Что случилось с букингом
Booking.com капитулировал в Турции, согласившись на все условия, только чтобы его разблокировали
Подпишитесь на туристические новости:
Напомним, еще в октябре 2019 года турецкий суд постановил, что агрегатор отелей Booking.com виновен в недобросовестной конкуренции. А ещё ранее его деятельность была ограничена в Турции в качестве «меры предосторожности» с марта 2017 года после судебного иска Турецкой ассоциации туристических агентств (TÜRSAB). Действующие ограничения делают невозможным бронирование в Турции через Booking.com.
В итоге долгих переговоров, которые «Букинг» вел с турецкими министерствами финансов и торговли, а также туризма, соглашение было достигнуто. В целом агрегатор согласился на турецкие условия – Booking.com откроет офис в Турции, а также согласился платить налоги в размере 7.,5% от своего оборота, полученные от турецких отелей. Ожидается, что этот новый шаг компании приведет к отмене ограничений на доступ.
При этом, как отмечали туроператоры, Букинг – громадная транснациональная корпорация с голландскими корнями, работающая в большинстве стран мира – имеет самый крупный рынок именно в России. Ни в США, ни в Германии, ни во Франции, ни в Китае, ни в Британии, ни в Италии и других больших и развитых странах он не имеет такой огромной доли рынка как в России, занимая там довольно скромные позиции на высококонкурентном поле, и вынужден там с трудом бороться с конкурентами, включая турагентства.
Ну а российским туристам пока однозначно выгоднее отдыхать в Турции, покупая готовые турпакеты. Тем более, что сейчас на курортах Турции установилась по-настоящему летняя жара, которая особенно располагает к пляжному отдыху. Подробности и прогноз погоды читайте в материале ☼ «В Турции побиты рекорды по жаре: дан прогноз погоды в Анталии до конца октября».
Штраф Booking в России на ₽1,3 млрд. Что важно знать
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наложила на зарегистрированную в Нидерландах Booking.com B.V., управляющую одноименным сервисом по бронированию отелей, оборотный штраф в размере 1,3 млрд руб., сообщило в четверг, 26 августа, ведомство.
Booking.com оштрафовали по ч. 2 ст. 14.31 КоАП (злоупотребление доминирующим положением на рынке). Сервис «навязывал российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров», в соответствии с которыми они были обязаны предоставлять компании и соблюдать со своей стороны паритет цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж и распространения своих услуг, объяснила ФАС.
«Мы разочарованы сегодняшним решением ФАС», — сообщили РБК в пресс-службе Booking.com. «Мы всегда вносили свой вклад в развитие индустрии туризма и твердо уверены, что наша практика паритета цен является справедливой и позволяет Booking.com поддерживать экосистему путешествий, как мы всегда это делали», — настаивает представитель сервиса. По его словам, Booking.com обжалует решение о штрафе.
Прецеденты, когда ФАС штрафовала крупные международные корпорации за нарушение российского антимонопольного законодательства, уже были: в августе 2016 года ведомство обязало структуры американской Google выплатить 438 млн руб. за то, что корпорация запрещала производителям смартфонов устанавливать приложения конкурентов. Тогда на Google пожаловался «Яндекс».
Почему ФАС завела дело в отношении Booking.com
На сервис еще в начале 2019 года в ФАС пожаловалась «Опора России». Она обвинила Booking.com в том, что сервис требует от сотрудничающих с ним отелей давать лучшие цены только ему: даже если клиент будет бронировать ночевку напрямую, гостиница не вправе предоставить ему более выгодные расценки.
ФАС согласилась с доводами «Опоры России» и в ноябре 2019 года выдала Booking.com предупреждение, потребовав добровольно прекратить нарушать российский закон «О защите конкуренции». Сервис это предупреждение не исполнил, поэтому в декабре 2019-го в отношении Booking.com было возбуждено антимонопольное дело.
Его рассмотрение было завершено через год — в декабре 2020 года. Сервис был признан нарушителем закона, служба выдала Booking.com предписание отказаться от паритета цен при работе с российскими гостиницами и другими объектами размещения. При этом ФАС оценила рыночную долю Booking.com в России: на своем товарном рынке, то есть среди всех агрегаторов информации о средствах размещения в России, сервис занимал почти 80% в стоимостном выражении и 84% — в натуральном.
Комментируя выданное предписание, Booking.com в декабре 2020 года также указывал, что считает свою политику справедливой. Позже он оспорил решение ФАС в Арбитражном суде Москвы. Очередное заседание по этому делу назначено на 30 августа.
Какие будут последствия для Booking.com
Букинг проиграл, но хватит ли у ФАС духа заблокировать Booking.com по примеру Турции?
Подпишитесь на туристические новости:
Напомним, в феврале 2019 года жалобу в ФАС написали предприниматели из «Опоры России», обвинив сервис на нарушение конкуренции, а также обвинив агрегатор в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и навязывании гостиницам, отелям, хостелам и другим средствам размещения невыгодных условий договора с обязательным паритетом цен.
Примечательно, что такой монополизм в России является уникальным: во всем остальном мире ситуация совершенно иная. Парадокс в том, что Букинг – громадная транснациональная корпорация с голландскими корнями, работающая в большинстве стран мира – имеет самый крупный рынок именно в России, и это притом, что сама Россия не является страной, отправляющей больше всего туристов. Мы уступаем по показателям выездного и внутреннего туризма многим странам, включая немцев, американцев, англичан и т.п. Аналогичные позиции с преобладающей долей рынка Букинг имеет только в небольших странах. Ни в США, ни в Германии, ни во Франции, ни в Китае, ни в Британии, ни в Италии и других больших и развитых странах он не имеет такой огромной доли рынка как в России, занимая там довольно скромные позиции на высококонкурентном поле, и вынужден там с трудом бороться с конкурентами, включая турагентства.
Более того, недовольство Букингом зреет не только среди крупных гостиничных цепочек. Этой ситуацией стали вплотную заниматься власти многих стран, прежде всего в Европе, озабоченные вопросом защиты своих потребителей. В Турции вообще решили эту проблему радикально, запретив там Букингу вообще работать. А в Британии уличили Букинг в том, что сервис вводит туристов в заблуждение. Делалось это следующим образом: чтобы подтолкнуть клиента к немедленному бронированию, Букинг выводил в интересующих его отелях информацию, что в них остался лишь 1 свободный номер на нужные даты. Однако в ходе расследования оказалось, что это соответствовало действительности лишь в 5 из 10 случаев, в остальных случаях это было банальной ложью. Т.е. Букинг искусственно подталкивал клиентов к немедленному принятию решения, чтобы у них не осталось время на изучение альтернатив, в том числе на консультацию с турагентом.
Но у туррынка есть способы для эффективной борьбы и даже для победы над Букингом. Главное – это развеять в умах потребителей миф о том, что на Букинге якобы самые дешевые цены, считает Тарас Кобищанов. Но и помощь государства в этой борьбе лишней явно не будет. Посмотрим, сможет ли новый глава ФАС жестко отстаивать интересы отечественной туриндустрии.
Что изменится в работе Booking.com в России
По экспертным оценкам, доля Booking.com в российском сегменте онлайн-продаж гостиничных услуг достигает 60-75%. Конкуренты обвиняют сервис в неэтичных методах продаж, а отельеры – в ограничениях на ценообразование. Зарубежным агрегатором вплотную занялся ФАС. Разбирались в причинах успеха компании в России и в возможном развитии событий на рынке.
ПОЧЕМУ ФАС ОШТРАФОВАЛ BOOKING.COM
В конце августа стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) наложила на Booking.com B.V. (Нидерланды) штраф в размере 1,3 млрд. р. (около 17,5 млн долл.) за злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Как считают в ФАС, компания навязывала гостиницам, отелям, хостелам условия договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей. Для гостиниц это означало, что они не могут установить цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на агрегаторе Booking.com.
В конце октября 2020 г. ФАС уже обращалась к Booking.com с предупреждением о недопустимости навязывания гостиницам требования о соблюдении паритета цен, но агрегатор службе так и не ответил. Антимонопольное дело было возбуждено на основании обращения организации «Опора России» еще в конце 2019 г.
В самом Booking.com сообщили, что будут оспаривать штраф. Однако пока российская судебная система на стороне ФАС: Арбитражный суд Москвы в понедельник, 30 августа, отклонил иск Booking.com к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России о признании незаконными решения и предписания ведомства.
КАК И ГДЕ ЕЩЕ ШТРАФОВАЛИ BOOKING.COM
По данным самого Booking.com, доля компании на рынке гостиничных услуг в Европе составляет 13%. Но в России, отмечают эксперты, она намного выше и является доминирующей. Такое, фактически монопольное, положение компании позволяет ей вести «игру по своим правилам».
«Это крупнейший игрок на рынке. В России компания позволяет себе вести деятельность так, как не позволяет себе в Европе. В частности, европейское законодательство запретило Booking требовать от отелей предоставлять им лучшую цену и диктовать ценовые преференции. И Booking это требование принял. В России таких условий компании не предъявлялось, потому она пользуется своим господствующим положением на рынке» – говорит генеральный директор холдинга «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.
Турецкий суд в 2017 г. вообще приостановил деятельность Booking.com, утверждая, что веб-сайт нарушил турецкий закон о конкуренции.
Еще один крупный штраф компания должна заплатить в Евросоюзе. В начале апреля 2021 г. Booking.com был оштрафован на 475 тыс. евро за то, что не сообщил о серьезной утечке данных в срок, установленный Общим регламентом защиты данных (GDPR) ЕС.
ПРИНУЖДЕНИЕ К ПОКУПКЕ И ДРУГИЕ УЛОВКИ И ХИТРОСТИ ПРОДАЖ
В Англии Booking.com был подвергнут большим штрафам за «манипулирование поведением потребителя».
Например, компания вводила в заблуждение клиентов данными о количестве оставшихся номеров в просматриваемом отеле. В системе могло отображаться либо неверное количество оставшихся номеров, либо количество номеров в этом отеле, оставшиеся именно в системе Booking.com (но без указания этого важного факта – ведь тогда потребитель мог перейти для бронирования к другим системам или непосредственно на сайт самого отеля).
Есть и другие приемы манипулирования. Например, демонстрация, сколько человек просматривают сейчас страницу этого же отеля: создается искусственный ажиотаж, и клиент торопится сделать покупку раньше других. Такой метод «принуждения к покупке» подталкивает потребителя к принятию решения немедленно, что не позволяет ему сравнить цены на других сервисах.
В России ограничений на применение всех этих маркетинговых уловок нет, поэтому все описанные методы активно используются компанией Booking.com на отечественном рынке.
К слову, точно такие же методы могут использовать (если позволяет корпоративная этика) и российские конкуренты агрегатора. Но это бесполезно: аналогичных успехов российские компании вряд ли добьются. Непропорционально большая доля Booking.com и его имидж «уникального сервиса» на российском рынке позволяют ему в любом случае находиться в выигрышном положении по сравнению с российскими конкурентами, что бы они ни предпринимали.
Этот же фактор (доминирующее положение на рынке) позволяет Booking.com брать с отелей повышенные комиссии за каждое бронирование, совершенное через этот агрегатор. В среднем, комиссия агрегатора для российских отелей составляет 18-25%.
Но это еще не всё. Если российский отель хочет продаваться, выходить в ТОПе (на 1-4 странице в выдаче), то комиссия будет выше, он доплачивает агрегатору за это. Именно поэтому первые строчки ТОПа выдачи Booking – это те отели, у которых есть деньги, которые они готовы вкладывать в продвижение, а не те гостиницы, которые пользуются наибольшим спросом у туристов.
КАКИЕ РОССИЙСКИЕ ОТЕЛИ ЗАВИСЯТ ОТ BOOKING.COM
«В наибольшей степени зависимость от Booking.com испытывают городские отели России. Его роль для курортных отелей не столь значительна. Наиболее важные каналы продаж резортов – это туроператоры, турагенты и прямые продажи с сайта», – говорит руководитель сетей «Ателика» и «Дивный мир» Алексей Высоканов.
Более того, некоторые (хоть и далеко не все) курортные отели России в пик сезона просто отказываются от сотрудничества с зарубежным агрегатором. Причин несколько.
Во-первых, Booking.com часто предлагает гибкие условия отказа от бронирования или «оплату при заселении», что неудобно и невыгодно курортным отелям.
Во-вторых, на Booking.com турист может летом забронировать в пляжном курортном отеле одну-две ночи посреди недели и дальше уехать куда-нибудь в горы. Из-за этих коротких ночевок отель потом не может реализовать другому туристу пакет длительного проживания на этот период в этом номере.
Наибольшую потребность в таком канале продаж, как Booking.com, испытывают в России прежде всего небольшие отели, не входящие в крупные и средние сети. Для таких отелей доля продаж номеров через Booking.com может составлять все 100%, говорят эксперты. У крупных сетевых отелей доля «букинга» и вообще продаж через агрегаторы в разы меньше.
«У крупных брендовых (находящихся под профессиональным управлением) отелей доля онлайн-продаж через агрегаторы, в том числе и через Booking.com, до пандемии достигала 30%. Во время пандемии эта доля несколько выросла, т.к. снизилась активность туроператоров и других каналов продаж. У крупных отелей без профессионального управления доля онлайн-продаж чуть выше», – говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Отели выбрасывают номера в онлайн в том числе, когда продажи в целом падают, добавляет Алексей Высоканов. Этим объясняется резко возросшая доля онлайн-продаж гостиничных услуг в пандемию, в том числе через Booking.com и его отечественные аналоги – «Островок.ру» и др.
ФЕНОМЕН BOOKING: СТАВКА НА МАССИРОВАННУЮ РЕКЛАМУ
Участники рынка не отрицают преимущества через Booking.com – это технологичная, современная и интуитивно понятная потребителю система. Но главный секрет успеха зарубежного агрегатора – без преувеличения гигантские затраты на маркетинг и продвижение на российском рынке.
«Вся прибыль Booking.com в течение долгих лет тратилась практически целиком на рекламу и маркетинг – прежде всего в Google, а также Яндекс и в социальных сетях. Это позволило сформировать устойчивое общественное мнение об уникальности этого продукта. Колоссальная часть действительно феноменального успеха Booking.com основана на грамотной и главное, массированной, рекламе», – говорит Тарас Кобищанов из «Русского Экспресса».
В 2018 г. появилась информация о суммах, направляемых Booking.com на рекламу. Согласно отчету о доходах и оценкам аналитиков, только за последний квартал 2018 г. компания потратила 1,3 млрд. долл. на «эффективный маркетинг». Из них около 1 млрд. долл. США было направлено на продвижение и рекламу в Google. За 9 месяцев того же 2018 г. компания вложила в продвижение почти 3,6 млрд. долл.
Масштабное финансирование рекламы не прекращается и на фоне упадка туристической отрасли из-за коронавируса. Агрегатор сократил четверть своих сотрудников, но массированные вливания в интернет-рекламу продолжает и даже наращивает. Согласно последнему отчету Booking.com, за шесть месяцев 2021 г. компания уже вложила в маркетинг 1,5 млрд. долл. США В аналогичный период 2020 г. было вложено в рекламу 1,1 млрд. долл. США
«На самом деле, и в мире в целом, и в России в том числе, уже есть и работают системы онлайн-бронирования, которые могли бы конкурировать с Booking.com в технологичности. Но таких гигантских рекламных бюджетов, как у Booking.com, нет ни у одной коммерческой компании, тем более российской», – поясняет Тарас Кобищанов.
ЭКСПЕРТЫ СКЕПТИЧНЫ В ОТНОШЕНИИ ИДЕЙ «ГОСБУКИНГА»
Фактор рекламных бюджетов объясняет во многом и скептицизм экспертов в отношении неоднократно высказывавшейся идеи создания «российского Booking.com», может быть даже с государственным участием.
«Вряд ли даже государство сможет прокредитовать такие же или бОльшие вложения в интернет-рекламу, как у Booking.com. Тем более – в условиях пандемии. А без таких вложений создание «госсистемы бронирования» попросту бессмысленно. На российском рынке и так есть успешные коммерческие аналоги Booking.com. И в масштабы Booking.com они не выросли исключительно потому, что у них нет и не будет таких же денег, как у него. Если таких же огромных денег государство не найдет на свой «госбукинг» (причем вкладывать их в развитие нужно будет много лет), то такая система станет еще одним неудачным проектом. Наподобие так и канувшего бесславно в лету «государственного браузера», – рассуждает один из экспертов отельного рынка. С его мнением согласны и другие опрошенные спикеры.
По мнению большинства опрошенных, такие попытки в 99% будут мимо цели. Если, конечно, не запретить работу зарубежного агрегатора вообще. Но, во-первых, отмечают эксперты, даже если это и реализуемо технически и юридически (в чем есть сомнения), то место Booking.com на российском рынке скорее займут уже существующие на мировом рынке крупные иностранные игроки в сфере онлайн-бронирования (тоже с большими рекламными бюджетами в твердой валюте).
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В РАБОТЕ BOOKING.COM В РОССИИ
Успех Booking.com в России обусловлен в том числе и грамотным заходом на российский рынок – в то время, когда здесь у нее не было конкурентов. Компания сразу предложила лояльную комиссионную политику, русифицированную версию системы бронирования. А колоссальные по объемам и вложениям рекламные активности еще больше усилили этот эффект. В результате, по некоторым оценкам, сейчас доля Booking.comна российском рынке онлайн бронирования услуг гостиничного размещения достигает 70-75%.
«Не думаю, что в результате разбирательств с ФАС Booking.com потеряет серьезную долю рынка. Для большинства отелей России сейчас этот агрегатор – основной инструмент продаж. Но возможно, что в результате неких компромиссов государства и Booking.com у отелей появится больше свободы в вопросе ценообразования», – говорит Вадим Прасов из ФРИО.
То, как дальше будут развиваться события с Booking.com в России, во многом зависит от готовности регулятора к жестким мерам (наподобие тех, что предприняла в свое время Турция) или компромиссам. Есть предположения, что все закончится оплатой штрафа (а по европейским меркам он не так уж велик).
Однако все больше экспертов уже не исключают, что ФАС все же доведет начатое дело до конца, и Booking.com в конце концов (возможно, это займет длительное время) придется менять свою политику работы в России.
«Оптимальным выходом из ситуации для рынка был бы вариант, когда Booking.com приведет к единому стандарту свою политику работы в Европе и в России. С тем, чтобы он отказался от навязывания своих «исключительных» условий отелям, и российский потребитель находился в таких же условиях, как и голландский, германский или любой другой в Европе. А это означает отказаться не только от навязывания отелям принципа «лучшей цены на Booking», но и от различных методов интернет-манипулирования действиями покупателя за счет «принуждения к покупке», – резюмирует Тарас Кобищанов.
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».
Названы последствия возможного ухода Booking.com с рынка России
Сервис получил штраф в 1,3 миллиарда рублей
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала сервис бронирования отелей Booking.com на 1,3 млрд руб. за доминирующее положение на рынке. Эта сумма составляет 11,5% от оборота компании в России. Сервис навязывал гостиницам, отелям и хостелам условия, по которым они не могли установить цену на других платформах ниже, чем на Booking.com, считает ФАС. Сможет ли компания оспорить штраф или предпочтет покинуть отечественный рынок, и как скандал отразится на потребительских ценах, разбирался «МК».
В Booking.com заявили, что разочарованы решением ФАС. Антимонопольщики установили, что сервис навязывал российским гостиницам обязательное «предоставление и соблюдение паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей».
«Мы намерены обжаловать данное решение о штрафе, пока ожидаем результатов апелляции на заключение ФАС в отношении нашей практики паритета цен», — заявили в компании. Напомним, ФАС России еще в декабре 2020 года завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении сервиса Booking.com. Возбуждено оно было на основании обращения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Штраф в размере 1,3 млрд рублей — это 11,5% от российского оборота Booking.com в 2020 году, что, безусловно, является значительной суммой, говорит руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев. «Шансы, что юристы сервиса смогут успешно обжаловать решение о наложении штрафа, сохраняются и, вероятнее всего, они смогут добиться снижения размера штрафа в несколько раз, но добиться отмены принятого ФАС решения у них вряд ли получится», — считает он.
Между тем, 26 августа WhatsApp, Facebook и Twitter оштрафовали на 36 млн рублей за отказ локализовать на территории РФ персональные данные россиян. Постановление вынес Таганский районный суд. Что это? Сезон охоты за иностранными интернет-платформами?
Напомним, в марте пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил надежду, что до блокировки иностранных интернет-платформ не дойдет, потому что никто не хочет полного запрета. Так он прокомментировал ситуацию с Twitter. Весной Роскомнадзор замедлил скорость работы соцсети Twitter в России на 100% мобильных устройств и на 50% стационарных устройств и пригрозил блокировкой, если интернет-сервис не начнет выполнять требования российских законов.
Роскомнадзор и ФАС неоднократно в последние годы предупреждали разные иностранные сервисы о необходимости соблюдать российские законы. В результате — гигантские штрафы и реальная угроза ухода с российского рынка.
Идет тренд на усиление требований к западным IT-компаниям со стороны регуляторов, так что штраф Booking.com не вызывает удивления, говорит управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман. «Дальнейшее поведение компании, попавшей под штрафные санкции, зависит от того, насколько для неё важен российский рынок, — продолжает эксперт. — На ценах для путешественников уход агрегатора вряд ли отразится, возможно, будет больше опций по спецпредложениям, поскольку отелям не нужно будет платить комиссию за участие в сервисе».
Вместе с тем ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин считает, что разбирательства и штрафы с иностранными компаниями — стандартная практика для российского законодательства. «Искать здесь какой-то скрытый смысл в виде охоты на иностранные компании никаких причин нет», — убежден он. Действительно, самым резонансным из всех этих дел стал только кейс с Google и каналом «Царьград», штраф по которому при определенных обстоятельствах мог превысить капитализацию компании. Но судя по тому, что по этому процессу новостной фон окончательно затих, то и здесь стороны смогли сами урегулировать споры.