Что случилось с летовым
Егор Летов. Фото: Григорий Сысоев / ТАСС
19 февраля 2008 года в своем родном Омске скончался Егор Летов. Развернутые сюжеты о смерти лидера «Гражданской обороны» вышли тогда в новостных программах едва ли не всех федеральных телеканалов. Через три недели после похорон Летова солидный симфонический оркестр в многотысячном столичном спорткомплексе «Олимпийский» уже исполнял фрагменты его песен на церемонии главной рок-премии страны «Чартова дюжина», где Егора посмертно наградили в номинации «Легенда».
Происходящее смахивало на поминки по Мюнхгаузену в известном фильме Марка Захарова. Последовательного маргинала, «убившего в себе государство», прошедшего через репрессивное лечение в психушке, атаковавшего фактически любой официальный режим, не появлявшегося на больших рок-фестивалях, не сотрудничавшего с рекорд-лейблами, практически отсутствовавшего со своей музыкой на ТВ и радиостанциях, провожали чуть ли не как общепризнанного глашатая эпохи.
«Я рыдаю от ваших речей. Я желаю стать стаей грачей. Я хочу умереть молодым…» — пел он в перестроечных 80-х, и строчки одного из давних его манифестов наливаются теперь новой силой. Какой именно — темной, светлой, разрушительной, спасительной — вот тут туман. В русском роке не отыскать фигуры более амбивалентной, чем Егор. Он наговорил, натворил, напел на несколько жизней. «Снес башню», «растеребил душу», испугал, озлобил, вдохновил, поддержал, влюбил в себя многих преимущественно молодых современников. Но трудно понять, до скольких реально достучался и хотел ли того. Минуло десятилетие с даты его ухода, а значение этого музыканта для нашей истории и его «внутренний портрет» по-прежнему размыты.
Часто мне кажется, что Летов всю жизнь вел разговор только с самим собой. Испытывал собственное сознание, экспериментировал с ним. Публика являлась лишь прикладным элементом его проектов. Где и отчего сибирский панк «обороны», замешанный на хорошей летовской эрудиции, знании мировой рок-музыки, литературы, кино переходил в брутальный постмодернизм? В каком месте надрывная поэтичность срывалась в шизоидный экстаз? Когда он переставал верить в то, что декларировал прежде, а его личные убеждения вытеснял фанатизм? На эти вопросы, по-моему, нет ответов. Вернее, каждый, кто «в курсе», предложит собственные версии и, конечно, сочтет их единственно верными. Ибо летовское «слово и дело» — сродни религии. Принимаешь и веришь или отрицаешь и отстраняешься.
Похороны Егора Летова
Фото: Василий Мельниченко / РИА Новости
В 1990 году для так и не изданного номера журнала «Контркультура» Летов согласился написать статью (фото этой рукописи вошло в двухтомник «Автографы», опубликованный после смерти Егора). Любая цитата из нее годится его адептам как заповедь. Умеренным поклонникам — как интеллектуально-художественная игра (тут вспоминаешь, что Летов особенно ценил футуристов и обэриутов). А психологам и психиатрам — как повод для подробной беседы с «пациентом». Возьмем такой фрагмент: «Существует еще один аспект — и очень важный — моих действий, а также моего творчества. Я героически считаю себя представителем («депутатом») вселенской партии уродов, обиженных, сумасшедших, смешных и больных рабов, тех, кому выпало свыше быть униженным и оскорбленным по природе своей. Все, что я делаю, — это призыв на тотальный и чудовищный бунт против Всеобщего Закона и Порядка, против всех сил, богов…». Далее еще пара страниц убористого текста, суть которого в обреченности на поражение, гибель, что на самом деле и есть победа в этой борьбе.
В своем поэтическом рассматривании смерти, ощущении тяжести мира Егор перекликается с поэтом первой волны русской эмиграции Борисом Поплавским, покончившим с собой в Париже в 32-летнем возрасте. Только энергетически они различны — Летов в этом смысле ближе к Маяковскому, ушедшему из жизни в 36. «Воробьиная, кромешная, оскаленная, хищная, неистовая стая голосит во мне…» — рычал Егор в своей «Вечной весне в одиночной камере», и тут была не агрессия, а нежность и отчаяние человека, чья интонация, лексика и облик не сулили окружающим ничего доброго.
В его обманчивой внешности (от студента-народовольца к чему-то распутинскому), прямолинейной порой матерщине в песнях, умышленном «гаражном» саунде, экстремистских заносах в сектантский коммунизм, национал-большевизм для многих ускользал поэт-романтик, если хотите, нежный Летов. Тот, что видел «траурного зайчика нелепого мира» и спрашивал: «Кому нужен ломтик июльского неба?» в «Моей обороне». Тот, что пел для Янки Дягилевой «Про Мишутку» и мог записывать акустику, где каждая вторая песня получалась своеобразной исповедью-колыбельной.
В начале 1990-х, когда он впервые распустил «ГО», у него произошел, возможно, наивысший творческий подъем. Собрав проект с непечатным для СМИ названием («Егор и о****еневшие»), он записал несколько важнейших альбомов, в частности «Прыг-скок» (Егор сам подчеркивал, что это одна из лучших вещей, сделанных им в жизни) и «Сто лет одиночества». Именно туда попали и «Вечная весна», и «Евангелие» с финальными кряхтящими смешками после фразы «Задуши послушными руками своего непослушного Христа». И программная «Свобода» со словами: «Как и что обрел летящий Башлачев — это знает моя свобода, это знает мое поражение, это знает мое торжество». Но, заявляя о таком сакральном знании и впечатляя пронзительностью своих сочинений, Летов одновременно настораживал и рождал сомнения.
Александр Башлачев, стержневой поэт русского рока, совершил самоубийство в питерской многоэтажке ровно 30 лет назад — 17 февраля 1988-го. Ему было 27. А 24-летняя рок-поэтесса Янка Дягилева, прошедшая с Егором немалый совместный путь, в каком-то смысле «вжившаяся» в Летова, утонула в реке в мае 1991-го. Ей было 24. Фактически они стали той «стаей грачей», о которой пел Летов в своей «Умереть молодым». И вот он говорит, что знает, «как и что обрел» СашБаш. А подразумеваются и другие рано сгоревшие поэты и музыканты. Сам же Егор, доходя до пограничных состояний, декларируя в ранних своих произведениях некое презрение к смерти и готовность к суициду, подобного все же избежал. Как бы воспользовался чужим опытом, что ли? В Башлачеве, Янке чувствовалась определенная жертвенность. И их судьбы почти неотделимы от их поэзии. С Летовым иначе. У него редкое для поэта свойство: гипнотизировать, вводить в транс, но не отдавать собственную энергию, а скорее вытягивать ее из тех, кто соприкасается с его творчеством.
Егор Летов
Биография
Егор Летов — «патриарх сибирского рока», представитель жанра панк-рока, создавший популярную группу «Гражданская оборона». Талантливый и харизматичный исполнитель и сегодня считается рупором своего поколения, который сумел выразить в творчестве настроения, царившие на стыке эпох.
Детство и юность
У мальчика с детства перед глазами был живой пример неисчерпаемой любви к музыке: старший брат Сергей Летов — известнейший саксофонист, музыкант, работающий в разных стилях. Привил интерес к искусству сыновьям отец. В молодости он был запевалой в армейском строю, затем выступал с хором Советской армии.
ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ПРО ДУРАЧКА» Лидер «Гражданской обороны» неоднократно рассказывал, как была написана композиция «Про.
Учился Егор в средней школе № 45 города Омска, которую благополучно окончил в 1982 году. После завершения учебы он уехал к брату в Подмосковье, где поступил в строительное ПТУ, но спустя год был отчислен за неуспеваемость.
Вернувшись в Омск, Летов продолжил работать над проектом под названием «Посев», который основал в 1982 году. С этой поры биография пионера русского панк-рока была неразрывно связана с музыкой и творчеством. Ради нового образа рокер изменил прическу и имя. Поначалу в насмешку артист называл себя Егором Дохлым, но вторая часть псевдонима не прижилась.
В те годы Егор Летов трудился на шинном и моторостроительном заводах Омска. В должности художника музыкант рисовал портреты Владимира Ленина и агитплакаты для коммунистических митингов и собраний, позже подрабатывал дворником и штукатуром.
Личная жизнь
Личная жизнь Летова была бурной. Знакомые описывали его как очень разностороннюю личность. Егор был способен неоднократно менять взгляды. На его мнение могли легко повлиять фильм, книга, при этом он являлся прирожденным лидером, рядом с которым тускнели все остальные.
На редких фото музыкант изображен во время концертов, с друзьями или с соратниками по рок-группам, а дома — исключительно с котами. Три беспородных питомца получили прозвища Степа, Петрик и Тиха. Коллеги объясняли любовь Летова к кошкам их независимым характером. Помимо животных, страстью рокера в молодости были книги, из поездок он привозил до 30 кг литературных изданий.
Егор Летов и Янка Дягилева Новосибирск, Академгородок, декабрь 1989,
Однако это не означает, что в жизни знаменитости не было женщин. Официально женат Летов был один раз, неофициально — дважды, детей у музыканта не было.
В конце 80-х гражданской женой лидера «Гражданской обороны» была Янка Дягилева — возлюбленная, муза и коллега Летова. Вместе они записали ряд альбомов и сыграли немало концертов-квартирников.
После трагической и загадочной смерти Янки женой музыканта стала подруга Дягилевой Анна Волкова, также участвовавшая в записи некоторых альбомов его группы. Как позднее вспоминал в интервью отец Егора, именно Аня и стала его настоящей любовью. Разошлись они из-за ссоры на почве ревности. В 1997 году Летов женился на Наталье Чумаковой, по совместительству бас-гитаристке группы.
Музыка
Песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс творчества проходил в квартирах на примитивном оборудовании, из-за чего звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» фирменным стилем.
Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздних произведений «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлияли американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.
Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. В это же время был образован проект «Гражданская оборона», известный также как «ГО», или «ГрОб». Летов продолжал работать в излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».
Егор Летов и Наталья Чумакова.
Она располагалась в квартире омской «хрущевки». На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «ГО» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.
Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и неповторимый стиль исполнения наряду с нецензурными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Композиции Летова отличают небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.
По словам коллег, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был против — против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.
Спецслужбы и психиатрическая больница
На заре музыкальной карьеры лидер «ГО» интересовался политикой, был убежденным противником коммунизма и устоявшегося строя, хотя против советской власти никогда не выступал. Однако политический и философский контекст его песен так явно проглядывал сквозь напускное панковское безразличие, что группой и ее создателем не могли не заинтересоваться соответствующие органы.
Егору неоднократно делались внушения сотрудниками КГБ. Они требовали прекратить деятельность коллектива. Поскольку Летов ответил отказом, в 1985 году его поместили в психиатрическую лечебницу. В «психушке» к музыканту применяли насильственные методы лечения, накачивая сильнейшими нейролептиками. Такие препараты использовались для полнейшего изменения психики «пациента», а сам исполнитель сравнивал их действие с лоботомией. Чтобы по-настоящему не сойти с ума, музыкант начал писать тексты — помимо стихов, он создавал и прозаические произведения.
К счастью, заключение длилось всего 4 месяца. Выбраться из психбольницы Егору помог брат Сергей, который пригрозил опубликовать в западных СМИ историю о том, как в СССР борются с неугодными музыкантами.
Творчество
В период с 1987 по 1988 год Егор вернулся к проекту «Гражданская оборона» и записал ряд альбомов, среди которых «Мышеловка», «Все идет по плану» и другие. Он сам исполнял песни, играл на инструментах, выступал в роли звукорежиссера и саунд-продюсера. В 1988-м на студии Сергея Фирсова записан бутлег «Русское поле экспериментов». Кроме того, появились такие хиты, как «Зоопарк», «Суицид», «Одиночная камера». Записывает Летов и сольные альбомы «Вершки и корешки», «Все как у людей».
В 1989 году были выпущены пластинки нового проекта Егора «Коммунизм», чуть ранее он познакомился и стал работать с Янкой Дягилевой, рок-исполнительницей, автором песен, чья жизнь трагически оборвалась в 1991 году. После смерти Янки музыкант доделал и выпустил ее последний альбом «Стыд и срам».
В 1990 году Летов распустил «Гражданскую оборону», отыграв концерт в Таллине. Решив, что проект превращается в попсу, музыкант увлекся психоделическим роком. Результатом стал очередной проект «Егор и О. зденевшие», в рамках которого вышли 2 альбома. В 1993 году Летов реанимировал «Гражданскую оборону», продолжая работать в составе обеих музыкальных групп.
В последующие годы он выпустил ряд альбомов, часть из которых была составлена из заново записанных старых песен. Среди популярных треков значатся «Моя оборона», «Белое безмолвие». Последний концерт «ГО» состоялся в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.
На одном из концертов в Воронеже состоялись знакомство и единственная встреча Летова с лидером «Сектора Газа» Юрием Хоем. Последний зашел в гримерку к готовящимся к выходу на сцену музыкантам и удивился внешнему виду Егора: он представлял себе фронтмена крупным мужчиной, злоупотребляющим алкоголем. А лидер группы выглядел несколько иначе.
О творчестве Виктора Цоя Летов вспоминал после смерти рок-иконы без особого восхищения, но признавал, что ему нравились ранние песни музыканта «Алюминиевые огурцы» и «Я посадил дерево».
Сам Летов не снимал клипы на свои композиции, но в 2017 году Vespercellos представил видеоролик на песню Егора.
Смерть
У Егора было немало творческих идей, среди которых фильм по роману Хулио Кортасара «Игра в классики» и альтернативные музыкальные проекты. Однако планам было не суждено осуществиться.
19 февраля 2008 года певец скончался. Причиной смерти Летова официально названа остановка сердца. Однако впоследствии была обнародована альтернативная версия — острая дыхательная недостаточность как следствие отравления этанолом.
Похороны, на которые приехало немало народу, в том числе из обеих столиц, сопровождались гражданской панихидой. Егора Летова похоронили в Омске рядом с могилой матери. Спустя 2 года после смерти музыканта на месте его захоронения был установлен памятник, представляющий собой мраморный куб, на котором изображен крест первых христиан.
В 2018 году имя Летова присвоено частному аэропорту малой авиации в Омске. Через год брат рок-музыканта решил безвозмездно передать под музей омскую квартиру Егора, расположенную на улице Петра Осминина, в доме № 5.
10 сентября 2019 года состоялся релиз трибьют-альбома «Без меня», посвященного юбилейной дате со дня рождения знаменитости. В это же время петербургский автор и исполнитель Билли Новик выпустил альбом «Мой Летов», посвященный лидеру культовой группы.
Раскрыта причина смерти Егора Летова
Егора Летова лидера группы “Гражданская оборона” не стало 19 февраля 2008 года. Причиное смерти называли сердечную недостаточность. Могло ли что-то либо другое вызвать кончину музыканта, и какой была его жизнь?
Егор Летов – одна из самых значительных фигур русского рока и андеграунда 80-х и 90-х, лидер, идейный вдохновитель и автор музыки и текстов для известных музыкальных проектов «Гражданская оборона» и «Егор и Опиздиневшие». Бунтарство, заложенное в стихи и песни «Гражданской обороны» и девиз «Я всегда буду против», позволяют музыке звучать современно и получать большой отклик и в наше время.
После кончины музыканта в 2008 году в Омске от якобы сердечной недостаточности, многие поклонники его творчества не могли прийти в себя, ведь личность певца настолько незаурядна, насколько и неоднозначна, а его вклад в русскую панк-музыку неоценим. Так в чем же причина смерти Егора Летова на самом деле?
Дата и причина смерти
Только 9 февраля 2008 года был дан последний концерт, а уже 19-ого Летов умер в возрасте всего сорока трех лет. Вокруг гибели лидера «Гражданской обороны» до сих пор немало слухов, но подтвержденной экспертизой версией смерти является отравление алкоголем, вызвавшее тошноту и анспирацию (блокировку дыхания) рвотными массами.
Подробности
Неподтвержденная версия о сердечной недостаточности
Жена Летова Наталья решительно опровергала слухи об отравлении. Она заявила, что зависимости от алкоголя у музыканта не было, и он попросту не мог принять большую дозу алкоголя. Кроме того, Наталья обвинила СМИ и в распространении слухов о пяти перенесенных Егором инфарктах: по ее словам он никогда не жаловался на боли. Проблемы со здоровьем могли возникнуть только вследствие особенно длительных и тяжелых концертов и после трудного переезда: часто приходилось подниматься по лестнице на верхний этаж с тяжелыми вещами.
Отец Летова в своих интервью упоминал, что сын редко говорил с ним по душам, хотел быть сильным и сохранять самообладание в любой ситуации. Однако по его мнению сына сгубил именно алкоголь, причем жена Летова также часто употребляла спиртное.
Уголовное дело не возбуждалось за отсутствием криминальной подоплеки.
Биография и творческий путь
Егор Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Настоящее имя музыканта Игорь Федорович Летов, но в будущем певец, согласно панковской привычке превращать имена в кондовые прозвища, взял себе псевдоним Егор Дохлый, который считал смешным и несуразным, а после просто – Егор Летов.
В семье он стал вторым ребенком. Брат Сергей, будущий блестящий джазовый музыкант, познакомил Егора с музыкой, наложившей отпечаток на все творчество Летова; «Led Zeppelin», «Pink Floyd», «Nazareth».
Район, где жила семья нельзя было назвать благополучным, ведь там проживало множество недавно «откинувшихся» из тюрем, нередко пьянствующих и устраивавших поножовщину. Отец братьев был военнослужащим, прошедшим Великую отечественную войну, а мать – врачом.
От отца дети унаследовали любовь к музыке, ведь в армии тот любил петь и был главным запевалой в строю. Летов был развитым и умным ребенком, много читал и имел хорошую память, в шесть лет мог рассказать по памяти всю карту мира. Попытки поступить в музыкальную школу провалились: педагоги диагностировали полное отсутствие слуха и голоса. Влечение к музыке оказалось у мальчика так сильно, что родители наняли ему частного преподавателя игры на гитаре, и вскоре Летов начал писать свои первые песни.
Посев и ГО
Сергей Летов учился в новосибирском Академгородке, а после поступил в один из столичных вузов, пригласив перебраться и брата. Однако многочисленные разногласия, в том числе и идеологические и музыкальные, дали трещину в отношениях братьев и Егор был вынужден вернуться в Омск, оставив один из московских ПТУ. Зарабатывал на жизнь, рисуя агитационные плакаты, подрабатывая дворником и разнорабочим на стройках.
Вместе со своим другом Константином Рябиновым, будущим сооснователем «Гражданской обороны», они создали свой первый андеграундный проект «Посев», игравший в стиле ультра-панк и гаражный панк. «Посев» записал одиннадцать альбомов, пять из которых, к сожалению, были полностью утеряны.
Легендарный панк-коллектив «Гражданская оборона» или сокращенно «ГрОб», принесший Летову признание и известность, был основан уже в 1984 году.
Отец поэта считал, что название подобрано в насмешку ему, бывшему военному, однако сам Егор это отрицал, говоря, что просто увидел такую надпись на плакате. Отсутствие профессиональной аппаратуры для записи, хороших инструментов сильно сказалось на качестве выпускаемых альбомов, однако позже это стало фирменным почерком группы.
Успех и отношения с властями
Несмотря на то, что коллектив базировался в Сибири, он быстро завоевала популярность и за ее пределами: по некоторым данным к концу 80-х насчитывалось более ста тысяч поклонников «ГО» по всей России. Основным посылом их творчества был протест системе, поэтому песни носили крайне антисоветский характер. В связи с этим у группы, и особенно ее лидера, появились проблемы с КГБ и МВД.
В 1985 году Летов был подвергнут принудительному лечению в психиатрической лечебнице, условия содержания в которой были настолько ужасны, что помочь сохранить рассудок музыканту помогло только его творчество.
Из-за воздействия медикаментов он на время полностью ослеп, после чего, пригрозив самоубийством, устроил побег. По некоторым версиям, Летову помог брат Сергей, пригрозивший персоналу лечебницы дать интервью зарубежным СМИ об обращении с музыкантами. Позже об этом времени Летов скажет: «Я впервые столкнулся с чем-то хуже смерти».
Такое событие не могло не наложить значительный отпечаток на творческий путь «Гражданской обороны», выпустившей с 1987-1989 годы несколько альбомов, новых по звучанию, ставших впоследствии культовыми. Личность Летова также претерпела изменения: он стал интересоваться философией, определил свои четкие политические взгляды, проявившиеся в 90-е, а также дальнейший путь развития своей деятельности.
После так называемого «тура» по стране вместе с Янкой Дягилевой, с которой Летова связывали любовные отношения и выступления на панк-фестивале под резонансным названием «Адольф Гитлер», органы вновь заинтересовались деятельностью группы. Летов и Дягилева находились в розыске, жили в подвалах и на чердаках, питались чем придется. Кончилось это новым витком перестройки, когда многих диссидентов оставили в покое.
Успех «ГО» к 1990-му году достиг оглушительных масштабов : команда стала популярной и за пределами России, а узнаваемость группы наскучила Летову. Кроме того, его перестало устраивать качество рабочего материала, после чего было объявлено о распаде группы.
Одиночество и смерть
Несмотря на видимую успешность, как в профессиональной, так и в личной жизни, через последние альбомы красной нитью проходит тема одиночества.
В 1993 году даже выпущен в свет альбом «Сто лет одиночества», композиции с которого написаны в состоянии медитации. В 2005 году музыкант был с гастролями в Тель-Авиве, Сан-Франциско и крупных русских городах, а в 2007 выпустил свой последний диск «Кому снятся сны?», который оценил как самую лучшую свою работу.
В 2009 году Наталья Чумкова совместно с Анной Цирилиной взялась за съемки документального фильма про Егора Летова, который получил такое же название, как и один из любимых альбомов музыканта – «Здорово и вечно». Изначально Чумакова рассчитывала на появление профессиональных кинематографистов, которые бы взялись за съемки, но позже решила взяться за это дело сама. Съемки растянулись на долгие пять лет, поскольку работа велась на деньги, собираемые поклонниками «Гражданской обороны» в интернете. Фильм повествовал о творческом пути Летова, первых песнях, его проблемах с законом, совместном творчеств с Янкой, а заканчивается кадрами концерта в Москве в 1993 году, который так и не состоялся. Лента получила множество хороших откликов, хотя некоторые отмечали неубедительность воспоминаний.
Видео о жизни Летова:
Сейчас Егор Летов – собирательный образ русского бунтаря и икона панк-музыки, при этом соединяющего в себе и черты философа-искателя и очень целостной эрудированной личности.