Что случилось с младшим братом
Трагическая гибель младшего брата. Как с этим справиться и помочь родителям?
Ания, здравствуйте, примите мои искренние соболезнования в связи с потерей дорогого человека. Терять близких это невероятно сложно и больно, особенно так внезапно и рано.
Мама с папой ни на минуту не отходят от гроба, ни едят, ни спят.
Мне очень больно на них смотреть, да и сама очень плохо себя чувствую,
Все чувства и эмоции не нужно гнать от себя. Нужно дать им быть. Они помогут психике со временем принять утрату. Сейчас в вашей семье как раньше уже не будет, будет по-другому и к этому психике нужно привыкнуть. Нужно дать себе время на переживания и принятие утраты и на то, чтобы научиться жить с этой утратой.
Ания, подскажите пожалуйста, чем я могу помочь Вам в рамках этой консультации?
О чем именно Вам рассказать, чтобы помочь? Рассказать Вам о том, что испытывает психика, чтобы справиться горем? Какие бывают проявления горя? Какие этапы проходит наша психика, чтобы принять утрату?
Знаете, сегодня спала немного и мне приснился такой сон.
Ваня стоял на красивой зеленой поляне одетый в бело-золотую одежду, как мантия, и весь он просто светился и улыбался. После чего он улыбнулся мне и подошел ко мне, обнял. И спросил он у меня о том, все ли хорошо с его сыном и как он поживает. Дело в том, что насколько мне было известно, у него детей не было. Потом он развернулся и пошел к золотым воротам я попросилась с ним но в ответ он сказал «Рано»
И вот до сих пор не могу понять что это могло значить.
И вот у меня к вам такой вопрос, подскажите пожалуйста, как проще рассказать о Ваниной смерти младшему брату и сестре, хоть сестра и была тогда с ним, но оссобо ничего не поняла, и теперь постоянно спрашивает все ли с ним хорошо.
И вот до сих пор не могу понять что это могло значить.
Потом он развернулся и пошел к золотым воротам я попросилась с ним но в ответ он сказал «Рано»
Не из психологии, из жизни, скажу так, что когда снится умерший близкий и хочется идти за ним, то это говорят к смерти. И обычно родные останавливают и просят их отпустить, а самому остаться, потому что ещё рано идти с ним, ещё есть много дел в жизни. Он так позаботился о Вас. Это конечно не доказано, но такое после смерти близких бывает часто. И сны, в которых будет Ваш брат, могут повторяться, и это также естественно при утрате близких. Не пугайтесь их.
И вот у меня к вам такой вопрос, подскажите пожалуйста, как проще рассказать о Ваниной смерти младшему брату и сестре, хоть сестра и была тогда с ним, но оссобо ничего не поняла, и теперь постоянно спрашивает все ли с ним хорошо.
Лучше всего, чтобы сообщил тот взрослый, у которого очень хорошие отношения с ребенком. Разговор стоит вести в комнате, на диване, на полу или в другом комфортном месте. На разговор нужно выделить достаточно времени, чтобы спокойно и без спешки ответить на все вопросы и чтобы была возможность вместе поплакать.
Примерная фраза звучит так: « С этого дня у нас все будет по-другому. У нас горе. Ваня умер».
Избегайте таких выражений, как «ушел от нас», «уснул», или «улетел на небо ». Дети многое воспринимают буквально и будут ждать, когда человек вернется, проснется или прилетит обратно.
После фразы, нужно сделать паузу, и обратить внимание на чувства ребенка. Возможно ребенок заплачет. И это нормальная реакция. Поговорите о чувствах и терпеливо ответьте на все вопросы. Старайтесь говорить просто, без лишних подробностей, но честно и открыто. Расскажите, что будет дальше, и в общих чертах поясните как проходят похороны. В беседе с детьми о случившейся трагедии старайтесь быть честными, при этом нужно избежать излишних подробностей и учитывать возрастные и личностные особенности.
Самая главная мысль, которую взрослый должен донести до ребенка, заключается в том, что жизнь продолжается после смерти близкого человека. Для этого потребуется время и доверительные отношения.
Ребенку важно слышать и чувствовать, что он не остался один на один с горем, рядом находится близкий человек, который тоже переживает, грустит и хорошо понимает его чувства.
Вы можете также рассказать ребенку, как молиться за умершего. Это важно, потому что ребенок почувствует, что может помочь близкому человеку, и сам задумается о том, что смертью жизнь не заканчивается и что добрые дела и поступки дают душе другую, вечную жизнь. Это понимание снижает страх смерти у детей.
Нужно помочь ребенку выразить свои чувства. Если сложно подобрать слова, то можно нарисовать.
Так как ситуация произошла быстро и очень трагично, то рекомендую, чтобы Аня поработала с детским психологом. Это необходимо, чтобы точно понять, что та опасная ситуация с угрозой её жизни и утрата старшего брата не оставила тяжелый след на её психике. Чтобы эти воспоминания не стали той раной, которую она понесет во взрослую жизнь.
Ания, чем я могу еще помочь? На какие вопросы ещё нужны ответы?
Я понимаю, что сейчас начинается невероятно сложный, болезненный период Вашей жизни. Сил Вам, чтобы пережить её. Я не закрою эту консультацию, до тех пор пока Вам нужна будет моя помощь. Вы можете спрашивать столько, сколько Вам потребуется, а я постараюсь дать ответы на те вопросы, которые в моей компетенции.
Конечно, с одной стороны, нужно им сказать, а с другой стороны, Анечка и так плачет постоянно о том, что «Братик пострадал из-за неё» если ей сказать о том, что он вовсе погиб не станет ли для неё это еще большим ударом?
На счет сна, то я сегодня позвонила девушке Вани, и она сообщила о своей беременности. Вот теперь не знаю как ей сказать о трагедии, она незнает ни чего. А после завтра похороны и маме совсем плохо, совсем с кравати не встает, вчера вызывали врачей из за того что у неё сердце болело. Вообще не знаю что мне делать.
Анечка и так плачет постоянно о том, что «Братик пострадал из-за неё» если ей сказать о том, что он вовсе погиб не станет ли для неё это еще большим ударом?
И обязательно, чтобы с ней поработал детский психолог. Чувство вины свойственно всем горюющим, но в случае с Аней нужно проработать его сразу, пока оно не стало выедать её изнутри. Детская психика без помощи специалиста может не справиться.
На счет сна, то я сегодня позвонила девушке Вани, и она сообщила о своей беременности.
Значит, он в прямом смысле Вас попросил присматривать за своим ребенком. Это был вещий сон. Всегда внимательно относитесь ко снам, когда Ваня будет сниться. Думаю, что он будет говорить Вам важные вещи. Вы, наверное, были с ним очень близки и он доверяет Вам.
Вот теперь не знаю как ей сказать о трагедии, она незнает ни чего.
Новости об утрате сложно сообщать, но это необходимо сделать.
А после завтра похороны и маме совсем плохо, совсем с кравати не встает, вчера вызывали врачей из за того что у неё сердце болело.
Вообще не знаю что мне делать.
Расскажите, в каких Вы чувствах? Что сейчас происходит с Вами? Кто поддерживает Вас?
Кто занимается организацией похорон? Кто рядом с Вами?
В детстве Грилиш потерял брата. Отцу сообщили о трагедии, когда он смотрел матч «Виллы» на «Уэмбли»
Капитан и главная звезда «Астон Виллы» Джек Грилиш этим летом может перебраться в «Манчестер Юнайтед» или «Манчестер Сити». 24-летний англичанин родился в Бирмингеме, играет за основу «Виллы» уже шестой сезон, а в структуре клуба – с шести лет.
Когда Джеку было четыре года, его семья пережила страшную трагедию. От синдрома внезапной детской смерти умер девятимесячный братишка Джека – Килиан. Иногда СВДС называют смертью в колыбели, так как она случается от остановки дыхания внешне здорового младенца, часто ребенок умирает во сне. Вскрытие в таких случаях не позволяет установить причину летального исхода.
В этом году Килиану исполнился бы 21 год.
Один из первых трофеев Джек и его семья подарили школе. Там учредили турнир в память о Килиане
Все произошло в апреле 2000 года. Кевин Грилиш, отец Джека, находился тогда в Лондоне. Он смотрел на «Уэмбли» полуфинал Кубка Англии между родной для его семьи «Астон Виллой» и «Болтоном». К слову, еще в конце XIX века за «Виллу» играл прапрадед Джека Билли Гаррати, который выиграл с ней Кубок Англии-1905 и провел один матч за сборную Англии.
В тот день «Вилла» вышла в финал, но отцу Джека сообщили плохие новости: «Я помню, как мне рассказывали, что случилось с Килианом. Я был на матче, и сразу же помчался назад. Ему было всего девять месяцев, он был маленьким ангелом. Мы все были опустошены. Джек тогда был совсем ребенком, но он помнит Килиана, думает о нем всегда, когда чего-то достигает. Мы благодарны и счастливы, что у нас есть Джек, его брат Кеван и его маленькие сестры Холли и Кира».
Джек Грилиш с сестрами.
Один из первых выигранных трофеев маленький Джек передал начальной школе для использования на детских соревнованиях. Он и его семья сделали это в память о Килиане, в школе даже учредили специальный турнир в его честь. «Джек выиграл кубок с одной из команд мальчиков, за которую играл, когда ему было семь или восемь, – вспоминает Кевин. – Вы бы видели его размер – он был похож на Кубок Европы! Тренер спросил, хочет ли кто-нибудь сохранить трофей. Поскольку Джек хорошо выступил на турнире, он позволил нам забрать его.
А мы решили отдать его в школу Джека, чтобы они вручали его в спортивные дни и тому подобное. Они назвали это Мемориальным кубком Килиана Даниэля Грилиша, что было приятной памятью. Насколько я знаю, он все еще существует. Когда мы потеряли Килиана, школа сильно помогла Карен (маме Джека). Как вы можете себе представить, это было непростое время. Они оказали ей большую поддержку, поэтому это был наш способ поблагодарить их».
Один из фанатов «Бирмингема» писал гадости про брата Грилиша. Клуб забанил его на матчах пожизненно
В прошлом году 19-летний болельщик «Бирмингема» Альфи Перкинс издевался над памятью Килиана. Все случилось по ходу того самого дерби, когда Грилиша ударил фанат Пол Митчелл, а он ответил победным голом. В этот момент пьяный Перкинс выдал серию ужасных твитов.
«Возможно, он забил, но он никогда не вернет своего мертвого брата, и это приносит мне больше удовлетворения, чем что-либо еще, – написал Перкинс, опубликовав фото с надгробием. – Грилиш упал быстрее, чем его брат опустился в могилу. Куда пропал твой брат? Давай!».
Дело дошло до суда, но Перкинс отделался всего 350 фунтами: штраф – 120, судебные издержки – 200, выплата потерпевшим – 30. «Бирмингем» пожизненно забанил фаната на матчах.
Из здания суда парень выходил с довольной ухмылкой. «Я сожалею обо всем этом, но кто не будет улыбаться после того, как столкнется с перспективой тюрьмы, а в результате заплатит всего 350 фунтов», – написал в твиттере Перкинс.
Правда, уже через две недели он попал под машину и с травмой черепа угодил в больницу.
В 2015-м «Астон Вилла» снова играла на «Уэмбли» полуфинал Кубка Англии. Джек Грилиш помог бирмингемцам обыграть «Ливерпуль» (2:1). «Когда я вспоминаю полуфинал против «Болтона», то думаю о новостях, которые мы получили в тот день, – говорит отец Грилиша. – Затем я увидел, как Джек играл против «Ливерпуля». Он сделал нас такими гордыми и счастливыми».
Оба финала «Астон Вилла» проиграла. В 2000-м – «Челси», в 2015-м – «Арсеналу». Но у Джека еще есть время, чтобы повторить достижение своего прапрадеда, который 115 лет назад стал счастливым обладателем Кубка Англии.
Ненавидит брата и хочет умереть в 23: шокирующие факты о Дане Милохине
Стремительно набравший популярность Даня Милохин продолжает удивлять. Мальчик, появившийся из ниоткуда, уже записал свой первый альбом, снимается в клипах со знаменитостями, например, с Николаем Басковым, эпатирует публику и не собирается останавливаться.
ДОБАВИТЬ ФОТО https://www.instagram.com/p/CPswjOTHomf/
Трудный подросток
Даня Милохин родился 6 декабря 2001 года в Оренбурге. Родители мальчика развелись, когда ему было три года. Отец спился, а мать была не в состоянии воспитывать детей самостоятельно и отдала их в приют. Условия в детском доме были жесткими, Дане приходилось неукоснительно следовать правилам. Когда в 13 лет Милохина и его брата усыновили, блогер окончательно отбился от рук. У него было всё необходимое для комфортной жизни, но тиктокеру явно не хватало адреналина.
Милохин регулярно сбегал из дома, воровал в магазинах, употреблял спиртное и курил. В 16 лет парень пристрастился к наркотикам и вскоре начал жить отдельно, потому что опекуны не разделяли планов Дани по покорению интернета. Трудный подросток жил у друга-татуировщика, который использовал его для отработки эскизов. Как только Дане исполнилось 18 лет, он получил 200 тысяч от государства как сирота, купил на них хороший смартфон и билет до Москвы.
Моргенштерн и Дилара Зинатуллина умеют делать красивый контент. Они регулярно публикуют совместные видео в инстаграме и «Тик-токе». Наступление 2021 года пара отмечала в Дубае вместе с Эльдаром Джараховым, Даней Милохиным и другими российскими звездами. Кажется, после временного расставания чувства Дилары и Алишера вспыхнули с новой силой. Девушка сопровождает рэпера на концертах и в поездках, а также много времени проводит в его ресторане KAIF.
Отношения с братом
У Дани есть родной брат Илья, который старше тиктокера на год. Однако отношения у ребят всегда были натянутыми. Когда бизнесмены Тюленевы решили усыновить Милохиных, ненавидевший детский дом Даня был безумно рад. А вот Илья тогда профессионально занимался футболом и хоккеем, делал успехи в настольном теннисе, успел стать КМС по шахматам и не хотел бросать начатое. Дане с трудом удалось уговорить брата на переезд.
Дальше проблемы в отношениях Дани и Ильи становились серьезнее. Дело в том, что братья совершенно разные: покладистый Илья всегда вел здоровый образ жизни и регулярно занимался спортом, в то время как его младший брат с 13 лет курил, пил и даже преступал закон. Из общего у ребят только то, что они оба бросили учебу в колледже: Илья из-за спорта, а Даня просто из-за отсутствия интереса.
Сейчас Илья, так же, как и популярный брат, занимается развитием своей страницы в TikTok, но добиться серьезных успехов на этом поприще у него пока не получается. В настоящее время парни не общаются. В одном из интервью Илья рассказал, что хотел бы помириться с младшим братом, но Даня считает, что родственник просто хочет прославиться за его счет.
Путь к миллионам подписчиков
Еще в 2016 году Даня Милохин завел страницу в Instagram, чтобы делиться с друзьями подробностями своей жизни. Парень достаточно быстро собрал 2000 подписчиков. В 2019 году по рекомендации друзей подросток установил TikTok и начал выкладывать туда забавные ролики. Неподдельная искренность и миловидная внешность тиктокера зацепила подписчиков.
Поначалу Милохин получал много хейта в свой адрес, но умение с юмором реагировать на критику вызывало симпатию у интернет-пользователей.
Особую популярность Даня получил во время карантина: он записал вирусную песню «Я дома» о самоизоляции. Под этот трек свои ролики сняли десятки тысяч пользователей. В марте 2020 года парень стал частью тикток-дома Dream Team House, аналога американского проекта. Идея оказалась вирусной: многие блогеры тоже начали создавать свои дома, в которых объединялись перспективные начинающие инфлюенсеры.
Сейчас Даня Милохин входит в десятку самых популярных тиктокеров страны и имеет большое количество крупных рекламных контрактов.
Личная жизнь
Во многом благодаря миловидной внешности Даня стал крашем миллионов юных фанаток. Однако о том, что происходит у него в личной жизни, блогер старается не говорить. Милохин любит провоцировать публику: однажды юноша намекнул на свою гомосексуальность. Он вместе со своим приятелем Никитой Никулиным (Mimimizhka) опубликовал несколько неоднозначных роликов. Правда, позже выяснилось, что ребята просто хотели хайпануть.
В одном из интервью Даня как-то упомянул, что состоял в отношениях с девушкой с загадочным именем Эмили. Однако пара распалась из-за внезапно свалившейся на юношу популярности. Избранница блогера ревновала возлюбленного к многочисленным поклонницам. Зимой 2020 года Даня Милохин обмолвился, что ухаживает за одной девушкой. Параллельно в его аккаунтах в социальных сетях стали появляться фото и видео с тиктокершей Юлией Гаврилиной. Слухи об их романе привлекли миллионы новых подписчиков, но ребята не торопились с официальными заявлениями.
В июне Юлии исполнилось восемнадцать лет, тогда же вышла песня Дани «Ты со мной». Поклонники пары решили, что Милохин посвятил трек Гаврилиной. Лишь в сентябре прошлого года ребята подтвердили, что встречаются, опубликовав короткое видео. Что происходит в отношениях блогеров сейчас, неизвестно: они давно не публиковали совместных фото и видео.
Старший ребёнок ненавидит младшего. Что делать? Мнение психолога
Не всегда родительское желание иметь второго ребёнка встречает понимание у старших детей. Иногда это заканчивается неприкрытой враждой, ненавистью и даже насилием со стороны старших детей. Как с этим справиться?
Ведущий радио «Теос» В. Юртов расспросил о проблеме психолога Н. Власихину.
– «Старший ребенок ненавидит младшего, что делать?» – вот такая проблема есть у многих многодетных родителей, и даже не только у многодетных, – у которых двое детей.
А некоторые, как я слышал и даже общался с такими лично, даже не хотят второго ребенка, потому что очень много наслышаны, либо сами пребывали в таком негативном опыте, когда старший ребенок – например, их брат или сестра, жутко, люто их ненавидели, и они не хотели повторения вот такого же неправильного опыта в своей семье.
Наталия, часто ли ты сталкивалась с такой проблемой, когда к тебе приходили люди – предположим, семья, муж с женой, может, один из родителей, – и говорили, что мой старший ребенок ненавидит младшего. Что с этим делать?
– Такие запросы были, тема ревности старших к младшим звучит часто. Если уж говорить «ненавидеть» – то, конечно, это чересчур, и эта ненависть не обязательно будет возникать. Но если разница в возрасте больше двух-трех лет, то ревность старшего и то, что родители будут с этим делать – это одна из основных задач этого периода.
Это переживание каких-то эмоций, ревности. Если мы говорим о эмоциональной задаче этого периода – то это работа родителей, это выстраивание отношений, чтобы что-то сделать с ревностью старшего.
И конечно же, в самом событии есть предпосылка, потому что ребенок был единственный в семье он жил-жил, ему и только ему внимание, а появляется новый человек, и так как он маленький, и ему достается очень много внимания, то, конечно, у старшего возникает очень много вопросов.
Здесь вопрос состоит в том, что родители часто подогревают эту ненависть тем, что вопросы не разрешены, или есть какие-то отрицательные эмоции, неприятные эмоции: ревность, ненависть, грусть, печаль, а у родителей может возникнут представление, что их быть не должно.
Ну как же! Это же твой брат или твоя сестра, и ты ее обязан любить! Потому что у них есть мечта, что они будут дружить, может, для этого и рожали.
Здесь мне очень нравится метафора Людмилы Петрановской. Она говорит: понимаете, когда рождается брат или сестра, это несколько похоже на то, что ваш муж приводит домой чужую женщину и говорит: «Маша, познакомься, это Таня, теперь она будет жить с нами и тебе надо будет ее любить!»
По чувствам очень похоже, потому что старших, понятно, никто не спрашивает: «А можно ли мы родим второго?» – его ставят перед неким фактом.
Вот он был единственный, любимый, а тут вот приходит некто, которому все внимание, все ему покупают, сюсюкают, а старший, соответственно, находится в другом возрасте, там другие отношения, много вопросов, и конечно, вот этот вот вопрос: а собственно, зачем все это мне надо, и почему я должен вот этого товарища любить.
– Я знаю многие семьи, которые обсуждали со старшими своими детьми, не хотел ли ты братика или сестренку, как бы ты отнесся к тому, что у нас появится еще один ребенок?
То же ли это самое советование, как и при усыновлении или удочерении, или все-таки это просто подготовка ребенка, потому что неизбежность случится?
– Для меня это звучит именно как вопрос об отношениях: «хотел бы, не хотел бы» – то есть как ты к этому относишься. И такие разговоры очень важны, когда старшего ребенка берут во внимание.
Но, естественно, здесь не идет речь о том, что спросили у старшего: «А можно ли мы родим второго, как скажешь, так и будет?» То есть здесь идет проверка отношений, вопрос об отношениях: как ты относишься, хотел бы ты – потому что, например, есть дети, которые очень хотят братика или сестричку.
Но, с другой стороны, сразу оговорюсь: это не значит, что не будет ревности, даже если хотят. И бывали случаи, мне рассказывали на консультациях о том, что старшая девочка –младший школьный возраст, – ни в какую не хотела сестренку.
Мама уже была беременная, и мама на девочку взяла на УЗИ. Рассказала врачу – а там же если УЗИ делают, то в 3D. Врач очень чутко подошла, она девочке стала все показывать: «Смотри, вот ручки, вот ножки, вот какая она, как ты потом будешь играть. » – и все.
Девочка сидела-сидела, смотрела-смотрела, повернулась к маме и говорит: «Ну ладно, хорошо. Но при условии: коляску я выбираю, иначе вы стремную выберете!»
И я считаю, что это очень хорошее отношение к старшему – когда что-то делают, считаясь с его чувствами, когда в общем принимают во внимание то, что может быть разное отношение, и принимают вот эту реальность, что у него может быть совершенно даже и не радость.
– Часто ли такая ненависть и ревность старшего к младшему ребенку заканчивается трагедией, когда старшие сознательно (или почти сознательно) наносят какие-то физические повреждения младшему ребенку?
– Слава Богу, такие несчастные случаи нечасты. Но это бывает от неосознанности часто, когда старший сам маленький и не понимает, что делает.
– Что делать, когда родители в страхе от того, что в их семье может повториться та же ситуация, как и у них?
Предположим, они испытывали ненависть от старших детей. Это страхи, которые хоть какое-то основание под собой имеют или нет, мы можем переносить из своей прошлой жизни в наших детей то, что было, или провоцировать такие отношения?
– Вот это травматичность родителей, безусловно, на взаимоотношениях своих детей может сказываться. Вплоть до того, что мама скажет: я не буду рожать второго ребенка – и это одна история. То есть родителю важно разобраться с своей травматической ситуацией.
Другое дело, что, если мы берем взаимоотношения между братьями и сёстрами, и вот если мы говорим о ненависти, то вот здесь очень важно понимать, откуда эта ненависть, что за ней стоит.
Потому что бывает, что это может быть, например, из-за отношений к родителям по какому-то поводу, то есть обида, гнев. Это тот же самый перенос гнева и сильных эмоций, как у взрослых: накричал начальник; начальнику ничего не скажешь; пришел домой – накричал на жену; жена – на ребенка; ребенок – на собаку.
Гнев переносится на того, кто не может дать сдачи, ответить, кто безопасен. И вот здесь тогда родителям очень важно повнимательнее отнестись к старшему.
Кстати говоря, я слышала от одной женщины, что она, когда родила второго ребенка, целенаправленно больше внимания уделяла старшему.
Все время, которое было свободное, она целенаправленно посвящала старшему. Потому что четко понимала, что если сейчас зациклиться на младшем, то этот ребенок будет позабыт-позаброшен. И это оказалось очень действенным методом, потому что старший чувствовал, что ему тоже уделяется внимание, и уделяется много.
– Иногда старшие дети жалуются, когда их спрашивают, почему они так относятся к младшим детям – я имею разницу примерно тринадцать-четырнадцать лет, то есть побольше, чем шесть-семь лет, – они говорят, что вот меня в детстве так не любили, как этого ребенка.
Но часто это неправда, они просто как бы забыли о том, что на самом деле им в детстве уделялось ровно столько же внимания, а то и больше. Их и трогали, и ласкали, и обнимали, держали на руках и все прочее.
Сегодня им четырнадцать-пятнадцать лет, и они как бы все еще нуждаются в этих прикосновениях. А мы к ним как родители: ты что, ты же здоровый уже, да у тебя борода растет! Вот что с этим делать и как быть?
– Внимание очень важно оказывать, но только с поправкой на подростковый возраст. Для маленьких детей есть одно прикосновение, которое дарит им очень много: погладить по голове. Потому что для маленького ребенка это и покровительство, и безопасность – прикосновение к голове, когда родитель гладит по голове, это очень важно.
К подростку так, с кондачка, не подойдешь. Для подростков таким же прикосновением является, когда либо проводят по спине, либо похлопывают по спине. То есть вот эквивалент защиты, вот на это они еще идут, более на равных, это какая-то такая опорная вещь, и они в этом нуждаются.
И в этом отношении ревность может проявляться волнами. Да, старшему ребенку отдельное внимание, и я слышу: «Мам, посиди со мной, давай погуляем, давай еще…» – вот здесь это очень важно.
И чем больше каких-то негативных эмоций, тем родителю важнее (вот эта конкретная рекомендация, могу сказать, работает) регулярно, пусть чуть-чуть, но оказывать внимание отдельно старшему – то есть без младшего, без контекста младшего. Не мы вместе идем, а идем только со старшим – туда, куда ему интересно.
– Вопрос: «У нас трое детей, сейчас старшей четырнадцать, младшим сыновьям семь и три, старшая ругается с младшими, они ее сильно раздражают. Отчего может быть такое, ведь у них большая разница в возрасте и пол разный?»
– Здесь, во-первых, хорошо бы со старшей поговорили, чем ее младшие раздражают. И еще вот то, что я заметила – и профессионально, и лично: для подростков очень важны свои границы, потому что младшие эти границы часто нарушают: берут их вещи, лезут – ну, понятно, младшим интересно со старшим, смотрят, как у них.
Тринадцать-четырнадцать лет – это вообще возраст отделения, то есть начало сепарации. Поэтому здесь важно посмотреть, как организовано пространство. Как раз именно сейчас это важно – со старшей разговаривать, по возможности как-то место отделить, либо, если это не комната, то место, полки, стол, кровать, но так, чтобы вот это была ее жизнь, ее мир.
Потому что сейчас это тот возраст, когда это становится очень важно, и тогда напряжение будет снижаться, потому что вот эта потребность будет восполняться.
– Как можно объяснить старшей, что она не ответственна за младшего, если раньше ее оставляли с младшим и она за него, можно сказать, отвечала, и видимо, продолжает нести ответственность дальше и дальше в подростковом возрасте?
– Здесь вопрос именно в том, как это проявляется, и это тот разговор, когда вы говорите, что ты не просто не ответственна, а что я родитель, я несу ответственность и за тебя, и за младшего ребенка.
То есть, когда четко проговаривается о том, что я слежу за младшим, и это моя ответственность, здесь очень важно не срываться на старших, если младший падает, и бывает, что родители начинают: «Ну, а ты куда смотрела, ты же старшая, вот видишь, он упал!» Нет, здесь очень важно тогда и демонстрировать эту ответственность, что я родитель, и я отвечаю за своих детей.
– Иногда насилие может быть неявным, когда, допустим, старший бьет, или не знаю, что-то еще делает, издевается, психологическое насилие оказывает младшему. Иногда он может просто оставлять в опасности маленького ребенка сознательно – это же тоже насилие, по большому счету.
– Здесь тоже возникает вопрос родительской ответственности. Вот, интересно, что, если мы возьмем за правило пример западных стран, там оставлять маленького ребенка разрешено другому ребенку, только если тому старше тринадцати лет.
– Вот четырнадцатилетний ребенок, есть еще один шести-семилетний ребенок, или даже еще младше, мама попросила оставить присмотреть.
Или как у нас сейчас в комментариях: как быть, если старший, двадцати лет, совершенно не воспринимает младшего, шесть месяцев, от второго брака, делает вид, что он для него не существует.
Мама попросила присмотреть за ребенком – двадцать лет, он здоровый уже, а он оставляет брата в опасности и вообще не воспринимают его, уходит, не замечает.
– Вот это ключевое слово: что же с ним происходит, что он не замечает? И тогда вопрос признания реальности мамой: если я вижу, что к ребенку такое отношение, скорее всего, тогда не стоит оставлять. Тогда это не тот человек, который будет о нем заботиться.
Здесь очень важно тогда разговаривать в плане, что происходит.
Здесь может быть неприятие второго брака, свои какие-то сложные эмоции. Опять же, мы смотрим на реальное отношение. Здесь, наверное, тогда не стоит оставлять с человеком, кто в принципе не согласен заботиться о маленьком ребенке.
– Я просто полагаю, что у большинства родителей, которые с этим сталкивается, возникает еще одна проблема: они хотят научить старшего ребенка любить младшего.
Вопрос не только в том, чтобы не оставлять детей из чувства безопасности, но тебе как родителю, отцу или матери, хочется внушить, или научить, или заставить старшего ребенка любить младшего.
– Здесь научить нельзя, здесь важно родителю любить старшего. Потому что часто вот это отрицательное отношение – это переносной момент, и плюс проблема, когда родители не объясняют ситуацию и ничего с этим не делают.
Вот это про любовь или нелюбовь.
Вот здесь очень важна вот эта родительская чуткость и какая-то неизбалованность, это именно чуткое отношение к этим эмоциям, и надо показывать, что его также любили, также целовали, также с ним носились, также ночи не спали, какие-то можно рассказать случаи, показать фотографии.
– Комментарий: «Если есть оба ребенка, они одинаково любимы, совершенно одинаково. Многие родители младшего любят больше, чем старшего – это ужасно неправильно, оба они одинаково любимы всегда».
Мне кажется, что это требует уточнения. Я как имеющий и старшего, и младшего ребенка, естественно с младшей дочкой сюсюкаюсь, и все прочее: она девочка; она маленькая.
Но это не значит, что я старшего ребенка люблю меньше – это просто другая любовь на другом уровне. Он взрослый, я имею возможность его любить иначе, по-взрослому.
Но в то же время старший-то ребенок все равно воспринимает мое отношение к младшему часто, как будто я его люблю больше, чем его.
– Совершенно верно, такое происходит, и здесь нужны разговоры, более в подростковом возрасте, какой-то близкий контакт, когда родитель может уделять внимание персонально. И с другой стороны, я могу с юмором, например, говорить ласковые слова, приобнять – сделать какие-то такие вещи, которые проявляются к младшему ребенку.
И видно, что старшему это может нравиться, он может смущаться где-то, но я вижу, что такое внимание тоже ему очень приятно.
– Иногда матери к сыновьям – даже к повзрослевшим, относятся с такой же нежностью, а папы как бы и нет. Как научить мужа проявлять нежность по отношению к повзрослевшему сыну?
– Здесь это зависит и от особенностей мужа, и эта нежность может выражаться совершенно по-разному, как говорится, шаблонов нет.
Может быть, это будет и не нежность в таком общепринятом смысле, а это будет какое-то совместное времяпрепровождение. Здесь надо отталкиваться от особенностей самих людей, то есть понимать, на чем завязан их контакт.
Маме-то может хотеться вот так, а для отношений сына и отца там будет какая-то форма, которая им будет больше подходить, и она будет не совпадать с маминой версией.
– О превентивных мерах. Можем ли мы как родители, когда мы уже знаем, что у нас будет еще один ребенок, путем разговоров или чего-то еще, подготовить ребенка, вернее, избавить его от будущей, возможно, ненависти к младшему?
– Это как раз включение ребенка в эту ситуацию, внимательное отношение и к его чувствам. Это возможность разговаривать на эту тему, принимать его чувства, не осуждать, плюс принимать вот эти сложные чувства, ревность, злость.
Часто эта ненависть связана уже с ранее полученными дефицитами, или когда ребенок, например, видит определенную несправедливость.
Еще один момент, который для меня был открытием, когда я честно стала разговаривать со старшим. Надо говорить: твое отношение для меня очень неприятное, и мне больно. Потому мне бы очень хотелось, чтобы у вас были хорошие в будущем отношения, наступит момент, когда нас не будет на этой земле с папой, и вы останетесь вдвоем, и мне, конечно, очень хотелось бы, чтобы вы друг друга поддерживали.
И тогда удалось честно говорить об этом, и говорить о том, что в каких-то ситуациях мне нужна твоя поддержка, притом, что я тебя очень люблю, но ты можешь как-то меня поддержать, не вступать в конфликт с младшим.
И я увидела вот это понимание, и когда речь шла уже обо мне, о личных отношениях, это было честно сказано. Да, я услышала в ответ аргументы: «Ну как же так, а мои потребности?» – и я тоже признала, что, конечно, тут все непросто бывает, я очень тебя понимаю, – отношения стали более мягкими, я увидела, что отклик есть.
– Если я уже повзрослевший тот самый младший ребенок, которого ненавидели старшие братья и сестры, и вот я бы хотел сегодня относиться к своим старшим хорошо, но вот память прошлого, вот эту ненависть, – я от нее не могу отказаться, никак не могу ее забыть. Что делать, как наладить отношения и как простить тебя?
– Значит, надо к специалисту – поднимать все это, все рассказывать, и на консультацию. Младшие – да и старшие, они несут это годами, и это безусловно влияет и на взрослые отношения.
Это, конечно же, можно разбирать, это можно проживать и таким образом восстанавливать отношения, чтобы увидеть ту реальность. То есть не реагировать из маленьких мальчиков и девочек из того опыта, а увидеть глазами взрослого человека, что же там такое происходило.
И у младших просыпается не просто прощение, но и сочувствие к старшим.
– «Удалось примириться со старшим братом только после смерти родителей». И противоположный комментарий: «Пока были живы родители, более-менее контролировали себя, как только их не стало, стали просто люто ненавидеть друг друга».
– И такое бывает. Важно понимать, что, проработав чувства, травматический опыт, можно остаться с тем же. Может быть, отношения наладятся, а может, и не наладятся, другой человек может не пойти на сближение.
Но, по крайней мере, ваш опыт может измениться, и вы можете не тащить это с собой.
– Вопрос по поводу двух детей: семь и три года, нормально ли соперничество между ними, и всегда ли соперничество между братьями?
– Это нормально. То есть соперничество, конкуренция, ревность – часть этих отношений за внимание родителя, и это такой некий способ взять под контроль вот эту ревность, вот этот дефицит: «Ага, вот они родили, вот есть младший, но сейчас я буду, не знаю, хорошо учиться, делать это, покажу, что я лучше, и тогда они меня полюбят».
– В каких случаях нам нужно наших детей вести к психологу, если у них взаимная ненависть, и что делать, если мы видим, что проблема выходит из-под контроля и они все границы перешли, но ребенок или подросток отказывается идти к психологу, а мы понимаем, что без него мы не сможем справиться?
– Здесь сначала очень важно идти к психологу самому родителю, и, наверное, разбираться в ситуации, что же происходит, и смотреть, как поведение родителя влияет на эту ситуацию.
Мне очень хочется, чтобы все правильно поняли: я не говорю, что родители виноваты, нет. Но родитель, даже не осознавая этого, может вкладывать в эту ситуацию именно что-то свое, неосознанное, свой опыт, и начать с того, что пойти разбираться самому, а там уже смотреть, как ситуация будет развиваться.
– А что, если насилие все-таки совершилось, и мы видим, что есть физическое воздействие старшего на младшего, может, даже серьезное увечье? Как нам реагировать, что делать?
– У одной женщины получилось так, что дети подрались, и старший так толкнул, что младший сломал руку.
Они разбирались, но здесь очень важно удержаться от прямых обвинений, но (говорю, что это очень сложно) при этом попробовать как бы развести эту ситуацию, чтобы старший понимал свою ответственность, что это не есть хорошо, но при этом, чтобы он не был постоянно виноват.
Это эмоционально сложная ситуация, и здесь очень важно отделить свои эмоции, то есть то, что я чувствую, свою ответственность, эмоции старшего и эмоции младшего и оценить то, что произошло.