Что случилось с иродиадой
Усекновение. Ирод, Иродиада, Саломея: кто виноват? Размышления к празднику
11 сентября Православная Церковь отмечает удивительный праздник — Усекновение главы Пророка Иоанна Крестителя.
В этот день был лишен жизни великий подвижник и праведник, проповедник, очень почитаемый в народе. Причем, жизнь его оборвалась вследствие стечения абсурдных, казалось бы, обстоятельств: Саломея, дочь незаконной жены Ирода Иродиады, потребовала голову Крестителя на блюде в вознаграждение за танец на пиру…
Кто из них виноват больше? В контексте именно такой постановки вопроса мы предложили посмотреть на грядущий праздник нашим постоянным комментаторам — епископу Обуховскому Ионе и протоиерею Александру (Авдюгину).
Епископ Иона (Черепанов): «Для всех нас это повод еще раз задуматься о том, сколько раз в угоду общественному мнению мы поступались своей верой»
Любой праздник Православной Церкви всегда глубоко назидателен для православного человека, стремящегося к духовному росту, к совершенству. В ситуации, которая произошла много лет назад во дворце у Ирода, тоже есть много поучительного.
Что для себя нужно взять из этого события?
Например, что зачастую лучше пожертвовать своей репутацией — или деловой, или еще какой-угодно другой, но остаться верным Христу. Все-таки часто люди, когда находятся перед решительным выбором — со Христом они или с миром, который лежит во зле, — или по малодушию, или в силу инерции выбирают мир. Подобных случаев происходит множество, и, наверное, каждый человек сталкивался с подобной ситуацией.
Мы знаем, что Ирод с большим уважением относился к Иоанну Предтече и с большим вниманием всегда его слушал. Однако, опьяненный, он так увлекся танцем дочери Иродиады Саломеи, что пообещал ей в награду всё, что она захочет, даже до полцарства. Молодая девчонка пошла к матери, а та подговорила ее просить на блюде голову Иоанна Предтечи.
Когда Ирод услышал такую «просьбу», то, думаю, он мгновенно протрезвел, пришел в себя, но… Поступил «чисто по-пацански»: «пацан сказал – пацан сделал». Он не отрекся от своих слов в угоду своей гордыне и царской репутации, и в итоге – умертвил праведника, о котором Сам Христос говорил: «Над рожденными женами выше не было человека».
Действительно, на что только люди способны в угоду общественному мнению, в угоду тем окружающим, мнением которых они дорожат, даже если эти люди не имеют отношения ни к вере, ни к Церкви, а просто находятся рядом с ними.
Так и в этой ситуации: нужно не осуждать Ирода в очередной раз, что вот, он такой-сякой, так поступил. Этот праздник – в назидание всем нам. Это повод задуматься: а готовы ли мы пожертвовать своей репутацией ради Христа? И сколько раз в своей жизни в угоду общественному мнению мы поступались своей верой…
Кто из троих виноват больше? Думаю, все в равной степени. Но больше — виноват объединивший их воедино грех. Этот грех соединил сначала Ирода и Иродиаду в незаконном сожительстве, а затем получил продолжение на пиру через поступок Саломеи.
Всегда так бывает: оступившись раз и не имея желания измениться, продолжая жить греховной жизнью, упорствуя в своем заблуждении, человек доходит до того, что совершает еще больший грех.
***
Протоиерей Александр Авдюгин: «Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может»
Гордыня Ирода и основанная на похоти злоба Иродиады породили то, что дочери, Саломее, было все равно, что попросить, лишь бы выполнить желание матери. Там, где связь основана на грехе, на страдании другого, ничего доброго вырасти не может. Ей, наверное, никто и никогда не показывал и не рассказывал, что такое грех и что высшее в мире есть образ Божий – человек.
Вина лежит и на Ироде, и на Иродиаде. И вот такое сочетание, можно сказать, мужского и женского греха в высшем обществе, основанное на неправде, на богатстве, на власти, на буйстве страстей — обязательно порождает таких исполнительниц, как Саломея, которые в своем грехе тоже будут беспредельны. Ради любого желания они согласны пойти на любое преступление, на любой грех.
Вывод какой может быть? Любое неправильно приобретенное богатство, любая неправильно приобретенная должность (неважно – маленькая или большая) будут вести за собой прогрессивно увеличивающийся грех. Чем выше будешь подниматься, тем тяжелее будет его сбросить, и тем сильнее будешь грешить. Много примеров можно привести. Единственный выход здесь – остановиться.
Грех подразумевает все больший разрыв между внутренним состоянием человека и внешним его деланием. К чему это может привести сегодня? Человек становится абсолютно двуличным: может иметь прекрасное образование, поведение, манеры, а внутри — гнилой, способный на любой поступок, на любую гадость, вообще не совместимую с понятием человека как образа Божия.
Новое в блогах
Как умерла библейская плясунья Саломея.
Саломея
(ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. 14:6).
Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 годами. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).
Первоначально Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула
КОГДА ЛЮБОВЬ УБИВАЕТ
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.
Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.
Иродиада
Иродиада ( Мф. XIV, 3 ) – внучка Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы I. Она сперва вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I, а потом вступила в кровосмесительное сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой, несмотря на то что ее первый, хотя и незаконный, муж был еще жив. Она-то была главной виновницей мученической кончины Иоанна Крестителя, который открыто обличал это гнусное прелюбодеяние.
Ирод, как повествует св. еванг. Марк, боялся Иоанна, зная, что он муж праведный, святый, и берег его ( Мк. VI, 20 ), охотно внимал гласу проповедника пустыни и делал многое, слушаясь его. Тем не менее Иродиада успела вооружить Ирода Антипу против смелого и чистосердечного обличителя беззакония. Празднество по случаю дня рождения царя, пляска Саломии, опрометчивая клятва Антипы исполнить все, чего Саломия ни попросит, дали Иродиаде случай и возможность получить то, чего она так долго желала. Дочь ее, по наущению матери, выступила перед царем и просила у него на блюде главу Иоанна Крестителя. Хотя царь весьма опечалился, но не захотел ради гостей изменить своей клятве и, позвав оруженосца, велел ему отсечь Иоанну голову в темнице, и отдал ее дочери, а та передала оную своей матери ( Мк. VI, 17–29 ).
По свидетельству Иосифа, усекновение главы Крестителя происходило в крепости Махеры на границе владений аравийского царя Ареты, на дочери которого прежде был женат Филипп и с которой развелся. Этому-то преступному делу многие из иудеев приписывали полное поражение Антипы Аретой, случившееся вскоре по кончине Иоанна Крестителя.
Впрочем, справедливость требует заметить, что Иродиада не покинула Антипу в несчастные дни его жизни; она последовала за ним, когда его вызвали в Рим, и потом, когда он был изгнан на юг Франции (в Лион, а по другим, в Лугдун, вероятно, настоящий С. Бертран-де-Комманж во Франции), где и окончила свою нечестивую жизнь в уединении, в бедности и неизвестности.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Иродиада
Иродиада (ок 15 г. до н.э. — после 39 г. н.э.) — дочь Аристобула, сына Ирода Великого. Была выдана замуж за своего дядю Ирода Филиппа Боэта, и у них родилась дочь Саломия. Филипп Боэт, лишенный наследства, был вынужден жить на содержании у римского кесаря Тиберия. Когда будучи в Риме, к ним в дом заехал четверовластник Ирод Антипа, то она не раздумывая согласилась стать его женой — женой брата своего мужа вопреки иудейскому закону (Лев. 18:16, 20). При этом она поставила условие, что Ирод Антипа заточит свою первую жену, дочь царя Ареты, так как не желала быть второй женой и делить власть.
«Около этого времени царь каменистой Аравии Арета и тетрарх поссорились между собою по следующей причине: Ирод был давно уже женат на дочери Ареты. Во время одного путешествия в Рим он заехал к своему сводному брату Ироду, который родился от дочери первосвященника Симона. Влюбившись в жену брата, Иродиаду (она была дочерью их общего брата Аристобула и сестрою Агриппы), он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним войти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условлено, что Ирод прогонит дочь Ареты. После этого тетрарх отплыл в Рим, заключив вышеуказанный договор» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 18, гл. 5:1).
Жена Ирода Антипы, узнав о коварном предательстве мужа, бежала к своему отцу, царю Арете. Она рассказала ему о намерении Ирода, и царь Арета решил начать войну со своим зятем. В битве, последовавшей за этим, войско Ирода было уничтожено. Ирод сообщил императору Тиберию о происшедшем, и тот разгневался на образ действий Ареты, приказав Вителлию представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать его голову.
«Когда же он, по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадою, просила разрешения уехать в Махерон, находящийся как раз на границе владений Ареты и Ирода, причем никому не сказала о цели этой своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас же в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она (довольно скоро) не приехала к отцу своему. Ему она рассказала о намерении Ирода.
Арета на основании этого решил начать войну со своим зятем, именно на границах Гамалитиды. Собрав войска, обе стороны вступили в борьбу, причем вместо Ареты и Ирода сражались их военачальники. В происшедшей тут битве все войско Ирода было уничтожено, благодаря измене нескольких перебежчиков, которые примкнули к Ироду, принадлежа собственно к числу подданных тетрарха Филиппа. Ирод отписал об этом Тиберию. Император разгневался на образ действий Ареты, послал Вителлию приказ объявить ему войну и представить ему Арету либо живым в оковах, либо прислать ему его голову» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 18, гл. 5).
«Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» (Иосиф Флавий, Иудейские древности кн 18 гл. 5)
Когда брат Иродиады Агриппа, сдружившись императором Гаем Калигулой, стал правителем тетрархии Филиппа и Лисания, вернувшись в славе в Палестину, его сестра в зависти стала требовать от Ирода Антипы, чтобы тот обратился к кесарю с просьбой о титуле царя. И как не противился Ирод, вынудила его отправиться в Рим.
«Между тем сестра Агриппы, Иродиада, бывшая замужем за тетрархом Галилеи и Переи Иродом, стала завидовать могуществу своего брата, видя, что он занимает гораздо более высокое положение, чем ее муж, и вернулся, покрытый почетом и богатый, тогда как ему некогда пришлось спасаться бегством от кредиторов. Она печалилась и сердилась при такой перемене в положении брата, особенно же она была недовольна, когда видела Агриппу в царском облачении разъезжающим по улицам. Тут она не была в состоянии скрыть свое неудовольствие и зависть и уговаривала мужа отправиться в Рим и добиться там подобных же почестей. Она указывала на то, как трудно жить ей, если Агриппа, сын некогда казненного родным отцом своим Аристобула, человек, впавший в такую нужду, что люди из сострадания изо дня в день доставляли ему все необходимое для жизни, человек, уехавший от своих кредиторов, теперь вернулся домой царем, тогда как Ирод, сын царя, которому самое происхождение дает право на занятие такой высокой должности, сидит себе спокойно дома, оставаясь частным человеком. «Если ты, Ирод,- говорила она,- раньше не огорчался тем, что занимаешь положение ниже отца своего, то теперь по крайней мере воспользуйся своим царским происхождением и не оставайся позади человека, который пользовался твоими деньгами; не допускай, чтобы он добился своею бедностью большего, чем мы, так как мы можем многого достигнуть при помощи нашего богатства; стыдись быть ниже тех, кто вчера еще и позавчера жили благодаря твоему состраданию. Поедем в Рим и не будем щадить ни труда, ни денег, потому что нисколько не лучше копить деньги, чем добиться с помощью их царского престола.
Ирод настойчиво отклонял это предложение, любя свой покой и подозрительно относясь к шумной римской жизни. Иродиаду он старался отговорить от ее намерения. Ввиду этого последняя, однако, еще более приставала к нему, настаивая на том, что необходимо пустить в ход все, чтобы добиться царского престола. Она не раньше успокоилась, чем склонила его на свою сторону; впрочем, он не умел ей ни в чем отказать и подчинялся ее решениям. Итак, он приготовился к отъезду, который обставил всевозможною пышностью, не щадя для этого денег, и отправился в Рим в сопровождении Иродиады. Лишь только Агриппа узнал об их намерениях и приготовлениях, как и сам принял свои меры. Узнав об их отъезде, он отправил в Рим Фортуната, одного из своих вольноотпущенников, которому вручил подарки для императора, а также письмо, направленное против Ирода» (Иудейские древности кн. 18, глава 7:1-2).
В результате доноса и интриг Агриппы Ирод Антипа был сослан в Галлию в город Лугдунум (совр. Лион). Император Гай Калигула, узнав, что жена Ирода — родная сестра Агриппы, хотел оставить ей все личные средства и освободить от ссылки, но та отказалась, и разделив тяготы ссылки с Иродом Антипой, умерла в Галлии.
«Узнав, что Иродиада сестра Агриппы, император вернул ей ее личные средства и, полагая, что она не захочет разделить печальную участь своего мужа, сказал, что отныне защитником ей будет брат ее. Однако Иродиада ответила на это: «Государь! Ты великодушно и милостиво предложил мне исход, но мне мешает воспользоваться милостью твоею моя преданность мужу: я, разделявшая с ним все, когда он был счастлив, теперь не считаю себя вправе бросить его при перемене судьбы». Император рассердился на нее за это великодушие и приговорил ее к ссылке вместе с Иродом. Имущество ее он предоставил Агриппе. Такое наказание постигло Иродиаду от Господа Бога за ее зависть к брату и за то, что она легкомысленно уговорила мужа, а он ее послушался» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, кн. 18, глава 7:2).
ИРОДИАДА
Иродиада, дочь Аристовула, внучка Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы I
Сперва она вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I. От этого союза родилась дочь Саломия. Но брак с человеком, не облеченным властью, не удовлетворял честолюбивых притязаний Иродиады.
Она оставила мужа и сошлась с другим своим дядей Иродом Антипой, сводным братом ее первого мужа. Чтобы жениться на Иродиаде, Антипа изгнал свою первую жену, дочь арабского царя Ареты IV.
По свидетельству Иосифа, усекновение главы Крестителя происходило в крепости Махерон на границе владений Аравийского царя Ареты, на дочери которого прежде был женат Ирод и с которою развелся. Этому-то преступному делу многие из иудеев приписывали поражение Антипы от Ареты, которое случилось вскоре по кончине Иоанна Крестителя.
Очередным своим успехом Иродиада считала замужество Саломии, которая сочеталась браком с четвертовластником Филиппом. Но честолюбие Иродиады вновь оказалось ущемленным, когда ее брат Агриппа получил царский титул. Иродиада стала строить планы возвышения Антипы, но ее вмешательство в конечном итоге привело к его падению.
Впрочем, беспринципная в способах достижения своих целей, Иродиада не покинула Антипу в несчастные дни его жизни; она последовала за ним, когда его вызвали в Рим. Хотя император Калигула и оставил ей, сестре Агриппы (выступившего обвинителем Антипы), все ее личное состояние и не лишил свободы, Иродиада предпочла последовать за Иродом Антипой в ссылку, на юг Франции (в Лион), где и окончила свою нечестивую жизнь в уединении, в бедности и неизвестности.