророк Мухаммед лучший из людей» и листочками с перечеркнутым названием журнала «Charlie Hebdo», разместившим ту самую карикатуру, из-за которой был обезглавлен школьный учитель под Парижем.
Фото: Геннадий Черкасов
— Роман Анатольевич, кем могут быть люди, которые выходят к посольству Франции? Возможно ли, что их кто-то подначивает?
— По-разному может быть. Кого-то могут подначивать, кто-то может и сам выйти. У нас же были случаи, например, в сентябре 2017 года, когда тысячи мусульман пикетировали посольство Мьянмы из-за якобы притеснения народа рохинджа. Потом выяснилось, что этот народ и не притесняют вовсе. Дело замяли. Что касается современных событий, ситуация, прямо скажем, очевидная. Есть оскорбление во Франции пророка Мухаммеда, есть французское посольство.
— В основном протестуют молодые люди?
— Молодежь более активна. Есть определенная волна возмущения в исламском мире, вот так она проявляется. Слава богу, у нас нет погромов и убийств. Хотя 16-летний подросток, напавший ночью 29 октября в татарском городе Кукмор на отдел полиции, вполне мог это сделать под влиянием как раз волны. У нас есть много спящих ячеек, террористов, которых инициирует к действиям некая скандальная история. Макрон своими заявлениями, собственно, их «разбудил». Конечно, у этого паренька уже не спросишь, почему он именно сейчас напал на полицейских. Но я вполне допускаю, что такой триггер у него случился благодаря Макрону.
— Парень принял ислам?
— Что побуждает людей становиться радикалами?
— Парень из Татарстана, например, происходил из соответствующей семьи, с протестными настроениями.
— Можно ли предположить, что он был под запрещенными веществами?
— Люди, которые в эти дни выходят к посольству Франции, живут в Москве или же приезжают откуда-то?
— Много ли в Москве мусульманских сообществ?
— Многие сотни. Они делятся и по национальному признаку, и по землячествам, по направлениям ислама, по мусульманским юрисдикциям. Центрального руководства у них нет.
— Есть ли признанные всеми авторитетные люди?
— У каждой группы свои авторитеты, но не у всех есть очевидные лидеры.
— Вы ожидали подобного развития событий после заявления Макрона?
— В российских церквях не могут случиться атаки радикалов?
— В Москве строже, чем в других городах России, следят за поведением радикально настроенных неофитов?
— Среди московских мусульман больше молодежи, чем людей среднего и пожилого возраста?
— Как, по-вашему, в Москве будут развиваться события? Быстро ли затухнут протесты у посольства Франции?
— Ничего страшного не происходит. Не мы же карикатуры печатаем. Протестующим дадут немного выпустить пар, потом ограждения поставят вокруг посольства Франции, пускать никого не будут. Самых активных товарищей предупредят о недопустимости протестов, отвезут в отделение.
— Силовики уже увезли протестующих с места события. Психологически это повлияет на них?
Место под солнцем
Последователи старейшей ветви буддизма — Тхеравады — составляют подавляющее большинство населения в пяти странах: Шри-Ланке, Мьянме (официальное название с 2011 года — Республика Союз Мьянма), Камбодже, Лаосе и Таиланде. Поэтому может показаться странным, что в этих же странах они чувствуют себя ущемленными. Но буддизм является единственной из мировых религий, доля последователей которой в ближайшие несколько десятилетий не будет увеличиваться. Между тем число мусульман, которых и так почти четверть населения мира, стремительно растет. Для представителей этой религии практически в любом уголке мира характерны высокие показатели рождаемости: ожидается, что к 2050 году в мире их будет почти столько же, сколько христиан.
В понимании обычных людей буддизм не имеет никакого отношения к агрессии. Типичные ассоциации — благовония, улыбка, медитации — скорее относятся к идеологии пацифизма. На самом деле ни одна конфессия не является сугубо мирной — и часть буддистов уже готова воевать по-настоящему.
Буддистские экстремисты периодически нападали в 2000-х на католические церкви в Камбодже. А в Таиланде до начала 2010-х правительство и вовсе вооружало буддистов для защиты от мусульман на юге страны. В последние годы межконфессиональная ситуация в этих государствах стабилизировалась, зато в Мьянме и Шри-Ланке религиозное противостояние проявляется сегодня особенно остро.
Фото: Eranga Jayawardena / AP
Вожди и лидеры
В Мьянме, где почти 90 процентов населения — буддисты, существуют монахи, чьи действия могут реально повлиять на стабильность в обществе. Одним из самых влиятельных среди них считается Ашин Ньяниссара, также известный как Ситагу Саядо. В 1988 году он активно выступал за демократические реформы, а после очередного военного переворота отправился в американский штат Теннесси. Затем Ашин Ньяниссара вернулся домой, открыв множество буддийских академий и теологический университет. Кстати, он еще не раз приезжал в США, где с ним встречались бывший президент Барак Обама и Папа Римский Франциск. На родине авторитет Ситагу Саядо столь велик, что к его словам прислушиваются не только монахи и верующие.
Когда в стране в 2017 году разразился кризис с мусульманами-рохинджа (сотни тысяч представителей этого народа бежали из Мьянмы, опасаясь этнических чисток), и эту тему начали поднимать на международном уровне, Ситагу Саядо прямо заявил, что мусульмане купили ООН. «В Мьянме более 400 тысяч монахов. Если они понадобятся, я просто скажу им: вперед!» — предупреждал он. Формально 82-летний Ашин Ньяниссара не призывает монахов участвовать в политической деятельности, однако не раз говорил, что «нужно быть начеку и смотреть за собственной территорией, чтобы никто на нее не посягал».
История конфликта
Истоки конфликта между рохинджа и буддистами в Мьянме (ранее — Бирма) уходят на несколько веков в прошлое. Мусульмане начали заселять историческую область Аракан (территория нынешнего штата Ракхайн) в XVI веке. Впрочем, их точное количество в Бирме до британского завоевания не может быть установлено. В результате первой англо-бирманской войны 1826 года британцы аннексировали Аракан, и в регион в качестве рабочей силы дополнительно переселяли бенгальцев-мусульман.
Сразу после обретения Бирмой независимости среди мусульманского населения штата Ракхайн появились сепаратистские настроения. Однако военный режим, пришедший к власти в стране, не признал последователей ислама гражданами страны, как и их права на самоопределение. В регионе провели несколько военных операций по ликвидации сепаратистов, а наиболее активные группы мусульманского населения переселили на территорию Бангладеш. Но там их тоже особо не ждали, и теплого приема не получилось.
Рохинджа полноценно так и не интегрировались ни в одной стране. Среди них высок процент неграмотных: поскольку в Мьянме их не считали гражданами страны, в школе они, как правило, вообще не учились. Только в последние годы ситуация начала меняться: в поселениях рохинджа начали открываться государственные школы, но учителями там работают бирманцы — люди иной национальности, и иной религии.
Женщина среди руин сожженных мусульманских домов в бирманском городе Мейтхила, 2013 год
Фото: Damir Sagolj / Reuters
В 2012 году в Ракхайне произошла серьезная вспышка насилия в отношении мусульман. Она была спровоцирована групповым изнасилованием и убийством несколькими рохинджа молодой девушки-ракхайнки.
Кризис с мусульманами достиг высшей точки 25 августа 2017 года, когда в Ракхайне произошла массовая резня. Впоследствии многие правозащитники назвали ее этнической чисткой и даже геноцидом. СМИ сообщали, что жертвами погромов стали 10 тысяч человек, еще 700 тысяч рохинджа перебрались в поисках убежища в Бангладеш.
«Конфликт в штате Ракхайн рассматривается многими буддистами Мьянмы как продолжение внешних усилий по откусыванию кусков от буддийского мира и как мусульманский заговор», — рассказал «Ленте.ру» проживающий в Мьянме востоковед Петр Козьма. И тому есть объективные подтверждения: карательную операцию против мусульман провели в ответ на нападения запрещенной организации «Армии спасения рохинджа Аракана» (ARSA) на военные и полицейские объекты. Лидер ARSA Ата Улла вырос в Пакистане и Саудовской Аравии и там же впоследствии нашел финансирование для своей деятельности, которая далеко не всегда носит мирный характер.
Все против всех
Стоит заметить, что проблемы в Ракхайне не ограничиваются сугубо межконфессиональным конфликтом. Между буддистами тоже существует противостояние: собственно коренные жители штата — араканцы (или ракхайнцы) — не считают себя бирманцами, несмотря на близкий язык и общую религию. Более того, они создали сепаратистскую группировку «Армия Аракана». Во время конфликта армии с рохинджа ее члены подозревали, что правительство может схитрить и заодно захватить земли араканцев. В такой обстановке, при самом неблагоприятном сценарии, в будущем штат имеет шанс окончательно стать территорией «войны всех против всех» и, по сути, отгородиться от Мьянмы.
Ситуация усугубляется однозначной поддержкой рохинджа значительной частью международного сообщества. От Мьянмы настойчиво требуют признать их гражданами страны, что, по мнению буддистов, может повлечь референдум об отделении земель, на которых проживают рохинджа. В таких условиях правительство Мьянмы, где почти 90 процентов населения — буддисты, не может не зависеть от настроений избирателей. «Вопрос лишь в том, какое из направлений буддийского национализма власти будут поддерживать», — отмечает Козьма.
Большой поддержкой буддистов-радикалов пользовался Тейн Сейн, первый президент Республики Союз Мьянма, который ушел в монахи после отставки. При нем мусульмане рохинджа однозначно считались негражданами даже без намека на возможность изменить статус. Ашин Виратху, кстати, в сентябре 2012 года возглавлял митинг в поддержку предложенного Тейн Сейном плана выслать из страны рохинджа, которых буддисты считают просто бенгальцами.
Логично, что монахи выступали против любых уступок со стороны демократического правительства, которое пришло к власти в 2016 году. Впрочем, на примере кризиса с рохинджа видно: ситуация не изменилась и при «прогрессистах» во главе с государственным советником, лауреатом Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. Глава правительства не осудила военные действия против рохинджа, что в целом повысило ее популярность внутри страны. Петр Козьма отмечает, что Аун Сан Су Чжи, судя по всему, действительно разделяет идеи бирманских националистов, так как она прежде всего буддистка, а уже потом — борец за права человека.
Буддисты-активисты
Антимусульманские настроения прослеживаются и в виртуальном пространстве. Мьянма давно уже не закрытая от мира страна, большая часть ее населения пользуется Facebook. Социальные сети дали экстремистам новые возможности для объединения на почве ненависти к мусульманам. Самый обсуждаемый сюжет — буддистские империи, которые господствовали в Азии, но затем рухнули под натиском мусульманских захватчиков. Впрочем, социальная сеть с 2018 года стала активно блокировать аккаунты местных националистов.
Монахи используют в борьбе с мусульманами и консервативный настрой общества: в стране часто осуждают свободу нравов, особенно в молодежной среде. Большую роль здесь всегда играла организация «Ассоциация по защите нации и религии» («Ма Ба Та»), в которой состояли националистически настроенные монахи во главе с Ашином Витратху. Эта организация активно лоббировала законы, которые сделали бы невозможным вступление в брак буддистских женщин с мужчинами другой веры.
«Ма Ба Та», в свою очередь, выросла из другой монашеской организации — «Движение 969». Ее название пошло от веры в то, что это число принадлежит буддистам. Числом ислама же в Мьянме считается 786 — сумма значений букв арабского алфавита, из которых составлена фраза: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного». Это число символизирует и возможное завоевание Мьянмы мусульманами в XXI веке, так как 7+8+6=21.
«Ма Ба Та» возникла в 2011 году, когда монашеская буддистская община (сангха) посчитала, что государственный комитет «Сангха Маха Найяка» («Ма Ха На»), в которое отбираются государством наиболее авторитетные монахи, не справляется со своей задачей. Монахи хотели, чтобы их функции не сводились к решению мелких местных вопросов (вроде прав собственности), а желали большего присутствия в религиозно-политическом пространстве. Однако в мае 2017-го «Ма Ха На» приняла решение о роспуске «Ма Ба Та». «Сегодня члены «Ма Ба Та» действуют в рамках новой организации «Будда дхамма парахита», но это бледная тень «Ма Ба Та», хотя и остающаяся достаточно влиятельной в пропаганде своих взглядов», — объяснил Козьма.
Буддистские монахи выкрикивают националистические лозунги во время протестного митинга в Янгоне, Мьянма
Фото: Gemunu Amarasinghe / AP
Шри-Ланка — территория буддизма
Отсутствие межконфессионального мира в еще одной преимущественно буддийской стране — Шри-Ланке — непрестанно давало о себе знать все прошедшее десятилетие. Один из самых крупных инцидентов произошел там в сентябре 2011 года. Группа неизвестных, среди которых были буддистские монахи, разрушили древнюю суфийскую ханаку (обитель) близ развалин города Анурадхапура, которая была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Власти отрицали свое попустительство, но на фотографиях, сделанных местными жителями, видно, как полицейские спокойно наблюдают за происходящим.
В апреле 2012 года приблизительно две тысячи сингалов (буддистов) проделали то же самое с мечетью в городе Дамбулла — и снова при полном бездействии правоохранительных органов. После этого власти перенесли мечеть подальше от буддистского квартала, что лишний раз подчеркивало: до согласия на острове еще далеко.
В политической жизни Шри-Ланки от межконфессиональных отношений зависит многое. С 2005-го по 2015 год страну возглавлял президент Махинда Раджапакса, считающийся близким к буддистским экстремистам. В период его правления правительство открыто помогало радикальным буддистским группировкам, которые периодически устраивали беспорядки на религиозной почве. После нескольких лет перерыва его сторонники вновь одержали победу на выборах в ноябре 2019 года. Единственное различие — новым лидером Шри-Ланки стал Готабая Раджапакса, брат бывшего президента. Махинда стал премьер-министром.
Готабая тоже заявлял о решимости гарантировать безопасность и стабильность острова. Однако сделать это будет довольно сложно. У преобладающего большинства сингалов исторический конфликт не только с мусульманами, но и с тамилами, большая часть которых — индуисты (гражданская война тамилов и сингалов длилась больше 25 лет).
Впрочем, шанс на относительное спокойствие у страны есть. «Многое зависит от позиции самих мусульман. Сейчас для Раджапаксы выгоднее не раскалывать нацию, а выступить президентом единой Шри-Ланки», — сообщил «Ленте.ру» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. По его словам, новый президент рассчитывает, что мусульмане будут вместе с сингальским большинством трудиться на благо страны. В таком случае проблем удастся избежать. «Но если какая-нибудь недобитая радикальная ячейка исламистов внезапно решит вновь провести теракты, то от Раджапаксы стоит ждать жесткого и демонстративного ответа, который затронет всю мусульманскую диаспору», — считает Куприянов.
Кстати, случаи нападения на автобусы с избирателями-мусульманами отмечались во время голосования 16 ноября. С учетом высокой степени взаимного недоверия можно спрогнозировать, что подобные инциденты могут привести к радикализации взглядов части мусульман и сподвигнуть их на решительные ответные действия. Тем более что прецеденты уже имеются.
Две жертвы мусульманских боевиков на юге Таиланда, 2007 год
Кровь за кровь
Мусульмане в Шри-Ланке, несмотря на то, что составляют лишь около 10 процентов населения, контролируют до половины всего мелкого бизнеса и являются фактическими монополистами в таких областях, как производство текстиля и украшений. У этого успеха есть и обратная сторона: исламофобские нападения часто приобретают экономическую окраску. Например, распространяются слухи о том, что мусульмане могут трижды плюнуть в еду, прежде чем подать ее немусульманину, или что женское белье в мусульманских магазинах пропитывается особым химическим составом, вызывающим бесплодие. Из-за подобных слухов громят в том числе и магазины одежды, принадлежащие мусульманам. Впрочем буддистские экстремисты иногда с неменьшей неприязнью относятся и к другим религиям.
Одна из самых активных религиозных организаций «Боди Бала Сена» («Сила буддийской власти») активно работала на победу Раджапакса. Ее идеология строится на том, что 70 процентов 20-миллионного населения страны — буддисты, и потому ее обязанностью является сохранение религиозных традиций, святых мест и обращение людей в буддизм.
В 2019 году смертники, связанные с террористической организацией «Исламское государство» (запрещена в России), взорвали церкви и отели в Шри-Ланке в пасхальное воскресенье. Буддисты-радикалы посчитали это еще одним аргументом для оправдания своей деятельности. «Мы долго предупреждали, что мусульманские экстремисты представляют угрозу для национальной безопасности. Кровь за игнорирование исламского радикализма находится на руках правительства», — торжествовали они. Противостоянию, кажется, все еще не видно конца.
«Мухаммед не отвечал на оскорбления оскорблениями» Чем закончится противостояние Макрона и мусульман по всему миру?
Фото: Игорь Иванко / «Коммерсантъ»
В пятницу, 30 октября, чемпион UFC, самый известный боец в мире Хабиб Нурмагомедов опубликовал в Instagram пост, в котором резко высказался в адрес французского президента Эммануэля Макрона в ответ на не менее резкие заявления политика о мусульманах. Куда своими корнями уходит конфликт после серии атак во Франции, как большинство мусульман реагируют на подобные теракты и чем должно закончиться противостояние Макрона и верующих — «Лента.ру» спросила у заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Аббясова и ученого-кавказоведа, антрополога и старшего научного сотрудника МГИМО Ахмета Ярлыкапова.
«Любой говорящий должен отвечать за свои слова»
Рушан Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России:
Мне абсолютно понятна позиция и Хабиба Нурмагомедова, и [позиция] муфтия Чеченской Республики, но комментировать ее я, честно говоря, не хочу. Пусть они это делают сами.
Я не могу запретить им говорить, потому что у нас есть свобода слова. Но скажу вот что: любой говорящий, особенно пользующийся огромной популярностью, должен понимать, что он в ответе за свои слова и их последствия перед Всевышним.
И еще скажу: Коран призывает на любое зло отвечать исключительно добром
И с этой точки зрения весь мусульманский мир должен осудить произошедший во Франции террористический акт, потому что никакие карикатуры не могут оправдать самосуд и тем более убийство человека. Это неприемлемо с точки зрения ислама и считается тяжким грехом.
С другой стороны, весь мусульманский мир осуждает и президента Франции, который, говоря о свободе слова, забыл о великом французском философе Вольтере, сказавшем, что любая свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. И это включает в себя, в том числе, и уважение и ненарушение чувств верующего.
Над верой нельзя издеваться, над верой нельзя шутить. Иначе все это может привести… Вы сами видите к чему — в том числе и в Москве, у посольства Франции, где прошел несанкционированный с властями пикет
То, что произошло [между Макроном и мусульманами], — это провокация. И, к сожалению, среди мусульман есть те, кто легко на такие провокации поддается. Всем им я бы посоветовал вот что. Соблюдать закон и помнить о пророке Мухаммеде (мир ему). Слыша многочисленные оскорбления в свой адрес, он всегда пытался быть человеком нравственным. Ему было хуже, чем нам, в миллион раз. Он был вынужден ночью бежать из своего родного города Мекки из-за угрозы жизни. Была ночь, его преследовали.
Но, вернувшись в Мекку победителем, он никого не преследовал, не казнил, не оскорбил, несмотря на все их злодеяния. Об этом я говорил и на сегодняшней проповеди: «Не нужно, не обдумав, совершать какие-то действия! Коранический аят говорит: оттолкни зло добром!» И еще. От того, что кто-то что-то нарисовал, личность пророка в глазах мусульман меньше не станет. А защищать его мы должны только одним способом — жить по тем установлениям и правилам, которые он нам дал.
«Страдают простые мусульмане, которые оказались между молотом и наковальней»
Ахмет Ярлыкапов, ученый-кавказовед, антрополог и старший научный сотрудник МГИМО
«Лента.ру»: О чем говорит вспыхнувший конфликт? Почему мусульманское общество находится в таком напряжении?
Потому что пророк у мусульман считается очень уважаемым. И не только Мухаммед, но и все пророки. Это люди, которые избраны Богом, чтобы обратиться к людям. Соответственно, и Иисус Христос, и Моисей — это все люди, которые были безгрешными, были ведомы Богом, открывали людям божественную волю и так далее. В этом смысле Мухаммед, который считается последним пророком Бога, наиболее уважаем мусульманами, через него был ниспослан Коран. Это очень значимый для мусульман человек. Оттого все карикатуры на Мухаммеда и оскорбления воспринимаются очень болезненно.
Но почему раньше мусульмане так резко не реагировали?
Понимаете, просто потому, что это уже переходит какие-то границы. Зачем было Макрону публично так высказываться? Хорошо, уже вроде бы успокоились по поводу карикатур и так далее, но нарочито это выставлять — это уже тоже какая-то конфликтная позиция.
Все здравомыслящие мусульмане знают историю французской революции, Французской Республики. Знают, что Французская Республика основана на светскости, где-то даже воинственной. Все знают, как республика в борьбе за светскость уничтожала католические храмы.
И во Франции мусульмане убийства осудили, подавляющее большинство мусульман не хочет этой эскалации напряженности
Но тем не менее Макрон человек очень ответственный, президент целой страны, от него-то как раз ожидают, что он будет разумно себя вести, не будет провоцировать эскалацию. И, как я смотрю по соцсетям, мусульмане стали флешмобы проводить про то, что они любят пророка и так далее. Это все ожидаемо.
Но, с другой стороны, то, что говорит Хабиб. Не стоит оскорблять человека в ответ. Из той же жизни Мухаммеда известно, как один человек его постоянно оскорблял, но Мухаммед приходил к этому человеку, следил за ним, тот не мог есть, и он его кормил. И только потом этот человек узнал, что именно Мухаммед приходил к нему. То есть из жизни самого Мухаммеда имеются примеры, когда он на оскорбления не отвечал оскорблением.
Но здесь Хабиб поддался эмоциям и стал в ответ оскорблять. Он воспринял позицию Макрона как оскорбление, что он осознанно оскорбляет Мухаммеда.
Мы-то понимаем, что он защищает светскость Французской Республики, но весьма своеобразно. Светскость ведь тоже можно защищать разными способами. И по-разному понимается светскость. Та же светскость в Германии совершенно другая, чем во Франции или России. Это абсолютно разные традиции.
Здесь, конечно же, страдают простые мусульмане, которые оказались между молотом и наковальней
С одной стороны, обезумевший Макрон, который вместо того, чтобы успокаивать, наоборот, закручивает эту спираль. С другой стороны, эти фанатики, которые всегда есть и которым всегда повод нужен. Это буквально единицы, и из-за них страдают два миллиарда мусульман.
Насколько мнение Хабиба Нурмагомедова влиятельно среди мусульман?
Оно очень влиятельно среди молодежи. Так сложилось, что среди многих мусульман популярны эти виды спорта. И для тех, кто в них достигает каких-то результатов, конечно же, его мнение очень влиятельно. Очень жалко, что голоса тех мусульманских лидеров, которые призывают к тому, чтобы стороны как-то успокоились, не слышны, а слышны эмоциональные заявления и Макрона, и Хабиба. Здесь как у Макрона, так и у Хабиба позиция, не направленная на примирение.
Для российских мусульман кто сейчас авторитетнее — муфтият или Нурмагомедов?
В данном конкретном вопросе авторитетнее Нурмагомедов, конечно. И это тоже трагедия. Он очень популярен, к его мнению прислушивается молодежь. А молодежь всегда более активна, более экспрессивно выражает свое мнение. И это все тоже, конечно, не очень хорошо в целом для мусульман. Еще раз повторюсь, подавляющее большинство мусульман, которые оказались между молотом и наковальней, страдают.
Как вы считаете, имеет ли место сейчас тенденция радикализации в исламе?
Ну, тенденция радикализации сейчас вообще есть, не только в исламе. Вы посмотрите, что сейчас творится в целом в мире. Эта радикализация не только религиозная, она и политическая, и какая угодно. Спокойнее не становится. В общем-то, в том, что касается религии, вы, наверное, помните, что один православный деятель в каком-то монастыре забился. И Собчак к нему ездила. Это же тоже признаки радикализации. Где-то по одному поводу она происходит, где-то по другому поводу. Но я бы здесь как раз не религию винил, а общий фон, который принимает удобную для него форму. Как называл это один французский исследователь — не радикализация ислама, а исламизация радикализма. То же самое, как в случае с этим батюшкой, бывает православизация радикализма. И так далее. Это все выходит за рамки религии, собственно говоря.
Участники акции протеста у посольства Франции в Москве
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
В целом есть очень много вызовов, которые связаны как с глобализацией, так и с переменами, которые происходят слишком быстро. И, конечно же, иногда все это вызывает достаточно радикальный ответ. И мы должны, наверное, радоваться, что этот ответ не совсем уж такой радикальный, без огромного количества жертв. Но жертв вообще жалко — огромное их количество или единицы.
Насколько это актуально относительно Кавказа?
Эта тенденция актуальная и для Кавказа, и для других регионов страны. Я не стал бы выделять как-то российский Кавказ, потому что системный кризис, вызывающий радикализацию, есть везде, в целом по стране, к сожалению. Просто на Кавказе он более выражен в силу особенностей региона.
Люди несут цветы в церковь Нотр-Дам-де-Нис
Фото: Daniel Cole / AP
Можете дать прогноз, как будет развиваться история с Макроном и Хабибом?
Эта история, как мне кажется, закончится довольно быстро, потому что кто такой Макрон и кто Хабиб. Хабиб выразил свою позицию. В ответ на оскорбление пророка он решил оскорбить Макрона. Я вообще не вижу смысла в этом, но тем не менее это его личная позиция. Она, к сожалению, отразится на молодежи. Хотя, повторюсь еще раз, подавляющее большинство мусульман хочет, чтобы произошло какое-то взаимопонимание, чтобы эта спираль перестала закручиваться. Но сейчас вместо движения навстречу друг другу стороны еще дальше расходятся. И настроения среди мусульман, к сожалению, будут идти дальше от какого-то согласия.
Но мне кажется, что Макрон все-таки политик ответственный, он должен какие-то шаги предпринять, чтобы это напряжение уменьшить. Все понимают, что Французская Республика никогда не пойдет на то, чтобы светские принципы, завоеванные в том числе и в конфликте с католической церковью, прямо сейчас сдать. Но с учетом каких-то изменившихся обстоятельств — уменьшать накал, скажем так. И, наверное, если политики люди ответственные, они будут предпринимать действия. Я на это надеюсь. Я не знаю, как будет действовать дальше Макрон. Могу только предположить, что ответственный политик сделал бы так, чтобы напряжение было снято.