Что случилось с банкоматами

Ни снять, ни положить. Почему Сбербанк ликвидирует сеть банкоматов?

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Новости об ограничении оборота наличных воспринимаются остро. В пандемию резко вырос объём бумажных денег на руках у граждан. В 2021 году Центробанк ужесточил правила обращения с налом. Теперь дело дошло до сокращения сетей банкоматов.

В пандемийный 2020 год Сбербанк убрал рекордное количество банкоматов и терминалов. Сесть уменьшилась с 76,9 тыс. до 70,4 тыс. единиц, говорится в годовом отчёте банка. Больше всего «пострадали» города, сёла оптимизация затронула меньше.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами Обслуживать кучу банкоматов невыгодно. Фото: yandex. net.

Вместо обычных банкоматов «Сбер» предпочитает устанавливать устройства с опцией рециркуляции. Это банкоматы, которые выдают купюры, внесённые предыдущими клиентами. Получается круговорот налички: например, один человек положил 2 000 рублей себе на счёт, второй – снял эти же 2 000 со своей карты. Банк может сократить расходы на инкассацию, а если клиент забыл забрать наличку в слоте, она автоматически вернётся на карту.

Основная причина сокращения сети терминалов – популярность мобильного приложения и онлайн-переводов. Через онлайн-банк можно провести любые операции, от оплаты услуг ЖКХ до погашения кредита. А с помощью Системы быстрых платежей – перевести до 100 тыс. рублей без комиссии. К тому же Сбербанк взимает плату 1% за переводы через банкоматы.

Интересно, что, по данным ЦБ в России около 194 тыс. платёжных устройств. Количество банкоматов в России сокращается несколько лет подряд: в 2014 году было 222,8 тыс. платёжных терминалов. При росте онлайн-платежей банкам невыгодно обслуживать дорогостоящие механизмы и тратить деньги на услуги инкассаторов. «Сбер» постепенно сокращает число аппаратов с 2015 года: тогда в парке насчитывалось 90,1 тыс. банкоматов. Но он продолжает оставаться владельцем самого большого «технопарка».

Источник

«Сбербанк» отказался от всех банкоматов

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Нет на российской территории более крупной и известной кредитной организации, чем «Сбербанк». Ее клиентами являются более чем 100 млн человек, и все они стараются решать с ее помощью различные вопросы, так или иначе связанные с денежными средствами. Пускай госбанк и получает громадные денежные суммы, которые становятся его прибылью, но на обслуживании своих клиентов он любит экономить, но при этом зарабатывать на каждом россиянине как можно больше, снова и снова навязывая ему какие-то платные возможности и услуги, за которые ему будут на постоянной основе платить. Впрочем, иногда все же происходит что-то совершенно неожиданное, и чем-то таким стало решение об отказе от всех банкоматов.

Как стало известно от официального источника, до конца 2021 года финансовое учреждение «Сбербанк» планирует целиком и полностью отказаться от всех классических банковских терминалов, установленных в России. Суммарно у кредитной организации таких всего порядка 100 тысяч, а установлены они в различных населенных пунктах и во многих других местах массового скопления людей. При помощи такого рода электронных устройств россияне при использовании банковских карт могут снимать наличные, а также, кроме того, совершать целую массу других действий, в том числе оплачивать какие-либо услуги, пополнять телефон, отправлять деньги и делать многое другое, причем перечень доступных операций с годами только увеличивается.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Впрочем, госбанк «Сбербанк» посчитал необходимым сделать то, чего от него даже и близко никто не ожидал. Так, в частности, он увидел смысл в том, чтобы полностью отказаться от всех банкоматов, встретить которые можно на российской территории. Вместо таких он собирается установить совершенно новые модели, которые имеют абсолютно иной принцип работы, а называются они ресайклеры. В обычным банкомате, которые до этого самого момента устанавливались по всей России, имеются специальные кассеты с деньгами, а вместе с тем пустые. Как только такие заполняются, или если деньги наоборот заканчиваются, банкомат перестает работать, так как необходимо проводить инкассацию. Это причиняет массу неудобств, а вместе с тем требуется больших расходов на обслуживание целой сети данных электронных устройств.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Новые банкоматы из категории ресайклеров могут работать сразу на прием и выдачу денег. Иными словами, если один клиент внесет деньги в банкомат, затем эти же самые банкноты могут быть выданы другому человеку, который будет производить снятие наличных. За счет этого проводить инкассацию такого рода банкоматов нужно намного реже. Кроме того, новые банковские терминалы от компании «Сбербанк» обладают новым «железом», поэтому они работают приблизительно в два раза быстрее, чем старые, то есть клиенту приходится меньше ждать, благодаря чему должны сократиться очереди. Уже сейчас банкоматы нового поколения установлены во многих местах, а со временем, в ближайшие полтора года, такие должны будут в полной мере заменить классические модели.

Ранее удалось выяснить, что российский «Сбербанк» запустил новый способ пополнения банковских карт.

Источник

Сбербанк по приказу искусственного интеллекта оставляет россиян без банкоматов

Сбербанк перешел на использование искусственного интеллекта при выборе мест расположения банкоматов и терминалов. В итоге всего за год их стало меньше на 8,4%. Другие банки пока не берут пример со Сбербанка – в частности, Промсвязьбанк и ВТБ, наоборот, сосредоточились на расширении своей сети автоматов по выдаче наличных, потому что, как показала практика, россиянам по-прежнему нужны наличные деньги.

Массовый отказ от банкоматов

Сбербанк начал активно сокращать число своих банкоматов в своей сети. В своем годовом отчете он упомянул, что всего за год их стало почти на 10% меньше.

Согласно этому отчету, если по итогу 2019 г. в сеть Сбербанка входило 76,9 тыс. информационно-денежных терминалов и банкоматов, то к концу 2020 г. их стало 70,4 тыс., то есть сокращение составило 8,4 %.

В последние годы при выборе места размещения своих банкоматов и терминалов Сбербанк предпочитает использовать искусственный интеллект (ИИ). Именно его алгоритмы привели к сокращению сети, притом, согласно отчету банка, изменения затронули и села, и города, хотя последним досталось больше.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

В банке утверждают, что использование ИИ при выборе мест размещения терминалов и банкоматов привело не только к их сокращению. «Применение ИИ-моделей при поиске новых мест размещения банкоматов снизило ожидание клиентов в очереди на 14%», – говорится в его годовом отчете.

Многолетний план

По данным РБК, с 2014 г. Сбербанк лишил россиян почти 20 тыс. банкоматов по всей стране. По итогу 2014 г. их насчитывалось 90,1 тыс., что является рекордом для банка, а сокращения начались в 2015 г.

В то же время нельзя сказать, что с каждым годом Сбербанк все активнее избавляется от банкоматов, стимулируя своих клиентов держать деньги на карте и не выводить их. Например, если в 2016 г. их число снизилось на 6,6%, то в 2019 г. – лишь на 1,6%.

Более того, за последние шесть лет наблюдался и прирост их «популяции», хотя и всего один раз – по итогам 2018 г. число банкоматов Сбербанка выросло на 2,5%.

Усовершенствование устройств и ставка на онлайн

В отчете Сбербанка за 2020 г. наряду со снижением числа банкоматов и информационно-платежных терминалов говорится о приросте количества пользователей его фирменного мобильного приложения – «Сбербанк онлайн». Связано ли это между собой, банк не уточняет.

По итогу 2020 г. число ежемесячно активных пользователей «Сбербанка онлайн» в сравнении с 2019 г. возросло до 65 млн, это больше на 19%. Ежедневная аудитория показали еще больший, 31-процентный рост – до 32 млн человек.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

В 2016 г. доля банкоматов Сбербанка такого типа была невелика и достигала лишь 0,5 тыс. по всей сети. К концу 2020 г. ситуация значительно изменилась – их стало 32 тыс. «Ресайклинг оптимизирует затраты на инкассацию и автоматически возвращает клиенту на карту забытые в устройстве денежные средства, а информация об инциденте приходит клиенту по СМС», – сказано в отчете.

Всероссийская тенденция

На 1 января 2021 г. в России насчитывалось в общей сложности немногим более 200 тыс. банкоматов всех действующих в стране банков (статистика Центробанка). Их суммарное число ежегодно сокращается, хотя еще менее 10 лет назад наблюдался их прирост.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

1 января 2011 г. в России действовало 156,6 тыс. банкоматов против 92,5 тыс. годом ранее. К 1 января 2014 г. их стало 237,4 тыс., и это рекорд для России – с этого года началось снижение их числа, хотя в 2019 г. был зафиксирован незначительный рост сети.

1 января 2020 г. банкоматов в России числилось почти 202,6 тыс., то есть за год их стало меньше приблизительно на 2600. Это означает, что далеко не все банки берут пример со Сбербанка – в частности, Промсвязьбанк, по данным РБК, нарастил число своих машин по выдаче и приему денег на 15%.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

ВТБ, как и Промсвязьбанк, в 2020 г. тоже сделал ставку на расширение собственной сети, но в его случае – за счет банкоматов присоединяемых банков. Прирост составил 15 тыс. устройств.

Почта банк на период пандемии коронавируса, пришедшейся на 2020 г., отказался от сокращения своей сети. В настоящее время она включает 4800 банкоматов и 56 тыс. POS-терминалов в почтовых отделениях для внесения и снятия наличных.

Газпромбанк в 2020 г. тоже не стал заставлять своих клиентов искать новые места расположения банкоматов. «Мы фокусировались на сокращении затрат на аренду и обслуживание, а не на демонтаже устройств», – сообщили РБК представители банка.

Наличные деньги по-прежнему в тренде

Усилия Сбербанка по сокращению числа банкоматов и переводу операций с деньгами в онлайн через мобильное приложение пока никак не сказываются на любви россиян к наличным деньгам. В начале января 2021 г. Центробанк опубликовал отчет о грандиозном росте количества наличных денег в обороте страны. За 2020 г. физические и юридические лица получили на руки приблизительно 2,5 трлн руб. наличных денег в дополнение к тем, что уже имелись у них.

В итоге, по оценке регулятора, число находящихся в обращении банкнот подскочило почти на 25%, что случилось впервые за 10 лет. Лишь в 2010 г. рост объема наличных денег был соответствующим – 25,1%.

Источник

Сбербанк в пандемию рекордно сократил число банкоматов

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Сбербанк в 2020 году сократил число банкоматов и информационно-платежных терминалов на рекордный за все время показатель — 8,4%, с 76,9 тыс. до 70,4 тыс. устройств, следует из годового отчета кредитной организации.

«Оптимизация размещения банкоматов и терминалов опирается на AI-модели (технология искусственного интеллекта. — РБК) и больше затронула города, чем села», — объясняется в отчете. Применение AI-моделей при поиске новых мест размещения банкоматов снизило ожидание клиентов в очереди на 14%, добавляет «Сбер».

Сокращение сети устройств самообслуживания началось в 2015 году. Самое большое число банкоматов и терминалов, установленных Сбербанком, было зафиксировано в 2014 году: 90,1 тыс. устройств, следует из статистки, опубликованной в годовых отчетах Сбербанка. За последние пять лет ежегодное сокращение составляло от 1,6% (2019 год) до 6,6% (2016 год). Только в 2018 году отмечался рост — на 2,5%.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

На этом фоне Сбербанк продолжает наращивать число банкоматов с функцией ресайклинга, которая позволяет использовать внесенные клиентами средства для выдачи наличных. В 2020 году их число увеличилось до 32 тыс. устройств (доля составила 62%). Для сравнения: в 2016 году их количество в общей сети банкоматов составляло всего 0,5 тыс. «Ресайклинг оптимизирует затраты на инкассацию и автоматически возвращает клиенту на карту забытые в устройстве денежные средства, а информация об инциденте приходит клиенту по СМС», — говорится в отчете.

Более 90% банкоматов оснащены бесконтактной технологией и функцией персонального главного экрана, отмечает «Сбер». При этом число бесконтактных устройств за год сократилось с 66,1 тыс. до 63,8 тыс., а с функцией персонального главного экрана — с 69 тыс. до 65,7 тыс.

В пресс-службе Сбербанка РБК пояснили, что банк отказался от старых малофункциональных устройств и обновил сеть высокотехнологичными и производительными банкоматами с функцией рециркуляции. Также выросла доля банкоматов с функцией быстрого взноса наличных пачкой — до 55% от общего парка. Это позволило оптимизировать число информационно-платежных терминалов с покупюрным взносом. «Основная цель обновления — предоставить высокий уровень сервиса, скорости обслуживания и доступности услуги клиентам», — сказал представитель банка.

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Сокращение сети банкоматов и терминалов происходит на фоне роста числа пользователей мобильного приложения банка. Число уникальных пользователей, которые посещают приложение хотя бы раз в месяц, выросло на 19%, до 65 млн клиентов. Ежедневная аудитория приложения увеличилась на 31%, до 32 млн.

Что делают с банкоматами другие банки

По данным ЦБ, по итогам 2020 года в России насчитывалось 194 тыс. банкоматов — их число тоже снижается с 2015 года (кроме небольшого роста в 2019-м). Больше всего банкоматов в России было в 2014 году — 222,8 тыс. Россияне за прошлый год сняли в банкоматах 26,8 трлн руб., проведя 2,5 млрд операций. Эта операция стала самой непопулярной по картам, уступив по количеству и объему безналичным платежам и переводам — 39,1 млрд платежей на 31,2 трлн руб. и 8,6 млрд переводов на 44,8 трлн руб.

ВТБ в 2020 году увеличил число банкоматов за счет устройств присоединяемых банков — до 15 тыс., рассказал представитель кредитной организации. Он уточнил, что банк постоянно проводит мероприятия по оптимизации и повышению эффективности сети банкоматов.

Газпромбанк в период пандемии «осторожно оптимизировал сеть», чтобы не ограничивать клиентов в сервисах по снятию и внесению наличных, рассказал представитель банка: «Мы фокусировались на сокращении затрат на аренду и обслуживание, а не на демонтаже устройств». Ближе к концу года Газпромбанк зафиксировал восстановление спроса на сервисы, предоставляемые банкоматами, что, в свою очередь, возвращает актуальность разумного развития сети.

Райффайзенбанк в прошлом году продолжал оптимизировать парк банкоматов, заменяя устаревшие устройства на более эффективные ресайклеры, рассказал руководитель группы по развитию устройств самообслуживания банка Константин Худяков. Почта Банк в 2020 году не сокращал количество банкоматов и терминалов: на текущий момент сеть насчитывает 4,8 тыс. банкоматов и 56 тыс. POS-терминалов в почтовых отделениях для снятия и внесения наличных, уточнил представитель банка.

Число банкоматов Промсвязьбанка постоянно растет, сообщил РБК директор департамента платежных карт ПСБ Александр Петров, за последний год — на 15%.

Причины сокращения

Сокращение количества устройств самообслуживания — это мировой тренд, говорит руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова: «Сбербанк следует этому тренду, повышая окупаемость своей сети устройств самообслуживания за счет сокращения числа тех банкоматов и терминалов, которые расположены в менее эффективных локациях».

Как рассказал собеседник РБК в одном из крупных банков, кредитные организации начали сокращать размещение банкоматов и терминалов в крупных торговых центрах, так как ТЦ не готовы снижать арендную плату, а на освободившиеся места приходят постаматы (терминалы по выдаче заказов), где конкуренция только растет. Расходы на содержание обычного банкомата составляют 20–30 тыс. руб. в месяц, ресайклера — 30–40 тыс. руб. (в обоих случаях без учета аренды), говорит он.

По словам директора отдела торговых помещений CBRE в Москве Марины Малахатько, банкоматы действительно заменяются в ТЦ на постаматы, но точечно, без резкого сокращения. Собственники в отношении краткосрочной аренды (которую чаще всего выбирают банки — до 11 месяцев) всегда были категоричны и не шли на уступки, добавляет Малахатько. Стоимость аренды одного банкоматного места в ТРЦ — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. в месяц без НДС.

Установка и содержание устройств самообслуживания — это достаточно дорого. Иногда они даже не полностью окупаются, особенно если установлены в небольших населенных пунктах без развитой инфраструктуры, продолжает Ракова. Банки тратят большие средства на покупку устройства, аренду, обеспечение безопасности, подкрепление банкомата наличными, инкассацию и т.д., перечисляет глава правления Национального платежного совета Алма Обаева.

Финансовая доступность вследствие сокращения числа банкоматов может несколько снизиться в тех населенных пунктах, где нет альтернатив для получения денег, говорит Ракова. 30% населения до сих пор не пользуются смартфонами, напоминает она.

Источник

Банкоматы демонтируют, офисы закрывают: непонятная людям ситуация происходит со Сбером

Что случилось с банкоматами. Смотреть фото Что случилось с банкоматами. Смотреть картинку Что случилось с банкоматами. Картинка про Что случилось с банкоматами. Фото Что случилось с банкоматами

Сбербанк «бежит» из Приморского края?

Такая информация появилась в местных Телеграмм-каналах, таких как «ДВФО.ИНФО» и «Приморский мамковед», сообщает otvprim.ru.

По данным ТГ, крупнейший российский банк закрывает в регионе офисы обслуживания и демонтирует банкоматы. На себе отсутствие Сбера успели испытать жители некоторых районов Владивостока, в частности Первой речки, где банк полностью избавился от всех банкоматов и офисов, пишет ТГ-канал «ДВФО.ИНФО». Горожане подтверждают — отделение на Острякова «давно уж закрыли», в здании Первореченского рынка «раньше всегда стоял банкомат, так удобно было, потом его убрали, приходилось ходить на Острякова, но и там отделение закрыто, стало очень неудобно, куда теперь идти?», — недовольны жители Первой речки.

Также поступила информация и из других городов Приморья: «В Арсеньеве закрыли филиал на Калининской 24», «В Уссурийске тоже сократили количество банкоматов», «Находка аналогично — закрывают, убирают», «В Дальнегорске тоже убирают банкоматы». Кроме того, в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре, та же самая ситуация.

Однако нашлись и те, кто не видит в сокращении отделений и количества банкоматов попыток к бегству: «Это нормальное явление, мы, как весь цивилизованный мир, постепенно переходим полностью на безналичный расчёт. Так к чему столько оборудования по городу? Его ведь надо обслуживать, а это доп.затраты. Отделения банка тоже надо содержать».

Стоит отметить, что несколько дней назад в центре Владивостока на Мордовцева 3 открылся офис Сбера нового формата. Теперь получить банковские услуги, отправить или получить посылку, записаться на прием к врачу, заказать лекарства – все это теперь можно сделать там. Одним из первых с новыми возможностями обновленного офиса познакомился первый заместитель главы администрации Владивостока Сергей Дмитриенко.

«Сбербанк давно является надежным партнером администрации города, мы с удовольствием сотрудничаем по различным направлениям. Из недавних совместных проектов можно назвать помощь в строительстве фонтана нового формата на центральной площади Владивостока. Такая помощь неоценима. Надеюсь, что новые офисы Сбера будут развиваться, украшать город и станут по-настоящему полезны его жителям», – сказал Сергей Дмитриенко.

Он уточнил, что банк также принимает активное участие в озеленении города, участвуя в проектах по высадке деревьев.

«Сегодня мы развиваемся как большая экосистема и становимся помощником по решению текущих задач наших клиентов, – говорит управляющий Приморским отделением Сбербанка Сергей Радюшкин. – Наша главная цель — сэкономить время клиентов, чтобы они могли потратить его на более важные задачи, чем повседневные дела. У нас можно получить не только качественные банковские услуги, но и ряд сервисов экосистемы Сбера. Например, получить посылку, выпить кофе, познакомиться с новыми девайсами и гаджетами, онлайн заказать лекарства в ЕАптеке и даже записаться на прием к врачу».

В новом офисе представлены современные банкоматы, которые имеют три варианта обслуживания: бесконтактный, контактный и биометрический — без банковской карты. Сокращает время проведения операций по выдаче наличных средств электронный кассир — TSR. Умный прибор, заменяющий человека, производит не только прием и выдачу наличных, но и проверяет банкноты на подлинность, сортирует их по номиналу. Теперь операционист может выдать клиенту наличные сразу по запросу, не отправляя в кассу – это ускоряет получение услуги.

Напомним, что администрация Владивостока и Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве на полях ВЭФ-2021.

Otvprim.ru обратилось за официальным комментарием к представителям Сбербанка на территории Приморского края:

Сбербанк, принимая во внимание изменчивость клиентского спроса на местах, на постоянной основе проводит процесс реформатирования сети офисов. Профильные подразделения банка при помощи сложных алгоритмов оценивают рентабельность, загруженность и социальную значимость каждого из них за длительный период времени.

Там, где спрос растёт или сохраняется — мы открываем новые, более эффективные отделения. Они разработаны с учетом потребностей и ожиданий наших клиентов – помимо совершения привычных операций в филиальной сети Сбера теперь можно получить широкий спектр небанковских услуг и приобрести продукты экосистемы на выгодных условиях.

Там же, где спрос падает, мы проводим изменение формата отделения или объединяем офисы. При этом учитывается как необходимость офиса для жителей конкретного населенного пункта, так и расположение соседних отделений банка. Обязательным условием также остаётся сохранение шаговой доступности офиса для клиентов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *