Что случилось с белорусским самолетом
Минск обвинил пилота самолета с Протасевичем в нарушении инструкций
Пилот самолета авиакомпании Ryanair, на борту которого находился бывший главный редактор Telegram-канала Nexta (признан властями Белоруссии экстремистским) Роман Протасевич, нарушил инструкции, совершив посадку в Минске, а не в Вильнюсе. Об этом в интервью телеканалу «Беларусь 1» заявил глава департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский.
Комментируя опубликованные в Сети записи разговора пилота с диспетчером минского аэропорта, Сикорский заявил, что командиру экипажа передали код чрезвычайного происшествия «красный». «Что значит для летчика код «красный»? Это значит, что он должен приземлиться на ближайшем аэродроме», — сказал он.
По словам Сикорского, на тот момент ближайшим был именно аэродром в Вильнюсе, который находился в 70 км. «Но самолет не думал ни снижаться, ни сбрасывать скорость, чтобы войти в посадочное положение», — добавил он.
Глава департамента задался вопросом, почему литовский пилот на самолете, зарегистрированном в Польше, нарушил инструкцию? «И ведь мы все это время как мантру талдычим: «Дайте нам внутрикабинные переговоры либо переговоры пилота с вильнюсским диспетчером, чтобы понять, почему он полетел в Минск», — продолжил он.
Сикорский назвал абсурдными публиковавшиеся в СМИ предположения, что диспетчер консультировался с сотрудником КГБ Белоруссии, передавая пилоту код «красный». «Получается, что сотрудник, наоборот, способствовал тому, чтобы самолет полетел в Вильнюс. Самолет мог полететь на базовый аэропорт в Варшаве — по-моему, ближе, чем до Минска, должен был полететь в Вильнюс», — отметил он.
В конечном счете, подчеркнул Сикорский, решение всегда принимает командир экипажа, а диспетчер лишь передает информацию и сопровождает прохождение самолета в выбранный пункт в белорусском воздушном пространстве, обеспечивая безопасную навигацию. Он также обратил внимание, что в тот момент работал не один диспетчер — «решения принимались коллективно: есть старший диспетчер, есть руководитель полетов».
Инцидент с самолетом Ryanair, который летел из Афин в Вильнюс, произошел в мае. В аэропорту Минска заявили, что лайнер запросил посадку из-за сообщения о бомбе. В то же время в авиакомпании сообщили РБК, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет в Минске. Для сопровождения пассажирского самолета в небо поднялся истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29. В итоге с рейса были сняты, а позднее арестованы Протасевич и его знакомая.
8 декабря газета The New York Times со ссылкой на источники и представителя польской службы безопасности Станислава Зарина сообщила, что диспетчер, бежавший этим летом в Польшу, рассказал о подробностях инцидента с самолетом Ryanair. По словам собеседников издания, он заявил, что угроза взрыва на борту лайнера была заведомо ложной, а экстренная посадка — операцией по поимке Протасевича, организованной белорусской спецслужбой. По словам представителей европейских спецслужб, речь идет о диспетчере Олеге Галегове, который покинул Белоруссию в июле.
На следующий день Польша опубликовала запись переговоров диспетчера минского аэропорта и пилота лайнера Ryanair. На ней слышно, что диспетчер и пилот общаются по-английски, однако во время переговоров сотрудника минского аэропорта по-русски консультирует постороннее лицо. В Варшаве заявляли, что им мог быть агент КГБ.
В МИД Белоруссии прокомментировали инцидент с незапланированной посадкой самолета
Белоруссия готова продемонстрировать все материалы по инциденту с самолётом, который по пути из Афин в Вильнюс совершил незапланированную посадку в Минске. Об этом заявили в МИД республики. Из переговоров экипажа с диспетчерами следует: решение экстренно приземлиться принял командир воздушного судна после сообщения о якобы минировании. Опасения не подтвердились. А вот при проверке пассажиров оказалось, что этим рейсом летел Роман Протасевич, против которого в Белоруссии заведено уголовное дело сразу по нескольким статьям.
Пассажиров выводят по очереди, кинологи обследуют ручную кладь. Также проверяют багаж. Рейс авиакомпании Ryan Air вылетел из Афин в Вильнюс. Но когда судно пролетало над территорией Белоруссии, поступило сообщение о минировании. В итоге самолет сел в Минске. Для сопровождения белорусской стороной в воздух был поднят истребитель.
– После того, как командир данного воздушного судна развернул самолет в сторону Минска, было принято решение поднять дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Бараныч. Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2, – сообщил Андрей Гурцевич, начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии.
В Минске сообщили, изначально не было известно, что именно на этом рейсе находится один из создателей телеграмм-канала «Нехта», Роман Протасевич. В Белоруссии этот канал признан иностранной экстремисткой организацией и запрещен. Местные власти сообщили, что узнали о нем после того, как сопровождающая Романа Протасевича девушка отправила его фотографию автору другого оппозиционного телеграмм-канала, и он ее опубликовал. Пассажиры самолета еще в полете заметили беспокойство Протасевича.
– Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним.
Телеканал «Белоруссия 24» обнародовал переговоры диспетчеров с пилотами. В Минске сообщают, что именно командир воздушного судна принял решение садиться на территории Белоруссии.
И вот только что появился комментарий официального представителя российского МИД Марии Захаровой. На своей странице в Facebook она раскритиковала реакцию Запада на инцидент, припомнив аналогичные действия с самолетами в других странах. Захарова подчеркнула, «либо должно шокировать все, либо не должно шокировать аналогичное поведение других». И процитировала известную фразу на латыни, которая переводится как «что позволено Юпитеру, не позволено быку».
Негодование Запада по поводу незапланированной посадки самолета в Белоруссии прокомментировали в МИД России
В российском МИД прокомментировали международную реакцию на посадку в Минске лайнера, следовавшего накануне в Вильнюс из Афин. На Смоленской площади напомнили об аналогичных инцидентах в других странах и выразили недоумение: почему же те случаи тогда не вызывали столь широкий резонанс? Решение приземлиться в белорусской столице принимал экипаж после сообщения о якобы минировании.
Пассажиров выводят по очереди, кинологи обследуют ручную кладь. Также проверяют багаж. Рейс авиакомпании Ryan Air вылетел из Афин в Вильнюс. Но когда судно пролетало над территорией Белоруссии, поступило сообщение о минировании. В итоге самолет сел в Минске. Для сопровождения белорусской стороной в воздух был поднят истребитель.
«После того, как командир данного воздушного судна развернул самолет в сторону Минска, было принято решение поднять дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Барановичи. Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и, в случае необходимости, оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2», – сообщил начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии Андрей Гурцевич.
В Минске сообщили, изначально не было известно, что именно на этом рейсе находится один из создателей телеграмм-канала «Нехта», Роман Протасевич. В Белоруссии этот канал признан иностранной экстремистской организацией и запрещен. Местные власти сообщили, что узнали о нем после того, как сопровождающая Романа Протасевича девушка отправила его фотографию автору другого оппозиционного телеграмм-канала и он ее опубликовал. Пассажиры самолета еще в полете заметили беспокойство Протасевича.
«Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним», — рассказал один из пассажиров.
Телеканал «Белоруссия 24» обнародовал переговоры диспетчеров с пилотами. В Минске сообщают, что именно командир воздушного судна принял решение садиться на территории Белоруссии.
В Европе осудили действия Белоруссии. Премьер-министр Польши предложил обсудить случившееся на заседании Совета Европы и призвал ввести против Минска новые санкции. Во Франции также настаивают на ответных действиях. Объяснений требуют и в Германии.
Впрочем, бурная реакция из европейских столиц не совсем понятна. Случаи, когда государства сажали гражданские самолеты других стран на своей территории происходили и раньше. Так, в 2012 году Турция приказала приземлиться борту, следовавшему по маршруту Москва — Дамаск. А в 2016 году Украина заставил вернуться самолет авиакомпаниям «Белавия».
А вот как ситуацию прокомментировал министр иностранных дел Сергей Лавров: «Представитель Министерства иностранных дел Республики Беларусь сделал развернутое заявление, подчеркнул готовность белорусских властей действовать в этом вопросе транспарентно, готовность следовать всем международным правилам и гарантировать полную транспарентность, включая, в случае необходимости, прием международных экспертов. Я думаю, что это абсолютно разумный подход. Да, еще было подчеркнуто, что Беларусь готова предоставить все необходимые материалы, которые подтвердят, как было сказано, что соответствующие авиационные власти действовали в рамках международных правил».
Вынужденная посадка самолета президента Боливии Эво Моралеса на территории Австрии, о которой говорит Мария Захарова, произошла в 2013-м. Тогда Франция и Португалия, как по команде, закрыли свое воздушное пространство для президентского борта. Выяснилось, что американцы пытались найти в самолете разыскиваемого США бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена.
Рассказ посадившего рейс Ryanair диспетчера назвали важной уликой
Фото: Rafael Marchante / Reuters
Рассказ белорусского диспетчера Олега Галегова, посадившего рейс авиакомпании Ryanair в Минске, с бывшим главредом Telegram-канала NEXTA Романом Протасевичем, сыграет важную роль в подведении итогов расследования IKAO. Об этом «Ленте.ру» заявил исполнительный директор Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
По словам политолога, теперь у следователей есть важные свидетельские показания живого человека, данные под присягой. Бышок уверен, что все с самого начала понимали, что сообщения о минировании не было, а посадка самолета являлась результатом операции белорусских спецслужб.
Но одного понимания недостаточно, нужны были улики или показания участника, и теперь они есть. Это уже не какие-то рассуждения журналистов или политактивистов
Политолог не считает, что с публикацией показаний Галегова намеренно тянули до определенного момента. Он подчеркнул, что в европейских странах существует обширная бюрократия, в том числе и в судебных историях, и задержка связана именно с этим. «Я не вижу здесь какой-то привязки к событиям последних дней или текущему политическому моменту», — сказал Бышок.
Диспетчер Галегов назвал посадку рейса с Протасевичем спецоперацией КГБ
Информацию о показаниях Галегова ранее опубликовала газета The New York Times со ссылкой на источники в европейских властных структурах. По его словам, переданное пилоту самолета сообщение о возможном нахождении на борту бомбы было заведомо ложным. Еще летом 2021 года диспетчер нелегально пересек белорусско-польскую границу, после чего связался с посольством США в Варшаве.
Информацию, рассказанную Галеговым, частично подтвердил представитель службы безопасности Польши Станислав Зарин. По словам Зарина, властям страны удалось получить показания у человека, который являлся «непосредственным свидетелем событий в башне управления воздушным движением в Минске». Свидетель рассказал, что действиями в башне руководил офицер КГБ, который получал указания по телефону. Именно этот офицер распорядился передать ложное сообщение о бомбе на борту.
В Белоруссии обвинения назвали информационным вбросом
Глава департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский заявил, что для любого человека, связанного с гражданской авиацией, эта информация «бессодержательна и нелепа». «Решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности», — заявил он.
Инцидент с самолетом стал причиной санкций против Белоруссии
Самолет авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс, приземлился 23 мая в аэропорту Минска после сообщения о взрывном устройстве на борту. Для сопровождения был поднят истребитель МиГ-29, после посадки лайнера информация о минировании не подтвердилась. На борту самолета находилась россиянка Софья Сапега и создатель Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, они были задержаны сразу после приземления. Позже девушка призналась, что вела Telegram-канал, в котором публиковались данные белорусских силовиков.
25 июня стало известно, что суд принял решение смягчить меру пресечения и отпустил Протасевича и Сапегу под домашний арест. Позже Протасевич дал интервью, где признался в организации массовых беспорядков, и добавил, что хочет «все исправить и жить обычной спокойной жизнью». Мать Протасевича заявила, что его пытали в СИЗО. Сапеге предъявлено окончательное обвинение по ряду статей.
18 июня Евросоюз одобрил санкции против крупнейших белорусских предприятий. Речь идет о сферах нефти, газа, калийного производства и телекоммуникаций. ЕС также планирует ввести ограничения для крупных компаний страны, заморозить активы и запретить поездки на территорию стран объединения некоторым физическим и юридическим лицам. Введение санкций объяснили инцидентом с Протасевичем и Сапегой.
Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?
Фото: Evgeny Maloletka / Bloomberg / Getty Images
Инцидент с вынужденной посадкой в Минске пассажирского самолета Ryanair и задержание летевшего на его борту сооснователя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича показали, что отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Геополитические последствия международного скандала пока еще не вполне ясны, но саммит Европейского совета уже поручил органам Европейского союза (ЕС) подготовить решение о запрете полетов белорусских самолетов в воздушном пространстве стран-членов ЕС. Кроме того, белорусская оппозиция призвала лишить Белоруссию экспортной выручки. Единственным заступником Белоруссии в громком международном конфликте оказалась Россия. «Лента.ру» разбиралась, есть ли у Москвы друзья в скандальной истории и как задержание Протасевича может изменить ее отношение к Минску.
Недолет
«Совершенно неприемлемо», «противоправно», «беспрецедентно» — так официальные лица ЕС и США отреагировали на драматическую ситуацию с Boeing-737 ирландской компании Ryanair. Все началось в воскресенье, 23 мая, когда экипажу воздушного судна, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс, поступило предупреждение о «потенциальной угрозе безопасности» — ее передали белорусские диспетчеры. Пассажирский самолет пролетал над территорией Белоруссии и уже готовился пересечь границу с Литвой, когда президент Александр Лукашенко, по данным близкого к его пресс-службе Telegram-канала «Пул Первого», решил отправить истребитель МиГ-29, чтобы перехватить лайнер и заставить его приземлиться в Минске.
Увидев, что самолет меняет направление, один из пассажиров — 26-летний Роман Протасевич, бывший главный редактор оппозиционного Telegram-канала NEXTA, попытался избавиться от ноутбука и мобильного телефона. «После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, взялся за голову (…). Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился», — рассказал очевидец, которого анонимно процитировало литовское издание Delfi. Информация о предполагаемом конфликте на борту, которая в первое время появлялась в СМИ, оказалась ложной — самолет без происшествий приземлился в Национальном аэропорту Минска.
Самолет авиакомпании Ryanair с регистрационным номером SP-RSM, который летел из Афин в Вильнюс
Фото: Mindaugas Kulbis / AP
По прилете все пассажиры вышли из лайнера, и только Протасевича отвели в сторону — его вещи обыскали на взлетно-посадочной полосе сотрудники Министерства внутренних дел (МВД) Белоруссии. Незадолго до того как Протасевича увезли в неизвестном направлении, он успел сказать находившимся рядом пассажирам: «Мне грозит смертная казнь». Позднее советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что правоохранительные органы Белоруссии четко знали, что среди 170 пассажиров на борту находился известный оппозиционер и его подруга — российская гражданка Софья Сапега, которую задержали по подозрению в совершении преступлений в августе-сентябре 2020 года.
Протасевич заметил слежку за собой еще до посадки на рейс в Афинах и успел сообщить об этом коллегам. По его словам, в греческом аэропорту к нему проявлял «нездоровое внимание» неизвестный русскоязычный мужчина средних лет, подтянутый, с лысиной. Он был в майке, тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком. Мужчина пытался снять на камеру документы Протасевича, затем развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов. Если все действительно было так, не остается практически никаких сомнений, что все произошедшее с самолетом Ryanair — спланированная спецоперация по задержанию Протасевича. В пользу этой версии говорит и тот факт, что представители Национального аэропорта Минска вскоре после посадки самолета заявили, что угроза взрыва на борту была ложной.
Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобных методов
Политолог Дмитрий Болкунец в комментарии «Ленте.ру» отметил, что ХАМАС «притянули через сутки после происшествия, когда белорусские власти поняли, что вляпались в громкий международный скандал»: «Замечу, что в первые часы после происшествия местные пропагандисты настаивали, что все произошедшее — громкая и успешная операция КГБ Белоруссии по поимке террориста. Позже они начали отнекиваться, а официальные СМИ даже перестали писать, что в небо был поднят истребитель МиГ-29. ХАМАС они придумали как новую часть сценария, хотя тоже напутали, потому что палестинская организация уже подписала с Израилем перемирие. Откровенно говоря, это все выдуманная история, похожая на перехват разговора Ника и Майка».
Протестующие держат бумажные самолетики во время демонстрации белорусов в Варшаве 24 мая 2021 года
Фото: Czarek Sokolowski / AP
Мягкой посадки
Как бы то ни было, один из главных аргументов в поддержку действий Белоруссии состоит в том, что международное пассажирское авиасообщение до этого неоднократно использовалось в целях политических разборок. В принципе, на этом основывается и позиция российской власти: не стоит торопиться кого-то осуждать, надо рассмотреть ситуацию с холодной головой и досконально во всем разобраться. В самом деле, можно назвать несколько самых громких случаев задержания иностранных самолетов правительствами разных стран на своей территории за последнее десятилетие.
Достаточно вспомнить воздушное судно авиакомпании «Белавиа», возвращенное по указанию «Украэроцентра» в Киев в 2016 году. Командир лайнера менее чем через десять минут после взлета получил от диспетчера указание немедленно вернуть самолет в аэропорт вылета. Он не объяснил причин и обещал поднять истребители в случае невыполнения требований. По возвращении сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна — пророссийского политолога и активиста «Антимайдана». Сам он впоследствии рассказывал, что в аэропорту сотрудники СБУ «искали какой-то накопитель информации», однако отпустили его, так ничего и не обнаружив. В итоге за инцидент пришлось извиняться тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко.
Самолет «Белавиа», который в 2016 году был вынужден за 50 километров до входа в белорусское воздушное пространство вернуться в киевский аэропорт
Фото: Vasily Fedosenko / Reuters
Самый скандальный случай произошел в 2013 году, когда в Австрии посадили самолет президента Боливии Эво Моралеса. На борту искали бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, выдачи которого требовали власти США. Самолет, вылетевший из Москвы, спустя три с половиной часа полета вынужден был экстренно приземлиться в Вене, поскольку Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. В итоге самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был досмотрен, а когда в нем не нашли Сноудена, ему позволили лететь дальше.
Еще более похожая на минскую ситуация произошла в 2012 году: турецкие истребители посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет c 35 пассажирами на борту. Как и в случае с Boeing компании Ryanair, лайнер не имел никакого отношения к Турции и следовал транзитом через ее воздушное пространство. Один из пилотов военного самолета по радиосвязи потребовал изменить курс лайнера и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом со столицей. Как утверждал тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация разведслужб о том, что на борту находится военное оборудование. Он объяснил действия турецкой стороны нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через воздушное пространство страны.
С точки зрения международного права, подобные события могут иметь разную трактовку, но главное — каждый прецедент вызывает серьезный политический резонанс. Ситуацию же с принудительной посадкой самолета в Минске западные страны связывают с демократией и правами человека. Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) уже созвала экстренное совещание по поводу инцидента, поскольку действия белорусской стороны могут расцениваться как нарушение Чикагской конвенции. Согласно ее положениям, суверенитет над воздушным пространством не дает государствам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится. Делать это нужно при наличии веских оснований, указанных в самой конвенции, приложениях к ней и в Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».
Действительно, власти любой страны могут потребовать посадки любого воздушного судна на свой аэродром, но только если оно попало в воздушное пространство без разрешения или выполняет функции, противоречащие его гражданскому статусу (например, перевозит военные грузы или ведет шпионскую съемку чужой территории). Ни одна из этих причин не подходит к эпизоду принудительной посадки в Минске: самолет направлялся строго по заранее согласованному плану полета, да и задержание произошло под предлогом угрозы взрыва, который в ЕС и США считают не более чем уловкой. Это отличает ситуацию с Ryanair от других принудительных посадок самолетов.
Сообщение от имени ХАМАС получили белорусские диспетчеры, которые и передали на борт данные о выдуманной взрывчатке. Фактически они поставили под сомнение весь протокол международного общения и надолго заставили сомневаться в безопасности воздушного пространства Белоруссии. Ведь любая подобная информация впредь может расцениваться как провокация.
Красная линия Лукашенко
В любом случае Белоруссия выразила готовность сотрудничать с ИКАО и Международной ассоциацией воздушного транспорта в расследовании инцидента. «Готовы предоставить любые данные, связанные с этим инцидентом, с самолетом Ryanair, готовы транспарентно проводить расследование этого инцидента с участием в том числе соответствующих международных специалистов. Но ни ЕС, ни одна западная страна на данный момент не запросила информацию на сей счет от белорусской стороны, насколько мне известно», — заявил Макей.
Скандал с самолетом вызвал жесткую реакцию ЕС и США. Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что она соответствует серьезности этого «абсолютно неприемлемого, шокирующего, скандального» события. «Мы не потерпим никаких попыток сыграть в русскую рулетку жизнями ни в чем не повинных мирных жителей», — предупредил политик. Осудил «скандальное событие» и президент США Джо Байден.
Так или иначе, решение о санкциях будет зависеть от того, какая версия произошедшего будет принята в качестве наиболее достоверной. Пока же саммит Европейского совета постановил заморозить инвестиции и запретить белорусским авиакомпаниям, в том числе «Белавиа», осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и совершать полеты над территорией стран-членов. Кроме того, авиаперевозчикам рекомендовано избегать воздушного пространства Белоруссии. О приостановке полетов над территорией страны в частном порядке объявили крупнейшие европейские авиакомпании — AirBaltic, Air France, KLM, Lufthansa, SAS, Finnair и Wizz Air. Звучат призывы к исключению Белоруссии из Международной организации гражданской авиации, что де-факто может означать полную воздушную блокаду страны.
Присоединилась к санкциям и Украина — такое поручение правительству дал президент Владимир Зеленский. С полуночи 26 мая страна прекращает авиасообщение с Белоруссией и перенаправляет все рейсы в обход ее воздушного пространства. Это существенно затруднит украинцам возможность посещать Россию, поскольку Минск с 2015 года был самым удобным стыковочным пунктом при полетах из Киева в Москву. Спикер МИД Украины Олег Николенко назвал прекращение авиасообщения вынужденным, но необходимым, поскольку политика Белоруссии лишает страну суверенитета «в пользу России».
Обсуждение санкций против Белоруссии на саммите Европейского совета 25 мая 2021 года
Фото: Valeria Mongelli / Hans Lucas / Bloomberg / Getty Images
Принудительная посадка самолета с Протасевичем действительно может спровоцировать довольно серьезную реакцию и обернуться для Белоруссии бойкотом со стороны западных экономик. Оппозиция настойчиво призывает к более широким санкциям, в том числе против экспортных поставок топлива и калийных удобрений, которые являются важным источником доходов для Белоруссии. Если максимально жесткие решения все-таки будут приняты, то пострадает и отрасль авиаперелетов. Фактически сейчас ЕС и США вернулись к исходной точке и к осознанию провала дипломатических и экономических усилий, развернутых против Белоруссии с августа 2020 года.
В ЕС и США понимают, что ужесточение мер в отношении Белоруссии неминуемо приведет к ее дальнейшему сближению с Россией. Очевидно, этого никто не хочет, поэтому данное обстоятельство может стать сдерживающим фактором в вопросе введения секторальных санкций. Но если решение будет принято, маневр Лукашенко может оказаться даже выгоден России. Ведь после прошлогодних протестов он пытался возобновить игру в многовекторность, хоть и без особого успеха. Теперь же об этом можно забыть. Впрочем, учитывая тот факт, что Белоруссия находится в преддефолтном состоянии, оплачивать санкции все равно придется России, что может заставить ее пересмотреть отношение к затянувшимся переговорам о глубокой интеграции.
Я не буду ничего комментировать по самолету Ryanair. Существуют определенные международные авиационные правила, и именно международные авиационные власти здесь должны давать оценку с точки зрения соответствия или несоответствия этим международным нормам. Я ничего в этой ситуации комментировать не могу
Но у медали, как водится, есть и оборотная сторона. Великобритания и ЕС предлагают использовать ситуацию для нанесения удара и по России. Санкции могут ввести против газопровода «Северный поток-2» и остановить транзит газа по трубопроводу «Ямал — Западная Европа», который идет через территорию Белоруссии. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко уверен, что историю с самолетом постараются привязать к России для последующего усиления давления на страну. «В зарубежных СМИ версия о том, что Лукашенко не смог бы провернуть операцию без помощи России, является одной из ключевых», — отметил политтехнолог в разговоре с «Лентой.ру».
Враг номер один
Как бы то ни было, после принудительной посадки самолета Ryanair в Минске остались Протасевич, Сапега и, по данным оппозиции, четверо неназванных россиян, которые вылетели бортом Ryanair из Афин. На следующий день после задержания мать Протасевича заявила, что ее сын найден в одной из минских больниц в критическом состоянии. Но в МВД Белоруссии эти данные опровергли, опубликовав видео c оппозиционером. На нем Протасевич рассказывает, что с ним все в порядке и никаких проблем со здоровьем нет: «Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону, также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске».
Основатель Telegram-канала NEXTA Степан Путило выступает на пресс-конференции перед посольством Белоруссии в Польше 24 мая 2021 года
Фото: Attila Husejnow / SOPA Images /LightRocket / Getty Images
Как отметил в беседе с «Лентой.ру» политтехнолог Евгений Минченко, задержание Протасевича — это демонстрация силы и ясный сигнал оппозиции. «Вспомним, что недавно в Москве задержали двух граждан Белоруссии — политолога Александра Федуту и адвоката Юрася Зенковича. В этом смысле за внешней аудиторией белорусский президент не очень следит, считая, что все равно горшки с Западом уже побиты», — считает Минченко.
Логика Лукашенко очень проста: будем разбираться со всеми, кто причастен к организации массовых акций протеста
Аналогичного мнения придерживается и политолог Дмитрий Болкунец: «Лукашенко пытается запугать своих противников и доказать им, что он дотянется до каждого. Но это никак не поможет ему справиться с волной протестов. Напротив, Лукашенко вновь провоцирует общество и обостряет ситуацию».
Именно роль Протасевича в NEXTA как активиста и журналиста стала причиной его задержания. Накануне президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года Telegram-канал NEXTA стал ключевым источником информации и координации антиправительственных сил. Протасевич остался мишенью даже после того, как в сентябре прошлого года стал администратором канала «Беларусь головного мозга» с 260 тысячами подписчиков. Так или иначе, он рассматривался властью как один из основных игроков в оппозиционном движении, в котором он начал участвовать задолго до прошлогодних массовых протестов.
Роман Протасевич родился в мае 1995-го, то есть через год после прихода к власти Лукашенко, и с подросткового возраста был оппозиционным активистом. Еще в 2011 году из-за участия в протестах у Протасевича начались проблемы, он был вынужден сменить учебное заведение, а позже вступил в белорусскую националистическую организацию «Молодой фронт». Члены этой организации активно воевали в Донбассе на стороне Украины. Под эгидой «Правого сектора» (запрещенная в России организация) была даже создана тактическая группа «Беларусь», которая тренировалась совместно с батальоном «Азов».
Фото: Michal Fludra / NurPhoto / Getty Images
Вскоре после задержания Протасевича в сети всплыла информация о том, что в 2014-2015 годах он, предположительно, воевал в Донбассе против самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР). Протасевич мог окончить командирские курсы и стать заместителем командира роты по вопросам связи в «Азове», сообщил государственный белорусский телеканал СТВ. Протасевич действительно признавал, что пробыл в Донбассе около года, правда, в качестве журналиста. Его отец Дмитрий Протасевич тем не менее отмечал, что сын принимал участие в боевых действиях. Бывший командир «Азова» Андрей Билецкий также подтвердил, что он «боролся против оккупации Украины». Как бы то ни было, связи Протасевича в националистической среде и его антироссийские взгляды сомнений не вызывают. Сам он в интервью журналисту Юрию Дудю рассказывал, что ездил на Евромайдан в Киеве в 2014 году, где сотрудники «Беркута» разбили ему голову.
Борьба с ними будет осуществляться так, как осуществлялась борьба «самым гуманным государством» по отношению к Усаме бен Ладену и его последователям. И мы готовы действовать. И как только поступит приказ, где бы они ни находились, без срока давности, мы их найдем и мы их зачистим
Что интересно, отец Протасевича — подполковник запаса, лишенный воинского звания указом Лукашенко. Долгое время он работал старшим преподавателем кафедры идеологической работы Военной академии Белоруссии. Ситуация, когда отец носит погоны, а сын бегает с бело-красно-белым флагом, не должна удивлять. За годы правления Лукашенко белорусский национализм стал востребованной идеей, популярной в том числе в номенклатурной среде. Разница состоит лишь в личной лояльности: Протасевича-старшего уволили, когда младший начал представлять интерес для властей Белоруссии.
В 2019 году Роман Протасевич покинул Белоруссию и переехал в Литву. Тогда же он был внесен в список террористов и обвинен по трем статьям Уголовного кодекса: 130 («Совершение умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности»), 293 («Организация массовых беспорядков»), 342 («Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок»). Самое серьезное из преступлений предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет. Но если Протасевича признают виновным в терроризме, ему теоретически может грозить и смертная казнь.
Очевидно, в этой разборке для России хороших вариантов нет, поэтому ей не остается ничего другого, кроме как использовать ситуацию для продавливания интеграционной повестки. Для этого российская сторона должна продемонстрировать умение пользоваться ухудшением связей Белоруссии и западных стран. Ведь Лукашенко своим маневром практически откидывает одно из направлений своей «многовекторной политики». Совсем скоро, в пятницу 28 мая, в Сочи может состояться встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко. На ней и будут расставлены акценты относительно оценки произошедшего, в том числе по поводу задержания россиянки Софьи Сапеги.
Лукашенко обманывает Россию: в прошлом году Белоруссия взяла кредит под обещание реформировать конституцию, провести новые парламентские и президентские выборы. Но ничего этого сделано не было. Лукашенко недоговороспособен, его не воспринимают в качестве серьезного политика
Как бы то ни было, даже нынешняя позиция США приоткрывает окно возможностей по усилению интеграционных процессов. Белый дом заявил, что не собирается делать поспешных выводов о том, что Россия могла быть причастна к принудительной посадке самолета Ryanair. Это означает, что история с самолетом может не бросить тень на процессы нормализации отношений России с Западом. Долгое время Белоруссия получала доступ к огромному российскому рынку, дешевым энергоносителям и дешевым кредитам. Но сейчас Россия имеет реальную возможность пересмотреть подход к сближению двух стран, когда деньги и другие ресурсы Белоруссия будет получать только после реальных шагов по экономической, а затем и политической интеграции.