Что случилось с meizu
Идет ко дну легендарный производитель смартфонов Meizu. Закрыты все магазины, уволена треть сотрудников
Конкурент Xiaomi страдает
Компания Meizu резко сократила штат, уволив 30% сотрудников. Этому предшествовал уход из компании влиятельных фигур.
После череды увольнений в Meizu осталось около 1000 сотрудников, пишет портал Gizmochina, и больше всего людей было уволено из отдела маркетинга. В число тех, кто покинул ее, вошли системный инженер Хун Ханьшен (Hong Hansheng), занимавшийся разработкой фирменной оболочки Flyme OS для Android (устанавливается на все смартфоны Meizu), а также Ли Нань (Li Nan), вице-президент и сооснователь компании. Причины своего ухода Ли Нань не раскрыл. Добавим, что в январе 2019 г. о своем увольнении из Meizu также сообщил глава Flyme-подразделения Янг Ян (Yang Yan).
Закрытие магазинов
Однако сокращением персонала руководство Meizu не ограничилось. О том, что компания находится в крайне тяжелом положении, говорит и сверхбыстрое закрытие ее фирменных магазинов. По статистике самой компании, в 2016 г. ее сеть состояла из более чем 2700 розничных точек продаж, однако по состоянию на 29 июля 2019 г. их число сократилось до пяти-шести в каждой провинции Китая. Как и в случае с сокращением штата, причины ухода из офлайна руководство компании утонять не торопится.
Возможные причины и государственная поддержка
Проблемы с финансами у компании начались не недавно: по итогам 2018 г. ее прибыль сократилась вдвое в сравнении с показателями 2017 г. Руководство Meizu связало это с замедлением роста китайской экономики – несмотря на многолетнее присутствие на мировой арене, компания считала КНР своим основным рынком. В мае 2019 г. Meizu даже обратилась за помощью к китайским властям в надежде получить субсидии на дальнейшее развитие.
Достижения Meizu на рынке смартфонов
Meizu была основана в 2003 г., и в список ее учредителей вошли Ли Нань, Бай Юнсянь (Bai Yongxiang) и Хуан Чжан (Huang Zhang), более известный под псевдонимом Джек Вонг (Jack Wong). Изначально компания специализировалась на выпуске портативных плееров, а на производство смартфонов переключилась в 2007 г.
Первым смартфоном Meizu стал моноблок M8, который сперва разрабатывался как плеер. Однако в планы компании вмешалась Apple, выпустившая в 2007 г. свой первый iPhone 2G, и Meizu пришлось спешно переизобрести М8, но уже в качестве смартфона. ОС Android на тот момент еще не существовала (она вышла в 2008 г.), и М8 работал на Windows CE 6 с модифицированной оболочкой.
В марте 2008 г. Meizu предприняла попытку пробиться на международный рынок и привезла свой М8, переименованный в Mini One, на выставку CeBIT 2008 в Ганновере. Присутствие аппарата на мероприятии оказалось сопряжено со скандалом: по свидетельству сотрудников павильона, полиция изъяла на стенде экспозиционные материалы и рекламную литературу.
В 2010 г. компания Apple путем переговоров с Meizu добилась прекращения производства и продаж M8. По словам основателя Apple Стива Джобса (Steve Jobs), умершего в 2011 г., запрет был наложен потому, что Meizu украла у Apple идеи и интеллектуальную собственность.
Использованный интерфейс стал своего рода прародителем Flyme OS – фирменной графической надстройки над Android, впервые представленной в 2012 г. и популярной среди пользователей. На момент публикации материала прошивка была обновлена до версии 7.3 – релиз состоялся 30 апреля 2019 г.
В 2017 г. Meizu разделилась на три подразделения – одно из них продолжило заниматься разработкой и производством мобильных устройств и другой продукции под собственным брендом Meizu. Второе подразделение компании занялось выпуском бюджетных смартфонов под торговой маркой Blue Charm – по аналогии с торговой маркой смартфонов Honor, выпускаемых компанией Huawei. Третье подразделение компании курирует разработку и продвижение Flyme OS.
Meizu известна нетривиальным взглядом на дизайн смартфонов – как и Sony, она не учитывает мировые тренды и выпускает самобытные аппараты. К примеру, в 2017 г., когда все производители начали копировать «монобровь», появившуюся том же 2017 г. в iPhone X, Meizu выпустила флагманский смартфон Pro 7 с экраном 16:9 и вторым дисплеем на тыльной панели. На тот момент ни у одного производителя не было схожих решений.
В апреле 2018 г., когда мода на вырез в экране в стиле Apple набирала обороты, Meizu выпустила юбилейный смартфон Meizu, посвященный своему 15-летию. В нем снова не нашлось места «моноброви» – вместо нее компания просто уменьшила рамки по всему периметру экрана, оставив место и под динамик, и под фотокамеру. Новый стандарт дизайна нашел применение и в следующем флагмане Meizu 16 образца лета 2018 г.
Но самой оригинальной идеей Meizu с точки зрения внешности смартфона стал полный отказ от всех разъемов и кнопок. Получившийся смартфон был представлен в январе 2019 г. под названием Meizu Zero. Оснащенный электронной SIM-картой и беспроводной зарядкой, он был лишен даже динамиков и микрофона – их полностью заменил дисплей, выполненный по особой технологии.
Сразу после анонса Zero Meizu запустила сбор средств на его производство на платформе Indiegogo, который, впрочем, особым успехом не увенчался. Виной всему стали высокая стоимость смартфона ($1300, 82,6 тыс. руб по курсу ЦБ на 29 июля 2019 г.) и неготовность потребителей отказаться от привычной концепции средства связи.
Несмотря на 11 лет присутствия на рынке смартфонов, особыми успехами Meizu похвастаться не может. В 2017 г. суммарный объем ее продаж в 40 странах мира составил 20 млн смартфонов, как и в 2015 г. Прибыль с продаж за весь 2017 г. превысила 200 млрд юаней ($290,6 млрд). На китайском рынке Meizu в II и III кварталах 2014 г. удерживала 4-процентную долю, занимая шестое место в рейтинге производителей, а в IV квартале, сохранив место, удержала лишь 3%. в I квартале 2019 г. ее сместила Samsung с 1-процентной долей, а Xiaomi, основному конкуренту Meizu, досталось 13% рынка КНР.
Что случилось с meizu
Китайская компания Meizu заявила о выходе на стабильную прибыль в свежем пресс-релизе и рассказала о своих планах на будущее. Для фанатов бренда в России никаких хороших новостей нет. Но они к такому привыкли уже давно.
реклама
Для Meizu последним полноценным периодом на рынке смартфонов стал 2018 год. Тогда она представила семейство Meizu 15 в честь пятнадцатилетия, флагманские модели Meizu 16th и несколько интересных середняков вроде Meizu 16. Примечательно, что все они вышли на международном рынке и были доступны в том числе в России.
2019 год тоже подарил нам несколько интересных решений. Например, флагманов Meizu 16s Pro и Meizu 16s на Snapdragon 855+ и Snapdragon 855 соответственно. Однако, из-за массы проблем компания перестала продавать смартфоны за пределами Китая и даже свернула разработку глобальной версии программного обеспечения Flyme OS.
В 2020 году мы и вовсе получили только две модели. Они называются Meizu 17 и Meizu 17 Pro. Обе были анонсированы в мае и получили 7-нанометровый процессор Snapdragon 865. По словам производителя, именно за счёт этих двух смартфонов удалось добиться положительных финансовых результатов в ушедшем году. Правда, за весь год компания ни разу не делилась данными о продажах.
Теперь Meizu планирует сосредоточиться на производстве исключительно флагманских смартфонов. Выпускать модели бюджетного и среднего классов компания не собирается. На международный рынок производитель намерений возвращаться не имеет. Ожидается, что в текущем году бренд выпустит лишь два смартфона. Они будут называться Meizu 18 и Meizu 18 Max (или Pro). Оба получат Snapdragon 888 и встроенную в дисплей камеру для селфи. Релиз состоится весной, хотя формально семейство нового поколения было анонсировало ещё два месяца назад.
Помимо смартфонов топового уровня Meizu будет уделять внимание производству носимых гаджетов и устройств умного дома. В ближайшее время компания представит смарт-часы Meizu Watch на фирменной операционной системе Flyme for Watch. Устройства умного дома продаются под брендом Lipro. Сейчас он включает в себя набор осветительных приборов стоимость 10-155 долларов.
Meizu умирает, и это логично. Как компания докатилась до такого
В 2019 году положение китайской компании Meizu оказалось критичным.
Смартфоны стали реже получать обновления, персонал сокращается, фирменные магазины закрываются. Из некоторых стран, в том числе из России, производитель ушел, а чтобы не допустить банкротства, компанию начало финансировать государство.
Если в ближайшее время производитель прекратит существование, никто не удивится. Зато появится повод вспомнить лучшие времена компании и самые удачные смартфоны. Рассказываем, где бренд свернул не туда и почему оказался на грани краха.
Взгляд компании на мобильный рынок уже неактуален
В начале 2010-х годов китайские смартфоны перестали быть стыдными. Их начали позиционировать наиболее выгодными по соотношению цены и характеристик и достойными внимания для тех, кто хочет сэкономить.
Самыми известными брендами китайских смартфонов были Xiaomi и Meizu, их же чаще всего сравнивали между собой. Это было идеологическое противостояние: Xiaomi ставила на количество и выпускала устройства на любой вкус во всех сегментах, тогда как Meizu подражала Apple и выпускала по одному хиту в год.
Время показало: невозможно выжить в индустрии смартфонов, выпуская одно достойное устройство в год. Чтобы сделать это, надо быть Apple, иначе ты работаешь в убыток.
В топ-5 самых популярных брендов все, кроме компании из Купертино, ставят на количество: Samsung, Huawei, Oppo, Xiaomi. По этой причине один бренд развивается, а второй просит финансовой помощи у государства и закрывает подразделения в нескольких странах.
Открытая экономия на характеристиках
Meizu M6 Note
В Meizu понимали ситуацию задолго до финансовой катастрофы и попробовали перестроиться. Не получилось. В 2015 году компания поменяла приоритеты и поставила на количество, но не получилось — по соотношению цены и характеристик ее бюджетники бесспорно уступали конкурентам.
Для понимания, первый смартфон на Snapdragon выпустили аж в 2017 году — им был M6 Note. Это был последний бюджетный хит компании, остальные — серая масса. Это видно на примере прошлогодних моделей.
Ещё пример. Meizu 15 Lite на старте продаж стоил 16 тысяч рублей. Он выдает всего 80 тысяч баллов в Antutu, хотя смартфоны начального уровня уже преодолели 100 тысяч очков. Емкость аккумулятора — всего 3000 мАч, что гарантирует слабую автономность, камера одинарная.
За эту же цену у официальных продавцов можно было взять Xiaomi Mi A2 Lite, более выгодного по всем параметрам.
Meizu Note 8 на старте продаж стоил 17 тысяч рублей. У него достойный экран — IPS на 6 дюймов, прочный металлический корпус. Но со Snapdragon 632 и 3600 мАч по производительности и автономности он уступал Honor 8X и Redmi Note 6 Pro.
Помимо качества, конкуренты обходят Meizu по количеству. Huawei, Xiaomi и Samsung за год выдают несколько хитов в начальном и среднем ценовых уровнях. Причем, линейки могут обновляться и дважды в год: Samsung в 2018 году выпустила два смартфона сегмента 25-35 тысяч рублей — Galaxy A8 и Galaxy A7.
Логика проста — чем новее аппарат, тем он более привлекателен. Meizu отстает и в этом плане: ее устройства хуже конкурентов и по характеристикам, и по новизне.
Оригинальные дизайнерские решения. Да, это тоже минус
Meizu 16th
Ообенность аппаратов Meizu среднего класса в оригинальных дизайнерских решениях. Прошлогодний 16th удивил отсутствием вырезов на передней панели и отверстием снизу от основной камеры — смартфон мгновенно идентифицировался в руке человека.
В 2017 году одним из самых оригинальных устройств стал Meizu Pro 7 с дополнительным экранчиком на спинке. Практического применения у него не было, зато телефон смотрелся бодро.
Meizu Pro 7
Впрочем, необычные решения не всегда идут на пользу. «Наконец компания выпустила оригинальный аппарат, а не последовала за всеми», — так думают обзорщик или внимательные читатели профильных медиа.
Но их доля от общего числа пользователей равна статистической погрешности. Бренды же конкурируют за аудиторию, плохо знающую индустрию. С такого ракурса индустрия смартфонов смотрится совершенно по-другому. «У этой модели современный, трендовый дизайн. Наверное, он соответствует времени, и в нем есть все актуальные функции», — именно так думает обыватель.
Xiaomi в этом плане угождает обеим сторонам. Глава российского представительства Xiaomi Томми Лиц говорит, что в линейке Mi компания предлагает то, что гарантированно понравится пользователям, а в Mi MIX она экспериментирует с дизайном и набором функций.
Xiaomi Mi Mix
Эта позиция самая взвешенная. У Meizu же крайность: она строго игнорирует тренды и угождает только первому типу клиентов — флагманы Pro 7, 15 и 16th смотрятся бодро и необычно, если вы внимательно следите за индустрией и устали от однообразия.
Но в глазах далекого от сферы клиента условный 16th будет казаться отсталым, потому что широкие грани рамки сверху и снизу, отсутствие выреза и подобные элементы дизайна — это неактуальные решения.
Нет грамотного продвижения
Одним из факторов успеха Apple стало формирование комьюнити из фанатов бренда. Топ-менеджеры на презентациях говорили, чем их взгляды на индустрию отличаются от остальных производителей, аудитория принимала их и следовала за брендом. Так, появилось сообщество «яблочников».
По этому же принципу работают Xiaomi и OnePlus. Особенно ярко это делает второй бренд. Наиболее точно ее действия описало издание The Verge: «OnePlus похожа на производителя, который никогда не закончит кампанию на Kickstarter.
Кредо компании — продукт, развиваемый силами сообщества, что дает каждому покупателю OnePlus чувство причастности к бренду. И конечно же, как и в случае с Kickstarter, это больше маркетинговая полуправда, чем реальность».
Соответствует ли продукция компании словам фанатов, другой вопрос. Важен факт, что коммуникация с пользователями проходит успешно. Именно так появляются фанаты.
Meizu плоха и в плане общения с фанатами. Она не выражает свои принципы создания смартфонов, хотя подход к дизайну можно было. Начиная с 2015 года, когда компания отказалась от выпуска устройств редко, но ярко, ее политика стала абсолютно конъюнктурной.
Лицо Apple — минималистичный дизайн, в котором она следует принципам немецкого движения баухаус. По нему, любой элемент дизайна должен выполнять прежде всего практическую, а потом эстетическую функцию.
Samsung остается главным антагонистом Apple, смартфоны Xiaomi сохранили имидж самых выгодных по соотношению цены и качества, Huawei известна амбициями и стремлением быть лучшей. Единственная идея Meizu — не следовать трендам. Этого мало.
За последние 10 лет мобильный рынок сильно изменился. Meizu не смогла перестроиться, поэтому и оказалась лишней.
Чтобы выжить и быть в числе лучших, для производителей Android-смартфонов важны три фактора: широкий ассортимент смартфонов, следование трендам и грамотное продвижение.
Эти моменты Meizu игнорировала в лучшие времена, но сейчас без них никак. Компания оказалась лишней в современном мире.
Meizu вернётся в Россию. Вы заметили, что эти смартфоны пропали?
Китайская компания Meizu планирует возобновить продажи своих смартфонов на российском рынке. Она ушла с него несколько месяцев назад и испытывала проблемы с бизнесом даже в своей родной стране.
31 октября в Москве состоится презентация новых смартфонов, которые Meizu будет продавать в России. Их дистрибуцией займётся компания ELKO Russia, которая продаёт продукцию брендов Nokia, Xiaomi, Vivo, Blackview и Honor.
Этой осенью Meizu выпустит в продажу три смартфона: модель среднего уровня 16 Xs, а также недорогие устройства M10 и Note 9:
В июле 2019 года Meizu покинул разработчик Хонг Хангшенг, отвечавший за развитие оболочки Flyme OS, а также сооснователь и вице-президент компании Ли Нан. К середине 2019 года Meizu уволила почти треть сотрудников и закрыла большую часть своих магазинов в Китае. В 2016 году торговая сеть компании насчитывала 2700 точек, а летом этого года из них осталось лишь 5. Этим летом Meizu получила государственное финансирование: муниципальный фонд города Чжухай инвестировал в неё 15 миллионов долларов США.
Meizu выпускает смартфоны, достойные внимания, хотя иногда воспринимает саму себя в качестве «обкаточной площадки» для чужих технологий. Вот как глава российской PR-службы Meizu комментировал слух о том, что Meizu собирается выпустить смартфон с прозрачной камерой в экране:
Это достаточно сильно похоже на правду, не секрет, что MEIZU активно использует технологии SAMSUNG (в какой-то мере, MEIZU это обкаточная площадка для того, что появится в топовых самсунг чуть позже). Из последних примеров — сканер отпечатков, который был реализован в MEIZU 16th/16 на базе новейших матриц дисплея от Samsung. Поэтому и то, что именно в мейзу у первых появится технология скрытой в экране фронталки — вполне вероятно. А следом оно выйдет в каком-нить Samsung Note 10.
Почему «Яндекс»? Ответ прост — компании нужны свои устройства, а опыт с Яндекс.Телефоном показывает, что создавать их она не умеет и вряд ли научится в обозримом будущем. Покупка как производства, так и сильного R&D за такие деньги — это легкий способ решить свои проблемы. Но главное, что в России рынок для продуктов Meizu есть, и он большой, проблема в предыдущие годы была только в одном — не было товара в достаточных количествах, поэтому доля колебалась от одного до трех процентов. Поставят товар — и доля растет, не будет товара — и она падает. Ясно, что «Яндекс», скорее всего, не будет инвестировать в Meizu, слишком большая сумма, долго принимаются решения, да и нет людей, что понимают перспективы такого решения, и главное, как его конвертировать в продажи внутри России. С другой стороны, попробую объяснить на счетах — покупка доли в производстве вместе с Alibaba Group с прозрачными параметрами может увеличить капитализацию «Яндекса».
Meizu объявила о возвращении линейки недорогих устройств Meizu M
Meizu была одной из самых успешных китайских компаний по производству смартфонов, в частности, благодаря бюджетной линейке телефонов Blue Charm
Компания Meizu официально сообщила о том, что она возвращает к жизни линейку устройств Blue Charm, последний представитель которой вышел в 2018 году.
Ещё несколько лет назад Meizu была одной из самых успешных китайских компаний по производству смартфонов, в частности, благодаря бюджетной линейке телефонов Blue Charm. За пределами Китая они выходили в линейке Meizu M.
В июле компания зарегистрировала несколько новых учётных записей в социальной сети Weibo, которые указывают на грядущие новые устройства: Blue Charm Tablet, Blue Charm Watch, Blue Charm TV и Blue Charm Router. Названия учётных записей позволяют предположить, что Meizu планирует выпустить планшеты, часы, телевизоры и маршрутизаторы в линейке Blue Charm.
Meizu объявила о возвращении бренда спустя 1269 дней перерыва. Бренд приостановил выпуск продукции в марте 2018 года, при этом Meizu представила линейку продуктов Charm Blue в декабре 2014 года.
Информация из Weibo также показывает, что бренд Charm Blue возглавит Хуа Хайлианг (Hua Hailiang), вице-президент Meizu Technology. Ли Нань (Li Nan) долгое время возглавлял подразделение Charm Blue, пока в прошлом году не покинул компанию, чтобы основать собственный стартап.
Китайская компания будет бороться за долю рынка, образовавшуюся после ухода Huawei. Сообщается, что компания вскоре начнет публиковать тизеры своих новых устройств.