Что случилось с лицом хюррем
Фатьма Хатун
Фатьма Хатун
Биографические данные
Имя при рождении
Место смерти
Семейное положение
Титулы
Физическая информация
Цвет глаз
Цвет волос
Национальность
Семья
Члены семьи
Общие сведения
Лояльность
В сериале
Первое
появление
Последнее появление
Актриса
Дубляж
Я стану госпожой, запомни это! |
Фатьма Хатун (осман.فاطمه خاتون тур.Fatima Hatun) — служанка Махидевран Султан, фаворитка шехзаде Мустафы и мать шехзаде Сулеймана.
Содержание
Биография
До событий сериала
Как известно из рассказа девушки в 60 серии, она родилась и выросла в Хорватии, в Дубровнике. Из семьи у девушки был только брат, вместе с которым её и захватили. Брата отправили на невольничий рынок, и, вероятно, продали, как Фатьма, на тот момент Адриана, не умоляла не разлучать их. Девушку же продали в гарем.
2 сезон
Фатьма идет с факелом в покои Хюррем
В начале второго сезона Фатьма — обыкновенная рабыня гарема. Однако вскоре она становится ярой сторонницей Махидевран Султан и встает на ее сторону в противостоянии между рабынями. Более того, именно Фатьма становится зачинщицей многих ссор и именно она поднимает девушек на бунт по малейшему поводу. Так, именно служанка по приказанию Валиде настраивает девушек против Хюррем, а позже велит Лалезар выкрикнуть оскорбления в адрес Хасеки. Когда же девушке отрезают язык, именно Фатьма убеждает всех в том, что виновна в этом Хюррем Султан.
Спустя некоторое время Валиде и Махидевран приказывают Фатьме украсть деньги у рабынь и подложить их Элиф Хатун. Девушка без возражений исполняет приказание, а позже, после смерти фаворитки Мустафы, с энтузиазмом подталкивает рабынь к бунту против Хюррем.
Нам назад пути нет! Мы должны отомстить за Элиф! Пойдемте, девушки! Хюррем Султан должна заплатить нам за это! С нас довольно! |
Появление Фатьмы приводит Хюррем в бешенство
Вместе с другими рабынями Фатьма врывается в покои Хюррем и лично обжигает ей лицо. После этого она, как и Фидан, на некоторое время исчезает из гарема, а спустя некоторое время вновь появляется, прощенная Валиде. Её появление приводит Хюррем в бешенство, и султанша клянется отомстить. Позже её подручные заманивают Фатьму в бельевую и обжигают девушке лицо — так же, как когда-то и самой Хюррем.
Фатьма становится преданной и верной служанкой Махидевран и соперничает с Гюльшах за внимание султанши. Чтобы дискредитировать Гюльшах, Фатьма рассказывает Махидевран, что это калфа устроила ограбление Дайе. Позже между девушками случается крупная драка, из-за которой служители гарема отправляют их обеих в темницу. Бывшая калфа Махидевран решает избавиться от соперницы и нанимает для этого Мефтуна-агу, однако Фатьма в последний момент предлагает ему больше золота, нежели Гюльшах. А потом девушка жестоко подставляет соперницу, тем самым окончательно оттолкнув её от Махидевран.
Эфсун-заложница Фатьмы и Гюльшах
Амбициозная рабыня понимает, что только став наложницей и фавориткой она сможет добиться власти. Девушка делает все, чтобы завоевать внимание Мустафы, но безрезультатно. Сначала она, следуя за Махидевран, пытается уничтожить Эфсун, подслушав разговор Гюля-аги с наложницей и узнав об её службе Хюррем, а потом рассказав всем о беременности фаворитки. Позже она сталкивает с лестницы Айше Хатун, посланную на хальвет к шехзаде. Однажды ей всё-таки удается остаться в покоях, но Мустафа, вспомнив умершею Эфсун, выгоняет рабыню.
Однако, Фатьма прямо и неуклонно идёт к своей цели и наконец добивается своего — проводит ночь с наследником. Тот обещает девушке, что возьмет её с собой в Манису, но Махидевран оказывается против этого. Несмотря на просьбу Мустафы, его мать запрещает девушке уезжать.
3 сезон
В начале третьего сезона Фатьма по-прежнему остается верной и преданной служанкой Махидевран. Девушка жалеет, что не смогла отправиться в Манису, ведь теперь ей придется все начинать сначала. Фатьма знает, что не сможет удержаться в сердце Мустафы, не напоминая о себе. Однако позже шехзаде назначают регентом, и он возвращается в столицу на время отсутствия султана. Там он снова встречается с Фатьмой, и девушка, понимая непрочность своего положения, пытается забеременеть, что ей и удается.
Ссоры Фатьмы и Гюльшах выливаются в крупную драку, которую прерывает приехавшая Афифе-хатун. Она порядком наказывает обеих, несмотря на то, что Фатьма — фаворитка, а Гюльшах — калфа Хюррем Султан. Но вскоре Гюльшах убивают, и девушка становится ближайшей сторонницей Махидевран, не считая Фидан Калфы.
Фатьма рожает сына
С гаремом Мустафы она отбывает в Манису, где понимает, что больше не интересует шехзаде, и он всецело увлечен Хеленой. Фатьма говорит Фидан, что мечтает избавиться от соперницы. Девушка пытается топить Хелену, но у неё ничего не получается. Спустя некоторое время девушка рожает сына и становится султаншей. Младенца нарекают Сулейманом, что очень злит Хюррем.
Фатьма хочет избавиться от Хелены
Будучи матерью шехзаде, Фатьма не оставляет попыток избавиться от Хелены, на этот раз с одобрения Махидевран и с поддержкой Гюлизар. Однако фаворитку Мустафы спасает Диана. В скором времени шехзаде Сулейман заболевает оспой, и почти одновременно становится известно о беременности Айше. Фатьма сходит с ума от горя и винит в заражении сына сначала Хюррем, а потом Айше. После смерти сына её психическое состояние все больше ухудшается, и Махидевран решает отправить её в лечебницу. Но Фидан, пришедшая за подругой, видит лишь труп — не перенеся страданий, Фатьма вешается.
Характер
Фатьма обжигает Хюррем лицо
Фатьма — девушка, лишенная каких бы то ни было моральных принципов. Неизвестно, как сложилась бы её жизнь, не попади она в гарем, однако в Топкапы рабыня сразу понимает, как ей надо вести себя, чтобы выжить и возвыситься. Будущая наложница Мустафы становится исполнительной и верной своей госпоже рабыней, готовой исполнить абсолютно любой приказ, и не важно, что от неё потребуют. Исполнительность Фатьмы просто невероятна, однако она вызвана не преданностью: девушка не намерена оставаться простой служанкой и хочет стать любимицей шехзаде, а в будущем и султаншей.
Фатьма амбициозна: ради достижения своей цели она готова абсолютно на всё. Девушка жестока и беспринципна, её ни сколько не волнуют чужие страдания. Если это поможет ей возвыситься, рабыня готова совершать поистине ужасные, жестокие вещи: так, она, ни на минуту не задумываясь, сбрасывает с лестницы Айше Хатун, долженствующую стать следующей наложницей Мустафы и могущую послужить для Фатьмы помехой. А до этого она исполняет приказ Валиде — собственноручно поджигает лицо Хюррем Султан, нисколько не гнушаясь и не стыдясь своего поступка впоследствии. Ради цели все средства хороши, какими бы омерзительными они не были.
Фатьма на службе у Махидевран
Хладнокровность, уравновешенность и разумность Фатьмы позволяют ей в кротчайшие сроки стать верной, личной служанкой Махидевран. Однако в какой-то мере девушка фанатична: ужасные поступки, которые она совершает с совершенным спокойствием, приводят в ужас. Фанатизм служанки заметен и в 47 серии — когда девушка ведет за собой наложниц в покои Хюррем, в её глазах горит настоящий огонь мести. Но едва ли Фатьму так потрясает самосожжение Элиф: скорее, она хочет продемонстрировать «праведную ярость», чтобы заставить других пойти на такой ужасный поступок.
Фатьма — действительно умный игрок, обладающий, к тому же, незаурядными лидерскими и актерскими способностями. Ей стоит лишь произнести речь, поставить себя перед другими, и рабыни готовы идти за ней и в огонь и в воду. Пронырливость Фатьмы проявляется неоднократно, а весь свой изворотливый ум девушка использует, чтобы стать фавориткой. Даже большая часть отношений с Мустафой пронизана лицемерием — вряд ли девушка действительно была так уж влюблена в шехзаде, скорее, он стал для неё очередной ступенькой при достижении цели.
Отношения
Династия
Фатьма и Махидевран
Султанш Фатьма уважает: чтобы не затеряться среди гаремных девушек, рабыня чуть ли не с радостью бросается исполнять приказ Валиде по агитации наложниц на бунт. Айше Хафса по достоинству оценивает качества служанки и спустя некоторое время возвращает её — мать султана знает, что таких преданных слуг трудно найти. Что касается Махидевран, то её Фатьма даже любит: девушка становится верной и преданной сторонницей матери Мустафы, готовой исполнить любое поручение. Конечно, здесь есть и своеобразный расчет — будучи на стороне Махидевран, наложнице будет проще попасть в покои наследника. В Манисе отношения между свекровью и невесткой становятся ещё теплее, Махидевран очень заботится о матери своего будущего первого внука, и, памятуя о старых услугах, хорошо относится к Фатьме. Однако если девушка, выбрав сторону Мустафы, верит, что его мать с ней и в случае чего не даст её в обиду, то сама Махидевран готова пожертвовать Фатьмой — она знает о качествах бывшей служанки и намерена свалить на неё всю вину по устранению Хелены.
Что касается Хюррем, то и к этой султанше Фатьма относится вполне нейтрально. Удивительно, но Фатьма сжигает лицо Хасеки, которая ей абсолютно ничего не сделала, и после совершенно не испытывает ни стыда, ни уколов совести. Она по-прежнему спокойно относится к госпоже, уважает её и не интригует против султанши, при этом, конечно, несколько опасаясь её. Девушка даже идет к Нигяр за советом: она боится, что госпожа еще заставит девушку заплатить по счетам. Хюррем же служанку ненавидит: она клянется, что никогда не забудет прошлое и Фатьме до конца жизни придется расплачиваться за причиненные когда-то страдания. Возмездие от Хасеки наложницу действительно настигает, но она знает, что Хюррем права в своей мести, и потому скрывает от Махидевран, что это супруга султана нанесла ей увечье.
Семья
Фатьма с Мустафой и сыном
Мустафа для Фатьмы — шехзаде, который может сделать её султаншей. Определенно, красивый молодой наследник нравится девушке, однако главную роль в её поступках играет не симпатия, а расчет, расчет на то, что ей удастся забеременеть и родить наследника. Фатьма долго и упорно идет к своей цели, сметая всё и всех на своём пути. Она упорно интригует против Эфсун, косвенно служит причиной смерти последней, добивается любви Мустафы и после долгих безуспешных попыток добивается её. Служанке удается стать наложницей наследника, она рада, что смогла повысить своё положение, однако в глубине души понимает, что оно очень не прочно: сейчас шехзаде с ней, но что будет завтра? Когда Мустафа уезжает в Манису, Фатьме не удается поехать вместе ним, и это очень огорчает рабыню. Она отчаянно ревнует и сходит с ума, понимая, что в санджаке у него вполне может появиться другая, однако скорее больше боится потерять не наследника, а свой особенный статус. Известие о беременности позволяет служанке удержать подле себя шехзаде, но он остается с ней только до родов. После появления на свет сына отношения между молодыми людьми становятся уже невозможны, о чем Мустафа прямо заявляет новоявленной султанше, и Фатьму больно ранит факт того, что её никогда не любили, и надежд, что полюбят, нет.
Гарем
Фатьма среди других рабынь
Рабыни из гарема Фатьму уважают: лидерские качества наложницы позволяют ей в считанные дни стать настоящей предводительницей девушек, за которой они готовы пойти даже против султанши. Служанки побаиваются Фатьму, не особенно её любят, но, зная крутой нрав девушки, никогда не перечат и стремятся сделать всё, что ей нужно. Сама же фаворитка Мустафы никого из них не любит, относясь к обычным служанкам с высокомерием, свысока. Она считает себя куда выше их ведет себя соответствующе, запросто манипулируя наивными рабынями. Однако, стоит отметить, что Фатьма способна на некоторую любезность — так, она даже предлагает только что попавшей в гарем Фирузе помощь. Однако это хорошее отношение вызвано несколькими причинами: во-первых, наложница Мустафы хочет сразу зарекомендовать себя перед новенькой как весьма влиятельную женщину, способную в случае чего оказать покровительство; во-вторых, уже скоро Фирузе становится протеже Махидевран и Хатидже, что уже само по себе вызывает со стороны Фатьмы некоторое уважение; ну и наконец, в-третьих, новую девушку готовят для султана, и потому она никак не сможет перейти Фатьме дорогу. Всё это говорит о том, что будь Фирузе для служанки Махидевран даже исключительно потенциальной соперницей, она бы в жизни не стала предлагать новенькой помощь.
Но соперницы у Фатьмы есть не только за Мустафу: рабыне приходится сражаться и за влияние Махидевран. Во втором сезоне между ней и Гюльшах разгорается настоящая война, не на жизнь, а насмерть. Хотя победитель в этой войне получает всего лишь возможность быть на побегушках у матери Мустафы, обе рабыни начинают просто отчаянное противостояние. Фатьма использует все имеющиеся в её распоряжении возможности, чтобы дискредитировать калфу в глазах госпожи, и, в целом, ей это удается.
Фидан утешает Фатьму
Но при всем эгоизме Фатьмы в гареме у неё есть и одна достаточно близкая подруга. Фатьму и Фидан объединяет не слишком приятное для воспоминаний прошлое, однако именно это пережитое и сближает обеих девушек. Калфа Махидевран становится единственной, кто действительно любит Фатьму, зная обо всех её пороках, и поддерживает в её стремлениях. Только с ней наложница Мустафы может быть по-настоящему откровенной, не боясь показаться слабой и опуститься в собственных глазах. Только Фидан может дать подруге совет и сказать ей правду — так, именно она «приводит в чувство» Фатьму, справедливо напомнив ей, что Мустафа по-прежнему с девушкой только из-за её беременности.
«Великолепный век»: что в сериале правда, а что – вымысел
Популярная историческая сага «Великолепный век» вызвала огромный ажиотаж среди зрителей по всему миру и породила бум на турецкие сериалы. Этот монументальный, уникальный в своем роде проект оброс многомиллионной армией поклонников, завоевав сердца как молодежи, так и старшего поколения.
Создатели сериала вложили в него массу труда, времени и денег, благодаря чему у них получился очень качественный кинопродукт. Во время съемок «Великолепного века» было задействовано пять дворцов Османской империи и 23 съемочные площадки, израсходовано 150 тысяч метров тканей (для нарядов и для декораций) и сшито пять тысяч костюмов, создано 4 тысячи головных уборов, в том числе диадем. Над каждой серией трудилась съемочная группа из 130 человек, в каждом эпизоде участвовали 300 актеров второго плана. В массовых сценах сериала снялось более 50 тысяч актеров.
Для съемок сериала был выстроен огромный комплекс павильонов, для воссоздания дворцовых интерьеров декораторы провели колоссальную и очень кропотливую работу, включающую в себя анализ экспонатов из музея Топкапы в Стамбуле.
Каждая серия проекта выходила в эфир только после финального утверждения историческими консультантами. И, тем не менее, находится немало людей, которые ругают сериал: например, во время трансляции сериала в Верховный совет турецкого радио и телевидения поступило более 70 тысяч жалоб на искажение исторических фактов.
В начальных титрах «Великолепного века» уточняется, что источником вдохновения при создании сериала послужили исторические события, то есть проект не претендует на историческую достоверность.
Так что же в сериале правда, а что – вымысел сценаристов?
Судьба Хюррем
Славянская рабыня Александра попала в плен к османам, когда ей не было и 17 лет. Уже в самом начале сериала сценаристы пожертвовали некоторыми фактами, дабы не растягивать сюжет. Хюррем никак не могла практически сразу оказаться в объятиях Сулеймана. Во-первых, когда она оказалась в Турции, султаном все еще был Селим I: лишь после его смерти Сулейман взошел на престол, переняв как бразды правления, так и дворец и гарем. Во-вторых, прежде чем попасть в покои султана, девушки долго учились грамоте, этикету, игре на музыкальных инструментах, танцам и всем остальным тонкостям жизни наложниц.
Хюррем действительно отреклась от православия и приняла ислам, но в тот период рабыни делали это, чтобы просто выжить в мусульманской стране. В сериале же героиня делает это из любви к своему повелителю.
По большей части история самой могущественной женщины Османской империи показана в «Великолепном веке» достоверно. Будучи простой наложницей, она смогла добиться любви великого падишаха, стать его законной женой, матерью престолонаследника и так укрепила свое положение, что поднялась до невиданных высот.
Роксолана сильно влияла на политику государства, пуская в ход разные коварные способы – шантаж, подкуп, клевету и даже убийства, в чем сценаристы нисколько не преувеличили. Началось все с гаремных интриг, а закончилось заговорами на государственном уровне.
Она действительно шла по головам и добивалась власти всеми возможными путями, порой чрезвычайно жестокими. Неугодные ей люди, даже те, кто занимал высокий государственный пост, погибали от рук палачей. Наглядный пример – великий визирь и правая рука султана Ибрагим Паша, казнь которого показана в сериале вполне достоверно. Хасеки поспособствовала устранению недруга, вставлявшего ей палки в колеса и ставшего слишком алчным до власти, что ставило под угрозу авторитет Сулеймана. Кроме того, Хюррем не желала делить с Ибрагимом власть над султаном, желая оставаться единственным человеком, кто влияет на решения правителя.
Как во дворце, так и за его пределами Хюррем Султан боялись и почитали, но она прославилась в Османской империи не только своей расчетливостью и беспощадностью к врагам, но и благими делами. Нужно отдать должное сериалу, сценаристы которого сохранили этот баланс. С подачи Хюррем в Стамбуле строились мечети и госпитали, открывались школы, оказывалась помощь беднякам. Хюррем жертвовала очень большие средства на благотворительность, за что народ любил и уважал ее.
Болезнь Роксоланы, приведшая к гибели, в сериале никак не обозначена, но, судя по язве на шее султанши, подразумевается, что у нее был рак. Согласно истории, все было более прозаично: Хюррем на 55 году жизни умерла от сильнейшей ангины – ее сердце не выдержало нагрузки.
После смерти Хюррем Сулейман не находил себе места от горя, что и было с большой трагичностью показано в сериале. С ее уходом закончилась целая эпоха, а сердце султана навсегда было разбито. Падишах пережил любимую жену на 8 лет. Он был похоронен рядом с Роксоланой в мавзолее мечети Сулеймание в Стамбуле.
Дети султана
В сериале Хюррем рожает Сулейману пятерых детей – Мехмеда, Михримах, Баязида, Селима и Джихангира. На самом же деле детей было шесть – после Мехмеда Роксолана родила Абдуллу, но тот прожил всего три года, и сценаристы предпочли не включать этот факт в сюжет.
Когда следующий по старшинству сын Хюррем и Сулеймана Мехмед умер от чумы, шехзаде Баязид и Селим начали борьбу за власть, по итогу которой Баязид бежал в Иран. Персы выдали его отцу, и тот, сочтя сына изменником, казнил наследника. В сериале был также соблюден факт казни пятерых сыновей Баязида.
В конечном счете после смерти Сулеймана Великолепного на трон взошел Селим. Он правил 8 лет и за столь короткий срок успел привести государство в упадок. Как рассказывают востоковеды, правитель из Селима получился никудышным: он не был сведущ в делах государства, и куда больше, чем политика, его интересовали увеселения и пьянство (в сериале часто акцентируется внимание на его алкогольных пристрастиях). Фактически страной вместо него управлял великий визирь Соколлу Мехмед Паша, что и стало предпосылкой падения великой империи.
Жизнь гарема
Гарем (от арабского слова «запретное») – обитель женщин во дворце, куда посторонним мужчинам вход воспрещен. Исключение составляли лишь евнухи, выполнявшие роль охранников: в сериале со своими обязанностями прекрасно справлялись Сюмбюль-ага и Гюль-ага, верные слуги Хюррем Султан.
Во времена Османской империи в гаремах жили рабыни, наложницы, жены, маленькие дети и родственницы султанов. Как уже было сказано выше, в гаремах существовали свои правила и этикет, которым нужно было следовать.
Женщины гарема, пользующиеся благосклонностью султана, действительно получали особые привилегии и подарки. Как показано в «Великолепном веке», османские султаны дарили наложницам драгоценности, а женам – целые дворцы. Султан Сулейман, например, и впрямь был искусным ювелиром. Согласно сериалу, повелитель собственноручно сделал для возлюбленной кольцо с каплевидным изумрудом, ставшее главным символом их любви. Украшение существовало на самом деле, но выполнено оно не из изумруда, а из бриллианта в обрамлении 49 алмазов. Сейчас оно хранится в музее дворца Топкапы
В более раннюю эпоху султаны женились только на дочерях правителей других государств, но с приходом к власти Хюррем все изменилось: она стала самой первой рабыней, которую падишах взял в жены, и в дальнейшем эту традицию продолжили и его потомки.
Главнее хасеки была лишь валиде-султан, мать падишаха. Так, Валиде Айше Хафса Султан пользовалась огромным уважением своего сына Сулеймана, тот глубоко ее почитал и прислушивался к советам, что было многократно продемонстрировано в сериале. Когда же она умерла, хасеки Хюррем Султан заняла главенствующее положение среди женщин во дворце, и даже сестры султана по статусу были ниже его супруги.
Соперницы Хюррем
Принцесса Изабелла, наложницы Фирузе и Садыка – это вымысел сценаристов, которые желали добавить в сюжет порцию интриги и заставить зрителя поволноваться за отношения Хюррем и Сулеймана, падкого на женское обаяние. На деле же у потенциальных соперниц Роксоланы не было ни единого шанса: после того, как она стала законной женой Падишаха, гарем был распущен.
Убранство дворца
Интерьеры дворца Топкапы, показанные в сериале, не совсем соответствуют эпохе. Такие детали, как свечи и драпированные шторы, появились гораздо позже. Столов тоже не было: трапезы во времена Сулеймана Великолепного устраивали на полу.
Отсутствовали в османских покоях и красивые балконы с волшебным видом на Босфор, где герои «Великолепного века» так часто проводили время за романтичными беседами или в тяжких раздумьях. В реальности это было связано с безопасностью султана и членов его семьи. Дворец тщательно охранялся, а балкон – лишняя возможность для врагов покуситься на правителя, пробравшись в его покои или пустив смертоносную стрелу.
Конечно же, все эти элементы были использованы для создания сказочной атмосферы богатого восточного дворца и более яркой картинки, так что историкам сериала, сценаристам и декораторам можно простить их маленькие вольности.