Что случилось с мцыри
«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты: Wikimedia / М. Ю. Лермонтов
Величественной природе Кавказа, его гордым и свободолюбивым людям посвятил Лермонтов поэму «Мцыри». Краткое содержание поможет узнать историю романтического витязя. Полезен также анализ «Мцыри», в котором представлен разбор тематики, жанровых и композиционных особенностей произведения Лермонтова.
«Мцыри»: краткое содержание
«Мцыри» — поэма, которая написана в 1839 году и опубликована годом позже. Подобную романтическую историю Лермонтов однажды услышал на Кавказе и решил воссоздать ее в поэтическом слове.
Краткое содержание «Мцыри» таково:
Мцыри в горах: YouTube / MyBook
Чем же стали дни побега для Мцыри? Кратко их можно описать так:
Так, в восьмой главе автор рассказывает о том, какие эмоции вызвала у главного героя гроза, которая для него словно родственная, мятежная душа.
В следующих главах он любуется природой, ручьем, небесным сводом. Юноша очень тонко ощущает природу, его душа откликается на все ее проявления, но ему трудно найти слова, чтобы описать свое состояние.
В таком состоянии выходит из леса Мцыри. О чем он думает? Юноша пытается понять, куда пришел, надеется на встречу с родными.
Но внезапно слышится звон колоколов — он вновь перед монастырем. Выходит, что все было зря. Обессиленный, юноша падает и видит сон о рыбках, которые играют на дне реки и уговаривают его принять холод и покой. Таким израненным и без сознания находят его монахи.
История Мцыри: YouTube / MyBook
Перед смертью главный герой жаждет в последний раз увидеть любимый Кавказ — голубое небо и цветущие акации. С мыслями о родине он успокаивается и прощается жизнью.
«Мцыри»: анализ произведения
История создания «Мцыри» связана с первой ссылкой Лермонтова на Кавказ, которая состоялась в 1837 году. Принято считать, что тогда одинокий монах рассказал ему историю своей жизни. Она и стала основой поэмы. Монаха оставили когда-то ребенком при монастыре, воспитывали там. Он много раз пытался бежать, а однажды серьезно заболел после очередной попытки.
Разобраться в художественных особенностях произведения поможет аналитическая справка:
Основная мысль поэмы находится в плоскости личностных отношений, заключена в идеи свободы. Поэт задумывается о проблемах угнетения народов, когда власти используют насильственные методы, стараются подавлять и уничтожать волю аборигенов.
Тему свободы Лермонтов раскрывает сразу в двух измерениях:
Воспитанный в неволе Мцыри, который оказался в плену из-за войны, чувствует себя одиноко среди монахов. Его влечет свободная и вольная жизнь, а монастырские стены тяготят. Выход один — побег. И вот пусть на три дня свободолюбивый юноша обретает желанную свободу. Оказывается, что он не может жить самостоятельно, вне монастырского плена.
Мцыри никогда не любили родные люди, ему неизвестны забота и поддержка. Встреча с молодой девушкой приоткрывает ему завесу иной жизни, однако найти в нее дорогу у него так и не получается.
Свободолюбивый Мцыри: YouTube / MyBook
Таким образом, главная тема поэмы — призыв к свободе, борьба против угнетателей. Автор настаивает на том, что в любой ситуации надо искать правильный путь и возможность улучшить свою жизнь.
Композиция в поэме замкнутая: действие заканчивается там, откуда началось. В самом начале дается объяснение, почему мальчик оказался в монастыре, показаны его воспитание и жизнь. Завязка — побег, кульминация сюжета — жестокая схватка с барсом. Важно, что Мцыри не только смело борется, но и выходит из поединка победителем.
Многообразные художественные средства, метафоры, эпитеты, сравнения, которые использовал автор, накаляют страсти, наполняют поэму эмоциональностью и одухотворенностью. Злой рок пересиливает юношу, и он вновь оказывается в монастырских стенах.
В состоянии между жизнью и смертью главный герой открывает душу старому монаху. В исповеди подробно описывает три дня побега без сожалений и желания что-либо исправить. Ему удалось почувствовать воздух свободы, дышать полной грудью и радоваться жизни. В развязке Мцыри счастлив, хоть и умирает, но никого не проклинает.
По жанровым признакам произведение — поэма. Здесь раскрываются разные периоды жизни главного героя: раннее детство, отрочество, побег и гибель. Юноша так хотел свободы, что ради пожертвовал своей жизнь. Он романтический герой. Отметим, что сам Лермонтов — бунтарь и борец. Романтическое направление представлено во многих его произведениях и ярко выражено в этой поэме.
Одиночество, любовь к родной земле, бунт против устоев — обо всем этом повествует «Мцыри». Краткое содержание знакомит со страстной и бунтарской натурой главного героя. К тому же события происходят на Кавказе, где люди от природы очень свободолюбивые.
Художественное своеобразие и актуальность проблем делают поэму интересной и для современного читателя. Полный текст поможет глубже проникнуться ее значимостью и красотой.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:
Почему погиб Мцыри
Гибель Мцыри была предрешена не столько авторской идеей, сколько законами романтического жанра, в котором написана поэма. Главный герой поэмы по духу близок ее автору – Михаилу Лермонтову. Отчасти поэтому его мысли и чувства изображены столь выпукло и ярко. В образ Мцыри Лермонтов вложил свои переживания.
Мцыри в монастыре
Он жил воспоминаниями о родных и мечтами снова оказаться в родном ауле и в кругу близких ему людей. Из монастыря он бежал накануне пострижения в монахи. Он понимал, что не готов дать клятву Богу, пусть даже и чуждому вере его предков.
Причины гибели
Три дня скитаний, встреча с очаровательной грузинкой, битва с барсом, и при этом надежда оказаться в родных краях, рухнула с ударом колокола, когда юноша понял, что трата сил, энергии были напрасны. Оказалось, что он кружил по лесу и снова пришел к монастырю. Это обстоятельство стало губительным для юноши. Силы его иссякли.
Раньше он только мечтал о свободе, но вкусив ее однажды, он оказался не готовым вернуться к прежней монастырской жизни.
Духовное родство поэта и его героя
В этих устремлениях Мцыри был духовно близок Лермонтову. Как бы ни любил поэт Кавказ, как бы ни восторгался красотою гор и мужеством кавказских народов, он был не свободен в своем выборе. Он так же, как и Мцыри, в детстве мечтал общаться с отцом, но был лишен этого. Он хотел жить в России, подумывал об отставке, но должен был служить на Кавказе.
Что случилось в конце поэмы «Мцыри»?
Поэма Лермонтова «Мцыри» заканчивается трогательной сценой прощания главного героя с монахом-наставником и с жизнью.
После роковой встречи с барсом раненный мцыри из последних сил бредет вперед, но вдруг обнаруживает, что вновь вернулся к окрестностям монастыря, который он считает своей тюрьмой. Это открытие подкашивает героя и он падает без сил в горячечном бреду. Мцыри находят монахи и приносят обратно в монастырь. Очнувшись Мцыри рассказывает историю своего побега и просит похоронить его в монастырском саду, в месте, откуда виден Кавказ.
Мцыри. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова.
Историки творчества поэта утверждают, что замысел поэмы о молодом монахе, который хочет вырваться на свободу из стен монастыря, зародился у Лермонтова ещё в юности.
Поэмы автора «Исповедь» и «Боярин Орша» как бы предвещают «Мцыри». Тем более, что главные герои обоих произведений, именно монахи.
Также на Лермонтова очень большое впечатление произвёл сам Кавказ, красотой которого он восхищался всю жизнь и где очень часто бывал.
Но самое главное, как утверждают исследователи творчества поэта, это то, что Лермонтов сам встречался с Мцыри, то есть с прототипом своего героя, который был доставлен в монастырь генералом Ермоловым, где и прожил всю жизнь.
Вначале юный монах действительно предпринимал попытки побега, но затем смирился и остался в монастыре навсегда.
Высказываю исключительно собственное мнение, основанное на публикациях в литературных источниках.
Мцыри, это бунтарь, всю свою жизнь боровшийся с неволей. Ребенком, не по своей воле, попавший в монастырь, Мцыри мечтает только об одном – об Свободе и Свободной жизни с своим народом среди неистовой и вольной природы.
Монашеская жизнь для Мцыри в тягость он готов:
Этому свободолюбивому монаху, не жалко принести в жертву свою жизнь всего лишь за возможность увидеть свою родину:
Во исполнения своей мечты Мцыри покинул монастырь и в течении трех суток скитался п горам в поисках дороги в свое село, увы, но он сбился с дороги и больной был доставлен в свой монастырь. Он умер, так и не увидев свои родные места, но он эти три дня был Свободен на едине с такой-же свободной природой, о которой он так же мечтал.
Герой поэмы Лермонтова молодой юноша Мцыри почти всю сознательную жизнь прожил в монастыре. Он ощущает себя пленником, которым по сути и является, не смотря на кажущуюся свободу передвижения, несмотря на то, что Мцыри привык к своей новой жизни, был крещен, выучил чужую для него речь.
И вот однажды Мцыри бежит из монастыря. Куда он стремится?
Он наверно и сам не знал куда именно следует бежать, но знал, что к свободе. Мцыри вспоминает родные горы,вспоминает своего отца, он всем сердцем стремится к своему народу, на свою настоящую Родину. Но он совершенно точно не знает пути и блуждает по окрестностям монастыря.
И все же при этом Мцыри умудряется за три дня почувствовать вкус свободы, прожить целую жизнь, полную событий и приключений. И поэтому оказавшись вновь в монастыре, мцыри не хочет жить, его жизнь оказалась прожита.
Почему Мцыри бежал из монастыря и почему погиб? Примеры сочинений
Почему Мцыри бежал из монастыря?
Послушники и монахи не знали мирских радостей. Живя среди них, Мцыри понял, что нужно совершить побег. Если он этого не сделает, придётся принять постриг и прожить среди религиозных людей до конца дней. Избавиться от навязанных правил, вдохнуть глоток свежего воздуха — вот какова цель побега Мцыри. Мечты мальчика занимали простые вещи, например:
Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни. Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Он понял, что «в краю отцов» мог бы стать героем, но судьбой предназначено другое. Из того, сколько дней Мцыри отсутствовал в монастыре, следует, что ему пришлось пройти длинный путь. Юноша убедился, что всё, о чём он думал, находясь за стенами церковного здания, оказалось правдой. Свобода именно такая, какой представлялась, и самое важное то, что главному герою всё же удалось осуществить свою мечту — вырваться из оков.
Почему Мцыри погиб?
Годы, проведенные в монастыре, а Мцыри жил там немало, совершенно отличаются от тех, если бы он жил на свободе. Мцыри уже не смог бы жить по-старому, в плену с монахами. Эта жизнь не для него, ведь Мцыри уже попробовал вкус свободы. У него не было сил жить по-старому, да и просто жить тоже не было сил.
Мцыри был истощен морально и душевно, и поэтому он умирал. Но судя по этому, можно сказать, что Мцыри выбрал свободу, только досталась она ему другим путем-это своей смертью. Он отказался возвращаться в монастырь и жить там до скончания своего века.
На протяжении всей поэмы Мцыри мне очень понравился, он вел себя действительно мужественно. Вспомним, к примеру, борьбу с барсом. Не каждый так сможет! Только очень жаль, что Мцыри мало пожил на своем веку, да еще и взаперти.
Почему Мцыри бежал из монастыря и почему погиб?
Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.
Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.
Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.
Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения.
Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения.
Почему Мцыри погиб?
Центральным героем поэмы «Мцыри» является молодой монах, который еще в детстве был увезен из родных мест и лишен свободы. Повзрослев, он предпринял попытку покинуть монастырь, совершив побег, но пребывание на воле привело к трагической гибели Мцыри.
Если начать с биографии юного монаха, то мы узнаем, что его поместили в монастырь, насильно взяв из родительского дома, в селении горцев на Кавказе. Ребенок отказывался есть, таким образом он протестовал против пленения и разлуки с семьей. Мальчика выходили монахи, они воспитывали его и подготавливали к монашескому существованию. Но Мцыри родился на Кавказе, в семье горцев, и душой он всегда тяготел к свободе. Он не знал, откуда он родом, но понимал, что находится на чужбине. Юноша очень хотел вернуться к себе на родину, увидеть и обнять своих родителей, оказаться среди своего народа. Мцыри был не готов к жизни в монастыре и противился такой участи. Герой совершает побег, но покинув стены монастыря, он не был приспособлен к автономному существованию на природе и не сумел попасть в свой родной аул. Мцыри понял, что никогда не вернется на родину и смирился. Но осознание этого явилось причиной его гибели духовной. Юноша не хотел так жить, не зная своих корней, свой народ, родных. Вдали от Кавказа дальнейшая жизнь для него была лишена смысла. Протест против этой жизни и привел к смерти героя.
Главного персонажа поэмы автор показал как человека, обладающего несгибаемой силой духа, невероятной стойкостью и смелостью, решительного, способного стоять на своем до конца, даже если придется пожертвовать ради этого собственной жизнью. В монастыре юноша был обречен на одиночество, и Мцыри осознавал, что даже, если физически он и будет существовать, то духовно он существовать не сможет. Ему не с кем поделиться со своими переживаниями, некому излить душу. Покинув монашескую обитель, оказавшись на природе, Мцыри почувствовал себя счастливым, свободным. Хотя на свободе юноша был недолго, но он, ощутив зов предков, пытался найти своих родных, горный аул. Герой стремится навстречу мечте, как может, приближает радостный миг встречи с близкими. Его не пугают препятствия и опасности. Он видит молодую грузинку и влюбляется в девушку. Мцыри даже и не ожидал, что он в состоянии испытывать сильные и острые чувства и различные ощущения. Молодой человек вступает в схватку с барсом и побеждает хищника, хотя сам он при этом получает ранение, но он горд свой победой.
Но счастье юноши оказалось коротким и обманчивым, Он не смог добраться до родных мест и вновь оказался у монастырских стен. Умирающего героя нашли и принесли монахи. Мцыри совершенно искренне был рад, что умирает, потому что, находясь на свободе, он испытал многие радости и познал реальную жизнь. И он считал, что лучше умереть, чем прозябать заточенным в монастыре.