Что случилось с гераклом после 12 подвигов геракла
Легенды и мифы Др.Греции и Рима.Часть 10. Геракл
Жан Жак Франсуа ле Барбье «Рождение Геракла» 18-19в.
Питер Пауль Рубенс «Рождение Млечного пути» 1636 год
Тинторетто «Рождение Млечного пути» 1575 год
Бернардино Мей 1676 год
Джошуа Рейнольдс Середина 18 века
Лукас Кранах Старший, «Геракл у Омфалы» 1537 год
Паоло Веронезе 1580 год (копия Буше 1750)
Бартоломео Спрангер 1585 год
Питер Пауль Рубенс 1605 год
Джованни Франческо Романелли 1650 год
Антонио Беллуччи 1698 год
Франсуа Лемуан 1724 год
Франсуа Буше 1735 год
Иоганн Генрих Тишбейн Старший 1754 год
Неизвестный худоник «Геркулес устанавливает столбы» 16 век
Антонио дель Поллайоло «Геракл и Антей» 1475 год
Ханс Бальдунг «Геракл и Антей» 1530 год
Григорио де Феррари «Геракл и Антей» 1690 год
Хендрик Гольтзиус «Геракл и Какус» 1613 год
Себастьян Риччи «Геракл и Какус» 1706 год
Иоганн Генрих Тишбейн Старший «Геракл выносит Алкесту из царства мертвых и возвращает ее Адмету» 1780год
Поль Сезанн, «Геракл выносит Алкестиду из Аида» 1867 год
Средневековая миниатюра «Геракл спасает Гесиону»
Амфора 6 в.до н.э. «Геркулес убивает Немейского льва»
Франсиско де Сурбаран «Геракл побеждает Лернейскую гидру» 1634год
Густав Моро «Геракл и Лернийская гидра» 1876 год
Джон Сингер Сарджент «Геракл и Лернийская гидра» 1924 год
«Керинийская лань» 6 век до н.э.
Гюстав Моро. «Диомед, пожираемый своими конями» 1870 год
«Геракл и Цербер» 6 век до н.э.
Арнольд Бёклин «Несс и Деянира» 1898 год
Франц фон Штук, «Геракл убивает Несса» 1899 год
Себастьяно Риччи «Геракл убивает кентавра Несса» 1707 год
Франсиско де Сурбаран, «Смерть Геркулеса» 1634 год
Геракл – малоизвестные факты о жизни и смерти героя
Первенство среди самых популярных и известных греческих героев по праву занимает Геракл. Пожалуй, каждому школьнику известно о великих подвигах персонажа известных древнегреческих сказаний. Сами эллины восхищались своим героем, ставя его на один уровень с богами.
Но если о подвигах Геракла рассказано немало, то в его биографии есть малоизвестные факты. Знаете ли вы, что от рождения герою было дано другое имя? И с кем пришлось сразиться Гераклу в младенчестве? Каким стало завершение его жизненного пути?
Рождение героя
Матерью героя была царица Алкмена, супруга тиринфского царя Амфитриона. Они принадлежали роду Персеидов, являлись двоюродными братом и сестрой, однако Амфитрион не был отцом Геракла. Во время одного из военных походов царя великий бог Зевс увидел прекрасную правительницу Тиринфа. Он воспылал к ней страстью и, спустившись, принял облик её супруга.
Радостно встретила Алкмена своего мужа, а вскоре к ней возвратился и истинный Амфитрион. Через девять месяцев женщина родила двух мальчиков. Одного близнеца было решено назвать Ификлом, другому дали имя Алкид. И если первый рождён был от смертного мужчины, то второй являлся сыном самого Зевса.
Питер ван дер Верф «Юный Геркулес со змеями», 1700-1722 годы
Картина находится в Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды
Правда, за несколько дней до рождения маленького Геракла-Алкида на Олимпе развернулось нешуточное противостояние между Зевсом и его супругой Герой. Ревнивая богиня узнала, что один из близнецов, что скоро родятся, будет внебрачным сыном её мужа.
Из-за этого она решила поспорить с Зевсом, о том, кто родится раньше – Алкид или его двоюродный брат Еврисфей. Тот, кто будет рождён вторым, должен будет подчиняться первому. Зевс спор проиграл, но уточнил, что, совершив 12 подвигов, его сын обретёт бессмертие.
Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей», 1786 год
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Картина поступила в музей в 1789 г., собрание Екатерины II
Юность Геракла
Как вы поняли, судьба Алкида была предрешена ещё до рождения, ведь всю свою взрослую жизнь он обязан был служить Еврисфею. Вот только и в детстве у Алкида было немало испытаний.
Питер Пауль Рубенс «Геракл, удушающий змей (первый подвиг)»
Когда Геракл достиг подросткового возраста, у него, как у многих детей, начались проблемы с учителями. И если стрельбе из лука и борьбе юноша обучался с огромным энтузиазмом, то игра на лире совсем не давалась ему. Однажды преподаватель музыки ударил Алкида-Геракла за нерадивость.
Выбор и слава Геракла
О Геракле есть малоизвестное предание, рассказывающее о непростом выборе. В юные годы, находясь в горах со своими стадами, юноша вдруг встретил порок и добродетель. Они имели человеческое обличье, представ перед ним в виде двух путников.
Каждый из них предложил юному Алкиду свой дар. Он мог прожить лёгкую жизнь, полную праздности и удовольствий, либо выбрать непростую судьбу, наполненную тяготами, лишениями и борьбой. Как истинный герой, Геракл выбрал второе, но именно эта жизненная дорога привела его к славе.
Помпео Батони «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком», 1765 год
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Картина поступила в 1925 г. Происходит из собрания Юсупова
Позднее, придя в себя, Геракл не мог понять, что с ним произошло. Он отправился к оракулу Аполлона в Дельфы, где предсказатель велел ему отправляться на службу к Еврисфею – всё происходило по замыслу богов.
Алессандро Турки «Безумный Геркулес», около 1620 года
Местонахождение: Старая пинакотека в Мюнхене, Германия
Великолепные и знаменитые двенадцать подвигов сделали Геракла национальным героем. Именно тогда Алкид и получил прозвище “Геракл”, что прочно закрепилось за ним. В переводе с древнегреческого оно значило “возлюбленный Геры” или “прославленный Герой”. На мой взгляд, вторая трактовка вернее, поскольку богиня никогда не питала любви к внебрачному сыну своего мужа.
Луи-Жан-Франсуа Лагрене «Похищение Деяниры кентавром Нессом», 1753-1755 годы
Картина находится в Лувре, Париж, Франция
Оставаясь в одиночестве во время военных походов Геракла, Деянира решила, что муж охладевает к ней. Во время его очередного возвращения она смочила его плащ кровью Несса. Надев его, Геракл отправился в храм. Совершая подношения, он вдруг почувствовал страшную боль.
Картина на обложке: Питер Пауль Рубенс «Пьяный Геркулес с нимфами и сатирами», около 1611 года. Местонахождение: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Онтологические прогулки
Геракл: жизнь после 12 подвигов. (Опыт историософско-антропологического прочтения)
Мифы о 12 подвигах Геракла — это мифы о должном становлении человеческой цивилизации, а вот легенды о жизни Геракла после свершения им 12 подвигов и избавления от рабства у царя Эврисфея — это, скорее, символическое отображение действительной истории человечества. Эти мифы-легенды, которые, вероятно, возникли позже, показывают, во-первых, утверждение человеком своего произвола, из которого со временем вырастает ограниченная правом социальная свобода человека; во-вторых, то, что основными формами всемирной истории являются, с одной стороны, размножение людей, с другой — непрестанная и кровавая война как между смертельными соперниками-одиночками, так и между поколениями, различными группами, племенами, народами и государствами.
Если 12 подвигам Геракла во всем мире посвящены тысячи и тысячи сочинений — от строго академических до юмористических, сотни произведений изобразительного искусства, то о последующих деяниях героя их значительно меньше; но тем интереснее анализировать их часто скрытый смысл. На первый взгляд, в них излагается лишь однообразная череда случайных убийств и сексуальных насилий, совершенных Гераклом в разных царствах греческого мира.
Но именно в этом отношении заключительный этап жизни Геракла оказывается, может быть, не менее значимым для потомков, чем тот, когда он совершал свои двенадцать подвигов. Понимание этого смысла деяний Геракла требует учета предыстории того или иного события, а также символики имен различных персонажей. Кроме того, «третий возраст Геракла» был не менее драматичным (и даже трагическим), чем «героический» этап его жизни. Он связан с роковыми случайностями и ошибками, гневом и безумием, болезнями и радостями, уязвленным самолюбием, соперничеством в спортивной и военной славе, любовью и другими человеческими страстями Геракла. Это я и попытаюсь показать, реконструируя сюжеты и анализируя философский смысл основных мифов, посвященных последнему этапу жизни Геракла.
В мифах о Геракле нигде не говорится о любви героя к Иоле, но это был единственный случай, когда герой выбрал невесту сам. Надо полагать, не без симпатии к ней и надежды иметь от нее законных наследников. Наверное, именно в ней он хотел видеть женское воплощение радости, какую видел в своем племяннике Иолае (недаром у них было одно и тоже имя — Ιόλη и Ιόλαος [ix] ). Правда, Иола скорее ненавидела Геракла и даже (но это уже позже) пыталась покончить жизнь самоубийством от одной мысли быть его женой, поэтому, если Геракл и пережил любовь, то явно неразделенную.
Придя в Ойхалию и одержав победу в искусстве стрельбы из лука, Геракл, однако, не получил Иолу в жены, хотя старший из сыновей Эврита по имени Ифит требовал отдать ее Гераклу, честно выигравшему соревнование. Но Эврит и остальные его сыновья отказались это сделать, заявив, что они боятся, как бы Геракл, если у него родятся дети, не стал убивать их, как и прежних.
Это самая темная и алогичная часть этого мифа. Здесь вновь, как и в истории с убийством детей от Мегары, античные мифографы эпохи эллинизма всё объясняют вторым безумием героя. В изложении Н.А. Куна, очевидно, основанном на текстах Аполлодора и Диодора Сицилийского, убийство Ифита выглядит так:
Но вот совсем другая версия убийства Ифита Гераклом, изложенная за тысячу лет до Аполлодора и Диодора Сицилийского в «Одиссее» Гомера, и она еще отвратительнее:
Прежде всего замечу, что Гомер сам себе противоречит. В одной части «Одиссеи» (XXI, 22 ссл.) речь идет о «зверском» убийстве Ифита Гераклом, а в другой (XXI, 32) о том, что отец Ифита, Эврит, умирая (т.е. уже после описываемого «убийства») завещал ему, разумеется, живому, свой лук, которой спустя десятилетия оказался у Одиссея. Убийство, таким образом, вообще могло быть чисто символическим. И это очень важно для понимания смысла данного мифа в целом.
Не случайно добытый Гераклом пояс Ипполиты — символ решимости бороться за справедливость — достался не Афине, а дочери царя Эврисфея Адмете (неукротимой), жрице богини Геры, ибо нет справедливости на все времена. Она всегда исторична. Убийство Ифита [xx] (напомню, что имя Ἴφιτος, букв. побежденный властной рукой [xxi] ) — символ разрушенной справедливости общинно-родового строя, при котором рабов не было, а пленных просто убивали. В эпоху Крито-микенской культуры происходило становление государственности, зарождение торговли и, соответственно, появление денег, но рабы — это еще только домашняя обслуга из военнопленных и их детей, а не главная производительная сила. Таков строй «военной демократии» времен Гомера, на смену которому затем пришел классический рабовладельческий строй.
Новый общественный порядок всегда воспринимается как безумие, а может быть, таковым и является, поскольку всегда связан со слепой волей к жизни (Герой) и желанием людей всё большего комфорта и потребления. Отсюда — и образ украденных Автоликом коров или коней. Они символизируют и добродетели (справедливость); и благосостояние; и торговую выгоду; и, наконец, необузданные желания и страсти, которые вообще-то являются «двигателем» человеческого прогресса, хотя сплошь и рядом разрушают сложившуюся культуру и нравственность.
Геракл, принимая Ифита, как друга, тем самым воздает должное общинно-родовому пониманию справедливости, но решительно отвергает его предложение о совместном поиске украденного скота (в этом, собственно, и состояло символическое «убийство» Ифита). Именно так убивает (отвергает) всякая новая историческая эпоха старые принципы справедливости и устанавливает новые.
Герой отнюдь не безумен. Он ясно отдает себе отчет в неизбежности, но также и в нравственной ущербности совершенного им поступка, поэтому стремиться к очищению. Хотя и не сразу, Геракл попадает в город Амиклы, названного в честь основателя — возлюбленного бога Аполлона [xxii] покровителя искусств, шире — культуры вообще. Символично и то, что обряд очищения совершает некто Деифобос (Δηΐφοβος), чьё имя буквально означает «страх божий». Однако, несмотря на совершенный обряд очищения, Геракла настигает болезнь, символизирующая болезненность смены нравственных принципов и культуры в целом в переходную эпоху «военной демократии» (зарождения государственности и торговли) от общинно-родового строя к эпохе классического рабовладения. Избавиться от болезни означало адаптироваться к новой системе отношений и ценностей, принять ее как исторически новую форму справедливости.
В поисках средства от болезни Геракл обращается за советом к Пифии храма Аполлона в Дельфах. Почему именно к Аполлону вновь взывает Геракл? Потому что он хочет вернуть ту нравственную чистоту и невинность, которая была присуща двенадцатилетнему мальчику Алкиду, когда он служил дафнофором (букв. носитель лаврового венка) во время храмовых процессий в честь Аполлона в Фивах. После отказа Пифии дать ответ, рассерженный Геракл пытается вынести из храма священный треножник, чтобы устроить собственное прорицалище, но тут появляется сам Аполлон, вспыхивает драка между двумя соперничающими сыновьями Зевса, и только вмешательство отца примирило их, как примиряет история две разные эпохи, культурную традицию и неотвратимые новации.
Впрочем, это не отвело предначертанное судьбою второе рабство. В качестве искупления совершенного убийства и одновременно средства излечения от болезни боги назначили Гераклу трехлетнее рабство у лидийской царицы Омфалы, которое, правда, оказалось для него опытом счастливой семейной жизни, рождением трех сыновей и одной дочери и основанием царских династий в Малой Азии. Хотя по лидийским законам Геракл и Омфала были мужем и женой, по законам Пелопоннеса этот конкубинат не считался официальным браком.
Вскоре после возвращения в Аркадию Геракл предпринял целый ряд военных походов, из которых неизменно возвращался победителем, всякий раз оставляя на царском троне своих ставленников из числа полюбившихся ему отпрысков побежденных им правителей: в Трое — Приама (Подарка), брата некогда спасенной от морского чудовища царевны Гесионы; в Элиде — честно свидетельствовавшего в суде в пользу Геракла сына царя Авгия, Филея, которого отец по этой причине изгнал из своего царства; в Мессении — младшего сына царя Нелея Нестора, которого Геракл любил больше родных сыновей: недаром Нестор стал первым поклоняться Гераклу как богу; в Спарте — Тиндарея, сводного брата прежнего правителя Гиппокоонта, который, изгнав Тиндарея, противоправно захватил трон.
Что случилось с гераклом после 12 подвигов геракла
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Геракл (Ираклий, Алкид, Геркулес), величайший герой греческих мифов и преданий, сын Зевса
Геракл (Ираклий, Алкид), греч., лат. Геркулес — сын Зевса и Алкмены, величайший герой греческих преданий. Кстати, имя Эркюля Пуаро, например, — тоже от «Геракл».
Его имя (как правило, в латинизированной форме) обычно употребляется, когда хотят подчеркнуть огромный рост или огромную физическую силу какого-то человека. Но Геракл был не только богатырь. Это был человек с человеческими же слабостями и положительными качествами, который без колебаний вступал в борьбу с судьбой и использовал свои способности не только ради собственной славы, но и для того, чтобы приносить пользу человечеству, избавлять его от бед и страданий. Он свершил больше, чем другие люди, но и больше выстрадал, именно потому он и был герой. За это он получил вознаграждение, к которому тщетно стремился его вавилонский предшественник Гильгамеш или финикийский Мелькарт; для него сбылась самая невыполнимая мечта человека — он стал бессмертным.
Кадр из фильма «Геркулес»
По дороге он встретил незнакомцев и из их разговора узнал, что это сборщики дани орхоменского царя Эргина. Они шли в Фивы, чтобы получить от фиванского царя Креонта сто волов — ежегодную дань, наложенную на него Эргином по праву сильнейшего. Гераклу это показалось несправедливым, а когда сборщики в ответ на его слова стали издеваться над ним, он разделался с ними по-своему: отрубил им носы и уши, связал руки и велел возвращаться восвояси. Фивы восторженно встретили своего земляка, но их радость продолжалась недолго. Перед воротами города появился Эргин с войском. Геракл возглавил оборону города, нанес поражение Эргину и обязал его вернуть Фивам вдвое больше того, что он успел от них получить. За это царь Креонт отдал ему в жены свою дочь Мегару и половину дворца. Геракл остался в Фивах, стал отцом троих сыновей и считал себя счастливейшим человеком на свете.
Но счастье героя — не в мирной жизни, и вскоре Гераклу пришлось убедиться в этом.
На иллюстрациях: подвиги Геракла, реконструкция метоп храма Зевса в Олимпии, 470-456 гг. до н.э.. Верхний ряд: немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы; второй ряд: критский бык, керинейская лань, пояс царицы Ипполиты; третий ряд: эриманфский вепрь, кони Диомеда, великан Герион; нижний ряд: золотые яблоки Гесперид, Кербер, очистка авгиевых конюшен.
Геракл подчинился. Он ушел в Аргос, поселился в отцовском замке Тиринфе неподалеку от Микен (поистине это жилище было достойно Геракла: со своими стенами толщиной 10–15 м Тиринф до сего дня остается самой несокрушимой крепостью на свете) и изъявил готовность служить Эврисфею. Мощная фигура Геракла внушила Эврисфею такой страх, что он не осмелился лично поручить ему что-нибудь и все приказы передавал Гераклу через своего глашатая Копрея. Зато тем бесстрашнее он придумывал для него задания: одно труднее другого.
Немейский лев
Лернейская Гидра
Стимфалийские птицы
Эти птицы водились у Стимфалийского озера в Аркадии и опустошали окрестности хуже саранчи. Когти и перья у них были из твердой меди, и эти перья они могли сбрасывать налету подобно своим нынешним дальним родственникам — бомбардировщикам. Сражаться против них с земли было безнадежным делом, так как они тут же засыпали противника дождем своих убийственных перьев. Поэтому Геракл взобрался на высокое дерево, вспугнул птиц трещоткой и стал сбивать их из лука одну за другой, пока они кружили вокруг дерева, роняя на землю медные стрелы. Наконец они в страхе улетели далеко за море.
Керинейская лань
После изгнания стимфалийских птиц Геракла ждала новая задача: поймать лань с золотыми рогами и медными ногами, жившую в Керинее (на границе Ахеи и Аркадии) и принадлежавшую Артемиде. Эврисфей надеялся, что могущественная богиня разгневается на Геракла и заставит его присмиреть. Поймать эту лань было делом не пустячным, так как она была пугливой и быстрой, как ветер. Геракл преследовал ее целый год, пока сумел приблизиться на расстояние выстрела. Ранив лань, Геракл поймал ее и принес в Микены. У Артемиды он испросил прощения за свой поступок и принес ей богатую жертву, умилостивившую богиню.
Эриманфский вепрь
Следующая задача была того же рода: нужно было поймать эриманфского вепря, разорявшего окрестности города Псофиса и убившего немало людей своими огромными клыками. Геракл загнал вепря в глубокий снег, связал его и принес в Микены живым. Эврисфей от страха перед чудовищным зверем спрятался в бочку и оттуда умолял Геракла как можно скорее убраться вместе с вепрем — за это он, мол, поручит ему менее опасную задачу: вычистить хлев элидского царя Авгия.
Авгиевы конюшни
Критский бык
Следующее поручение привело Геракла на Крит. Эврисфей приказал доставить в Микены дикого быка, сбежавшего от критского царя Миноса. Это был лучший бык в царском стаде, и Минос обещал пожертвовать его Посейдону. Но Миносу не хотелось расставаться с таким великолепным экземпляром, и вместо него он принес в жертву другого быка. Посейдон не дал себя провести и в отместку наслал на припрятанного быка бешенство. Геракл не только изловил быка, разорявшего остров, но и укротил его, и тот послушно перевез его на своей спине с Крита в Арголиду.
Кони Диомеда
Но ни скорбь, ни пренебрежение результатами его трудов не сломили Геракла. Не колеблясь, отправился он на остров Эрифия, чтобы привести оттуда стадо скота, принадлежавшее трехтелому великану Гериону.
Великан Герион
Пояс царицы амазонок Ипполиты
Адский пес Кербер
Джованни Антонио Пеллегрини «Геракл в саду Гесперид»
Золотые яблоки Гесперид
Вскоре Геракл стал свободным и в другом смысле: свою жену Мегару он великодушно уступил Иолаю, который в его отсутствие как верный друг утешал ее и так привык к ней, что уже не мог без нее жить. После чего Геракл покинул Фивы, с которыми теперь ничто его не связывало, и вернулся в Тиринф. Но не надолго. Там его ждали новые козни богини Геры, а с ними новые страдания и новые подвиги.
Точно не известно, вселила ли в него Гера влечение к новой жене или пробудила в нем честолюбивое желание победить лучшего стрелка в Элладе, эхалийского царя Эврита. Однако и то и другое было тесно взаимосвязано, поскольку Эврит провозгласил, что свою дочь, русоволосую красавицу Иолу, отдаст в жены только тому, кто победит его в стрельбе из лука. Итак, Геракл отправился в Эхалию (скорее всего она находилась в Мессении, по Софоклу, — на Эвбее), явился во дворец своего бывшего учителя, с первого взгляда влюбился в его дочь, а на следующий день победил его в состязании. Но Эврит, уязвленный тем, что его посрамил собственный ученик, заявил, что не отдаст свою дочь тому, кто был рабом у трусливого Эврисфея. Геракл обиделся и пошел искать себе новую жену. Нашел он ее в далеком Калидоне: это была прекрасная Деянира, дочь царя Ойнея.
По странному стечению обстоятельств одновременно с уходом Геракла из Эхалии у царя Эврита пропало стадо скота. Украл его Автолик. Но этот хитроумный вор, чтобы отвлечь подозрения, указал на Геракла, который, мол, хотел отомстить царю за оскорбление. Вся Эхалия поверила этому навету — за исключением старшего сына Эврита, Ифита. Чтобы доказать невиновность Геракла, он сам отправился на поиски стада, которые и привели его в Аргос; а раз уж он туда попал, то решил заглянуть и в Тиринф. Геракл сердечно приветствовал его, но когда во время пира он услышал, в чем подозревает его Эврит, он разозлился, а Гера вселила в него такой неукротимый гнев, что он сбросил Ифита с городской стены. Это уже было не просто убийство, а нарушение священного закона гостеприимства. Даже Зевс разгневался на своего сына и наслал на него тяжкую болезнь.
Исстрадавшийся Геракл, напрягая последние силы, отправился в Дельфы, чтобы спросить у Аполлона, как ему искупить свою вину. Но прорицательница-пифия не дала ему ответа. Тогда Геракл, выйдя из себя, отнял у нее треножник, с которого она возвещала свои прорицания, — мол, раз она не выполняет свои обязанности, то и треножник ей ни к чему. Тут же появился Аполлон и потребовал вернуть треножник. Геракл отказался, Аполлон вцепился в Геракла, и два могучих сына Зевса затеяли драку, как малые дети, пока отец-громовержец не разнял их молнией и не заставил помириться. Аполлон велел пифии дать совет Гераклу, и та возвестила, что Геракла нужно продать на три года в рабство, а вырученные деньги отдать Эвриту в качестве выкупа за убитого сына.
Таким образом, Гераклу снова пришлось расстаться со свободой. Его продали лидийской царице Омфале, заносчивой и жестокой женщине, всячески унижавшей его. Она даже заставила его ткать со своими служанками, а сама в это время расхаживала перед ним в его шкуре киферонского льва. Время от времени она ненадолго отпускала его — не из доброты, а для того, чтобы по возвращении его тем сильнее тяготила рабская доля.
Геракл у Омфалы. Картина Лукаса Кранаха
После всех этих деяний стоит ли удивляться, что слава Геракла достигла снежных вершин Олимпа? А ведь и это было далеко не все, что он совершил. Например, он освободил титана Прометея, вырвал Алкестиду из рук бога смерти Танатоса, победил множество врагов, разбойников и гордецов, например, Кикна, сына Ареса. Геракл основал ряд городов, наиболее известный из них — Гераклея (Геркуланум) у Везувия. Многих жен он осчастливил потомством (например, после первой ночи, проведенной аргонавтами на Лемносе, не меньше пятидесяти лемниянок назвали его отцом своих сыновей). По поводу некоторых других его свершений и деяний у античных авторов возникали сомнения, поэтому мы не станем на них останавливаться. Однако все авторы единодушно признают, что на его долю выпала честь, которой не сподобился ни один из смертных, — сам Зевс попросил его о помощи!
Кадр одного из многочисленных сериалов и фильмов о Геракле (Геркулесе). В роли Геракла — актер Кевин Сорбо.
Нестерпимые страдания привели Геракла к мысли расстаться с жизнью по своей воле. Подчиняясь Гераклу, его друзья сложили на горе Эте громадный костер и положили на него героя, но никто не хотел поджечь костер, как ни умолял их Геракл. Наконец решился юный Филоктет, и в награду Геракл подарил ему свой лук и стрелы. От факела Филоктета вспыхнул костер, но еще ярче заблистали молнии Зевса-громовержца. Вместе с молниями к костру прилетели Афина с Гермесом и на золотой колеснице вознесли Геракла на небо. Весь Олимп приветствовал величайшего из героев, даже Гера преодолела старую ненависть и отдала ему в жены свою дочь, вечно юную Гебу. Зевс призвал его к столу богов, предложил ему отведать нектара и амброзии и в награду за все его подвиги и страдания провозгласил Геракла бессмертным.
Кадр из мультфильма «Геркулес и Зена: Битва за Олимп»
Решение Зевса остается в силе до сего дня: Геракл действительно стал бессмертным. Он живет в преданиях и поговорках, он по-прежнему образец героя (и как подлинный герой, он неизбежно обладает и отрицательными чертами), по-прежнему проводятся Олимпийские игры, которые он, как утверждают, основал в память своей победы над Авгием или по возвращении аргонавтов из Колхиды. И по-прежнему он обитает на небесах: звездной ночью созвездие Геракла можно увидеть невооруженным глазом. Греки и римляне чтили его как величайшего из героев и посвящали ему города, храмы и алтари. Творения древних и современных художников прославляют его. Геракл — наиболее часто изображаемый образ античных мифов и любых сказаний вообще.
Подсчитать все античные изображения Геракла практически невозможно. Согласно каталогу Бромера, в одной только вазописи их больше 1800.
Древнейшее из известных скульптурных изображений Геракла — «Геракл сражается с Гидрой» (ок. 570 до н. э.) — хранится в Афинах, в Музее Акрополя. Из прочих многочисленных произведений греческой пластики известны метопы из храма «С» в Селинунте (ок. 540 до н. э.) и 12 метоп, изображающих подвиги Геракла, из храма Зевса в Олимпии (470–456 до н. э.). Из римской пластики больше всего сохранилось копий «Геракла» Поликлета и «Геракл в борьбе со львом» Лисиппа (одна из них — в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже). Несколько настенных изображений Геракла сохранилось даже в христианских катакомбах Рима (сер. 4 в. н. э.).
Из архитектурных сооружений, традиционно связываемых с именем Геракла, на первом месте обычно называют древнейший греческий храм на Сицилии, в Акраганте (6 в. до н. э.). В Риме Гераклу были посвящены два храма, один под Капитолием, второй — за Большим цирком у Тибра. Алтари Геракла стояли почти в каждом греческом и римском городе.
Сюжеты из жизни Геракла изображали многочисленные европейские художники: Рубенс, Пуссен («Пейзаж с Гераклом и Какусом» — в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина), Рени, Ван Дейк, Делакруа и многие другие. Огромно число статуй Геракла работы европейских скульпторов, несколько лучших работ в результате Тридцатилетней войны и династических разделов перекочевало в Швецию и Австрию из Чехословакии.
Геракл Фарнезе и статуя Геракла в Эрмитаже
В литературе древнейшие упоминания о подвигах Геракла (но не о всех) содержатся у Гомера; в дальнейшем почти никто из античных авторов не обходил Геракла стороной. Софокл посвятил последнему периоду жизни Геракла трагедию «Трахинянки». Возможно, несколько позже была создана Еврипидом трагедия «Геракл» на основе нетрадиционной версии мифа (который вообще-то насчитывает множество вариантов) — до сих пор она остается лучшим литературным памятником Гераклу. Из произведений нового времени назовем «Выбор Геракла» К. М. Виланда (1773), «Геракл и авгиевы конюшни» Дюрренматта (1954), «Геракл» Матковича (1962).
И наконец, о судьбе Геракла в музыке. Его почтили своим вниманием И. С. Бах (кантата «Геракл на распутье», 1733), Г. Ф. Гендель (оратория «Геракл», 1745, впоследствии была им переработана), К. Сен-Санс (симфонические поэмы «Юность Геракла», «Прялка Омфалы», опера «Деянира»).
Геракл (Геркулес) — синоним силача:
«Каким он здесь представлен исполином!
Какие плечи! Что за Геркулес. »
— А. С. Пушкин, «Каменный гость» (1830).