Что случилось с малахитом
Малахит
Камень малахит — это один из красивейших минералов. Малахиту свойственны необычные узоры, напоминающие переплетенные кольца разного диаметра и толщины. Эти узоры особенно заметны на полированном изделии, а также на сколе или срезе. Самым ценным считается минерал, который имеет тонкие концентрические кольца, его еще называют «павлиний глаз». Именно поэтому такие узоры стараются специально выделить при обработке. Цвет малахита разнообразен и зависит от месторождения кристалла.
Виды и свойства малахита
Само название «малахит» имеет древнегреческие корни, «malakos» означает «мягкий». Традиционно выделяют 4 основных вида этого минерала:
Камень всех оттенков зеленого цвета, включая даже черно-зеленый, — вот как выглядит малахит. Это весьма мягкий камень, он быстро разрушается при высокой температуре и чересчур восприимчив к различным видам кислот. При нагревании минерал может потемнеть, а после воздействия кислоты способен раствориться полностью, выделив при этом углекислый газ. Малахит легко поцарапать или совсем разломить, при этом на изломе он будет бархатистым, поэтому иногда его могут называть «бархатной рудой».
Магические и лечебные свойства
В древности считалось, что магические свойства камня самым поразительным образом действуют на здоровье. Высокое содержание меди в самоцвете позволяет очищать тело от накопившихся шлаков и загрязнений. На Руси верили не только в лечебные свойства малахита, но и в то, что он способен исполнять желания. У зажиточных людей были популярны малахитовые вазы — считалось, что выпивший из них мог понимать язык животных или даже становиться невидимым. Люди носили кольца с необработанным малахитом в качестве оберега от чумы. Малахит поглощает негатив, помогает укрепить нервную систему, устранить дисбаланс и освободить сознание от обид. Древние народы Египта и Греции использовали минерал в качестве своеобразного амулета для защиты от злых сил. Узоры на камне, или «малахитовые глаза», укрепляли веру в защиту от сглаза.
Еще в старину целители выявили и изучили основные лечебные свойства камня малахит:
Специалисты считают, что этот кристалл является одним из наиболее сильных камней в области магии. Также упоминается, что магические свойства малахита могут быть довольно опасны при неправильном обращении. К женщинам камень активно привлекает внимание противоположного пола, что порой может привести к неприятностям.
Рекомендуется носить малахит в серебре — это исключит агрессию мужчин. Положительное значение камня замечено в способности успокаивать внутренний мир владельца, поддерживать силы.
Малахит и знаки зодиака
Малахит — это камень мая. В последний месяц весны самоцвет имеет наибольшую силу. Существует поверье, что если носить малахитовый талисман именно в мае, то можно навсегда избавиться от бессонницы и меланхолии. Но, как ни странно, самоцвет малахит знак зодиака не оберегает, а только помогает владельцу избежать бед и почувствовать себя лучше.
О том, кому подходит этот камень, много пишут астрологи. Наиболее актуальные для малахита знаки зодиака — это Весы, Телец и Лев. Тельцам самоцвет поможет восстановить жизненные силы, обрести равновесие и успокоить нервное состояние. Особую пользу почувствуют люди, которые часто находятся в эмоциональном напряжении, срываются на окружающих и чувствуют какой-то дисбаланс в жизни. Окраска камня не принципиальна в этом случае, может быть зеленый или даже уходящий в красный оттенок. Львов малахит избавит от негатива — уйдут страхи, сомнения, неприятные мысли и эмоции. Минерал поможет быстрее добиться желаемых целей, усилит уверенность в своих силах. Весы ощутят поднятие духа, улучшение настроения.
Однако астрологи говорят о том, что малахит подойдет и другим знакам зодиака — они получат защиту от недоброжелателей, перестанут поддаваться быстрой смене настроения и станут менее импульсивны. Особенно подходит малахит тем, кто пытается найти себя, свою цель в жизни и обрести любимое занятие. По гороскопу не стоит носить малахитовые украшения только Ракам и Девам.
Изделия из малахита
Благодаря необычному рисунку и разнообразию оттенков малахит широко используется в ювелирном деле. Опытные ювелиры способны сделать из камня броши, кулоны, серьги. Еще самоцвет идеально подходит для бус — сами бусины выходят ровные, а цвета на одной нити могут быть совершенно разными. Такие украшения станут прекрасным дополнением любого современного образа.
Мастера могут создавать из этого камня всевозможные украшения и предметы интерьера, к примеру, вазы, подсвечники или шкатулки. В 18 веке повсеместным элементом отделки была мозаика. Небольшими кусочками зеленого самоцвета украшали колонны храмов, потолки или столешницы. Со стороны могло показаться, что предмет был из цельного камня.
Сейчас образцы искусства представлены во многих государственных музеях, а их описание можно найти в книгах.
Владельцам малахитовых изделий следует помнить, что кристалл является весьма деликатным материалом и не выдерживает высоких температур. В качестве оправы идеальным материалом является серебро. Для того чтобы украшение долгое время оставалось в отличном состоянии, необходимо бережно ухаживать за ним:
Как отличить подделку
К сожалению, сложно избежать подделок любых ценных предметов. Не стали исключением и самоцветы — подделки широко распространены на рынке украшений. Из поддельных камней изготавливают бусы и серьги, а затем продают под видом натурального минерала малахита. Существует несколько критериев, по которым можно распознать подделку:
Характеристика камня может быть различной в зависимости от месторождения, но все параметры обычно можно уточнить у изготовителя или продавца. Если же вам отказываются предоставить данные, следует задуматься о подлинности изделия и провести проверку нашатырным спиртом. Натуральный кристалл побелеет от спирта, а подделка не изменит цвета. Подходящее украшение из натурального камня можно найти в специализированных магазинах, чей статус дилера обычно подтверждается сертификатами.
Легенда в камне: уральский малахит
Малахит — известный и любимый многими самоцвет, о котором сложено множество легенд и сказок. Это прекрасный поделочный камень, который невозможно спутать с другими минералами. Даже если человек не очень хорошо разбирается в камнях, его он безошибочно назовет сразу же: узорчатый красавец настолько типичен, что его правильное название известно даже детям. Конечно, в нашей стране наиболее известен уральский малахит, добываемый и поныне, но уже не в тех масштабах, которые были раньше.
Корень слова «малахит» имеет греческое происхождение. Есть два варианта перевода. Первый — от греческого «маляхэ», то есть, «зеленый цветок», а вторая версия восходит к структуре самоцвета — «мягкий». Известно, что минерал отличается хрупкостью и мягкостью, и изделия из него нужно беречь от пыли и иных воздействий окружающей среды, чтобы они не потеряли своего уникального цвета и блеска.
Образование уральского малахита
Интересным фактом является то, что вплоть до XVIII века обнаруживались места, где можно было найти только отдельные экземпляры камня. О возможности массового залегания малахита до определенного времени речи не шло. И только когда было положено начало разработкам первого малахитового рудника на Урале, обнаружились богатые залежи знаменитых русских самоцветов. Известно, что в России находили целые глыбы, масса которых составляла сотни тонн, а самая крупная из них, весом больше 200 тонн, была найдена в 1835 году.
Для того чтобы в уральских рудниках можно было обнаружить этот самоцвет в том виде, который известен сейчас, требуется длительный и сложный процесс. Вначале медь постепенно выветривается из руд сульфидного происхождения (они состоят из таких образований, как борнит, халькоперит и ковеллин). Затем медь проникает в грунтовые воды с содержанием водорода и углекислого газа и смешивается с ними, а сам малахит образовывается, когда полученный природный раствор просачивается сквозь пористые горные породы.
Кроме такого пути появления в природе также можно встретить сталактиты и сталагмиты из малахита, которые находятся глубоко под землей и возникают в том случае, если природный раствор имеет возможность испарения в подземном пространстве.
По идее элементы, из которых состоит малахит, не так уж и редки в природе. Поэтому может возникнуть вопрос о том, в чем заключается уникальность этого самобытного минерала. Малахитовые кристаллы отличаются маленькими размерами и особой хрупкостью. Они имеют игольчатую структуру, постоянно расщепляясь в процессе образования, а внешне выглядят похожими на красивый зеленый мох.
Если естественные условия являются благоприятными, кристаллы маленьких размеров слипаются между собой, затем разрастаются и становятся цельными образованиями с характерными разводами на срезах. Как уже было сказано, в естественной среде могут образовываться камни весом больше тонны. Они и служат сырьем для добычи качественного материала.
Поскольку кристаллы минерала имеют свойство слипаться как друг с другом, так и с теми веществами, которые находятся с ними рядом в процессе возникновения, в структуре малахита часто можно наблюдать разные включения. От них и зависит столь разнообразная цветовая гамма оттенков: от нежно-бирюзового и почти голубого до темно-зеленого с характерными черными разводами. Включениями могут быть синий шаттукит, броштантит (кстати, именно он обеспечивает минералу бирюзовые цвета), а также азурит и руда — как медная, так и смоляная.
Именно так образуется малахит в природе. Если возникает вопрос о том, присутствие какого металла в почве необходимо для его возникновения, ответ прост: это медь. Свое происхождение малахит ведет именно от нее.
Добыча малахита в России
Добыча малахита на Урале началась во второй половине XVIII века в связи с первым обнаруженным месторождением этих самоцветов. Оно называется Гумешевским и находится рядом с Чусовой рекой, в юго-западном направлении от города Екатеринбурга.
Уральский малахит очень скоро стал знаменитым во всем мире, а ювелирные украшения из него имели огромный спрос. Кроме колец, сережек и бус мастера начали изготавливать сувенирную продукцию: посуду, шкатулки, табакерки. Красота малахита вполне позволяла использовать его вместе с любым драгоценным камнем, поэтому в украшениях и по сей день часто встречаются комбинации подобного рода.
Месторождения малахита в уральских рудниках стали открываться одно за другим. Так, самое знаменитое из них, Медноруднянское, замечательно тем, что именно там могли образовываться самые крупные глыбы камней. Самая большая из них весила 250 тонн.
Поскольку добыча знаменитых самоцветов постепенно начинала выходить на промышленный уровень, очень скоро появился такой способ применения малахита, как русская мозаика. Получить образцы для нее мастера додумались следующим способом: податливый и хрупкий камень аккуратно распиливался на тонкие пластины, после чего происходила их состыковка путем кропотливого подбора подходящих природных узоров. Камнерезы довели это искусство до такой степени совершенства, что постороннему человеку и в голову не могла прийти мысль о том, что мозаичное панно долго и тщательно собиралось по частям. Настоящее произведение искусства выглядело абсолютно цельным и монолитным.
Поскольку XVIII век можно с уверенностью назвать временем расцвета добычи уральского самоцвета, камни стали широко применяться и в облицовочных целях. Например, в Зимнем дворце есть Малахитовая комната, стены которой облицованы этим камнем. Также им украшены колонны Исаакиевского собора в Петербурге. Если пройтись по главным залам Эрмитажа, пристально обращая внимание на большие вазы зеленого цвета, можно убедиться в том, что они изготовлены из малахита.
К сожалению, люди не смогли разумно распорядиться тем богатством, которое обрушилось на них в связи с открытием богатейших уральских залежей. С камнем обращались порой бездумно и неуважительно, абсолютно не ценя малахит, месторождения которого, разумеется, не могли оказаться бездонными. Со временем мастера перестали ценить небольшие камни, которые вполне могли быть использованы в поделочных целях, предпочитая работу с крупными образцами. Небрежность и беспечность людей дошла до того, что бесценная малахитовая крошка стала использоваться в качестве сыпучего средства для ям, которые появлялись в мостовых.
Такое расточительство можно назвать безумным, потому что сейчас даже самые мелкие камушки считаются чудом. В конечном итоге оно привело к тому, что расцвет «золотого века» малахита в России быстро сменился его закатом. А когда пришла революция 1917 года, добыча самоцветов была сокращена до минимума. Главным образом, это было обусловлено тем, что лучшие месторождения камня, Медноруднянское и Гумешевское, были почти полностью истощены.
Разновидности уральского малахита
Настоящий самоцвет с Урала имеет две разновидности: плисовую и бирюзовую. Бирюзовый камень более распространен и ценен, при этом не только в России, но и во всем мире. Это обусловлено уникальной структурой его кристаллов, благодаря чему образуются причудливые геометрические рисунки в виде полосок и окружностей.
Природные фигуры отличаются удивительным сочетанием асимметричности и непередаваемой красоты, что особенно ценится среди ювелиров и коллекционеров. Именно причудливость и асимметричность рисунка является главным отличием уральского камня от того, который сейчас добывается в республике Конго. Африканский «собрат» уральского самоцвета, наоборот, славится ровным геометрическим рисунком, включающим в себя типичные концентрические полосы.
Плисовый самоцвет очень хрупок, а посему не годится в качестве поделочного материала для украшений и сувениров. Он более прост по внешнему виду, но ценится минерологами и коллекционерами, поскольку в природе встречается очень редко.
Сейчас малахит на Урале попадается все реже. А значит и цена на полученный редкий камень возрастает все выше. Лучшие экземпляры камней с уральских гор имеются только в коллекциях, как частных, так и государственных, а найти новые случается довольно редко. В наши дни большую часть малахита в мире добывают в Конго.
Уральский малахит: есть ли будущее?
Как бы там ни было, многие специалисты считают, что уральские рудники еще могут осчастливить людей богатством легендарных самоцветов. Поскольку все запасы этого камня напрямую зависят от процессов окисления медной руды, которые происходят в почве постоянно, имеется высокая вероятность открытия новых месторождений (как меднорудных, так и малахитовых), которые вполне могут сравниться с прежними запасами.
В Свердловском государственном университете много лет работает профессор Г.Н. Вертушков. Он настроен оптимистично, полагая, что Медноруднянское и Гумешевское месторождения не истощились полностью: богатые запасы малахита и медных руд таятся на большой глубине в этих же местах.
Не так давно минерологами и геологами были проведены специальные исследования, исходя из которых учеными был сделан вывод о том, что гипотеза профессора, скорее всего, верная. Профессор Вертушков полагает, что весь Тагило-Магнитогорский прогиб Уральских гор является весьма перспективным в плане будущей добычи малахита и медной руды.
Уральский малахит — прекрасный камень, который встретить сейчас не так просто. Остается надеяться на оптимистичные прогнозы специалистов на открытие новых, глубинных месторождений в уральских горах. Также хотелось бы верить в то, что люди смогут разумно распорядиться природным богатством, не расточая его, а приумножая.
Все о камнях. Малахит:История, мифы, свойства.
Мифы и сказания
« Существует одна старая легенда о чудодейственных свойствах малахита. Она гласит, что жили на свете мать и сын. Однажды мать заболела, и лекарь сказал, что спасти ее можно, только приложив к ее груди непрозрачный зеленый камень с красивыми узорами. Камень этот добывали в горах далеко на севере, и сын не успевал съездить за ним, так как матери быстро становилось хуже. Приезжий человек сказал, что в двух днях пути отсюда хан строит новый дворец и там много красивого зеленого камня, которым отделывают парадный вход. Сын поскакал за камнем. Доскакав до места, он дождался, пока мастера уйдут, и забрал плитку величиной с две ладони, положил за пазуху и направился обратно к своему коню. Это было страшное дело – украсть у хана. Он знал, что если попросить камень для больной матери, то его бросят в тюрьму, поскольку хан своим имуществом ни с кем не делился. Вдруг стражник заметил вора, который прыгнул в седло и поскакал в горы. За ним организовали погоню. Беглец не успевал добраться до пещер и вслух произнес: «Что же делать?» Вдруг он услышал, что ему кто-то отвечает. С ним говорил его конь. «Положи камень мне на спину и упрись в него руками, тогда он сделает нас невидимыми»,- ответил конь. Так они и сделали. Стражники проскакали мимо, не заметив их. Сын привез камень матери. Зеленый камень привязали к груди больной, и хворь стала быстро уходить.
По легенде, когда Нейрон приходил на цирковые представления, то приказывал засыпать цирковую арену смесью малахитового порошка с песком. На плечах у этого кровавого императора всегда была зеленая мантия. Считалось, что в этом зеленном цвете Нейрон искал покой и умиротворение, а, может быть и энергию, которой ему не хватало. Ведь малахит обладает очень мощной энергией, которая снисходит к нему от Плутона и Венеры.
Итог
Малахит – самый желанный для многих женщин (особенно темноволосых красавиц) камень. Он – яркий, нежный, бархатистый, шелковистый. Кроме того, если верить преданиям, то ношение такого камня способно подарить женщине настоящую любовь. Также считается, что он способен на сохранение очарования, красоты представительницы слабого пола. Каждый мужчина, который будет смотреть на нее, не сможет скрыть своего восхищения и повышенного интереса к столь обворожительной персоне. И, наконец, самая главная характеристика малахита – дарение хорошего настроения, искреннего счастья.
В качестве талисмана малахит следует использовать тем, кто хочет усилить свое обаяние и привлекательность. Музыкантам, литераторам, художникам камень помогает, если оправлен в медь. Более всего необходим самоцвет артистам, но для них малахит нужно оправлять в белые металлы: серебро, платину, алюминий.
«Малахитом» на дно
Инспекторы по технике безопасности на всех производствах не устают повторять, что правила, выполнять которые они требуют, написаны кровью. Но регулярно находятся те, кто пытается опровергнуть эту уже ставшую хрестоматийной истину и игнорировать ТБ. Нередко такая безответственность заканчивается трагедией.
Вступил в силу приговор в отношении виновных в гибели человека и корабельного судна «Малахит» в Хатангском заливе Красноярского края.
Как корабль назовешь…
После трагедии в Хатангском заливе в 2018 году речники на Енисее стали поговаривать, что у русской пословицы про название кораблей все же есть некая тайная и даже роковая сила. Все, мол, кроется в расшифровке названия судна.
Малахит, во-первых, камень и держаться на воде он не может, во-вторых, малахит с греческого переводится как «мягкий камень» – то есть непрочный, который к тому же, по верованиям древних, считается своеобразным проводником между потусторонним и реальным миром, потому и способен завести куда угодно.
13 сентября 2018 года вблизи мыса Сибирский моря Лаптевых в бухте Встречная Хатангского залива буксирное судно «Малахит» совместно с теплоходом «Созидательный» буксировали к причалу несамоходную баржу ТМИ-3. Все пошло не по плану, и самоходное буксирное судно «Малахит» потерпело крушение. В катастрофе погиб механик – сменный капитан буксира «Малахит» Вадим Кадакин.
Внимательные наблюдатели вспомнили, что 2004 году другое российское рыболовецкое судно «Малахит», и тоже с жертвами, затонуло в Баренцевом море в районе Мурманска – как в поговорке: «камнем на дно».
В двух трагических событиях суеверные речники увидели не простое совпадение, и пошли слухи, что второй «Малахит» затонул неслучайно.
Отметили, что раньше «Малахит», приписанный к АО «Хатангский морской торговый порт», назывался иначе – «Шторм». Почему был переименован, никто не вспомнил.
Конечно, рассуждения речников о мистических свойствах названий не имеют под собой научно подтвержденных оснований, но оба «Малахита» не просто ушли на дно, а унесли с собой несколько человеческих жизней. Потому и разобраться в том, кто все же виноват – стихия, случай или людская небрежность, просто необходимо.
Крушение жизненных надежд
В апреле 2018 года, когда Вадим Кадакин перед выходом во вторую в своей жизни навигацию дома в Омске прощался со своей гражданской женой Натальей Терещенко, он и подумать не мог, что больше никогда ее не увидит. Да и Наталья, которой вскоре тоже предстояло уехать на работу, но только в Анапу, не могла предположить, что расстается с любимым навсегда. Ведь вместе они прожили всего пять месяцев – казалось, все еще впереди.
– 18 сентября я была в Анапе на работе, когда мне из Омска позвонила Валентина Кадакина, мать Вадима, – вспоминает жена погибшего Наталья Терещенко. – Она рассказала, что ей пришла телеграмма из Хатанги, в которой ее проинформировали, что Вадим признан пропавшим без вести в Хатангском заливе. Два дня я звонила в Хатангский морской порт, где меня заверили, что в поиске моего гражданского мужа задействованы вертолеты, водолазы, поисковая экспедиция осуществляется, работы осуществляются и мне не о чем переживать.
Наталья обратилась в хатангскую полицию, которая, по ее словам, и через неделю после трагедии ничего толком не знала и не могла пояснить. Из разговоров женщина поняла, что местонахождение затонувшего «Малахита» не установлено, но поисковые работы не ведутся, водолазы не были даже вызваны.
Она обратилась в прокуратуру. По факту затопления судна возбудили уголовное дело. 26 октября Наталья, чтобы услышать все от свидетелей трагедии, вылетела в Хатангу. Поговорила со старшим капитаном судна «Малахит» Денисом Ермаченко. Тогда он заявил женщине, что Вадим Кадакин сам виноват в своей гибели, так как допустил столкновение с баржей ТМИ-3. Но позже в интернете женщину нашел анонимный свидетель, который рассказал иную версию и подтвердил ее схематичными рисунками трагедии.
– Эту информацию я предоставила следствию, и следствие начало развивать другую версию. Изначально коллеги Вадима и другие речники врали. Ермаченко говорил мне, что мой супруг находился за управлением. Потом, как оказалось, его показания следователям были иные, – возмущается Наталья Терещенко. – И мне до сих пор неясно, где же находился мой супруг на момент трагедии и что там произошло.
Не только Наталья не смогла сразу понять, что стало причиной гибели человека и крушения судна и кто виновник трагедии. Почти два года ответ на эти вопросы искали следствие и суд.
Трагедия в бухте Встречная
В этой истории много нестыковок. Показания в ходе следствия и в судебном процессе у многих разнятся. Свидетелей много. Томов дела тоже. Все нюансы, конечно, в эту статью не войдут. Но на основных моментах трагедии остановиться стоит. Сначала восстановим хронологию того рокового дня.
13 сентября 2018 года самоходный буксир «Малахит», предназначенный для работы исключительно в речной акватории, получил задание от руководства порта приписки отбуксировать из морской акватории несамоходную баржу ТМИ-3 к причалу бухты Встречная в Хатангском заливе.
В 8 утра команда «Малахита» начала процесс буксировки. Но в тот день сильное отливное течение из залива не давало возможности сдвинуть баржу. И «Малахит», и баржу относило течением.
Тогда капитан «Малахита» обратился по радиосвязи за помощью к более мощному буксиру «Созидательный». Он откликнулся, хотя тоже не имел права выходить в морскую акваторию. Между 8 и 12 часами утра (точное время трагедии никто назвать не может) «Созидательный» подошел к судам и ошвартовался у левого борта понтона в районе кормы, чтобы помогать в буксировке, толкая баржу в попутном направлении.
Никогда ранее «Созидательный» таким образом не буксировал баржи. Всегда тянул их за собой тросом. Здесь же капитан «Малахита» и помощник капитана «Созидательного» Дмитрий Резеткин договорились действовать именно так. «Малахит» тянет, «Созидательный» подталкивает.
Такое решение приняли, чтобы не тратить время. Подготовка к обычному способу буксировки заняла бы у «Созидательного» около часа.
Государственный обвинитель Назаров охарактеризовал эти действия следующим образом:
– Ермаченко Д. В. и Резеткин Д. К. допустили нарушения требований охраны труда, нарушили требования правил классификации и постройки судов, Устава службы, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а также правила Конвенции «О Международных правилах предупреждения столкновений судов в море» 1972 года. Это в дальнейшем повлекло опрокидывание буксира «Малахит» путем крена на левый борт и его последующего затопления.
Все произошло очень быстро. От момента поступления «помощи» в виде подталкивания баржи прошло от нескольких секунд до нескольких минут. Здесь опять же показания разнятся. Но то, что буксир «Малахит» столкнулся с баржей и перевернулся на бок в считаные секунды, свидетели утверждают единогласно. На судне в это время было три человека: капитан – сменный механик буксира Денис Ермаченко, механик – сменный капитан Вадим Кадакин и матрос-моторист Темурбек Абдуллаев. Ермаченко и Абдуллаеву матросы ТМИ-3 помогли выбраться из воды. А Вадима Кадакина не нашли.
Суд да дело
После следственных разбирательств в качестве виновных привлекли двух ответственных на тот момент за судовождение теплоходов людей – капитана «Малахита» Дениса Ермаченко и старшего помощника капитана «Созидательного», находящегося на вахте, а значит, принявшего управление Дмитрия Резеткина.
А между тем в деле все оказалось не так просто. Не только свидетели давали противоречащие друг другу показания, но сами фигуранты дела на суде вдруг стали говорить иное, противореча своим показаниям, данным во время следствия.
Разбираться в нестыковках пришлось суду.
Одни свидетели твердили, что не слышали переговоров капитанов по радиосвязи между собой во время буксировки, другие утверждали, что переговоры велись.
Одни говорили, что с «Созидательного» через баржу теплоход «Малахит» не просматривался, другие видели его, в том числе и по клубам дыма.
Одни считали, что гак (морской крюк для троса при буксировке) на «Малахите» был исправен, другие им противоречили. Даже в информации о длине троса для буксировки единомыслия не было. У одних он был 30–40 метров, у других 50. По правилам такие тросы для безопасной буксировки, как оказалось, должны быть намного длиннее – до 100 метров.
По данным допроса одних, иллюминаторы и двери буксира «Малахит» были задраены, как требуют правила буксировки, по информации других – открыты. Через них и попала вода, что и стало причиной опрокидывания, столкновения с понтоном и последующего затопления буксира.
Опять же по всем должностным и корабельным документам при буксировке все члены экипажа должны находится на палубе. Однако в этот день Вадим Кадакин, со слов его соседа по каюте Абдуллаева, был внизу – спал. Хотя по графику это была его вахта.
Случайности? Скорее отсутствие порядка, согласованности в действиях и действий по инструкции.
По мнению свидетелей и специалиста, проводившего экспертизу, «Созидательный» слишком сильно начал подталкивать баржу, не видя ее, в то время как на «Малахите» не справлялись с течением и нагрузкой и не смогли вовремя отдать буксировочный трос, что помогло бы избежать удара о борт ТМИ-3, крена и затопления.
– Я уверен в своей невиновности – заявил на суде старший помощник капитана «Созидательного» Дмитрий Резеткин. – Моей вины в трагедии с «Малахитом» нет. Ни за один из факторов, которые могли привести к трагедии, я не могу нести ответственность. То, что суда «Малахит» и «Созидательный» в момент аварии находились в акватории моря Лаптевых, хотя по своим характеристикам они могут плавать только в речных бассейнах, – так такое указание отдал диспетчер АО «Хатангский морской торговый порт». Исполнял это указание капитан буксира «Созидательный» Вайнонен, я ему подчиняюсь в силу служебного положения. То, что буксировали баржу, пришвартовавшись сбоку, а не на тросу, – так об этом тоже договорились капитаны, а не я, старший помощник. То, что не отдали трос на «Малахите», – так я на борту «Созидательного» и не мог отдать буксирный трос «Малахита», – продолжал Резеткин. – А то, что Кадакин должен был находиться на палубе или в рубке в спасательном жилете, а в это время, со слов Абдуллаева, он находился в каюте, отходил от обильного возлияния алкогольными напитками и исполнение своих должностных обязанностей игнорировал, – так он не член экипажа моего судна. Я не мог заставить его выполнять свои обязанности.
В свою очередь, капитан «Малахита» Ермаченко хоть и признал в суде частично свою вину, но продолжал настаивать на том, что «не мог отвечать за выбранную «Созидательным» скорость при подталкивании баржи, так как не мог принимать решение на другом судне, поскольку там принимают решение другие люди».
Адвокаты и капитана Ермаченко, и старпома Резеткина в обращении к суду попросили оправдать их подзащитных. Но Советский районный суд Красноярска, рассматривающий это дело, посчитал доказанными все нарушения, которые были допущены и со стороны капитана «Малахита», и со стороны старшего помощника капитана «Созидательного». Подсудимые были признаны виновными и наказаны условными сроками. Ермаченко получил 4 года условно, а Резеткин два.
«Били Фому за Еремину вину»
Капитан затонувшего «Малахита» Денис Ермаченко решение суда первой инстанции обжаловать не стал. Да и что уж спорить, коли ты один остался из тех, кто так или иначе мог нести ответственность за свое судно, ведь сменный капитан Вадим Кадакин погиб.
А вот старший помощник «Созидательного» Дмитрий Резеткин с приговором не согласился. Своей ответственности за произошедшее он не признал, утверждая, что с ним рядом всегда был капитан и именно он ответственен за произошедшее.
Пришлось Красноярскому краевому суду в апелляционной инстанции пересматривать приговор районных коллег.
Но и краевой суд не нашел весомых оправданий Резеткину. По всем инструкциям вступивший на вахту несет полную ответственность за судно.
Капитан «Созидательного» на суде тоже заявил, что все произошедшее трагическая случайность, но, как и Резеткин, ответственность за произошедшее на себя не взял:
– Вахтовый начальник отвечал за управление, потому что было время несения его вахты. Необходимости принимать управление на себя у меня не было, потому что действия старпома не вызвали у меня никаких сомнений, он делал все как нужно. Мы вместе находились в рубке, мы оба понимали, что нужно, между нами происходил диалог, по рации связались, с «Малахитом» согласовали действия. Это совместное решение, оно продиктовано практикой, в данной ситуации другого решения принято не могло быть.
На вопрос председательствующего на суде, а кто все же нес ответственность, Вайнонен ответил: «По управлению в тот момент ответственность была на вахтенном начальнике. По нормативным документам за все происходящее несет ответственность капитан».
Приговор Советского районного суда устоял и в краевом. Слишком много нарушений оказалось в действиях судоводителей. Трагическая «случайность» не подтвердилась.
Приговор вступил в силу. А участники и фигуранты трагедии понесли жесткие уроки, главный из которых – подчинение вышестоящим руководителям не должно противоречить здравому смыслу и инструкциям.
Следовали бы правилам – не оказались бы речные суда в морской акватории и не стали бы буксировать баржу без четких согласованных договоренностей. А пока у нас в стране нарушения инструкций спускаются сверху, то и «быть Фоме битым за вину Еремы».