Что случилось с магазином утконос
«Утконос» испытывает трудности
«Утконос» закрылся на неизвестный срок. Ритейлер приостановил работу на неопределенный период
Ритейлер «Утконос» не может назвать точную дату полного восстановления работы своего интернет-гипермаркета, который столкнулся с техническими проблемами при переходе на новую логистическую систему, сообщила агентству «Прайм» пресс-секретарь компании Людмила Александрова.
Компания объявляла о прекращении доставки продуктов с 31 марта по 6 апреля. Однако после запуска онлайн-магазина были обнаружены еще технические неполадки, из-за чего магазин снова приостановил прием заказов до устранения проблем. Более того, онлайн-магазин был вынужден сократить ассортимент.
«На время мы вывели из ассортимента сложные категории товаров с ограниченными сроками годности. После восстановления работы ассортимент станет прежним, и на полки нашего распределительного центра в Бутово вернутся охлажденные, скоропортящиеся товары, овощи и фрукты», – рассказала Александрова.
Как обещает ритейлер, новая система позволит сократить интервалы доставки с четырех часов до двух, что позволит клиентам лучше планировать свое время.
В этом году «Утконос» закрыл все 49 офлайн-магазинов и столов-заказов в Москве и области. Магазины были пунктами, где товар, привезенный со склада, перекомплектовывался и развозился покупателям. «Примерно 80% наших покупателей пользуются услугой доставки на дом, поэтому решение отказаться от магазинов было продиктовано также снижением операционных издержек», – комментирует Александрова.
«Утконос» – один из крупнейших интернет-магазинов, принадлежит компании «Новый импульс-50» (владелец — глава «Северстали» Алексей Мордашов), которая основана в 2002 году. По оценке «Infoline-Аналитика», в 2011 году выручка «Утконоса» составила 6,4 миллиарда рублей, около 70% из них принесли интернет-продажи, 25% реализация через столы заказов и около 5% – через традиционные магазины.
«Утконос» закрылся на неизвестный срок. Ритейлер приостановил работу на неопределенный период
Ритейлер «Утконос» не может назвать точную дату полного восстановления работы своего интернет-гипермаркета, который столкнулся с техническими проблемами при переходе на новую логистическую систему, сообщила агентству «Прайм» пресс-секретарь компании Людмила Александрова.
Компания объявляла о прекращении доставки продуктов с 31 марта по 6 апреля. Однако после запуска онлайн-магазина были обнаружены еще технические неполадки, из-за чего магазин снова приостановил прием заказов до устранения проблем. Более того, онлайн-магазин был вынужден сократить ассортимент.
«На время мы вывели из ассортимента сложные категории товаров с ограниченными сроками годности. После восстановления работы ассортимент станет прежним, и на полки нашего распределительного центра в Бутово вернутся охлажденные, скоропортящиеся товары, овощи и фрукты», – рассказала Александрова.
Как обещает ритейлер, новая система позволит сократить интервалы доставки с четырех часов до двух, что позволит клиентам лучше планировать свое время.
В этом году «Утконос» закрыл все 49 офлайн-магазинов и столов-заказов в Москве и области. Магазины были пунктами, где товар, привезенный со склада, перекомплектовывался и развозился покупателям. «Примерно 80% наших покупателей пользуются услугой доставки на дом, поэтому решение отказаться от магазинов было продиктовано также снижением операционных издержек», – комментирует Александрова.
«Утконос» – один из крупнейших интернет-магазинов, принадлежит компании «Новый импульс-50» (владелец — глава «Северстали» Алексей Мордашов), которая основана в 2002 году. По оценке «Infoline-Аналитика», в 2011 году выручка «Утконоса» составила 6,4 миллиарда рублей, около 70% из них принесли интернет-продажи, 25% реализация через столы заказов и около 5% – через традиционные магазины.
«Утконос» закрывает магазины
Торговая сеть откажется от офлайн-торговли
К началу следующего года ритейлер «Утконос», который сейчас продает продукты и через традиционные магазины, и через интернет, полностью откажется от офлайн-торговли. Подконтрольная Алексею Мордашову сеть, некогда насчитывавшая более 200 магазинов, закрывает последние 49 точек.
К 2013 году торговая сеть «Утконос» закроет всю собственную одноименную стационарную розницу в столице и регионе, сообщила “Ъ” пресс-секретарь «Утконоса» Людмила Александрова. Сейчас сеть насчитывает 49 точек площадью от 50 кв. м до 600 кв. м, 37 из которых работают в режиме полноценного магазина, причем в некоторых из них можно было заказать и получить продукты, остальные приспособлены лишь для получения покупок.
Срок аренды существующих помещений заканчивается и просто не будет продлен, уточнила госпожа Александрова. По ее словам, концентрация только на онлайн-торговле позволит компании снизить логистические и операционные издержки.
Расцвет традиционной розницы «Утконоса» пришелся на 2007 год – тогда сеть насчитывала 201 магазин. Летом 2010 года компания начала переформатировать свою сеть, постепенно концентрируясь на онлайне. В 2011 году прекратили работу около 100 магазинов. Не покрывались даже затраты на аренду, объяснял тогда ритейлер. В конце прошлого года «Утконос» начал работать на условиях франшизы с X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»): под брендом «Перекресток-экспресс» было открыто семь точек с площадью 170–500 кв. м.
Торговая сеть откажется от офлайн-торговли
К началу следующего года ритейлер «Утконос», который сейчас продает продукты и через традиционные магазины, и через интернет, полностью откажется от офлайн-торговли. Подконтрольная Алексею Мордашову сеть, некогда насчитывавшая более 200 магазинов, закрывает последние 49 точек.
К 2013 году торговая сеть «Утконос» закроет всю собственную одноименную стационарную розницу в столице и регионе, сообщила “Ъ” пресс-секретарь «Утконоса» Людмила Александрова. Сейчас сеть насчитывает 49 точек площадью от 50 кв. м до 600 кв. м, 37 из которых работают в режиме полноценного магазина, причем в некоторых из них можно было заказать и получить продукты, остальные приспособлены лишь для получения покупок.
Срок аренды существующих помещений заканчивается и просто не будет продлен, уточнила госпожа Александрова. По ее словам, концентрация только на онлайн-торговле позволит компании снизить логистические и операционные издержки.
Расцвет традиционной розницы «Утконоса» пришелся на 2007 год – тогда сеть насчитывала 201 магазин. Летом 2010 года компания начала переформатировать свою сеть, постепенно концентрируясь на онлайне. В 2011 году прекратили работу около 100 магазинов. Не покрывались даже затраты на аренду, объяснял тогда ритейлер. В конце прошлого года «Утконос» начал работать на условиях франшизы с X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»): под брендом «Перекресток-экспресс» было открыто семь точек с площадью 170–500 кв. м.
Почему «Утконос» крякнулся в Петербурге
Лишь несколько месяцев старейший онлайн-продавец продуктов «Утконос» проработал в Петербурге. С Северной столицы компания планировала начать региональную экспансию, но теперь вернулась в Москву. MarketMedia разбирался, какие ошибки привели к печальному результату.
В середине июня сервис доставки продуктов «Утконос» сообщил, что покидает петербургский рынок. С момента своего основания в 2000 году старейший игрок российского e-grocery присутствовал только в Московском регионе. Свой первый шаг в сторону других городов «Утконос» сделал лишь в октябре 2020 года, заявив о выходе в Северную столицу.
С одной стороны, к этому моменту в Петербурге в сегменте онлайн-доставки продуктов уже развернулась серьезная конкуренция — сервисы экспресс-доставки покрыли город большим количеством дарксторов, офлайн-игроки активно запускали онлайн-торговлю, сервисы доставки из магазинов стремительно расширяли число партнеров. С другой стороны, после первой волны пандемии потребители перестали бояться доверять сборщикам выбор молока и помидоров и оценили удобство сервиса e-grocery — по оценке INFOLine, онлайн-продажи продуктов питания в России в 2020 году выросли более чем в 3,5 раза и превысили 155 млрд рублей.
В поисках точек соприкосновения
Отвоевывать клиентов у конкурентов «Утконос» собирался за счет более широкого ассортимента (в том числе категории фреш), ювелирной точности в комплектации заказов и пунктуальности в доставке. Но, по всей видимости, теперь за обеспечение петербуржцев широким ассортиментом будет отвечать другой розничный актив «Севергрупп» («Утконос» и «Лента» имеют общего владельца — компанию «Севергрупп» Алексея Мордашова). Склад «Утконоса» в Петербурге компания будет использовать для «Ленты», которая сейчас активно развивает собственный онлайн-канал. У петербургской компании на него большие планы: к 2025 году «Лента» собирается занять более 10% рынка онлайн-продаж России. В настоящее время онлайн-продажи ретейлера занимают 3,5% от общей выручки сети, к концу года компания планирует довести эту долю до 5%.
В «Утконосе» об уходе из Петербурга говорят так: «Петербург был для нас новым городом, где уже присутствовали основные игроки e-grocery. Тем не менее мы быстро вышли на показатель более 1 тыс. заказов в день, предложили самый широкий ассортимент — 36 тыс. уникальных товаров. Также была запущена доставка от 2 часов и расширена зона обслуживания за пределы КАД. В то же время «Утконос» и «Лента» давно искали точки для синергии, и было принято решение о том, что Петербург станет первым городом для тестового проекта, в котором «Утконос Онлайн» будет выступать как 3-PL-провайдер (складской партнер) для «Ленты», одновременно усиливая свои позиции в Москве и Московской области».
Когда в 2019 году «Севергрупп» стала новым крупнейшим владельцем «Ленты», рынок замер в ожидании, что же будет дальше и как Мордашов будет строить взаимодействие между офлайновой розничной сетью и онлайновым «Утконосом». Новый акционер сети гипермаркетов уже тогда говорил о возможной синергии, формате коммерческого партнерства и омниканальности. Именно партнерство с «Лентой» могло стать залогом успеха «Утконоса» в новом регионе. Например, когда «Утконос» приходил в Петербург, генеральный директор INFOLine Иван Федяков верил, что у компании есть шанс занять в новом городе достойные позиции. «Я ожидал синергетического эффекта от сотрудничества с «Лентой» и предполагал, что «Утконос» будет использовать гипермаркеты «Ленты» как промежуточные склады или просто брать ассортимент «Ленты». Что мешало это сделать, я так и не понял», — сетует аналитик. Сейчас партнерство двух ретейлеров развивается только в плоскости объединения закупок, части IT-инфраструктуры и маркетинговых решений.
Это вам не Москва
Самостоятельно развиваться в Петербурге «Утконосу», по всей видимости, было непросто из-за нескольких факторов. Во-первых, высокая конкуренция. Во время пандемии в Петербург пришли новые сервисы, в том числе и многие офлайн-ретейлеры запустили свои службы доставки. Как оценивает Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods, «Утконос» вышел на рынок Петербурга в момент, когда конкуренция за трафик и персонал достигла рекордных значений. «Их активная аудитория осталась в Москве, а здесь нужно было снова вкладывать большие ресурсы в привлечение клиентов и построение отношений с аудиторией», — считает топ-менеджер.
Как нарастить онлайн-продажи продуктов питания и при этом не разориться
Во-вторых, неизвестность бренда и относительно слабая динамика рынка в сегменте закупок впрок. Именно эти факторы, помимо высокой конкуренции, по мнению партнера Data Insight Бориса Овчинникова, наложились на работу «Утконоса» в Петербурге. В-третьих, особенности логистики. Иван Федяков обращает внимание на то, что мало кто задумывается, но площадь Петербурга в 1,5-2 раза больше, чем площадь Москвы. Поэтому с точки зрения логистики для оптимального покрытия города сервисам онлайн-доставки продуктов необходима очень развернутая инфраструктура. Одним, даже самым современным фулфилмент-центром покрыть Петербург невозможно — стоимость доставки продуктов в другой конец города выйдет неадекватной, подчеркивает аналитик.
В-четвертых, петербургский рынок гораздо более сложный, чем уже хорошо известный и привычный для «Утконоса» московский. Хотя бы потому, что численность населения Петербурга в 3 раза меньше, чем Москвы, и минимум в 2 раза ниже платежеспособность. «Мы часто видим, как московские проекты приходят в Петербург и, исходя из своих московских показателей, здесь строят бизнес, предполагая, что, раз Петербург вторая столица, они смогут легко экстраполировать свой опыт на этот рынок. Но это далеко не так, — уверяет Иван Федяков. — «Мираторг» заходил в Петербург заходил трижды и все попытки заканчивались неудачей. Зато проекты, которые выжили в Петербурге, потом успешно масштабируются в регионах и эффективно строят свой бизнес — Петербург можно назвать Спартой ретейла». Он добавляет, что сложности ретейлерам прибавляют особенности петербургского потребителя — он очень рациональный. Например, нигде в России так строго покупатель не следит за сроком годности продуктов.
Не получилось усидеть на двух стульях
Опрошенные MarketMedia игроки рынка считают, что, оценив возможности роста продаж, особенно с учетом стремительно растущей конкуренции, «Севергрупп» было принято единственно правильное решение не развивать параллельно два e-grocery-канала в одном городе и закрыть проект. «На фоне резкого роста рынка из-за пандемии было принято решение открыть филиал в этом городе, при этом не было учтено, что приобретенная недавно Алексеем Мордашовым «Лента» была основана в Петербурге, — анализирует Мстислав Воскресенский, управляющий партнер «Директфуд» и эксперт в области e-grocery. — В одном городе развивать два конкурирующих между собой проекта будет сложно и главное — очень затратно. Понятно, что при одинаковых вложениях онлайн-бизнес «Ленты» показал в разы большую эффективность, чем «Утконос».
Почему игроки рынка доставки в минусе
Борис Овчинников дополнительно обращает внимание на то, что «Лента Онлайн» растет намного быстрее и в Петербурге уже являлась основным по объемам e-commerce проектом «Севергрупп», а в масштабах России скоро им станет. По наблюдениям Ивана Федякова, ассортимент «Ленты» существенным образом перекрывал ассортимент «Утконоса» и по цене ее предложение было гораздо более привлекательным. «На мой взгляд, у «Утконоса» не получилось усидеть на двух стульях. И это в большей степени проблема не «Утконоса», а Алексея Мордашова, — добавляет Иван Федяков. — Поэтому результат закономерен — акционер решил сделать ставку на развитие своего основного актива, а «Утконос» вернется в Москву».
Все хотят быструю доставку
Но и там компания уступает позиции конкурентам. Так, по итогам прошлого года она уступила многолетнее лидерство на рынке другим игрокам. Согласно рейтингу Infoline Russia Top Online Food Retail, по итогам 2020 года первое место с оборотом 21,9 млрд рублей с НДС заняла X5 Group, на второй строчке — «Сбермаркет» с 20,7 млрд, третий — «Утконос» с 16,4 млрд. Иван Федяков призывает не связывать это с плохой работой «Утконоса» — не они стали бежать медленнее, просто конкуренты ускорились.
Как объясняет аналитик, бизнес-модель «Утконоса» предполагает полный контроль цепочки — от закупки продуктов, хранения до их реализации. В период импульсного и взрывного роста спроса во время первой волны пандемии такую модель сложно быстро масштабировать — нужны свои склады, нужно наращивать объемы закупок и т.д. «А бизнес-модель служб доставки из гипермаркетов масштабировать легче: они используют уже готовую инфраструктуру партнеров — торговых сетей. Поэтому не «Утконос» провалился в своих показателях, ведь он вырос по итогам прошлого года, а динамичнее росли другие компании», — подчеркивает Иван Федяков.
Борис Овчинников, комментируя позиции «Утконоса» на рынке, тоже обращает внимание на рост игроков, работающих по определенной модели. По его наблюдениям, рынок e-grocery растет, но в основном за счет сегмента быстрой и супербыстрой (от 15 минут до 2 часов) доставки. Между тем практически у всех интернет-игроков, которые ориентированы на «гипермаркетную» модель редких закупок — за исключением, пожалуй, только «Сбермаркета», — доля рынка сокращается. «В Москве сила и известность бренда в сочетании с общим ростом интереса людей к онлайн-покупкам продуктов питания позволяют «Утконосу» продолжать рост, пусть и медленнее рынка в целом», — подводит итог Борис Овчинников.
«Утконос» прекратит работу в Петербурге и передаст доставку продуктов и склад «Ленте» Статьи редакции
Обе компании принадлежат «Севергрупп» Алексея Мордашова.
«18 июня 2021 года мы прощаемся с вами в Санкт-Петербурге и предлагаем делать покупки в «Лента Онлайн». Сеть «Лента» — наши друзья и партнеры. Мы уверены в качестве их сервиса. А мы останемся складским партнером «Ленты Онлайн»», — сообщила компания.
Склад «Утконоса» в Петербурге компания будет использовать для развития «онлайн-предложения «Ленты»». В своём сообщении «Утконос» предлагает покупателям воспользоваться доставкой «Лента Онлайн» и даёт промокод на заказ.
«Знания, полученные нами во время этого эксперимента, позволят укрепить позиции на региональном рынке электронной коммерции и усилить базу для роста в онлайн-сегменте по всей стране в соответствии со стратегическими приоритетами компании», — рассказал «Интерфаксу» глава «Ленты» Владимир Сорокин.
Сотрудничество «Ленты» и «Утконоса» в Петербурге — это первый масштабный тест синергии компаний, который позволит решить, как проводить подобные проекты в других регионах, рассказал vc.ru представитель «Утконоса».
Пока стратегия «Утконоса» направлена на развитие в Москве и Московской области и общего проекта с «Лентой» в Петербурге. Компании уже объединены решениями в сфере ИТ, маркетинга и закупок.
Сервис «Утконос» работает в Москве, Московской области, Туле, Твери, Калуге и Завидном. Доставка в Петербурге работала с октября 2020 года.
Понятно, теперь я знаю, что был такой сервис)
Утконос был ещё до того, как доставки начали называть сервисами)
Тогда и смартфонов в помине не было и домашний интернет был dial-up. Самая популярная модель телефона выглядела так
Для чего ты это сказал? Сервис старше тебя
Почему доставки работают в минус? Ну вытеснят они конкурентов поработав лет 10 в минус, а что помешает потом придти другим и получается доставка никогда не будет в плюсе? Или я чего то не понимаю
Тоже в шоках с сегодняшнего дня. Был уверен, что там если и не «золота, жила», токак минимум дело стоящее. После комментариев ушёл гуглить и ещё больше фейхуа не понял: то пишут прибыль 10 лярдов в год, то убытки в 7.
Скоро и в Москве под Ленту ляжет, похоже. Очень жаль, пандемия им хорошо наподдала: интервалы стали удобными, минимальный заказ ниже, время ожидания меньше.
пользовались утконосом в начале пандемии. Сейчас в городе появилась доставка продуктов от яндекса, делайвери, пятерочки, перекрестка, сбермаркета и тд. Часто предлагают промокоды, бесплатные доставки и время ожидания бывает меньше часа. Утконос тут проигрывает с ценами и интервалами в несколько дней.
Утконос выигрывал по качеству товаров. Увы теперь непонятно к кому идти. В ленте ассортимент конечно не тот.
в рашке главное это цена
Ну совершают глупость и тупость. Лента как магазин ассоцируется уже давно с помойкой. Как по ассортименту и качеству. Так же имел опыт с той лентой, когда в приложение указывался товар в магазине, а его просто не было по факту на витрине и на складе магазина.
Разумней всего ленте было провести ребрендинг, измнение многих процессов и превратиться в утконос.
Так же если говорить про доставку, то пока утконос в той же МСК выигрывал по ассортименту. Я думаю в питере аналогично.
Видать кто принимал решение никогда не смотрел рынок доставок и не пользовался. Что бы принимать такую тупую ошибку.
Да просто не посоветовался с тобой, чего уж там
В Питере слишком низкий чек на любой заказ.
10 млрд руб. непокрытого убытка
По данным СПАРК, непокрытый убыток компании «Новый импульс — 50», развивающей интернет-гипермаркет «Утконос», на конец 2012 г. составил почти 10 млрд руб. Чтобы понять, череда каких событий и управленческих решений привела к образованию этого снежного кома, Retailer.RU решил вспомнить всю историю компании.
История «Утконоса» началась в 1999 г. Тогда исполнительный директор торгового дома «Эллит», комиссионер по обслуживанию экспортно-импортных операций Северстали Сергей Разумов предложил Алексею Мордашову оригинальную бизнес-идею — создать первую в России сеть магазинов формата «стол заказов у дома». На Разумова ложилась ответственность за воплощение проекта в жизнь, Мордашов же согласился на финансовую поддержку.
В основе идеи лежали два кита: единая ИТ-система и мощная логистика. Оба кита должны были поддерживать схему «распределительный центр — комплектация заказа — доставка и реализация товара». В то время такая бизнес-модель являлась уникальной для российского рынка FMCG — перенять опыт было не у кого. Требовались время для поиска оптимального варианта взаимодействия с покупателем и значительные инвестиции в собственные ноу-хау.
В июле следующего года была зарегистрирована управляющая компания «Новый импульс».
Откуда неведома зверушка?
Одной из первых инновационных разработок «Утконоса» стал универсальный терминал комплектовщика (УТК; название сети произошло именно от этой аббревиатуры), представлявший собой небольшой переносной компьютер, который висел на шее у складского сотрудника. Специалист мог в любой момент сформировать поступивший заказ.
Систему внедрили еще до открытия первых магазинов. Она поддерживалась силами четырех программистов и помогла полностью автоматизировать процесс обработки заказов. Систему SAP «Управление складом» (SAP Warehouse Management) дополнили собственными разработками, в итоге она позволила обрабатывать до 10 тыс. заказов в день.
Еще одно ноу-хау заработало в 2002 г.: открывшиеся тогда первые два «стола заказов» были оснащены терминалами самообслуживания «Интеллект-терминалы». Покупатель мог ознакомиться с ассортиментом, выбрать товар и оформить заказ с доставкой в этот же магазин. Одно время в тестовом режиме работала так называемая «железная женщина» — специальная автоматизированная программа для общения с покупателем.
Кроме того, в компании появился call-центр и была предложена услуга «домашний терминал»: пользуясь каталогом товаров (на диске) и специальной программой, заказ можно было сделать через Интернет прямо из дома, а забрать — в одном из «столов».
Доставка товаров на дом, как и интернет-магазин были еще в новинку. Домен www.utkonos.ru появился в 2005 г.: сайт-визитка рассказывал только о части ассортимента (без возможности заказа онлайн). Полноценный интернет-магазин запустили спустя два года.
С ветерком в грибное место
Доставкой на дом «Утконос» решил заняться в 2006 г. К тому времени ритейлер уже успел обзавестись собственным автопарком из грузовых и легковых автомобилей. В начале сентября на московские улицы выехали первые доставщики «Утконоса». В основном они сидели за рулем «ВАЗ-2105 ВИС 2345», называемых в простонародье «каблучками».
Со складов в магазины товар доставляли «тяжеловозы», после чего в бой вступала «легкая артиллерия» из ВИСов (маршруты движения грузовых автомобилей были автоматизированы, а легковушек — составлялись вручную). Продукты доставляли на следующий день после оформления заказа, покупатель выбирал любое удобное ему время доставки в пределах четырехчасового интервала. До 2011 г. управление грузовым транспортом осуществлялось за счет модуля SAP.
Строительство РЦ площадью 44 тыс. кв. м завершилось в 2005 г. Склад разместился на семи этажах с зонированием территории для хранения алкоголя, бытовой химии, замороженных и охлажденных продуктов питания и др. Количество складских сотрудников составило 2 тыс. человек, пропускная способность — до 250 большегрузных автомашин в сутки.
Одним из недостатков РЦ стала его семиэтажность: собирая заказ, нередко комплектовщик был вынужден ходить по всем этажам здания (маршрут складского работника не был автоматизирован, что усложняло его работу). Оптимальным был бы одноуровневый склад, но построить его не удалось из-за небольшой площади участка.
На благо столицы
Физические точки «Утконоса» открывались на площади в 300–400 кв. м и представляли собой «столы заказов» с минимальным ассортиментом (до 1 тыс. SKU), доступным на месте. Максимальный ассортимент (до 30 тыс. SKU) был доступен в системе терминалов (получить заказанный товар можно было здесь же, в «столе заказа», на следующий день). Трафик обеспечивали интерес потребителя к невиданному ранее терминалу и низкие цены — на 15–20% ниже, чем в среднем по рынку.
Ценовая политика и система продаж «Утконоса» заинтересовала бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, посетившего один из магазинов в конце 2002 г. во время официального визита в Зеленоград, — столице не хватало дискаунтеров шаговой доступности.
Градоначальник пообещал выделить во всех районах столицы помещения для магазинов и складов с недорогой арендой. В следующем году правительство Москвы выпустило постановление № 86-ПП от 11.02.2003 «О развитии в Москве системы торговли по предварительным заказам населения на примере опыта г. Зеленограда».
Предполагалось, что к концу 2007 г. «Утконос» разрастется до 400 точек, а в каждом районе столицы будет по РЦ. После запуска РЦ в Южном Бутове (2005 г.) компания действительно вышла на столичный рынок, открыв первый магазин на ул. Профсоюзная.
В 2005 г. правительство Москвы выпустило постановление «О дополнительных мерах по развитию в Москве сети магазинов заказов «Утконос» в г. Москва на 2005-2007 гг.». Документом «Утконосу» был «прописан» ускоренный рост.
Однако вскоре стало ясно, что вести бизнес в помещениях, выделяемых столичными префектурами, нерентабельно: расходы на аренду росли, компания тонула в бесконечных штрафах за нарушение норм общественного порядка — из-за шума и других неудобств, доставляемых жителям домов.
В итоге к концу 2007 г. вместо запланированных 400 магазинов сеть насчитывала всего 160 точек. Непокрытый убыток компании, по данным СПАРК, на конец 2007 г. составил чуть менее 2,6 млрд руб. (при сопоставимой выручке).
«Утконос». Перезагрузка»
За поиск путей решения наметившихся проблем в 2010 г. взялся Владимир Рюмин, ставший генеральным директором «Утконоса» (до этого несколько лет он проработал в Северстали). Одним из первых решений нового топа стала перемена ценового курса: «низкому» ценовому сегменту ритейлер предпочел «средний и выше среднего». Для сокращения издержек call-центр вывели на аутсорсинг.
Но самым если не важным, то видимым решением стал отказ от физической розницы. Пытаясь восстановить прежние позиции на рынке, компания полностью отказалась от стационарных объектов: первые закрытия прошли в конце 2010 г., в 2011 г. сеть насчитывала 60 точек, а в 2013 г. ритейлер распрощался с последним физическим магазином.
Поначалу на смену физическим точкам пришли «утко-лавки»: если магазин закрывали, то на этом, привычном для покупателя, месте появлялся автомобиль, где можно было получить заказанный товар. Эксперимент свернули по причине невыдающихся успехов: «утко-лавки» не пользовались спросом.
Для обеспечения прямой доставки товара потребителю, минуя пункты выдачи, «Утконос» с новой силой занялся преобразованиями в логистической и IT-инфраструктуре. Так, в 2010 г. доставщиков (курьеров) вооружили мобильным POS-терминалом, что позволило принимать от клиента оплату за товар по безналу, а также корректировать заказ в режиме онлайн.
В сентябре 2011 г. ритейлер запустил ряд проектов под «кодовым» названием «Утконос». Перезагрузка». В частности, началась установка новой версии SAP ERP 6.0 for Retail с более расширенным функционалом и новой схемой работы: «заказ — доставка — оплата». Поскольку физические точки уже закрывались, заказы комплектовали на складах. С учетом этого нововведения изменили и всю систему управления товарными запасами. Внедрение новой версии SAP завершили в 2013 г., нововведения не прошли гладко: две апрельские недели интернет-магазин и склад работали со сбоями.
В дополнение к SAP ERP 6.0 for Retail запустили аналитический модуль BI (Business Intelligence) с dashboard (панель производительности компании) для генерального, финансового и операционного директоров. Складской модуль поменяли на SAP eWM, добавили модуль управления данными о продажах SAP POS DM и аналитическое решение SAP Business Objects.
В 2012 г., вместе с переходом на прямую доставку, началась разработка решений по управлению автотранспортом (маршрутами движения и сопровождением автомобиля онлайн с учетом ситуации на дорогах), а также по ремонту и обслуживанию авто. Нововведения позволят, в частности, сократить срок доставки товара потребителю с четырех до трех часов.
Чтобы стать еще ближе к потребителю, в 2012 г. «Утконос» запустил интернет-приложения для iPhone и Android. А до конца этого года обещает еще одну новую опцию: отслеживания пути заказанного товара на сайте компании или посредством мобильного телефона.
Пошли на поправку?
Летом 2013 г. ритейлер обновил сайт, «улучшив функционал и сделав более удобной навигацию». «Мы давно работали над обновлением сайта: в прежнем виде он заработал в 2007 г. и с тех пор кардинально не менялся, — рассказывает Retailer.RU Владимир Рюмин. — Три года назад «Утконос» пытался внести изменения в эргономику, пригласив специализированное агентство. Но изменения не были полностью приняты покупателем, поэтому разработку нового сайта мы решили вести своими силами, активно привлекая потребителя — проводя регулярные опросы и собирая фокус-группы. Самое главное, чего мы добивались от сайта, — чтобы он отражал те изменения, которые произошли в компании за последние три года. Старая версия соответствовала образу дискаунтера. Но «Утконос» поменялся. Пришло время поменяться и витрине. Важно, что она наконец-то стала современной».
В течение первой же недели после обновления сайта, как рассказывает Владимир Рюмин, показатель отказа (доля посетителей, которые просмотрели одну страницу сайта и отказались от дальнейшего просмотра ресурса) снизился на треть. «Увеличился и средний чек, — подчеркивает топ-менеджер. — Так что дела пошли на поправку».
Кстати, теперь на сайте невозможно сделать заказ стоимостью менее 2 000 руб. Таким образом ритейлер надеется привлечь новую аудиторию — в полном соответствии с объявленными ранее переменами в ценовом позиционировании.
Последним же решением в обойме перемен от «Утконоса» стал ресталинг логотипа.
На этапе преобразований
«Компания «Утконос» находится на этапе серьезных операционных преобразований, — полагает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. — Такие изменения продиктованы необходимостью подстроиться под рынок, меняющимися предпочтениями потребителя, а в чем-то — и попыткой действовать на опережение, угадывая новые тенденции. Старая модель работы, через магазины-пункты выдачи, даже несмотря на вполне рыночный показатель валовой маржи — 22–23%, была убыточной даже на уровне операционной прибыли. Вероятно, причина была в высокой нагрузке со стороны арендных платежей, высоких транспортных расходов, а также в невысокой производительности персонала. Сейчас же основной вопрос стоит в том, насколько рациональными и окупаемыми станут затраты на прямую доставку — инвестиции в расширение автопарка, рост транспортных расходов, сложности с организацией трафика в условиях мегаполиса — по сравнению с расходами на физические точки выдачи».
Поскольку бизнес «Утконоса» является высокотехнологичным и масштабируемым, то при условии надежного финансирования проект может состояться, полагает эксперт. Все-таки за плечами интернет-гипермаркета — не только непокрытый убыток в 10 млрд руб., но и почти 15-летний опыт работы на рынке.
Справка
Компания «Новый импульс-50», управляющая интернет-гипермаркетом «Утконос», основана в 2000 г. в Зеленограде. Конечным бенефициаром компании является глава Северстали Алексей Мордашов.
Специализируется на доставке конечному потребителю товаров FMCG (продукты питания, бытовая химия, товары для детей и др. — всего 30 000 SKU) на территории Москвы и Подмосковья. Выручка в 2012 г. — чуть более 6 млрд. руб.