Что случилось с марусей
Почему закрылся проект Маруся?
Если сказать вкратце, то дурость, непрофессионализм и русский авось — основные причины краха самого одиозного российского проекта. Но это все громкие слова, подтверждение которых, я постараюсь найти в истории развития суперкара Маруся.
Те, кто интересовался данным автомобилем знает, что идейным вдохновителем и в принципе, всей движущей силой проекта, был Николай Фоменко (шоумен, певец, актер, гонщик). Человек без инженерных знаний в области автомобилестроения, огромных финансовых вливаний, глубокой веры в проект и желания идти до конца, решил тягаться с такими корифеями данного сегмента как Феррари и Ламборджини. И вот итог, проект закрылся спустя 7 лет. Почему так вышло?
Начало истории Marussia
Ровно через год после объявления о создании российского суперкара, вышел первый прототип Маруся В1. Не продав ни одного экземпляра компания решила, что нужна еще одна модель и спустя короткий промежуток времени вышла Маруся В2, а в 2010 году внедорожник F2.
Маруся и Формула-1
В 2012-м году вышла новая модель для гонок Ф-1 под индексом MR-1, но она не прошла обязательный краш-тест и поэтому не смогла принимать участия в соревнованиях. Из-за череды неудач Р. Бренсон отказался от гоночной команды и Маруся осталась у разбитого корыта. Чтобы проект совсем не развалился, Фоменко решил заручиться поддержкой госбюджета и принять участие в проекте «Кортеж» (президентский лимузин с внедорожниками сопровождения). Совместно с НАМИ они выиграли тендер на постройку президентского лимузина, получателем государственных денег были НАМИ, а платформу поручили разрабатывать Марусе. Впоследствии НАМИ отказалась от услуг Фоменко и тот опять остался ни с чем. Сказать, что ему просто не повезло? Не думаю. Виной всему не правильная стратегия и ставка на ненадежных партнеров.
В апреле 2014-го года было объявлена о закрытии проекта. Компания набрала прилично долгов по зарплате, а так же перед инвесторами.
Причина краха Маруси
Во-вторых, непрофессионализм, дурость и русский авось. Проект строился эмоционально, без точных расчетов и какого-либо бизнес-плана (как у нас обычно бывает). Были совершены непоправимые ошибки, которые похоронили, подающий надежды, проект (ведение сразу несколько моделей, участие в Ф-1 и параллельных проектах).
В третьих, некачественные прототипы: плохая сборка, слабые двигатели, непродуманный интерьер и много-много проблем, связанных с самим автомобилем. Существует ролик в интернете, где обзор Маруси делают немцы, там автор указывает на явные проблемы автомобиля, свойственные бюджетным автомобилям класса-В.
И наконец, отсутствие профессиональной команды. Одно то, что руководителем инженерной группы был шоумен, а не конструктор автомобилей, говорит, что как такового суперкара не выйдет. Остальной персонал тоже не был светилами инженерной мысли, маркетологами от бога и грамотными управленцами. Как утверждали сами сотрудники, часть запчастей поставлялось из Китая, хотя были немецкие аналоги, одинаковые с ними по цене. В последствии такие детали оказывались не лучшего качества и от них приходилось отказываться.
В истории автомобилестроения было много проектов, подобных Марусе и все они канули в лету, даже без таких непонятных шагов, что предпринимал Фоменко. И правильным решением, было бы проанализировать их ошибки, взять все их плюсы и переложить на свои рельсы. Было бы не лишним изучить модель развития производителей, которые находятся сейчас на вершине олимпа. Взять к примеру историю Феррари. Они сперва стали учавствовать в местных соревнованиях, и по мере набора опыта и усовершенствования своих моделей, выходили на более высокий уровень. С недоработанной моделью в мировом автоспорте делать нечего и тем более с такими слабыми двигателям, которые могут посоревноваться лишь с тюнингованными седанами на светофорных гонках.
Кстати о двигателях. На Марусю сперва устанавливался турбированный ДВС объемом 2,8 литра мощностью 300 л.с (от Ниссан), далее начали ставить 360-сильный и турбированный 420-сильный моторы (Cosworth). С двигателей в 420 л.с. начинают историю, а не заканчивают.
При всех технических проблемах и недоработках, автомобиль уже на данном этапе стоил не мало (от 150 тысяч долларов) и нашем горе конструкторам, бы выпустить на рынок модель с ценой себе в убыток (как делает большинство производителей), чтобы компенсировать хоть какие-то издержки на производство и занять определенную нишу в рынке. Но нет, русская душа широка и подобные идеи воспринимались как ересь. От зарубежных маркетологов поступали предложения о выпуске на рынок Маруси с ценой в 50-80 тысяч долларов (по курсу на 2009 год) с целью завоевания российского покупателя. Тем более, что ниша мощных и достаточно недорогих спортивных автомобилей в России не занята отечественным производителем. Это послужило бы отличной базой для последующего старта. Но амбиции не позволили довольствоваться малым. Итог печален.
История Marussia Motors — почему проект потерпел крах
Статья о проекте Николая Фоменко по выпуску суперкаров Marussia Motors — история компании и причины ее краха. В конце статьи — интересное видео о немецком тест-драйве модели Marussia B2! Статья о проекте Николая Фоменко по выпуску суперкаров Marussia Motors — история компании и причины ее краха. В конце статьи — интересное видео о немецком тест-драйве модели Marussia B2!
Проект Marussia Motors начинался очень эпатажно. Звучали громкие заявления, строились амбициозные планы. Организатор компании шоумен Николай Фоменко хотел выпускать и продавать по 500-700 суперкаров в год, составив таким образом серьезную конкуренцию Lamborghini, Ferrari и Porsche.
Однако громкие речи закончились ничем. Через 7 лет компания обанкротилась. Почему это произошло? Кто виноват? Могли ли российские «Маруси» на равных конкурировать с зарубежными аналогами? Давайте разбираться.
История компании Marussia Motors
Компания Marussia Motors (Маруся Моторс) была основана в 2007 г. актёром, шоуменом и гонщиком Николаем Фоменко и предпринимателем Ефимом Островским. Компания планировала заниматься производством спорткаров под маркой Marussia.
Уже через год был представлен первый автомобиль Marussia B1, чуть позже было объявлено о выпуске второго варианта суперкара B2. Летом 2010 года был презентован концепт кроссовера Marussia F2. Но ни один из этих автомобилей так и не вышел в массовое производство.
В конце 2009 г. Marussia Motors стала партнером Virgin Racing Ричарда Брэнсона и приняла участие в Формуле-1. Новая команда начала называться Marussia Virgin Racing, а Николай Фоменко стал в ней главой инженерного подразделения.
Сезон 2011 года завершился для команды не очень удачно, она не набрала очков. В 2012 году машина команды Маруся MR-01 не прошла обязательные краш-тесты, поэтому не смогла участвовать в заключительных заездах.
Но череда неудач не останавливала Фоменко. Хотя он и понимал, что дела идут неважно, но думал, что новые источники финансирования решат проблемы. Его компания совместно с НАМИ выиграла тендер проекта «Кортеж» по созданию отечественного лимузина для президента РФ и джипа сопровождения для охраны.
В дальнейшем планировались производство представительских авто для всех желающих. Однако получателем бюджетных средств (12 миллиардов рублей) стал государственный НАМИ. Директор НАМИ Максим Нагайцев отказался от услуг Marussia, поэтому Фоменко опять оказался у разбитого корыта.
Но шоумен не унывал. В начале 2013 г. компания пыталась получить заказ от Минобороны на разработку тактико-технических средств к многоцелевому вседорожнику («Суша-2»). Но это, скорее, напоминало агонию в попытке отыскать деньги. Ведь компания Marussia, в принципе, не могла в полной мере удовлетворить все требования военных закупщиков.
8 апреля 2014 г. Фоменка заявил о закрытии Marussia Motors. Работа над проектами была прекращена. Сотрудникам перестали платить зарплату. Долго продолжались судебные разбирательства, по которым Николай Фоменко должен быть выплатить банку «Петрокоммерц» 65,5 млн. руб. за кредит, предоставленный еще в 2011 году. Но на днях Мосгорсуд отменил это решение, поскольку правопреемник банка Павел Губнин отказался от исковых требований.
От проекта по производству отечественного суперкара остались только 30 тестовых вариантов Marussia B1, B2, один F2, аналог B2 в известной игре Need for Speed, а также множество красивых фотографий в интернете.
Почему проект Marussia потерпел крах
Давайте попробуем разобраться, что же послужило причиной подобного бесславного финала. Можно выделить несколько основных причин провала компании:
И доказательств тому уйма. Marussia – это не первая и, увы, не последняя компания, павшая жертвой выбора неправильной стратегии. Несколько лет назад обанкротилась голландская фирма Spyker, которая тоже грезила славой Ferrari. А компания Venturi из Франции наглядно доказала, что небольшое количество проданных спорткаров и участие в Формуле-1 ведут к катастрофе. Казалось бы, на ошибках нужно учиться, но компания Николая Фоменко один в один повторила ошибки своих предшественников.
Николай постоянно делал громкие заявления, но забыл, что, ввязавшись в этот проект, он перестал быть шоуменом. Ему нужно было стать бизнесменом, который не просто бросается пустыми фразами, а доказывает все реальными делами. Но это ему не удалось. Он так и остался шоуменом.
О чем можно говорить, если у него не было никакого бизнес-плана. Весь проект развивался по воле случая. Не понятно, каким образом он планировал продавать более 500 спорткаров ежегодно. К тому же в разных странах. Такие тиражи не снились Ascari, Wiesman, Noble, Gumpert, Caparo даже вместе взятым. Почему тогда Фоменко решил, что его «Маруся» станет такой популярной? По всей видимости, это было лишь его мечтой.
Причем следует отметить, что Николай долгое время работал главным редактором солидного автомобильного издания, поэтому наверняка знал, что на мировом рынке спорткаров сливки снимают только крупные игроки (Ferrari, Porsche, Lamborghini), а всем остальным приходится довольствоваться только крохами с царского стола.
Но Николай Фоменко все равно регулярно делал такие заявления, которые многих экспертов приводили в недоумение. Если, конечно, рассматривать их с позиции шоумена, то такой голословный пиар может быть уместным, однако это показывает, что предприниматель из Николая никакой.
Позже начали устанавливать 360-сильный мотор Cosworth и турбомотор на 420 «лошадок», но они не смогли кардинально улучшить положение Marussia. С такого двигателя (возможно, даже более мощного) нужно было начинать, но не заканчивать.
Тут можно привести пример компании Gumpert. Её создатель Роланд Гумперт сотрудничал с Audi и несколькими научными институтами. Он основательно подошел к самому проекту (с традиционной немецкой педантичностью).
Его спорткар Gumpert Apollo вызвал много восторженных откликов, поскольку автомобиль действительно получился хорошим. При этом Гумперт вел себя довольно сдержанно, не делал громких заявлений, не участвовал в Формуле-1 и всячески рекламировал свою разработку. Но даже при таком взвешенном и продуманном подходе компания Роланда Гумперта разорилась. Это очередной раз доказывает сложность осуществления таких проектов.
Как рассказывали работники компании, они закупали оборудование из Китая по ценам немецких аналогов. Но затем выяснялось, что купленное оборудование не работает должным образом. Закупили английские и итальянские запчасти, а они оказывались не нужными.
С таким подходом далеко не уедешь. Вот «Маруся» никуда и не доехала. После банкротства компании прототипы незаконченных суперкаров хранятся в полузаброшенных складах или вовсе стоят под открытым небом.
Могло ли все закончиться успехом
Да, могло! Точно никто не знает, сколько средств потеряли инвесторы, которые поверили в этот проект. Однако сумма может измеряться сотнями миллионов долларов. А ведь нужно было просто потратить эти деньги с большей выгодой.
Но русская душа захотела всего и сразу. Автомобиль не был еще доведен до ума, а его цена уже составляла 4,5 миллиона рублей (150 тысяч долларов по тогдашнему курсу). Это крайне дорого. Хотя Николай и заявлял, что нашел 500 покупателей. Но, скорее всего, его слова были очередным пиаром. Вряд ли кто-то готов был выложить такие деньги в кризисном 2009 году.
Но однозначно нашлись бы покупатели на качественный 500-сильный отечественный автомобиль за 60-80 тысяч долларов. Нужно было только хорошо разрекламировать спорткары. А на рекламу деньги были, так как не пришлось бы тратиться на Формулу-1 и разработку внедорожника.
Конечно, нужно было набраться терпения. За несколько лет бренд Marussia получил бы популярность и закрепился на рынке. Только после этого можно было повышать цену и браться за разработку новых моделей.
Самоокупаемость таких проектов – долгий процесс, причем не всем компаниям удается получить прибыль. К примеру, Lamborghini окрепла только после сотрудничества с Audi, а ведь за этой компанией стоит немецкий концерн Volkswagen с огромнейшими ресурсами. Тот же McLaren начал полномасштабный выпуск авто только после финансовых вливаний арабских инвесторов.
Ему нужно было начать эту бесславную эпопею с проведения маркетингового анализа, чтобы четко понимать, что и за какую цену нужно рынку. Хотя опытному Роланду Гумперту даже тщательный анализ не помог избежать банкротства. И не ему одному.
Стоит отметить, что Николай Фоменко, похоже, особо не расстраивается по поводу краха Marussia Motors. Ведь уже сразу после объявления о банкротстве он со своей группой «Секрет» дал большой юбилейный концерт. Сейчас Николай снимается в телепрограммах, в кино, играет в спектаклях. Он по-прежнему неутомим, хотя имеет уже трех внуков. А свою любовь к автомобилям он наверняка еще реализует.
Выводы
Производством спорткаров могут заниматься только истинные энтузиасты. В большинстве случаев они разоряются, но без них было бы скучно. Возможно, история Marussia еще не закончилась окончательно, и в России появятся свои достойные спорткары.
Отрицательный опыт придает мудрости. Если кто-то из русских в будущем захочет снова создать настоящий отечественный спорткар, пусть тщательно изучит ошибки своих предшественников. Только тогда все получится!
Видео теста Marussia B2:
MaRussia
Товарищи, группа нуждается в новых участниках. Пожалуйста, не постесняйтесь и пригласите сюда пару-тройку своих друзей. С притоком активных участников наша группа оживет 😉
MaRussia запись закреплена
Роман Алмазов
запись закреплена
Вот такая у нас маруся в Новосибирске есть, тайно проникли в ангар где она стоит и засняли видосик
MaRussia запись закреплена
MaRussia запись закреплена
MaRussia запись закреплена
Приятного просмотра!
«Она могла стать прорывом для целой отрасли. Она могла диктовать моду в автомобильном дизайне для целой страны. Но в итоге стала единорогом, которого никто никогда не встречал и которого мы смогли поймать на тест лишь спустя 6 лет с завершения производства»
MaRussia запись закреплена
MaRussia запись закреплена
Контрактные запчасти Mercedes, BMW, Mini
MaRussia запись закреплена
RCI News | Russian Car Industry
Новая Marussia станет электрическим спорткаром
Недавно «Российская газета» рассказывала о возвращении первых российских спорткаров #Marussia. Дилерская компания #VIPService из Новосибирска намерена возродить бренд, разработав новый спорткар.
Показать полностью.
Стали известные свежие подробности о будущей модели. В Новосибирске планируют создать электрический спорткар, построенный на основе #MarussiaB2. После электрификации новая «Маруся» вполне может составить конкуренцию Porsche Taycan и Tesla Roadster.
К разработке проекта «электромобиля по концепции отечественного спорткара Marussia» уже приступают инженеры Новосибирского государственного технического университета НЭТИ (НГТУ НЭТИ).
По замыслу, конструкция кузова и шасси будет полностью позаимствована у Marussia B2, именно у этой модели конструкция была проработана до уровня серийного продукта, а сейчас создадут новую электрическую силовую установку. На проектирование электропривода для создания электромобиля на базе спорткара «Маруси» уйдет около полутора лет.
Кроме того, участие в проекте принимает и новосибирское конструкторское бюро «Спектр». Собственно говоря, у «Спектра» в 2018 году и появилась идея создать подобный проект с использованием электродвигателя. КБ вместе с ВУЗом приступают к её реализации. Стороны подпишут официальное соглашение о создании электромобиля 27 мая.
Напомним, компания #MarussiaMotors была основана в 2007 году Николаем Фоменко и Ефимом Островским. #Маруся стала первой российским брендом по разработке и производству спорткаров. Планировалось создать целую линейку автомобилей, включая купе, кроссоверы и седаны. Компания начала работу в 2009 году и успела разработать спорткары B1, B2, и B3, а также кроссоверы F1 и F2. Собственными силами «Маруся» собрала около двух десятков B1 и около дюжины B2, полноразмерные макеты B3 и F1, один ходовой макет F2.
MaRussia запись закреплена
RCI News | Russian Car Industry
Marussia возвращается: в Новосибирске создадут новый спорткар
В конце 2017 года новосибирская компании #VIPService, занимающая ремонтом и обслуживанием автомобилей, сделала смелое заявление о том, что возродит бренд #MarussiaMotors. Планировалось восстановить шесть приобретённых прототипов российской марки, наладить производство и организовать их дальнейшие продажи.
Показать полностью.
Порталу Drom.ru стало известно о ходе «перезапуска» первых российских спорткаров #Marussia. В конце апреля состоялась встреча владельца фирмы Александра Сердцева и инвестора Андрея Братенькова с министром промышленности и торговли Новосибирской области Андреем Гончаровым, на которой обсуждались планы по разработке на базе Marussia нового спорткара. Подробности проекта пока держатся в тайне.
На том же мероприятии рассказали о работе по восстановлению и достройке прототипов. Один из экземпляров ярко-красный купе #MarussiaB1 сибирцы полностью восстановили в 2018 году, он выставлялся за 10 млн рублей на продажу в августе того же года. Автомобиль принадлежит лично Александру Сердцеву, обладает порядковым номером N009, построен еще в далёком 2010 году.
Изначально автомобиль был окрашен в сочетание желтого и черного цветов и использовалась компанией Marussia Motors в представительских целях в Монако и Москве. В 2011 году спорткар перекрасили в фиолетовую эмаль, после чего начали использовать в PR-мероприятиях гоночной команды Marussia F1 Team. Затем в том же 2011 году машину отправили в Новосибирск, где VIP-Service получила статус официального дилера Marussia и открыла шоу-рум марки. С 2013 года Marussia B1-9 выполняла роль промо-кара, а также эксплуатировалась для клиентских тест-драйвов.
Помимо этого, компания принялась за восстановление спорткара #MarussiaB2 с атмосферным 3,5-литровым мотором Nissan VQ35 (240-360 л.с.), работающим в паре с автоматической коробкой передач.
В гараже новосибирского тюнинг-ателье есть также еще один экземпляр условно серийного B2 в качестве машинокомплекта из деталей шасси, двигателя и карбонового кузова. Фирме удалось заполучить концептуальный кроссовер #MarussiaF2 2010 года, который нуждается в косметическом ремонте и определенных доработках, но при этом ездит. Есть открытый вариант B1, родстер ставший единственным образцом Marussia B1 Speedster, а также стальной каркас экспериментального суперкара #MarussiaB3 (без силового агрегата), который даже не был собран в единичном экземпляре.
Все шесть спорткаров длительное время пылились в одном из частных гаражей после банкротства компании Николая Фоменко и Ефима Островского Marussia Motors в 2014 году.
Известно, что у пытающегося возродить автомобильный бренд Александра Сердцева есть предварительные договорённости, касающиеся выпуска компонентов для автомобилей Marussia. Предположительно производство наладят на заводе имени В.П. Чкалова и на площадке СибНИА имени С.А. Чаплыгина, которые входят в ПАО «Компания «Сухой».
Перечисленные предприятия занимаются производством компонентов для авиации: у них есть технологии промышленного выпуска деталей из карбона. Предполагается, что на их мощностях могут начать делать кузова будущих спортивных автомобилей бренда.