Что случилось с мельницей сампо

Что случилось с мельницей сампо. Смотреть фото Что случилось с мельницей сампо. Смотреть картинку Что случилось с мельницей сампо. Картинка про Что случилось с мельницей сампо. Фото Что случилось с мельницей сампоИльмаринен выковывает «Сампо». Художник Н. Кочергин

Пересказать в двух словах сюжет «Калевалы» практически не возможно. Однако, для понимая значения образа «Сампо» и её роли в эпосе всё же необходимо дать несколько кратких комментариев по сюжету эпической поэмы.

Хозяйка Похъелы старуха Лоухи (другой вариант написания – Ловхи) обещала выдать свою дочь тому, кто подарит ей Сампо. Сделать это вызвался житель Калевалы кузнец Илмаринен, который согласно тексту эпоса «крышу воздуха сковал», то есть фактически участвовал в сотворении мира и был «первым в мире мастером».

Получив мельницу, хозяйка Похъелы запирает её в гору из меди, где Сампо начинает прорастать, пустив корни в землю, в море и вглубь леса. Главный герой эпоса – «вековечный песнопевец» Вяйнямёнен отправляется, чтобы извлечь Сампо из-под горы. Ведь Илмаринен ковал «Сампо, чтобы оно приносило счастье народу Калевалы, а не оставалось скрытым от мира в закромах у злой северной колдуньи. Трое главных эпических героев карело-финской мифологии – песнопевец Вяйнямёйнен, кузнец Илмаринен и веселый охотник Леммикяйнен погружают Сампо в лодку и увозят, старуха обращается птицей и мчится вслед за «уплывающим счастьем», стремясь догнать похитителей и вернуть Сампо.. Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена и его товарищей, в ходе борьбы Сампо падает в море и разбивается. Утонувшие осколки рассыпаются по морскому дну, поэтому, согласно карело-финской мифологии морские пучины до сих пор хранят в себе множество диковинных подводных сокровищ.

Обе страны — Калевала и Похъяла — боролись за Сампо, но в итоге оно не досталось никому. Так и в жизни- борьба за счастье кажется недостижимой. Однако, ряд осколков всё-таки прибывает к берегу. Эпический герой Вяйнямёйнен бережно собирает их и этого оказывается достаточно, чтоб принести счастье народу Калевалы. Старуха Лоухи возвращается обратно в северную страну, прихватив с собой только крышку от Сампо. Так что, в «Калевале» добро всё-таки побеждает зло.

«Сампо» в «Калевале» представляется чудодейственным предметом, обладающим магической силой и являющимся источником счастья и благополучия. Сегодня признаётся, что эпическая поэма «Калевала» как единое и стройное литературное произведение была создана Элиасом Лённротом, это своего рода «свод карело-финской мифологии» по версии финского фольклориста и лингвиста. Образ Сампо существовал в народной культуре карел и финнов задолго до того, как получил путь к всемирному признанию под пером диссертанта университета Турку Лённрота. Образ Сампо издревле почитался у карел, считаясь символом богатства и благополучия. Карелы изображали Сампо в форме вращающегося колеса.

Вопрос о том, что такое Сампо, и как выглядит этот предмет, остается открытым до сих пор. Некоторые ученые высказывали мнение, что сам Лённрот, составляя эпос, недостаточно четко представлял себе образ сампо, а потому включил в эпос весьма разнородные его характеристики. Что мы узнаем о Сампо из текста эпоса? Говоря современным языком, «функционал» мельницы в эпосе описывается так: «Чтоб муку одним бы боком, а другим бы соль мололо, третьим боком много денег». Из внешних характеристик этого предмета текст эпоса изобилует упоминаниями о пестрой крышке: «Я скую конечно Сампо, крышку пеструю украшу» — говорит «создатель» волшебной мельницы кузнец Илмаринен. «Крышка пестрая» символизирует усеянный звездами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир. Пересказанный выше сюжет эпоса и некоторые его особенности позволяет сделать некоторые предположения о «сакральном знании» образа Сампо. Калевала, как эпическое произведение, основанное на народных сказаниях и мифологии, ведет своё начало от «сотворения мира», представляя нам взгляд древних карел и финнов на «становление миропорядков». Таким образом, Сампо может восприниматься как одна из «основ мироздания», обобщенный образ «материальной культуры» и в то же время «символ жизни». Ведь не случайно Сампо «прорастало в скалу» и дала начало «богатству морского дна». Попытки вразумительного объяснения, что же такое Сампо, предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Согласно одной из версий— древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие.

Каков же образ «Сампо» в мировой культуре? Чаще всего в мировой культуре Сампо определяется как «мельница». Однако в карельском фольклоре Сампо с мельницей не отождествлялось. Да и в изначальном финском тексте Калевалы слова мельница не было. Согласно исследованиям Э. Киуру, известного специалиста по «Калевале», имеется только одна запись фрагмента руны, в которой Сампо представляет собой комбинацию трех мельниц. Всё, что мы узнаем из текста «Калевалы» о Сампо, плохо соотносится со стереотипным образом мельницы, закрепившемся в общественном сознании. И всё же, учитывая глубину и многогранность образа, отождествить Сампо со словом «мельница» представляется наиболее компромиссным и подходящим решением и с точки зрения «функционала» и «внешнего вида».

Что случилось с мельницей сампо. Смотреть фото Что случилось с мельницей сампо. Смотреть картинку Что случилось с мельницей сампо. Картинка про Что случилось с мельницей сампо. Фото Что случилось с мельницей сампоКадр из фильма «Сампо» (1959)

На вопрос, как выглядит мельница Сампо и на что она похожа, художники и кинематографисты, обращавшиеся к этому образу, отвечали по-разному. Сампо стало центральным образом одноименного советско-финского фильма снятого по мотивам «Калевалы». В фильме «Сампо» 1959 года этот волшебный предмет напоминает скорее не мельницу, а светящуюся гору из драгоценных камней.

На картинах и иллюстрациях разных художников Сампо иногда похоже на мельницу, а иногда совсем нет. Например, максимально близко к «мельнице» изобразил Сампо В. Игнатьев, нарисовавший старый советский диафильм «Про волшебную мельницу Сампо».

Что случилось с мельницей сампо. Смотреть фото Что случилось с мельницей сампо. Смотреть картинку Что случилось с мельницей сампо. Картинка про Что случилось с мельницей сампо. Фото Что случилось с мельницей сампоКадр диафильма «Про волшебную мельницу Сампо». Художник В. Игнатов.

Что случилось с мельницей сампо. Смотреть фото Что случилось с мельницей сампо. Смотреть картинку Что случилось с мельницей сампо. Картинка про Что случилось с мельницей сампо. Фото Что случилось с мельницей сампоИллюстрация книги «Калевала и Похъёла» («Серебряная Калевала»). Художник А. Трифанова.

Часто Сампо сохраняет круглую форму, напоминая жернов, а порой даже и бочонок или ларец. Весьма колоритно проиллюстрировала «Калевалу» карельская художница Анастасия Трифанова, оформитель так называемой «серебряной Калевалы», детского издания эпоса, вышедшего в 2011 году. Яркие иллюстрации и достаточно «абстрактные» иллюстрации Сампо представил известный карельский художник Владимир Фомин.

Образы, схожие с Сампо, есть в мифологии различных стран. Наиболее близкий аналог Сампо можно встретить в Скандинавии. В исландских и норвежских преданиях есть сюжет о гигантской мельнице, которую вращали две сестры-великанши Фенья и Менья, так как обыкновенных человеческих сил было абсолютно недостаточно, чтобы сдвинуть его с места. Эта мельница также становится объектом борьбы, её похищает морской великан и погружает на корабль. Судно тонет. А мельница продолжала «делать своё дело» — молоть и вращаться, даже оказавшись на дне морском. Переклички между этим скандинавским сюжетом и «Калевалой» очевидны. Можно даже сказать что «мельница Феньи и Меньи» — это «ближайший родственник» Сампо в мировой мифологии. Ввиду географической и культурной близости Финляндии со скандинавским регионом, подобные параллели позволяют сделать смелое предположение и взаимовлиянии и пересечении мифологических традиций.

Что случилось с мельницей сампо. Смотреть фото Что случилось с мельницей сампо. Смотреть картинку Что случилось с мельницей сампо. Картинка про Что случилось с мельницей сампо. Фото Что случилось с мельницей сампоХудожник Владимир Фомин

Волшебные предметы, подобные Сампо, встречаются и в культуре других народов и в художественной литературе. Если не углубляться в мифологические и философские дебри, то Сампо проще всего представить как источник материального богатства, как предмет, дающий своему владельцу блага «задарма». В русских сказках, например, есть скатерть-самобранка, а Сампо, в таком случае – мельница-самомолка. В этом контексте вспоминается и сюжет сказки братьев Гримм «Волшебный горшочек». Стоит только сказать волшебные слова «раз, два три – горшочек вари», и волшебный предмет обеспечит своего владельца кашей. Все эти параллели могут показаться весьма условными, но они имеют место быть и доказывают, что стремление к простому земному осязаемому счастью и халяве, издревле вело человека, к какой бы культуре он не относился. В карело-финской мифологии сформировался один из самых загадочных и глубоких образов в этом ряду. Образ Сампо многогранен и в то же время туманен, он вызывает вполне определенные ассоциации и в то же время обращает к проблеме мироздания.

Источник

Чудесная мельница сампо

Чудесная мельница сампо

Главным эпическим подвигом кузнеца Ильмаринена стало создание мельницы сампо — источника изобилия.

В рунах история начинается с того, что злобный лапландский стрелок — «узкоглазый Лаппалайнен» ранит Вяйнямёйнена, который с тех пор шесть лет плавает по водам. Певец молит Укко, чтобы тот послал ветер и вынес его к берегу. Но ветер выносит Вяйнямёйнена к скале Похьелы. Хозяйка Похьелы спасает певца, но за свободу он должен выковать мельницу-чудесницу сампо. В некоторых рунах Вяйнямёйнен сам справляется и с этой трудной задачей, получает за это жену (обещанную Ильмаринену — вспомним историю об их героическом сватовстве) и покидает Похьелу. Затем он просит Ильмаринена выковать кантеле, возвращается в Страну Севера, усыпляет ее хозяев и похищает чудесную мельницу.

Но чаще Вяйнямёйнен не владеет кузнечным искусством и обещает прислать Ильмаринена, чтобы тот выковал сампо. Старец является в кузницу к герою и говорит, что сосватал ему длиннокосую невесту в Похьеле. Но кузнец подозревает, что мудрый старец хочет, чтобы герой выкупил его, спас от смерти. Тогда Вяйнямёйнен песнопением создает ель с золотой вершиной, а на вершине — куницу. Ильмаринен идет смотреть на чудо и забирается на ель. Тут Вяйнямёйнен вызывает ураган, ель превращается в лодку, и кузнеца уносит в Похьелу. Ильмаринен кует там сампо с пестрой крышкой «из пушинки лебединой, из кусочка веретенца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки». Мельница намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Кузнец получает невесту и отправляется восвояси.

Вяйнямёйнен, узнав о том, что мельница выкована и в Похьеле царит изобилие, готовит корабль для поездки в Похьелу. Похищение сампо из Похьелы — один из главных сюжетов финской и карельской мифологии и эпоса: Вяйнямёйнен отправляется в Похьелу в сопровождении Ильмаринена, Еукахайнена и других героев, усыпляет ее жителей сонными иглами или игрой на кантеле и добывает сампо из-под горы (из глубины в «девять саженей»). Для того, чтобы выкорчевать корни сампо из земли, Вяйнямёйнену (или его помощнику) приходится впрячь в плуг тысячеголового быка. Он увозит мельницу на лодке, но неосторожный герой Еукахайнен уговаривает Вяйнямёйнена запеть, и его песня будит хозяйку Севера Лоухи, которая начинает преследование, посадив людей Похьелы в лодку.

Вяйнямёйнен бросает позади себя свой кремень, воздвигая на пути людей Похьелы скалу, о которую и разбивается их лодка, но Лоухи настигает лодку Вяйнямёйнена на крыльях в облике орлицы. Напрасно Вяйнямёйнен насылает туман и произносит заклинания. Своими когтями, сделанными из кос, Лоухи вцепляется в крышку сампо и не хочет делиться сокровищем. Вяйнямёйнен бьет мечом по мельнице, так что сампо разбивается. Лоухи уносит крышку, обломки чудесной мельницы тонут в море (вот почему море стало соленым). Согласно народным верованиям, море гораздо богаче, чем суша (вспомним о богатствах Ахти). Лишь часть обломков достается Вяйнямёйнену. По другому варианту, часть обломков прибивает к земле: они превращаются в янтарь и способствуют обильному урожаю. В других рунах Вяйнямёйнен учреждает при помощи сохраненных им обломков земледелие — «быть здесь пашне, быть посеву» — и восстанавливает космический порядок: «быть здесь месяцу и солнцу, быть здесь звездочкам на небе».

Руны о сампо исполнялись во время календарных праздников: их зачином часто был рассказ о сотворении мира — недаром эти руны так напоминают руны о добывании небесных светил из Похьелы. Множество ученых теорий посвящено происхождению мифа о сампо и самому слову, обозначающему мельницу-чудесницу. Ее пребывание в Похьеле, в горе, напоминает о Мировой горе и приводившихся выше сюжетах индийского эпоса, где эта гора используется как пест для пахтания океана: гора Меру (Мандара) тоже становится источником изобилия, ибо боги добывают из океана амриту — напиток бессмертия. То, что мельница вросла корнями в землю, обнаруживает ее связь с Мировым древом, крона которого касается Полярной звезды, а корни прорастают в преисподней, Похьеле. Показательно также, что основа для мельничного жернова именуется в финском (и других европейских языках) «жабой» или «лягушкой» — именем хтонического существа, воплощения преисподней. Ее делали из камня, железа или стали — каменной, железной или стальной представляли и скалу Похьелы. Углубления в скалах считались в народных поверьях маслобойками или следами мельниц хийси. При этом пестрая крышка сампо напоминает о звездном небе, созданном из пестрых частей яйца, снесенного в первичном океане.

Читайте также

Чудесная змея

Чудесная змея В горных провинциях рассказывают разные удивительные и интересные сказки о горах и их обитателях.В горной провинции Омэйшань рассказывают о чудесной змее, которая живет в горах. Говорили, что большую часть своей жизни она проводит в ветвях деревьев, если же

Сюэтар и чудесная женитьба

Сюэтар и чудесная женитьба Карельская сказка о злой волшебнице сохраняет черты древнего мифа о чудесной женитьбе. Однажды жили старик со старухой, и был у них сын. Старуха умерла, и старик женился на Сюэтар, взяв в дом и ее дочь. Сын старика увидел как-то в лесу дев-лебедей,

Петух и волшебная мельница

Петух и волшебная мельница У зырян сохранилась сказка о животных, в которой можно усмотреть следы древнего общефинского мифа.Петух — птица, наделенная чудесными способностями, ведь его пение прогоняло нечистую силу и означало начало рабочего дня. В сказке зырян петух

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Карело-финский эпос «Калевала» (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 45)

Размышляем о прочитанном

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

Учёные предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племён. А обработал его Э. Ленрот лишь в 30-х годах XIX века.

2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

Первая из 32, а вторая из 50.

3. О чём рассказывают древние руны?

Древние руны рассказывают о стране богатыря Кале­вы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом кузнеце Ильмаринене, о забияке Лемминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочерей, за которых сва­тались герои «Калевалы», и о многом другом.

4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

Малень­кая девочка-рабыня («наймычка из деревни»), легкомыслен­ная красавица из богатого дома Кюлликки, насмешливый за­печный мальчишка, «верховный бог» Укко. А сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер.

5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

Лоухи сказала, что отдаст свою дочь замуж тому, кто выкует эту мельницу по ее рецепту. Она обозначает 4 основных вида хозяйства: охота, два вида животноводства и земледелие.

7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».

Трудно было работать над мельницей кузнецу. В первый раз получился лук для стрел. (“Он был чудесен на вид, “с золотым сияньем лунным”, но “имел дурное свойство”).

Вместе с рабами он продолжил трудиться. Получилась лодка. (“Но прекрасная лодка имела крупный порок”).

Стараются они в третий раз. Корова вышла красивая, но и снова был изъян. (“Но у ней дурное свойство: Спит средь леса постоянно, Молоко пускает в землю” Руна 10-ая).

В четвертый раз выходит луг. (“Он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон”).

Кузнец и его ломает. Лишь на пятый раз получилась Сампо.

8. Что случилось с Сампо впоследствии?

Сампо помогала Лоухи в хозяйстве, но пришли три богатыря забирать мельницу. Она разбилась на тысячи осколков.

Творческое задание

Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Герои “Калевалы” трудились, собирая урожай, а потом в честь этого устраивали праздники с песнями и плясками. Они разводили коров, вспахивали землю. Но верили и в мистические силы.

Герои былин не верили в мистику. Они надеялись только на свою силу. У них не было привязанности к погоде, как у героев “Калевалы”.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к «Калевале», чем они напоминают иллюстрации к русским былинам, чем отличаются?

Источник

Мертвые мельницы Сампо. Как в Карелии хоронят мегапроекты

Что случилось с мельницей сампо. Смотреть фото Что случилось с мельницей сампо. Смотреть картинку Что случилось с мельницей сампо. Картинка про Что случилось с мельницей сампо. Фото Что случилось с мельницей сампо

Недавно в Кемском районе с помпой закопали очередной термос, знаменующий начало строительства двух гидроэлектростанций: Белопорожская-1 и Белопорожская-2. При этом никто и полусловом не обмолвился, что одна недостроенная Белопорожская ГЭС там уже существует. Ее строительство заморожено 17 лет назад, в 1999 году, в землю зарыто более 100 миллионов рублей по ценам того периода, и едва ли когда-то эта «стройка века» будет возобновлена. Но власть с помпой открывает новые стройки на еще не остывших руинах незавершенных.

Салют за тысячу баксов

Речь идет о строительстве в Калевале этнокультурного центра «Виенан Карьяла» («Прибеломорская Карелия»), который должен был стать «жемчужиной» разработанной в недрах правительства Сергея Катанандова амбициозной программы «Карелия: эпическая туристская программа «Калевала».

Идея строительства этнокультурных центров в местах компактного проживания карельских субэтносов принадлежала съезду карелов, который прошел в 1998 году. Правительство эту идею подхватило, и работа, как говорится, закипела. ЭКЦ «Виенан Карьяла» должен был стать первым в целой системе этнокультурных центров республики, которые были бы, по задумке разработчиков, объединены, образно говоря, в «золотое кольцо Карелии». Попросту – это непрерывный туристический маршрут, призванный привлечь в республику толпы туристов и золотые горы инвестиций.

Даже часть грандиозного проекта – ЭКЦ «Виенан Карьяла» в Калевале, – поражала воображение своими масштабами. По завершении его реализации предполагалось, что он станет ни много ни мало четвертым углом квадрата: Валаам – Кижи – Соловецкие острова – «Страна «Калевала». Согласитесь, такое соседство уже о многом говорит! 20 миллионов рублей (по ценам 2000 года, при курсе доллара в 28 рублей) – такой цифрой был обозначен бюджет строительства центра. И это с учетом того, что этнокультурный центр подразумевал частичное использование уже имеющейся в поселке инфраструктуры.

Главой Калевальского района в те далекие уже годы был Чеслав Скрипин – личность, сочетающая в себе качества удачливого бизнесмена, харизматического лидера и человека, безусловно, талантливого в управленческих вопросах. В общем-то, Скрипин и был крестным отцом проекта строительства ЭКЦ «Виенан Карьяла», ему удалось выбить финансирование под эту инициативу и заставить всю республику говорить о проекте.

Завершением обширной пиар-кампании стало празднование в поселке Калевала очередного юбилея издания эпоса «Калевала» в феврале 2000 года. Именно на этом празднике, в присутствии Сергея Катанандова и членов правительства, жителям района было торжественно объявлено о начале реализации проекта строительства этнокультурного центра «Виенан Карьяла». В ходе театрализованного представления (ради него приехало несколько автобусов артистов из столицы Карелии) был проведен древний карельский обряд «карсикко», и у дороги был установлен валун с табличкой, извещающей о том, что скоро и вот-вот все будет. Вечернее небо Калевалы осветил праздничный фейерверк стоимостью в тысячу долларов.

Все начиналось красиво, размашисто и выглядело вполне убедительно. Однако салютом за тысячу баксов и камнем при дороге все так и закончилось, по сути, не начавшись. Пресса какое-то время позубоскалила над мертворожденным детищем правительства республики, общественность повозмущалась по поводу очередного проекта «а-ля Нью Васюки», и постепенно интерес жителей района к так и не начавшемуся строительству иссяк и переключился на текущие проблемы. Куда делись те самые 20 миллионов – трудно сказать.

Ни один пункт программы не был выполнен. Более того, работавший еще до начала проекта краеведческий музей поселка закрылся в 2006 году в связи с тем, что арендодатель просто выставил музейщиков вон с занимаемых площадей. В районе надолго, вплоть до 2008 года, забыли само понятие «этнокультурный центр», вновь оно всплыло лишь после того, как в районном центре появилось муниципальное учреждение такого же типа, правда, с другим названием – МБУ этнокультурный центр Kalevalatalo (Калевальская Горница), работающий по сей день.

Сам факт создания подобного предприятия, конечно же, положительный. Однако настораживают содержание в его наименовании все того же словосочетания «этнокультурный центр» и перекликающийся с пунктами умершего детища правительства РК род деятельности (все те же музейное дело, реставрационная и экскурсионная деятельность). Уж не для прикрытия ли гигантской финансовой бреши в бюджете республики и района создано было однозвучное предприятие? Ведь кто-то должен если не ответить, то хотя бы более или менее мотивированно оправдать те самые 20 миллионов бюджетных рублей, якобы потраченных на строительство мертвой мельницы Сампо на земле древней Калевалы.

Мегамельница в Пудожском крае

Таких амбициозных проектов в республике было немало. Точнее – продекларированных попыток их осуществить. Все они сопровождаются агрессивными пиар-кампаниями, пресс-конференциями, научными симпозиумами, форумами, убедительными выступлениями республиканских чиновников, заявлениями о намерениях. Но у всех этих проектов есть одна характерная особенность: поплескавшись какое-то время в омуте общественного мнения, разговоры о них потихоньку сходят на нет, а потом и вовсе проваливаются в вечность. Вместе с тем финансированием, что за эти годы так или иначе было потрачено на развитие этих проектов.

От приполярного Калевальского этнокультурного центра, ужатого до состояния камня, перекинемся на юго-восток республики, в Пудожский район, и посмотрим, может быть, здесь, в непосредственной близи от магистралей, от промышленных и финансовых центров страны, дела обстоят иначе? Проследим в динамике реализацию нашумевшего в свое время в республике Пудожского мегапроекта, которому, по интенсивности пиар-кампании, калевальский проект и в подметки не годится.

Впервые о «пудожском феномене» заговорили в СМИ в 2010 году. В октябре 2010 года, например, Алексей Бархатов, тогдашний специалист по инновациям Министерства экономического развития Республики Карелия, заявил, что: «. в Республике Карелия создается новый промышленный район и кластер производств, связанных с глубокой переработкой полезных ископаемых, – Пудожский мегапроект». Этот пудожский монстр входил, в свою очередь, в мегапрограмму «Карелия – территория развития». Отметим про себя ключевое слово: создается – в настоящем времени.

Но вот почему-то два года спустя, в ноябре 2012 года, глава Карелии Худилайнен сообщает подробности разговора по поводу Пудожского мегапроета на его личной встрече с президентом РФ Владимиром Путиным: «Самое главное – удалось убедить Владимира Владимировича включить в план работы Правительства России на первое полугодие 2013 г. заслушивание возможностей и перспектив использования Пудожского мегапроекта».

Интересно девки пляшут! Новый промышленный район создается в 2010 году (помним про настоящее время), а в 2012-м глава просит президента еще только заслушать. проект. Самое время выяснить, как так случилось, что телега вновь оказалась впереди лошади?

Но и это еще не все. «К 2020 году республика должна получить новый город в Пудожском районе на несколько тысяч рабочих мест, три ГОКа, каждый из которых по объемам продукции превосходит Костомукшский комбинат, и лиственный ЦБК по производству беленой целлюлозы». Такую радужную перспективу для экономики Карелии размашисто нарисовал губернаторский советник Борис Подопригора в июле 2014 года.

Пока правительственные чиновники строят песчаные мегазамки, ученые Карелии высказывают свои серьезные сомнения в реалистичности задуманного предприятия, сопоставляя инвестиционные расходы Пудожского мегапроекта со строительством объектов инфраструктуры сочинской Олимпиады. Но специалисты правительства упорно твердят в один голос о запуске мегапроекта, об огромной работе, проделанной по его реализации, и о том, что в 2015 году два месторождения выставляются на аукцион.

Однако время идет, и в конце 2015 года мы вдруг узнаем, что правительство республики все еще безуспешно сватает свой мегапроект. На этот раз говорят о китайских компаниях, которые вот-вот должны кровно заинтересоваться сокровищами пудожской земли. Год прошел, никаких аукционов, само собой, не было, однако глава правительства в интервью РИА «Новости» упорно говорит о колоссальных перспективах Пудожского мегапроекта и о вполне себе конкретных планах строительства: «Я надеюсь, что в течение ближайших пяти-десяти лет начнется освоение этих месторождений» (видимо, глава был не в курсе, что освоение началось уже в 2010 году).

Далее мы узнаем о мегаперспективах мегапроекта: «Второй этап со сроками в 2016—2017 годах предусматривает строительство железной дороги Пудожгорский – Коноша (260 километров), строительство Медвежьегорской тепловой электростанции мощностью 650 МВт, проектирование АЭС, проектирование и строительство горно-обогатительных комбинатов, проектирование гидрометаллургических комбинатов, Аганозерского индустриального парка строительных материалов.

Третий этап планируется реализовать в 2018—2022 годах. Он предусматривает строительство железной дороги Пудожгорский – Медвежьегорск протяженностью 130 километров, строительство АЭС мощностью 2400 МВт, строительство Пудожгорского ГОКа. (РИА «Новости», 04.09.2015 г. «Карелия предлагает Китаю инвестировать в Пудожский мегапроект».)

На дворе конец 2016-го. Уже и выборы прошли, пора бы и к делам насущным вернуться. Что у нас там в повестке дня по реализации Пудожского мегапроекта? Ну, как минимум 130 километров железной дороги Пудожгорский – Медвежьегорск должны быть уже построены, ведь в следующем году по планам правительства всю ветку надобно сдавать в эксплуатацию, не так ли? Как минимум должна быть наполовину построенной и Медвежьегорская тепловая электростанция, срок сдачи которой запланирован на 2017 год.

Видимо, опять кризис помешал. Санкции там и прочее враждебное окружение. И весь Пудожский мегапроект сегодня находится как раз в той стадии, когда о нем, как о покойнике: или хорошо, или ничего. Идеальный вариант – ничего, ибо мегапроект этот, по всей видимости, переживает свой последний этап реализации – мегапохороны в общественном сознании. Вместе, кстати, с мегаденьгами, что за эти шесть лет так или иначе были потрачены для его «реализации». Скорее – иначе, чем так.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *