Что случилось с четвертым самолетом 11 сентября
Что случилось с четвертым самолетом 11 сентября
11 сентября 2001 года в США произошли четыре террористических акта, в ходе которых были захвачены четыре самолета. Финал этой трагедии наблюдал весь мир: два «Боинга» врезались в башни Всемирного торгового центра, практически пропоров насквозь небоскребы, долгое время являвшиеся символом могущества США. Еще один самолет рухнул на здание Пентагона. В результате трех атак смертников из «Аль-Каиды»* погибло почти 3 тысячи человек. Жертв могло бы быть больше, если бы фанатикам удалось осуществить свой план и на четвертом самолете. Но на борту «Боинга – 757-222», выполнявшего рейс 93, маршрут Ньюарк-Сан-Франциско, все пошло не так, как было запланировано негодяями.
Самолет должен был вылететь из Ньюарка (штат Нью-Джерси) по расписанию в 8.01. На этот рейс зарегистрировались четыре террориста: Аль-Хазнави, Аль-Нави, Джаррах, Аль-Гамди. После расследования спецслужбы сочли лидером четверки Джарраха, выходца из Ливана, обучавшегося пилотированию самолетов в США.
А дверь в кабину пилотов, даже если она заперта, запросто можно выбить ногой. Джаррах, имевший опыт полетов на «Боинге», отлично знал об этом.
Вылет борта 757-222 был немного задержан из-за перегрузки аэропорта, и поэтому к моменту, когда «Боинг» поднялся в воздух, другие самолеты уже были под контролем террористов, и до столкновения с Северной башней ВТЦ оставалось не более 4 минут.
События в воздухе
Речевой самописец зафиксировал крики террористов: «Они хотят попасть сюда! Держи дверь!», возгласы пассажиров: «В кабину! Если не сделаем этого, то все умрем!», звон тележки, которой, видимо, пытались таранить дверь. Джаррах раскачивал самолет вправо-влево и вверх-вниз, надеясь отогнать пассажиров от двери, но те продолжали штурм.
В 10 часов Джаррах произнес: «Аллаху акбар!» и спросил у напарника: «Это все? Может быть, мы уроним его?», и получил ответ: «Отпускай его!».
Очевидцы на земле видели, как «Боинг», странно дергаясь из стороны в сторону, снижался, а затем резко ушел в штопор и врезался в землю. Погибли все, кто был на борту. Это произошло в Пенсильвании.
Террористы, предположительно, держали курс на Вашингтон, их целью был Белый дом или Капитолий, но пассажиры не позволило осуществиться этому.
Черные ящики
В апреле 2002 года в Принстоне (город в штате Нью-Джерси) собрали родственников тех, кто летел рейсом 93. Они хотели знать, как именно погибли их близкие, и власти страны пошли на беспрецедентное решение, позволив им услышать записи «черного ящика». По закону в подобных ситуациях позволяют лишь ознакомиться с расшифровками записей.
На сей раз, несмотря на протесты представителей авиакомпаний, людям дали возможность ознакомиться с секретными записями. Сделано это было по двум причинам. Прежде всего, было решено, что родственники людей, благодаря своей решимости предотвративших террористический акт, имеют право узнать, как погибли их близкие, может быть, услышать родные голоса еще раз. Вторая причина не менее важна. Вскоре после трагедии 11 сентября начали раздаваться мнения о том, что президент страны, вроде бы, отдал распоряжение сбивать все самолеты в небе США сразу после того, как «Боинги» протаранили башни ВТЦ, и что борт 757-222 стал жертвой этого приказа. Прослушивание в студии в Принстоне должно было снять эти подозрения.
* — в РФ организация признана террористической
Американская трагедия 11 сентября 2001 года: хронология событий, версии, результат
В результате теракта погибли 2977 человек, в том числе 343 пожарных и 60 полицейских. В Нью-Йорке были убиты 2753 человека, в Пентагоне — 184 человека. Еще 40 человек разбились в Пенсильвании на четвертом захваченном самолете, который, предположительно, летел на Белый дом или Капитолий, сообщает РИА «Новости».
Кроме этого, в результате расследования удалось выяснить, что погибшими числятся 19 террористов (граждане Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Ливана).
Хронология событий
Спустя 34 минуты в здание Пентагона врезался Boeing 757 авиакомпании American Airlines, следовавший из Вашингтона в Лос-Анджелес.
Четвертый самолет рухнул на поле в юго-западной части Пенсильвании в 200 километрах от Вашингтона.
Южная башня обрушилась в результате сильного пожара в 9.59, а Северная башня ВТЦ – в 10.28. После серии взрывов газа пожар начался в 47-этажном здании комплекса Центра международной торговли. Оно обрушилось в 18.16.
До сих пор неизвестна точная стоимость ущерба. В 2006 году президент США Джордж Буш-младший сообщил, что минимальная цифра составляет 500 миллиардов долларов.
Основные теории относительно событий 11 сентября 2001 года
Теория контролируемого сноса
Согласно этой теории, обрушение башен Всемирного торгового центра случилось не в результате пожара или повреждений, вызванных столкновением самолетов с башнями, а из-за подрыва взрывчатых веществ, установленных в здании заранее.
В статье «Взрывчатое вещество термит обнаружено в пыли от катастрофы 9/11 Всемирного торгового центра», которая была опубликована в 2009 году в Open Chemical Physics Journal, авторы Нильс Харрит из химического факультета Копенгагенского университета, Джеффри Фаррер из факультета физики и астрономии Университета Бригама Янга, Стивен Э. Джонс и другие утверждают, что частицы термита и нанотермита были найдены в пыли и обломках, оставшихся после разрушения трех зданий.
Физик Стивен Э. Джонс из Университета Бригама Янга утверждал, что расплавленная сталь, обнаруженная под обломками, свидетельствует о взрывчатых веществах и обыкновенный пожар самолета не может выделить достаточно тепла для этого. Температура плавления термита — порядка 1500 градусов, а температура горения авиационного топлива при нормальных условиях — около 1000 градусов.
Атака на Пентагон
По официальной версии, в здание Пентагона врезался третий угнанный самолет Boeing 757. Но уже через полгода политический активист Тьерри Мейсан и режиссер Дилан Эвери утверждают, что в здание Минобороны США не мог врезаться самолет. На сайте Reopen911.org говорится, что отверстия в стенах Пентагона были слишком малы для того, чтоб их мог сделать Boeing 757: «Как самолет шириной в 125 футов и длиной в 155 футов оставил дыру диаметром только в 60 футов?».
Рейс 93 сбили ВВС США
Четвертый угнанный самолет разбился в чистом поле в Пенсильвании. Одной из официальных версий является то, что Рейс 93 разбился из-за бунта захваченных в заложники пассажиров.
Согласно одной из наиболее популярных теорий заговора, самолет был сбит реактивным истребителем ВВС США. Некоторые специалисты утверждают, что большая часть самолета, в том числе детали двигателя, упали в нескольких километрах от первых обломков, что очень необычно для такой авиакатастрофы.
По информации на Rense.com, утверждается, что основная часть двигателя была найдена в нескольких километрах от главного места падения обломков, что сравнимо, например, с результатом поражения самолета ракетой с тепловым наведением.
Мемориал Всемирного торгового центра
В 2011 году на месте трагедии в Нью-Йорке открыли Мемориал Всемирного торгового центра. Два квадратных бассейна-фонтана разместили прямо в основаниях бывших башен-близнецов. Имена 2983 жертв терактов высечены на бронзовых плитах, которыми выложены парапеты обоих фонтанов.
Definición gráfica de «huella», en el Monumento Memorial del World Trade Center de Nueva York diseñado por Michael Arad (Handel Architects). pic.twitter.com/Wf2NnuNv8n
— Francisco Gómez de Tejada | arquitecto (@gomezdetejada) September 11, 2017
The photo shows the two shafts of light at the World Trade Center memorial. pic.twitter.com/dVAnEBum4x
В мае 2011 года на северо-западе Пакистана спецслужбами США был ликвидирован Усама бен Ладен. А в мае 2012 года на базе Гуантанамо начался суд над идейным вдохновителем и главным организатором терактов Халидом Шейхом Мохаммедом, которого задержали в 2003 году.
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.
Катастрофы двух «Боингов-767» и двух «Боингов-757» в США 11 сентября 2001 года
…Утром 11 сентября практически одновременно четыре группы террористов готовились к посадке в самолеты в трех крупных аэропортах Восточного побережья США. Первая группа стояла в очереди на посадку на борт самолета «Боинг-767» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз»: в 07.45 утра он вылетит из бостонского аэропорта имени Логана в Лос-Анджелес.
У соседней стойки авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз» вторая группа террористов ожидала посадки на борт точно такого же «Боинга»: этот вылетает в Лос-Анджелес в 7.58.
Разбившийся самолет «Боинг-767-223ER» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз», бортовой номер N334AA, 05 мая 1998 года
Определенное беспокойство у диспетчеров вызвал тот факт, что самолет начал неожиданно менять курс. Как только «Боинг-767» пересек границу штата Нью-Йорк, он резко повернул влево и, следуя над долиной Гудзона, направился прямо на Нью-Йорк. Впрочем, поразмыслив, диспетчеры решили, что самолет, потеряв связь с землей, просто намерен совершить экстренную посадку в одном из нью-йоркских аэропортов.
Разбившийся самолет «Боинг-767-222» авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз», бортовой номер N612UA, 10 сентября 2000 года
Захват самолета террористами прошел по отработанной схеме. Связь с бортом прервалась где-то между Ньюарком и Филадельфией. Тогда же на радарах было отмечено, что самолет поворачивает и тоже берет курс на Нью-Йорк.
К тому времени, когда самолет появился в небе над Нью-Йорком, наземные службы уже знали, что он захвачен. Более того, уже горела Северная башня ВТЦ. Тем не менее на земле еще явно не представляли себе истинного масштаба трагедии: гибель первого самолета была воспринята как трагическая случайность, жуткая, но тем не менее вполне возможная в случае захвата воздушного судна. Те немногие, кто к тому времени знал о захвате самолетов, посчитали, что в кабине пилотов началась борьба, из-за которой самолет потерял управление, а жители Нью-Йорка, видевшие, как огромный самолет врезается в башню, были уверены, что произошла фатальная ошибка.
А в это время в Нью-Йорке только приступили к оценке ситуации. Сотрудники службы безопасности центра передали всем находившимся в башнях предписание ни при каких обстоятельствах не пытаться покинуть здания самостоятельно. Башни построены таким образом, говорили они, чтобы выдержать подобную катастрофу. Находящиеся на этажах ниже места взрыва, говорили охранники, в полной безопасности. Тем, кто находился выше взрыва, должны помочь пожарные и спасатели, имеющие соответствующее оборудование.
Федеральные власти также пытались определить степень угрозы. По распоряжению ФБР Федеральное управление авиации распорядилось закрыть все аэропорты вокруг Нью-Йорка и начало проверку всех самолетов, находившихся в воздухе. Особое беспокойство у сотрудников ФБР вызывал рейс № 77.
Разбившийся самолет «Боинг-757-223» авиакомпании «Америкэн эйрлайнз», бортовой номер N644AA, 11 октября 1999 года
Связь с самолетом была потеряна одновременно с другими, однако и после этого «борт» N644AA продолжал держаться правильного курса, поэтому подозрений поначалу не возникало. О том, что самолет захвачен, стало известно вскоре после первого удара по ВТЦ.
О «борте» N644AA, который вполне мог оказаться еще одной «летающей ракетой», немедленно сообщили всем находившимся в Вашингтоне высшим чиновникам страны. Министр обороны Доналд Рамсфелд выехал в Пентагон, чтобы принять участие в заседании экспертов, которые должны были решить, что делать с самолетами, захваченными террористами и еще находящимися в воздухе? По дороге в здание министерства обороны Рамсфельд распорядился закрыть для полетов все воздушное пространство страны и приступить к эвакуации из всех правительственных и важных общественных зданий американской столицы.
В 9.40 этот приказ, отданный впервые за все время существования американской гражданской авиации, доведен руководством Федерального управления авиации до сведения авиакомпаний. Всем самолетам, находившимся в воздухе, отдан приказ немедленно совершить посадку в ближайшем от них аэропорту. Одновременно отдан приказ о приведении в боевую готовность ВВС и системы ПВО.
Разбившийся самолет «Боинг-757-222» авиакомпании «Юнайтед эйрлайнз», бортовой номер N591UA, 08 сентября 2001 года, за 3 дня до трагедии.
Диспетчер в Чикаго уже сообщил о похищении «Боинга-757-223» («борт» N644AA) и разослал всем сообщение: «Внимание, опасность вторжения в кабину!» Экипаж «Юнайтед» еще успевает отправить только одно слово: «Подтверждаем». Секунду спустя самолет был захвачен.
Эвакуация работников Белого дома и прочих государственных учреждений в Вашингтоне шла полным ходом, продолжались спасательные работы у Пентагона и в Нью-Йорке, когда у военных и ФБР окончательно отпали сомнения по поводу рейса № 93. Шедший до сих пор обычным маршрутом, «Боинг» резко повернул в сторону и начал движение в опасном направлении: на его пути располагались атомная электростанция и Кэмп-Дэвид, загородная резиденция президента. В небо поднялись истребители ВВС, которым было поручено любой ценой не допустить нового теракта.
Террористы позволяют жертвам вести оживленные телефонные разговоры, даже требуют, чтобы те ввели близких в курс дела. Стюардесса Сэнди Брэдшо по телефону рассказывает мужу, что тайком кипятит воду в бортовой кухне, чтобы использовать ее против террористов.
09.59. В самолете в это время как минимум трое обращаются к Всевышнему. Молится Тодд Бимер, 32-летний бизнесмен из Нью-Джерси. С 09.41 он не может связаться с семьей и разговаривает с Лизой Джефферсон, одной из руководителей телефонной компании. Он рассказал ей о своих детях: трехлетнем Дэвиде и годовалом Майке. Бизнесмен умолял Лизу Джефферсон позвонить его жене и передать, что он любит ее.
Бимер также рассказал о плане пассажиров восстать против террористов. И о том, что в проходе на полу лежат капитан и второй пилот, раненные или, возможно, убитые. И сейчас, время почти 09.58, он вызывает свой домашний номер и начинает читать молитву.
Четвертый «Боинг» терпит крушение в начале одиннадцатого. Самолет стремительно снижается; очевидцы замечают, как он раскачивается вправо и влево, резко ныряет вниз, трясется и, наконец, пропахивает длинную борозду 10-метровой глубины в поле в окрестностях Шенксвилла на западе Пенсильвании. Самолет и людей разрывает на мелкие части.
Тем временем в Нью-Йорке происходит, казалось, невероятное. В 10.04 охваченная огнем Южная башня ВТЦ рушится до основания. При этом отчетливо слышны несколько взрывов. В 10.30 падает Северная башня.
В 1945 году в перекрытие между 78-м и 79-м этажами знаменитого «Эмпайр стейт билдинг» на 34-й улице врезался бомбардировщик B-25. Погибли 14 человек. Пожар был потушен за 35 минут, здание выстояло: оно сделано «с запасом», превышавшим тогдашние требуемые стандарты.
По мнению специалистов, участвовавших в возведении Всемирного торгового центра, стальной каркас здания хоть и имел очень большой запас прочности, но не был рассчитан на пожар такой силы. Ведь на конструкцию обрушилось 24 тысячи галлонов (более 90 тысяч литров) горящего авиационного топлива.
Инженеры-строители рассчитали устойчивость зданий при ураганном ветре (они обладали гибкостью и раскачивались, но для обитателей это было почти незаметно) и при столкновении с самолетом, исходя из изученного вдоль и поперек случая с упомянутым инцидентом с «Эмпайр стейт». И хотя направленные на башни ВТЦ самолеты были значительно тяжелее того бомбардировщика, они устояли, не опрокинулись, что дало возможность эвакуировать служащих, которые оказались ниже очага возгорания. Те, кто оставались выше, были обречены. Развались здания сразу, жертв оказалось бы много больше. А так спасли 25 тысяч человек. Погибли, помимо более 2, 5 тысячи служащих, оказавшихся в ловушке на верхних этажах, 23 полицейских, 37 представителей властей города Нью-Йорка и 343 пожарных.
В 10.40 рушится часть горящей западной стены Пентагона. Пожар здесь продолжается многие часы.
В середине дня прекратили работу почти все правительственные учреждения и торговые центры.
В 09.57 он взлетел. Во время полета стало известно, что еще один самолет упал на здание Пентагона в Вашингтоне. Затем пришли сообщения об эвакуации правительственных зданий в Вашингтоне, закрытии всех аэропортов страны и падении самолета под Питтсбургом. Начиная с этого момента сотрудники пресс-службы президента перестали давать информацию о местонахождении Джорджа Буша, до тех пор пока самолет не приземлился на охраняемом военном объекте.
Президент на своем самолете в тот день совершил несколько взлетов и посадок в разных концах страны, причем средства массовой информации сообщали лишь о том, где он побывал. В 13.04 президент выступил с развернутым обращением к нации: сообщил о принятии ряда важных решений, в том числе о приведении американских вооруженных сил как на территории США, так и за ее пределами в полную боевую готовность: «Не сомневайтесь, Соединенные Штаты найдут и накажут всех причастных к этим трусливым терактам».
Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани целый день провел в руинах, в посеревшем от пыли костюме. По телевизору его не раз показывали: он разговаривал с пожарными, не покидал спасательные работы.
Министр обороны США Доналд Рамсфелд заявил, что в среду эвакуированные сотрудники Пентагона вернутся на свои места в уцелевшей части здания и продолжат работу. После теракта из здания оборонного ведомства США были эвакуированы около 20 тысяч человек, сообщает Си-Эн-Эн.
После окончания совещания и обеда президентский самолет вылетел на базу ВВС Эндрюс под Вашингтоном. В Белый дом Джордж Буш прибыл в 18.45. В Овальном кабинете президент США выступил с очередным обращением к нации: цитировал Священное писание и вновь обещал найти и сурово покарать виновников катастрофы.
. На этом авиационная составляющая этой страшной трагедии заканчиватся. Что последовало за выступлениями Президента США и других политиков все отлично знают. На просторах интернета и в различных печатных изданиях существует большое количество всевозможных версий причин этих событий. Остается много вопросов.
Последние слова людей, погибших в теракте 11 сентября
Ровно 20 лет прошло с теракта 11 сентября в США. Ровно 20 лет мир живет настороже, под звон металлодетекторов, совершенно в другом мире — навеки немирном.
Террористическая акция, совершенная 11 сентября 2001 года, — крупнейшая в истории. Четыре группы активистов «Аль-Каиды» (в России движение признано террористическим и запрещено) в количестве 19 боевиков захватили четыре пассажирских самолета и взяли в заложники 246 человек.
© Предоставлено: MAXIM
Два авиалайнера они направили в башни Всемирного торгового центра в южной части Манхэттена в Нью-Йорке: рейс 11 American Airlines врезался в северную башню ВТЦ-1, рейс 175 United Airlines — в южную башню ВТЦ-2. Третий борт рейса 77 American Airlines врезался в здание Пентагона возле Вашингтона. Пассажиры и экипаж четвертого лайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление, самолет рухнул в поле близ боро Шанксвилл в штате Пенсильвания.
Помимо всех террористов, в результате этой серии атак погибли, по официальным данным, около трех тысяч человек. В последние минуты жизни люди, остававшиеся в разрушенных башнях-близнецах и угнанных самолетах, по мобильным телефонам и бортовым средствам связи успевали связаться с родными, сообщить о захвате, сказать последние слова.
В замечательном фильме «Реальная любовь» сказано: «В телефонных звонках из башен-близнецов, в которые вреза́лись самолеты, не было ненависти или мести. Только признания в любви».
Брайан Суини, пассажир UA175 (этот самолет потом врезался в южную башню ВТЦ)
Пилот в прошлом, он сразу понял, насколько плохо дело. Ему удалось дозвониться домой и оставить жене сообщение на автоответчике.
Джулс, это Брайан. Послушай, я нахожусь в угнанном самолете. Если ситуация не исправится — а на то непохоже — я просто хочу, чтобы ты знала, что я тебя бесконечно люблю. Хочу, чтобы ты делала все правильно, хорошо проводила время — и мои родители тоже и все остальные — и помнила, что я очень люблю тебя… Увидимся, когда ты окажешься здесь. Пока, детка. Надеюсь, я позвоню.
Питер Хэнсон, пассажир UA175
Смог дозвониться отцу.
Марк Бингем, пассажир UA93 (борт упал в Пенсильвании)
Удалось связаться с мамой в Калифорнии и сказать, что он на самолете, захваченном террористами.
Мама, это Марк. Просто хочу сказать, что люблю тебя.
Лорен Грэндколас, пассажирка UA93
Была беременна. Пыталась дозвониться мужу Джеку, оставила запись на автоответчике. Когда тот прослушал ее, был поражен спокойствием жены: она говорила будто не из захваченного террористами самолета, а из машины, возвращаясь домой из магазина.
Дорогой, ты там? Джек, забери малышку. Окей, ну, я просто хотела сказать, что люблю тебя. У нас тут небольшая проблема в самолете… Но у меня все хорошо… Пока. Просто небольшая проблема. Так что я просто люблю тебя. Пожалуйста, передай семье, что я люблю их тоже. Пока, дорогой.
Тод Бимер, пассажир UA93
По бортовому устройству связи он соединился с оператором телефонной компании GTE Лайзой Джефферсон и передал: оба пилота лежат в проходе первого класса, скорей всего, они мертвы. Также он сказал, что у него два сына — Дэвид и Эндрю, и что в январе ожидается третий ребенок.
Если у меня не получится, пожалуйста, позвоните моей жене и передайте, что я очень люблю ее и детей.
Сиси Лайлз, бортпроводница UA93
Оставила мужу на домашний автоответчик сообщение.
Привет, малыш. Малыш, ты должен выслушать меня как следует. Я в самолете, который угнали, я звоню из этого самолета. Я хочу сказать тебе, что я тебя люблю. Я тебя люблю. Передай, пожалуйста, моим детям, что я очень их люблю — и мне так жаль, малыш. Не знаю, что сказать — тут три парня, они захватили самолет. Я стараюсь сохранять спокойствие. Мы совершили разворот, и я слышала о самолетах, которые врезались во Всемирный торговый центр. Я надеюсь, что смогу снова увидеть твое лицо, малыш. Я тебя люблю. пока!
Сандра Брэдшоу, бортпроводница UA93
Дозвонилась мужу и сообщила, что три человека с ножами захватили самолет и согнали пассажиров в хвостовую часть салона.
Мы все тут столпились в хвосте и закипаем, и готовимся отбить самолет у угонщиков. Я люблю тебя, дорогой. Передай Шенану, Александрии и Натану, что я люблю их.
На фоне ее слов слышно, как вокруг нее пассажиры шепчут 22-й псалом «Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться…».
Вот последние слова Сандры Брэдшоу.
Мы бежим в первый класс. Мне надо идти. Пока.
Хонор Уэйнио, пассажирка UA93
По телефону Лорен Грэндколас дозвонилась мачехе в Балтимор. Беспокоилась, как ее брат и сестра перенесут все это, говорила о семье. Также сказала, что группа пассажиров намерена штурмовать кокпит и отбить управление самолетом у террористов.
Нас угнали. Я звоню, чтобы попрощаться.
Они собираются вломиться в кабину пилотов. Мне надо идти. Я тебя люблю. Прощай.
Саймон Бигелайзен
Рейс 175 сокрушил южную башню между этажами с 78-го по 85-й, и Саймон показался в ловушке. В поисках поддержки он позвонил другу Дэвиду. Тот посоветовал медленно дышать через полотенце, в крайнем случае, разбить окно и глотнуть воздуха. Одни из последних зафиксированных слов Саймона были обращены к людям рядом.
Он говорит, что мы должны разбить окно.
Бигелайзен еще несколько раз связался с женой, последний звонок был прерван криками и грохотом падающих обломков южной башни.
© Предоставлено: MAXIM
Стивен Малдерри
33-летний брокер также оказался в южной башне, на 88-м этаже Вместе с шестью коллегами попытался выбраться на крышу, но двери оказались заперты. Позвонил матери, но та была на занятиях йогой, и он оставил сообщение на автоответчике.
Мама, в здание врезался самолет. А сейчас… Думаю, сейчас я в порядке, но тут много дыма. Я просто хочу сказать, как сильно я тебя люблю. И я позвоню тебе, когда буду в безопасности. Хорошо, мам? До свидания.
Брэд Фэтчет
Сразу после того, как самолет врезался в северную башню, 24-летний мужчина, находившийся на 89-м этаже соседней, южной башни, оставил сообщение своей маме Мэри.
Привет, мам. Ты, наверное, уже слышала: в соседнее здание врезался самолет. Как понимаешь, я жив, но мне, конечно, страшно. Я видел, как парень выпрыгнул из окна 91-го этажа и летел вниз, представляешь? Позвони, как сможешь, я буду здесь. Думаю, я тут надолго застрял… Люблю тебя.
Потом он позвонил отцу и своей девушке Брук, сказал, что сильно ее любит.
© Предоставлено: MAXIM
Кристофер Хэнли, журналист Reuters
31-летний мужчина позвонил в 911.
Уолтер Хайнс, пожарный
Прибыл по вызову к южной башне ВТЦ. Перед тем, как войти в горящее здание, оставил сообщение жене.
© Предоставлено: MAXIM
Ронни, это я. Хотел сказать, что я люблю тебя и девочек, передай и маме тоже. Мы у Торгового Центра, туда врезался второй самолет. Я люблю тебя, позже поговорим.
В Интернет попали тексты последних сообщений, которые люди, запертые в полуразрушенных и пылающих башнях-близнецах, успели отправить самым близким.
«Мне очень страшно. Но я должна сказать, что я очень сильно люблю тебя».
«Привет, знаю, что мы уже расстались, у тебя новая девушка. И тебе плевать на меня, но на случай, если все будет совсем плохо, — я люблю тебя, милый. Скучаю по тебе, пока».
«Здесь сильный пожар. Я люблю тебя. Скажи Николь, что я люблю ее тоже. Не знаю, смогу ли выбраться отсюда. Господи, я так тебя люблю».
«Милая, милая, я в самолете, его угнали какие-то люди. Я слышал, мы летим к ВТЦ. Люблю тебя, дорогая, передай детям, что я люблю их сильно-сильно. Я хотел бы еще хоть раз тебя увидеть».
В 2009 году Wikileaks и Twitter выложили в Сети около 573 тысяч сообщений на пейджер, которыми, как утверждается, американцы обменивались 11 сентября 2001 года — за все 24 часа. Эксперты полагают, что сообщения подлинные. Имена отправителей не разглашаются, сообщается только, что авторы — как рядовые жители США, так и сотрудники федеральных служб.
«Это Мирна. Я не успокоюсь, пока ты не вернешься домой. Вторая башня [ВТЦ] упала. Не заставляй меня звонить тебе после каждого выпуска новостей. Пожалуйста, приезжай домой».
«Самолет президента изменил курс, в Вашингтон он не вернется. Куда они летят, пока не ясно».