Что случилось с майкрософт
Microsoft гигантскими темпами расширяет штат по всему миру, но массово увольняет россиян
Глобальный штат Microsoft за последние четыре года разросся на 46,5% и превысил отметку в 180 тыс. человек. Корпорация стремится нанимать как можно больше женщин, афроамериканцев и представителей различных мужчин, но в то же время увольняет россиян. Российское представительство компании за тот же период лишилось почти 50% штата.
Microsoft нужны люди
Корпорация Microsoft значительно расширила свой мировой штат за последние четыре года, пишет ZDnet. С 2017 по 2021 гг. число людей, работающих на софтверного гиганта, выросло на 46,5%.
В настоящее время кадровый состав Microsoft насчитывает свыше 180 тыс. человек по всей планете, включая Россию. Притом это касается исключительно штата самой корпорации, без учета работников соцсети LinkedIn (Microsoft владеет ею с июня 2016 г.) и репозитория GitHub (куплен Microsoft в июне2018 г.).
Однако рост числа работников Microsoft достигается отнюдь не за счет всех стран присутствия корпорации. Численность сотрудников российского представительства, к примеру, планомерно сокращается.
Кадровый состав Microsoft
Согласно официальному отчету Microsoft, опубликованному 20 октября 2021 г. в корпорации преобладали сотрудники мужского пола, притом с огромным перевесом. Так, доля женщин составляет лишь 29,7% против 69,3% мужчин. Чем обусловлено такое гендерное неравенство, Microsoft не объясняет, однако указывает в отчете, что за последнее время количество представительниц женского пола в корпорации выросло.
Microsoft сообщила, что доля латиноамериканцев среди ее работников выросла на 0,5% и составила 7% от общей численности рабочей силы в США. В то же время доля афроамериканцев составляет лишь 5,7%, что означает рост на 0,9% за последний год.
В США на Microsoft также работают и коренные американцы, а также коренные жители Аляски. На них приходится 0,5% штата. Плюс есть коренные жители Гавайских островов и островов Тихого океана – 0,2%.
Изменения в связи с общемировыми тенденциями
Указав в отчете о росте количества женщин в коллективе, Microsoft отметила также и увеличение числа работников, относящих себя к тем или иным меньшинствам. Корпорация подчеркнула, что сосредоточилась на «диверсификации компании на всех уровнях, от технических должностей до директора и исполнительного директора».
В отчете также говорится, что женщины и меньшинства добились наибольших успехов в розничном бизнесе компании. Помимо этого, есть пометка, что 7,1% сотрудников Microsoft идентифицируют себя как инвалиды.
Количество сотрудников-афроамериканцев Microsoft в США среди менеджеров составляет 3,9%, среди директоров – 3,2%. На исполнительном уровне их представительство увеличилось на 1,9 процентных пункта за последний год и достигло 5,6%.
Сотрудники из числа латиноамериканцев в кадровом составе Microsoft в США составляют 6,0% (менеджеры), 5,2% (директора) и 5,2% (партнеры и руководители). На исполнительном уровне их доля составляет 3,7%.
Сотрудники, отождествляющие себя с азиатской этнической группой, составляют 31,0% менеджеров, 31,3% директоров и 26,2% партнеров и руководителей. На исполнительном уровне азиатское представительство достигло 23,3%.
В масштабах всего мира количество женщин среди менеджеров Microsoft достигло 27,1%., 22% директоров корпорации являются представителями женского пола. Тем временем, представительство женщин-руководителей снизилось на 0,6 процентных пункта с 2019 по 2020 гг., но увеличилось на 1 процентный пункт в 2021 г. Итоговый результат на момент выхода отчета – 25%.
Что происходит в России
В росте числа работников Microsoft заслуги российского представительства корпорации (ООО «Майкрософт рус») нет. В июне 2021 г. CNews писал, что российский офис компании из года в год активно теряет сотрудников.
Для сравнения, в 2014 г. на Microsoft в России работало порядка 1000 человек. К 2016 г. их стало вдвое меньше – 500 человек. На июнь 2021 г. в «Майкрософт рус» оставалось лишь 300 человек, и это еще далеко не предел.
По предварительным прогнозам, в обозримом будущем Microsoft сократит свой российский штат еще на 10-15%. Таким образом, работы лишатся еще 30-45 человек.
Причин у всего этого несколько, но среди них можно выделить три основные. Первая – это «трансформация бизнеса» корпорации, начавшаяся еще в 2013 г. Вторая – оптимизация бизнес-структуры, в особенности сфер продаж, сервиса и маркетинга.
На сокращение штата «Майкрософт рус» повлияло и падение продаж продукции Microsoft в России. Это третья основная причина. Снижение спроса на софт было вызвано, в том числе, и политикой импортозамещения.
Россия без Microsoft: Как жить дальше?
Изменение формулы продаж самого популярного офисного пакета не имеет никакого отношения к новому пакету санкций, но все равно является серьезным сигналом американского бизнеса российским клиентам
Накануне введения очередных антироссийских санкций (с 22 ноября) пытливые интернет-пользователи обнаружили, что гигант мировой IT-индустрии, одна из самых дорогих компаний мира Microsoft прекратила продажи своего офисного пакета на собственном официальном сайте. Прайс остался, возможность сравнения тарифных планов осталась, но при попытке оформить заказ посетителю предлагают обратиться к некоему «розничному продавцу», причем, что характерно, без всяких указаний на то, как этого розничного продавца найти.
Сворачивание бизнеса
Информация о том, что Microsoft присоединился к антироссийским санкциям, прошла 20 ноября по всем крупным и профильным российским СМИ. И это очень забавно. Потому что продажи MS Office через сайт Microsoft прекратились еще 1 октября (!), но этого практически никто не заметил. Что косвенно доказывает, насколько непринципиальным является для американского гиганта наш рынок – мало кому в России приходит в голову покупать популярный офисный пакет, если его можно совершенно бесплатно установить с торрент-трекеров или со старых пиратских дисков.
Фото: www.globallookpress.com
Об этом со своим фирменным цинизмом хорошо сказал замечательный писатель и опытный компьютерный «пират» Юрий Бригадир:
О причинах прекращения продаж «Майкрософт» сообщил крайне уклончиво: «после проведения технического и операционного анализа». Источники в компании сообщили тогда, что планируется перевести все продажи на доллары, однако прошло уже почти два месяца, но никаких изменений не произошло: чтобы поменять валюту в биллинге, нужно несколько минут.
Судя по всему, детище Билла Гейтса и впрямь сворачивает активный бизнес в России. По двум причинам – уровень пиратства остается крайне высоким, а прибыль от продаж находится примерно на 236-м месте в списке источников дохода корпорации.
Никакого запрета на программы Microsoft не будет ни с нашей, ни с американской стороны, но очевидно, что наши отношения себя исчерпали. Представители свободного мира активно поддерживают административные запреты и ограничение конкуренции. Такой свободы нам не нужно.
И в очередной раз встает вопрос: чем будем заменять?
Фото: Volodymyr Kyrylyuk / Shutterstock.com
Жизнь после динозавров
Правильный ответ: уже заменили.
Полагаем, минимум на половине электронных устройств, имеющих многозадачную операционную систему (десктопы, лэптопы, неттопы, планшеты, смартфоны), уже сейчас нет ни одного продукта Microsoft. Их слава в прошлом: практически все последние нововведения и приобретения оказались неудачными. Windows Phone, OneDrive, даже Skype – маргинальные проекты, сильно уступающие конкурентам от Google, Apple и небольших, но гордых компаний, выпустивших в последние годы целый ряд очень удачных мессенджеров.
Двадцать лет назад использование компьютеров было уделом профессионалов. Сейчас профессионалов уделали любители, которые понятия не имеют, что там внутри планшетика, зато набирают реплики в инстаграмчик со скоростью, и не снившейся ученикам профессора Шахиджаняна. Они точно не смогут найти различий между текстовыми или табличными редакторами разных производителей. Да, MS Office остается стандартом де-факто, это объективно лучший офисный пакет, но нюансы, отличающие его от бесплатных аналогов, не имеют никакого значения практически для всех пользователей, кроме совсем уж упоротых гиков.
В поисках отечественной альтернативы мы немедленно натыкаемся на опасность распила государственных денег под предлогом производства очередной «российской операционной системы» и сопутствующих ей приложений. Пожалуйста, не надо называть поделки на базе Linux или FreeBSD, в том числе ростеховскую «Ось», «Мобильную систему Вооруженных Сил» или «Зарю», «российскими операционными системами». Этим мы ставим себя на уровень печально известного Дениса Попова – уральского школьника, якобы написавшего совершенно новую операционку, а не деле просто изменившего «обои» рабочего стола Ubuntu Linux и поменявшего несколько копирайтов и логотипов на свои. Мальчик занял первое место на конкурсе юных интеллектуалов Среднего Урала, чем поверг специалистов в печальные размышления об интеллекте тех, кто выбирает наших интеллектуалов. Настоящие, а не фейковые русские программисты действительно сделали несколько удачных версий Linux – и этого, в принципе, достаточно. Это свободное программное обеспечение, платить за него не надо – только за квалифицированную поддержку.
Фото: www.globallookpress.com
Потому что бессмысленно писать собственную операционку с закрытым кодом для установки на компьютеры с американскими или азиатскими чипами, занимающими более 99,9% нашего рынка. Секретности и безопасности при таких условиях все равно не будет.
Собственные наши процессоры («Байкал», «Эльбрус») неконкурентоспособны на мировом уровне передовых решений (сравнимы с усеченными «бюджетниками» типа Intel Atom и Celeron), но уже вполне подходят для решения повседневных задач в десктопах и неттопах. И вот на их основе уже можно потихоньку разрабатывать свои настольные и мобильные операционные системы – перспективным направлением выглядит, скажем, написанная с нуля KasperskyOS. За этим последуют и защищенные приложения, главным из которых должен, безусловно, стать офисный пакет. То есть железо – первично, софт – вторичен. А к железу Microsoft практически никакого отношения не имеет.
Хотелось бы сказать огромное спасибо компании Microsoft. За то, что она не мешала нищей России 1990-х и полунищей 2000-х пользоваться пиратскими версиями Windows и Office. За программу, простите за тавтологию, бесплатных программ для учебных заведений. За всеобщую компьютерную грамотность, которой русские до сих пор поражают западных коллег. Да хоть за то, что заступилась за учителя Поносова.
Дальше мы как-нибудь сами.
* Текст написан в лицензионной версии программы Microsoft Word.
Microsoft ужалась втрое
В ближайшее время численность сотрудников Microsoft в России может снизиться на 15%, рассказал источник РБК. Еще один участник рынка уточняет, что у компании «уже давно идут плановые сокращения: с 2014 года, когда в местном офисе работали около 1 тыс. человек, штат сократился примерно до 300».
Как пояснил один из собеседников РБК, за последние несколько лет бизнес Microsoft в России «серьезно трансформировался», что сопровождалось несколькими волнами сокращения штата. Первые волны, по его словам, прошли в 2013–2017 годах и были связаны с изменением стратегии компании и оптимизацией бизнес-модели — часть функций была передана в европейские офисы (например, поддержка продуктов для среднего и малого бизнеса сейчас осуществляется из Ирландии), а также с тем, что компания переориентировалась на облачные решения — это потребовало перенастройки канала продаж и сервиса. В это время, по его оценке, были сокращены 10–15% персонала.
«В 2017–2019 годах компания сократила еще около 15% персонала в связи с оптимизацией бизнес-структуры, в основном из вспомогательных подразделений — продаж, маркетинга, сервиса. Сокращение персонала также провоцировало падение продаж компании, что отчасти было связано с политикой импортозамещения. Изменилась региональная политика компании, были закрыты или урезаны ряд региональных офисов», — говорит собеседник РБК.
По данным СПАРК, среднесписочная численность ООО «Майкрософт Рус» в 2016 году (наиболее ранняя доступная статистика) составляла 501–1000 человек. По итогам 2017 года этот показатель сократился до 588 человек, в 2018-м — до 500 человек, в 2019-м — до 438 человек, а в 2020-м — до 392. Другие данные приведены в пояснении к бухгалтерской отчетности компании: на конец 2020 года у нее было 399 сотрудников, 2019-го — 403, 2018-го — 469 (последняя доступная статистика).
Еще менее 100 человек на конец 2020 года работали в филиалах «Майкрософт Рус» и других «дочках» корпорации в России — «Майкрософт Девелопмент Центр Рус», «Майкрософт Мобайл Рус» и «Майкрософт Пейментс Рус». За последние годы компания закрыла филиалы в Уфе, Челябинске, Кемеровской, Волгоградской, Калининградской и Саратовских областях.
Представитель Microsoft в России, в свою очередь, отметил, что «у компании не было крупномасштабных сокращений в последнее время» (данные из отчетности компании он комментировать не стал). «Microsoft и ее российские офисы продолжают работу в прежнем объеме», — дополнил он.
Несмотря на сокращение в России, общий штат сотрудников Microsoft по всему миру в последние годы увеличивался. По итогам 2020 финансового года (закончился 30 июня 2020 года) этот показатель составлял 163 тыс. человек, что на 13% больше, чем в предыдущий год. Более половины (59%) сотрудников работали в США. В целом за последние несколько лет Microsoft сокращал штат дважды — в 2015 году на 8% по сравнению с предыдущим годом, до 118 тыс. сотрудников, а также в 2016-м — на 3%, до 114 тыс.
Повлиял ли переход на российский софт
Выручка от продаж «Майкрософт Рус», по данным СПАРК, в последние годы снижается: если в 2016-м она составляла 9,9 млрд руб., то по итогам 2020-го — 6,5 млрд руб. Но чистая прибыль за эти годы, наоборот, выросла: с 537,6 млн до 542,3 млн руб.
С 2016 года госорганы должны закупать софт в первую очередь из реестра отечественного программного обеспечения. Позже это требование распространилось и на госкомпании. Летом 2020 года Госдума приняла поправки, вводящие механизм квотирования закупок российской продукции для госорганов и госкомпаний. С этого года, например, не менее 90% электроники и 50% закупаемых компьютеров должны быть российского происхождения. Также власти намерены полностью перевести на российское программное обеспечение и оборудование владельцев критической информационной инфраструктуры, к которой относятся сети связи и ИТ-системы госорганов, энергетических, финансовых, телекоммуникационных и ряда других компаний. Разработанный Минцифры проект предлагал ввести дедлайн для перехода на российское ПО с 2023 года, а на отечественное оборудование — с 2024-го. Однако владельцы подобной инфраструктуры раскритиковали предложение, назвав сроки невыполнимыми, а переход слишком дорогим. По оценке РСПП, для всех владельцев критической информационной инфраструктуры в стране он обойдется примерно в 1 трлн руб.
Заметили ли сокращение клиенты
Как отмечается в пояснении к бухгалтерской отчетности «Майкрософт Рус», ее основными покупателями в России выступают ирландские подразделения корпорации — Microsoft Ireland Operation Limited и Microsoft Ireland Research, по договорам с которыми компания продвигает товары на российском рынке — на них приходилось 79% в объеме продаж в прошлом году. Остальные 21% приходились на российских покупателей, основными из которых в отчетности названы «дочка» «Роснефти» «Сибинтек», Сбербанк, «Ростелеком», Газпромбанк, Банк ВТБ, «Аэрофлот», «СофтЛайн Трейд», «ВымпелКом», «Лаборатория Касперского» и «Газпром нефть».
Представитель «Ростелекома» заявил, что компания «не использует продукты Microsoft в больших объемах, поэтому не заметила каких-либо изменений». «В рамках действующих лицензионных соглашений Microsoft продолжает исполнение своих контрактных обязательств и уведомлений о каких-либо изменениях не направлял. Дополнительно мы продолжаем развивать сотрудничество с отечественными разработчиками офисного ПО в рамках нашей программы по импортозамещению, а также активно ведем собственную разработку ИТ-решений», — отметил он.
Представители «Лаборатории Касперского» и «СофтЛайн Трейда» отказались от комментариев. РБК направил запрос другим основным покупателям Microsoft в России.
«Мы не про жадность» Microsoft 25 лет приучала весь мир к Windows. Что позволит ей победить Apple?
В четверг, 24 сентября, Сбербанк проведет масштабную конференцию под названием СберКонф, где расскажет о развитии собственного бизнеса. В преддверии мероприятия «Лента.ру» продолжает цикл статей о крупнейших технологических компаниях планеты, которые сделали ставку на создание собственных экосистем. На этот раз речь пойдет о Microsoft. Детище Билла Гейтса можно считать первопроходцем в череде таких историй. Долгие годы самый известный его продукт — операционная система Windows — остается абсолютным лидером в мире персональных компьютеров как раз благодаря тому, что компания предугадывает потребности клиента. Microsoft не устраивает революций, а берет максимально широким, по сравнению с другими технологическими гигантами США, охватом и комфортом. Мягкая сила — в материале «Ленты.ру».
Сбербанк уже давно вышел за рамки привычного банковского обслуживания. Сейчас в его экосистему входит больше 30 сервисов для бизнеса, учебы, покупок, подбора персонала и даже оказания услуг мобильной связи. Некоторые из них компания развивает в партнерстве с Mail.ru Group (у компаний есть совместное предприятие в сфере транспорта и еды) и Rambler Group. Однако на этом компания останавливаться не намерена, о будущем экосистемы Сбербанк расскажет в ходе большой конференции СберКонф 24 сентября
Первые успехи Microsoft достигнуты за счет того, что ее операционная система стала доступом ко всему спектру современных компьютерных технологий и возможностей, которые те дают. Пользователю требовалась веская причина, чтобы отказаться от Windows и перейти на другую систему, но чаще всего причины не находилось. Стандарт от Microsoft оказался настолько подходящим для человечества, что и десятки лет спустя недовольных не так уж много.
Похожую логику компания использовала для развития своего бизнеса и в дальнейшем. Она пыталась войти в новое для себя направление таким образом, чтобы сделать преимуществом связь с другими своими продуктами. В такой ситуации клиент должен был без каких-либо сложностей переходить с одной задачи на другую. Продукт Microsoft в каком-то смысле стал продуктом для ленивых, ведь именно таких людей Билл Гейтс ценит больше всего.
Я всегда выберу ленивого человека для тяжелой работы, потому что он найдет способ, как сделать ее проще
Погоня
Два ключевых игрока на рынке операционных систем, Apple и Microsoft, появились практически одновременно — в апреле и ноябре 1976 года. Но если первая занималась выпуском персональных компьютеров, то есть конечного продукта, то вторая вначале писала интерпретаторы языков программирования Basic, Fortran и Cobol-80 для разных платформ — и даже для Apple, а затем сосредоточилась на операционных системах.
Прорывом для Стива Джобса и Стива Возняка стал 1977 год — тогда компания выпустила свой первый массовый компьютер Apple II. А вот Билл Гейтс и Пол Аллен пришли к успеху в 1980-м, когда договорились разработать операционную систему для одного из главных технологических гигантов того времени — компании IBM. Система получила название MS-DOS 1.0. Доходы Microsoft взлетели после того, как IBM не стала патентовать свою архитектуру, и за год многие производители выпустили копии компьютеров, к которым также подходила MS-DOS 1.0. За каждую проданную машину Гейтс и Аллен получали свой процент.
Билл Гейтс и Пол Аллен
Фото: Doug Wilson / Corbis via Getty Images
В январе 1984 года Apple представила революционный графический интерфейс в новой операционной системе System 1.0 (название Mac OS появляется только в восьмой версии). Почти два года спустя, в ноябре 1985-го, вышла Windows 1.0. Она не стала полноценной графической операционной системой, только надстройкой. Однако тогда же специалисты Microsoft начали разработку собственных прикладных программ, которые мы сейчас знаем как пакет Office — это Word, Excel и другие. Спустя десять лет такая работа привела к появлению Windows 95. Продукт перевернул представление о том, как должна выглядеть операционная система. Его развитие обеспечило компании практически монопольное превосходство в мире.
С миру по нитке
Получив признание и средства для инвестиций, компания из Редмонда задумалась о новых сферах деятельности и начала активно приобретать интересные проекты. За 25 лет Microsoft купила более 225 компаний и доли еще в 64.
Первым ключевым вложением стала покупка Forethought в июне 1987 года. Из ее разработок позднее появилась программа для презентаций PowerPoint. Спустя десять лет, в 1997-м, корпорация потратила 500 миллионов долларов на бесплатную службу электронной почты Hotmail. В начале 2000 года за 1,375 миллиарда долларов была куплена Visio Corporation — ее решения стали основой для редактора диаграмм и блок-схем Microsoft Visio.
Microsoft Dynamics, ранее — Microsoft Business Solutions, появилась после приобретения в июле 2002 года датской компании Navision за 1,33 миллиарда долларов. Присоединение позволило корпорации выйти на рынок программных приложений для планирования ресурсов предприятий и управления взаимоотношениями с клиентами, так называемые ERP и CRM. В августе 2007 года Microsoft купила онлайновую рекламную компанию aQuantive за 6,333 миллиарда долларов, чтобы вписаться в сегмент интернет-рекламы.
В мае 2011 года корпорация стала владельцем Skype, потратив на сервис 8,5 миллиарда долларов. На тот момент это было в 32 раза больше, чем операционная прибыль сервиса, но дело стоило того, ведь Skype считался стандартом голосовых и видеозвонков. Более миллиарда долларов было потрачено на покупку Yammer — эта компания создала службу корпоративных социальных сетей, что впоследствии стало частью Microsoft Office 365.
На рынок мобильных операционных систем Microsoft вышла еще в 2000 году с Pocket PC 2000 — первой версией Windows Mobile. В 2007-м система по распространенности в мире отставала только от Symbian, однако компания упустила момент, когда Android и iOS рванули вперед.
В попытке догнать уходящий поезд была представлена новая разработка — Windows Phone, но вышла она слишком поздно, только в октябре 2010 года. Весной 2014-го компания за 7,2 миллиарда долларов купила бизнес финской Nokia по выпуску мобильных устройств, чтобы продвигать свой продукт. После выхода Windows 10 мобильная система получила название Windows 10 Mobile. Однако в 2019 году продукт пришлось закрыть, поскольку он так и не смог завоевать любовь пользователей. Впрочем, упускать рынок смартфонов Microsoft не собирается. Для этого корпорация решила пойти на сотрудничество с другим технологическим гигантом — Google. Купить ее, конечно, не выйдет, однако совместная экосистема с Android напоминает тактику Microsoft из 1990-х — главное стать проводником всех возможных услуг.
Стивен Элоп и Стив Балмер
Фото: Simon Dawson / Bloomberg via Getty Images
В июне 2016 года Microsoft приобрела LinkedIn, социальную сеть для поиска и установления деловых контактов. Рынок удивил и факт сделки, и сумма — 26,2 миллиарда долларов. К маю 2020 года в ней были зарегистрированы 706 миллионов пользователей из 150 стран.
Выходом на новую территорию стала и покупка в июне 2018 года самого популярного ресурса для проектов в открытом исходном коде GitHub, который еще называют «социальной сетью для разработчиков». Стоимость сделки составила 7,5 миллиарда долларов. А последним знаковым приобретением для корпорации из Редмонда можно назвать выкуп Affirmed Networks — компании, которая занимается программным обеспечением для управления инфраструктурой операторов сотовой связи. Цена вопроса составила 1,35 миллиарда долларов, соглашение позволит корпорации заняться технологиями для сетей пятого поколения 5G.
Не только Windows
Однако ни в коем случае нельзя сказать, что Microsoft только и делает, что скупает чужие продукты. В частности, еще в 2001 году компания вышла на рынок игровых консолей, и следующие почти 20 лет прошли под знаком конкуренции между Sony PlayStation и Xbox. Японская корпорация не упускала лидерства, но их гигантский отрыв от конкурентов был нарушен лишь в последние годы — двоевластие поколебала Nintendo со своей Switch. На этом фоне Microsoft в сентябре купил за 7,5 миллиарда долларов ZeniMax Media, материнскую компанию для Bethesda Softworks, одной из крупнейших в мире студий компьютерных игр.
Чрезвычайно важным, более того, самым прибыльным направлением бизнеса Microsoft стал облачный сервис Azure, запущенный в феврале 2010 года. По сути это предоставление клиентам доступа к вычислительным мощностям компании, с помощью которых те могут использовать готовые решения и обойтись без приобретения дорогих серверов. Главными конкурентами Microsoft в этой области являются Amazon Web Services и Google Cloud Platform.
Фото: Chesnot / Getty Images
Широкую популярность набирает платформа Microsoft Teams, конкурент лидирующего на рынке корпоративных мессенджеров приложения Slack. Представленный в 2016 году продукт стал частью пакета Office 365 и уже в 2019-м обошел Slack по числу ежедневных пользователей.
Год назад компания объявила о намерении создать собственную умную колонку. Голосовой помощник для нее уже существует — Сortana, а вот само устройство пока не готово. Функционал, указанный в патентной документации, во многом повторяет аналогичные устройства от Amazon и Google, уже начавшие завоевывать рынок.
Во все стороны
Главным отличием Microsoft от других крупнейших технологических компаний остается отсутствие ключевого направления бизнеса. По данным за 2019 год, четверть доходов (25,9 процента) компания получает от Azure, почти столько же (25,2 процента) — от продажи и поддержки продуктов Office. На операционную систему Windows приходится 16,2 процента, на Xbox One и компьютерные игры — 9,1 процента. Остальные деньги приносит поисковый сервис Bing (6,1 процента), LinkedIn (5,4 процента), устройства Surface (4,8 процента), услуги и решения для оптимизации деятельности компаний (Enterprise Services, 4,8 процента).
Для сравнения, у Facebook доход от рекламы составляет 98,5 процента, а у Alphabet (материнская компания Google) — 83,3 процента. Для Apple ключевым продуктом стал iPhone — 54,7 процента доходов, а Amazon 50,4 процента средств приносят онлайн-продажи. Таким образом, Microsoft — единственный из технологических гигантов США, который по-настоящему не зависит от какого-то одного направления. Но, как замечает основатель компании, дело вовсе не в попытке заработать на всем подряд любой ценой.
Microsoft — это не про жадность. Microsoft — это про инновации и справедливость
Чистая прибыль Microsoft по итогам 2019-2020 финансового года (заканчивается в США 30 июня) выросла, несмотря на кризис, на 12,8 процента, до 44,281 миллиарда долларов. Выручка увеличилась на 13,6 процента, до 143,015 миллиарда долларов.
Последние годы компания конкурировала с Apple за статус самой дорогой в мире и в 2018-м даже вернула себе первое место. В конце прошлого года в их спор после рекордного в истории IPO вмешалась Saudi Aramco, но уже летом на фоне падения нефтяных котировок саудовская компания утратила лидерство. В настоящее время капитализация Microsoft превышает 1,5 триллиона долларов. Компания тоже участвовала в ралли технологического сектора, но воспользовалась им в меньшей степени, чем конкуренты из Купертино.
Может повторить
Для Microsoft объединение продуктов в единую связную систему всегда было способом их продвижения и достижения максимальной синергии. Из последних примеров можно вспомнить Microsoft Teams. Мессенджер включен в Office 365, так что у руководства компаний возникает логичный вопрос — зачем платить за отдельное приложение с таким же функционалом? А для личного пользования одной из функций, добавленной в последнюю версию Excel, стала вкладка «Еда», позволяющая отслеживать результативность диеты. Таким образом, безальтернативность офисного пакета от Microsoft, несмотря на попытки создать его аналоги, обеспечена в первую очередь его многофункциональностью.
Однако, кажется, что компания из Редмонда собирается пойти еще дальше. Как утверждает редактор авторитетного портала ZDNet Мэри Джо Фоли со ссылкой на источники, близкие к руководству, Microsoft собирается объединить все свои «сервисы для жизни» в одну метасистему с рабочим названием MetaOS. В нее попадут все услуги по подписке Microsoft 365, пользовательские данные из «облака», мобильные приложения и многое другое. В каком-то смысле компания хочет создать аналог китайского суперприложения WeChat, который совмещает в себе множество сервисов и стал неизменным спутником каждого жителя КНР.
И именно этот техногигант подошел к развитию своей экосистемы до такого уровня. Несмотря на слабые места в ряде направлений, в первую очередь на рынке мобильных устройств, Microsoft равномерно входит во все сферы жизни современного общества. Ситуация все больше напоминает ту, что сложилась 25 лет назад, — когда Windows 95 вытеснил конкурентов не за счет технических прорывов, а с помощью максимального внимания к интересам людей.