Что случилось с мкс сейчас

Раскрыта обстановка на МКС после «бодания» с модулем «Наука»

Российские космонавты перейдут в американский отсек: этого требует режим ЧС

То, что для американцев – чрезвычайная ситуация на борту космической станции, для россиян – нелегкая работа. После бессонной ночи специалисты Центра управления полетами продолжают следить за обстановкой на борту МКС, пережившей нештатный запуск двигателей пристыкованного к российскому сегменту модуля «Наука». Он уже «успокоился», больше не наклоняет огромный космический дом, но космонавты и астронавты пока до конца не расслабились.

На время запланированной продувки магистральных труб «Науки» (чтобы уже точно нечему было там работать, включая «самовольное» включение двигателей) россияне перейдут на американскую сторону станции. Этого требует техника безопасности. Наш корреспондент узнал детали случившегося в ночь на 30 июля происшествия на орбите.

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Напомним, что в четверг в 19.45 по Москве, когда космонавты готовились осваивать пристыкованный модуль, командир нашего экипажа Олег Новицкий сообщил на Землю о незапланированном включении его двигателей.

Все еще пошутили, что «престарелый» наш модуль (он ждал своей отправки в космос около четверти века) «забыл», что уже пристыкован, и продолжал движение вперед. Пока его «движки» принудительно не отключили с Земли, он успел наклонить станцию массой более 400 тонн на 45 градусов, создав большой риск сделать ее неуправляемой.

О том, что это было, нам уже в пятницу рассказал источник в космической отрасли. Двигатели «Науки», по его словам, действительно включились ошибочно: скорее всего, был сбой в программном обеспечении. Речь идет о нескольких двигателях причаливания и стабилизации (ДПС), в которых оставалось немного топлива.

«Хорошо еще, что они не включились, когда модуль находился в режиме стыковки! – говорит эксперт. – В противном случае мы бы могли повторить 1997 год, когда неуправляемый корабль «Прогресс» врезался в модуль станции и привел к разгерметизации.

Нам несказанно повезло, что не включились в таком же вольном режиме основные двигатели коррекции и движения! Если ДПС отвернуты в сторону, эти «смотрят» прямо на наш сегмент».

Почему вообще в баках оставалось топливо? По словам специалиста, его было немного на случай неудачной стыковки – чтобы было на чем увести модуль в сторону от МКС.

К счастью, уже к утру ситуацию удалось стабилизировать. Оставалось только продуть все топливные магистрали – несмотря на то, что топливо, похоже, выгорело полностью, кое-где еще могли быть его остатки.

«Чтобы продуть магистрали гелием, а может, и вовсе запустить туда вакуум, чтобы он уже наверняка прочистил все трубы, надо открыть клапаны. После будет уверенность, что горючего там точно не останется», – сказал эксперт.

Перед этой процедурой россияне Олег Новицкий и Петр Дубров и перейдут на американский сегмент. Их визит к коллегам продлится недолго, может, несколько минут. Были случаи, когда и американцы к нам переходили – например, когда к станции впервые стыковались их новые автоматические корабли.

В общем, если разобраться, по большому счету никто из-за российской «Науки» особо не пострадал, если не считать дополнительного расхода топлива на нашем сегменте (для компенсации изменения угла наклона станции в четверг пришлось включать двигатели модуля «Звезда», а затем и пристыкованного к российскому сегменту грузового корабля «Прогресс МС-17»).

Да, сильно «тряхануло» американскую сторону: она приняла решение о введении ЧС, задраила все иллюминаторы, объявило 30 июля днем разбора «полетов», а точнее, проверки всех систем. Дело в том, что ввиду большого размаха солнечных батарей (около 100 метров) и радиаторов на американском сегменте, все они перед стыковкой устанавливаются в самое безопасное положение по нагрузке на поворотные узлы.

После стыковки, все системы электропитания и радиаторы системы терморегулирования возвращаются в рабочий режим для отслеживания солнца и сброса тепла.

Так вот, если предположить, что двигатели МЛМ начали работать, когда системы уже были возвращены в рабочий режим, могла возникнуть огромная вероятность поломки солнечных батарей и радиаторов. Возможно, тайм-аут NASA взяло как раз для их проверки. Хотелось бы надеяться, что без электричества астронавты не останутся.

Поначалу прошел слух, что из-за «выкрутасов» нашего МЛМ партнеры перенесли старт нового пилотируемого корабля Starliner от фирмы Boeing, который был запланирован на 30 июля. Однако потом NASA успокоило: в этом виновата только погода, про МЛМ в официальном сообщении – ни слова.

На МКС сейчас находится семь человек: российские космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров, а также американцы Марк Ванде Хай, Шейн Кимброу и Меган МакАртур, японец Акихико Хосидэ и француз Тома Песке.

Источник

Что случилось с мкс сейчас

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Все права защищены

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

15 декабря 2021

12 декабря 2021

8 декабря 2021

7 декабря 2021

5 декабря 2021

3 декабря 2021

1 декабря 2021

27 ноября 2021

26 ноября 2021

25 ноября 2021

24 ноября 2021

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021

Источник

Космос, гниющий изнутри: Россия сходит с орбиты

Прогрессу угрожают обломки «Роскосмоса»

Вот посмотришь на наш русский космос — хорошо! На раскрашенной под хохлому ракете несется по орбите актриса Пересильд в обнимку с роботом Федором, корабль «Орел» точит когти на Луну, межпланетный буксир на ядерной тяге прогревает реактор. Потом читаешь, что пишут: глобальная (!) технологическая зависимость от импортных комплектующих, нехватка компетентных и высококвалифицированных кадров, износ оборудования и морально устаревшее производство, хищения бюджетных средств, системные недостатки в руководстве отраслью и, как следствие в недалеком будущем, — возможная утрата Россией занимаемых позиций в космосе. Читаешь — и верить не хочется. Может, это клевещут враги и иноагенты? Увы, нет. Это по итогам недавней проверки «Роскосмоса».

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Бюрократия наша нетороплива, и поэтому какие-то данные, конечно, могли устареть. Например, уже запущен модуль «Наука» (который планировали запустить в 2007 году и который стал только четвертым научным модулем в составе МКС после американского, европейского и японского). Наверняка наведен порядок с какими-то контрактами или в бюджетных отчетах. Может, даже где-то что-то достроили. Но. Вы верите, что за полгода могло что-то кардинально измениться? Если не менялось годами? Точнее, менялось… Вот только в какую сторону?

Дырки в обороне

Цифры — это, конечно, скучно, но на цифры стоит посмотреть. Из 594 госконтрактов стоимостью более триллиона рублей, которые выполнялись с 2019 года, предприятиями отрасли сорваны сроки по каждому пятому (126 контрактов на 316,9 млрд). По каждому шестому контракту сроки перенесены (89 контрактов на 285 млрд). На момент проверки были вообще не исполнены 19 контрактов на 55,5 млрд.

Понятней, наверное, будет в ракетах.

Вот некое космическое предприятие взяло на себя обязательства по поставке еще в 2016–2017 годах 10 ракетных блоков для ракеты-носителя «Ангара А5» (общая стоимость около 4,9 млрд). Первые 5 блоков были поставлены только в марте этого года. Остальные так и не поставлены.

Нарушаются сроки и по поставке комплектующих на миллиард рублей для стратегического подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс».

Почему? Потому что контроль за исполнением гособоронзаказа своими предприятиями госкорпорация «Роскосмос» осуществляет, скажем так, не слишком строго. Дмитрий Олегович Рогозин в марте 2020 года утвердил соответствующий регламент о порядке осуществления контроля за исполнением организациями госкорпорации государственных контрактов, заключенных с Минобороны России. Однако проверка показала, что работать по регламенту его подчиненные не спешат — сведения о претензиях и штрафах со стороны военных в полном объеме не анализируются. И контроль по большей части свелся к простой констатации — ну вот опять проблема.

И, конечно, раз нет достаточного надлежащего контроля — не избежать хищений и прочих злоупотреблений. В отношении должностных лиц «дочек» госкорпорации и их контрагентов с 2019 года возбуждено 60 уголовных дел, ущерб по которым оценивается в свыше чем 5 млрд рублей.

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Из чего мы делаем ракеты

В середине февраля этого года к МКС был запущен грузовик «Прогресс МС-16». Однако состыковаться он автоматически не смог, его пришлось причаливать в ручном режиме из-за повреждения системы «Курс НА». Повреждена она была из-за того, что при запуске вздулся и частично разрушился головной обтекатель. Оказалось, что использованную в его производстве эпоксидку в полном объеме не испытывали на соответствие. Поставщик этой смолы — АО «ХИМЭКС Лимитед» — не имеет технологических возможностей для ее собственного производства (то есть сам где-то купил), а на уже использованные образцы документы, подтверждающие их качество и происхождение, не представлены. То есть и где куплена эпоксидка — тоже не понятно. Хорошо, если не для бытовых нужд на рынке «Садовод». А ведь сделано по такой «технологии» уже 15 головных обтекателей. Приемка их тормознула. А теперь самое интересное — аналогичное повреждение системы «Курс НА» отмечалось и ранее при запусках «Прогрессов» МС-13 (06.12.2019), МС-14 (25.04.2020) и МС-15 (23.06.2020). Но ведь взлетели же, да? Чего теперь панику поднимать — и так сойдет.

Факты по признакам контрафактной продукции выявлены на восьми предприятиях — в основном это металлы.

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Прости нас, Юра… В конце лета на побережье реки Ловецкая в Невельском районе Сахалина местные жители обнаружили разрушенный памятник Юрию Гагарину среди обломков, песка и грязи. Фото: Соцсети

«Союз» взлетит ли без немцев

Когда пишут о глобальной технологической зависимости от импортных комплектующих, первое, что приходит в голову, — это электроника. Это плохо, но хотя бы понятно. Но и это еще не дно. Дно — это то, что без поставок из Германии может оказаться, что нам нечем будет заправлять наши замечательные «Союзы».

Дело в том, что для пусков РН типа «Союз» применяется высококонцентрированный пероксид водорода марки ПВ-85. При этом ПВ-85 является исходным сырьем для производства пероксида водорода марки ПВ-98. Перекись водорода применяется в рулевых двигателях ракет семейства «Союз-2» и в двигателях системы спуска с орбиты космических кораблей «Союз МС». Кроме того, ее планируется применять в системе посадки космического корабля «Орел».

Единственный отечественный производитель пероксида водорода марок ПВ-85 и ПВ-98 ООО «Синтез ПВ» (Нижегородская область) еще в декабре 2019 года признан несостоятельным (банкротом) и находится в крайне тяжелом финансовом состоянии. Тем не менее предприятие продолжало работать и выпускать продукцию. На ситуации с поставками топлива банкротство «Синтез-ПВ» тогда вроде как не сказалось. Текущие потребности «Роскосмоса» для пусков РН «Союз» в поставках пероксида водорода вынужденно обеспечиваются пероксидом водорода ВПВ-825 производства немецкой компании Evonik Resourse Efficiency GmbH, поставки которого в условиях нарастания международных санкций против Российской Федерации могут быть ограничены.

То есть остановить космические пуски России условный Запад может просто по щелчку пальцев.

Собственное малотоннажное производство пероксида водорода нужных марок было запланировано в рамках федеральной целевой программы «Развитие космодромов». Строительство этого производственного комплекса практически не начато.

ГЛОНАСС у них не той системы…

Изначально предполагалось, что в 2020 году у России будет 30 спутников системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Но в результате аварийных пусков несколько аппаратов потеряли и в 2015 году решили — пусть будет 24 космических аппарата.

Фактически по целевому назначению в 2019 году использовался 21 аппарат, а в 2020 году — 23 спутника. Большая часть аппаратов — 18 штук — запущена в 2006–2014 годах и используется за гарантийным сроком активного существования, что требует частого вывода их из состава орбитальной группировки для профилактики.

Казалось бы — понаделайте еще спутников. Но вот беда — дальнейшее производство КА «ГЛОНАСС-М» затруднено вследствие снятия с производства примененной электронной компонентной базы (ЭКБ). Ну, понятно — устарели чипы, никто таких больше не делает. Но это еще полбеды. Оказывается, прекращен выпуск стальной ленты для изготовления баков хранения и подачи топлива системы коррекции. Стальную ленту сделать не получается… Так что нам там рассказывают про высокие технологии?

Срок дооснащения аппаратов «ГЛОНАСС-К2» перенесен на конец 2026 года, как водится, по причине невыполнения мероприятий по импортозамещению иностранных комплектующих. Причем полезная нагрузка для этих аппаратов уже изготовлена, но ближайшие 5 лет будет попросту простаивать, а расчетные сроки ее полезной эксплуатации сократятся вдвое.

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

За Пересильд можно порадоваться, за космонавтику — не получается. Фото: roscosmos.ru

Ропот космодрома

Что с космодромом «Восточный»? Ох…

Из предусмотренных к возведению в рамках первой и второй очереди 1192 объектов готово только 205 (17%), в процессе строительства — 488 (41%), работы не начаты по 499 объектам (42%). Если брать только первую очередь, то построена и введена в эксплуатацию только треть объектов.

Возведение стартового стола для «Ангары» идет с опозданием на 9 месяцев. Пусковую кампанию с использованием ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» на «Восточном» пришлось перенести с 2021-го на 2023 год.

Здесь нужные объекты для хранения топлива до сих пор не построили.

Работы по достройке автомобильных и железных дорог космодрома не начаты, с жильем тоже проблемы — к достройке двух из семи многоквартирных домов подрядчик не приступил, общая готовность остальных домов — 80%.

В итоге в 2023 году госкорпорацией планируется реализовать вариант строительства, предусматривающий создание только «пускового минимума», а не полноценного космодрома со всей необходимой инфраструктурой.

Уголовные дела по хищениям на «Восточном» — это отдельная тема.

Что с Байконуром? «Не уделяется должного внимания координации работ по управлению комплексом «Байконур». Предприятия не проверяют на безопасность, а, проще говоря, на износ. В июле прошлого года была проблема с установкой на стартовую систему ракеты с кораблем «Прогресс МС-15». Не сработал как надо один из домкратов. Потому что его двигатель проработал к тому времени 444 месяца вместо положенных 120 месяцев. Этот агрегат был выпущен в 1985 году и имел гарантийный срок эксплуатации 15 лет. (Вот умели же раньше делать.)

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

«Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС упал 2 июля 2013 года из-за вставленных не той стороной датчиков. Фото: ФГУП «ЦЭНКИ»

Амбиции и пустота

В 2009 году по заказу «Роскосмоса» были начаты работы по созданию пилотируемого транспортного корабля (ПТК) нового поколения (сейчас он называется «Орел») для полетов на околоземную орбиту и за ее пределы, в том числе к Луне.

Планировалось изготовить летный образец и провести летные испытания в беспилотном варианте в 2021 году, а в 2023 году слетать к МКС. В 2020 году должен был быть готов космический комплекс с ПТК и тяжелой «Ангарой». К сентябрю нынешнего года планировалось создать пилотируемый космический комплекс в обеспечение лунной программы.

Летные испытания перенесли на 23-й и 25-й годы соответственно.

Вместо космического комплекса с «Ангарой» в 2020 году решили делать комплекс с «Союзом-5» с пусками с Байконура. Заказали эскизный проект, потратили на него 137,5 млн рублей. И в том же году решили вернуться обратно к «Ангаре» и с пусками с «Восточного». Стоимость проекта выросла до 58,4 млрд рублей.

От мероприятия по созданию комплекса в обеспечение лунной программы отказались.

Создание ПТК («Орла») находится на стадии… изготовления макетов и опытных изделий, проведения экспериментальной отработки полноразмерных макетов. Чисто для сравнения — многоразовый «Дракон» Илона Маска, который уже катается туда-сюда в космос, тоже начали разрабатывать в 2009 году.

Отечественная лунная пилотируемая программа, в которой будет использоваться ПТК, все еще практически не разработана, наземная космическая инфраструктура для обеспечения космических полетов на космодроме «Восточный» отсутствует, механизмы ее создания и источники финансирования не определены, что в целом может поставить под угрозу перспективы дальнейшего развития пилотируемой космонавтики.

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Модуль «Наука» планировали запустить в 2007 году. Запустили в текущем, и он стал только четвертым научным модулем в составе МКС после американского, европейского и японского. Фото: Олег Новицкий

Как рассказывать об успехах

Вот еще забавный вывод, напрашивающийся сам собой. Это видимость эффективного исполнения государственных программ — информация о невыполненных в полном объеме проектах просто исключается и, соответственно, не попадает в отчеты о реализации программ, пресс-релизы и рапорты. Не портит, так сказать, картину. А чтобы не допустить срыва (в отчетности) реализации научно-технических проектов, просто принимаются решения о переносе сроков выполнения работ. Хотя законом 44-ФЗ запрещено изменять существенные условия государственных контрактов.

Помните, когда Рогозина ловили на том, что он докладывает президенту о количестве пусков, которого не было? С тех пор в «Роскосмосе» решили не публиковать данные о планируемом количестве пусков — журналисты ведь все неправильно всё считают. Так вот.

В 2019 году из 44 запланированных запусков космических аппаратов выполнено только 25.

В 2020 году впервые с 1992 года проведено лишь 17 запусков при плане в 40 запусков.

В 2021 году запланировано 47 запусков. Сейчас декабрь — и запусков было 20. Причем 7 из них — в интересах иностранного заказчика.

Кадры и зарплаты

В самой госкорпорации штатная численность — свыше 600 сотрудников. Но практически во всех структурных подразделениях выполняют функциональные обязанности более 300 лиц, которые являются работниками дочерних предприятий (как минимум трех предприятий). Их привлекают по договорам на оказание различного рода услуг. Стоимость подобных договоров только с одной из «дочек» в проверяемый период составила 2,2 млрд рублей. Никого не смущает, что «оказываемые услуги» дублируются с должностными обязанностями структурных подразделений самой госкорпорации.

Интересно, сколько же получают за такую непосильную работу сотрудники «Роскосмоса»? Среднемесячная зарплата в госкорпорации в 2020 году составила 430 тысяч рублей. В то время как зарплата космонавта-испытателя, совершившего космический полет, — 237 тысяч. На основных производственных предприятиях, осуществляющих разработку и выпуск ракетно-космической техники, размер средней зарплаты варьируется от 38 тысяч до 117 тысяч рублей (технических специалистов — 30–40 тысяч).

Да, конечно, среднемесячная — это с учетом премий. Но тут никто не скупится. Вот один из наглядных примеров успешного кадрового служащего корпорации — секретарь наблюдательного совета Масенков. Задекларированный в 2017 году годовой доход которого составил более 35 миллионов рублей. В четвертом квартале 2018 года он поработал на трех разных должностях (секретарь наблюдательного совета, директор департамента управления делами, управляющий делами) и за это получил премию около 800 тысяч рублей. Потом по итогам работы за 2018 год — премия в размере 3,5 млн рублей. А при увольнении с должности советника генерального директора (5 июня 2019 года) — компенсация в размере 3,8 млн рублей. Итого, за 9 последних месяцев работы в госкорпорации на 4 должностях одних только премий и компенсаций Масенкову выплачено на сумму более 8 миллионов.

Поскольку кадры решают всё, кадровиков в «Роскосмосе» любят. В апреле 2019 года «за выполнение особо важного задания» по организации торжественного мероприятия «Первые в космосе» была выплачена премия 1,1 млн рублей четырем сотрудникам департамента кадровой и социальной политики. При этом ответственными за организацию и проведение самого мероприятия были другие подразделения, а на департамент была лишь возложена обязанность по формированию списков участников и проведению церемонии награждения. Еще два кадровика получили 600 тысяч на двоих за оперативную подготовку возражений по искам бывших сотрудников. Они приняли участие в рабочих совещаниях и подготовили копии документов о трудоустройстве истцов. Ну, да, отксерить трудовую книжку — задача не из легких.

Частицы «не»

«Роскосмосом» не обеспечено своевременное выполнение НИОКР, принимаются решения о нецелесообразности дальнейшего ведения проектов, на которые уже затрачены миллиарды федерального бюджета.

Не налажен эффективный контроль в области капитального строительства. Актуальной информацией об объектах незавершенного строительства и фактическом объеме затраченных средств госкорпорация не владеет.

В части соблюдения законодательства о закупках тоже не все гладко.

Не осуществляется контроль за целевым расходованием дочерними предприятиями прибыли, получаемой от экспортных контрактов. (Рогозин и вообще «наверху» любят хвастаться продажей Америке наших двигателей РД-180. Еще 7 лет назад было предписано прибыль от продажи направлять на техническое перевооружение и формирование научно-технических заделов. Но выясняется, что в 2018–2020 годах денежки от них шли на погашение кредитов, выдачу займов и выплату дивидендов.)

Выявлены нарушения при лицензировании космической деятельности и осуществлении лицензионного контроля.

Выявлены нарушения при регистрации и управлении правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности.

И еще много всяких «не выполнено», «неправомерно», «не надлежаще», «не своевременно»…

Вот и получается: сотни миллиардов, если не триллионы, улетают не в космос, а в трубу — бездарно и бессмысленно. Все эти распиаренные раскрашенные ракеты и лихие обещания — пока еще прикрывают, по сути, стремительный развал отрасли. Но если ничего не изменится, не будет, извините, политической воли по наведению жесткого порядка максимально радикальными методами, космос может остаться русским только в воспоминаниях.

Источник

Мы ее теряем: трещины на МКС стали очень опасными

Эксперты оценили состояние российской космической отрасли и спрогнозировали ее будущее

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Модуль «Звезда». Фото: roscosmos.ru

Есть вариант, что космонавты могут распрощаться с давшим «течь» отсеком, изолировав от него жилую часть. В противном случае ситуация в какой-то момент может выйти из-под контроля. Тогда давление может упасть до критических значений, и у космонавтов останется один выход — изолировать весь российский модуль, перейти в пилотируемый корабль «Союз-МС» и вернуться на Землю. Помочь разобраться в ЧП на орбите мы попросили экспертов космической отрасли.

На прошлой неделе российские члены космического экипажа нашли в ПРК (переходной камере) модуля «Звезда» еще две трещины, кроме первой, которую вроде бы удалось залатать заплаткой из резины и алюминиевой фольги. Работу выполнял космонавт Сергей Рыжиков.

И вот 18 декабря он же передал на Землю информацию о новой течи (трансляцию переговоров российских космонавтов с ЦУПом обеспечивает NASA). «Мы сейчас практически не понимаем, в какой части ПРК (промежуточной камеры. — Авт.) у нас еще дополнительная течь. Мы теряем уже резерв безопасности по газам и вынуждены будем в ближайшее время эту проблему как-то решать», — говорил Рыжиков.

Ситуацию усугубляет то, что старт грузового корабля «Прогресс», на котором должны были прибыть инструменты для ремонта трещин и запасы кислорода и азота (последний нужен для обеспечения газового баланса на станции) был перенесен с декабря 2020 года на февраль 2021-го.

А поскольку, как мы и писали, трещин в ПРК, по-видимому, уже несколько, у космонавтов начинается легкая паника. С Земли им советуют по очереди обклеивать стены ПРК полиэтиленом, чтобы по изменению давления все же отыскать хотя бы район предполагаемой утечки.

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Геннадий Падалка. Фото: ru.wikipedia.org

Почему образуются трещины

Тут возможны несколько версий. Еще месяц назад высказывались версии о том, что причиной образования течи (тогда речь шла только об одном месте) могли стать либо жесткая стыковка с кораблем «Союз-МС» в сентябре 2019 года, либо нештатная транспортировка через переходную камеру «Звезды» робота Федора, либо динамические нагрузки, которые получал модуль в результате коррекции орбиты станции за счет двигателей пристыкованного к переходному отсеку грузового корабля «Прогресс».

Есть и другая версия, которую озвучили «МК» трое опрошенных нами экспертов. Она заключается в том, что модуль «Звезда», изготовленный больше 20 лет назад, уже давно устарел, и трещины — это не что иное, как показатель усталости металла.

Чем может обернуться проблема с утечкой воздуха

— Некоторые из моих коллег, зависимые от корпоративной этики, вынуждены давать сдержанно-оптимистические комментарии, — сказал в интервью «МК» летчик-космонавт, рекордсмен по пребыванию в невесомости Геннадий Падалка. — На мой взгляд, ситуация более серьезная и опасная.

Во-первых, из-за большой разницы в давлении (в ПРК оно атмосферное, а снаружи вакуум) есть вероятность того, что утечка (падение давления) в любой из вновь образованных трещин может одномоментно увеличиться в разы, даже в десятки раз.

Во-вторых, нет никакой гарантии, что подобные трещины не появятся на корпусе других отсеков модуля «Звезда» (рабочего отсека большого или малого диаметра или переходного отсека). Конструкция единая, металл тот же, а ресурс корпуса рассчитан по тем же ГОСТам и стандартам. Последствия в этом случае будут удручающими.

Дело в том, что в модуле «Звезда» расположены все основные российские системы жизнеобеспечения. Экипаж в модуле проводит ежесуточно до 90% своего времени. Спальные каюты, прием пищи и необходимые для этого системы раздачи воды и подогрева рационов питания, туалет, спортивные тренажеры, проведение большинства научных экспериментов, связь и основные элементы компьютерной сети, центральный пост управления системами российского сегмента также находятся в модуле «Звезда».

У партнеров (астронавтов NASA) все перечисленное рассредоточено по нескольким модулям. Поэтому живучесть и надежность их сегмента гораздо выше.

В-третьих, возникшая проблема может повлиять и на дальнейшее развертывание новых модулей на российском сегменте МКС. Я имею в виду запуск и стыковку «Звезды» с «Наукой» (многофункциональный лабораторный модуль), которые запланированы на 2021 год.

Надеюсь, до крайнего варианта и необходимости эвакуации космонавтов дело все же не дойдет. В целом на сегодняшний день безопасности экипажа ничто не угрожает, кроме того, что приходится чаще восполнять ресурсы по воздуху (кислороду и азоту). На случай непредвиденной ситуации у экипажа «Союза» на российском сегменте МКС всегда есть возможность экстренной эвакуации.

Пока основной вопрос заключается в том, что делать, если давление в ПРК упадет до критического и космонавтам придется изолировать ее от модуля. В этом случае мы теряем стыковочный узел «Звезды» для разгрузки «Прогрессов» и пополнения ресурсов станции со стороны ПРК, уменьшаем объемы для хранения грузов, а также возникают трудности, связанные с коррекцией орбиты грузовиком с этого узла и перекачки топлива в баки «Звезды» для поддержания ориентации.

Что касается наших партнеров из американского сегмента, риска для них нет. Они могут изолироваться в своем сегменте и какое-то время спокойно работать, используя свои ресурсы и системы жизнеобеспечения. Для эвакуации у них есть свой корабль CrewDragon.

Однако оставлять российский сегмент МКС на длительное время без экипажа проблематично. Поэтому главная задача сейчас не пиар-проекты, которыми занимается руководство (робот «Федор», съемка фильма в космосе и т.д.), а взвешенный анализ сложившейся ситуации и прогноз по дальнейшему использованию «Звезды».

Что случилось с мкс сейчас. Смотреть фото Что случилось с мкс сейчас. Смотреть картинку Что случилось с мкс сейчас. Картинка про Что случилось с мкс сейчас. Фото Что случилось с мкс сейчас

Старт «Ангары-А5», удививший Дмитрия Рогозина. Фото: AP

О чем думает Рогозин

Подробнее о том, чем занимается руководство Роскосмоса. На фоне всей этой катавасии со «Звездой», когда ЦУП стоит на ушах в поисках решения серьезной проблемы, глава госкорпорации объявляет о съемках фильма в космосе с одним из российских телеканалов. Запуск двух непрофессионалов — российской звезды и оператора — запланирован на осень 2021 года. Сопровождать их будет лишь один космонавт (всего корабль рассчитан на трех человек). Фильм оказался форс-мажором, и профессионалам от этого — одна головная боль.

В общем, кому-то очень захотелось пропиариться, а там хоть трава не расти. К счастью, в понедельник вице-премьер Юрий Борисов, курирующий отрасль, резко отреагировал на эти планы: «Пока я на этом посту, я не пропущу мероприятия по финансированию художественного фильма за государственный счет», — подчеркнул вице-премьер.

Куда летим?

Теперь становится понятно, почему успешный старт тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», состоявшийся 14 декабря, так удивил главу Роскосмоса.

«Она все-таки взлетела, черт возьми!» — написал он в соцсети. Так можно удивляться, когда вера в возможности нашей техники уже утрачена. Естественно, до ракет ли, когда возникла возможность войти в анналы киноискусства.

Эта фраза как нельзя лучше характеризует современную ситуацию со всей российской космонавтикой в России. Да, она дышит на ладан, ей не хватает денег, специалистов, веры в конце концов, но она все-таки есть. И даже иногда, пусть раз в шесть лет, наши специалисты демонстрируют нам повторный пробный старт одной и той же ракеты-носителя, которые, о чудо, еще взлетают! Трагикомедия.

Но хочется все-таки понять, есть ли у нашей космической госкорпорации, в которой, по данным Википедии, числится почти 190 тысяч (!) сотрудников, внятная стратегия дальнейшего развития? Вот, к примеру, куда будет летать та же «Ангара-А5», так удивившая Рогозина? Надо ли нам догонять и обгонять Илона Маска, недавно испытавшего марсианский корабль, или это уже бессмысленно?

Свое видение стратегии высказал на недавнем заседании Совета РАН по космосу член-корреспондент академии наук, летчик-космонавт Владимир Соловьев. В своем докладе он предложил уже сегодня пересмотреть сроки участия России в программе Международной космической станции в связи с тем, что многие части российского сегмента требуют замены. Впервые открыто сказал про необходимость строить новую станцию, с правильным наклонением орбиты, чтобы «смотрела» на свою территорию в интересах страны, а не так, как МКС, которая «видит» только 30 процентов России.

После слов профессионала пресса взорвалась — все цитировали Соловьева, который прямо обрисовал плачевное состояние нашего нынешнего космического дома. В Роскосмосе по этому поводу насупили брови, поспешили дать опровержение о том, что никаких планов по сведению с орбиты российского сегмента нет.

Да мы и так поняли, что Соловьев говорил не как функционер от госкорпорации, хоть и является в ней не последним лицом, а как ученый, космонавт, много лет руководивший российским сегментом МКС и намного больше разбирающийся в деле, чем целая толпа менеджеров, обступивших Рогозина.

О судьбе МКС беспокоится не только Соловьев — аналогичные эмоции испытывают и другие специалисты отрасли, ветераны космонавтики.

Я побеседовала с одним из них на условиях анонимности.

Луна или новая орбитальная станция?

— На фоне блестящих достижений Илона Маска и китайских космических инженеров становится как-то совсем грустно. Вот, к примеру, Маск на днях испытал летный образец марсианского возвращаемого корабля StarShip.

— Да, он взорвался при посадке, но Илон Маск считает, что корабль полностью выполнил программу испытаний, — говорит мой собеседник. — Он учтет недостатки конструкции и сделает другой корабль. Он не топчется на одном месте — каждый раз продвигается вперед, испытывает новые технологии. Причем не только в конструкции кораблей и ракет, но и в материалах.

Starship — это полностью возвращаемый корабль и ракета-носитель в одном «флаконе», причем выполненный из нержавеющей стали. А почему ее никто пока не использовал до него? Не было соответствующей технологии сварки.

— Напрашивается вопрос: почему вектор действий американцев направлен на Луну, действия китайцев, которые привезли на днях с Луны реголит, — туда же, а нам предлагают остаться на земной орбите? Мы не отстанем от них потом безнадежно?

— От Луны мы ни в коем случае не отказываемся. Но надо спокойно все взвесить. Если в США кроме государства в космос вкладываются бизнесмены, им легче развивать сразу несколько проектов параллельно. У них и на МКС работа кипит не в пример нашей, и автоматические станции на Луну почти готовы, и пилотируемое освоение нашего естественного спутника не за горами.

Нам сейчас за ними не угнаться. Поэтому мы должны сконцентрироваться на том, что поможет нам и из «штанов не вылезти», и сохранить статус передовой космической державы, который уже изрядно пошатывается. Исходя из этого, я считаю, что в области освоения Луны нам надо развивать пока только беспилотные технологии, а в пилотируемой космонавтике — сосредоточиться на создании новой околоземной станции с наклонением от 65 до 70 градусов, чтобы наблюдать за своей территорией.

Она потребует средств, но точно не таких, какие понадобились на создание супертяжелой ракеты-носителя для Луны. Ведь именно на ней генеральный директор Роскосмоса настаивал во время встречи с президентом Путиным.

А зачем? Опираясь на какую стройную стратегию? Ведь к носителю, на который нужны сотни миллиардов, нужны еще система обслуживания, система управления, система строительства укрытий для первых россиян и защита их от радиации магнитными полями! Это нам в нынешней обстановке пока не по силам.

Для тех же запусков автоматических станций «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27», старты которых стоят в плане на 2021, 2023 и 2024 годы, нам вполне хватит «Ангары». На мой взгляд, чем размениваться сейчас на очень дорогой «супертяж», доставка на котором на лунную орбиту одного килограмма груза обойдется стране в 15 раз дороже, чем на земную орбиту, лучше пока остаться и закрепиться на земной орбите.

Ощущение безнадежного отставания

— Если нам сейчас следует остановиться на станции, нельзя ли продлить ее работоспособность до 2030 года, как предлагают некоторые?

— Если мы в ближайшее время не начнем создавать что-то новое, рискуем разучиться это делать совсем. Уйдут в коммерцию из-за отсутствия амбициозных задач молодые кадры — откуда потом будем черпать резервы?

Пока у нас есть хоть небольшой опыт в создании модулей, надо сохранить его и преумножить. Вы только вдумайтесь: в 1974 году наши луноходы ездили по Луне, а сегодня, когда начался второй этап ее освоения, мы пропускаем вперед и американцев, и китайцев.

— Наша «Луна-25» готовится к отправке в 2021 году. Значит, все-таки не совсем все утратили?

— А вы в курсе, что это совсем не та «Луна-25», которую готовили к старту в 1977 году советские специалисты? Тот запуск, к сожалению, был отменен. А если бы станция полетела, она доставила бы туда крупнейший за всю историю освоения Луны ровер «Луноход-3». Нынешняя «Луна-25» уступает той, из 1977 года, — на ней лунохода не будет.

— Есть мнение, что на земной орбите нам делать уже нечего, все проблемы решены.

— Если взять за основу наше движение вперед, к иным планетам, задам вам встречный вопрос: в преддверии этих полетов разве мы решили проблему питания в дальнем космосе, проблему с воздействием радиации, гипомагнитной среды? У нас еще много вопросов.

Американцы в каждом полете работают с растениями, питаются выращенной на борту капустой мизуной. У них несколько видов оранжерей на борту: кроме тех, в которых выращивают съедобные растения, есть установки, где растут хвойные, декоративные растения. Теперь они лидеры в этом направлении в космосе, а не мы, которые удерживали этот статус не один десяток лет. В нашем сегменте сейчас нет ни одной оранжереи.

— Но какие-то данные наши ученые получили. К примеру, получили несколько урожаев пшеницы.

— Эти эксперименты надо было продолжать, но, к сожалению, теперь не на чем. И я очень сомневаюсь, что наши «партнеры» с нами безвозмездно поделятся своими результатами.

В свое время, в 90-х годах прошлого века, мы были интересны им, потому что умели создавать космические станции, а они нет. Поработав с нами в проекте МКС, они многое у нас переняли, и теперь мы стали не очень-то и нужны. Поэтому сейчас у нас один путь — создавать новую станцию, которая будет работать прежде всего в интересах России, с правильным наклонением, которое позволит обозревать с высоты всю нашу территорию, включая Северный морской путь.

К слову, сегодня с МКС мы не видим даже наших крупнейших северных городов. О создании РОСС (Российская орбитальная служебная станция. — Прим. Авт.) недавно говорил и Владимир Алексеевич Соловьев.

— Известно ли, как американцы относятся к нашим планам по созданию такой станции после 2024 года?

— Если мы законсервируем свой сегмент после 2024 года, они теоретически могут еще какое-то время продолжить работать на своем. Точные их планы не известны.

Но есть один момент — мы не сможем покинуть станцию, не выполнив последнего пункта нашего совместного договора. Ведь именно на нашу страну возложена ответственность по безопасному сведению станции с орбиты после окончания срока ее использования. Хотя сегодня в связи с появлением новых грузовых кораблей у партнеров они способны выполнить эту миссию и без нас.

Мы должны принимать конкретные решения по этому поводу уже сегодня — ждем ли мы до 24 года и завершаем свое участие в миссии, или продолжаем работать до 30-го, что чревато нарастающими проблемами, связанными с усталостью металла. Все-таки наши модули построены очень давно, почти 30 лет назад, и их пора менять.

— В этой связи возникает вопрос, зачем Роскосмос в апреле 21-го планирует стыковать новый модуль МЛМ к такому старому сегменту?

— Этот вопрос волнует очень многих в отрасли. Ведь и модулю МЛМ уже почти столько же лет, сколько и самой «Звезде», он физически и морально устарел, даже не побывав в космосе.

— Тогда на основе чего нам следует строить новую станцию, если на основе «Звезды» и МЛМ ее формировать не резон?

— У нас есть строящийся модуль НЭМ (Научно-энергетический модуль), который мог бы стать основой. Надо набирать молодых, активно обучать их конструированию и производству космических аппаратов и модулей, пока еще есть хоть какая-то преемственность на производстве. В одном уверен точно — эти же специалисты должны потом и реализовывать программы, в которых они участвуют.

Впечатление того, что у руководства Роскосмоса нет никаких ясных планов, Дмитрий Рогозин периодически сам подогревает выступлениями в соцсетях. Ну как можно по нескольку раз за неделю объявлять то о сотрудничестве с NASA по их лунному проекту «Артемида», то следом за тем же Соловьевым объявлять о сборе предложений по российской национальной станции, а затем опять — о том, что у нашего перспективного корабля «Орел» скоро появится младший брат — облегченный «Орленок», опять же для полетов на Луну?! Вы уж определитесь, как говорится. Очень много слов, и ничего нового в реальности.

Для любого проекта нужны средства. Их, как мы знаем, постоянно урезают, и надо на ближайшую пятилетку строить планы, исходя из реальных возможностей, а не гнаться за двумя зайцами сразу. Пилотируемые полеты на Луну — так на Луну, станция — так станция. Надо правильно расставлять приоритеты. А с этим-то, видно, у нас проблемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *