Что случилось с христианством
История христианства
Христианство – одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех контнинентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа. Для среднего и старшего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2011–2019
© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2019
Моисей со скрижалями Завета
Возникновение и распространение христианства
Христианство — одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех континентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа.
Христианство зародилось в недрах религии еврейского народа — иудаизма. Можно сказать, что иудаизм является родоначальником христианства. Первыми христианами были палестинские иудеи, ходившие на поклонение в Иерусалимский храм и соблюдавшие закон Моисея. Христиане признали еврейскую Библию — Ветхий Завет — своим Священным Писанием, к которому впоследствии добавили вторую часть — Новый Завет. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете, христиане считают обязательными для всех людей, среди них такие известные, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего».
Основные постулаты иудаизма также перетекли в христианство. Это, во-первых, монотеизм, то есть признание единого Бога, сотворившего мир и управляющего им. Во-вторых, мессианизм — ожидание скорого пришествия Спасителя человечества. Наконец, уверенность в неизбежной гибели существующего греховного и несправедливого мира и в наступлении нового мира, справедливого и вечного Царства Божьего.
Христианство возникло на территории, которая в то время была провинцией Римской империи, величайшей державы Древнего мира. Немалая часть римлян к тому времени, видимо, разуверилась в «отеческих богах» и не посещала храмы. Процветали заимствованные из завоеванных римлянами провинций суеверия, волшебство и тайные культы.
В римской провинции Палестине началось брожение умов, необычайно обострились ожидания пришествия Спасителя — Мессии. Как говорится в Евангелии, суровый подвижник Иоанн Креститель, проповедовавший на реке Иордан, громогласно возвещал скорое появление того, чье пришествие предсказывали древнееврейские пророки. Недаром Иоанна Крестителя называют также Предтечей, то есть провозвестником, Христа.
Картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 1836–1857 гг.
На знаменитом полотне Александра Иванова «Явление Христа народу», хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлен Иоанн Креститель, обращающийся к людям, которые совершают омовение в реке Иордан: «Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым!» Все люди с трепетом и надеждой устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Христос.
Об основателе христианства подробно рассказывается в четырех Евангелиях, которые, как утверждает Церковь, написали его ученики и последователи: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Греческое слово «евангелие» означает «благая весть» или «благовествование».
Вот что рассказывают Евангелия о жизни Иисуса Христа. В конце правления царя Ирода (37–4 гг. до н. э.) в палестинском городе Вифлееме у Девы Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от Духа Святого и был самим Богом, пришедшим на землю в облике человека. Восточные мудрецы-волхвы узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — Божьего помазанника, и поднесли ему дары.
Икона «Иоанн Креститель». XIX в.
Когда Иисус возмужал, он собрал вокруг себя двенадцать учеников. В Новом Завете (так называется та часть Библии, в которую и входят Евангелия) они названы апостолами, то есть «посланцами». Обходя со своими учениками города и селения Палестины, Христос проповедовал новую веру. При этом он творил чудеса: ходил по воде как посуху, прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто, кроме его ближайших учеников, не догадывался, что он Мессия. Обычно его называли Иисусом, сыном Иосифа, или Иисусом из Назарета (так называется палестинский город, в котором он вырос).
Поклонение волхвов новорожденному Мессии 4
Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение иудейских властей и служителей Иерусалимского храма. Они объявили его ложным мессией, схватили и осудили на смертную казнь. Этот приговор утвердил римский наместник Иудеи Понтий Пилат. Иисус был подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. Это случилось накануне праздника Пасхи, в апреле 30 года н. э. В момент смерти Иисуса, как сообщают Евангелия, снова произошли чудеса: померкло солнце, случилось землетрясение, открылись гробы, и некоторые умершие воскресли и вышли из них.
На третий день после смерти Иисус воскрес и явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников ввести в небесное Царство Божие.
Церковные служители и проповедники часто употребляют выражения «нести людям Евангелие». Это означает не только рассказывать о жизни и служении Иисуса Христа, но и объяснять смысл его учения. Хотя канонических (официально признанных Церковью) Евангелий четыре, часто о них говорится в единственном числе как о некоем общем благовествовании. Первые три Евангелия рассказывают большей частью о поступках и речениях Иисуса, а Евангелие от Иоанна раскрывает духовное, мистическое значение пришествия Спасителя.
Дело распространения своего учения Христос возложил на учеников-апостолов, послав им «силу свыше», Духа Святого. Апостолы ходили с проповедью новой веры ко всем известным тогда народам. Голод и холод, темницы и преследования — ничто не останавливало их. В результате во всех больших и важнейших городах Римской империи и даже во многих малых городах были основаны христианские общины.
Апостол Петр, называемый «князем Церкви», проповедовал христианство среди палестинских иудеев, затем в Малой Азии, Египте и Риме. По преданию, Петр проповедовал с такой убежденностью, что разом обращал в христианство до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола осенила их. В 67 году, при императоре Нероне, его казнили, пригвоздив к кресту. При этом апостол пожелал, чтобы его пригвоздили вниз головой, так как считал себя недостойным умереть так же, как умер Иисус Христос. Считается, что Петр основал Римскую Церковь и был ее первым предстоятелем (руководителем). Римские папы считают себя его преемниками. В прошлом веке в Ватиканском соборе проводились раскопки, в ходе которых среди древних захоронений была обнаружена гробница с христианскими символами. Католики торжественно объявили, что наконец-то найдена гробница апостола Петра. Ученые, впрочем, не очень в этом уверены, поскольку римляне обычно не выдавали тела казненных для захоронения их близким, а сбрасывали в реку Тибр.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Из-за чего случился Великий раскол, и Что стало главной причиной распада христианских церквей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Церковь в Средние века
Христианская церковь превратилась в мощную организацию после того, как Римская империя признала и укрепила её, до того, как варвары свергли Запад. Дары и завещания увеличивали владения Церкви, которая имела такую же организацию, как и сама Римская империя. Приходы были самыми маленькими церковными единицами, и во главе их стоял священник. Более обширные области назывались епископатами и управлялись епископом.
До того, как произошёл Великий раскол, христианство на Западе окрепло, и этот процесс отразился в заметном усилении власти епископов. Во многих отношениях они всё больше брали на себя полномочия бывших местных губернаторов. Епископы располагали средствами и были в состоянии выполнять задачи, которые ранее подпадали под юрисдикцию местных римских вельмож.
Вселенские Соборы и православие
Христианская догма не была дана и определена, она была сформирована в ходе дискуссий теологов. Иногда между священнослужителями возникали большие и ожесточённые конфликты, о чём свидетельствуют учения, которые Церковь объявляла ересями. Самый высокий уровень дебатов состоялся на Вселенских соборах (советы, собрания). Это были собрания епископов или их представителей со всего христианского мира. Были приняты решения, касающиеся веры, учения, порядка, поклонения и дисциплины. Они считаются неприкосновенным авторитетом в учении Церкви и были единственным органом церковного законодательства, порядка и структуры. Следовательно, решения соборов были обязательны для всей Церкви на протяжении всей истории.
Православное христианство признаёт только первые семь вселенских соборов, проходивших с IV по VIII век, и не более. В дополнение к первым семи, Римско-католическая церковь признаёт универсальными четырнадцать своих соборов, которые проводились в период с IX по XX век. Православное христианство не признаёт эти более поздние соборы, состоявшиеся после Великого раскола, универсальными.
Монахи
До Великого раскола Церковь была внутренне расколота другими способами. Верующие христиане, выступавшие за более бедную церковь, удалились в пустыню, где вели тяжёлую жизнь вдали от различных искушений. Из их среды произошли монахи, которые объединились в монашеские общины и жили в монастырях. Монашество было реакцией на «утилитаризм» христианства. Самые ревностные христиане начали разрывать внешние связи с миром, что привело к разделению и возникновению монашества.
Монашеское движение началось в Египте в IV веке, и его основателями были копты. Среди них были такие святые, как Антоний Великий, Павел Фивейский и Пахом. Из Египта монашество быстро распространилось в Палестину, Сирию, Месопотамию, Малую Азию и далее в Италию. Монашество зародилось не как церковный институт, а было стихийным и спорадическим явлением.
Первоначально церковные и светские власти рассматривали монастыри как явление, действующее вне официальных учреждений, и между церковным духовенством и монашескими общинами существовала напряжённость. Со временем церковь приняла появление монашества и начала строить монастыри, но некоторые монахи также покинули монашеские общины, потому что они всё ещё были в некотором смысле в контакте с миром.
Споры
Папство всё больше укреплялось реформами, которые подчёркивали универсалистские притязания Церкви. Однако византийцы на Востоке настаивали на неприкосновенности собственной сферы интересов и указывали на некоторые отклонения от западной церкви.
В отличие от Западной Церкви, Восточная Церковь развивалась, чтобы функционировать под твёрдой имперской, светской властью. Возможно, на этой основе росли различия между Востоком и Западом. Обе Церкви считали себя универсальными — ярлыки «Римско-Католическая церковь» и «Греческая православная Церковь», используемые сегодня, являются современными терминами.
Тем не менее, обе Церкви исповедуют почти одинаковые убеждения. Наиболее известные различия между ними касаются Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца, в то время как Западная Церковь утверждает, что он исходит от Отца и Сына. Восточная Церковь также не признаёт чистилище как переходное состояние между Раем и Адом.
Сегодня Восточная Церковь, в отличие от Западной, разрешает развод на основании супружеской измены и позволяет женатым мужчинам становиться священниками. Церкви также расходятся во мнениях относительно непогрешимости папы, непорочного зачатия и Успения Пресвятой Девы Марии.
Превосходство
Церковный раскол или Великий раскол был не совсем результатом каких-то больших религиозных разногласий, а скорее соперничеством, борьбой и снобизмом. В течение многих лет папы в Риме и патриархи в Константинополе конфликтовали по поводу крещения восточных славян, а также церковной юрисдикции над Далмацией и южной Италией. Кроме того, Византийская империя отвергла верховное положение Папы в Церкви, потому что Рим к тому времени был в их глазах большой деревней, провинциальным городом без империи и подчинённой территории. С другой стороны, Константинополь был средоточием богатства и власти и, следовательно, имел право стать церковной столицей.
Популярная пропаганда среди западных богословов XI века заключалась в том, что до X века Константинопольский патриарх находился под канонической юрисдикцией Рима. Это подтверждалось тем фактом, что во время его интронизации ему, как и любому другому епископу, прислали паллий (паллиум – покров, накидка) из Рима. Этот факт, по их утверждениям, подтверждал главенство Рима над Константинополем. Последний Великий раскол стал результатом взаимных обвинений во вмешательстве в дела и сферы влияния друг друга, что, возможно, было виной нетерпимых людей внутри Церкви, которые не смогли провести никаких конструктивных бесед.
Великий раскол
В Константинополе 16 июля 1054 года состоялись переговоры между двумя патриархатами, которые должны были закончиться печально. Римская делегация во главе с кардиналом Гумбертом уже находилась в Константинополе с апреля. Сам папа Лев IX был задержан норманнами в замке Беневенто с февраля 1053 года. Они захватили его в плен после битвы, которую вёл сам папа римский.
Константинопольским патриархом был Михаил Керуларий, человек с опытом работы как в церкви, так и в государстве. Долгое пребывание кардинала и его свиты в Константинополе проходило под покровительством императора, пока они вели ожесточенные богословские дискуссии. Шестнадцатого числа во время вечерней молитвы в великолепном храме Святой Софии в Константинополе представители папы Льва IX возложили на алтарь папскую буллу, отлучающую патриарха Керулария. После того как византийцы отказались принять буллу, один из дьяконов собора Святой Софии выбросил её из церкви. Этот Великий раскол стал концом единой христианской Церкви.
Последствия Великого раскола
Папские представители покинули Константинополь 17 июля, а 19 июля патриарх выразил желание встретиться с ними. Вот почему они вернулись, хотя и не пошли на встречу. После этого посланники наконец покинули византийскую столицу. Герцог Аргирос, командующий в южной Италии, который открыто проявил солидарность с введением латинских обрядов в этом районе, также был изгнан из Константинополя.
20 июля патриарх Михаил провёл совет в Константинополе, на котором присутствовали двенадцать митрополитов и два архиепископа. Булла о папском наследии, в которой произносится анафема, была переведена на греческий язык. Он был осуждён на совете, а через пять дней его сожгли в городе.
Великий раскол или Раскол между Востоком и Западом никогда не был преодолен или сглажен. Хотя формальное снятие взаимных анафем было осуществлено в 1965 году между Константинопольским патриархом Афинагором и Папой Павлом VI, единства между православием и католицизмом достигнуто не было.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что случилось с христианством?
Почему христианство потеряло свое влияние, вес? Почему люди не хотят возвращаться к Богу? И почему христиане (не все, конечно) плохо относятся к своим братьям и сестрам по вере? Что случилось с христианством?
То, о чем вы написали является одним из признаков последнего времени предсказанным в Священном Писании. Апостол Павел написал в 3 главе 2 послания, что «в последние дни наступят времена тяжкие». Иисус также предсказал, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12).
К сожалению, в духовном состоянии современного христианства мы можем ясно видеть исполнение этих предсказаний. Причин, приведших христианство к такому печальному состоянию, множество. Мне хочется выделить одну, на мой взгляд, самую главную.
Эта статья была опубликована в журнале «Крынiца жыцця» №1/15 — Свет миру. Вы можете приобрести электронную версию в нашем интернет-магазине KRINICA.BY
Апостол Павел написал во 2 главе послания к Колоссянам: «И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (19).Церковь является Телом Христа не по названию, а по сущности. Причина проблем христиан в том, что то, что должно быть телом Христа, повиноваться Ему, потеряло соединение со своей Главой, т. е. со Христом. А что можно ожидать от тела без головы? Остается безжизненная форма.
Отсюда потеря влияния в мире – вспомните слова Христа о соли, потерявшей силу… В этом причина всех разделений и искажений в христианстве, неприязни, превозношения друг перед другом.
Я не хочу критиковать конфессии, деноминации, церкви. Мне хочется проговорить к сердцу каждого христианина, который слышит или читает эти слова: соединены ли вы со Христом? Является ли Он вашим Главой? Повинуетесь ли вы Его учению? Исполнены ли Духом Святым?
Христианам последнего времени нужно духовное пробуждение, покаяние, восстановление взаимоотношений с Господом. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефесянам 5:14). Если вы видите эту проблему, давайте молиться о пробуждении, о возврате христианства к Библейскому руководству.
Фундаментальные противоречия: какую цивилизацию нам христианство построило…
Внимательный Читатель канала уже обреченно вздохнул: опять атеистический опус? Нет. Сегодня будем котлеты от мух отделять, веру от религии. О первой ничего сказать не могу толкового, только смутные подозрения гуманитария. За подробностями прошу к нейро-и эволюционным биологам, их вотчина. А вот религия. Как сказал мудрый Лукреций, это:
«Болезнь, порождённая страхом, источник неисчислимых страданий для человечества».
Но античный мыслитель не назвал некоторых полезных вещей, из неё проистекающих. Например, на заре существования человеческого общества именно религия изобрела календарь. Чтобы жрецы Двуречья и древнего Египта возвысились в своих сакральных знаниях, повергая в мистический ужас стадо. Могли предсказывать затмения и разливы рек. И только. Больше ничего полезного не найти.
Понятие «религия» сегодня используют весьма расплывчато. Учёные протестанты-богословы крайних взглядов считают:
«…это любое серьёзное убеждение личного характера, касающегося нравственных вопросов или природы Вселенной».
Потому как — полностью не историчен. Религия всегда была социальным феноменом. Церкви обязаны своим происхождением сильным личностям, у которых были запредельные индивидуальные убеждения. Тут не спорю. Но после их смерти… Влияние гуру на последующие Церкви становилось нулевым. А возникшие религиозные структуры начинали оказывать огромное воздействие на общество. Как это произошло с учением Иисуса. Изложено в Евангелиях — одно. Как работает этика христиан — совсем другое.
Дело не в самом раскольнике-рэбе. Даже не в спорном вопросе: был такой исторический персонаж или нет. Он вообще за скобками любого строгого анализа. Главенствует в христианстве совсем не Иисус. Именно Церковь. Социальное явление. Где вообще нет места Евангелиям.
Как быть с цитатой: «Не судите, да не судимы будете»? Её передернули таким образом, что появилась инквизиция. По тем же чертежам возник Ку-Клукс-Клан.
Религия, как социальное явление… вполне применимо даже к странному буддизму. Мудрый Будда был милым, тонким и образованным человеком. На смертном одре смеялся над учениками, уверенными: Учитель бессмертен. Что-то это изменило? Ничего. А буддийские жрецы Тибета на протяжении веков — самые невежественные, в высшей степени жестокие деспоты, мракобесы и тираны.
Нет удивительного в различие между церковью и основателем церкви. Как только появлялась оригинальная и свежая доктрина, в речах определённого яркого человека формулировалась абсолютная истина… Тут же появлялась когорта специалистов-толкователей. Становившихся «ключниками» истины, её охранителями. Неминуемо приобретая господство над последователями идеи.
А говоря просто: обладали достаточной властью, становились кастой и сословием, извлекая из положения прямую материальную выгоду. Всё.
Да бог с ней… с кастой или сословием. Толкователи вырождались в более страшную псевдо-интеллектуальную прослойку. Миссия заключалась в разъяснении «неизменной истины». Пафосно возвещённой раз и навсегда. В совершенной и законченной форме. Это становилось неминуемым врагом всякого умственного и нравственного прогресса. Особенно научного.
Находясь на пике могущества, христианская Церковь заходила столь глубоко во мрак маразма, что даже не верится в некоторые исторические факты. Папа Григорий Великий пишет одному епископу письмо, которое начинается словами:
«Слуха нашего достигло, о чём мы и выговорить не можем без стыда, что ты растолковываешь грамматику кое-кому из своих друзей».
Грамматику, Карл… Высшей властью главный «ключник» божественной Истины заставляет епископа бросить это «мерзкое занятие». Неудивительно, почему знание классической латыни возродилось только с наступлением эпохи Ренессанса. Потому, что религия пагубна в умственном плане. И нравственном. Декларируя на словах этический кодекс, целью которого… не является человеческое счастье.
Женщины не могут занимать равное положение в таком обществе, стиснуты строжайшим моральным кодексом. Церковники всегда видели в них искусительниц, считали «сосудом греха», провоцирующим несчастных жеребцов на отвратительную похоть. Церковь до сих пор мило улыбается, считая женскую девственность — высшей благодетелью. В которой полезнее всего пребывать до смерти. Но если очень хочется… так и быть, выходи замуж. «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Убойная цитата от святого Павла.
краеугольная доктрина христианства, обязательный элемент христианской этики. Клубок клинической психиатрии, узаконивающий садизм. Верующие по сей день считают его благородным делом. Вопрос предупреждения венерических заболеваний возьмём. Даже античный мир знал: если принять заранее меры предосторожности, опасность заразиться — минимальна. Но христиане возражают против распространения этих предохранительных знаний. Считают за великое благо. Так грешники гарантировано понесут наказание. Очень морально.
Церковь делает всё, чтобы знания о взаимоотношении полов остались «происками Сатаны» и растлением бессмертной души. Этому категорически нельзя ребенка учить. Пример: каждый пацан интересуется… машинами. А мы ему розгой, оторванными ушами, страшными небылицами о адском костре вколачиваем в голову: такой интерес порочен.
Сажая в машину… завязываем глаза, запрещаем даже слово произносить такое. В своей речи придумывая кучу синонимов: «бибика», «самоходная коляска», «тележка-вездеход» и т.д.
Думаете, это погасит интерес мальца? Он перестанет интересоваться «машинками»? Наоборот, зуд познания будет разрывать с утроенной силой. Но отравится нездоровым чувством греха. Так куются неврастеники, лжецы, нервнобольные садисты и мазохисты. Вопрос сексуального воспитания — это вам не достижения автопрома. Базовый древнейший инстинкт!
Когда христианство выдернуло из многотысячелетней истории человечества равноценность женского и мужского начал, их свободу выбора… тут времена мрака и пришли. Нечего удивляться современному уродливому «откату» в виде «детского полового просвещения» Европ. Это нездоровая реакция на механизмы подавления за многие века невежества. Греховности знаний о взаимоотношении полов.
Ладно, оставим в стороне такие безобидные мелочи. Пора уж взять религию за отворот культовой униформы и прошипеть в лицо: ваши фундаментальные доктрины христианства — этическая извращённость. Начиная с первого постулата: мир сотворён Богом — благим и всемогущим.
Когда наимудрейший Творец провидел все несчастья и страдания, которые в нём будут заключены… но брать ответственность на Себя. не пожелал категорически. Прячась за шизофрению «человеческого греха».
Вы готовы произвести на свет ребёнка, заранее точно зная: он будет маньяком, одержимым мыслью об убийствах? Но отказываетесь брать ответственность за его страшные преступления — на себя… Кто вы после этого? Моральный урод. Мирское страдание служит очищению от грехов, является благом? Аргумент для рационализации коллективного садизма. Причём очень слабый. Вопрос о детских страданиях «за грехи родителей» вообще за скобками оставим, мерзость несусветная.
против религии существуют в двух ипостасях: интеллектуальные и моральные. Первые сводятся к простому вопросу: какую религию считать истинной? Вторые: почему следует следовать бесчеловечным религиозным предписаниям из дремучих, очень жестоких времён? Почему стоит их держаться сегодня, когда общество проделало огромный путь наверх, сформулировав более высокое моральное сознание.
Для иудеев, христиан и мусульман главной фундаментальной проблемой является существование Бога. Когда-то Это Слово имело вполне определённый смысл. Последние полтора века непрерывных атак рационалистов … стерлось до нескольких невнятных демагогических утверждений. Когда в комментариях начинают гласами трубить: «я верую в Бога!» … поверьте, не понимаю, о чём Вы говорите. Честно.
У кого-то абстрактная светозарная Любовь к ближнему. У другого: Мир и Гармония всей земли. Третьи в Энергии какие-то погружены. Четвертые — в набор малопонятных словесных конструкций «святых старцев». Никто не скажет прямо: это такой бородатый триединый мужик на облаке, в окружении бесполых порхающих существ. Хотя этот образ был незыблем всего-то двести лет назад на уровне Доктрины.
Душа? Как некая индивидуальная субстанция? Эта придумка… простите, пришла из очень древних стоических учений. Возникла в погибающих обществах, лишённых любых надежд на справедливость. Прижизненных. Политических. Когда естественные эволюционные побуждения человека делать добро соплеменникам — разбивались вдребезги об отсутствие реальной власти. Неспособность влиять на события в социуме. Вот и сворачивали высокоморальные стоики с этого естественного пути, начинали заниматься собой.
Через это, кстати, прошли и первые христиане. К представлению о личной святости. Когда качество возникает на фоне полной безнадеги, беспомощности в практическом отношении. Эволюционная и встроенная «социальная добродетель» Homo Sapiens была исключена из христианской этики благодаря идее индивидуального спасения отдельно взятой души.
Проверим? «Благочестивые христиане» укоризненно смотрят на проворовавшихся политиков, считая грех коррупции — не очень тяжким. Со всей яростью набрасываясь на персонального прелюбодея. Хотя первый принёс неизмеримо больше страданий и вреда обществу. Нет?
Средневековая концепция добродетели смешна, невыразительна и сентиментальна. Наивысшей обладает — ушедший в горние миры. Церковь никогда не причислила к лику святых человека, который провёл реформу в финансовой системе, медицине, уголовном или судебном праве. Такие очевидные вклады в благосостояние людей для религии — ничтожны. Найдите в церковном календаре персонаж, который стал святым, трудясь на благо всего общества.
Подчёркивая значение некой души, христианская этика стала жёстко индивидуальной. Ее адепты — эгоистичны, сосредоточенны на себе. Побуждения, которые естественным образом выводят человека за пределы его «Я» (побуждения пола, родительский инстинкт, патриотизм рода-племени) — стали третьестепенны или предметом политических манипуляций покровителей жрецов. Церковь всячески почитает мать Христа, но сам Иисус был крайне непочтительным сыном, изучайте Первоисточник.
«Что мне и тебе, жено?» — так мессия обычно разговаривал с матерью. Поясняя: пришёл рассорить своих последователей с семьёй. Сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью. А кто не способен полюбить его больше, чем отца-мать… недостоин Его. Это слом биологической семейной связи ради религии. Сомнительное по продуктивности учение. Именно этот аспект повинен в неимоверной нетерпимости христианства ко всему «внешнему».
Тоже идея новизной не блистает. Иудейская вера в праведность и исключительность Бога. Можно до бесконечности спорить, на кой ляд евреям этот конструкт вообще понадобился. Хотя. это была реакция на попытку ассимилировать «сынов Авраама» в состав имперского населения Египта и Ассирии. Вот и повылазили пророки с «личной праведностью», яростной нетерпимостью к любой другой религии, кроме национальной и собственной.
Обе идеи искорёжили историю Востока. Церкви любят рассказывать о преследованиях Римом первых христиан до времен императора Константина. На самом деле, никаких притеснений не было, не могло быть в принципе. Если случались всплески террора, это были малозначительные эпизоды по политическим мотивам.
Более страшные притеснения и лютые гонения обрушились (до конца XVII века продолжались) на «неправильных христиан». До распространения учения Иисуса такой религиозной нетерпимости античный мир не знал (единственное исключение — деструктивный иудаизм, бросивший вызов государственному устройству Рима)
У Геродота спокойно читаем описание обычаев чужих стран, проникнутое духом религиозной терпимости. Даже если историка ужасают некоторые обряды варваров, злобы к чужеземным богам и нравам — не просматривается. Не утверждается: Зевс придёт, порядок наведёт. Навалит молний на бошки «неверных».
Такую позицию впервые заняли именно христиане, творчески переработав иудейские чертежи нетерпимости. Но времена идут, современный почитатель Иисуса миролюбив и кроток почти. Его многовековую злобу к инаковерующим изрядно обтрепали поколения вольнодумцев с эпохи Ренессанса. Заставив устыдиться (даже покаяться) во многих страшных эпизодах истории собственной религии.
Поэтому, когда читаю в комментариях вёрсты текста от добропорядочных верующих: какой мягкой и рационалистической религией является в действительности их вера в Христа … хочется грубо спросить: вы кому обязаны такой точкой зрения? Кто подобным сладким песням научил? Через колено заставил мракобесов слезть с окровавленных амвонов, выползти из пропахших человеческим ужасом подвалов «церковных судов»?
Священники-конкистадоры или крестоносцы? Которые перед тотальным избиением индейцев и мусульман специально крестили младенцев, а потом вышибали им мозги… улыбаясь милосердно: души грешников спасены. Инквизиторы? Несколько тысяч других примеров привести?
Где сегодня верующие, утверждающие: нашему миру от силы 7 тысяч лет? Или что всё сотворено в 4004 году до нашей эры? Совсем недавно (по меркам истории) любое другое утверждение отправляло сомневающихся напрямую в костер. Даже аристократов XVIII века (!) лишали графского титула, предавали остракизму в высшем свете за такое.
То ли дело Отцы Церкви, которые именем маленького и довольно миролюбивого человечка, прибитого к кресту… уничтожили тысячи других божеств с миллионами миллионов их последователей. Поэтому, всегда смотрю на христианство именно с этого ракурса, отмалчиваюсь на клерикализм и демагогию в комментариях.
Когда из безобидных проповедей бродяги, без определённых занятий, в глухой провинции Римской Империи — был выращен монстр. На вполне понятном кризисе европейского интеллекта, привнесения азиатских элементов в римский социум (мода на Восток) и откровенную скуку патрициев, ставших… невзначай интересоваться столь оригинальной доктриной «скорого воскрешения». Чем только не займёшься от сытого безделья, между развратом и излишествами.
Ничего не напоминает? Как обитатели «лона христианства», едва набравшись сытости и достатка в быту,… ударяются в разного рода японские, китайские или индийские религиозные секты. Либо фантазийные и тоталитарные, с явным криминальным оттенком. Вот и тогда христианские воззрения завладели умами высших римских слоев.
Эти обладающие полнотой власти люди стали кормить плебеев от имени Иисуса, под страхом смерти запретили все другие вероисповедания.
Сделали вещь, за которую их ненавидели римские интеллектуалы первого столетия после смерти Христа. Формально декларируя полное невмешательство в дела отдельной личности, сделали её объектом террора во всех сферах. Где эта несчастная личность могла самовыражаться. Либо с нами, либо сдохни…
Изучайте законы генезиса. Чтобы понять, как именно христианство могло поступательно распространяться. До тех пределов, пока не встретило взращённого ими же. другого монстра. В лице более честных последователей пророка Магомеда, которые наскоро сшили Тришкин кафтан из нескольких идей монотеизма, создав… нет, не религию. Свод правил праведной жизни, Кодекс противостояния плешивым демагогам.
Пока христиане погружали во мрак «тёмных веков» Европу, в 632 году мышеловка захлопнулась. Восток встал на дыбы, арабы постучали в ворота Константинополя копьём. Последним «призом Иисуса» стала безалаберная Русь. К 1000 году она капитулировала. На этом героическая страница единого христианства заканчивается. В 1054 году происходит Великий Раскол, итогом которого стала многовековая статагема — уничтожить друг друга.
Крестовые походы, аж семь штук (не считая детского), резня и разграбление «неправильного» Константинополя. Заваленные трупами Ближний Восток, Испания… Монголо-татары, «перезагрузка» Тимура, турки на Балканах. Полная тысяча лет беспрерывной кровавой вакханалии. Гордый термин «Средневековье» — синоним ужаса. Именно в эти времена… и рассвет самого христианства
(Иллюстрация из открытых источников)
Христос пришёл, чтобы всех спасти. Но его толкователи всё смешали. Античные образы культуры и глубочайшие мысли философов… потрясающие воображения скульптуры (практически все уничтоженные христианами за исключением пары дюжин) уступили место. уродцам тела и духа. Горбатым, вонючим, юродивым, душевнобольным импотентам и некрофилам.
С доктринами «нового образования»: не мыться, не бриться, не жениться, не работать. Жечь, казнить, подавлять, запугивать, не давать образования. Бедная античная наука, в большинстве своих представлений абсолютна истинная. была свергнута целым легионом лже-наук. На перечисление которых уже написаны… академические энциклопедии. Она очень долго вспоминала саму себя, потом долго вырывалась из тисков мракобесия.
А количество уничтоженных церковью интеллектуалов — значительно превысило число разного рода святых, блаженных, прочих кретинов и дегенератов. Ликвидированных при разных, чаще случайных обстоятельствах. Виноват в этом человечек, которому сегодня поют «Христос воскрес!» милые и уже безвредные последователи? Нет. Он был совсем про другое. Кто этого ещё не понял — неизлечимый слепец или сознательный провокатор.