Что случилось с мцыри в финале поэмы убежал
Почему погиб Мцыри
Гибель Мцыри была предрешена не столько авторской идеей, сколько законами романтического жанра, в котором написана поэма. Главный герой поэмы по духу близок ее автору – Михаилу Лермонтову. Отчасти поэтому его мысли и чувства изображены столь выпукло и ярко. В образ Мцыри Лермонтов вложил свои переживания.
Мцыри в монастыре
Он жил воспоминаниями о родных и мечтами снова оказаться в родном ауле и в кругу близких ему людей. Из монастыря он бежал накануне пострижения в монахи. Он понимал, что не готов дать клятву Богу, пусть даже и чуждому вере его предков.
Причины гибели
Три дня скитаний, встреча с очаровательной грузинкой, битва с барсом, и при этом надежда оказаться в родных краях, рухнула с ударом колокола, когда юноша понял, что трата сил, энергии были напрасны. Оказалось, что он кружил по лесу и снова пришел к монастырю. Это обстоятельство стало губительным для юноши. Силы его иссякли.
Раньше он только мечтал о свободе, но вкусив ее однажды, он оказался не готовым вернуться к прежней монастырской жизни.
Духовное родство поэта и его героя
В этих устремлениях Мцыри был духовно близок Лермонтову. Как бы ни любил поэт Кавказ, как бы ни восторгался красотою гор и мужеством кавказских народов, он был не свободен в своем выборе. Он так же, как и Мцыри, в детстве мечтал общаться с отцом, но был лишен этого. Он хотел жить в России, подумывал об отставке, но должен был служить на Кавказе.
Почему Мцыри бежал из монастыря и почему погиб? Примеры сочинений
Почему Мцыри бежал из монастыря?
Послушники и монахи не знали мирских радостей. Живя среди них, Мцыри понял, что нужно совершить побег. Если он этого не сделает, придётся принять постриг и прожить среди религиозных людей до конца дней. Избавиться от навязанных правил, вдохнуть глоток свежего воздуха — вот какова цель побега Мцыри. Мечты мальчика занимали простые вещи, например:
Главная причина побега Мцыри — стремление обрести утраченную родину — не является единственной. Он хочет узнать, что такое настоящая жизнь, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», то есть задается философскими вопросами бытия. Кроме того, Мцыри стремится познать самого себя, ибо спокойное и безопасное течение жизни среди монастырских стен не может дать ему ответа на этот вопрос. И только дни, проведенные на воле, несмотря на подстерегающие героя опасности, дали ему полноту ощущения и понимания жизни. Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, что человек рожден свободным, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Он понял, что «в краю отцов» мог бы стать героем, но судьбой предназначено другое. Из того, сколько дней Мцыри отсутствовал в монастыре, следует, что ему пришлось пройти длинный путь. Юноша убедился, что всё, о чём он думал, находясь за стенами церковного здания, оказалось правдой. Свобода именно такая, какой представлялась, и самое важное то, что главному герою всё же удалось осуществить свою мечту — вырваться из оков.
Почему Мцыри погиб?
Годы, проведенные в монастыре, а Мцыри жил там немало, совершенно отличаются от тех, если бы он жил на свободе. Мцыри уже не смог бы жить по-старому, в плену с монахами. Эта жизнь не для него, ведь Мцыри уже попробовал вкус свободы. У него не было сил жить по-старому, да и просто жить тоже не было сил.
Мцыри был истощен морально и душевно, и поэтому он умирал. Но судя по этому, можно сказать, что Мцыри выбрал свободу, только досталась она ему другим путем-это своей смертью. Он отказался возвращаться в монастырь и жить там до скончания своего века.
На протяжении всей поэмы Мцыри мне очень понравился, он вел себя действительно мужественно. Вспомним, к примеру, борьбу с барсом. Не каждый так сможет! Только очень жаль, что Мцыри мало пожил на своем веку, да еще и взаперти.
Почему Мцыри бежал из монастыря и почему погиб?
Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.
Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.
Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.
Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения.
Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения.
Почему Мцыри погиб?
Центральным героем поэмы «Мцыри» является молодой монах, который еще в детстве был увезен из родных мест и лишен свободы. Повзрослев, он предпринял попытку покинуть монастырь, совершив побег, но пребывание на воле привело к трагической гибели Мцыри.
Если начать с биографии юного монаха, то мы узнаем, что его поместили в монастырь, насильно взяв из родительского дома, в селении горцев на Кавказе. Ребенок отказывался есть, таким образом он протестовал против пленения и разлуки с семьей. Мальчика выходили монахи, они воспитывали его и подготавливали к монашескому существованию. Но Мцыри родился на Кавказе, в семье горцев, и душой он всегда тяготел к свободе. Он не знал, откуда он родом, но понимал, что находится на чужбине. Юноша очень хотел вернуться к себе на родину, увидеть и обнять своих родителей, оказаться среди своего народа. Мцыри был не готов к жизни в монастыре и противился такой участи. Герой совершает побег, но покинув стены монастыря, он не был приспособлен к автономному существованию на природе и не сумел попасть в свой родной аул. Мцыри понял, что никогда не вернется на родину и смирился. Но осознание этого явилось причиной его гибели духовной. Юноша не хотел так жить, не зная своих корней, свой народ, родных. Вдали от Кавказа дальнейшая жизнь для него была лишена смысла. Протест против этой жизни и привел к смерти героя.
Главного персонажа поэмы автор показал как человека, обладающего несгибаемой силой духа, невероятной стойкостью и смелостью, решительного, способного стоять на своем до конца, даже если придется пожертвовать ради этого собственной жизнью. В монастыре юноша был обречен на одиночество, и Мцыри осознавал, что даже, если физически он и будет существовать, то духовно он существовать не сможет. Ему не с кем поделиться со своими переживаниями, некому излить душу. Покинув монашескую обитель, оказавшись на природе, Мцыри почувствовал себя счастливым, свободным. Хотя на свободе юноша был недолго, но он, ощутив зов предков, пытался найти своих родных, горный аул. Герой стремится навстречу мечте, как может, приближает радостный миг встречи с близкими. Его не пугают препятствия и опасности. Он видит молодую грузинку и влюбляется в девушку. Мцыри даже и не ожидал, что он в состоянии испытывать сильные и острые чувства и различные ощущения. Молодой человек вступает в схватку с барсом и побеждает хищника, хотя сам он при этом получает ранение, но он горд свой победой.
Но счастье юноши оказалось коротким и обманчивым, Он не смог добраться до родных мест и вновь оказался у монастырских стен. Умирающего героя нашли и принесли монахи. Мцыри совершенно искренне был рад, что умирает, потому что, находясь на свободе, он испытал многие радости и познал реальную жизнь. И он считал, что лучше умереть, чем прозябать заточенным в монастыре.
«Итоговый тест по литературе за курс 8 класса»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Итоговый тест по литературе за курс 8 класса
Из раздела «Устное народное творчество»
А) устное народное творчество;
Б) художественная литература;
Г) жанр устного народного творчества.
А) народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях;
Б) народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях;
В) произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашествиях, подвигах воинов;
Г) небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета.
«Из древнерусской литературы»
3. Житие – это описание…
А) жизни народного героя;
Б) исторического деятеля;
Г) рассказы о жизни Иисуса Христа.
А) произведение фольклора;
Б) произведение древнерусской литературы;
В) произведение современной литературы;
Г) произведение литературы XIX в.
5. Каково название произведения Фонвизина?
6. Кому принадлежат слова: «Да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой … Коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку».
7. Кем был И.А. Крылов?
8. Кто возглавлял крестьянское восстание, описанное в «Капитанской дочке « А.С. Пушкина?
В) Кондратий Булавин;
9. Где происходят события поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
10. Что означает мцыри?
А) неслужащий монах, послушник;
11. Что случилось с Мцыри в финале поэмы?
А) убежал из монастыря;
Б) остался в монастыре;
Г) поступил на военную службу.
12. Кто подарил сюжет «Ревизора» Н.В. Гоголю?
13. Кто не является действующим лицом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
А) важный чиновник из Петербурга;
Г) мелкопоместный дворянин.
15. Что высмеивает автор в «Ревизоре»?
А) чиновничий беспредел;
16. Кто автор романа «История одного города»?
Б) М.Е. Салтыков-Щедрин;
17. К какому произведению высказывание Ф. Ларошфуко «Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы» служит эпиграфом?
А) «Капитанская дочка»;
В) «История одного города»;
18. Каким стихотворным размером написано стихотворение А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами, // В небе льются света волны…»
19. Кто является рассказчиком в произведении А.П. Чехова «О любви»?
«Из литературы ХХ века»
20. Какое средство художественной выразительности используется С.А. Есениным в следующих строках: «Словно яблоко тяжёлое, / Виснет с шеи твоя голова»?
21. Какое средство художественной выразительности используется А.А. Блоком в словосочетаниях: река раскинулась, течёт, грустит лениво?
22. Какой приём использовал А.Т. Твардовский в поэме?
Б) каждая глава имеет законченный сюжет;
В) поэма не имеет сюжета;
Г) притчевое содержание каждой главы.
23. Какое второе название имеет поэма «Василий Тёркин»?
24. Соотнесите названия военных песен и авторов стихов.
25. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» относится к произведениям:
«Из зарубежной литературы»
29. Соотнесите названия произведений зарубежной литературы и их авторов.
1. «Ромео и Джульетта»
2. «Мещанин во дворянстве»
3. «Путешествия… Лемюэля Гулливера»
Итоговый тест по литературе за курс 8 класса
Из раздела «Устное народное творчество»
А) устное народное творчество;
Б) художественная литература;
Г) жанр устного народного творчества.
«Из древнерусской литературы»
25. Житие – это описание…
А) жизни народного героя;
Б) исторического деятеля;
Г) рассказы о жизни Иисуса Христа.
26. Каково название произведения Фонвизина?
27. Кому принадлежат слова: «Да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой … Коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку».
28. Кем был И.А. Крылов?
29. Какова основная тема повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
А) тема отмены крепостного права;
30. Что означает мцыри?
А) неслужащий монах, послушник;
31. Кто не является действующим лицом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
А) важный чиновник из Петербурга;
Г) мелкопоместный дворянин.
33. Кто автор романа «История одного города»?
Б) М.Е. Салтыков-Щедрин;
34. Каким стихотворным размером написано стихотворение А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами, // В небе льются света волны…»
35. Кто является рассказчиком в произведении А.П. Чехова «О любви»?
«Из русской литературы ХХ века»
36. Какой приём использовал А.Т. Твардовский в поэме?
Б) каждая глава имеет законченный сюжет;
В) поэма не имеет сюжета;
Г) притчевое содержание каждой главы.
37. Какое второе название имеет поэма «Василий Тёркин»?
38. Какое значение имеет название рассказа Платонова «Возвращение»?
А) возвращение с войны;
Б) возвращение в семью;
В) возвращение к себе
Г) возвращение с войны, к себе, в семью.
16. Соотнесите названия военных песен и авторов стихов.
1. «Священная война» А) М. Исаковский
2. «Землянка» Б) А. Сурков
3. «Катюша» В) В.А. Лебедев-Кумач
4. «Дороги» Г) Л. Ошанин
17. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» относится к произведениям:
«Из зарубежной литературы»
18. Соотнесите названия произведений зарубежной литературы и их авторов.
5. «Ромео и Джульетта» А) В. Скотт
6. «Мещанин во дворянстве» Б) Ж.-Б. Мольер
7. «Путешествия… Лемюэля Гулливера» В) У. Шекспир
8. «Айвенго» Г) Дж. Свифт
Максимальное количество баллов
Максимальное количество баллов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Педагогический проект по литературному чтению «Использование проектной технологии на уроках литературного чтения как средство формирования читательской компетентности»
Итоговая контрольная работа по русской литературе 20 века
Тестирование по произведению «Маттео Фальконе»
Урок по русской литературе 6 класс
Конспект урока по теме «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе»
Презентация для 8-9 классов «И в подвиге есть место красоте»
Контрольная работа № 2 по теме «Русская литература ХХ века». Литература. 7 класс.
Рабочая программа по литературе 10-11 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5395055 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что случилось в конце поэмы «Мцыри»?
Поэма Лермонтова «Мцыри» заканчивается трогательной сценой прощания главного героя с монахом-наставником и с жизнью.
После роковой встречи с барсом раненный мцыри из последних сил бредет вперед, но вдруг обнаруживает, что вновь вернулся к окрестностям монастыря, который он считает своей тюрьмой. Это открытие подкашивает героя и он падает без сил в горячечном бреду. Мцыри находят монахи и приносят обратно в монастырь. Очнувшись Мцыри рассказывает историю своего побега и просит похоронить его в монастырском саду, в месте, откуда виден Кавказ.
Мцыри. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова.
Историки творчества поэта утверждают, что замысел поэмы о молодом монахе, который хочет вырваться на свободу из стен монастыря, зародился у Лермонтова ещё в юности.
Поэмы автора «Исповедь» и «Боярин Орша» как бы предвещают «Мцыри». Тем более, что главные герои обоих произведений, именно монахи.
Также на Лермонтова очень большое впечатление произвёл сам Кавказ, красотой которого он восхищался всю жизнь и где очень часто бывал.
Но самое главное, как утверждают исследователи творчества поэта, это то, что Лермонтов сам встречался с Мцыри, то есть с прототипом своего героя, который был доставлен в монастырь генералом Ермоловым, где и прожил всю жизнь.
Вначале юный монах действительно предпринимал попытки побега, но затем смирился и остался в монастыре навсегда.
Высказываю исключительно собственное мнение, основанное на публикациях в литературных источниках.
Мцыри, это бунтарь, всю свою жизнь боровшийся с неволей. Ребенком, не по своей воле, попавший в монастырь, Мцыри мечтает только об одном – об Свободе и Свободной жизни с своим народом среди неистовой и вольной природы.
Монашеская жизнь для Мцыри в тягость он готов:
Этому свободолюбивому монаху, не жалко принести в жертву свою жизнь всего лишь за возможность увидеть свою родину:
Во исполнения своей мечты Мцыри покинул монастырь и в течении трех суток скитался п горам в поисках дороги в свое село, увы, но он сбился с дороги и больной был доставлен в свой монастырь. Он умер, так и не увидев свои родные места, но он эти три дня был Свободен на едине с такой-же свободной природой, о которой он так же мечтал.
Герой поэмы Лермонтова молодой юноша Мцыри почти всю сознательную жизнь прожил в монастыре. Он ощущает себя пленником, которым по сути и является, не смотря на кажущуюся свободу передвижения, несмотря на то, что Мцыри привык к своей новой жизни, был крещен, выучил чужую для него речь.
И вот однажды Мцыри бежит из монастыря. Куда он стремится?
Он наверно и сам не знал куда именно следует бежать, но знал, что к свободе. Мцыри вспоминает родные горы,вспоминает своего отца, он всем сердцем стремится к своему народу, на свою настоящую Родину. Но он совершенно точно не знает пути и блуждает по окрестностям монастыря.
И все же при этом Мцыри умудряется за три дня почувствовать вкус свободы, прожить целую жизнь, полную событий и приключений. И поэтому оказавшись вновь в монастыре, мцыри не хочет жить, его жизнь оказалась прожита.