Что случилось с бабси мы дети со станции зоо
Живой Берлин
Юность многим помнится как темное, ночное, смутное время. Фильм «Я Кристина» («Мы дети станции Зоо») 1981 года — для тех, чья юность пришлась на темноту. Детство кончилось, больше не нужно рано ложиться спать, и перед подростком открывается ночь — с ее огнями, соблазнами, угрозами.
Фильм «Я Кристина» — о детях и наркотиках, это факт. Но смотреть его как «социалку» скучно, не нужно, да и не получится. Это фильм об отчаянной юности, когда из нежного детства мы падаем в самое пекло взрослой жизни. Фильм о ночном Берлине 1970-х, потерянном в сигаретном дыму и усыпанном шприцами. Фильм о поколении, родившемся в начале 1960-х — и погибшем в 20, 17, 14 лет. И о двуликости свободы, которая сначала сладко манит, а потом искажается до мерзкой гримасы.
Главную героиню фильма играет Натя Брункхорст. Актриса подобрана бесподобно: каблуки и накрашенные губы превращают ее во взрослую красотку, а маечка-трусики делают ее десятилетней девочкой, вызывая жалость и умиление. Таков и есть ее возраст сейчас: она на грани между детством и взрослой жизнью. Она живет в Берлине с матерью, сестрой и котом. Презирает отца, с которым мама разошлась. Впрочем, нового друга мамы она презирает тоже. Ей противно находиться дома, и она уже научилась врать — о том, куда она идет, когда и с кем.
На самой модной дискотеке Берлина, где слушают тяжелый рок, пьют, курят, нюхают и колются, она знакомится с парнем по имени Детлеф. Он уже сидит на героине. Вслед за ним Кристиана начинает нюхать, а потом и колоться. К концу фильма нежная девочка превратится в полутруп, жаждущий только дозы. Ее лучшие друзья погибнут. Сама она выживет почти чудом. А ведь как поначалу манила свободой ее новая жизнь!
Случайно вышло, что два журналиста провели с ней длинную беседу. Так получилась книга-автобиография под названием «Я, мои друзья и героин», ставшая бестселлером. В 1981-м она была экранизирована режиссером Ули Эделем. В 2013-м вышла еще одна книга Кристианы Фельшеринов — «Моя вторая жизнь». Речь в ней идет о жизни без наркотиков.
За всю картину Кристиана улыбнется всего три раза. Первый раз — на той самой дискотеке. Ради этого Кристиана чуть ли не в первый раз накрасила губы и переобулась в обувь на каблуках, сложив в пакетик кроссовки. Подруга-старшеклассница помогла пройти в клуб. Сколько новых парней и девчонок! Там выпивают, там целуются, а вон там передают друг другу и исчезают в туалете. Кристиана бродит по залам и коридорам, вглядываясь в новый мир, — и улыбается.
Второй раз девочка улыбается при виде афиши концерта обожаемого ею Дэвида Боуи. К слову, Боуи написал для фильма музыку, а сцена его выступления снималась на настоящем концерте певца. В те годы в молодежной среде Берлина он был суперзвездой. Тогда, на концерте, Кристиана еще не попробовала эйдж. Спустя несколько месяцев она не задумываясь продаст драгоценные пластинки кумира, чтобы собрать денег на очередную дозу.
Третья улыбка Кристианы — после первой близости с Детлефом. Актер Томас Хауштайн тоже подобран блестяще. Мальчик такой же юный, как она сама, такой же хрупкий и нежный. И хотя он зарабатывает на наркотики с помощью гомосексуальной проституции («Я хожу на станцию Зоо…»), этой ночью под одним одеялом он — Ромео, а она — Джульетта, и нет ничего чище, чем их неумелая первая любовь. Он гладит ее лицо, смотрит в глаза, и девочка улыбается. Пожалуй, именно ради этого момента она так ждала новой взрослой жизни. Как все девочки, она ждала настоящего взаимного чувства. Вот оно пришло.
— Нам надо перестать колоться.
— Да. И тебе не надо в это втягиваться.
— Я не хочу, чтобы ты умер.
И она улыбнулась. В третий и последний раз за весь фильм.
Утром они проснулись, начали целоваться и снова занялись любовью. Камера отъезжает к распахнутой двери, дальше в коридор, где на полу сидит парень, мокрый от пота и боли, и вкалывает шприц в вену на щиколотке, а рядом с ним, тоже на полу, голова другого — уже под кайфом. Странно, но в этой мешанине — когда в одной квартире при открытых дверях занимаются сексом, принимают наркотики, ходят в одних трусах — нет мерзости. По крайней мере в том случае, если ты, зритель, провел свою молодость бурно. Тогда разве казалось тебе мерзостью студенческая вечеринка, где курят, пьют, целуются, тошнит в ванной, а заперся в туалете?
Фильму не стоит приписывать гениальность. Но он врезается в память кадрами. В самом начале знакомства Кристианы с новым миром есть короткий момент: подростки после ночной дискотеки, украв деньги из игрового аппарата, сбежали от полиции на крышу здания и встречают там серый, влажный берлинский рассвет. Замершие фигуры расставлены вдоль парапета, как в театральной мизансцене. Несколько одиноких силуэтов с сигаретой, две пары, застывшие в объятиях… Усталые силуэты на фоне светлеющего неба. Греческие изваяния ХХ века. Дети Бога, которым некуда идти.
Но это все сладости. Горького в фильме полно. Больше всего жалости вызывает сцена ломки, когда Кристиана и Детлеф пробуют вместе отказаться от эйдж. Они заперлись в комнате Кристианы, легли в постель в кофточках и трусиках. Два маленьких ребенка, скорчившихся на мятой простыне в своем страшном несчастье. Через несколько часов их будет тошнить, знобить, они будут кашлять и хрипеть. В дрожи Кристиана находит торчащий кусочек обоев и начинает нетерпеливо отдирать его. Под слоем открываются старые обои с мишками. Значит, эта комната была ее детской. Такая вот метафора чистоты и детства, к которому в полубессознательном состоянии рвется Кристиана.
Ей, Бабси, дожившей до 14, друзьям Детлефа, умершим в 17, «и всем другим, которым не хватило сил и удачи, чтобы выжить», посвящается фильм.
Ваше отношение к картине будет меняться — в зависимости от того, кто вы, сколько вам сейчас лет и какой была ваша юность. Если вы стары, а в юности были пай-мальчиком или пай-девочкой, вас не заинтересует такой фильм. Если у вас уже есть свои дети, вы сожметесь от ужаса и жалости к персонажам и страха за своего ребенка. Если ваша молодость начиналась бурно и еще не завершилась вполне, то вы вспомните это чувство, свойственное только юным: смелость, всемогущество, полная власть над собственным телом и эксперименты с ним. Ты не боишься боли, крови, шума. Когда тебе 17, ты можешь все. И выжить тоже.
Заглавная мелодия фильма на немецком языке
В оформлении использованы кадры из фильма «Я Кристина»
(нем. Christiane F. – Wir Kinder vom Bahnhof Zoo), ФРГ, 1981 ■
«Мы, дети станции Зоо»: погружение в наркотический ад
Кристиана (Яна МакКиннон) — девочка-подросток, чьи родители переживают кризис отношений. У Стеллы (Лена Урзендовски) мать-алкоголичка, которая водится с отвратительным мужиком. Бабси (Леа Дринда) умеет общаться с умершим отцом и пытается вырваться из оков консервативной бабушки. Бенно (Микеланджело Фортуцци) не задумывается о будущем и живет сегодняшним днем. Аксель (Йеримиас Мейер) стремится быть самостоятельным и делает успехи на работе, вот только Штази все время «следят» за каждым его словом. Майки (Бруно Александр) пытается добиться того, что ему не нужно, и это ни к чему хорошему не приведет. Все они — дети станции Зоо в западном Берлине 70-х. Начинающие наркоманы, которые все глубже опускаются к тому месту, с которого ради дозы можно пойти на что угодно.
«Мы, дети станции Зоо» (сериал, 2021, вышел)
Wir Kinder vom Bahnhof Zoo
Режиссер: Филипп Кадельбах
В главных ролях: Яна МакКиннон, Анджелина Хэнч, Себастьян Урцендовски, Валери Кох, Ник Хэлилай, Тони Аранго, Дмитрий Шаад, Бернд Хёльшер, Герхард Либманн, Лена Урцендовски
Где смотреть: more.tv
На самом деле в истории Кристианы и ее друзей нет ничего выдающегося, и на их месте могли (и были) многие, но именно эти события, отображающие дух времени, были записаны журналистами. При этом создатели перезапуска пошли дальше и вообще отказались от рамок времени. Возможно, это было сделано ненамеренно, а из-за нехватки бюджета или желания, но аутентичность 70-х заканчивается на одежде главных героев. Глянцевые ядовитые кадры, к которым глазу еще нужно привыкнуть, рисуют Берлин почти таким, каким его можно увидеть и сегодня. И как бы вскользь проглядывается мысль: подростковые беды — это не что-то, что осталось далеко в прошлом, они здесь и сейчас, и детям нужно уделять должное внимание, любовь и заботу, иначе потерянные, они рискуют погрузиться в вязкое болото, из которого выбраться будет уже непросто.
Сериал, несмотря на иногда кажущуюся лайтовость (все те же шутки про Штази и большевиков, которые непременно приедут в мае), смотреть все-таки достаточно тяжело. Темы, поднимаемые здесь, часто кинематограф обходит стороной — неудобно. Тем не менее, если закрыть глаза, проблема сама собой не уйдет. И хочется надеяться, что в 21-м веке многое из того, о чем говорит проект, уже не так актуально, но осмысливать это тоже нужно и полезно — примеры, когда общество откатывалось назад, и все вокруг делалось еще страшнее и хуже, есть и немало.
Молодость, помноженная на трудности, с которыми тебя никто не учил справляться, иногда ведет к неправильному выбору. С развитием повествования ощущение свободы сменяется наркотическим адом, в котором иногда проявляет себя ангел смерти, и вот уже ощущение легкости бытия неожиданно превращается в безысходность, причем для всех — бесконечные срывы и ломки от неполученной дозы рушат судьбы и «пациентов», и их близких, которые начинают предпринимать что-то, когда уже слишком поздно.
От того не вполне понятен посыл авторов в финале, где неправдоподобно рисуется что-то вроде хэппи-энда, по крайней мере, для некоторых из основных персонажей. И хотя ясно, что настоящая Кристиана Ф. жива и почти здравствует, однако тепло деревенской глубинки с лошадками и прочим как-то не очень соотносится с тем, что было показано до этого. Хотя, может быть, так и правильно — даже в самых плохих ситуациях всегда должна оставаться надежда. 7/10
Рецензия на сериал «Мы, дети станции «Зоо» про наркозависимых подростков
Кадр из сериала «Мы, дети станции Зоо» (2021)
«Мы, дети станции «Зоо» — что это вообще такое?
Изначально — книга журналистов издания Stern, основанная на серии интервью с наркозависимой девочкой Кристианой Фельшеринов. В 70-е годы, когда Кристиане было около 14 лет, она, как и многие берлинские подростки, пристрастилась к героину. А вскоре после этого была вынуждена заняться проституцией — иначе подростку было не заработать на дозу. В те годы дети, вовлеченные в этот процесс, собирались около вокзала «Зоологический сад», главного транспортного узла Западного Берлина. Отсюда и название романа. К слову, этой же локации посвящена известная песня группы U2 «Zoo Station» с альбома «Achtung Baby».
Кадр из фильма «Я Кристина» (1981)
История Кристианы стала большим потрясением для тогдашнего немецкого общества. До выхода книги проблема наркозависимости и проституции среди детей и подростков не привлекала к себе такого внимания. Журналисты Stern обратились к Кристиане, когда она в качестве свидетельницы участвовала в суде над бизнесменом, который пользовался сексуальными услугами детей и расплачивался с ними героином. Сперва репортеры рассчитывали на двухчасовую беседу, однако в итоге общение с девочкой растянулось на два месяца. За это время она в подробностях рассказала историю почти всей своей 15-летней жизни.
Сама Кристиана не участвовала в непосредственном написании «Мы, дети станции «Зоо», но при этом повествование в романе ведется от первого лица. Вероятно, этот прием частично ответственен за большой успех публикации: книга стала самым продаваемым немецким нон-фикшном послевоенного периода и 95 недель продержалась на первой строчке списка бестселлеров Stern.
Кадр из фильма «Я Кристина» (1981)
В 2013-м Кристиана выпустила уже самостоятельно написанную автобиографию «Я, мои друзья и героин», где описывалась ее судьба после выхода фильма. Там она рассказала, что в конце 80-х заразилась гепатитом С из-за контакта с нестерильной иглой и что страдает от цирроза печени. По признанию Кристианы, с помощью своей книги она в числе прочего надеялась отвратить читателей от наркотиков — еще сильнее, чем «Мы, дети станции «Зоо». С 2014 года Фельшеринов почти не дает о себе знать. В одном из последних интервью женщина говорила, что уверена в своей скорой смерти.
Там что-то было про фильм.
Да, книгу о Кристиане экранизировали в 1981 году. Лента стала большим хитом — и, пожалуй, еще большим шоком для аудитории, чем роман: режиссер Ули Эдель не побоялся включить в картину ряд крайне натуралистичных эпизодов. Во многом бешеная популярность фильма была обусловлена активным соучастием Дэвида Боуи. У певца только-только закончился так называемый «берлинский период», в ходе которого были записаны альбомы «Low» (1977), «Heroes» (1977) и «Lodger» (1979).
Концерт Дэвида Боуи во Франкфурте-на-Майне, 1978 год
Hans H. Kirmer/Global Look Press
Боуи, очень заинтересовавшийся историей Кристианы, предоставил для ленты свою музыку — она играет важную роль в повествовании (в ту пору британец был любимым музыкантом девочки). В фильме даже есть сцена выступления Боуи на арене «Дойчландхалле», которое действительно прошло весной 1976 года в рамках тура в поддержку пластинки «Station to Station» — и которое действительно посещала маленькая Фельшеринов. В год премьеры фильма «Мы, дети станции «Зоо» (также известен под названием «Я Кристина») песни Боуи, использованные в картине, были изданы отдельным саундтреком.
А что сейчас?
Теперь по мотивам истории Кристианы сняли сериал. Это уже не такая дословная экранизация, как полный метр 1981 года: в шоу много художественного вымысла, о чем сообщает дисклеймер в начале каждой серии. Действие по прежнему разворачивается в Западном Берлине 70-х (как бы), однако вместо сумрачно-нуарного город оказывается пестрым, конфетно-сказочным; обшарпанные квартирки вдруг смотрятся не депрессивно, а чуть ли не модно. Как бы — потому что авторы шоу решили не ограничиваться одним из двух вариантов: оставить все как было и взять на вооружение ретро-оптику — или перенести события в наши дни. Вместо этого сериал шалит с анахронизмом. Рок-шлягеры 60-70-хх перемежаются современным арт-попом (селекция не то чтобы ровная, ну да бог с ним, зато Боуи). А внутренности клуба Sound не отличить от «Бергхайна» или того же «Мутабора» — и ставят там еще не изобретенные техно и электро.
Изменения касаются не только цветовой палитры и примет времени, но и тона повествования в целом. Теперь «Мы, дети станции «Зоо» больше напоминает подростковые хиты «Эйфория» и «Молокососы», чем беспросветные «Груз 200» и «Реквием по мечте» (впрочем, легким шоу не назовешь, жестоких и жестких сцен тут достаточно). Кроме того, исчез пафосный алармизм, казавшийся необходимым в 1981 году, а сегодня выглядящий столь же нелепо и чрезмерно, как твиттерские атаки Евгения Ройзмана на наркопотребителей.
«Мы, дети станции Зоо»: фальшиво-гламурная жизнь наркоманов
Sobesednik – о новом сериале в онлайн-сервисе Amazon о немецких подростках, подсевших на героин
Западный Берлин, 70-е. Несколько подростков посреди ночи кружатся на цепочном аттракционе с яркой иллюминацией, упиваясь недлительным наркотическим трипом и мгновениями юности, когда тебе 14 и весь мир, кажется, у твоих ног.
Кристиана терпит насмешки в классе, переживает первую неудавшуюся влюбленность и видит, как брак ее родителей с каждым днем трещит по швам. Школьная звезда Стелла надеяться, что ее мать излечилась от алкогольной зависимости, и становится жертвой изнасилования клиентом их бара. Жизнь кукольной Бабси из высшего общества проходит под четким присмотром ее авторитарной бабки. Долговязый Михи любовно поглядывает на своего друга Бенно, пока тот пытается спасти любимого пса. Алексис усердно трудится на заводе и мечтает вместе с Кристианой попасть на концерт своего кумира Дэвида Боуи. Несмотря на разный социальный бэкграунд, у всех героев есть общая цель – достать денег на очередную дозу наркотика.
Вокзал «Зоологический сад» – важный транспортный узел Берлина. В 1952 году он стал единственным транспортным узлом дальнего сообщения, а в 1970 – главным местом для сбора подростков-наркоманов, зарабатывавших деньги проституцией. Зоопарк, находившийся неподалеку от станции, был окружен стеной, что явилось своего рода символом Западного Берлина – жизнь в городе была похожа на огромную клетку, в которую заперли множество людей.
В 1981 произведение экранизировал Ули Эдель. Мрачная малобюджетная картина о потерянном поколении Берлинской молодежи приобрела статус культовой, хотя ее обвиняли в изображении Западного Берлина как города секса, наркотиков и экспериментальной музыки. Во многом употребление Кристианой запретных веществ рассматривалось как отражение людей, застрявших в городе, который был изолирован от остальной Германии.
С тех пор многое изменилось: Берлинская стена давно рухнула, уровень жизни в Германии повысился, однако тема злоупотребления наркотиками и подростковая проституция до сих пор не теряет своей актуальности.
В 2021 году платформа Amazon Prime Video выпустила свою версию произошедшего с детьми со станции Зоо. В сериале Филиппа Кальдебаха действие все так же разворачивается в 70-х годах, но это уже не играет роли. Создатели намеренно размывают временные рамки, чтобы сделать историю максимально универсальной – треки Дэвида Боуи перемежаются с хитами последних лет, подростковый язык начинен сленговыми фразами обоих эпох, а сам город совершенно не выглядит обойденным цивилизацией. Если в версии Эделя Берлин наркозависимой молодежи заключался в бесприютных подземных переходах, серых улицах и подъездах, от которых выть хочется, то город Кальдебаха переполнен яркими красками и огнями, в котором депрессия, кажется, в принципе невозможна.
С другой стороны, сериал более подробно описывает печальные события 70-х и не теряет связь с семейной проблематикой, которая, в общем-то, и вынуждает героинь пойти во все тяжкие, а родителей – еще раз задуматься, достаточно ли внимания вы уделяете вашим детям. Большой плюс видится и в том, что авторы не прибегают к морализаторству. Впрочем, будем надеяться на благоразумие современной молодежи – нам еще со школьной скамьи твердят, что эксперименты с наркотиками никогда не приводят ни к чему хорошему.
Первые наркотики в 13 лет, а проституция с 14. Фильм про юную наркоману Кристиану.
Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я хочу вам рассказать о фильме «Я Кристина. Мы дети со станции Зоо».
Общая информация:
Краткое содержание:
Я Кристина. Мне 14 лет. Большинство моих друзей наркоманы. Первый раз я попробовала наркотики, чтобы понять, зачем их принимает мой парень… С тех пор прошло несколько месяцев.
Я устала каждый день искать дозу. Я и мой парень пробовали завязать… Трое моих знакомых уже умерли. Неужели я следующая?
Как вы уже поняли, фильм о юной наркоманке Кристине. Он снят по одноименной книге «Я Кристина». Это реальная история девушки, которая жила в Германии в 70е годы.
Кристина любит зависать в клубе Саунд. По слухам, это была самая модная дискотека в Европе. Туда приезжали такие звёзды, как Мик Джаггер и Дэвид Боуи.
Ужасно смотреть на то, как детей корёжит от ломки.
Главная героиня на героине является фанаткой Дэвида Боуи. В 70е года Боуи был наркозависимым и приехал в Берлин лечиться. К этому фильму он сделал саунтрек, и на протяжении всего фильма играет музыка Боуи. Подобрали они музыку довольно печальную, которая фильм делает ещё более депрессивным.
Большое внимание в фильме уделено взаимоотношениям между друзьями и парнем. Наркоманы дружные ребята, оказывается.
Кристина выглядит неплохо в начале фильма, но к концу фильма, когда долгое время страдает от зависимости, выглядит уже не так привлекательно.
А вот что происходило неоднократно на глазах Кристины. Меня удивляло, что она была единственным человеком, проявляющим сочувствие к чужим людям.
Внешний вид друзей Кристины болезненный. Смотреть на них неприятно и просто страшно, это как живые мертвецы.
Чтобы заработать себе деньги на дозу, дети занимались проституцией. Все это происходило на станции Зоо, она находилась на окраине города.
Кстати, эта станция стала неким культурным явлением, т.к. к ней отсылались многие музыканты. Также упоминание станции есть в романе Вишневского «Одиночество в сети».
«Зоологический сад», «Зоосад», Bahnhof Zoo – главный транспортный узел Западного Берлина, состоящий из железнодорожной станции дальнего следования и станции метро под зданием вокзала
Не смотря на депрессивную обстановку, операторская работа хорошая. Видно, что оператор играет с фокусировкой, иногда делает фон размытым. Просто взгляните на это
Моё отношение к истории Кристины
ИТОГ
Для меня тема наркотиков неприятная, т.к. родители воспитали во мне моралиста в этом отношении. До просмотра этого фильма, я не особо понимала, чтого в нарко зависимости ужасного, ведь много великих людей, которые будучи наркоманами, создавали шедевры или делали открытие. Теперь, понимаю, что я лучше ничего не сделаю великого для этой планеты, но никак не буду сталкиваться с данными веществами. Фильм сделал хорошую промывку мозгов и дал пищу для размышления, но при этом остался неприятный осадок.