Что случилось с хоккейным клубом локомотив
«Это был шок для всех» Десять лет назад погибла команда ярославского «Локомотива». Как трагедия изменила жизнь города?
7 сентября 2011 года, через несколько секунд после взлета разбился Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда ярославского «Локомотива». Вместе с игроками тем рейсом из Ярославля в Минск отправились представители тренерского штаба и администрации, врач и массажисты — всего 37 человек. Погибли все пассажиры и семь членов экипажа, выжил только бортинженер Александр Сизов. Трагедия потрясла всю Россию, но настоящим шоком она стала для жителей Ярославля. Как переживали случившееся люди, знавшие каждого игрока в лицо? Что происходило в городе в те дни и что напоминает о трагедии сегодня? Каким запомнили тот «Локомотив» его болельщики? Самые горькие, тревожные и светлые воспоминания — в материале «Ленты.ру».
В сезоне-2011/2012 ярославский «Локомотив» должен был стать одним из фаворитов Кубка Гагарина. Первый матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) предстояло сыграть на выезде с минским «Динамо». Встреча была назначена на 8 сентября. Прибыть в Белоруссию российский клуб собирался накануне вечером. Вылетала команда из ярославского аэропорта Туношна самолетом Як-42 авиакомпании «Як Сервис». Этим бортом хоккеисты пользовались и раньше. Погода в тот день была летная.
«Локомотив» вез на матч основной состав: на борту были 26 игроков (19 россиян и семь легионеров), тренерский штаб из четырех специалистов во главе с канадцем Брэдом Маккриммоном, врач, четыре массажиста, администратор и методист. Экипаж насчитывал восемь человек.
Самолет оторвался от земли, но не смог набрать высоту. Спустя несколько секунд Як задел крылом мачту радиомаяка, деревья и рухнул на берег реки Туношонка. Позднее было установлено, что авария произошла из-за ошибки экипажа. Все, кто был на борту, за исключением хоккеиста Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова, погибли на месте. Галимов был в сознании, когда его забирала скорая помощь, однако он получил ожоги 80 процентов тела и на пятый день умер в больнице. Сизов перенес сложную операцию, провел несколько дней в реанимации и выжил. Вскоре после выздоровления он дал несколько коротких комментариев и с тех пор избегает общения с прессой.
Ярославский «Локомотив» в полном составе
Фото: Ярослав Неелов / РИА Новости
После того как о трагедии объявили по телевидению, на улицах Ярославля началась поминальная акция, собравшая, по разным подсчетам, от 10 до 12 тысяч человек. С 9 сентября в Ярославской области был объявлен трехдневный траур. Церемония прощания с погибшими прошла на домашнем стадионе «Локомотива», «Арене 2000». На ней присутствовали около 100 тысяч человек. На матч, который должен был пройти в Минске, не сдали ни одного билета.
Матч открытия сезона КХЛ между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом», который проходил в Уфе вечером 7 сентября и был прерван новостью о трагедии, отменили. С минуты молчания начались все встречи 23-го тура чемпионата России по футболу. С траурными повязками вышли на площадку сборные России по баскетболу и волейболу. Несколько матчей Национальной хоккейной лиги (НХЛ) было сыграно в память о «Локомотиве». Соболезнования близким выразили национальные спортивные федерации десятков стран. А футболисты испанской «Севильи» перед матчем с «Реал Сосьедадом» появились на поле в футболках с эмблемой «Локомотива» и словами: «Севилья скорбит вместе с русским народом».
Почти сразу стало известно, что «Локомотив» воссоздадут. По мнению главы Федерации хоккея России Владислава Третьяка, возрожденная команда должна служить памятником трагическим событиям. Уже спустя четыре месяца ярославцы сыграли первый матч в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ), а в новом сезоне вернулись в КХЛ. В этом году 7 сентября, десять лет спустя, ярославский «Локомотив» сыграет на «Арене 2000» с минским «Динамо».
«Лента.ру» поговорила с ярославцами, которые болели за «Локомотив» десять лет назад, смотрели матчи с трибун и знали все об игроках. Они рассказали о том роковом дне и о том, какой осталась команда в их памяти.
«Город замер. Шок был даже у тех, кто не связан с хоккеем»
Никита, осенью 2011 года — восьмиклассник: С хоккеем меня познакомили дедушка и отец, которые болеют за команду еще со времен, когда она называлась «Торпедо» (клуб был переименован в «Локомотив» в 2000 году — прим. «Ленты.ру»). В детстве меня часто брали на игры. Лет в пять или шесть я уже знал про «Локомотив», ждал, когда мы пойдем на очередной матч.
Больше всего запомнилась пятая встреча против «Атланта» в последнем сезоне для того состава «Локомотива». Мы проигрывали 0:3 в серии, зацепили одну игру на выезде и теперь играли дома. Дошло до овертайма, а там Иван Ткаченко забил в падении. Эмоции были невероятные! Прошло уже больше десяти лет, но я иногда пересматриваю этот матч. Мурашки до сих пор, особенно в концовке.
В день трагедии я был на базе «Локомотива» на тренировке по теннису. Мы часто занимались там. Помню, сотрудники базы вызвали нашего тренера, а когда он вернулся, на нем не было лица. Он и сообщил нам эту новость. Тренировку прервали, нас отправили домой.
Первая реакция — шок и непонимание. В Ярославле многие ребята проходили через хоккейную школу «Локомотива», многих игроков знали близко. В первые часы мы не могли поверить в произошедшее и просто ждали новостей. Город замер. Шок был даже у тех, кто не связан с хоккеем.
Выходишь на улицу — и видишь взрослых мужчин, которые просто плачут. Люди стали собираться вместе, но никто ничего не говорил
Все просто молчали, максимум — уточняли информацию о выживших. Было ощущение, что горе охватило весь Ярославль, и это продолжалось несколько дней. Идешь по городу, каждый третий — с шарфом «Локомотива», практически все смотрят в пол.
Мне кажется, осознание случившегося пришло ближе к 10 сентября, когда более 100 тысяч человек (при населении менее 600 тысяч) пришли попрощаться с командой. Многие воспринимали гибель команды как потерю части города или самих себя.
Самолет Як-42 с игроками «Локомотива» на борту
На первую игру воссозданного «Локомотива» мы с отцом решили не ходить, посмотрели ее по телевизору. Тогда это казалось слишком сложным, все же прошло совсем мало времени.
Сегодня о трагедии в Ярославле напоминают стадион и мемориал перед ним. Ну и, конечно, гудки автомобилей в 16:00 в этот день по всему городу. Первые несколько лет это было самым запоминающимся моментом.
7 сентября 2012 года состоялся «Марш тишины», когда несколько десятков тысяч человек прошли по Московскому проспекту до арены. Знаю, что многие приходят на Леонтьевское кладбище к мемориалу команды. В Ярославском теннисном клубе каждый год проходит турнир памяти команды, так как Александр Беляев и Андрей Зимин были членами этого клуба.
«По всему городу зажигали свечи»
Кирилл, следит за «Локомотивом» с детства: Мой дед обожает хоккей, любовь к «Локомотиву» у меня от него. Если говорить про любимых игроков того состава, одного выделить не смогу. Были и звезды мирового уровня у нас — Павол Демитра, Карел Рахунек, Йозеф Вашичек. Еще любимчиком у всех был и есть Иван Ткаченко. Он навсегда капитан той команды, земляк, всем сердцем любил клуб и болельщиков.
В день катастрофы я был на работе. Сначала мне кто-то написал о случившемся, я не поверил. Вокруг стали говорить об этом, и хотя подтверждения не было, волнение поднималось. А потом по телевизору официально объявили о трагедии. Это просто шок был для всех.
Мне поступало очень много звонков и сообщений с соболезнованиями, так как все знали, что я люблю клуб. Вечером мы собрались компанией, по всему городу в разных местах зажигали свечи, рядом с символами «Локомотива» лежали цветы. На улице было очень много людей — кто просто молчал, кто вытирал слезы. Горе захлестнуло и всю область, и соседние регионы. Везде был траур, это было очень больно для всех.
Воспитанники спортивной школы «Локомотива» во время минуты молчания на церемонии-реквиеме в ярославском ледовом дворце «Арена 2000»
Фото: Фото: Ярослав Неелов / РИА Новости
У «Арены 2000» слева от входа вывесили очень большого размера портреты всех ушедших ребят. По сей день перед каждой игрой люди несут к ним цветы. Перед входом установили памятник «Хоккейное братство». Он состоит из 37 клюшек — по количеству погибших игроков и сотрудников клуба. Сбоку и сверху он напоминает птицу. Почти все хоккейные команды, которые приезжают к нам на матчи, посещают кладбище и могилы ребят. Очень много машин и сегодня ездит по городу с памятной символикой.
Я ходил на первую игру воссозданного «Локомотива». Были полные трибуны. До начала встречи прошла минута молчания, показывали ролики, посвященные команде. Мурашки по коже и слезы на лицах были у всех в тот момент — непередаваемые чувства.
«И сейчас не могу до конца осознать, что произошло»
Николай, болеет за «Локомотив» более 20 лет: Мы приехали в Ярославль всей семьей в январе 2000 года. Я тогда уже хоккей смотрел, но болел почему-то за ЦСКА. А тут увидел игру «Локомотива», и мне до того понравилось, что каждый матч был просто как праздник. И тогда как раз «Арена 2000» открылась — впечатления невероятные!
После того как я впервые попал на матч «Локомотива», домашние игры практически не пропускал. Мы ходили с сыном и невесткой, внучку брали с собой. На арене были игровые комнаты, мы ее там оставляли. А если я уезжал в командировку, делал так: идет трансляция, жена включает телефон, кладет у телевизора, а я на том конце слушаю комментатора. На выездные матчи ходил раза три или четыре — в Череповце. Был там по работе и на хоккей попадал. А специально чтобы ездить — один раз в Москву, когда играли с ЦСКА.
Кто из того состава мой любимый игрок? Александр Галимов. Человек с открытой душой. Я с ним лично знаком был, с его отцом мы вместе работали. И на охоту с ними ездили, Галимов был заядлый охотник. А из легионеров очень нравились Карел Рахунек и Йозеф Вашичек.
В день трагедии я работал, сидел в кабинете. Тут секретарь заходит и говорит: «С «Локомотивом» что-то случилось». А я знал, что они в этот день должны были лететь в Минск на игру. Включили телевизор, там сказали, что авиакатастрофа произошла. Как на грех, у меня дача от места падения самолета метрах в двухстах.
Стела в память о гибели «Локомотива»
Фото: Ярослав Неелов / РИА Новости
Я и сейчас не могу до конца осознать, что эта команда пропала. Вот знак, который у хоккеистов на груди, — такой же, только больше в несколько раз, у меня на заднем стекле машины. Это вот, считайте, десять лет он там
Сейчас на хоккей я не хожу. Близко принимаю к сердцу, если команда проигрывает — у меня давление поднимается. Хоккей хоккеем, а инфаркт схватить не хотелось бы. Дома смотрю по телевизору, и если проигрывают — переключаю на другой канал.
Ко мне приезжал с Дальнего Востока товарищ, мы вместе работали. Так куда мы его водили, что показывали? Ну город, храмы, понятно, а еще? «Арену 2000», Леонтьевское кладбище, Туношну — место трагедии. В остальной-то части города ничего о той команде и катастрофе не напоминает. Те, кто не местные, могут даже не знать. Турниров в память о команде не проводят, атрибутики с тем составом нет. Мне трудно сказать, почему так получается, это зависит от руководства команды, спонсоров, администрации области.
Но в памятную дату тысячи людей идут к кладбищу — не только ярославцы, из соседних областей тоже приезжают.
Прерванный взлёт: какой запомнилась погибшая команда «Локомотива»
7 сентября 2011 года произошла самая жуткая трагедия в новейшей истории российского спорта. Примерно в 16 часов мск вблизи ярославского аэропорта Туношна при взлете потерпел крушение самолёт «Як-42». На борту находилась хоккейная команда «Локомотив», отправлявшаяся в Минск на стартовый матч сезона КХЛ против местного «Динамо».
На месте погибли 43 человека — игроки, тренеры, персонал клуба, экипаж. Через пять дней в больнице от полученных ожогов умер хоккеист Александр Галимов. Выжил только инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. По словам многочисленных людей из мира хоккея, игравших, работавших или просто друживших с погибшими, та катастрофа до сих пор накладывает отпечаток на многих из них.
Гробовая тишина
Трагедия случилась в день открытия четвертого сезона Континентальной хоккейной лиги. Когда самолет из Ярославля в Минск взлетал, в Уфе уже шла стартовая игра чемпионата. Местный «Салават Юлаев» на правах действующего обладателя Кубка Гагарина в рамках Кубка Открытия принимал финалиста предыдущего плей-офф мытищинский «Атлант».
— Находился в своей квартире, мне позвонил знакомый и говорит: «Ты слышал, что «Локомотив» разбился?» — делится воспоминаниями экс-капитан «Локомотива» Алексей Кудашов, покинувший Ярославль за два года до трагедии. — И где я стоял, там и сел. Сразу взял телефон и начал обзванивать всех, кого мог: администратора «Локомотива», весь персонал. Последним позвонил Юрию Викторовичу Лукину (генеральный менеджер «Локомотива». — «Известия»), и он ответил. Оказалось, что он не полетел тем рейсом и остался жив. Насчет остальных я прекрасно представлял, кто может лететь в том самолете. Игроков даже не обзванивал, потому что насчет них было понятно. Но из персонала клуба были несколько человек, которые иногда летали с командой на выездные матчи, а иногда нет. Я им звонил и надеялся узнать, что они или хотя бы кто-то из них в этот раз не полетел в Минск.
— Мне позвонил один мой знакомый и сообщил о случившемся, — рассказал «Известиям» российский тренер Владимир Крикунов. — Мы в тот момент с «Ак Барсом» готовились к первому матчу. Я тут же начал набирать номер Вани Кривоносова (многолетний помощник Крикунова, отец тренера по физподготовке «Локомотива» Николая Кривоносова. — «Известия»), спрашивать насчет его сына и остальных ребят. Выяснилось, что с Колькой он связывался буквально перед самым взлётом, тот уже находился в салоне самолета, сказал: «Пап, мы взлетаем!», попрощался и отключил мобильный телефон. Для Вани и его супруги это была катастрофа, которую словами не описать. Я с ними встретился уже через несколько дней в Ярославле на панихиде. Коля был отличным парнем, играл у нас с Ваней, немного не получалась у него хоккейная карьера, но, если бы чуть-чуть подождал, возможно, состоялся бы как игрок. Зато нашел себя в фитнесе, бодибилдинге и в результате перешел в тренеры по физподготовке. Улыбчивый парень, настоящий трудяга. Работал у нас с Ваней в штабе, потом проявил себя в «Атланте» и попал в «Локомотив», куда кого попало не берут. Тогда ведь такой профессии, как тренер по физподготовке, не было. Это сейчас у нас есть специалисты по всему, вплоть до завязывания шнурков. А Колька был одним из первых в России, профессионал в своем деле, которых и сейчас не всегда найдешь.
В районе 18:00 по Москве было принято решение отменить продолжение матча между «Салаватом Юлаевым» и «Атлантом». Зрители еще долго не расходились. В дальнейшем люди, присутствовавшие на «Уфе Арене», не раз рассказывали о гробовой тишине, которая, впрочем, была заметна и по телетрансляции.
Матч «Салавата» с «Атлантом» был сыгран заново 12 сентября, уже после похорон находившихся на борту Як-42 пассажиров. Сыгранные в Уфе 7 сентября минуты, как и все игровые действия, будь то гол и удаления, спустя пять дней не учитывались.
Большинство других матчей, которые должны были состояться 8 и 9 сентября, также были проведены 12-го числа. Утром того же дня скончался единственный выживший член команды «Локомотива» Александр Галимов.
7 сентября, сразу после катастрофы в СМИ пошли слухи, что на борту не было хоккеистов Руслана Салея и Сергея Остапчука. Якобы оба белоруса поехали в родную страну заранее и ждали в Минске остальную команду. Журналисты стали обзванивать друживших с ними хоккеистов минского «Динамо» в надежде, что кто-то из них знает о местонахождении Руслана и Сергея и подтвердит, что они не находились на борту. Но никто этого сказать не мог, а вечером того же дня иллюзии исчезли окончательно, когда фамилии Салея и Остапчука оказались в официальном списке погибших, составленном управлением МЧС по Ярославской области.
— Впоследствии я узнал, что Салея клуб отпустил в Минск, разрешил ему отдельно уехать, — рассказал «Известиям» работавший с Русланом в сборной Белоруссии экс-главный тренер команды Владимир Крикунов. — Он должен был поехать заранее на машине, видимо, отсюда и возникли слухи, что его нет на борту. Но то ли Руслан решил не отрываться от команды, то ли рассчитал, что приедет на машине не сильно раньше, чем остальные прилетят на самолете. В итоге остался и сел вместе с ними на борт. Судьба. Очень обидно это вспоминать. Светлый парень и настоящий профессионал. Я с ним не так много работал, в 2002 году он был в НХЛ, а я в сборной. Салей прилетел к нам на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити и внес неоценимый вклад в то, что мы заняли четвертое место.
Команда мечты
Немало специалистов перешли в «Локомотив» только перед стартом рокового сезона. Главный тренер «железнодорожников» канадец Брэд Маккриммон был знаменитым игроком, одержавшим 1989 году победу в Кубке Стэнли с «Калгари Флэймз». Как тренер он в 2000-е годы ассистировал Бобу Хартли в «Атланте Трэшерз» и Майку Бэбкоку в «Детройт Ред Уингз», а в Ярославле должен был дебютировать как самостоятельный специалист.
Его ассистенты Александр Карповцев и Игорь Королюк начали работу в клубе за год до этого. Николай Кривоносов устроился туда за четыре месяца до трагедии. Одновременно с ним на должность тренера вратарей пришел финн Йорма Валтонен. Он остался в городе поработать с голкиперами из молодежной команды «Локо», что его и спасло.
В межсезонье команду пополнили вратарь Стефан Лив, защитники Роберт Дитрих, Михаил Баландин, Руслан Салей, Карли Скрастиньш, Павел Траханов, нападающие Александр Васюнов, Ян Марек, Сергей Остапчук. Звёздный чех Карел Рахунек провел к тому моменту сезон в «Локомотиве». Как и легендарный словак Павол Демитра. Чех Йозеф Вашичек был в Ярославле с 2008 года.
Остальные были либо старожилами «Локомотива», либо молодежью, только начавшей подтягиваться к основному составу. 20-летние защитник Юрий Урычев и нападающий Даниил Собченко за восемь месяцев до авиакатастрофы стали соавторами легендарной победы молодёжной сборной России на чемпионате мира в Баффало.
Тот состав «Локомотива» многими казался реальным претендентом на победу в Кубке Гагарина. «Железнодорожники» начали подтверждать авансы в августе, когда выиграли в Риге предсезонный турнир — Кубок Латвийской железной дороги.
— Через несколько месяцев после трагедии, когда в Ярославле начали собирать новую команду для соревнований в Молодежной хоккейной лиге (МХЛ), мы встречались с генменеджером Юрием Лукиным, — рассказал Владимир Крикунов. — Вели переговоры по переходу к ним Егора Яковлева, находившегося тогда в системе «Ак Барса». И обсуждали погибшую команду. Вспоминали, как она играла на предсезонке, какой состав собрался, какой тренерский штаб. И понимали, что потенциал у них был колоссальный. Жутко несправедливо, что с ними такое произошло.
Как рассказывала вдова вратаря Александра Вьюхина, он в 2011 году решил остаться в Ярославле, так как видел, что собирается команда, претендующая на чемпионство. Он похоронен в Омске, где провёл лучшие годы карьеры, выступая за «Авангард». Минувшей весной выигравший с «ястребами» Кубок Гагарина молодой нападающий Егор Чинахов привёз трофей на могилу Вьюхина.
— Они с моей мамой были хорошими друзьями, — говорил Чинахов. — Он мне обещал привезти чемпионскую клюшку, постоянно давал поиграть в блин с ловушкой. А в итоге так получилось, что я ему привез Кубок. Думаю, ему было бы приятно.
Капитаном того «Локомотива» был уроженец Ярославля Иван Ткаченко, который всю жизнь провел в родном клубе, за исключением кратковременного отъезда в нижнекамский «Нефтехимик» в 2000–2001 годах. О том, что он занимался благотворительностью, причем тайно, сказано уже немало. Об этом стало известно лишь после его гибели.
— Я пришел тренировать в Нижнекамск сразу после ухода оттуда Ткаченко, мы с ним немного не пересеклись, — отметил Владимир Крикунов. — При этом от оставшихся в команде игроков и тренеров слышал позитивные отзывы о нем как о человеке. Мы даже думали попробовать его вернуть в «Нефтехимик», если не заладится в «Локомотиве». Но Ваня стал настоящим лидером в Ярославле, а его профессионализм и талант воочию удалось увидеть через год, когда мы пересеклись в сборной России на чемпионате мира, где выиграли серебряные медали. Он был настоящим человеком, влюбленным в хоккей и преданным ему без остатка.
В 2011 году «Локомотив» снялся с соревнований КХЛ. 12 декабря возрождённая команда с молодым составом начала выступать в Высшей хоккейной лиге, а на следующий сезон вернулась в КХЛ. С тех пор она провела несколько ярких сезонов, выходила в финал Западной конференции, но пока не добралась до главного трофея. Многие ждут, что это произойдет в стартовавшем сезоне.
— Время лечит, — сказал тренировавший «Локомотив» в 2015–2017 годах Алексей Кудашов. — Но думаю, что та команда всё равно очень надолго останется в памяти. Точно останется в памяти того поколения людей, кто пережил те события, кто через себя в те дни пропустил эту трагедию. Наверное, их дети уже спокойнее будут вспоминать случившееся. Но на тот момент, когда я работал главным тренером «Локомотива», чувствовались последствия той трагедии. Особенно 7 сентября, в годовщину случившегося.
В хоккейном сообществе не раз отмечали, что после 2011 года КХЛ и клубы стали жестче контролировать выбор самолетов и авиакомпаний, с помощью которых перемещались во время выездных серий.
7 сентября надолго стало особенной датой для «Локомотива». Клуб не проводил матчей в годовщину трагедии. И лишь спустя 10 лет его хоккеисты выйдут на лед именно в этот день. Во вторник они сыграют дома с минским «Динамо», в гости к которому их предшественники не смогли добраться в 2011 году.
Самый страшный день в истории КХЛ. Прошло 10 лет, как разбился «Локомотив»
Пролетело уже 10 лет… Они тянулись очень долго. Но тот день 7 сентября 2011 года и сейчас перед глазами, словно это случилось вчера.
Для этого требовалось большое мужество — и произнести эти слова, и сделать правильные поступки, выводя людей из глубочайшего кризиса.
Сейчас я говорю с Александром Медведевым, снова вспоминая тот день.
Самый черный день в истории российского хоккея.
«Теплилась надежда, что люди останутся живы»
— Александр Иванович, как начинался для вас тот день?
— Празднично. Начало нового сезона. Кубок Открытия. Два финалиста Кубка Гагарина — «Салават Юлаев» и «Атлант». В составах много классных хоккеистов. В первый день сезона у всех приподнятое настроение. Много гостей, руководители республики. Уфа по традиции принимала радушно. Все ждали этот матч, который задаст тон всему сезону.
— Когда вы узнали о трагедии?
— Мне сообщил Дима Курбатов (тогда один из руководителей КХЛ. — «Матч ТВ»), что произошла катастрофа с самолетом. Но при этом не было полной информации.
Теплилась надежда, что люди останутся живы. Тем более мелькнули слова, что погибших нет. Потом — что часть пассажиров жива…
Но когда я получил звонок из Росавиации, то стало ясно: надежды нет.
На льду шел первый период. Надо было принимать быстрое решение. И я посчитал, что необходимо обратиться к людям, взять перерыв, а потом поговорить с командами.
Был один из вариантов: доиграть матч в память о «Локомотиве». Но большинство хоккеистов высказалось за то, чтобы не выходить на лед.
Ведь в том самолете у каждого были настоящие друзья. Хоккейный мир тесен, все ребята друг друга знали. Кто-то раньше вместе играл.
Когда решение об отмене матча приняли, надо было сообщить об этом зрителям, собравшим аншлаг в Уфе. Не было ни одного свободного места.
Было очень тяжело. Но я посчитал своим долгом и обязанностью выйти к болельщикам, обо всем объявить.
— Какой была реакция?
— Адекватная. Хотя многие люди обо всем уже знали. Они плакали. Но поддержали аплодисментами наше решение — не играть. Всех объединило общее горе. Мы потеряли такую команду, и с этим до сих пор трудно смириться.
— Как вы нашли слова?
— Нашел… Считал обязанным это сделать. С людьми надо разговаривать, что бы ни происходило.
«Та трагедия случилась будто вчера»
— Какими были ваши первые шаги как президента КХЛ?
— Тут подключились очень многие. Главной темой было заново собрать команду в Ярославле. Другие клубы КХЛ сами выражали готовность делегировать своих лучших хоккеистов в «Локомотив». Сами ребята хотели ехать, рвались играть. Некоторые говорили, что готовы даже на минимальную зарплату. Даже на один год нельзя было прервать существование «Локомотива».
Для президента клуба Юры Яковлева это было страшное горе. И ведь предполагалось, что он полетит на этом самолете. Для него это было особенно тяжело. К своим хоккеистам он относится как к детям.
Руководство города, области были готовы к любым вариантам. Все хотели, чтобы «Локомотив» не исчезал с хоккейной карты.
В итоге было принято решение сделать перерыв. Не играть в КХЛ. Готовить команду к следующему сезону.
Я очень хорошо помню, как через год проводился матч памяти «Локомотива». Та игра сначала проходила в абсолютной тишине. Полный стадион почти половину периода глухо молчал. Тот момент, когда люди отдавали дань ушедшей команде, тоже никогда не уйдет из памяти.
Потом трибуны ожили, стали болеть за хоккей. И это было возвращение «Локомотива» в КХЛ.
Та трагедия случилась 10 лет назад. Но для меня это было словно вчера.
«Как хрупка человеческая жизнь»
— Когда остановили матч в Уфе, куда вы сразу поехали?
— Тут же нет никаких регламентов. Действовали по ситуации. Уже на следующий день полетели в Ярославль, где оставались до похорон.
Нужно было позаботиться о немедленной помощи семьям. Мы знаем, какими тяжелыми бывают иногда отношения между родственниками.
Не хочу называть имен, но за редким исключением все делалось очень по-человечески. Находились какие-то компромиссные решения по финансам, наследству.
Не забывайте, что шла борьба за жизнь одного из игроков «Локомотива» — Александра Галимова. И еще выжил бортинженер самолета.
Мы мобилизовали все медицинские силы в России и за рубежом, чтобы спасти Сашу. К сожалению, сильнейшие ожоги оказались несовместимыми с жизнью.
Галимов жил до 11 сентября. Он боролся до последнего. И это в диком напряжении держало всю страну. Даже тех, кто никогда не интересовался хоккеем.
Эта трагическая история показала, как все-таки хрупка человеческая жизнь.
Мы потеряли не только российских игроков. Погибли представители девяти стран. Многие ребята с тяжелейшей судьбой, как усыновленный мальчик Стефан Лив, ставший вратарем…
Все стремились в тот «Локомотив». Там собрались замечательные парни. История с Иваном Ткаченко, который перед вылетом оказал благотворительную помощь тяжело больной девочке…
Ваня никогда об этом не рассказывал. Он делал это не для того, чтобы казаться благородным. Он просто был благородным человеком.
Этого порой не хватает нашим хоккеистам, особенно молодым. Но тогда те истории заставили всех задуматься об отношении к жизни и друг к другу, а также к делу, которым ты занимаешься.
«Нельзя, тем более сейчас, кого-то обвинять»
— Я знаю, что многие команды КХЛ после той трагедии очень боялись летать. Кажется даже, «Атлант» уезжал из Уфы на автобусе.
— Мы говорили об этом с Росавиацией, и сами клубы стали более жестко относиться к тому, на чем летают.
Риски есть везде — и на дороге, и в море, и в воздухе. Но обязанность всех и каждого сделать так, чтобы эти риски были минимальными. Устранить их совсем нельзя. Но все стали работать гораздо строже.
— Много лет шло расследование, почему разбился «Локомотив». Можете дать объяснение сейчас, в чем была главная причина трагедии?
— Я не буду цитировать заключение. Сам неоднократно путешествовал на самолетах Як-40 и Як-42. Они считались одними из самых надежных в нашем авиапарке.
Из того, что я читал, — есть особенности управления Як-40 и Як-42. А один из пилотов почти всю карьеру летал на других самолетах. Пересел на эту модель не так давно, перед трагедией.
Но это всё были опытные пилоты, с большим налетом. Нельзя, тем более сейчас, кого-то обвинять. Официальные заключения сделаны, и с этим нужно жить.
«Эта боль никуда не уйдет»
— Вы не думали в сентябре, чтобы отменить сезон КХЛ вообще?
— Таких мыслей не было. Но мы взяли несколько дней, чтобы проститься с ребятами. Тысячи людей, целые команды приехали в Ярославль на похороны.
И сейчас у клубов КХЛ есть традиция: когда приезжаешь на гостевой матч с «Локомотивом», то посещаешь место катастрофы, заходишь на мемориал на кладбище.
Все хоккеисты помнят о той команде. И отдают ей дань от души.
— Правильное ли решение, что теперь 7 сентября все снова играют в хоккей?
— Эта тема была сразу обсуждена с «Локомотивом». Поначалу не играла ни одна из команд КХЛ, потом не играл только клуб из Ярославля.
Но по просьбе того же «Локомотива» решили вновь играть. Исходили из того, что пришло то время, когда более сильно вспоминать об ушедшей команде в дни домашних матчей железнодорожников.
Это не отменяет, что нужно посещать место трагедии, кладбище. Но это действует более остро, когда люди играют в хоккей.
— В эти дни выходят фильмы о погибшем «Локомотиве». Вы их будете смотреть? Или не хотели бы возвращаться мыслями в те дни?
— Эта боль никуда не уйдет. От нее не избавишься, ничего не читая и не смотря.
Наоборот, есть желание убедиться в том, что авторы книг, статей, кинопроизведений чутко отнесутся к этой теме.
Что не будет никакой пошлости и грязи и получится жизненно. Я верю в то, что авторам хватит деликатности. И у меня нет сомнений, что они работали искренне, с лучшими побуждениями. Внесли свой вклад в общий мемориал памяти.
Пока мы помним ушедших ребят, они с нами. Они живут.
Да, нужно быть деликатными, уважая родственников, близких, друзей. Это и для меня важнейшая тема, потому что я очень хорошо знал лично многих хоккеистов того «Локомотива». Их потеря — для меня это личная трагедия.
— Самый страшный день?
— Да, это самый страшный день для меня как для президента КХЛ.
— Помним о «Локомотиве».
Небесная команда. Погибший состав «Локомотива»-2011
Стефан Лив (30 лет), Швеция
Александр Вьюхин (38), Россия/Украина
Виталий Аникеенко (24), Россия/Украина
Михаил Баландин (31), Россия
Роберт Дитрих (25), Германия / Россия
Марат Калимулин (23), Россия
Карел Рахунек (32), Чехия
Руслан Салей (36), Белоруссия
Карлис Скрастиньш (37), Латвия
Павел Траханов (33), Россия
Юрий Урычев (20), Россия
Максим Шувалов (18), Россия
Александр Васюнов (23), Россия
Йозеф Вашичек (30), Чехия
Александр Галимов (26), Россия
Павол Демитра (36), Словакия
Александр Калянин (23), Россия
Андрей Кирюхин (24), Россия
Никита Клюкин (21), Россия
Сергей Остапчук (21), Россия / Белоруссия
Павел Снурницын (19), Россия
Даниил Собченко (20), Россия / Украина
Иван Ткаченко (31), Россия
Геннадий Чурилов (24), Россия
Артём Ярчук (21), Россия
Брэд Маккриммон (52), главный тренер — Канада
Александр Карповцев (41), тренер — Россия
Игорь Королев (41), тренер — Россия / Канада
Николай Кривоносов (31), тренер по физподготовке — Белоруссия / Россия
Андрей Зимин (49), врач — Россия
Юрий Бахвалов (47), массажист — Россия
Александр Беляев (48), массажист — Россия
Евгений Куннов (31), массажист — Россия
Вячеслав Кузнецов (27), массажист — Россия
Владимир Пискунов (52), администратор — Россия
Евгений Сидоров (43), методист — Россия
Андрей Соломенцев, командир воздушного судна
Игорь Жевелов, второй пилот
Сергей Журавлев, бортмеханик
Елена Сарматова, стюардесса
Надежда Максумова, стюардесса
Елена Шалина, стюардесса
Владимир Матюшкин, инженер
Выжил только Александр Сизов, инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования, который находился в пассажирском салоне.