Что случилось с бураном

«Буран» раздора. Как советский космический корабль соревновался с США, а затем рассорил Россию и Казахстан?

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

В сентябре 2021 года на сайте НПО «Молния» появилось сообщение о планах вернуть орбитальный корабль «Буран» в Россию. Позже сообщение удалили и планы вывезти советский шаттл опровергли в «Роскосмосе», но оно запустило очередную волну обсуждений о передаче корабля. «Лента.ру» рассказывает историю «Бурана», который лишь единожды побывал в космосе: от гордости советской космонавтики — до судебных разбирательств.

Не гонка, а защита

15 ноября 1988 года с площадки 110 космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Энергия», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль «Буран». Первый полет многоразового корабля происходил в автоматическом режиме. За 205 минут полета аппарат сделал два витка вокруг Земли и сел на аэродроме «Юбилейный». Так началась история советского «космического челнока», включающая один полет, сомнительные операции и долгие разбирательства.

Советский «Буран» стал ответом на американскую систему Space Shuttle. Только дело было не в престиже космической державы, а в безопасности. После заявления президента США Ричарда Никсона о начале работ над Space Shuttle советские ученые и военные внимательно следили за развитием американской программы.

В СССР предположили, что американский космический корабль создан прежде всего для военных целей. Это укладывалось в логику холодной войны, когда большинство передовых разработок были направлены на гонку вооружений. Считалось, что шаттл предназначен для орбитальной бомбардировки территории СССР. А после раскрытия американскими разработчиками характеристик космического аппарата, — включая габариты грузового отсека, — советские специалисты предположили, что корабль может использоваться для похищения советских спутников и станций.

В 1975 году советским спецслужбам удалось получить первые чертежи и фотографии американской системы. Полученные материалы проанализировали специалисты Института прикладной математики АН СССР и нескольких военных НИИ.

При этом корабль мог оставаться невидимым для советских средств предупреждения о ракетном нападении.

Это стало решающим фактором в истории будущего «Бурана». Министр обороны СССР Дмитрий Устинов подготовил решение о создании многоразовой космической системы (МКС), которое Л. И. Брежнев утвердил и подписал после обсуждения в Политбюро. 8 ноября 1976 года Дмитрий Устинов утвердил тактико-технические задания на разработку многоразовой космической системы 1К11К25, поставив подпись под ТЗ. Головным разработчиком корабля сделали специально созданное НПО «Молния» под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Полноразмерный испытательный стенд ОК-КС. Испытания на стенде велись с 1984 года до первого запуска «Бурана»

Задание предполагало постройку пяти кораблей, которые обеспечат частоту до 30 полетов в год. Помимо противодействия потенциальному противнику корабль предназначался для транспортировки грузов, космонавтов и спутников, а также для проведения научных экспериментов.

Рождение «Бурана»

Идея многоразовых орбитальных полетов прорабатывалась в СССР задолго до «Шаттла». Так, в 1960-х в СССР инициировали проект «Спираль», предполагавший создание орбитального самолета. К этому времени в ОКБ-23 В. М. Мясищева вели работу над воздушно-космическим аппаратом ВКА-23, который объединил несколько наработок по нескольким проектам крылатых ракет и орбитальных кораблей. Этот задел помог ускорить работу над «Бураном».

В 1975 году был предложен первый вариант будущего корабля — ОС-120. Первая концепция практически полностью повторяла «Шаттл». В хвостовой части размещалось три маршевых кислородно-водородных двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. Такая концепция ограничивала возможности посадки корабля, который мог приземлиться на ограниченное количество аэродромов. Так появился вариант корабля ОК-92. В нем маршевые двигатели переместили на ракету-носитель, а их место заняли два воздушно-реактивных двигателя, которые обеспечивали атмосферный полет. В этом было главное отличие будущего «Бурана» от Space Shuttle, который взлетал за счет твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей.

Уже в 1980 году на Тушинском машиностроительном заводе началось строительство первого прототипа космического корабля, который был готов к 1984 году. Длина «Бурана» составила 34,5 метра, размах крыла — 24 метра, а высота космоплана с шасси — 16,5 метра. При этом взлетная масса изделия достигала 105 тонн с учетом максимальных 30 тонн груза. С орбиты корабль мог доставить 20 тонн груза.

Источник

Космический солдат. Зачем построили «Буран» и кто погубил уникальную машину?

Споры о том, для чего на самом деле был нужен «Буран», ведутся до сих пор

Фото © ТАСС / Кузьмин Валентин, Пушкарёв Альберт

В шесть утра 15 ноября 1988 года небо над стартовой площадкой № 110 космодрома Байконур озарилось яркой вспышкой. Огромная, словно 20-этажная башня, ракета «Энергия» с самым секретным многоразовым кораблём лениво оторвалась от стартового стола и под рёв ракетных двигателей устремилась в небо. Советский корабль «Буран», закреплённый на циклопических размеров ракете, стал пятой симфонией советской оборонной промышленности.

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Байконур. Перед первым стартом универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» с кораблём многоразового использования «Буран». Фото © ТАСС / Кузьмин Валентин

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Советский челнок создавали с оглядкой на американские корабли Space Shuttle. Их, по словам NASA, строили для того, чтобы многоразовая космонавтика стала такой же обыденностью, как и поездка в супермаркет за газировкой. На деле, разумеется, ситуация была иной. Американцы создали многоразовые челноки с оглядкой на советские проекты. Многоразовые ракетопланы из СССР, как считали сотрудники третьего аналитического управления ЦРУ по военно-технической разведке, в перспективе могли выкрасть с орбиты любой американский спутник вместе с данными.

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Спейс шаттл. Фото © wikipedia.org

Но угля в топку советской космической программы подбросили не американцы, а сами советские учёные. Юрий Сихарулидзе, Дмитрий Охоцимский и Мстислав Келдыш провели математический анализ Space Shuttle и выяснили, что небольшой боковой манёвр позволяет кораблю сбросить на Москву или Ленинград атомный заряд почти любой мощности, вплоть до 50 мегатонн. После того как военным положили на стол докладную записку с выводами учёных, у тогдашнего министра обороны Устинова едва не случился сердечный приступ.

Позднее ряд свидетелей — один из руководителей программы «Энергия-Буран» и лётчики-испытатели — неоднократно рассказывали, что в 1985 году Space Shuttle совершил-таки «нырок» над Москвой и с высоты в 70 километров даже «просигналил» советским системам ПВО. Однако доказать эту историю никто так и не смог. Важно другое — к середине 80-х «советский ответ» Space Shuttle запаздывал, и два инцидента — возможный увод с орбиты станции «Салют-7» и тот самый «нырок» — стали катализаторами для ускорения работы над советским челноком.

Быстрее, больше, мощнее

Работа над «Бураном» шла тяжело. Сложностей добавляли не только требования заказчиков, но и абсолютная секретность, из-за которой почти никто не знал, над чем именно работает. Бывший инженер-математик, один из создателей управляющего компьютера корабля Валентин Пустовский вспоминает, что до последнего не понимал, над каким именно устройством будет работать его группа.

Нам только озвучивали параметры, которых нужно достичь. Про то, что наши изделия — компьютеры и датчики будут установлены в космический корабль, мы даже подумать не могли. Узнали обо всём, наверное, через полгода или даже через год после первого пуска. Все были удивлены, мягко говоря

Бывший инженер-математик, один из создателей управляющего компьютера корабля «Буран»

Всего над «Бураном» трудилось почти три миллиона человек — от математиков и химиков до сталелитейщиков, сварщиков и кладовщиков. Ни один советский проект не был настолько наукоёмким, сложным, тяжёлым в производстве и секретным одновременно. Трудность заключалась ещё и в том, что «Буран» при схожей аэродинамической схеме был крупнее и тяжелее американского «Шаттла» — если масса выводимой полезной нагрузки была примерно такой же, как у американского челнока и составляла 30 тонн, то возвращать с орбиты «Буран» мог даже крупногабаритные объекты, например, спутник или несколько спутников общей массой до 20 тонн. «Шаттл» мог доставить на Землю только 14 тонн груза с орбиты.

При этом экипаж «Бурана» мог разобрать любой объект на орбите с помощью манипулятора. Бывший руководитель сектора НИИ Автоматики и электросистем Борис Лапушенко пояснил, что «угнать» спутник с орбиты советский челнок мог за десять минут.

Была даже специальная схема разработана. Отсекаются элементы питания, разбирается частично блок спутника, укладывается в транспортный отсек и закрепляется там специальными упорами. И всё. Экипаж не покидает корабля, делает всё с камер и датчиков. Весь процесс — 10 минут. В худшем случае 20. А дальше манёвр и спуск с орбиты

Бывший руководитель сектора НИИ Автоматики и электросистем

Если с двигателями для «Бурана» и другими сугубо космическими технологиями особенных проблем не было, то авиационная природа «орбитального самолёта» доставляла разработчикам немало проблем. К примеру, тепловая нагрузка на «Буран» при входе в атмосферу должна была составлять примерно 1500 градусов. Для того, чтобы обезопасить экипаж и машину, решать проблему стали в два этапа.

Источник

Вандалы и время уничтожат советский «Буран». Спасти его можно, но владелец из Казахстана не хочет договариваться с РФ

Вокруг орбитального корабля «Буран», который хранится на Байконуре, продолжаются споры. «Роскосмос» задумывается о том, чтобы вернуть корабль в Россию, потому что уверен — в противном случае экспонат может быть разрушен. Этому опасению есть основания: ранее «Буран» уже стал жертвой вандалов. При этом владелец корабля, частное лицо из Казахстана, не намерен его отдавать. Разобрались, чем так важен «Буран», и почему он так нужен владельцу.

Непростая судьба «Буранов»

В конце мая стало известно, что уличные художники пробрались на территорию космодрома «Байконур» и разрисовали «Буран». Они оставили на недостроенном космическом корабле надписи «Юра, мы приехали», «Добро» и «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле», а также — свои имена.

Позже они рассказали, что таким образом хотели обратить внимание на запущенность «Бурана».

«Эта программа была закрыта уже 40 лет назад, а после этого мы таких больших достояний и рывков больше и не делали. Если что, я готов нести ответственность. Но для меня вандализм — это то, что сейчас происходит там с кораблями», — уточнил один их художников.

Однако многие отреагировали на их поступок негативно. Герой России, летчик-космонавт Андрей Борисенко отметил, что считает это хулиганством, незрелостью и глупостью. А гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подчеркнул, что переживает за судьбу корабля и сразу же выставил вокруг него охрану.

Однако вандалы стали не единственной проблемой — в ангаре, где хранятся «Бураны» (летный образец и макет для испытаний), начала осыпаться кровля. По словам Рогозина, в помещении нельзя находиться без касок — есть риск, что крыша просто упадет прямо на корабль. Такое уже случалось: в 2002 году крыша упала на единственный из летавших в космос «Буранов» — он отправился в автоматический полет 15 ноября 1988 года. В результате он был уничтожен.

Попытки вернуть «Буран» домой

В «Роскосмосе» отметили, что стремятся вернуть «Буран» в Россию, где за ним будет надлежащий присмотр.

«Мы обеспокоены этой ситуацией и приложим максимум усилий, чтобы эти объекты оказались в достойном месте, например, в одном из музеев космонавтики», — отметил пресс-секретарь «Роскосмоса» Владимир Устименко.

Рогозин отметил, что оба «Бурана» — летный образец и макет для испытаний — а также ракета «Энергия-М» сейчас принадлежат частному лицу. Их владельцем является казахский бизнесмен Даурен Муса. Глава «Роскосмоса» отметил, что сейчас между ним и властями Казахстана идет судебный процесс, в рамках которого последние пытаются вернуть себе права владения на корабли. Как только это произойдет, Россия собирается начать переговоры — чтобы выкупить «Бураны» и передать их в музеи.

Однако первый суд, который прошел в феврале этого года, решил оставить «Бураны» у компании РКК «Байконур», 80% акций которой принадлежит Даурену Мусе. В тот раз иск подал комитет госимущества еще в 2019 году. Однако власти не намерены сдаваться, отметил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин.

«Гражданин Даурен Муса в своем посте утверждает, что власти Казахстана уже три года, не жалея сил, судятся с ним. Это действительно так, и мы будем продолжать это делать, ведь наша цель — восстановление законности и справедливости, возвращение государству его собственности», — написал он в Facebook.

Рогозин против Мусы

О том, что состояние монтажно-испытательного комплекса, в котором хранятся образцы «Бурана», вызывает опасения, Дмитрий Рогозин сообщил в ноябре 2020 года. Тогда же стало известно, что госкорпорация рассматривает возможность купить «Бураны» и передать их в музей.

В начале сентября в СМИ появилась информация о том, что специалисты НПО «Молния» приехали на «Байконур», чтобы решить, как перевезти «Бураны» в Россию. При этом гендиректор казахстанского их владелец Даурен Муса подчеркнул, что не намерен продавать корабли России. Он заявил, что российская промышленность не может похвастать никакими новыми достижениями в космонавтике, поэтому решила «ухватиться за брошенные в спешке ими же 30 лет назад недостроенные макеты», которые ей не принадлежат.

«Я готов был и так подарить эти „Бураны“ России взамен на голову Кенесары хана! Но миролюбивость и добрососедство начинают принимать за слабость, и перестают соблюдать элементарные правила приличия», — заявил он в своем Facebook.

Позже на НПО «Молния» заявили, что не планируют перевозить «Бураны». Там подчеркнули, что не имеют права трогать имущество, которое не принадлежит РФ. А на космодром они приезжали лишь для того, чтобы оценить состояние мест, в которых хранится корабль.

При этом Дмитрий Рогозин ответил на обвинения Мусы, заявив, что из-за ненадлежащего условия хранения «Бураны» могут быть утеряны. Он призвал бизнесмена не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, а оценить риски своего «безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин». Глава «Роскосмоса» также добавил, что без согласия казахстанских властей Россия не может планировать вывоз кораблей, потому что они ей не принадлежат — однако вынуждена оплачивать все расходы по охране «Буранов».

«Оценки технического состояния обоих „Буранов“ и ОН „Энергия-М“ проводятся нами регулярно, и эти оценки неутешительны. С нетерпением ждем исхода судебного процесса, надеясь, что в итоге „Бураны“ обретут более заботливого хозяина или заставят Вас вложить хоть один тенге в дело сохранения экспонатов, имеющих мировое значение», — заключил Рогозин.

«Достижения надо сохранять»

«Буран» — советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы (МТКС), который разработали в рамках программы «Энергия-Буран». Один из конструкторов «Бурана», заместитель директора НПО «Молния» Владимир Скороделов рассказал «360», почему этот корабль необходимо сохранить.

Это было величайшее достижение нашей космической техники в 1980-е годы. Как и все другие наши отечественные достижения науки, культуры надо сохранять. Как образец того, что может достигать наше государство. И сохранять это у себя, на нашей территории. А то, что это оказалось в собственности какого-то физического лица, гражданина Казахстана — я считаю, что это вообще дикость и недоразумение

Скороделов отметил, что во время распада Советского Союза между государствами поделили различную технику. Когда речь идет о самолетах, автомобилях и другой серийной продукции, это оправдано. Однако достижения» подобные «Бурану» должны храниться там, где они сделаны.

Он уверен, что Даурен Муса не просто так не хочет расставаться с кораблями. Все дело в коммерческом интересе — он рассчитывает продать эти корабли.

«Тот, кто это приватизировал за небольшие деньги, наверняка имеет цель продать подороже. Кому угодно — России, США, своему правительству в Казахстане. Скорее всего это — движущая сила всего этого процесса. Потому что ничего другого с этим объектом этот человек не может сделать полезного», — отметил собеседник.

В пример он привел ситуацию в США. Когда там закрыли программу определенного вида космических кораблей, государство продало их в частные музеи за определенную стоимость. По словам Скороделова, речь идет о порядка 28 миллионов долларов за один космический летательный аппарат.

Источник

Забытая «Буря»

Из твиттера OGRDNKV: Вчера ночью мы преодолели 35 километров пешком по казахской степи, с рюкзаками по 15 килограмм. И все ради заброшенных цехов, в которых стоят заброшенные космические корабли «Буран»!

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Следует уточнить: тот корабль, к которому проникают любители приключений, «Бураном» не является.

Настоящий «Буран», летавший в космос, был полностью разрушен 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса космодрома. Под завалами погибли 8 рабочих, ремонтировавших крышу. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.

Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное: «Буря».

Судьба «Бури» не менее печальна. Корабль был готов примерно на 95 процентов и должен был отправиться в полёт в 1992 году. Но закрытие программы поставило на этих планах крест.

«Союз» ушел на пенсию. Легендарная ракета-носитель снята с производства.

Корабль несколько раз менял собственника, а в настоящее время владелец «Бури» неизвестен. Ангар, где он находится, периодически подвергается набегам охотников за цветным металлом.

«Изделие 2.01» (корабль «Байкал») к моменту закрытия программы было готово примерно на 50 процентов. До 2004 года корабль находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем несколько раз менял «прописку», в 2011 добравшись до подмосковного Жуковского, где он должен был после реконструкции стать экспонатом авиасалона.

Ещё два экземпляра, заложенные на заводе в Тушине, были разобраны там же после закрытия программы.

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Кроме того, в рамках программы «Буран» было создано несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Эти макеты многие до сих пор принимают за настоящие корабли.

БТС-002 ОК-ГЛИ или «изделие 0.02», на котором проводились атмосферные испытания и отработка в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта, после долгих скитаний по миру в 2008 году за 10 миллионов евро был приобретён владельцем частного Технического музея Германом Лайром и находится в его экспозиции в немецком городе Шпейере.

БТС-001 ОК-МЛ-1 или «изделие 0.01» после закрытия программы многие годы являлся аттракционом в московском Парке Горького. В 2014 году он сменил прописку и был перевезён на ВДНХ, где находится и сейчас.

Один из макетов, ОК-МТ, является «соседом» «Бури» по ангару, в который так полюбили проникать блогеры.

Гляньте видео «Путешествие к забытым космическим кораблям». 2 мужика прилетели в Казахстан и пешком добирались до Байконура что бы посмотреть запуск ракеты и обнаружили склад с этим космическим кораблем

Артефакты погибшей цивилизации. до сих пор находим

Думаю, были и люди, которых готовили к полетам на этих аппаратах.

Как с ними поступают после сворачивания программы?

«Союз» ушел на пенсию. Легендарная ракета-носитель снята с производства.

как будто ракета-носитель «Бурана» называлась «Союз»

«Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.»

Ааааааа. На этой фразе моя филейная часть сама стартанула на орбиту не хуже «Протона». Как можно так относиться к истории? Ещё сколько-то лет пройдёт и в истории освоения космоса будет написано «первым в мире астронавтом является Алан Шепард.»

Читаю посты, а в голове вертится фраза, что какую страну просрали.

На мгновение вот эту бурю представил

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Вопрос к ТС, на Байконуре на 2й площадке что за изделие?

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

А «Бурю» купил лично Доктор Зло, и сейчас оснащает её для очередного захвата мира.

Не знаю как вам, а мне хочется плакать, когда я смотрю на подобные фото.
Ведь существовали люди, создававшие железные крылья для покорения вселенной. Они мечтали и верили, что грозная Буря увидит черноту безраздельного космоса.
Чья-то душа горела стремлением стать ближе к звездам, к другим мирам, дотронуться до вечности, совершить что-то великое.

Но вот всё это оказалось по воле жестокой истории изувечено, искорежено и разворовано.

Смотреть на это, — словно видеть останки чего-то очень светлого. Как памятник рухнувшей надежде. Погибший Буран и забытая, мертвая Буря.
Грустно.

35 км и всего одно фото? Попахивает пиздежом

ТС, гиперссылку про «Союз» убери, все равно она при копировании отвалилась.

Заслуженно забытый мусор.

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Юбилей РКК «Энергия»: 75 лет прорыву в космос

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Головному российскому предприятию по пилотируемым космическим системам сегодня исполнилось 75 лет. Его коллектив (наследники отдела НИИ-88 и Королёвского ОКБ-1) был инициатором и головным разработчиком практически всех направлений развития космонавтики — от семейства ракет Р-7 и пилотируемых космических кораблей до автоматических межпланетных станций и сверхмощной ракеты «Энергия». Сегодня в РКК идёт работа над новыми РН и космическими кораблями. Поздравляем сотрудников предприятия с юбилеем, желаем звездных высот!

Некоторые из достижений РКК «Энергия»:

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1950 — первая баллистическая ракета Р-1;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1960 — ракета-носитель «Молния» (космическая связь, исследование Луны, Марса, Венеры);

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1966 — ракета-носитель «Союз» для пилотируемых и грузовых кораблей, также используется для запусков КА для исследования Луны;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1967 — пилотируемый космический корабль «Союз»;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1969 — «лунная ракета» Н1-ЛЗ;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1971–2001 — орбитальные станции «Салют» и «Мир»;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1978 — грузовой космический корабль «Прогресс»;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1987–1988 — МТКС «Энергия-Буран»;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— 1995 — создание международного консорциума «Морской старт».

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— РН «Союз 2.1а/б», корабли «Союз ТМА» и «Прогресс М»;

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

— Головная организация в строительстве и эксплуатации российского сегмента МКС (модули «Звезда», «Пирс», «Поиск» и «Рассвет»).

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Документальный фильм о РКК, где развёрнуто рассказано обо всём том, что мы привели на картинках и в тексте: https://youtu.be/GBtVXg4Tjfg

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Что случилось с бураном. Смотреть фото Что случилось с бураном. Смотреть картинку Что случилось с бураном. Картинка про Что случилось с бураном. Фото Что случилось с бураном

Планетарий 1 хочет забрать Буран

Крупнейший в мире Планетарий 1, находящийся в Санкт-Петербурге, готов забрать Бурю (второй корабль из серии), стоящую более 30 лет на Байконуре, на которой не так давно нарисовали граффити.

Планетарий 1 готов самостоятельно забрать Буран и осуществить его доставку в Санкт-Петербург, в случае получения разрешения от Роскосмоса и Казахстана. Также музей готов построить в Казахстане планетарий в обмен на челнок. Для его экспозиции в настоящее время планируется крытая оранжерея на входе в Планетарий 1, где может разместиться Буря.

Дизайн-студия планетария в прошлом году сделала один из самых лучших на сегодняшний день фильмов 360, посвященный именно Бурану и развитию отечественной космонавтики.

Ярким примером международного признания музея также может служить поступок компании Red Bull, которая сразу после открытия Планетария 1 прислала туда из своего музея в Австрии настоящую капсулу, из которой несколько лет назад из стратосферы прыгнул Феликс Баумгартнер. В тот момент это было самое просматриваемое видео в интернете.

В 2022 году в Планетарии 1 пройдет Международная конференция IPS (International Planetarium Society), на которую приедет более 1000 директоров планетариев со всего мира. Право на проведение этой конференции впервые в истории России, было выиграно усилиями команды Планетарий 1 у Хьюстона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *