Что случилось с додо пиццей
Что случилось с додо пиццей
Московская полиция возбудила уголовное дело о сбыте наркотиков (часть 5 статьи 228.1 УК), после того как в середине ноября и в январе в одном из кафе сети «Додо пицца» нашли две «закладки». Основателя сети Федора Овчинникова в грубой форме пытались вызвать на допрос по телефону еще в декабре. С адвокатом он пришел к следователю только 7 февраля, когда и узнал о возбужденном деле. На допросе он также узнал, что 1 ноября поступило заявление, подписанное именем совладелицы франшизы в Люберцах, в котором утверждалось, что под прикрытием сети пиццерий Овчинников и его партнер распространяют наркотики. Позже основатель «Додо пиццы» заметил, что конфликта с совладелицей франшизы у него не было и ее подпись не похожа на ту, что стояла на заявлении. Инвестор пиццерии в Люберцах также подтвердила, что ее подпись в документе подделали.
Основателя сети «Додо-пицца» Федора Овчинникова допросили по уголовному делу о сбыте наркотиков в особо крупном размере (часть 5 статьи 228.1 УК) через кафе его сети. Об этом сам Овчинников написал в фейсбуке.
Предприниматель рассказал, что его впервые вызвали на допрос в декабре 2017 года. На тот момент бизнесмен знал, что в ноябре прошлого года сотрудники одной из пиццерий нашли в туалете «закладку» и сами вызвали полицию.
На втором допросе, который состоялся в феврале, Овчинникову рассказали, что заявление о распространении наркотиков через сеть его пиццерий подала «некая Пронина Е.В». Она указала адреса пиццерий, в которых, по ее мнению, осуществляется «сбыт». Самого Овчинникова Пронина обвинили в том, что он вместе с партнерами под прикрытием сети пиццерий распространяет наркотики, поставляя их из Латинской Америки. Для этого предприниматель якобы постоянно ездит за границу, где пиццерии работают также для прикрытия.
«Беги, Додо, беги». Что происходит с Фёдором Овчинниковым и его «Додо Пиццей», где нашли наркотики
У основателя сети «Додо Пицца» Фёдора Овчинникова проблемы: полиция утверждает, что в ресторанах его партнёров нашли несколько закладок наркотиков, а на него самого в главное управление МВД поступил донос. Предприниматель, который пока проходит по делу как свидетель, отвергает обвинения в причастности компании к торговле наркотиками и готовит иски о клевете, а в сети его поддерживают коллеги и знакомые бизнесмены. Medialeaks разобрался в ситуации.
Сыктывкарский предприниматель Фёдор Овчинников, владелец компании «Додо Пицца», которая управляет сотнями ресторанов в России и за рубежом и отчитывается о миллиардных оборотах, обратился к своим подписчикам в фейсбуке. Бизнесмен рассказал о том, что полиция вызывала его на допрос и он проходит свидетелем по уголовному делу о сбыте наркотиков в особо крупных размерах.
При обысках в ресторанах партнёра-франчайзи «Додо Пицца», пишет Овчинников со ссылкой на следователя ОВД Южное Медведково, полиция нашла несколько закладок, а до этого в главное управление МВД на Петровке, 38 поступило заявление от некой Екатерины Прониной, которая обвинила Овчинникова в том, что он торгует наркотиками под прикрытием легального бизнеса.
Medialeaks рассказывает о том, что представляет собой компания «Додо Пицца», как складывалась карьера Овчинникова, кто такая Пронина, в чём она обвинила предпринимателя и что говорят о происходящем его знакомые и друзья.
Кто такой Фёдор Овчинников
Историю предпринимателя Фёдора Овчинникова подробно рассказал журналист Максим Котин в книге «И ботаники делают бизнес». Овчинников родился в 1981 году в Сыктывкаре. Окончил истфак Сыктывкарского государственного университета, но почти сразу после выпуска пошёл в бизнес. Первая профессия Овчинникова — маркетолог. Он работал в нескольких компаниях, дослужился до коммерческого директора информационного агентства «Север», а в 2006 году решил открыть своё дело.
Первым проектом предпринимателя стал книжный магазин. Имея стартовый капитал 50 тысяч рублей, он занял ещё 100 тысяч у друзей, а 400 тысяч — в банке. Кредитному инспектору он соврал, что берёт деньги на ремонт квартиры: на малый бизнес получить ссуду было сложнее.
Чтобы продвигать магазин редких и качественных книг, Овчинников завёл блог «Сила ума». В этом блоге он до сих пор подробно рассказывает о своём бизнесе. Вскоре через блог на него вышли партнёры. Для развития сети предприниматель продал долю в бизнесе, и число магазинов выросло до девяти. В 2008 году, после кризиса, дела стали идти хуже, отношения с инвесторами испортились, Овчинников продал свою долю за 600 тысяч рублей.
После этого он решил открыть новое дело — пиццерию. Чтобы набраться опыта, Овчинников поехал в Петербург и несколько месяцев работал рядовым сотрудником McDonald’s и Papa John’s. Вернувшись в Сыктывкар, он занял ещё денег и открыл первый ресторан, который через несколько лет вырос в многомиллиардный бизнес.
Как устроена сеть «Додо Пицца»
Через полгода после открытия выручка первого ресторана «Додо Пицца» в Сыктывкаре достигла 1 миллиона рублей в месяц. А через год смогла зарабатывать 2 миллиона. В 2015 году, согласно отчётам на сайте компании, оборот сети превысил миллиард рублей. «Секрету фирмы» Овчинников сообщил, что в 2017 году выручка превысила 6 миллиардов.
Одна из фишек бизнеса «Додо» — крауд-инвестиции. Идея состоит в том, что развивать сеть лучше не на деньги стратегических партнёров, а на средства небогатых частных лиц. Минимальный пакет, который компания предлагала инвесторам на стадии быстрого роста, — 300 тысяч рублей. Причём каждый инвестор по истечении договора мог выбрать: забрать деньги с заранее оговорённым процентом или реализовать опцион акций «Додо Пицца». Это помогло быстро привлечь средства и не делиться контролем над компанией со сложными партнёрами.
Сегодня УК «Додо Пицца» управляет бизнесом, который состоит из трёх основных частей: собственные рестораны, рестораны партнёров-франчайзи и компания по производству информационных систем, которая выросла из софта, придуманного для первой собственной пиццерии. Всего под брендом «Додо Пицца» работает 298 ресторанов — подавляющее большинство, в том числе в Москве, работает по франшизе.
Все франчайзи обязательно должны подключиться к единой информационной системе управления процессами ИС «Додо». Если ресторан работает плохо, договор расторгается. Овчинников — фанат автоматизации, контроля и передовых западных стандартов. Например, в прошлом году компания перевела всю внутреннюю деловую переписку на английский язык, над чем потешались в соцсетях.
С 2016 года «Додо Пицца» стала открывать рестораны не только в республиках бывшего СССР, но и в США и Англии.
Что рассказал Овчинников о встрече со следователем
30 января Овчинников сообщил, что с ним связались сотрудники отдела полиции в округе Южное Медведково. По его словам, они звонили по телефону и в грубой форме требовали, чтобы бизнесмен явился на допрос. Об этом Овчинников написал в фейсбуке.
— Фёдор Владимирович, вы обязаны явиться на допрос по делу о распространении наркотиков в ваших пиццериях.
Я подумал, что это какой-то странный розыгрыш. Гус Фринг?
Оперуполномоченный начал очень агрессивно разговаривать, напирая на то, что я обязан срочно явиться на допрос. Это было прямо очень агрессивно, как будто хотят напугать. Я был в это время на встрече и попросил выслать запрос в письменном виде и положил трубку. Он сразу же перезвонил и начал опять агрессивно давить: «Почему вы бросаете трубку?» Я повторил просьбу, так как по телефону не могу быть уверен о том, что это действительно официальный запрос, положил и больше не брал трубку.
Партнёр-франчайзи, который управляет рестораном в Медведково, рассказывает Овчинников, сам вызвал полицию, когда сотрудники случайно обнаружили на территории ресторана пакет с неизвестным веществом. Полиция оформила находку и претензий к ресторану не предъявляла. Звонки из полиции повторились. На этот раз следователь ничего не объясняла и требовала явиться для допроса в качестве свидетеля.
— Я не буду вам ничего объяснять. Вы обязаны явиться на допрос.
— Вы можете прислать мне официальный письменный запрос?
— Нет. Не обязана.
— А как вы удостоверитесь, что я действительно Фёдор Овчинников? Откуда у вас мой личный мобильный номер?
— Номер получен от надёжных источников.
— А почему я должен быть уверен, что вы именно следователь района Южное Медвеково, а не кто-либо иной? Я же не вижу ваши документы?
— Слушайте, вы должны явиться на допрос.
— Я достаточно занятой человек. У меня очень плотный график. Мне даже записать ваш адрес сейчас неудобно, нет ничего под рукой.
— Я вам вышлю SMS.
— Ок, высылайте, но я в любом случае проконсультируюсь с юристами по поводу письменного запроса. Я уважаю вашу работу и готов исполнять законные требования, но у меня очень мало времени. До свидания!
В итоге Овчинников явился в полицию. О том, что произошло на допросе 7 февраля, он снова написал в фейсбуке. Выяснилось, что уголовное дело о сбыте наркотиков в особо крупных размерах было возбуждено после того, как в главное управление МВД по Москве на Петровке, 38 поступило заявление.
Следователь сказала, что дело к ним пришло из Центра. На Петровку, 38 в главное управление МВД России по городу Москва поступило заявление от некой Прониной Е.В. о том, что под прикрытием сети пиццерий я и наш партнёр-франчайзи в Москве занимаемся распространением наркотических средств. Поставки идут из Латинской Америки. Для этого я постоянно езжу за границу, где у нас работают пиццерии для прикрытия. В заявлении, как сказал следователь, был указан мой мобильный телефон. Дальше дело из центра пришло к ним в Медведково, где была обнаружена “закладка”, и теперь они его расследуют на месте.
Как пишет Овчинников, ему «хотелось себя ущипнуть, чтобы поверить в реальность происходящего». Перед уходом он подарил следователю свою книгу об истории «Додо Пиццы». В посте предприниматель приходит к выводу, что большинство сотрудников полиции и других силовых структур — «нормальные порядочные люди». Он намерен подать иск о клевете против Прониной и бороться за честное имя и свой бизнес максимально открыто.
Версия об атаке со стороны конкурентов
В комментариях довольно быстро выдвинули версию, согласно которой уголовное дело о сбыте наркотиков через пиццерии — результат атаки со стороны конкурентов. В базе ОГРН подписчики Овчинникова обнаружили предпринимателя Пронину Екатерину Викторовну. Ей принадлежит компания ООО «ВИТАГОЛД», зарегистрированная в Люберцах.
В графе «Вид деятельнсти» указано: «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». В качестве аффилированных юрлиц, которые с «ВИТАГОЛД» связывает соучредитель Вячеслав Прокудин, указано несколько компаний, зарегистрированных в Москве и других регионах, в том числе пиццерии. Связан ли бизнес Екатерины Прониной с заявлением в полицию о сбыте наркотиков в «Додо Пицце», достоверно неизвестно.
В интервью «Секрету фирмы» Овчинников заявил, что не верит ни в версию о недобросовестных конкурентах…
Я полностью отметаю идею, что это могли сделать конкуренты. У нас такой бизнес, где главное — это клиенты, а не конкуренты. И все конкуренты, которых я знаю, — очень порядочные предприниматели. Даже допустить такого не могу…
…ни в рейдерский захват.
Это тоже бред. В прошлом году наша выручка составила 6 миллиардов рублей. Но у нас инвестиционная компания, мы инвестируем все деньги в нашу IT-систему. И нашими пиццериями владеют 200 предпринимателей по всей стране.
По его словам, с Екатериной Прониной он не знаком. При этом происходящее он называет «подставой».
Что пишут друзья Овчинникова
В целом реакция коллег и знакомых Фёдора Овчинникова в соцсетях пессимистична. Бывший маркетолог компаний Олега Тинькова, предприниматель Самвел Аветисян желает совладельцу «Додо Пицца» сил и терпения.
Я не раз публично и в личных беседах утверждал, что есть лишь три предпринимателя, с которыми посчитал бы за честь поработать.
Один из них — Фёдор Овчинников. То испытание, которое выпало на него и компанию, ещё больше укрепило меня в желании помочь. Фёдор Овчинников, силы духа, терпения и… некоторой доли здоровой иронии! Банальная фраза, но верная: то, что не убивает, — делает нас сильнее.
Основатель стартапа Personik Александр Финн считает, что публичность и порядочный следователь не помогут Овчинникову.
Всё то, что происходит с Фёдором в этой истории, — это жесть. Но самое печальное — читать про красивого следователя, которой «самой неловко», и про «публичность — наша защита». Сколько уже таких кейсов было? Скольких хороших людей посадили такие «неловкие следователи» при широкой огласке и максимально возможной публичности?
«Если есть те,
кто приходит к тебе,
найдутся и те,
кто придёт за тобой.»
Журналист «Дождя» Родион Чепель подозревает, что речь может идти о рейдерском захвате бизнеса со стороны силовых структур.
Захватывающий кейс о ведении бизнеса в России: ребята, кажется, провели детальную инспекцию бизнеса в лучших традициях западного due diligence, разработали пошаговый план по слиянию и поглощению, реализовали сложнейшую бюрократическую процедуру и синхронизировали её с бизнес-процессами внутри компании.
Только делали это не белые MBA-воротнички, а следаки и опера из МВД, и цель — не помочь процветанию компании и сотрудников, а банально повымогать немного бабла, закрыть терпилу, схватить ещё одну звезду на погоны и, при удачном стечении обстоятельств, отжать контору.
Илья Варламов, знакомый Фёдора Овчинникова, пишет в своём блоге, что «система решила сожрать ботаника».
Каждый раз, читая подобные новости, думаешь, что это просто ошибка, что сейчас быстро разберутся, извинятся и Фёдор и дальше будет честно развивать свой бизнес. Но, к сожалению, все мы знаем, что заднего хода у дела быть не может. Даже если обвинения абсурдны. Государственная машина работает на то, чтобы сожрать человека. Очень надеюсь, что Фёдор отобьётся и не сдастся. Он один их самых крутых бизнесменов, которых я знаю. Такие люди могут поднять нашу страну, если их не закопают упыри.
Кто бы ни стоял за заявлением о торговле наркотиками в сети «Додо Пицца», он явно читает Medialeaks. В прошлом году мы писали о двух сотрудниках сети Papa John’s из города Саммамиш в США, которые были арестованы по обвинению в торговле наркотиками. Бизнес был устроен так: клиенты приходили в ресторан, называли кодовое слово, ждали на парковке и получали товар вместе с пиццей в коробке.
Как кошмарят бизнес: Главные вопросы к делу о наркотиках в Dodo Pizza
В ноябре в ГУ МВД по Москве поступило заявление, в котором утверждается, что основатель Dodo Pizza поставляет большие партии наркотиков из Латинской Америки и использует свои заведения, чтобы их распространять. Примерно как в сериале Breaking Bad.
Основателя Dodo Pizza, сети пиццерий №1 в России по числу заведений, Фёдора Овчинникова вызвали на второй допрос по делу о торговле наркотиками. О том, как прошёл первый, читайте в интервью, которое Овчинников дал «Секрету».
Уголовное дело, по которому предприниматель проходит свидетелем, было возбуждено после обнаружения «закладок» с наркотиками в нескольких пиццериях сети. Часть 5 статьи 228.1 УК.
Искать закладки полицейские начали после того, как на Овчинникова написали донос.
В ноябре в ГУ МВД по Москве поступило заявление, в котором утверждается, что основатель Dodo Pizza поставляет большие партии наркотиков из Латинской Америки и использует свои заведения, чтобы их распространять. Примерно как в сериале Breaking Bad.
Автор заявления — некто Пронина Е.В. Женщина с такой же фамилией и инициалами является совладелицей компании, которая управляет Dodo Pizza в Люберцах. Овчинников сразу же предположил, что настоящая Пронина заявления не писала. Он называет дело «подставой», но не представляет, кто может за ней стоять.
Следователь сказал предпринимателю, что даже не пытался разыскать заявительницу — мол, у МВД нет ресурсов, чтобы найти человека по ФИО и адресу электронной почты.
«Екатерина Пронина хотела стать франчайзи “Додо Пиццы” и приезжала к нам на обучение, но стало понятно, что этот бизнес ей не очень подходит, сотрудничество не состоялось, мы вернули уплаченный паушальный взнос, — вспоминает Овчинников. — При этом Екатерина Пронина сохранила интерес и стала инвестором пиццерии нашего партнёра в Люберцах. Мы нашли документы, подписанные Екатериной Прониной. Подпись на заявлении в полицию я помню, и, насколько могу судить, она вообще не похожа на подпись Екатерины».
Позднее Екатерина Пронина рассказала vc.ru, что не имеет отношения к заявлению в полицию: «Я сама была не в курсе заявления, что оно подано от моего имени и в другом районе Москвы, я там не проживаю. Подпись там не моя, она сфабрикована, просто взяли фамилию кого-то из инвесторов. Это происки кого-то из конкурентов, к кому-то попала информация с нашими данными. Может, кто-то, возможно, работал и перешёл к конкурентам. Некоторые конкуренты нечестные, все методы хороши. Я, естественно, обращусь в органы с целью защиты своего имени, которое использовали для фабрикации заявления».
Полиция дело до сих пор толком не прокомментировала. На сайте ГУ МВД по Москве есть лишь пресс-релиз, в котором говорится об обнаружении наркотиков в одной из пиццерий в Южном Медведкове (о Люберцах — ни слова) и о допросе владельца сети, к которой эта пиццерия принадлежит. «По факту сообщения гражданина о якобы неэтичном общении с ним со стороны сотрудников полиции (Овчинников жаловался на это в социальных сетях, — прим. «Секрета») проводится проверка», — уточняется в документе.
История Фёдора Овчинникова — третье звено в цепи громких наездов на известных рестораторов.
Мы рассказывали, как с проверками боролась основательница сети «АндерСон» Анастасия Татулова. Она пожаловалась «Секрету» на то, что правоохранительные органы в последнее время стали проводить проверки активнее. Часто — по надуманным поводам или на основе сомнительных заявлений.
В неприятную ситуацию также попал ресторатор Сергей Миронов. В его заведение «Мясо & Рыба» полицейские пришли с рейдом, чтобы проверить, нет ли там нелегальных мигрантов, а потом начали вымогать скидочные карты, чтобы замять дело.
Татулова и Миронов считают, что им удалось отбиться благодаря шуму в социальных сетях и СМИ. Они рассказывали обо всём, что с ними происходило.
Но дело Овчинникова, очевидно, серьёзнее. «Секрет» попросил адвоката Игоря Носкова и ресторатора Сергея Миронова оценить его перспективы.
Основатель «Додо Пиццы» рассказал о возобновлении дела о сбыте наркотиков
Основатель сети «Додо Пицца» Федор Овчинников сообщил о возобновлении рассмотрения дела о распространении наркотиков в одной из заведений сети. Об этом он написал на своей странице в Facebook.
По его словам, возобновить дело потребовала прокуратура. «В запросе из прокуратуры в МВД СВАО, с которым я ознакомился на сегодняшнем допросе, было сказано, что в ходе предыдущего расследования было допущено «разгильдяйство» (цитата), дознание проходило «ненапористо» (цитата)», — написал Овчинников.
По словам основателя «Додо Пиццы», прокуратура попросила следователей заново опросить всех свидетелей, выяснить связь между компаниями DP Global Group и ООО «Додо Франчайзинг» и установить собственников DP Global Group. Овчинников добавил, что именно эти вопросы следователь задавал ему на допросе в пятницу, 18 мая.
По его словам, DP Global Group зарегистрирована на Британских Виргинских Островах, компания является владельцем двух российских юридических лиц — ООО «Пицца Венчур» (собственная сеть пиццерий) и ООО «Додо Франчайзинг» (франчайзинг). «Все это официально зарегистрировано в российской налоговой. Все прозрачно и открыто», — подчеркнул бизнесмен. Он отметил, что все налоги платятся в России, а DP Global Group было решено зарегистрировать на Британских Виргинских Островах, чтобы «структурировать сделку с большим количеством акционеров на территории английского права».
«Мы открыты и готовы к сотрудничеству со следствием», — подчеркнул Овчинников в разговоре с РБК. Он добавил, что партнер-франчайзи сети «Додо Пицца» предприниматель Станислав Семенов пойдет на допрос в понедельник, 21 мая.
В пресс-службе главного управления МВД России по Москве отказались от комментариев, сославшись на ст. 161 УПК РФ (недопустимость разглашения данных предварительного расследования).
Дело о незаконном сбыте наркотиков в одной из пиццерий «Додо Пицца» было возбуждено в начале февраля. В МВД заявляли, что в ноябре прошлого года и в январе 2018-го в одном из заведений сети были обнаружены пакеты с наркотикам. Федора Овчинникова тогда опросили в качестве свидетеля.
По словам предпринимателя, в МВД поступило заявление от «некоей Прониной Е.В.» о том, что Овчинников и его франчайзи «под прикрытием сети пиццерий занимаются распространением наркотических средств», поставки которых идут из Латинской Америки. «Даже МВД не знает, кто такая Екатерина Пронина. Я тоже не имею понятия, кто она», — говорил основатель «Додо Пиццы».
Что внутри у пиццы: почему «Додо Пицца» закрывает точки собственных франчайзи
История компании «Додо Пицца» началась в 2011 году, когда предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников открыл пиццерию под названием, созвучным с названием птицы додо, изображенной на логотипе компании. Через год он запустил франшизу, которая позволила бизнесу быстро расти: в 2014 году было 25 пиццерий, через год — уже 50, в 2017-м их количество перевалило за 200. В начале 2019 года сеть насчитывала более 440 заведений, в том числе за пределами России. Сегодня под вывеской «Додо Пицца» работает более 750 точек в России и 14 в других странах. Много лет компания входит в рейтинг самых выгодных франшиз Forbes.
По итогам 2020 года выручка сети составила 22,3 млрд рублей. По оценке «Infoline-Аналитики», компания входит в топ-4 брендов общественного питания по выручке в России после McDonalds (91,4 млрд рублей), KFC (59,2 млрд рублей) и Burger King (35,2 млрд рублей), которые также развиваются по франшизе. По количеству точек в России «Додо Пицца» также входит в топ-5 сетей фастфуда, уступая только международным гигантам. Минимальные инвестиции — 8 млн рублей, 55% партнеров владеют двумя и более пиццериями «Додо Пицца».
Евгений Ткачев — франчайзи, который судится с «Додо Пиццей», — родился и вырос на Камчатке, позже уехал учиться в Москву, а его семья — в Краснодарский край. Выучился на переводчика, потом получил диплом экономического университета имени Плеханова в Москве и MBA в Trinity College в Дублине. Семья Ткачева на протяжении 20 лет владеет аптечной сетью «Пульс», которая работает в Краснодарском крае (10 точек). По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году выручка головной компании ООО «Пульс», которая управляет сетью, составила 158,5 млн рублей.
«Никто не хотел покупать»
В конце 2017 году Ткачев решил попробовать свои силы в ресторанном бизнесе, купив франшизу известного бренда. Сначала он подавал заявки в международные KFC и McDonalds, но ответа так и не дождался. Тогда Ткачев обратил внимание на молодую компанию «Додо Пицца», которая динамично развивалась на российском рынке. «Мне очень понравился проект: открытый, демократичный, с ярким лидером и интересной бизнес-моделью. Руководство заверяло, что мы одна команда и работаем по принципу открытого честного бизнеса, я поверил», — вспоминает о начале сотрудничества с брендом предприниматель.
Первую пиццерию Ткачев открыл в том же году в небольшом городе Тихорецке в Краснодарском крае. «Хотелось работать в более крупном городе, но многие из них были уже заняты брендом «Додо Пицца», — говорит он. Ткачев нашел помещение, оборудовал по всем стандартам бренда, вложив около 15 млн рублей, и начал работать. Отсутствие конкуренции и низкие цены на аренду и зарплату в маленьком городе позволили быстро раскрутиться и начать зарабатывать.
В середине 2018 года Ткачев, как и другие франчайзи, узнал о закрытии пиццерии «Додо Пицца» в Ярославле. Предыдущий партнер сети якобы не справился с управлением и объявил себя банкротом, выставив на продажу объекты: одну закрывшуюся и требующую ремонта пиццерию со штатом сотрудников и долгами перед управляющей компанией, поставщиками и инвестором в несколько миллионов рублей и еще одно арендованное под пиццерию помещение на начальной стадии ремонта.
«Никто не хотел покупать, так как точки были в плохом состоянии и восстанавливать их было сложно, — вспоминает Ткачев. — Я тоже поначалу отказался, но управляющая компания попросила помочь в этой ситуации — выкупить с долгами, решить все вопросы и перезапустить, чтобы не потерять город. Подумал и согласился, так как хотел развиваться, а Ярославль — областной центр, большой отдельный город».
«В тот момент многие действующие партнеры осваивали забронированные города, поэтому мало кто хотел идти в Ярославль, тогда я предложил Евгению Ткачеву, — рассказывает партнер Овчинникова и директор «Додо Франчайзинг» Андрей Петелин. — У нас была надежда, что он переломит ситуацию в городе, и было взаимопонимание друг с другом. Тогда мне казалось, что Евгений разделяет ценности бренда и все будет хорошо».
Никто не хотел работать в Ярославле, так как в регионе есть сильный конкурент. Сеть «Пицца Фабрика» работает, как и сеть Овчинникова, 10 лет. Она насчитывает пять пиццерий в Ярославле, а также более 40 заведений по всей стране и тоже работает по франшизе. «Конкурировать сложно, потому что они были первые и сформировали рынок доставки пиццы в Ярославле, — рассказывает Ткачев. — Цены у них на 10-15% ниже, чем у «Додо», за счет разницы себестоимости продуктов, а ассортимент шире: например, есть роллы, паста, вок».
Тем не менее он решил рискнуть. Средства нашлись. Ткачев привлек пять инвесторов, с которыми были заключены договоры займа (без доли в бизнесе). Им бизнесмен выплачивал процент от выручки до погашения основной задолженности с последующей выплатой определенного процента от выручки в течение нескольких лет в качестве бонуса.
По итогам 2018 года выручка трех пиццерий Ткачева, по его словам, составила 35 млн рублей. На следующий год он расширил сеть до семи точек (добавились три в Москве и еще одна в Ярославле), а суммарная выручка превысила 100 млн рублей. Инвестиции в каждую новую точку в среднем составляли 15-20 млн рублей, приводит данные предприниматель. На сегодня с двумя из пяти инвесторов Ткачев рассчитался полностью. Всего за четыре года Ткачев открыл 11 точек, выручка которых более 300 млн рублей в год.
Тайный покупатель
Еще в 2014 году основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников разработал систему оценки заведений (публичный рейтинг), которая работала по принципу «процент от идеала», где 100% — полное соответствие идеалу, складывающемуся из множества критериев. Овчинников учредил отдельную компанию «Додо Контроллинг» на базе кол-центра, вложив несколько миллионов рублей в налаживание работы с тайными покупателями, и тут же опробовал технологию на своих пиццериях. «Некоторые получили рейтинг, близкий к 100%, однако в будущем такой результат будет получить очень сложно», — предупреждал тогда бизнесмен.
О системе контроля качества Овчинников подробно рассказал в июне 2014 года в личном блоге «Сила ума». Задумку владельца франшизы тут же раскритиковали комментаторы: «Не понимаю франчайзи, которые подписываются стать членами зарегулированной франшизы», «Становясь в строй франчайзи, вы рискуете прожить жизнь солдатиком».
Овчинников был равнодушен к колким шуткам и в 2017 году добавил к системе качества еще один инструмент контроля — выездные проверки. Был создан специальный отдел Business Development Eurasia, состоящий из бизнес-девелоперов и территориальных менеджеров по развитию бизнеса.
За четыре года бизнес-девелоперы «Додо Пиццы» совершили более 1100 проверок по всей стране (больше половины пришлось на 2021 год). В 2022 компания планирует расширить штат отдела с 18 до 30 сотрудников.
«Рейтинги контролируют работу пиццерий, но только глубокий аудит на месте может показать полную картину, — объясняет разницу глава Business Development Eurasia в России, Казахстане и Белоруссии Николай Писков. — У «Додо Пиццы» сложный операционный бизнес, и бизнес-девелоперы глубоко понимают его и помогают партнерам успешно его вести на их территории и устранять ошибки». Именно бизнес-девелоперы ближе всех взаимодействуют с партнерами-франчайзи на всех этапах, от отбора и принятия решения о сотрудничестве до расставания с партнером, если такое происходит.
«По состоянию на ноябрь 2021 года партнерами «Додо Пиццы» заняты почти все крупные и средние города, поэтому логично, что управляющая компания теперь приводит пиццерии к более серьезным единым сетевым стандартам, последовательно усиливает контроль и поддержку франчайзи», — рассуждает франчайзи восьми ресторанов Domino’s Pizza, член Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и владелец агентства масштабирования бизнеса Franch profi Олег Юдин. По его словам, для любой франчайзинговой компании федерального, а тем более международного уровня наличие отдела бизнес-девелопмента — показатель профессионализма. Например, в Domino’s тоже работают франчайзинговые консультанты, они проводят аудит франчайзи и оказывают поддержку.
С 2018 года франчайзер закрыл девять партнерских заведений «Додо Пицца», четыре из них — принадлежавшие Евгению Ткачеву пиццерии в Ярославле. Еще 18 пиццерий были проданы по причине расторжения договора. «Со всеми договор расторгнут по нашей инициативе, причина — грубое несоответствие стандартам работы», — поясняет Писков.
Ярославские репрессии
По версии Евгения Ткачева, головная компания начала проявлять интерес к его бизнесу в 2019 году: весной участились выездные проверки пиццерии в Ярославле, в ходе которых бизнес-девелоперы находили «мелкие несоответствия». «Проверки были частыми, жесткими, репрессивными и в большинстве своем предвзятыми. Иногда проверяющие откровенно придирались: снимали баллы за то, что не горит вывеска посреди белого дня, или находили грязь там, где ее нет. Один раз сделали выговор за то, что у нас закончились напечатанные скидочные купоны и вместе с доставкой моя сотрудница вложила записку с промокодом, подписанную от руки», — перечисляет случаи бизнесмен.
«Начиная с 2019 года в пиццериях в Ярославле фиксировались систематические нарушения стандартов, а также платежной дисциплины (задержки по роялти и другим платежам), — объясняет Овчинников. — Нарушения носили неоднократный и существенный характер, то есть нарушались не только внутренние стандарты «Додо Пиццы», но и нормы действующего законодательства (требования Роспотребнадзора и нормы СанПиН, в том числе маркировка сроков годности ингредиентов, наличие обязательных медицинских книжек у сотрудников пиццерий и т. д.). Это могло привести к серьезным рискам для потребителей и бренда».
«Внутренние стандарты «Додо Пиццы» ужесточались каждый год и не соответствуют во многом общим требованиям СанПиН, — считает Ткачев. — Например, срок хранения салатов — 18 часов, но по недавно введенному правилу «Додо» мы должны их списывать вечером, даже если они только что приготовлены и их срок годности, например, до 16:00 следующего дня». По словам партнера, если проверка придет утром и увидит вечерние салаты, это будет считаться нарушением.
С претензиями по задержкам выплат франчайзи из Ярославля также не согласен. «УК переворачивает факты, — говорит Ткачев. — Согласно условиям договора коммерческой концессии (ДКК), партнеры должны оплачивать только роялти, другие платежи (реклама, кол-центр, благотворительные взносы и пр.) не входят в перечень обязательных и не относятся к причинам расторжения. По одному из двух ДКК у меня лишь раз случилась просрочка по роялти всего на один день (21 апреля 2020 года), и то по ошибке бухгалтера. Рабочая ситуация. В то время как по ДКК нужно минимум две в год для права на расторжение. Во все остальные годы платежи, как правило, производились на несколько дней раньше срока».
«История в Ярославле развивалась два года, и наша компания предпринимала серьезные попытки помочь улучшить менеджмент в пиццериях Евгения Ткачева, хотя управление пиццериями на 100% — это ответственность франчайзи», — говорит Овчинников. Одной из таких попыток стало приглашение в феврале 2020-го внешнего управляющего, который, по словам Ткачева, «пытался забрать рычаги управления» и от которого франчайзи отказался.
История с Ткачевым не уникальна. Предприниматель Юрий Нуржанов потерял кафе в Нальчике в 2021 году — «Додо Пицца» расторгла с ним договор. «Во время одной из инспекций была обнаружена недоработка — расстояние между горизонтальными досками вывески, на которой располагаются буквы, должны составлять 20 мм, а у меня было 10 мм. Вроде мелочь, но она влияет на рейтинг, — объясняет Нуржанов. — Из-за пандемии я несколько месяцев не мог исправить недоработку; сначала мне давали отсрочку, а потом перестали и начали систематически снимать по три балла из пяти».
В октябре 2020 года головная компания направила Нуржанову предписание о расторжении договора и впоследствии расторгла его. «Человеческая составляющая, общение с целью построить бизнес, исчезли. К тебе приезжает 20-летний парень с чек-листом и молча выставляет баллы. Он не задает вопросов, не разбирается в ситуации, — сетует Нуржанов. — Если бы это была какая-то импортная компания — один разговор. Но еще вчера эти ребята разговаривали с тобой совсем по-другому».
Писков подтверждает: с партнером из Нальчика была «длинная история негативного взаимодействия», причинами расторжения стали систематические нарушения финансовой дисциплины, а также низкие рейтинги стандартов в пиццерии из-за нарушений, которые франчайзи не смог устранить в длительный срок. «Это не импульсивное решение. Очевидно, что мы не будем расторгать договор только из-за миллиметров». Это одна из многочисленных официально зафиксированные в документах проблем, за которые он терял баллы в рейтинге и за которую сейчас цепляется, чтобы оправдать себя и придать драматичности ситуации», — комментирует Писков.
По данным УК, Нуржанов периодически задерживал оплаты логистическим компаниям и дистрибьюторам, о чем сообщали франчайзеру. Говорить о задержках неуместно, спорит Нуржанов: «Задерживать оплаты не было вариантов, так как тебя мгновенно отключали от Dodo Is (с помощью системы партнеры-франчайзи получают заказы и контролируют внутреннюю работу своих точек. — Forbes). Если 20-го числа не оплачены счета, сразу выходит предписание: не будет оплачено до 17:00 — отключат от системы. Предписания у нас бывали, но в течение дня всегда оплачивались».
«Все в совокупности вылилось в то, что мы приняли непростое для нас решение о расторжении договора. Мы давали множество возможностей партнеру исправить ситуацию», — заключает Писков.
«Ресторанный бизнес (тем более фастфуд) требует быстрого принятия решений, — говорит Олег Юдин. — Например, во многих международных франшизах на исправление любой ситуации дается от нескольких дней до нескольких месяцев. Так что «Додо Пицца», на мой взгляд, действует не жестко и вполне адекватно. Но все, что сейчас происходит с франчайзи, еще потенциально может повториться».
Сеть «Шоколадница», насчитывающая более 120 франчайзинговых кофеен, проверки проводит регулярно: в Москве и ближайших регионах — по несколько раз в месяц, в отдаленных точках — не реже одного раза в квартал. «Серьезность всегда максимальная, проверяем по всем необходимым параметрам: от соблюдения стандартов обслуживания гостей до СанПиНа, товарного соседства и прочих операционных вещей», — подчеркивает руководитель департамента франчайзинга «Шоколадницы» Максим Трубников.
Условия продажи в договоре не прописаны, так же как не определена формула расчета стоимости пиццерии: она определяется рынком и по сути равна сумме, которую за нее готов предложить новый собственник, добавляет Петелин.
«Скинуть Ярославль»
Ткачев утверждает, что предложения «скинуть Ярославль» ему поступали неоднократно и в ультимативной форме, в том числе от директора «Додо Франчайзинг» Андрея Петелина и бизнес-девелопера Виктора Никитина. «Одновременно с этим по почте я получал запрос на продажу пиццерий от двух партнеров, в том числе от франчайзи из Вологды Дмитрия Люлинцева — по моим данным, это сводный брат Петелина, — утверждает Ткачев. — В ответ на отказы продавать мне угрожали жестким сценарием по закрытию пиццерий».
Петелин, что характерно, связь с вологодским партнером не отрицает. «Люлинцев не является родственником, но он мой старый друг, который, кроме того, много лет управляет двумя ресторанами «Додо Пицца» в Вологде, — объясняет топ-менеджер «Додо Пиццы». — Люлинцев еще в 2019 году говорил мне, что спрашивал у Ткачева из соседнего Ярославля, не продает ли он тот свои точки. Это было его самостоятельным решением, возможно совпавшим с нашими проверками, но не связанное с ними. Предложения от меня и от бизнес-девелопера Никитина, в зону контроля которого входил Ярославль, были уже позже и носили рекомендательный характер: мол, Евгений, если ты взял на себя много точек, то всегда можешь продать часть сети кому-нибудь из действующих партнеров».
В августе Ткачев, по его словам, нашел двух покупателей, готовых заплатить за четыре пиццерии 150 млн рублей, но их, опять же по его словам, не одобрила головная компания.
По словам Петелина, ему известно только об одном покупателе, которого отклонила УК. Причина — потенциальный партнер неохотно шел на контакт. Петелин предполагает, что под вторым покупателем имеется в виду действующий партнер «Додо Пиццы», владеющий более десятком пиццерий в Центральном федеральном округе. «По нашей информации, Евгений сам отклонил этого покупателя, который мог оформить сделку только с рассрочкой платежа», — добавляет Петелин.
«Перед продажей франчайзи подал недостоверные данные P&L (отчет о прибылях и убытках). Заявляемая Ткачевым рентабельность ярославских пиццерий по EBITDA в 25% в целом не характерна для нашего бизнеса, для которого нормой является показатель 10-15%, — говорит Овчинников. — При анализе расходов также обнаружены несостыковки. Например, Ткачев заявляет, что заработная плата сотрудников кухни и курьеров в пиццериях составляла 10 000-15 000 рублей в месяц, в то время как в объявлениях о приеме на работу, размещенных партнером, числилось от 30 000 рублей». По оценке головной компании, реальная стоимость партнерской сети (исходя только из выручки и прогноза прибыли четырех ресторанов) составляет 30-40 млн рублей или 60-80 млн рублей, если учитывать потенциал рынка. Притом что только на старте Ткачев вложил, по собственным оценкам, 15-20 млн в каждую точку, без расходов на рекламу и операционного минуса.
«Мы принципиальная компания»
Сейчас залы пиццерий «Додо Пицца» в Ярославле пустуют. По словам Ткачева, в ночь с 31 октября на 1 ноября все четыре пиццерии в городе без предупреждения были отключены от системы Dodo IS. Использовать бренд «Додо Пицца» Ткачеву теперь запрещено.
В сентябре-октябре Евгений Ткачев обратился в московский арбитражный суд с требованием признать одностороннее расторжение договоров недействительным. Примеру партнера последовал Юрий Нуржанов из Нальчика. «Иск подан еще до закрытия пиццерий, и основной задачей на том этапе было призвать УК работать в рамках правового поля. Это должно было минимизировать количество конфликтов и споров, в которые я совершенно не хотел вступать. Я не хочу воевать», — признается Ткачев.
По его словам, у него сейчас нет других вариантов, кроме продажи, поскольку каждый день — это новые убытки. Прямые потери и недополученная прибыль в ноябре составляет более 10 млн рублей (закупленные и нереализованные продукты, долги по обязательным платежам — аренда, коммунальные услуги, ФОТ, налоги, выплаты инвесторам). Без работы остались 40 сотрудников. «Мы даже не можем демонтировать вывески, которыми не имеем права пользоваться (они закрыты черной пленкой и скотчем), просто потому что это дорого», — вздыхает партнер «Додо Пиццы». Он опасается, что сценарий повторится и с его пиццериями в Москве, куда также уже не раз приходили с проверками.
«В России сложилась такая практика, что 70% расторжений происходит по инициативе франчайзи, — говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — А франчайзер до последнего пытается сохранить объект в сети, а иногда идет на выкуп точки, если она имеет важное значение для бренда». Причины могут быть разными, например, когда франчайзи, поддавшись обещаниям «успеха и гарантированного дохода», в реальности сталкивается с необходимостью заниматься этим самым бизнесом. Выход из сети и закрытие — логичное завершение подобной истории. Если отношения расторгает франчайзер, то это, как правило, связано с нарушением стандартов и систематической неуплатой роялти.
По словам Рождественской, судебная практика решения конфликтов франчайзеров и франчайзи в России пока только нарабатывается. «В суд идут единицы, и, как правило, в массе своей это две категории дел: требования франчайзи расторжения договора и возврата паушального взноса или взыскание франчайзером с франчайзи через суд невыплаченных роялти. Другие проблемы франчайзинга в судах затрагиваются редко», — говорит эксперт.
Конфликты между франчайзером и франчайзи типичны: только за последние несколько лет такие случались у «Даблби», Cofix и Domino’s Pizza. «Ситуация «Додо Пиццы» уникальна тем, что это первое публичное ярко освещенное расторжение контракта, причем абсолютно обоснованное несоблюдением стандартов правообладателя. В любом хорошем франчайзинговым договоре подробно описаны все обстоятельства, при которых УК имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке», — считает основатель консалтинговой компании Like4Like Hospitality Strategies и куратор Novikov School Ирина Авруцкая. По мнению эксперта, рынок франчайзинга в России по уровню соблюдения стандартов и взаимоотношений между партнерами очень слабый. «Если бы подобная ситуация произошла на любом международном рынке, то никто бы никогда не стал ее оспаривать публично», — добавляет она.
Овчинников признается, что ему жаль потерянного рынка в Ярославле, хоть его доля и не была велика (ежемесячно четыре пиццерии Ткачева приносили 9 млн рублей роялти на фоне совокупного оборота всех франчайзи бренда в 3,3 млрд рублей). Сумма роялти, поступающая в головную компанию из этого региона, составляла менее 1% от общего объема взносов. Основатель «Додо Пиццы» говорит, что в будущем при необходимости готов на более существенное сокращение сети: «Мы принципиальная компания и пойдем на уменьшение бизнеса ради долгосрочных целей».
Как прецедент с франчайзи «Додо Пиццы» повлияет на имидж бренда и рынок франчайзинга? Эксперты, опрошенные Forbes, единогласно считают, что положительно. «Компания давным-давно не рассчитывает на новую аудиторию франчайзи в России, потому что рынок уже поделен между партнерами, — рассуждает Авруцкая. — Ключевая аудитория «Додо Пиццы» сейчас — это инвесторы. Поэтому жесткая позиция лидера и верность принципам — это стратегическое преимущество компании и позитивный сигнал для рынка».