Что случилось с дакаром
Дакар-2021: тройной подиум КАМАЗа, неудача Карякина и личный триумф организаторов
Финишировал 43-й в истории Дакар. Уже во второй раз он прошел на территории Саудовской Аравии: 12 дней участники штурмовали пески, камни и иногда плутали на маршруте длиной 4767 км так, что у некоторых попросту сдавали нервы. Мы подвели итоги главного ралли-марафона планеты.
Прогулка КАМАЗа за победой
Единственное, что могло остановить КАМАЗ-мастер на пути к 18-й победе в Дакаре, — это вспышка коронавируса в команде. К счастью, этого не произошло. В своей лиге «Синяя Армада» имела и техническое, и численное преимущество. Вы скажете: «Ведь так было и на предыдущих Дакарах». Да, но в прошлые годы российскую команду иногда прессинговала голландская Team De Rooy на грузовиках IVECO, а в 2012-м и 2016-м она даже выигрывала. Однако из-за коронакризиса транспортная компания Жерара де Роя оказалась в тяжелом финансовом положении и выставить команду на Дакар-2021 не смогла. С других частников спрос был невелик: голландская команда Mammoet Rallysport на грузовиках Renault, чешские InstaForex Loprais Team на машинах Praga и Buggyra Racing на Татрах никогда не ехали на Дакаре на равных с КАМАЗом. Все они на финише прошлогоднего ралли-рейда отстали от российской команды на пять с лишним часов.
Была определенная надежда на МАЗ-СпортАвто, одну из двух заводских команд грузового зачета наряду с КАМАЗом. И лидер белорусской дружины Сергей Вязович отлично начал гонку: выиграл пролог, третий этап и поднялся на второе место общего зачета. Но повторилось то, что случилось с МАЗом на ралли-рейде «Золото Кагана» в Астрахани осенью прошлого года: капотник МАЗ-6440RR оказался быстр, но ненадежен. Трижды по ходу четвертого и пятого этапов на грузовике Вязовича разобралось соединение двигателя и автоматической коробки передач. Две первые поломки экипаж устранил, хотя и потерял в сумме 20 часов, но с третьей уже не справился. На финиш пятого этапа экипаж прибыл утром следующего дня на буксире — и сошел с дистанции.
Второй гонщик МАЗ-СпортАвто Алексей Вишневский не смог подхватить знамя лидера команды. Многократному чемпиону Беларуси по дрифту пока не хватает опыта в ралли-рейдах, чтобы бороться за победы на этапах и подиум в общем зачете.
«Дакар» без Дакара: что стало с легендарной гонкой
Говорят, что ралли-рейд «Дакар» уже не тот, и с прежним, африканским «Дакаром» его не сравнить ни по экстриму, ни по накалу страстей. Так это или нет, мы попросили рассказать непосредственных участников и победители этой гонки из команды «КАМАЗ-мастер»
Накануне очередного ралли-рейда «Дакар» мы встретились с людьми, уже познавшими вкус шампанского на подиуме этой гонки. На наши вопросы ответили штурман Константин Жильцов, ставший в 2013-м бронзовым призером марафона, и пилот команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев, победивший в том же году в грузовом зачете «Дакара».
Отличаются ли, с вашей точки зрения, друг от друга современные, южно-американские «Дакары»?
К.Ж. Лично я больших отличий не вижу. И, к сожалению, из года в год это соревнование все больше напоминает классическое ралли. Наверное, ближе всего к «Дакару» была первая редакция этой гонки, когда и в Аргентине, и в Перу были серьезные пески. Из плюсов могу отметить лишь гостеприимство местного населения. Сейчас, на мой взгляд, спортивная составляющая «Дакара» сильно пострадала – по сути, остался лишь бренд, да и его будущее под большим вопросом. У меня создается впечатление, что сегодня для организаторов «Дакара», компании ASO, это не более чем коммерческий проект. Лично мое мнение, что эта история ASO постепенно движется к завершению.
Э.Н. «Дакар» для меня в любом случае является знаковым событием, и я к нему всегда серьезно готовлюсь. Пусть это прозвучит пафосно, но на кону стоит и честь команды, и честь страны. Да, многие говорят, что в современном «Дакаре» уже нет духа того «Дакара», африканского, нет тех бивуаков, многие экипажи предпочитают жить в гостиницах. Когда мы первый раз приехали в Южную Америку, мы посчитали эту цивилизацию большим благом, но сейчас не хватает той обстановки песчаных бурь, когда даже умывались с песком. Что касается дорог, то грузовикам куда больше подходит бездорожье, чем нынешние узкие горные серпантины. Эта гонка все больше напоминает классическое ралли, где любая остановка, любой прокол колеса сразу отбрасывает экипаж далеко назад в таблице зачета. И это притом, что если раньше счет шел на минуты, а то и на часы, то сейчас плотность результатов измеряется в секундах. Но как бы ни менялся «Дакар», это для нас по-прежнему годовой экзамен, который мы должны сдать на «отлично». Мне кажется, что независимо от того, на каком континенте проходит «Дакар», даже добраться до финиша этой гонки – уже почетно. Но у нас другие задачи: не просто покорить «Дакар», а победить. Да и доверие наших учителей мы обязаны оправдать. Тех, кто создавал команду и кто побеждал на предыдущих «Дакарах». Это и Семен Семенович Якубов, и Владимир Геннадьевич Чагин, который ныне возглавляет команду «КАМАЗ-мастер». Кое-кто из тех, кто был соперниками Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, сейчас соревнуются с нами и уже считают нас очень серьезной силой.
Насколько «Дакар» подвержен «гонке вооружений»?
К.Ж. Безусловно, подвержен и, как мне кажется, это еще один пример «кризиса жанра» – здесь все «заточено» под заводские команды. А таковых всего три. Команда X-raid в своих технологиях, по моему мнению, уже достигла вершины, а вот в Toyota сейчас очень активное движение вперед. Что же касается Peugeot, то это действительно заводская команда, и этим все сказано. Новые технологии, новые концепции. Но, что интересно, в их автомобилях четко прослеживаются «мотивы» багги Жана-Луи Шлессера. И эта команда только в начале своего пути.
Э.Н. С каждым годом борьба в грузовом зачете становится все более серьезной – соперники не отказываются от мысли «взять» «КАМАЗ-мастер». Например, Алеш Лопрайс постоянно ищет конкурентоспособный автомобиль и меняет команды – в этом году он стартует в составе команды Жерара де Роя на грузовике Iveco. Вероятнее всего, все поняли, что на «Дакаре» успех приносит командная тактика. На хорошо подготовленных автомобилях MAN едут опытные Ханс Стейси и Петер Верслуис, на технических проверках мы видели новый автомобиль капотной компоновки Scania. Очень хорошо подготовлена команда Renault Truck, которая одержала победу на недавней гонке в Марокко. За рулем этого специфического автомобиля с коробкой-автоматом едет Мартин ван ден Бринк. Что касается наших грузовиков, то, по сравнению с прошлогодними версиями, глобальных доработок нет, но внесенных изменений много. Несмотря на то, что автомобиль совершенен, любая мелочь может дать прибавку. И в этом большая заслуга нашего технического директора Владимира Ивановича Губы. Да и на последующие годы у нас есть запас идей, которые позволят эту машину развивать и дальше.
Успех, безусловно, зависит от слаженной работы экипажа. Что касается пилота, то, как мне кажется, ему, помимо опыта, нужен и некий талант. А что нужно для подготовки хорошего штурмана? Опыт? Кропотливая работа?
К.Ж. Мне как штурману в приобретении опыта везло. Во-первых, у меня был опыт пилота, а потому было и понимание того, что пилот ждет от штурмана. Во-вторых, четыре года, проведенные в экипаже с Жаном-Луи Шлессером, полностью перевернули мое понимание самой сути ралли-рейдов. Но с тем мнением, что хорошим штурманом можно стать исключительно путем учебы и приобретения опыта, я не согласен. Да, можно научиться пользоваться приборами и разбираться в дорожной книге, но еще нужно иметь и особое чутье, некий компас внутри себя. Это качество можно развить, но изначально нужно иметь этот талант. Да, штурман может ошибаться, но важна причина этой ошибки. Это могут быть и организационные просчеты, и недостаточная психологическая совместимость экипажа.
Э.Н. В этом году на этапе чемпионата России руководитель команды Владимир Геннадьевич Чагин дал возможность всем нашим пилотам проехать в качестве штурманов. И я без преувеличения могу сказать, что настоящим штурманом нужно родиться. Да, есть определенная школа, но хороший штурман всегда будет выделяться среди прочих.
За примером далеко ходить не надо — в нашей команде это Айдар Раисович Беляев, человек, который в любой гонке и в любой ситуации находит правильное решение. У него есть особое чутье, чтобы найти трек «правильней правильного». И не случайно у нас в команде именно Айдар Раисович отвечает за подготовку штурманов.
А в Африку-то хочется?
К.Ж. Да, конечно. Я вообще считаю, что когда в 2008 году эту гонку на африканском континенте отменили, «Дакар» погиб. Марокко, Мавритания – вот где настоящие ралли-рейды. Я постоянно на связи с Жаном-Луи Шлессером, он знает мою любовь к Африке, знает мои способности, и двери на африканский ралли-рейд для меня всегда открыты. Мне, как штурману, больше нравятся открытые пески, сложная навигация, но моя нынешняя программа пока не позволяет выступить на гонке Africa Eco Race.
Э.Н. Конечно, хочется. Я был на марафоне «Лиссабон – Дакар» в 2007 году, механиком в экипаже Ильгизара Мардеева. И очень хотел бы проехать эту гонку уже в качестве пилота. Я выступал пилотом на ралли-рейде в Марокко, но хочется проехать весь маршрут. Мы тренируемся вместе с Антоном Шибаловым и Сергеем Куприяновым, но в конце года нас разделяют маршруты. Так вот, ребята очень много рассказывают о сложнейших песках Марокко и Мавритании. Хотелось бы проверить и то, как в эти условиях будет работать двигатель Liebherr, который мы используем на наших грузовиках.
Гонщик «КАМАЗа» наехал на зрителя на «Дакаре» и не помог. Это правда: инцидент засняли
В Перу уже пять дней бушует самый суровый автомарафон в истории человечества под названием «Дакар». Трасса вновь оказалась беспощадной к участникам, и соревнование покинули уже больше 60 заявившихся. Одним из них оказался и экипаж Андрея Каргинова — причем его «КАМАЗ» сняли совсем не из-за фатальной поломки, а решением судей. Все из-за неприятного инцидента на пятом этапе рейда: на 279-м километре спецучастка российский гонщик въезжал на сложный песчаный подъем, на котором своевольно за пределами разрешенной зоны расположились пять зрителей. Когда машина Каргинова подобралась вплотную, люди бросились подальше от траектории техники, но 60-летний мужчина из ЮАР споткнулся в вязком песке и неловко свалился под колеса. В результате «КАМАЗ» проехал по ноге мужчины задним колесом и продолжил движение. Гонщик не замедлился, не остановился и никак не помог пострадавшему.
Благо неподалеку от спецучастка находилась разрешенная зрительская зона: другие посетители рейда вызвали медицинскую бригаду, и южноафриканца с переломом бедренной кости по воздуху доставили в больницу Арекипы — города, принимавшего финиш этапа.
После возвращения экипажей на бивуак инцидент рассмотрели спортивные комиссары, выписавшие пилоту команды «КАМАЗ-мастер» дисквалифицикацию. Специально уточним: не за само происшествие, а за неоказание помощи пострадавшему.
О ситуации через официальный канал на ютубе рассказал руководитель гоночного проекта завода Владимир Чагин.
«Как вы знаете, на трассе находится много зрителей, особенно на сложных и трудных участках дороги. И они располагаются хаотично разными группами. [Каргинов] заезжал на один из подъемов, и на его траектории находилась группа зрителей из пяти человек. Четверо отбежали в сторону, но один споткнулся в вязком песке, и его нога попала под заднее колесо грузовика. Конечно, Андрей этого не видел, потому что это был подъем – через лобовое стекло видно только небо и верхнюю часть горы. О случившемся он узнал только по прибытию на бивуак. К нашему удивлению организаторы приняли очень жесткое решение дисквалифицировать экипаж. Опротестовать его мы не можем – в лучшем случае только после завершения ралли. Мы вынуждены принять это решение и продолжить выступать тремя экипажами», – рассказал Чагин.
Также официальный сайт команды выразил сожаление о случившемся и выразил готовность «оказать всяческое содействие в лечении пострадавшего, если это будет необходимо». Там же наказание Каргинова названо чрезвычайно жестким — да и сам пилот ужасно расстроился.
Тем не менее, хоть множество человек в официальном фэйбуке «Дакара» и поддержали именно «КАМАЗ», обвинив в происшествии пострадавшего южноафриканца, необходимо пояснить причины дисквалификации.
Во-первых, в самом наезде на человека Каргинова никто не обвинял: зрители в самом деле на свой страх и риск вышли на запрещенный участок, специально рассчитанный для движения участников марафона. Однако в случаях проезда мимо отбежавшей с траектории толпы на «Дакаре» традицинно принято хотя бы притормозить, выглянуть из кабины и убедиться, что со зрителями все в порядке и никому помощь не нужна.
Далее, «КАМАЗ» упирает на плохую видимость: Каргинов якобы ехал в подъем и не мог видеть толпу из пяти человек у себя на пути. Но на официальном канале команды есть ролик с другой записью из кабины грузовика, преодолевающего равнины и подъемы примерно схожей крутости. По ним можно сделать определенный вывод: видимость из кабины не настолько отвратительна, как заявил Чагин, и гонщик как минимум должен был увидеть наличие людей в непосредственной близости от машины.
Подтверждает предположение и официальный сайт «КАМАЗ-мастер»: судя по официальному комментарию, «пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей». Следовательно, он их все-таки увидел и вполне имел возможность притормозить и убедиться, что все в порядке.
Вот этот ракурс вполне доказывает справедливость предположения.
Более того, Каргинову даже не потребовалось бы отвлекаться самостоятельно: в кабине помимо него находились штурман и механик — один из них точно мог бы посмотреть хотя бы в зеркала заднего вида.
Когда экипаж определил бы пострадавшего, любому из пассажиров «КАМАЗа» оставалось бы всего лишь воспользоваться спецсвязью «Иритрек», установленной на каждом четырехколесном устройстве для гонок по Южной Америке при омологации. Данная система вызова срочной помощи основана на системе GPS со встроенным каналом спутниковой телефонии: любому члену экипажа Каргинова нужно было всего лишь нажать «тревожную кнопку» для отправки сигнала SOS в штаб организаторов. Дальше грузовик имел право продолжать движение: объяснение ситуации вполне приемлемо происходит и на ходу, а GPS-координаты машины были бы зарегистрированы при отправке сигнала. Суммарно процесс замедления, оценки места встречи с группой зрителей и вызов помощи занял бы не более двух минут и не нанес бы смертельного удара результатам Каргинова. Даже если бы пострадавших не оказалось, потеря сотни секунд проверку состояния зрителей и соперников никогда не считалась чрезмерной: тот же «КАМАЗ-мастер» все предыдущие сезоны участвовал на «Дакаре» с позиции максимального фэйр-плэй и в любой ситуации помогал даже прямым конкурентам.
Но так ли уж важны были эти виртуальные две минуты для третьего экипажа «КАМАЗа»? Перед пятым этапом до дисквалификации Андрей занимал второе место в общем зачете, проигрывая Эдуарду Николаеву пять минут и выигрывая у Дмитрия Сотникова 3,5 минуты. Отрыв же от четвертого места, на котором следовал Мартин Мацик, составлял 23 минуты, а пятый Жерар де Рой отстал и вовсе на 1,5 часа — следовательно, никаких логичных оснований не перестраховаться с состоянием зрителей не было даже с чисто спортивной точки зрения. Так что по-человечески исключение экипажа Каргинова из протокола вполне можно понять, даже если к подобным мерам на «Дакаре» предпочитают не прибегать.
«КАМАЗ» же и с тремя машинами по-прежнему имеет реальные шансы выиграть рейд – даже с дублем (пятым в истории гонки по Южной Америке).
Кто и зачем едет на Dakar, и сколько это стоит. Колонка екатеринбургского гонщика
По итогам ралли Dakar-2020, которое в этом году впервые проходило в Саудовской Аравии, российские гонщики взяли три призовых места. В классе грузовиков экипаж команды «КамАЗ» Андрея Каргинова ожидаемо занял первое место, второй экипаж команды «КамАЗ» Антона Шибалова — серебро. В классе мотовездехдов (багги) второе место досталось экипажу екатеринбуржца Сергея Карякина (победителю Dakar-2017 в классе квадроциклов).
Ралли Dakar проводится с 1979 года и считается одной из самых сложных и одновременно самых известных гонок по бездорожью. В ралли-рейде принимают участие профессиональные спортсмены и заводские команды, но большая часть участников (до 80%) — это любители. С 1981 года в гонке нет абсолютного зачета, это персональное соревнование гонщиков, которые на Dakar вынуждены бороться не только друг с другом, но и с окружающей природой, которая в местах проведения ралли совсем не дружелюбна к людям, и с техникой, которая отказывается ездить в таких условиях.
Российский гонщик Андрей Каргинов выиграл «Дакар» в зачете грузовиков
Зачем вообще все это нужно и какова цена Dakar — об этом для Znak.com написал колонку уральский гонщик Александр Доросинский. Он мастер спорта международного класса по ралли, чемпион Эстонии по классическому ралли 2004 года, был призером этапов ралли Финляндии и Новой Зеландии. В качестве тренера Сергея Карякина выступал на Dakar-2017. В 2019 году Доросинский занял третье место на ралли в Марокко в категории багги. На Dakar-2020 Александр Доросинский и штурман Олег Уперенко представляли команду X-Raid и принимали участие в классе внедорожников на автомобиле Mini. Их экипаж прошел в топ-15 своего класса, заняв 14-е место. Доросинский показал лучшее время среди российских гонщиков, участвовавших в Dakar-2020 на внедорожниках.
Зачем мне в 46 лет Dakar
«Мне 46 лет, я уже более 15 лет в автоспорте и несколько лет участвую в самой сложной гонке планеты Dakar. Зачем мне это нужно? Лично мне нужно было ехать на Dakar, чтобы разобраться в себе. Понять, что происходит вокруг меня. И Dakar помог мне понять человеческие взаимоотношения. Понять, как находить решение в определенных жизненных ситуациях.
Для меня Dakar — это оценка времени. Когда ты едешь в максимально экстремальных условиях, ты разбираешься со своим временем. Ты понимаешь, насколько ты правильно проживаешь эту жизнь. Насколько ты стар или молод. Что нужно скорректировать. Мне в какой-то момент казалось, что коррекция бессмысленна в жизни. Вроде бы ты уже вырос, и все. Но оказалось абсолютно все не так. Судя по всему, жизнь после 40 лет только начинается. Посмотрите на победителя Dakar в категории внедорожников Карлоса Сайнса. Ему 58 лет, и он самый быстрый и выносливый гонщик.
Dakar — это подведение своих итогов. Возможность посмотреть на себя со стороны. Понять, как ты относишься к себе, к людям, к окружающим, к жизни. Как ты понимаешь жизнь. Готова ли сама жизнь тебя воспринимать, и нужен ли ты в этом мире.
Как попасть на Dakar
Еще один популярный вопрос — как попасть на Dakar? Давайте проведем аналогию. Как попасть на чемпионат мира по футболу? Сходу — никак. Ты можешь бегать во дворе и пинать мяч. Но чтобы попасть на чемпионат мира, нужно пинать этот мяч быстрее всех, умнее всех.
Чтобы попасть на Dakar, ты должен быть уверенным в своих силах. Это не просто спорт. Это борьба с непредсказуемой стихией. Это опасность каждую секунду. Ты должен быть не только физически развит, но и быть разносторонним человеком с опытом. Все гонщики, которые участвуют в Dakar, очень разноплановые люди. Здесь есть архитекторы, писатели, художники, айтишники. И эти люди занимаются не только автоспортом. Они занимаются триатлоном, футболом, хоккеем и много чем еще. Это люди, которым все время не хватает чего-то в жизни.
Как обычный парень из Екатеринбурга выиграл «Дакар»
Команда — это определяющее звено успеха на Dakar. В этом году я ездил в составе немецкой команды X-raid, это заводская команда BMW. Именно гонщики нашей команды стали победителями в категории внедорожников: Карлос Сайнс взял золото, а Стефан Петрансель — бронзу. Это неудивительно. Они топовые гонщики. Но важна работа команды. Какую стратегию для гонки тебе выберут, как механики будут обслуживать машину. Чем более профессиональная команда, тем больше шансов, что ты доедешь до финиша и победишь.
Сейчас есть только два варианта: или пойти в команду Toyota, или в команду X-raid. Чтобы создать команду, которая проедет с достойным результатом, нужны годы и финансы. Но главное, нужны люди, которые понимают все особенности ралли-рейдов. Профессионалов в этой индустрии очень мало. И сама индустрия закрытая, никто не делится этой наукой.
Было бы круто создать подобную команду, альтернативу Toyota и BMW. Если бы пришел на этот рынок Hyundai или вернулся Volkswagen, то было бы интереснее. Чем больше на Dakar будет команд от производителей, тем больше у него будет рейтинг. Тем интереснее будет смотреть гонку.
Класс грузовиков во многом существует на Dakar потому, что там есть команда «КамАЗа». Конкуренция в этом классе очень маленькая. «КамАЗ» — это армия. Грамотно структурированная система, инжиниринговая команда. С очень хорошо обученными пилотами-бойцами. В «КамАЗе» абсолютно все могут выигрывать. В этом их сила и главная стратегия Владимира Чагина. Но если бы даже в их категории было больше конкуренции, это было бы интереснее.
Сколько это стоит
Стоимость участия в Dakar складывается из нескольких частей. Стартовый взнос за всех участников, за автомобиль технички, за автодом, проездные билеты, за гостиницу, транспортировку автомобиля до паромов. В начале декабря наши машины были уже в порту Марселя во Франции, где проходили техническую комиссию. Транспортировка автомобилей на пароме до Саудовской Аравии — задача организаторов.
Для мотоциклов и квадроциклов одинаковый стартовый взнос. Если вы «легенда» (это десять пройденных ралли Dakar и более), то 14 тыс. 800 евро. Если вы «опытный участник» (два Dakar и более) — 15 тыс. 700 евро. Для «новичков» —16 тыс. 500 евро. Для автомобилей: «легенда» — 25 тыс. 100 евро, «опытные» — 26 тыс. 600 евро, «новичок— 28 тыс. евро. В классе грузовиков: «легенда» — 37 тыс. 400 евро, «опытный» — 39 тыс. 400 евро, «новичок» — 41 тыс. 400 евро.
В этот стартовый взнос входит участие в Dakar, круглосуточная еда и место для палатки на бивуаке. Но это еще далеко не все затраты.
Alcohol-free Dakar-2020
В этом году Dakar впервые проводили в Саудовской Аравии. Могу сказать, что это самая лучшая организация за все гонки, в которых я участвовал. Хорошие бивуаки, чистые туалеты и душ с зеркалами. Представляете, какими гонщики и журналисты возвращаются с трассы! Мы все покрыты потом и пылью. Глаза сложно открыть от рыжего песка. Он везде: под шлемом, под костюмом, на зубах, в ботинках.
На Урал приехали участники одного из престижнейших в мире авторалли Silk Way
Организаторы и принимающая страна сделали все для комфорта участников. Саудовская Аравия в принципе не показалась агрессивной страной. Но нас удивило, что было так мало болельщиков. В городах не знали про Dakar. Не было ощущения, что про гонку знают все. Видимо, сказывается закрытость страны. Местные жители не знают, как реагировать на такое событие, что люди со всего мира приехали к ним. У Саудовской Аравии есть свой ритм. Если бы Dakar проводили ночью, то зрителей было бы гораздо больше. Потому что основная жизнь населения начинается с наступлением темноты.
Главную особенность — запрет алкоголя — обсуждали все гонщики еще до ралли. Шутили о том, как незаметно провезти алкоголь. Для многих отсутствие алкоголя было фатальным разочарованием. Но мне показалось, что это даже интересно. Все действительно занимались делом. Мне кажется, это повлияло даже на концентрацию и собранность всех участников.
Впечатлила погода. Если в Южной Америке было очень жарко, то в Саудовской Аравии нас мучил холод, особенно по вечерам. Едешь в машине, и солнце припекает, тебе жарко. Выходишь на трассе весь мокрый, и тебя насквозь пронизывает ледяной ветер. Сложнее всего было мотоциклистам. Ходят слухи, что следующий Dakar будет проходить в трех странах: Иордании, Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Гонщиков ждет еще более дикая смена климата и погоды.
Возвращение к духу старого Dakar
Dakar-2020 отличали не только погодные условия, но и новые жесткие правила. В этот раз Давид Кастара решил серьезно бороться с читерами. Маршрутные книги нам выдавали перед стартом минут за 15. Но это даже хорошо. Нам со штурманом это нравилось. Вечером можно спокойно отдохнуть и прочистить голову, а утром сосредоточенно все посмотреть. «Пожамкать» странички, как говорят штурманы. Это сделали для того, чтобы максимально убрать возможность подготовиться к трассе.
Не секрет, что многие ездят с треками (это загруженные маршруты в телефон, по которым едешь, как по навигатору). Этим пользуются уже лет пять, но только сейчас Кастара начал серьезно бороться с нарушениями. Поэтому теперь нельзя возить с собой телефоны в салоне, мы убирали их в герметичный бокс. Перед стартом спецучастков всех обыскивали с металлоискателем. А перед самим Dakar топовым гонщикам впервые в истории марафона в машины поставили по две камеры, чтобы отслеживать действия штурмана и пилота.
Считаю, что это полностью правильно. Победа любой ценой — это не та победа, которая приносит удовольствие. В этой гонке сделан огромный шаг к возвращению настоящего духа «старого Dakar», больше непредсказуемости и надежды даже для команд из трех-четырех человек.
О ком судачили и из-за чего ссорились на Dakar-2020
Главной темой для обсуждения был чемпион мира в классе Formula-1 Фернандо Алонсо. Во многом его именно для этого и привлекли к гонке. Это очень мощный маркетинговый ход организаторов. Весь мир следил за тем, как проедет Алонсо. Он, конечно, легендарный гонщик. Быстро адаптировался в условиях и хорошо проходил испытания. На марафонском дне он перевернулся и разбил лобовое стекло. Но они со штурманом на трассе подлатали машину и поехали дальше. Он звезда, и вокруг него всегда много людей и журналистов. Это отдельная работа — быть звездой. И она очень непростая. Возможно, для него гонки — это способ побыть наедине с самим собой.
Россия на ралли Dakar
Это был первый Dakar, когда Россия была представлена таким многочисленным составом участников. Эта гонка показала, что в России хорошие штурманы. В первой десятке финишировали Константин Жильцов с пилотом Язидом Аль-Раджи и Алексей Кузьмич с пилотом Ясиром Сеайданом. В крови у нас — ориентироваться в бездорожье! В России жив автоспорт, это факт! Сергей Карякин, серебряный призер в классе багги, — абсолютнейший марафонщик. Он очень хорошо чувствует темп гонки, идет от этапа к этапу стабильно и уверенно.
Екатеринбуржцы впервые примут участие в чемпионате Европы по ралли
Наша российская диаспора была на Dakar-2020 хорошо отличима. Все гонщики жили отдельно от остального лагеря и спали в одной «конюшне». Наши ребята сразу заняли лучшие места рядышком. Мы обозначили свою территорию. И все шутили, кто будет спать рядом с Алонсо, как сфотографироваться с ним со спящим, можно ли нарисовать усы ночью зубной пастой.
Популярность в России Dakar постепенно растет. Я очень надеюсь, что в следующем году на гонке будет минимум 20 российских экипажей. В нашей стране много мощных автогонщиков и с каждым годом появляются новые молодые таланты. При этом нужны партнеры, которые могут поддерживать гонщиков. Именно не спонсоры, а партнеры. Через такое мощное событие и энергию, талант гонщиков можно продвигать важные смыслы для брендов и аудитории. Но пока в России, к сожалению, еще довольно сложно найти таких людей.
Теперь гонщики должны быть еще телеведущими, блогерами, фотомоделями, менеджерами. Вести переговоры с партнерами, быть гибкими и понимать, что такое бизнес. А когда, простите, рулить?»